Гурджиев Г.И. Георгий гурджиев цитаты

«Кем же был Георгий Гурджиев, человек-легенда, “поработитель мужчин” и “соблазнитель женщин”, пугало одних и спаситель других: Татак, Черный грек, Тигр Туркестана и племянник князя Мухранского? Вопрос этот задавался неоднократно и многими, и каждый ответ на него был непохож на другой. Есть геноновская, успенская, антропософская, повелевская, субудовская, шанкарачариевская, раджнишевская, наконец, обывательская точка зрения на Гурджиева. Очевидно, невозможно создать непротиворечивый образ этого многранного явления. Однако, что можно выделить в качестве главных штрихов возможного портрета этого человека?

Это был человек, который принес учение, названное им “Четвертый путь”, облаченное в форму одновременно привлекательную и пугающую, гротескную и шокирующую. Оно поражало терминологической ясностью и угнетало чудовищной тарабарщиной, одновременно хрупкое - вспомним гурджиевскую музыку - и тираническое, оно восхищало красотой и отталкивало уродством.

Это был человек сверхзадачи, поставленной им перед собой и решаемой всей его жизнью. Первоначально она формулировалась как задача "исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель человеческой жизни", впоследствии - как задача “разрушить в людях склонность к внушаемости, которая заставляет их легко попадать под влияние "массового гипноза", преодолеть тот космический и социальный гипноз, который овладел человечеством, потерявшим связь со своей сущностной основой.

Это был человек могучей воли, труженик и подвижник, человек жизни активной и созерцательной, добывший редчайшие смысловые основания для собственной жизни, создавший целостную систему саморазвития и работы над собой, построивший духовно-трансформационную структуру и применивший ее посреди бурной эпохи войн и революций, беспощадных социально-культурных потрясений, обвалов и перемен и выстоявший, вопреки всем шквалам. Он преодолел трудности, которые сломали бы всякого, благодаря энергии, которую давала ему его сверх-задача.

Это был один из творцов целой культурной эпохи, идеям и стилю которого объязаны многие направления западной мысли и западного искусства. Сальвадор Дали, Бернард Шоу, Рене Домаль, Кетрин Менсфильд, Джон Тумер, Родни Коллин, Джон Беннетт, Е.Ф. Шумахер и многие другие феномены культуры ХХ века немыслимы без его явного или опосредованного влияния.

Это был балетмейстер одного бесконечного балета, создавший уникальный сценический космос, философский спектакль, балет-школу и балет-притчу, поразивший Францию и Америку экстравагантностью “храмовых” танцев, костюмов, декораций и ансамбля, медиумичностью актеров и необычностью музыки.

Это был композитор, обладающий врожденным восточным лиризмом, укоренненый в песенной стихии тех народов, среди которых прошла его молодость. Музыка Гурджиева несомненно несет в себе опыт работы с состояниями, опирающейся на суфийские, христианские и вообще ближневосточные музыкальные традиции. Это не европейская музыка в плане развития, противоборства и внутренней поступательной логики, а восточная музыка погружения и бесконечной разработки единого пространства. В этой музыке соединяются песенное, танцевальное и хоральное начала, салонный и храмовый элемент. Ее ладовость и мелодическое построение намекают на древние песнопения о рае и об утрате рая.

Это был писатель с исповедальной нотой, с восточным плетением сюжетов, временами патриархальный моралист, измеряющий трехмозглых землян традиционной меркой совести и ответственности перед Богом и природой, временами абсурдист, строящий чудовищные периоды и фразы, длиной до полутора страниц, создающий зубодробительные неологизмы и мыслящий неповоротливыми комьями мыслей, но тут же ослепляющий стремительными и точными прозрениями.»

Аркадий Ровнер «Гурджиев и Успенский»

“Место Гурджиева в мире духовных учений и учителей таинственное, интригующее и несомненно очень важное. Истинно он был - если заимствовать это выражение из его брошюры, написанной во время его пребывания во Франции - вестником грядущего добра. Сегодня, когда то, что когда-то было эзотерическим, выходит на рынок и входит в жизнь каждого человека и когда барака влияет на тысячи людей, может понадобиться некоторое усилие воображения, увидеть в этом человеке высокого посвященного древней эзотерической школы, который возложил на себя миссию показать Западу, что человечество находится в состоянии сна, что есть высшие уровни существ, и что где-то есть люди, которые знают. У него определенно были данные и дар извлекать самое существенное из многих учений с тем чтобы представить его очищенным от культурных тенет и условностей в соответствии с ситуацией, в которой он оказывался. Одна из связанных с ним загадок это контраст между его видимым мастерством и тем фактом, что на протяжении его жизни он оказался неспособным поднять ни одного из всоих учеников до своего уровня и тем самым основать традицию в полном смысле этого слова. Однако он не проиграл, поскольку мы судим о нем не по его воздействию на несколько человек, а по его роли в истории культуры и духовности. Как ни один человек он сумел преподать европейскому и американскому миру шок, может быть более важный, чем культурная волна ранних шестидесятых годов”.

Американский психолог Клаудио Нараньхо

"Гурджиев был скуп на слова, он строил фразы так, как будто они предназначались лишь для данного конкретного момента. Наши крестьяне так разговаривали, и вот поэтому Толстой любил поговорить с ними, - они думали и чувствовали именно так, как говорили. Иногда приходилось "вылавливать" суть реального смысла с его простотой, силой и представало в истинном виде (как и натуральный сахар), не подвергаясь литературным манипуляциям и украшениям, которые служат лишь завесой правды. Истина не нуждается в утончении и разбавлении: ей не требуется ничего, кроме как оставаться нетронутой. Я думаю об этом, как о водянистых персиках в банках, которые прошли через производство и сравниваю их с реальной вещью, нетронутой, а не «улучшенной» (некоторые люди будут пытаться «улучшить» даже истину). Куда делись все их соки, чудесные целебные соки? Так же и с речью: утрачиваются все силы, их не заменить учтивостью, которой недостаточно или не должно быть достаточно. К сожалению, во многих случаях ею довольствуются".

Анна Ильинична Бутковски-Хьюит

"Даже сейчас я не берусь описать Гурджиева. Это все равно, что попытаться дать описание Природы во всех ее проявлениях. И я не могу говорить о материале его учения, его методе или смысле. Я могу рассказать лишь о том, что происходило со мной. Его метод применялся к каждому человеку по-разному, и каждый по-своему рассказал бы о своем опыте. Он полностью отличался от того, каким я себе его представляла, и мое понимание Гурджиевского метода также менялось от одной ступени обучения к другой. Это история новой системы образования, в которой учитывается все, на что вы способны с вашей наследственностью, воспитанием, вашим желанием и вашей волей. Она не имеет никакого отношения к психоанализу или другим современным разновидностям интроспекции. Она очищает и наполняет. Ее наука заключается в точности, с которой вы оцениваетесь и с которой вы направляетесь - достаточно медленно, чтобы не сломать вас и достаточно быстро, чтобы удерживать вас в том состоянии изумления, неожиданности, шока, раздражения, угрызений совести, радости, которое уже само по себе способно пробудить дремлющие в вас силы. Первым утверждением об учении, услышанным мной от Гурджиева, было: "Я не могу вас развить; я могу создать условия, в которых вы можете развить себя".

Маргарет Кэролайн Андерсон

"В его присутствии истина проступала, как под резцом гравера. Малейшее малодушие, мельчайшая ложь или отклонение − пусть непреднамеренное и незначительное − неизменно обнаруживались просто благодаря его присутствию. Он поощрял искренность и сталкивал вас с вашей собственной слабостью, неспособностью быть искренним даже с самим собой. Я часто слышала фразу: "Стать взрослым". Это была одна из основных идей его работы: повзрослеть благодаря собственным усилиям".

Соланж Клостер из эссе "Десерт"

- G. I. Gurdjieff
Context: When we speak of prayer or of the results of prayer we always imply only one kind of prayer - petition, or we think that petition can be united with all other kinds of prayers.… Most prayers have nothing in common with petitions. I speak of ancient prayers; many of them are much older than Christianity. These prayers are, so to speak, recapitulations; by repeating them aloud or to himself a man endeavors to experience what is in them, their whole content, with his mind and his feeling.

- G. I. Gurdjieff
Context: There do exist enquiring minds, which long for the truth of the heart, seek it, strive to solve the problems set by life, try to penetrate to the essence of things and phenomena and to penetrate into themselves. If a man reasons and thinks soundly, no matter which path he follows in solving these problems, he must inevitably arrive back at himself, and begin with the solution of the problem of what he is himself and what his place is in the world around him. For without this knowledge, he will have no focal point in his search. Socrates’ words, “Know thyself” remain for all those who seek true knowledge and being.

- G. I. Gurdjieff

- G. I. Gurdjieff
Context: Man has no individual I. But there are, instead, hundreds and thousands of separate small "I"s, very often entirely unknown to one another, never coming into contact, or, on the contrary, hostile to each other, mutually exclusive and incompatible. Each minute, each moment, man is saying or thinking, "I". And each time his I is different. Just now it was a thought, now it is a desire, now a sensation, now another thought, and so on, endlessly. Man is a plurality. Man"s name is legion.

- G. I. Gurdjieff
Context: Objective knowledge, the idea of unity included, belongs to objective consciousness. The forms which express this knowledge when perceived by subjective consciousness are inevitably distorted and, instead of truth, they create more and more delusions. With objective consciousness it is possible to see and feel the unity of everything. But for subjective consciousness the world is split up into millions of separate and unconnected phenomena. Attempts to connect these phenomena into some sort of system in a scientific or philosophical way lead to nothing because man cannot reconstruct the idea of the whole starting from separate facts and they cannot divine the principles of the division of the whole without knowing the laws upon which this division is based.

- G. I. Gurdjieff
Context: Faith of consciousness is freedom Faith of feeling is weakness Faith of body is stupidity.

- G. I. Gurdjieff
Context: LIBERATION LEADS TO LIBERATION. These are the first words of truth - not truth in quotation marks but truth in the real meaning of the word; truth which is not merely theoretical, not simply a word, but truth that can be realized in practice. The meaning behind these words may be explained as follows: By liberation is meant the liberation which is the aim of all schools, all religions, at all times. This liberation can indeed be very great. All men desire it and strive after it. But it cannot be attained without the first liberation, a lesser liberation. The great liberation is liberation from influences outside us. The lesser liberation is liberation from influences within us. At first, for beginners, this lesser liberation appears to be very great, for a beginner depends very little on external influences. Only a man who has already become free of inner influences falls under external influences. Inner influences prevent a man from falling under external influences. Maybe it is for the best. Inner influences and inner slavery come from many varied sources and many independent factors - independent in that sometimes it is one thing and sometimes another, for we have many enemies. There are so many of these enemies that life would not be long enough to struggle with each of them and free ourselves from each one separately. So we must find a method, a line of work, which will enable us simultaneously to destroy the greatest possible number of enemies within us from which these influences come. I said that we have many independent enemies, but the chief and most active are vanity and self-love. One teaching even calls them representatives and messengers of the devil himself. For some reason they are also called Mrs. Vanity and Mr. Self-Love. As I have said, there are many enemies. I have mentioned only these two as the most fundamental. At the moment it is hard to enumerate them all. It would be difficult to work on each of them directly and specifically, and it would take too much time since there are so many. So we have to deal with them indirectly in order to free ourselves from several at once. These representatives of the devil stand unceasingly at the threshold which separates us from the outside, and prevent not only good but also bad external influences from entering. Thus they have a good side as well as a bad side. For a man who wishes to discriminate among the influences he receives, it is an advantage to have these watchmen. But if a man wishes all influences to enter, no matter what they may be - for it is impossible to select only the good ones - he must liberate himself as much as possible, and finally altogether, from these watchmen, whom some considerable undesirable. For this there are many methods, and a great number of means. Personally I would advise you to try freeing yourselves and to do so without unnecessary theorizing, by simple reasoning, active reasoning, within yourselves.

Точный год рождения неизвестен - мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику - с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с , то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками - об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами - о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми - о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества "Искатели истины" .

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским . Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название "Учение Гурджиева" или "Четвёртый путь" .

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал "Институт", в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы "Четвёртого пути", а куда более урезанный, упрощённый вариант – "Путь хитреца" или "Айда-йога". Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для "Священных Движений" . Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан , достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера .

В 1924 году Гурджиев окончательно "разошёлся" с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: "Всё и вся" (или "Рассказы Вельзевула своему внуку" ) и "Встречи с замечательными людьми". Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о "Четвёртом пути" внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: "В хорошей же неразберихе я вас оставляю!".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

"Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой".

"Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь".

"Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно".

"Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого".

"Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм".

"Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству".

"В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе".

"В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает".

"Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни".

Взгляды из реального мира (1924-1930)

"…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…"

"Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

"Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными".

Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)

"Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности".

"Всякая причина порождает соответствующий ей результат".

"Любите всякое дыхание".

«…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…»

Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности.

Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм.

Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой.

В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе.

В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает.

За все время нашей работы ни один человек не работал по-человечески. А для Института существенно, чтобы вы работали именно так. Каждый должен работать за себя, потому что другие ничего за него не сделают. Если вы, скажем, способны набить папиросу как человек, то вы уже знаете, как соткать ковер. Человеку дан весь необходимый аппарат для того, чтобы он мог делать все. И каждый может сделать все то, что могут сделать другие. Если может один, могут и все. Гений, талант - все это чепуха. Секрет прост делать вещи как человек. Тот, кто может думать и делать вещи как человек, может сделать любую вещь не хуже, чем другой человек, который делает ее всю свою жизнь, но не по-человечески. То, чему один выучился в десять лет, другой узнает в два-три года и затем делает это лучше, чем тот, кто истратил на работу всю свою жизнь. Я встречал людей, которые до учения всю жизнь работали не так, как люди; но когда они научились, они легко стали выполнять самую трудную, самую тонкую, а также самую грубую работу, которой никогда раньше не знали. Секрет невелик и очень прост: нужно научиться работать как человек. А это значит: когда человек делает какую-то вещь, он одновременно думает о том, что он делает, исследует вопрос о том, как нужно делать эту работу, во время работы забывает обо всем - о бабушке, о дедушке, о еде.

«Первый отказ человеку, лишенному совести или благодарности, уничтожит результаты даже тысячи добрых дел, прежде сделанных ему тобой».

"Любите всякое дыхание".

Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу.
Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности.

Чтобы научиться понимать явления природы, соответствующие или противоречащие ее законам, человек должен сперва сознательно усвоить и осмыслить огромный объем информации, касающейся объективной истины и реальных событий, которые происходили на земном шаре в прошлом, и затем пропустить их через себя, соединить со своим жизненным опытом.

Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни.

Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству.

Сейчас вы чувствуете желание делать слишком большие для вас вещи: это ненормальное желание. Вы никогда не сможете сделать их, и такое желание удерживает вас от того, чтобы делать небольшие вещи, которые вы могли бы делать. Уничтожьте это желание, забудьте о больших вещах. Поставьте своей целью уничтожение какой-нибудь мелкой привычки.

Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

«Только тот человек достоин быть последователем какой-либо религии, кто, хотя и помнит зло, причиненное ему кем-либо, не будет проявлять по отношению к нему никакого зла».

«Такова природа человека, что за первый твой подарок - он падает ниц перед тобой;

за второй — целует твою руку;

за третий - подлизывается;

за четвертый — лишь кивает головой один раз;

за пятый — становится слишком фамильярным;

за шестой - оскорбляет тебя;

а за седьмой - судится с тобой за то, что ты дал недостаточно».

Они верят всему, что говорят другие, а не только тому, что они могли бы сами познать собственным здравым рассуждением...

Вообще всякое новое понимание в этих странных существах окристаллизовывается только, если о ком-нибудь или о чем-нибудь говорит так-то Иван Иванович; а если об этом же самом, то же самое скажет еще и Петр Петрович, – то они уже окончательно убеждаются, что это именно так, и никак не может быть иначе.

Удовлетворение является результатом упорного достижения поставленной себе цели с чистой совестью.

Эти сектанты, именовавшие себя «Самоукротители», возникли на почве исковерканного понимания буддийской религии, которая, как я тебе уже сказал, была ими истолко­вана как «страдание-в-уединении».
Вот для того, чтобы без всякой помехи со стороны других себе подобных производить над собою упомянутое пресловутое «страдание», эти существа, у которых мы ночевали, и забрались так далеко от своих.

Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно.

Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь.

Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого.

1. Люби то, что позволяет жить осознанно.
2. Самое большее, чего человек может достичь, это способность действовать.
3. Чем хуже условия жизни, тем выше производительность труда, потому что приходится помнить о своей работе.
4. Помни себя всегда и везде.
5. Помни, что ты пришел сюда, осознав необходимость борьбы с самим собой - только с собой. Поэтому благодари каждого, кто дает тебе эту возможность.
6. Здесь мы можем только направлять и создавать условия, но не помогать.
7. Знайте, что этот дом может быть полезен лишь для тех, кто осознал свое ничтожество и верит в возможность изменить себя.
8. Если Вы уже знаете, что это плохо, и делаете это, Вы совершаете грех, который трудно исправить.
9. Главное средство на пути к счастью - способность учитывать внешние проявления всегда, внутренние - никогда.
10. Не относись эмоционально к искусству.
11. Тот по-настоящему хороший человек, кто любит своих родителей.
12. Суди о других по себе и ты вряд ли ошибешься.
13. Помогай только тому, кто не ленится.
14. Уважай каждую религию.
15. Я люблю того, кто любит труд.
16. Мы можем только стремиться стать христианами.
17. Не суди о человеке по рассказам других.
18. Учитывай то, что люди думают о тебе, а не то, что говорят.
19. Позаимствуй понимание на Востоке, а знания на Западе, и ищи.
20. Только тот, кто может заботиться о том, что принадлежит другим, может иметь свое.
21. Только в сознательном страдании есть смысл.
22. Лучше уж временно быть эгоистом, чем никогда не быть справедливым.
23. Попытайтесь полюбить сначала животных, они более чувствительны.
24. Когда вы учите других, Вы учитесь сами.
25. Помните, что вы работаете не ради самой работы, она только средство для достижения цели.
26. Только тот может быть справедливым, кто может поставить себя на место других.
27. Если вам не дано от природы критически мыслить, Ваше пребывание здесь бесполезно.
28. Тот, кто поборол болезнь под названием "завтра", тот добьется желаемого.
29. Блажен тот, у кого есть душа, блажен тот, у кого ее нет, но горе и печаль тому, у кого она в зачаточном состоянии.
30. Отдыхают не от количества, а от качества сна.
31. Поспи немного, но без сожаления.
32. Энергия, использованная на активную внутреннюю работу, возвращается снова, а та, что истрачена на пассивную работу, потеряна навсегда.
33. Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент. Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда.
34. Осознанная любовь вызывает то же самое в ответ. Эмоциональная любовь вызывает совсем противоположное чувство. А физическая любовь зависит от типа и полярности.
35. Сознательная вера - это свобода. Эмоциональная вера - рабство. Механическая вера - глупость.
36. Смелая надежда - это сила. Надежда со страхом - слабость.
37. Человек, используя имеющийся опыт, продляет себе жизнь.
38. Здесь находятся не русские, не англичане, не иудеи, не христиане, а только те, кто преследует одну цель - быть способным на то, чтобы быть.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!