Гурджиев. Учение и мистика Гурджиева

Первое и последнее: самонаблюдение и неотождествление

1. Усилие осознавать: у меня есть тело.

2. Усилие осознавать, что «я» спустилось свыше и стало частью этого организма (этого животного) с целью его развития.

3. Попытка осознать механистичность организма:

а) его привычные реакции на повторяющиеся ситуации;

б) магнетическую связь центров.

4. Испытывай возницу (интеллект) с тем, чтобы он мог изучить свое дело.

5. Формирующий аппарат сообщает «Я» о поведении организма

6. Формулирование наблюдений одновременное с самим процессом наблюдения.

7. Формулирование идей.

8. Попытка понять идеи.

9. Попытка устанавливать взаимосвязи между идеями и понимать эти связи.

10. Попытка давать определения понятиям в соответствии с установленными идеями.

11. Попытка давать объяснения жизни, людям и пр. с точки зрения механистичности, типов, мотивов, центров и др.

12. Описывай опыт; вдумывайся в идеи.

13. Производи триангуляцию, что означает имей триединую цель для каждого действия.

14. Собирай все, что ты знаешь о данном объекте в момент наблюдения за ним.

15. Практикуй конструктивное видение:

а) представляй большую октаву

б) пытайся понять место человека во вселенной

16. Соотноси каждый объект с его положением на этой шкале. Например, сигареты принадлежат к растительному миру (ми) органической шкалы. Деревья принадлежат к растительному миру. Золото в часах относится к металлу (до). Человек (си) и так далее. Весь мир природы представлен между землей (ми) и планетами (фа) большой октавы.

17. Попытайся осознать факт существования 6 тысяч миллионов людей.

18. Попытайся осознать факт смерти.

19. Осознавай весомость мнения.

20. Применяй закон октавы к своему собственному поведению. Попытайся понять когда любой импульс достигает «ми».

21. Очищай луковицу от шелухи, что означает, обращай внимание на различные отношения к жизни, отделяя поверхностные, пытаясь приблизиться к основополагающему отношению.

22. Замечай то, что тебе приятно и неприятно. Найди сущностное желание.

23. Найди главную черту.

24. Прилагай бескорыстные усилия.

25. Определи свою роль.

26. Ставь перед собой невыполнимые задачи.

27. Иди против своих склонностей.

28. Выводи свои склонности за рамки естественных желаний.

29. Если человек вынуждает вас пройти одну милю, пройди с ним вдвое больше.

30. Определяй то, что тебе действительно нужно в любой конкретной ситуации. Сознательно получай это или сознательно противопоставляй «Я» этому желанию. В любой ситуации не отождествляйся с желанием.

31. Упражняйся в интеллектуальной гимнастике, связанной со временем, пространством и движением.

32. Ищи конкретные иллюстрации и примеры идей (из опыта).

33.Пытайся осознанно выполнять инструктивную, эмоциональную и интеллектуальную работы одновременно.

34. Старайся удерживать в уме, что в любой момент ты осуществляешь одну из многих возможностей.

35. Старайся удерживать в уме, что когда ты излагаешь эти идеи кому-то или группе людей, в этот момент в мозгу у каждого человека человеческие клетки дают указания клеткам обезьяны.

36. Попытайся осознать, что сам человек является космосом. Что этот организм является планетой или глобусом данного «Я». Что этот организм содержит клетки соответствующие классам природы.

37. Пытайся осознавать процессы, происходящие в подцентрах: эмоциональном и двигательном подцентрах интеллектуального центра, интеллектуальном и инстинктивном подцентрах эмоционального центра, интеллектуальном и эмоциональном подцентрах инстинктивного центра.

38. Старайся удерживать в уме и осознавать, что мы постоянно получаем воздействия из всей нашей вселенной.

39. Попытайся осознать, что этот организм, на самом деле, просто пузырь. Что на самом деле, вся материальная или проявленная вселенная взаимосвязана с потенциальной вселенной, как тень с субстанцией.

40. Давай всем пяти точкам необходимую работу.

41. Попытка использовать формирующий аппарат как мускул, напрямую и независимо от бормочущего голоса (внутреннего разговора).

42. Попытка одновременно повторять выученное наизусть стихотворение и серии чисел, используя формирующий аппарат для чтения стихов и звуковой аппарат для счета.

43. Прокручивай фильм [о событиях своей жизни].

44. Представляй в деталях объект, с которым связаны идеи.

45. Придерживайся основы, третьей силы, нейтральной позиции во всех и каждой ситуации. Как говорится, импровизируй .

46. Очаровывай.

47. Пытайся практиковать осознанную мораль.

48. Пытайся думать о разумных вещах, которые можно совершить или сказать в конкретной ситуации. Каждое событие является потенциально завершенным циклом. Но обстоятельства обычно искажают это или, в лучшем случае, отражают только кривизну. В определенной ситуации: (а) постарайся определить то, что нужно с разумной точки зрения для завершения этого процесса, (б) вноси то, что нужно.

перевод Галины Савченко

С точки зрения Телесно-Ориентированной Психотерапии всё наше тело условно делится на семь сегментов . И в каждом из этих семи сегментов притаились мышечные блоки. Мышечный блок - это комбинация зажимов на мышцах, препятствующая протеканию свободной энергии по телу.

Мышечные блоки бывают двух видов.

    Когда мышцы неадекватно напряжены, сжаты.

    Когда мышцы неадекватно расслаблены, расхлябаны (встречается реже).

Мышечный панцирь - это тело человека, которое «перекорёжено» семью блоками - где больше, где меньше.

Мышечный панцирь составляют семь сегментов:

    Глазной;

    Челюстной;

    Горловой;

    Грудной;

    Диафрагмальный;

    Брюшной;

    Тазовый.

Вильгельм Райх (практические упражнения)

«Телесно-ориентированная психотерапия особенно эффективна в лечении психосоматических заболеваний, неврозов, посттравматических состояний, стрессовых расстройств, депрессий. Телесно-ориентированная психотерапия показана также для решения задач личностного роста, повышения личной эффективности, самореализации и коммуникации, расширения самосознания, улучшения общего самочувствия». Это кратко и почти, клинически))))))

Упражнения Райха «распускают» мышечный панцирь с помощью двух вещей:

    Непосредственного воздействия на напряжённую мышцу (сжатием - до наступления запредельного торможения);

    С помощью принятия и осознанного переживания ещё раз той эмоции, которая была скрыта и упрятана в мышечный зажим.

Упражнение Райха для приобретения телом навыка глубокого брюшного дыхания

Все предлагаемые мною упражнения созданы для самостоятельной работы клиента и не требуют работы с психотерапевтом в паре. Подобные упражнения я бы ни в коем случае не выложила в открытый доступ, так как их выполнение дома без специалиста либо очень опасно, либо просто бесполезно. Я отдаю предпочтение тем упражнениям, которые человек может выполнить в одиночку, иногда даже сидя на работе. Все они - безопасны. Хотя, вспомним пословицу: «Заставь дурного Богу молиться...» Прошу Вас не уподобляться этому дурному из старой пословицы. Редкие упражнения (но замечательные!) требуют парного действа - то есть, ассистента, которым легко может быть Ваш родственник или приятель.

Это же упражнение из тех, что выполняются в одиночку. Итак...

Лягте на спину. Обе руки положите на живот. (Мизинцы лежат чуть выше пупка). Вдыхайте и выдыхайте. Затем на протяжении каждого вдоха начинайте сильно надавливать руками на живот. Как бы сопротивляясь вдоху. Мышечный панцирь в этом месте распускается, и скоро Вы «научитесь» брюшному дыханию. То есть оно появится само, как только распустится Ваш мышечный панцирь, не дававший нормально дышать.

И помните: «Ничего - слишком». Особенно если речь идёт о телесно-ориентированной психотерапии.

Упражнение телесно-ориентированной психотерапии из вегетотерапии Райха по снятию мышечного блока с глазного сегмента (распускание мышечных блоков в глазном сегменте)

Для начала - совсем немного теории. Теоретик телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх учил: мышечный панцирь формируется не сразу и не вразброд, а целеустремлённо - снизу - ровно вверх. То есть в детстве, первыми у человека возникают блоки в нижних сегментах тела. А когда человек вырастает, у него формируются блоки уже на вышележащих сегментах его тела. Это примерно происходит, как окаменение или превращение в сказках или «Метаморфозах» у античного поэта, собирателя фольклора - Овидия. Помните? Человек превращается в камень, скалу или дерево, начиная с ног. Потом каменеет до пояса. Потом шевелятся только губы. Потом он весь становится деревом или камнем. А когда человека расколдовывают младшие братья, Персеи и другие рыцари? Сначала начинают шевелиться зрачки, потом - губы, потом человек оттаивает весь.

Вот так и у Райха, хотя он сказками вряд ли увлекался, он был не «сказочный» психотерапевт. Заковывается в невротический мышечный панцирь ребёнок снизу. Снизу - вверх. Расковывается уже взрослым человеком, наоборот - сверху - вниз.

А почему?

А потому, что детские блоки на мышцах всегда связаны с глубинными интимными травмирующими переживаниями. Их развязать - труднее всего, они как хтонические чудища, таинственны, обитают в Тартаре, непонятны и стоглавы. Попробуй-ка с ними сразиться без учебки.

А взрослые блоки на мышцах (верхние) они всегда связаны с социальными травмами. Они не глубинные и не интимные и излечиваются проще всего. Потому они и излечиваются первыми. И поэтому мы с Вами начинаем всегда с глаз. (Если хотим заниматься упражнениями по телесно-ориентированной терапии).

Вот одно из таких упражнений.

«Гимнастика для глаз» - упражнение телесно-ориентированной терапии Райха

Просьба - сядьте на кресло удобно, так, чтобы стопы опирались на пол. Заземление - это первое требование телесно-ориентированной психотерапии. Не перекрещивайте ноги! Расстегните туго застёгнутые застёжки! Делайте все упражнения телесно-ориентированной психотерапии в проветриваемом помещении!

Упражнение состоит из шести частей. Все части упражнения выполняются до появления болевых симптомов - иначе блок не разобьётся. Однако!

При выполнении упражнения у Вас может начать кружиться голова, появиться тошнота. Это говорит о том, что у Вас очень сильный блок на глазном сегменте. Поэтому начинайте это упражнение с выполнения только его первой части, постепенно прибавляя остальные. У Вас НЕ ПОЛУЧИТСЯ сразу сделать всё, Вы просто упадёте в обморок. Но не пугайтесь, накапливайте все части этого упражнения постепенно. Выполняйте его очень медленно и плавно, но с силой. И, конечно же - регулярно. Лучше, если Вы начнёте делать это сами в домашних условиях, потому что, придя к телесно-ориентированному терапевту, Вы просто потеряете время и деньги, если будете настолько не готовы к полноценному выполнению всех заданий. Это упражнение Вам - на месяц.

Первая часть упражнения Райха

Зажмурьтесь изо всех сил и немного помассируйте (постукивающими и прижимающими движениями) веки и кожу вокруг век, виски. Расслабьте эту зону. Зажмурьтесь из всех сил (до болевых ощущений) на пять-шесть секунд. Затем, так же с максимальным напряжением, вытаращите глаза. Тоже на пять-шесть секунд.

Проделайте это упражнение три-четыре раза. (Один раз для начала)

Вторая часть упражнения Райха

В этом и последующем упражнениях работают только глазодвигательные мышцы, а не голова. Головой крутить нельзя. Отведите глазные яблоки влево до упора. Потом вправо. Потом опять влево. Делайте это максимально медленно и плавно. Это упражнение выполняется десять раз (в идеале).

Третья часть упражнения Райха

Сделайте то же самое движение (до предела) глазными яблоками, но в направлении «сверху-вниз-наверх опять». Десять раз. В идеале. Голова опять стоит на месте, работают глазодвигательные мышцы. Напоминаю, упражнение делается до боли в мышцах - примерно, как балетный экзерсис у станка.

Четвёртая часть упражнения Райха

Плавно, по всей окружности глазницы, максимально отводя глаза к векам, вращаем глазами. Делаем это упражнение десять раз по часовой стрелке и столько же раз - против часовой.

Пятая часть упражнения Райха

Повторяем первое упражнение («зажмуривание-вытаращивание» глаз.

Шестая часть упражнения Райха

Сидим с закрытыми глазами и наблюдаем за своими ощущениями. Релаксация. Пять минут.

Для этого упражнения нормально не только испытывать головокружение. Нормальным считается также, если Вы почувствуете какой-то дискомфорт (напряжение) в челюстях (в челюстном сегменте) или в горле. Это происходит оттого, что все мышечные зажимы взаимосвязаны и, разбивая один, мы затрагиваем и другие. Это упражнение - целенаправленно воздействует на конкретные мышечные блоки и зажимы. Иначе избавиться от них практически невозможно.

Дорогу осилит идущий!

Георгий Иванович Гурджиев , мистик, философ, духовный учитель (1877-1949 гг.) родился в греко-армянской семье. Его отец был собирателем и исполнителем древнего эпоса. Сам Г.И.Гурджиев, движимый "неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни… ", с группой единомышленников, именовавших себя "Искателями Истины ", путешествовал по Востоку в поисках древнего знания. За 20 лет путешествий он посетил Египет, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет, пустыню Гоби. Он изучал практики Суфизма, Тибетского Буддизма, Эзотерического Христианства и Пифагорейской традиции.

Он побывал также и в России, где собрал группу последователей.

Гурджиев открыл, что многие Законы , управляющие Вселенной, были выражены в музыке и танцах . В храмах, монастырях и особых школах, которые он посещал, танцы представляли собой ряд необычных последовательностей движений, в которых могли быть прочитаны Истины, передаваемые от поколения к поколению.

Выполнение движений также открывают пути внутреннего развития человека : преодоление своих обычных автоматизмов и ограничений, углубление уровня осознанности, контакт с высшей энергией.

Гурджиев рассматривал гимнастику и танцы, как искусство, как способ гармоничного развития человека , а потому танцы и движения предназначены, по его мнению, для соединения ума и чувств с движениями тела и их совместной манифестации. То есть благодаря его танцам развиваются одновременно тело, ум и чувства .

Еще одной целью его танцев является обучение. Определенные движения несут в себе определенные знания, религиозные и философские идеи . В некоторых из них можно прочесть даже рецепт приготовления какого-нибудь блюда.

Во многих частях Востока о внутреннем содержании того или иного танца практически забыли и все же продолжают танцевать просто по привычке.

Таким образом, гуржиевские движения преследуют две цели: обучение и развитие .

В точных движениях и комбинациях танцоров ясно воспроизведены некоторые законы . Поэтому такие танцы называются священными.

"Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.

Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому" (Г.И.Гурджиев "Взгляды из реального мира ").

Эти танцы также называются "медитацией с открытыми глазами ". Внешняя форма каждого движения "математически " расписана от начала до конца. Священная подражательная геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения рук, ног и головы сочетаются между собой в независимых друг от друга ритмах. Тихие либо произносимые вслух зикры (молитвы), канонический отсчет, временами по-гречески, увеличивают сложность.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева — это групповая практика . Это то, что невозможно совершить в одиночку. Сакральный танец — это история, рассказанная группой людей, в которой каждый, сохраняя связь с собой, одновременно осознает связь с группой, чувствуя других.

Движения Гурджиева позволяют осознать стереотипы нашего собственного поведения в отношениях с другими людьми, увидеть то, что мешает быть отношениям людей по-настоящему осознанными.

Танцы и движения Гурджиева — замечательный дар для всех , кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние присутствия , жизни в настоящем, что непросто в обыденной жизни. Ведь ум постоянно живет в прошлом или будущем. Благодаря этим танцам, человек полностью погружается в бытие настоящего момента , короткого мига между прошлым и будущем. В результате и создается желаемая гармония.

Процесс изучения Гурджиевских танцев — это путешествие к центру своего существа , нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Во время танцев происходит расслабление и оптимизация расхода энергий , люди выходят за пределы дуального восприятия.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана , издается в виде нотных альбомов и компакт-дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу , О.Хаксли , К.Ишервуд . Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.

Практически все психотерапевтические методики, а ещё раньше — духовно-религиозные практики сходятся в одном утверждении... В каком же?

Все проблемы человека — от того, что он живёт неосознанно, как машина-автомат. Тело его пребывает в «здесь и сейчас», но, к сожалению, того же нельзя сказать о его уме. Ум человека — спит, спустив жизнь на некий «автопилот».

Либо же бродит по прошлому и будущему — то сожалея и боясь, то «лелея» и мечтая.

Так мы не замечаем, что жизнью нашей начинает управлять Кто и Что угодно, только не мы сами. Вернуть себе осознанность каждого проживаемого момента бытия, «проснуться в реальности»! Вот задача, которую ставили перед собой и своими учениками как духовные учителя-гуру прошлого, так и психотерапевты сегодняшнего дня.

Жизнь реальна только тогда, когда «Я» есть

Гурджиев

Вся школа Гурджиева основана на простой мысли: «Что бы вы ни делали — помните себя. Это трудно.»

Гурджиевская школа «четвёртого пути» разработала много конкретнейших техник, которые стоит практиковать, если Вы всерьёз задумались о том, что же происходит с Вашей собственной реальностью, пока Вы чудачите где-то в отдалении...

Техника осознанности №1 «Сбить себя с толку»

Это ряд очень простых, но действенных упражнений по нарушению состояния «автопилота». Поняв нехитрый принцип, лежащий в основе этих практик, Вы сможете придумывать для себя новые варианты — то, что Вам больше нравится.
1.Дайте себе задание в течение одного дня принимать пищу, держа основной прибор (вилку или ложку) не той рукой, которой Вы привыкли. То есть, скажем, весь день правши едят, держа ложку левой рукой, а левши, соответствено, правой.
2.В течение недели добирайтесь до работы (или до дома с работы) другим маршрутом. Хотя бы выходите на одну остановку раньше или позже и добирайтесь пешком, но не по прямой дороге. (Что касается женщин, то здесь нужно заранее побеспокоиться об удобной обуви. И разумеется, сие упражнение не подразумевает хождения тёмным вечером по сомнительным подворотням в туфлях на шпильке. Гурджиевские практики призывают вспомнить реальность, а не напрочь забыть о ней!)
3.Делайте любую привычную Вам работу медленно, торжественно и аккуратно. Так, как будто бы Вы несёте (на стоянке в пустыне) чашу с драгоценными каплями живой воды.

Техника осознанности № 2 «Контроль над речью»
1.Ровно на один день исключите из своей речи слово «нет» и его заместитель «не». Поробуйте обходиться другими языковыми средствами для прояснения своей мысли даже на работе.
2.Сделайте то же самое со словом «я» и «мне», но в течение недели.
3.Пытайтесь осознанно проносить следующую главную гурджиевскую мантру «Я есть»
4.Через какое-то время подключите к ней вторую мантру «Я могу».

(Эти мантры произносятся осознанно, а не скороговоркой, и только после того, как Вы достигли каких-то успехов в осознании себя посредством упражнений перечисленных в начале нашего списка)

Техника осознанности №3 «Осознанное чтение»

Возьмите любой текст (впоследствии Вы сами будете выбирать уже НЕ ЛЮБЫЕ тексты). Прочитайте его три раза.
1.Первый раз — так, как Вы обычно читаете «про себя»
2.Второй раз прочитайте текст так, как будто бы Вы читаете его вслух другому человеку так, чтобы тот его понял.
3.Третий раз прочтите текст так, как будто бы это зашифрованное послание, написанное лично для Вас, с целью разрешить Ваши проблемы.

Выполняя гурджиевские техники (им несть числа), помните его главную метафору, описывающую, что есть человек: Человек (по Гурджиеву) это — машина. (Гурджиев жил в то время, когда слово «машина» ещё не имело тех крайне негативных коннотаций, которое оно имеет сегодня)

Крайне опасно оставлять машину, едущую на полном ходу, без водителя или же, позволяя ему отвлекаться от вождения на опасные пустяки.

Елена Назаренко



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!