Гравицапа - что это такое в фильме "Кин-дза-дза!"? Откуда взялось слово "гравицапа".

В фильме «Кин-дза-дза» много аналогий с советской действительностью. Но что касается технических изобретений будущего, многие смотрятся комично. Взять, к примеру, гравицапу. Что это такое? Деталь межпланетного корабля или вечный двигатель? Без нее невозможно совершать мгновенные перемещения в пространстве, но можно летать в линейной плоскости.

Известно, что даже с гравицапой невозможно достигнуть галактик Антитентуры. Значит, она не работает как универсальное средство для любого перемещения.

Движется, нарушая законы физики

Интерес к вечному двигателю всегда сопровождал человечество. В двадцатом веке этот термин, как морально устаревший, был заменен на «безопорный движитель». И даже было создано несколько моделей, которые демонстрировали получение тяги как будто из ничего.

Принято считать, что двигатель создает энергию, работает на одном из видов топлива и лишь подобное устройство достойно носить это название. Теоретический движитель только преобразует энергию, не вступая в контакт с топливом, и является закрытой системой. Поскольку научных доказательств существования такого устройства нет, говорят о похожих на него моделях.

Это космические паруса, двигатели Вудварда, Бассарда, фотонный, субварп, темный и электромагнитный.

Инерциоид

Еще одно название необычного устройства - инерциоид. Это механизм, создающий тягу с помощью перемещения своих частей. Например, известен инерциоид Толчина. Это механизм, действие которого обусловлено несколькими физическими законами. Он включает в себя специальные детали и пружины. Существует целая классификация их видов: с различными грузами, рычагами и другими движущимися частями.

Официальная наука не признает возможность создания настоящего инерциоида. Несмотря на это, многие энтузиасты поглощены идеей создать действующую модель. Почему к инерциоидам такой большой интерес?

Способы передвижения почти всех средств, которые создал человек, основаны на использовании опоры. Это твердая поверхность, вода или воздух. А в космосе реактивная тяга создается путем сгорания топлива, которое быстро заканчивается. Идея создания аппарата, который не отбрасывал бы часть самого себя для создания движения, и стала вдохновляющей для авторов инерциоидов.

Гравицапа как вечный двигатель

Если отбросить в сторону все физические законы и помечтать о бестопливном космическом корабле, то можно прийти к следующему обоснованию гравицапы:

  • Теория поля, а также другие законы разделов квантовой механики и ядерной физики ничуть не нарушаются при ее работе. Это означает, что в локальных взаимодействиях, будь то молекулярные или атомные, сохраняется и энергия, и импульс. Относительно энтропии вопрос не стоит - он вынесен за пределы рассмотрения.
  • Безопорная сила, вырабатываемая гравицапой, создается множеством импульсов, составляющих в сумме некое число, для которого еще сохраняются аксиомы арифметики. Это гипотетическое число Мизугадро. Оно предлагается с 2010 года в пример нарушения закона сохранения импульса.
  • Если соблюдается принцип относительности, то явление нарушения сохранения импульса исследуемого аппарата доказывает существование числа Мизугадро.

Если экспериментальные исследования подтвердят работу гравицапы, иронизируют журналисты, то ученые наконец докажут: вытащить себя за волосы из болота вполне реально. Недаром Р. Распэ описал подобный случай с бароном Мюнхгаузеном. Принцип относительности Галилея не противоречит тому, что гравицапа - это такой вариант вечного двигателя. Но перейдем к нашему времени.

Гравицапы двадцать первого века

Космические устройства, способные передвигаться без выброса рабочего тела, с легкой руки создателей фильма сейчас именуют термином "гравицапа". Что это такое, знают разработчики аппарата. Правда, они утверждают, что есть более эффективные варианты движителей. Но уж очень хорош термин, изобретенный режиссером Данелией.

Сотрудники, работающие над созданием таких кораблей, уверены: необходимо добиться направления тяги аппарата против направления вращения нашей планеты. Тогда скорость его торможения составит огромную цифру порядка 10 6 метров в секунду. При этом будет достаточно небольшого усилия, чтобы получить небывалую мощность в мегаватт.

Эксперимент НПЦ Хруничева

Под эгидой космических исследований с 2001 года ведутся работы по созданию действующей модели вечного двигателя. На одну из разработок было выдано свидетельство об изобретении устройства, которое может преобразовывать момент вращения в поступательный.

На спутнике «Юбилейный» были проведены эксперименты разработки коллектива ученых, носящей рабочее название «Гравицапа». Была поставлена цель добиться изменения параметров его орбиты. Посредством инерциоида не удалось достичь каких-либо изменений параметров движения спутника.

В интервью для СМИ руководитель института В. Меншиков обосновал теорию работы аппарата, добавив, что на земле уже были проведены испытания. Он, в частности, рассказал о принципе действия устройства. Оно работает благодаря движению внутри него некой субстанции, которая может быть жидкой или твердой и имитировать траекторию торнадо.

В сентябре 2013 в СМИ появилась сенсационная информация о китайском безинерционном движителе EmDrive. Поначалу он вызвал иронию примитивной конструкцией. Его сравнивали с усеченным ведром и тоже назвали гравицапой. Что это такое, не на словах, а на деле объяснил румынский изобретатель Берча Джулиан. Он спаял такой же работающий аппарат в домашних условиях.

Устройство имеет так называемый магнетрон, посредством которого создаются микроволны. Они создают колебания. Те, в свою очередь, имеют небольшую энергию, которая накапливается резонатором. Затем она преобразуется в тягу. Создатели утверждают, что при этом не используется топливо и отсутствует реактивный выброс. EmDrive испытывали также и в условиях вакуума, о чем НАСА дал подробный отчет. Реакция российских ученых неоднозначна. Наряду с критическим отношением встречаются и положительные отзывы.

Еще один изобретатель безтопливного двигателя - Джон Сирл. Созданный им «левитирующий диск» пролетел от Англии до Австралии за 30 минут

Фото: Keystone Pictures USA/ZUMAPRESS (TASS)

Шауэра нарушает земные законы, но работает, обещая доставить нас на луну за четыре часа. Странный агрегат тестируют по всему миру и пока не знают, как к нему относиться.

Британский инженер Роджер Шауэр, автор двигателя, для которого не нужно топливо, основал в 2001 году компанию для разработки своей идеи и умудрился за эти годы обратить в свою веру массу ученых и технарей, поначалу воспринявших ее в штыки. С возмущением и ярым желанием вывести зарвавшегося англичанина на чистую воду строили они по всему миру аналоги его двигателя и в итоге констатировали: работает. Перед суровой правдой эксперимента пали инженеры Великобритании, Германии, Китая и сотни энтузиастов по всему миру. А пару лет назад пало и НАСА. Китай тоже вроде как в деле - в начале осени появились сообщения о создании тамошними учеными работающего прототипа двигателя и о скором его тестировании в космосе.

В космос на ведре

А по логике, всего этого быть не должно. Ведь принципы работы EmDrive нарушают фундаментальные законы физики, по которым, чтобы создать движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться, а чтобы отправить в дальний полет что-нибудь нужное, надо при этом выбросить в противоположном направлении что-нибудь ненужное. У Шауэра технология безотходная: в волноводе, выполненном в виде усеченной пирамиды, запаянной с обоих концов, ходит электромагнитная волна - от одного торца к другому. Будь у них один диаметр, била бы она в оба торца одинаково, но поскольку размер разный - длина волны изменяется.

Как напоминает Шауэр, импульс, передаваемый волной при отражении, пропорционален ее длине. В итоге импульс на более широком торце будет меньше, чем на узком - и появляется тяга. Без выбрасывания всякого реактивного «мусора».

Как уже было сказано, эту «гравицапу» (гравицапа - важная деталь пепелаца, космического аппарата из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», позволявшая совершать межгалактические перемещения. - «ВМ») тестировали не единожды - в одном только НАСА несколько раз. Вердикт каждый раз был примерно такой: «Она и правда работает! Но как?!» И пока скептики разбираются с тем, почему фурычит то, что фурычить не должно, энтузиасты смакуют открывающиеся перспективы.

Они действительно захватывающие, - сказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. - Ведь получается, что на отправку в полет космического корабля не понадобятся тонны стандартного топлива - одного хорошего аккумулятора вполне хватит. Кроме того, достижение 2-й космической скорости (она нужна кораблю, чтобы преодолеть земное притяжение) требует сейчас от аппарата весьма прихотливой траектории. С двигателем Шауэра корабль будет перемещаться как по маслу - с любой скоростью и по любой выбранной кривой.

А еще аномальное английское «ведро» обещает сделать для нас полной банальностью путешествие на Луну. Посещение спутника станет чем-то вроде поездки из Москвы в Ярославль на поезде: четыре часа в пути - и можно уже прыгать замедленными прыжками по кратерам, что твой Армстронг.

Срочно требуется Келдыш

«Электричка» - это вообще, похоже, передовой транспорт. Причем в галактических масштабах:

Есть довольно серьезные основания полагать, что техногенные НЛО (не путать с галлюцинациями, мистификациями, «взрывами болотного газа» и прочими фантазиями) используют для полета электромагнитные волны, - объясняет Александров. - На это еще в 1970–1980-х годах обратил внимание профессор МАИ Феликс Зигель, дотошно исследовавший этот феномен с чисто утилитарной целью - научиться летать, как они. Например, накопились уже тонны свидетельств того, что близкий полет этих агрегатов серьезно нарушает работу земных электроприборов - от лампочек и автомобильной сигнализации до радиолокаторов.

То есть от них действительно исходит довольно мощный электромагнитный импульс. Не стоит забывать и про то, что ЭМ-поле гораздо гибче в управлении, им гораздо проще манипулировать, чем, например, какими-то механическими процессами. Добавьте к этому аэродинамику (в отличие от всех остальных форм крыла, дисковая форма устойчива на всех углах атаки) - получается оно самое, НЛО. И вполне возможно, что EmDrive - это та самая предтеча, которая позволит нам поднять на совершенно иной уровень земную авиацию и космонавтику.

Кто выступит в авангарде двигательной революции, пока не понятно. Но России, похоже, там не будет.

У нас все попытки развернуть работы по этой теме уходят в песок. Например, еще в 1999 году мне точно такую же схему излагал один толковый радиоволновик. Мы попытались рыпнуться в профильные институты, я лично, работая тогда в весьма серьезном космическом заведении, забрасывал руководство докладными записками - тщетно. Мне говорили «cпасибо», и на этом дело заканчивалось. Ведь визуально там нарушение закона сохранения импульса, на такие вещи у РАН реакция просто истерическая, а по всем нормативам без одобрения академии хода разработке нет.

А сейчас все еще печальнее: какую научную отрасль ни возьми, руководство на всех уровнях, начиная с начальников отделов, вообще не оперирует понятиями будущего - все заточены на текущую хозяйственную деятельность. Для того чтобы электромагнитные двигатели появились у нас, нужен кто-то харизматичный уровня Королева или Келдыша.

Не остаться на бобах

Ну, по поводу «рыпнуться и получить лишь спасибо» - в этом не только наши поднаторели. История изобретательства изобилует конспирологическими байками про противодействие таинственных сил революционным веяниям прогресса. От сгоревшей лаборатории Николы Теслы до цепочки странных смертей, косивших в начале нулевых российских ученых у нас и за рубежом.

Как правило, в качестве заказчиков в рассказах фигурируют подлые монополисты, которых хлебом не корми, а дай положить под сукно очередное изобретение, призванное спасти человечество от их всеохватных щупалец.

Прецеденты, конечно, были, чего уж там. Классическая история, говорят, случилась с одноразовыми зажигалками.

Изобретенные в 1940-х, они появились в магазинах лишь спустя 20 лет. И все из-за монополистов-спичечников, выкупивших и запрятавших куда подальше патент на их производство.

Не сильно повезло аналогичным американским трамваям - в начале 1920-х годов тамошние автокорпорации выкупили и закрыли сотни независимых трамвайных компаний, расчищая рынок для собственных бензиновых монстров.

А еще, говорят, нас лишили такой полезной штуки, как хроновизор, который в 1960-х якобы изобрел итальянский священник Эрнетти. По его словам, прибор позволял наблюдать любое событие в истории человечества путем настройки на остаточные вибрации, которые сохраняются в результате совершения любого действия.

Интересно, что в группу исследователей входил и знаменитый физик Энрико Ферми, который, будучи при смерти, заявил, что хроновизор (который к тому времени уже куда-то загадочно подевался) действительно существовал и даже работал. Конспирологи утверждают, что агрегат никуда не пропадал, а до сих пор исправно функционирует где-то в подпольях Ватикана...

Подобным историям несть числа, - говорит Александров. - Верить им или нет - право каждого. Думаю, что истина, как всегда, где-то рядом. В том числе и с загадочными смертями перспективных ученых. Все-таки причины бывают самые разные, в том числе и достаточно банальные. Например, вполне реальная вещь, когда ученые берут у кого-то деньги под свои изобретения, а когда потом спонсоры приходят и говорят «где?..», ответить гениям часто бывает нечем. Ну, а люди, которые дают деньги, имеют нехорошую привычку в таких случаях прибегать к силовым воздействиям… Что касается диктата транснациональных корпораций, то сейчас мир все-таки серьезно изменился. И замалчивать что-то, спасибо интернету, стало гораздо труднее, и сами компании сильно диверсифицировались, вкладывая серьезные деньги в самые разные отрасли - чтобы если в одном направлении случится финансовый, энергетический или какой-то другой коллапс, не остаться совсем на бобах.

Что ж, похоже, у нас есть шанс проверить, превратится ли «аномальный» двигатель Шауэра в очередную конспирологическую легенду или все-таки (рано ли, поздно ли), отправит нас на Луну или еще куда подальше.

СПРАВКА «ВМ»

Окончательную точку в истории с EmDrive намерен поставить конструктор еще одного двигателя (Cannae Drive), работающего на том же принципе, - Гвидо Петта. В этом году американец планирует запустить детище в космос, чтобы проверить его на низкой орбите.

НЕ ПОЕДЕМ, НЕ ПОМЧИМСЯ: ОТВЕРГНУТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ, О КОТОРЫХ МАЛО КТО ЗНАЕТ

Двигатель Марсоля

В 1950-х годах Жан Марсоль запатентовал молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. Вскоре после публикации заявки на патент он погиб вместе с членами семьи и сотрудниками лаборатории. Считается, что к этому приложили руку транснациональные нефтяные монополии.

Диски Шарля

Английский электромонтер Джон Шарль в 1946 году открыл новый эффект электромеханики: в быстро вращающемся диске появлялась радиальная электродвижущая сила с вертикальным вектором.

Чтобы увеличить эту силу, он стал намагничивать диски. Однажды блок колец оторвался от раскручивающего их мотора и сначала завис в 1,5 метра над землей, постоянно наращивая обороты, а потом начал подниматься. В итоге, раскрутившись до сумасшедшей скорости, блок улетел в голубые дали. Побочным эффектом эксперимента оказалось прекращение радиосвязи и выключение радиоприемников в ближайшей округе. Позже Шаль научился управлять «разгоном» этих дисков. Однако английские ученые высмеяли «неуча», а местная энергослужба предъявила гигантский счет за использование электроэнергии, хотя у Шарля была собственная электростанция, и в итоге упекла его в тюрьму. Все оборудование и приборы уничтожили, а дом сожгли.

Бестопливный двигатель Клема

В 1972 году Ричард Клем (штат Техас, США) работал с оборудованием, распыляющим и закачивающим жидкий асфальт, и заметил, что асфальтовый конический насос после отключения электропитания продолжает работать еще до получаса. В итоге появился двигатель, который не требовал топлива. Клем никогда не подавал заявку на патент, поскольку конструкция его мотора была разработана на основе ранее запатентованной конструкции насоса. Большая угольная компания подписала с ним контракт на продажу мотора, после чего Клем скоропостижно умер, а все упоминания о двигателе моментально прекратились.

Установка Филимоненко

В начале 1950-х годов Иван Филимоненко изобрел устройство, которое сейчас называют реактором холодного ядерного синтеза, а в то время было названо гидролизной установкой термоэмиссии (фото 5). Работу поддержали Курчатов, Королев и маршал Жуков.

В 60-х автор подал заявку на изобретение, но экспертная комиссия решила, что работа установки противоречит законам физики. Высокие покровители уже были не у дел (кто-то умер, кто-то был в опале), так что Филимоненко отстранили от должности, и все работы были прекращены.

«Тестатик» Баумана

Швейцарец Пауль Бауманн придумал странный двигатель, напоминающий обычную школьную электростатическую машину с лейденскими банками: два акриловых диска с наклеенными на них 36 узкими секторами из тонкого алюминия вращались в разные стороны. После запуска диски продолжали вращаться самостоятельно неограниченно долго. На основе машины был построен генератор.

Безтопливный двигатель Шауэра нарушает земные законы, но работает, обещая доставить нас на луну за четыре часа. Странный агрегат тестируют по всему миру и пока не знают, как к нему относиться.

Британский инженер Роджер Шауэр, автор двигателя, для которого не нужно топливо, основал в 2001 году компанию для разработки своей идеи и умудрился за эти годы обратить в свою веру массу ученых и технарей, поначалу воспринявших ее в штыки. С возмущением и ярым желанием вывести зарвавшегося англичанина на чистую воду строили они по всему миру аналоги его двигателя и в итоге констатировали: работает.

Перед суровой правдой эксперимента пали инженеры Великобритании, Германии, Китая и сотни энтузиастов по всему миру. А пару лет назад пало и НАСА. Китай тоже вроде как в деле — в начале осени появились сообщения о создании тамошними учеными работающего прототипа двигателя и о скором его тестировании в космосе.

В космос на ведре

А по логике, всего этого быть не должно. Ведь принципы работы EmDrive нарушают фундаментальные законы физики, по которым, чтобы создать движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться, а чтобы отправить в дальний полет что-нибудь нужное, надо при этом выбросить в противоположном направлении что-нибудь ненужное.

У Шауэра технология безотходная: в волноводе, выполненном в виде усеченной пирамиды, запаянной с обоих концов, ходит электромагнитная волна — от одного торца к другому. Будь у них один диаметр, била бы она в оба торца одинаково, но поскольку размер разный — длина волны изменяется.

Как напоминает Шауэр, импульс, передаваемый волной при отражении, пропорционален ее длине. В итоге импульс на более широком торце будет меньше, чем на узком — и появляется тяга. Без выбрасывания всякого реактивного «мусора».

Как уже было сказано, эту «гравицапу» (гравицапа — важная деталь пепелаца , космического аппарата из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» , позволявшая совершать межгалактические перемещения. — «ВМ») тестировали не единожды — в одном только НАСА несколько раз. Вердикт каждый раз был примерно такой: «Она и правда работает! Но как?!» И пока скептики разбираются с тем, почему фурычит то, что фурычить не должно, энтузиасты смакуют открывающиеся перспективы.

— Они действительно захватывающие, — сказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. — Ведь получается, что на отправку в полет космического корабля не понадобятся тонны стандартного топлива — одного хорошего аккумулятора вполне хватит. Кроме того, достижение 2-й космической скорости (она нужна кораблю, чтобы преодолеть земное притяжение) требует сейчас от аппарата весьма прихотливой траектории. С двигателем Шауэра корабль будет перемещаться как по маслу — с любой скоростью и по любой выбранной кривой.

А еще аномальное английское «ведро» обещает сделать для нас полной банальностью путешествие на Луну. Посещение спутника станет чем-то вроде поездки из Москвы в Ярославль на поезде: четыре часа в пути — и можно уже прыгать замедленными прыжками по кратерам, что твой Армстронг.

Срочно требуется Келдыш

«Электричка» — это вообще, похоже, передовой транспорт. Причем в галактических масштабах:
— Есть довольно серьезные основания полагать, что техногенные НЛО (не путать с галлюцинациями, мистификациями, «взрывами болотного газа» и прочими фантазиями) используют для полета электромагнитные волны, — объясняет Александров. — На это еще в 1970-1980-х годах обратил внимание профессор МАИ Феликс Зигель, дотошно исследовавший этот феномен с чисто утилитарной целью — научиться летать, как они. Например, накопились уже тонны свидетельств того, что близкий полет этих агрегатов серьезно нарушает работу земных электроприборов — от лампочек и автомобильной сигнализации до радиолокаторов.

То есть от них действительно исходит довольно мощный электромагнитный импульс. Не стоит забывать и про то, что ЭМ-поле гораздо гибче в управлении, им гораздо проще манипулировать, чем, например, какими-то механическими процессами. Добавьте к этому аэродинамику (в отличие от всех остальных форм крыла, дисковая форма устойчива на всех углах атаки) — получается оно самое, НЛО.

И вполне возможно, что EmDrive — это та самая предтеча, которая позволит нам поднять на совершенно иной уровень земную авиацию и космонавтику.
Кто выступит в авангарде двигательной революции, пока не понятно. Но России, похоже, там не будет.

— У нас все попытки развернуть работы по этой теме уходят в песок. Например, еще в 1999 году мне точно такую же схему излагал один толковый радиоволновик. Мы попытались рыпнуться в профильные институты, я лично, работая тогда в весьма серьезном космическом заведении, забрасывал руководство докладными записками — тщетно. Мне говорили «cпасибо», и на этом дело заканчивалось. Ведь визуально там нарушение закона сохранения импульса, на такие вещи у РАН реакция просто истерическая, а по всем нормативам без одобрения академии хода разработке нет.

А сейчас все еще печальнее: какую научную отрасль ни возьми, руководство на всех уровнях, начиная с начальников отделов, вообще не оперирует понятиями будущего — все заточены на текущую хозяйственную деятельность. Для того чтобы электромагнитные двигатели появились у нас, нужен кто-то харизматичный уровня Королева или Келдыша.

Не остаться на бобах

Ну, по поводу «рыпнуться и получить лишь спасибо» — в этом не только наши поднаторели. История изобретательства изобилует конспирологическими байками про противодействие таинственных сил революционным веяниям прогресса. От сгоревшей лаборатории Николы Теслы до цепочки странных смертей, косивших в начале нулевых российских ученых у нас и за рубежом.
Как правило, в качестве заказчиков в рассказах фигурируют подлые монополисты, которых хлебом не корми, а дай положить под сукно очередное изобретение, призванное спасти человечество от их всеохватных щупалец.

Прецеденты, конечно, были, чего уж там. Классическая история, говорят, случилась с одноразовыми зажигалками.
Изобретенные в 1940-х, они появились в магазинах лишь спустя 20 лет. И все из-за монополистов-спичечников, выкупивших и запрятавших куда подальше патент на их производство.
Не сильно повезло аналогичным американским трамваям — в начале 1920-х годов тамошние автокорпорации выкупили и закрыли сотни независимых трамвайных компаний, расчищая рынок для собственных бензиновых монстров.

А еще, говорят, нас лишили такой полезной штуки, как хроновизор, который в 1960-х якобы изобрел итальянский священник Эрнетти. По его словам, прибор позволял наблюдать любое событие в истории человечества путем настройки на остаточные вибрации, которые сохраняются в результате совершения любого действия.

Интересно, что в группу исследователей входил и знаменитый физик Энрико Ферми, который, будучи при смерти, заявил, что хроновизор (который к тому времени уже куда-то загадочно подевался) действительно существовал и даже работал. Конспирологи утверждают, что агрегат никуда не пропадал, а до сих пор исправно функционирует где-то в подпольях Ватикана...

— Подобным историям несть числа, — говорит Александров. — Верить им или нет — право каждого. Думаю, что истина, как всегда, где-то рядом. В том числе и с загадочными смертями перспективных ученых. Все-таки причины бывают самые разные, в том числе и достаточно банальные. Например, вполне реальная вещь, когда ученые берут у кого-то деньги под свои изобретения, а когда потом спонсоры приходят и говорят «где?..», ответить гениям часто бывает нечем. Ну, а люди, которые дают деньги, имеют нехорошую привычку в таких случаях прибегать к силовым воздействиям… Что касается диктата транснациональных корпораций, то сейчас мир все-таки серьезно изменился. И замалчивать что-то, спасибо интернету, стало гораздо труднее, и сами компании сильно диверсифицировались, вкладывая серьезные деньги в самые разные отрасли — чтобы если в одном направлении случится финансовый, энергетический или какой-то другой коллапс, не остаться совсем на бобах.

Что ж, похоже, у нас есть шанс проверить, превратится ли «аномальный» двигатель Шауэра в очередную конспирологическую легенду или все-таки (рано ли, поздно ли), отправит нас на Луну или еще куда подальше.

СПРАВКА «ВМ»
Окончательную точку в истории с EmDrive намерен поставить конструктор еще одного двигателя (Cannae Drive), работающего на том же принципе, — Гвидо Петта. В этом году американец планирует запустить детище в космос, чтобы проверить его на низкой орбите.

НЕ ПОЕДЕМ, НЕ ПОМЧИМСЯ: ОТВЕРГНУТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ, О КОТОРЫХ МАЛО КТО ЗНАЕТ
Двигатель Марсоля
В 1950-х годах Жан Марсоль запатентовал молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. Вскоре после публикации заявки на патент он погиб вместе с членами семьи и сотрудниками лаборатории. Считается, что к этому приложили руку транснациональные нефтяные монополии.

Диски Шарля

Английский электромонтер Джон Шарль в 1946 году открыл новый эффект электромеханики: в быстро вращающемся диске появлялась радиальная электродвижущая сила с вертикальным вектором.
Чтобы увеличить эту силу, он стал намагничивать диски. Однажды блок колец оторвался от раскручивающего их мотора и сначала завис в 1,5 метра над землей, постоянно наращивая обороты, а потом начал подниматься.

В итоге, раскрутившись до сумасшедшей скорости, блок улетел в голубые дали. Побочным эффектом эксперимента оказалось прекращение радиосвязи и выключение радиоприемников в ближайшей округе. Позже Шаль научился управлять «разгоном» этих дисков. Однако английские ученые высмеяли «неуча», а местная энергослужба предъявила гигантский счет за использование электроэнергии, хотя у Шарля была собственная электростанция, и в итоге упекла его в тюрьму. Все оборудование и приборы уничтожили, а дом сожгли.

Бестопливный двигатель Клема

В 1972 году Ричард Клем (штат Техас, США) работал с оборудованием, распыляющим и закачивающим жидкий асфальт, и заметил, что асфальтовый конический насос после отключения электропитания продолжает работать еще до получаса. В итоге появился двигатель, который не требовал топлива. Клем никогда не подавал заявку на патент, поскольку конструкция его мотора была разработана на основе ранее запатентованной конструкции насоса. Большая угольная компания подписала с ним контракт на продажу мотора, после чего Клем скоропостижно умер, а все упоминания о двигателе моментально прекратились.

Установка Филимоненко

В начале 1950-х годов Иван Филимоненко изобрел устройство, которое сейчас называют реактором холодного ядерного синтеза, а в то время было названо гидролизной установкой термоэмиссии (фото 5). Работу поддержали Курчатов, Королев и маршал Жуков.
В 60-х автор подал заявку на изобретение, но экспертная комиссия решила, что работа установки противоречит законам физики. Высокие покровители уже были не у дел (кто-то умер, кто-то был в опале), так что Филимоненко отстранили от должности, и все работы были прекращены.

«Тестатик» Баумана

Швейцарец Пауль Бауманн придумал странный двигатель, напоминающий обычную школьную электростатическую машину с лейденскими банками: два акриловых диска с наклеенными на них 36 узкими секторами из тонкого алюминия вращались в разные стороны. После запуска диски продолжали вращаться самостоятельно неограниченно долго. На основе машины был построен генератор.
Сейчас Бауманн является предводителем закрытой общины из 500 человек в деревне Метерлиха (Швейцария), которая полностью запитывается электричеством от его генераторов и бдительно хранит секрет их работы.

На борту российского спутника «Юбилейный» проходят испытания «гравицапы» – движителя, который должен работать вопреки законам физики. Несмотря на в целом «положительные результаты испытаний», сдвинуть спутник со своей орбиты не удалось. И не удастся.

В то время как Россия гуляет четыре дня подряд в связи с Днем защитника Отечества, а в Ванкувере своим чередом проходят зимние Олимпийские игры, космические корабли бороздят просторы нашей Вселенной. И на одном из таких кораблей, спутнике «Юбилейный», стоит «гравицапа» – «устройство для непрерывного передвижения без расхода рабочего тела», «движитель без выброса реактивной массы».

Последние несколько недель в российском интернете слово «гравицапа» стало очень популярным, и связано это с обилием новостей про то самое устройство, расположенное на борту спутника «Юбилейный». Во многих СМИ про этот движитель рассказывал заместитель генерального директора Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева, основатель, директор и научный руководитель Научно-исследовательского института космических систем имени А. А. Максимова, генерал-майор в отставке Валерий Меньшиков. Вот справка про «гравицапу», подготовленная на основе ряда интервью Меньшикова.

ЧТО ТАКОЕ ГРАВИЦАПА?
История создания и идея работы

«Примерно в 2000 году ко мне пришел Спартак Михайлович Поляков – ученый и талантливый инженер. В одном из стихотворений, написанных за несколько месяцев до смерти, он отождествлял себя с «межзвездным странником», – рассказал Меньшиков в интервью газете «Время новостей». – Всю жизнь он работал над созданием гравитационного двигателя. Вместе с сыном Олегом Поляков попытался дополнить механику Ньютона простым уравнением, связывающим вращательное движение массы с ее собственным гравитационным полем. Я увидел у Полякова, что есть некая сила, которая позволяет поддерживать в подвешенном состоянии конструкцию весом 40 кг, и понял, что надо заниматься этой проблемой…

Как ученый я отлично понимаю, что потенциал химических двигателей исчерпан. На нем к далеким планетам мы не долетим.

Нужно делать что-то другое, использовать гравитацию, ядерную энергию или резонансный двигатель либо что-то еще – вариантов много…

Основой нового способа перемещения является неукоснительное соблюдение закона сохранения энергии и преобразования ее из одной формы в другую с неравновесным перераспределением кинетической энергии поступательного движения между частями системы. В этой части физики я не отрицаю того, что уже всем известно. Но я работаю еще и в той области, где никому ничего не известно».

Что это и зачем?

По словам Меньшикова, движитель предназначен для любого космического аппарата, особенно для наноспутников, и в этом случае масса движителя будет снижена до нескольких десятков граммов.

«Главное сейчас доказать, что он работает…

Если испытания в космосе также увенчаются успехом, движители без выброса реактивной массы в дальнейшем могут найти применение не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций, но и как индивидуальные средства передвижения космонавтов в открытом космосе, – говорит Меньшиков. – Сразу внесу ясность: мы не изобретаем вечный двигатель. Для космического аппарата «Союз-Сат-О», входящего в многофункциональную космическую систему (МФКС) союзного государства России и Белоруссии, мы разрабатывали сразу четыре типа новых двигателей: лазерно-плазменный, водяной, инерционный и абляционный. Последний мы создаем совместно с действительным членом РАН (отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления) Гарри Алексеевичем Поповым».

Запуск в космос

По информации ИТАР-ТАСС, первоначально движитель хотели испытывать на МКС, однако затем было принято решение установить его на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается более чистым. В результате он был установлен на спутнике «Юбилейный», который был запущен в мае 2008 года с космодрома Плесецк.

Ход испытаний

Последние новости о ходе испытаний «гравицапы» были обнародованы на минувшей неделе:

«Российские специалисты из Научно-исследовательского института космических систем (филиала Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева) провели завершающие испытания двигателя, основанного на новых физических принципах получения тяги. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщил сегодня заместитель генерального директора ГКНПЦ, директор НИИ космических систем Валерий Меньшиков.

«Наш двигатель сейчас остался последним работающим агрегатом на платформе малого космического аппарата «Юбилейный», – отметил Меньшиков. По его словам, накануне специалисты НИИ КС включили «гравицапу» и через 16 часов работы движителя получили телеметрию, которую планируют проанализировать в ближайшее время. «Проведем эту работу, как только изыщем из внутренних резервов несколько десятков тысяч рублей на обработку телеметрии», – пояснил директор НИИ космических систем.

Результаты первых испытаний, по его словам, были неоднозначными, «в ходе испытаний высветились некоторые проблемы, которые надо решить в дальнейшем, чтобы внести коррективы в аппарат».

Однако в целом специалисты положительно оценивают проведенный на орбите эксперимент».

Финансовый вопрос

«Все наши исследования мы выполняли, можно сказать, на общественных началах. Экспериментальные установки делали энтузиасты своими руками. Можно сейчас вновь посчитать стоимость истраченных на эксперименты киловатт-часов, полос железа и электромоторчиков», – говорит Меньшиков. ИТАР-ТАСС сообщает, что Меньшиков опроверг распространенную в СМИ информацию, что разработчики «гравицапы» израсходовали миллионы рублей бюджетных средств: «Если бы у нас было хотя бы 200–300 тысяч рублей, мы бы провели эксперимент совсем на другом уровне и получили бы более интересные результаты».

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Приведенная выше информация про «гравицапу» у любого разумного человека, особенно если он изучал физику, вызывает недоумение. Сформулируем основные спорные моменты:

– «Я работаю еще и в той области, где никому ничего не известно», – утверждает Валерий Меньшиков. О том, что этот исследователь является генерал-майором в отставке, узнать нетрудно, а вот вопрос о наличии ученой степени у господина Меньшикова остается открытым. В связи с этим утверждения о дополнении механики Ньютона «простым уравнением» в устах Меньшикова выглядят довольно сомнительно и скорее напоминают ставший в последнее время популярным анекдот: «Госдума в третьем чтении утвердила поправки в законы Ньютона».

– В тех словах Меньшикова, где «вносится ясность», что «мы не изобретаем вечный двигатель», упоминается действительный член РАН Гарри Алексеевич Попов. На просьбу корреспондента «Газеты.Ru» подробнее рассказать о работе с Меньшиковым и работе над «гравицапой» Гарри Алексеевич уточнил, что он ведет работы по созданию двигателя для космического аппарата «Союз-Сат-О», но разработкой «гравицапы» не занимается.

– Информация о том, что первоначально «гравицапу» хотели испытывать на МКС, но затем было принято решение установить её на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается более чистым, говорит сама за себя. Международное сообщество вряд ли бы оценило подобные испытания…

МНЕНИЕ АКАДЕМИКОВ

«Гравицапа» уже обращала на себя внимание комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Подробнее об отношении квалифицированных ученых к этому движителю «Газете.Ru» рассказал председатель комиссии Эдуард Кругляков. Он заявил, что «в Роскосмосе есть огромное количество здравомыслящих ученых, которые знают, что это постыдное дело». Но «гравицапа» стоит на спутнике, который является студенческим, и потому на нем может находиться практически все что угодно.

«Если бы удалось сдвинуть орбиту, шум был бы на весь мир. Но ничего этого не произошло, – говорит Кругляков. – По моим сведениям, некоторое время назад было научное собрание, на котором разбирали этот полет. Тогда Меньшиков сказал, что испытания «гравицапы» прекращаются, практически признав этим, что она не может работать. А сейчас он вновь поднял эту тему; думаю, что это связано с высказыванием Грызлова».

Напомним, что в конце января председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что многие инновационные предложения и проекты стопорятся в академии наук. «Я знаю, что в академии наук даже есть отдел по лженауке. Меня этот факт очень удивляет: как они могут брать на себя ответственность и говорить, что является лженаукой, а что нет? Это мракобесие какое-то».

Нет сомнений, что это высказывание было вызвано негативной оценкой комиссией деятельности изобретателя «вечной батарейки» и других как будто бы инновационных проектов Виктора Петрика, соавтора Грызлова по изобретению способа очистки радиоактивных вод. Впрочем, это уже совсем другая история, в которой в самое ближайшее время должна наступить развязка.

Что это такое - гравицапа? Ответ на этот вопрос является тайной для кого угодно, но только не для преданных поклонников советского фильма «Кин-дза-дза!». Искрометная комедия режиссера Георгия Данелия подарила зрителям не только минуты смеха и пищу для размышления на философские темы, но и возможность существенно обогатить свой словарный запас. Что же известно о фантастическом устройстве?

Фильм «Кин-дза-дза!»

Фантастическая комедия, создателем которой стал Георгий Данелия, была представлена на зрительский суд в далеком 1986 году. Фильм «Кин-дза-дза!» повествует о невероятных приключениях прораба Владимира Николаевича Машкова. Однажды этот обыкновенный человек отправляется в магазин за макаронами и хлебом и встречает студента в кроличьей шапке. Молодой человек подходит к нему около булочной и представляется Гедеваном. Он и привлекает внимание дяди Вовы к подозрительной личности, утверждающей, что является гостем с другой планеты. «Инопланетянин» носит с собой маленькое устройство, которое называет «машинкой перемещения».

Устройство ожидаемо срабатывает, и несчастный прораб в сопровождении студента Гедевана отправляется в удивительное межгалактическое путешествие. Он практически мгновенно перемещается на пустынную планету Плюк, которая является частью галактики Кин-дза-дза. С одной стороны, она более технически развита, чем Земля. С другой - вся техника работает очень плохо, часто выходит из строя. Машкову предстоит узнать, что далеко не все обитатели неизведанной земли настроены дружелюбно, познакомиться с местными обычаями, а также совершить множество других открытий. Конечно же, больше всего на свете ему хочется вернуться на родную Землю, добиться чего чрезвычайно сложно. К счастью, с собой у курящего прораба оказываются спички, которые являются невероятной ценностью на планете Плюк.

Что такое пепелац

Итак, пепелац, гравицапа - слова, значение которых зрители узнали благодаря знаменитой комедии режиссера Георгия Данелия. Для начала стоит разобраться в том, что представляет собой пепелац. Так называется фантастический летательный аппарат, который специально для этого фильма изобрел талантливый художник Теодор Тэжик. Интересно, что первоначальные макеты были отвергнуты в пользу версии, которую зрители увидели в "Кин-дза-дзе". Устройство может иметь яйцевидную или цилиндрическую форму, масса его невелика. В высоту пепелац достигает 5-6 метров, его диаметр составляет 2.5-3 метра.

В верхней части летательного аппарата можно увидеть небольшую перекладину, которая вращается во время полета. Пепелац не предназначен для транспортировки по земле, однако существует возможность оборудовать его колесами, которой пользуются очень редко. Топливо, необходимое для полета устройства, получают из воды, называется оно луц. На планете Плюк оно продается в луцеколонках, которые могут обслуживаться людьми или быть автоматизированными. Первые предпочтительнее, так как продавец всегда может сделать скидку. Стоимость одного заряда составляет десять чатлов, его хватает для того, чтобы преодолеть минимум 160 км.

Пепелац пригоден как для космических полетов, так и для передвижения в атмосфере планеты. В первом случае ему необходима гравицапа, тогда как во втором можно обойтись без этого устройства.

Что такое гравицапа

Выше рассказывается о том, что представляет собой пепелац. Ну а тогда что это такое - гравицапа? Так называется фантастическое устройство, которое устанавливается в двигатель космического корабля. При его отсутствии пепелац становится непригодным для мгновенных межгалактических перелетов, путешествовать на нем можно лишь в атмосфере планеты.

Художник Вячеслав Колейчук - создатель механического предмета, который в комедии "Кин-дза-дза" изображает гравицапу. Данное устройство было придумано специально для фильма режиссера Георгия Данелия.

Внешний вид

Что известно о внешнем виде, устройстве гравицапы? В комедии Георгия Данелия зрители увидели металлический корпус яйцевидной формы. Размер устройства не выходит за рамки 10-15 см. Гравицапа состоит из двух подвижных элементов, которые легко поворачиваются друг относительно друга.

Нижняя часть устройства изготовлена из желтого металла, верхняя - из светлого. Верхний элемент гравицапы оборудован цилиндром, длина которого составляет 10-15 мм, а диаметр - около 1 см. Толщина нижней части не превышает 5 мм.

Что еще можно рассказать о загадочной гравицапе? Фильм дает зрителям понять, что фантастическое устройство издает своеобразный звук при раскрытии и повороте. Те, кто об этом не знает, могут испугаться от неожиданности.

Полет без гравицапы

Гравицапа - что это такое? При ее отсутствии космический корабль становится непригодным для межгалактических странствий. Его владельцам доступно лишь банальное передвижение в атмосфере с низкой скоростью. Перелет осуществляется на небольшой высоте (до ста метров), которую транспорт набирает за две-три секунды.

Скорость пепелаца без гравицапы не превышает 150 км/ч. Выше ста метров подниматься нет нужды, так как на планете Плюк отсутствуют горы. Именно отсутствие гравицапы не позволяло прорабу Владимиру Николаевичу и студенту Гедевану покинуть негостеприимную планету с непонятными и опасными обычаями и вернуться на Землю.

Полет с гравицапой

Теперь, надеемся, понятно, что это такое - гравицапа. Это фантастическое устройство, благодаря которому на пепелаце можно практически мгновенно перебраться в любую точку Вселенной. Перемещение можно сравнить с телепортацией, так как затрачиваемое время не превышает пяти секунд.

Подготовка к полету зависит от того, как далеко должен будет отправиться пепелац. Исходя из продолжительности межзвездного или межпланетного путешествия выбирается время, нужное для предварительного разогрева космического корабля. Нельзя забывать и о том, что даже оборудованный гравицапой пепелац способен перемещаться лишь между галактиками, которые находятся в тентуре. Те, которые расположены в антитентуре, ему не доступны.

Как воспользоваться гравицапой? Двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цапу. Внешне она напоминает обыкновенную ржавую гайку. Именно на цапу необходимо нажать для того, чтобы двигатель космического транспорта запустился. Также ее используют, когда проверяют гравицапы при покупке.

Экономическая ценность

Есть еще один вопрос, который никак нельзя оставить без внимания. Сколько стоит гравицапа? К счастью, ответ также можно узнать из фильма режиссера Георгия Данелия. Стоимость фантастического устройства, которое необходимо для межгалактических путешествий, составляет 2200 чатлов. Именно за такую цену готовы расстаться с ним обитатели планеты Плюк. Расходы на приобретение устройства можно слегка сократить, если покупатель умеет торговаться.

Ценность гравицапы едва ли удастся преуменьшить. Среднестатистический житель планеты Плюк вынужден трудиться на протяжении нескольких лет для того, чтобы скопить сумму, необходимую для приобретения фантастического устройства.

Однако стать владельцем приспособления, необходимого для межгалактических странствий, может и владелец спичечного коробка. Спички являются большой ценностью на Плюке. За половину коробка можно купить гравицапу.

Культурное влияние

Комедия режиссера Георгия Данелия имела огромный успех у зрителей. Тысячи людей легко ответят на вопрос о том, откуда слово «гравицапа» взялось. Едва ли стоит удивляться тому, что это понятие быстро стало нарицательным. Слово используется для обозначения технического устройства, которое обладает небольшим размером, является сложным, имеет непонятный принцип работы. Конечно же, оно часто применяется в юмористическом ключе.

Термин «гравицапа» стал использоваться для обозначения глушителя ранних мотовелосипедных двигателей Д-4/Д-5. Это связано с тем, что внешне они весьма напоминают фантастическое устройство из «Кин-дза-дзы».

Гравицапа указана в качестве летательного аппарата в картине «Территория». Также есть российская студия архитектурного проектирования и дизайна, которая названа в честь этого устройства.

Конец фильма

Ближе к концу комедии прорабу Владимиру Машкову и студенту Гедевану все же удалось обзавестись пепелацем с гравицапой, пусть это и стоило им невероятных усилий. Однако на родную планету они вернулись благодаря помощи босоногого межгалактического странника, который в свое время и отправил их на Плюк. Сначала герои ничего не помнят о приключении, которое им довелось пережить вместе. Однако в последних кадрах к ним возвращаются удивительные воспоминания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!