Гяур краткое содержание.

Краткий пересказ

«Старосветские помещики» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

«Два старичка прошедшего века» вспоминаются автору «среди модных фраков ». Такие старики — украшение отдаленных деревень Малороссии.

Афанасию Ивановичу Товстогубу — шестьдесят лет, Пульхерии Ивановне Товстогубихе — пятьдесят пять. Они чрезвычайно добры и радушны.

Старушка всегда готова угостить всем, что у нее есть в доме. Старик всегда улыбается приветливо. Он совершенно не эгоистичен, всегда живо интересуется делами собеседника, участливо расспрашивает, никогда не ворчит и не хвастает прошлыми заслугами. Детей они за всю жизнь не нажили, поэтому вся их любовь сосредоточилась друг на друге.

Живут старосветские помещики в домике с низенькими комнатками, где от огромных печей, которые топятся соломой, всегда чрезвычайно темно.

У Пульхерии Ивановны множество мешочков с семенами, клубков с шерстью, сундуков и сундучков — запасливая хозяйка, она копит вещи, хотя и не знает, на что их потом употребить. В доме полным-полно мух и даже шмелей и ос.

Афанасий Иванович мало занимается хозяйством, а Пульхерия Ивановна постоянно что-то сушит, солит, варит и заготавливает впрок.

Присмотр за своим лесом и пашнями эти милые старички поручили приказчику, который безжалостно их обкрадывает: вырубает лес на продажу, свозит в амбары помещиков самую худую муку. Но благословенная украинская земля столько всего производит, что убытка как будто вовсе не замечается.

Главное развлечение помещиков — постоянная еда: за коржиками с салом следуют пирожки и соленые рыжики, за час до обеда — чарочка водки, которая заедается сушеными рыбками. На обед — множество горшочков с блюдами старинной кухни. После обеда полагалось поспать, а после сна на столе появлялся арбуз. Разговоры тоже большей частью крутятся вокруг еды. Впрочем, если Афанасий Иванович хочет подшутить над супругой, он затевает разговоры о том, что бы сталось, если бы дом сгорел, и кухня сгорела, и кладовая сгорела... Простодушная старушка пугается, и муж ее улыбается довольно.

В приеме гостей, в щедром хлебосольстве выражается вся бесхитростность и доброта души старосветских помещиков.

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которую та любила гладить по шейке. Однажды кошечку сманили дикие коты, обитавшие в лесу за садом. Она пропадала долго, вернулась одичавшая и отощавшая. Поела — и убежала обратно в лес. Суеверная старушка решила, что это смерть за ней приходила. Она так и объявила мужу, что летом непременно умрет. Старик рыдал, как ребенок.

Готовясь к смерти, старушка дает распоряжения ключнице Явдо-хе — как ухаживать за паном. Она совсем не думает о себе и о той страшной минуте, что ее ожидает — только о своем спутнике жизни.

Рыдал старый помещик, провожая покойницу на кладбище, горевал, видя ее опустелый стул. И спустя пять лет после смерти Пульхерии Ивановны он все еще плакал, когда подавали за столом одно из ее любимых кушаний.

Автор по контрасту вспоминает одного блестящего молодого человека, влюбленного в ослепительную красавицу. Неумолимая смерть унесла девушку из этого мира. Влюбленный дважды пытался покончить жизнь самоубийством, но медики спасали его. Через некоторое время он был весел и счастливо женат.

Афанасий Иванович после смерти той, что составляла смысл его жизни, прожил некоторое время в скорби и печали. Однажды ему во время прогулки по саду послышалось, что женский голос зовет его по имени-отчеству. Он тут же решил, что это покойная жена зовет его к себе. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны», — последние слова, что он произнес перед смертью.

Имение после смерти помещика было окончательно разорено.

Казалось бы, о чем эта небольшая повесть? О пирожках с капустой, соленых грибочках и галушках, о сундучках и мухах, о кошках и предрассудках? Это — повесть о любви.

В 1835 году написал Н. В. Гоголь первую повесть из цикла «Миргород» под названием «Старосветские помещики». Ее главными героями стали двое супругов, владевших большим хозяйством и проживших душа в душу много лет. Это произведение повествует о трогательной взаимной заботе персонажей, одновременно иронизируя над их ограниченностью. Мы приведем здесь краткое содержание. «Старосветские помещики» - повесть, которая до сих пор вызывает неоднозначные эмоции читателей.

Знакомство с главными героями

В одной из отдаленных деревень в Малороссии живут старички Товстогубы: Пульхерия Ивановна, серьезная на вид хлопотунья, и Афанасий Иванович, любитель подшутить над своей хозяйкой. Они владеют довольно большим хозяйством. Жизнь их тиха и спокойна. Каждый, кто заезжает в этот благословенный уголок, поражается тому, как все волнения бушующего мира перестают здесь довлеть над умами и душами людей. Кажется, что этот низенький барский домик, утопающий в зелени, живет какой-то своей особенной жизнью. Целыми днями в нем готовятся припасы, варятся повидло и наливки, желе и пастила, сушатся грибы.

Хозяйство старичков немилосердно обкрадывалось приказчиком и лакеями. Дворовые девки регулярно забирались в чулан и объедались там всевозможными яствами. Но здешняя плодородная земля всего производила в таком количестве, что хозяева совершенно не замечали хищений. Добрыми и простодушными изобразил главных героев Гоголь. «Старосветские помещики», краткое содержание которых здесь приведено - это ироничная повесть о старичках, весь смысл жизни которых состоял в поедании грибков и сушеных рыбок и постоянной заботе друг о друге.

Взаимная привязанность стариков

Афанасий Петрович и Пульхерия Ивановна не имеют детей. Всю свою нерастраченную нежность и теплоту они обратили друг на друга.

Когда-то, давным-давно, наш герой служил компанейцем, затем стал секунд-майором. На Пульхерии Ивановне он женился тогда, когда ему было тридцать лет. Ходили слухи, что он очень ловко увез ее от недовольных родственников, чтобы обвенчаться. Всю жизнь эти милые люди прожили душа в душу. Со стороны было очень интересно наблюдать, как они трогательно обращались друг к другу на «вы». Почувствовать прелесть безмятежной и спокойной жизни главных героев повести поможет вам ее краткое содержание. «Старосветские помещики» - это история глубокой сердечной привязанности и заботы о близких людях.

Гостеприимство старосветских владетелей

Очень любили эти старички покушать. Как только наступало утро, в доме уже пели на все лады скрипящие двери. Девки в полосатых исподницах бегали по кухне и готовили всевозможные кушанья. Пульхерия Ивановна ходила повсюду, контролируя и распоряжаясь, звеня ключами, беспрестанно открывая и закрывая многочисленные замки амбаров и чуланов. Завтрак хозяев всегда начинался с кофе, за ним следовали коржики с салом, пирожки с маком, чарка водки с сушеными рыбками и грибками для Афанасия Ивановича и так далее. А как гостеприимны были эти милые и добрые старички! Если приходилось у них задержаться какому-нибудь человеку, его ежечасно потчевали лучшими блюдами домашней кухни. Хозяева с вниманием и удовольствием слушали рассказы странников. Казалось, что они жили для гостей.

Если вдруг проезжающий мимо и навестивший старичков человек поздним вечером вдруг собирался в дорогу, то они со всем жаром принимались его убеждать остаться и переночевать у них. И гость всегда оставался. Наградой ему были обильный, источающий ароматы ужин, радушный, согревающий и вместе с тем усыпляющий рассказ хозяев дома, теплая мягкая постель. Таковы были эти старосветские помещики. Очень краткое содержание данной повести позволит понять авторский замысел и составить представление об образе жизни этих тихих, добрых обитателей дома.

Смерть Пульхерии Ивановны

Жизнь милых стариков была безмятежна. Казалось, что так будет всегда. Однако вскоре с хозяйкой дома приключилось одно происшествие, имевшее для супругов трагические последствия. У Пульхерии Ивановны была беленькая кошечка, о которой добрая старушка очень заботилась. Однажды она пропала: сманили местные коты. Через три дня беглянка объявилась. Хозяйка тут же распорядилась дать ей молока и попробовала приласкать животное. Но кошечка дичилась, и когда Пульхерия Ивановна протянула к ней руку, неблагодарное создание бросилось в окно и убежало. Больше кошечки никто не видел. С этого дня милая старушка стала скучна и задумчива. На вопросы мужа о ее самочувствии она отвечала, что предчувствует скорою смерть. Все попытки Афанасия Ивановича развеселить супругу заканчивались неудачей. Пульхерия Ивановна все твердила о том, что это, видимо, смерть за ней приходила в образе ее кошечки. Она настолько себя убедила в этом, что вскоре слегла и по происшествии некоторого времени действительно скончалась.

Но на этом не заканчивает свою повесть Гоголь. «Старосветские помещики" (краткое содержание здесь приводится) - произведение с трагическим финалом. Посмотрим, что дальше ждет осиротевшего хозяина дома?

Одиночество Афанасия Ивановича

Покойницу обмыли, обрядили в приготовленное ею самой платье и положили в гроб. Афанасий Иванович на все это смотрел безучастно, как будто не с ним это все происходило. Бедняга все не мог оправиться от такого удара и поверить в то, что его дорогой любимой женушки больше нет. Лишь когда могилу сравняли с землей, он вырвался вперед и произнес: «Вот уж и погребли? Зачем же?» После этого одиночество и тоска с головой накрыли веселого некогда старичка. Придя с кладбища, он громко рыдал в комнате Пульхерии Ивановны. Дворовые стали переживать за то, как бы он с собою что-нибудь не сделал. Первое время они прятали от него ножи и все острые предметы, которыми он мог себя ранить. Но вскоре они успокоились и перестали следовать за хозяином дома по пятам. А он тут же достал пистолет и выстрелил себе в голову. Его нашли с размозжённым черепом. Рана оказалось несмертельной. Вызвали доктора, который поставил старичка на ноги. Но как только домашний люд успокоился и вновь перестал следить за Афанасием Ивановичем, тот бросился под колеса экипажа. Ему повредило руку и ногу, но он опять остался жив. Скоро его уже видели в многолюдном зале увеселительного заведения играющим в карты. За спинкой его кресла стояла, улыбаясь, его молодая жена. Все это были попытки заглушить щемящую тоску и скорбь. Почувствовать всю безнадежность, овладевшую главным героем повести, можно, даже прочтя ее краткое содержание. «Старосветские помещики» - произведение о безграничной нежности и привязанности людей, проживших вместе всю жизнь.

Печальный финал

Спустя пять лет после описанных событий автор возвратился в этот хуторок, чтобы навестить хозяина дома. Что же он увидел здесь? В некогда богатом хозяйстве царит запустение. Избы мужиков почти развалились, а сами они спились и числились в большинстве своем в бегах. Изгородь возле барского дома почти упала. Везде чувствовалось отсутствие хозяйской руки. А самого владельца дома теперь было почти не узнать: он сгорбился и ходил, еле передвигая ноги.

Все в доме напоминало ему о заботливой хозяйке, покинувшей его. Часто он сидел, погрузившись в свои мысли. И в такие минуты по щекам его текли горячие слезы. Вскоре и Афанасия Ивановича не стало. Причем кончина его имеет нечто общее с кончиной самой Пульхерии Ивановны. Однажды летним солнечным днем он гулял по саду. Вдруг ему почудилось, что кто-то окликнул его по имени. Убедив себя в том, что это была обожаемая им покойная супруга, Афанасий Иванович стал сохнуть, хиреть и вскоре умер. Похоронили его рядом с женой. После этого в поместье приехал какой-то дальний родственник стариков и принялся «поднимать» упавшее хозяйство. За несколько месяцев оно было пущено по ветру. Таково краткое содержание рассказа «Старосветские помещики». Финал произведения печален. Эра безмятежности безвозвратно ушла в прошлое.

Мы познакомились с одним из рассказов В. Н. Гоголя. Здесь приведено его краткое содержание. «Старосветские помещики» - одно из любимых публикой произведений великого классика уже многие десятилетия.

В одной из отдаленных деревень (в Малороссии такие называют старосветскими) уединенно живут милые старички Товстогуб Афанасий Иванович и его супруга Пульхерия Ивановна. Их жизнь тиха и спокойна. Случайному гостю, заехавшему в их низенький барский домик, который просто утопает в зелени сада, кажется, что все страсти и тревоги внешнего мира здесь вовсе не существуют. В комнатах много различных вещиц, кладовые заполнены припасами, а все двери в доме поют на разные лады.

Хозяйство стариков-помещиков беспрестанно обкрадывается и приказчиком, и лакеями, но плодородная земля вокруг дает всего в таком количестве, что Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович не замечают хищений.

У стариков никогда не было детей. Вся их забота и привязанность сосредоточена на них же самих. Их взаимная любовь не ослабла с годами, а стала еще более трогательной. Они угадывают желания друг друга без слов и общаются между собой исключительно ласково, но на «Вы». Старики любят покушать сами и любят угощать гостей. С утра до вечера Пульхерия Ивановна угадывает пожелания мужа и предлагает заботливо то одно, то другое блюдо.

Афанасий Иванович любит подшучивать над супругой, заводя иногда разговор о пожаре или войне, отчего Пульхерия Ивановна пугается и начинает креститься, чтобы только ничего этого не случилось. Вскоре плохие мысли забываются, и тихие, спокойные дни идут своим чередом. В доме царит гармония и понимание двух любящих сердец.

Но однажды случается печальное событие, которое навсегда меняет жизнь в этом доме. Пропала любимая кошечка Пульхерии Ивановны. Три дня искала хозяйка свою любимицу, а когда нашла ее, одичавшая беглянка не дается даже себя погладить и снова убегает через окно, уже навсегда. После этого события старушка стала задумчивой и однажды объявила, что это за ней приходила смерть и уже скоро ей суждено отправиться на тот свет. Своей ключнице Явдохе она строго наказала ухаживать за Афанасием Ивановичем, когда ее самой не станет.

Вскоре Пульхерия Ивановна умирает. Афанасий Иванович держится на похоронах так, будто не понимает происходящего. Вернувшись домой, он видит опустевшие комнаты и безутешно рыдает по своей супруге.

Проходит пять лет. Дом постепенно ветшает, лишившись хозяйки, а Афанасий Иванович слабеет с каждым днем. Незадолго до своей смерти, гуляя по саду, он слышит голос жены, который зовет его. Он рад покориться этому зову. Единственное, о чем просит старик перед смертью – это похоронить его рядом с Пульхерией Ивановной. Его желание исполнили. Домик их опустел, часть добра растащили мужики, а остальное пустил по ветру приехавший родственник-наследник.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Открывают поэму строфы о прекрасной природе, раздираемой бурями насилия и произвола Греции, страны героического прошлого, склонившейся под пятой оккупантов: “Вот так и эти острова: / Здесь – Греция; она мертва; / Но и во гробе хороша; / Одно страшит: где в ней душа?” Пугая мирное население цветущих долин, на горизонте возникает мрачная фигура демонического всадника – чужого и для порабощенных, и для поработителей, вечно несущего на себе бремя рокового проклятия (“Пусть грянет шторм, свиреп и хмур, – / Все ж он светлей, чем ты, Гяур!”). Символическим предстает и его имя, буквально означающее в переводе с арабского “не верящий в бога” и с легкой руки Байрона ставшее синонимом разбойника, пирата, иноверца. Вглядевшись в идиллическую картину мусульманского праздника – окончания рамадана, – увешанный оружием и терзаемый неисцелимой внутренней болью, он исчезает.

Анонимный повествователь меланхолически констатирует запустение, воцарившееся в некогда шумном и оживленном доме турка Гассана, сгинувшего от руки христианина: “Нет гостей, нет рабов с той поры, как ему / Рассекла христианская сабля чалму!” В грустную ламентацию вторгается краткий, загадочный эпизод: богатый турок со слугами нанимают лодочника, веля ему сбросить в море тяжелый мешок с неопознанным “грузом”. (Это – изменившая мужу и господину прекрасная черкешенка Лейла; но ни ее имени, ни сути ее “прегрешения” знать нам пока не дано.)

Не в силах отрешиться от воспоминаний о любимой и тяжко покаранной им жены Гассан живет только жаждой мщения своему врагу – Гяуру. Однажды, преодолев с караваном опасный горный перевал, он сталкивается в роще с засадой, устроенной разбойниками, и, узнав в их предводителе своего обидчика, схватывается с ним в смертельном бою. Гяур убивает его; но терзающая персонажа душевная мука, скорбь по возлюбленной, остается неутоленной, как и его одиночество: “Да, спит Лейла, взята волной; / Гассан лежит в крови густой… / Гнев утолен; конец ему; / И прочь итти мне – одному!”

Без роду, без племени, отверженный христианской цивилизацией, чужой в стане мусульман, он терзаем тоской по утраченным и ушедшим, а душа его, если верить бытующим поверьям, обречена на участь вампира, из поколения в поколение приносящего беду потомкам. Иное дело – павший смертью храбрых Гассан (весть о его гибели подручный по каравану приносит матери персонажа): “Тот, кто с гяуром пал в бою, / Всех выше награжден в раю!”

Финальные эпизоды поэмы переносят нас в христианский монастырь, где уже седьмой год обитает странный пришелец (“Он по-монашески одет, / Но отклонил святой обет / И не стрижет своих волос”.). Принесший настоятелю щедрые дары, он принят обитателями монастыря как равный, но монахи чуждаются его, никогда не заставая за молитвой.

Причудливая вязь рассказов от разных лиц уступает место сбивчивому монологу Гяура, когда он, бессильный избыть не покидающее его страдание, стремится излить душу безымянному слушателю: “Я жил в миру. Мне жизнь дала / Немало счастья, больше – зла… / Ничто была мне смерть, поверь, /И в годы счастья, а теперь?!”

Неся бремя греха, он корит себя не за убийство Гассана, а за то, что не сумел, не смог избавить от мучительной казни любимую. Любовь к ней, даже за гробовой чертой, стала единственной нитью, привязывающей его к земле; и только гордость помешала ему самому свершить над собою суд. И еще – ослепительное видение возлюбленной, привидевшейся ему в горячечном бреду…

Прощаясь, Гяур просит пришельца передать его давнему другу, некогда предрекшему его трагический удел, кольцо – на память о себе, – и похоронить без надписи, предав забвению в потомстве.

Поэму венчают следующие строки: “Он умер… Кто, откуда он – / Монах в те тайны посвящен, / Но должен их таить от нас… / И лишь отрывочный рассказ / О той, о том нам память сохранил, / Кого любил он и кого убил”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание поэмы Байрона “Гяур”

Другие сочинения по теме:

  1. Исполненный живописных контрастов колорит “Гяура” отличает и следующее произведение Байрона “восточного” цикла – более обширную по объему поэму “Корсар”, написанную...
  2. Ставшая дебютом Байрона-драматурга философская трагедия “Манфред”, пожалуй, наиболее глубокое и значимое (наряду с мистерией “Каин”, 1821) из произведений поэта в...
  3. Полтавская битва окончена, армия шведского короля Карла XII разгромлена русскими войсками. “Валы Москвы” спасены “до года, всех других черней”, когда...
  4. Эпическая поэма” – по отзыву автора, а по сути – роман в стихах, “Дон Жуан” – важнейшее и самое масштабное...
  5. В творческом заделе Байрона не только поэзии. Он известный миру и как автор поэм “Шильонский узник”, “Гяур”, “Корсар”, “Лара”, драматических...
  6. Герой поэмы “Корсар” является вождем пиратов – бесстрашных людей, отвергающих деспотические законы общества, в котором они вынуждены жить и которому...
  7. Пушкин называл Байрона “властителем дум”. Когда Байрон в 1812 умер, Пушкин написал стихотворение “к морю”, в котором обозначает двух людей,...
  8. Романтическая личность безымянного рассказчика из поэмы Байрона “Шильонский узник” также уже вышла за пределы того круга земных ценностей, в пределах...
  9. Байрон оказал огромное влияние на английскую и мировую литературу своего времени и последующих времен. Он предоставил романтизму особой действенности, соединив...
  10. Байрон справил огромное влияние на английскую и мировую литературу своих пор и следующих времен. Он предоставил романтизму особой действенности, соединив...
  11. Мистерию, действие которой развертывается в “местности близ рая”, открывает сцена вознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное “человечество”: изгнанные...

Д.Г. Байрон. Г Я У Р

Перевёл Василий Бетаки (1960 г.)

Спокойно море. Ветра нет.

Ладьям далёким шлет привет

Утёс гранитный. А на нём

Спит вождь афинский вечным сном.

Когда-то спас он край родной...

Родится ль вновь такой герой

Блаженный край! Весь год весна

Бессменно тут царит одна -

На островах,что там вдали

Видны с аттической земли

Уединенной жизни дни

В блаженство превратят они:

Вершины гор отражены

В кристалле синей глубины,

В плену смеющейся волны.

3емкой эдем, чудесный край,

Где всё в цвету, где вечный май!

И если легкий бриз порой

Порхнет над синевой морской,

То аромат цветов с собой

Он принесет издалека.

Летит на крыльях ветерка

Дыханье розовых садов,

Привет царицы соловьев,

Ей сотни песен соловей

Поёт, и каждая - о ней!

И пенью соловья внимая,

Краснеет роза молодая.

Садов царице, розе роз

Не страшен ветер и мороз.

Зимы не зная, круглый год

Она красуется, цветет.

И неба, райский аромат

Она вернет ему стократ,

А небо улыбнется ей,

Цветущей с каждым днём пышней,

Так много разных здесь цветов,

Манит влюбленных тень садов,

Но много и пещер глухих -

Приют разбойников морских

Чьи лодки скрыты средь камней

От проходящих кораблей,

Пока гитара моряка

Не зазвенит издалека.

Но лишь вечерняя звезда

Зажжётся на небе - тогда,

Плывут пираты в мрак ночной,

Подобны теням под скалой,

Закутав вёсла. Вдруг толпой

Напали - смолк гитары звон,

и песня превратилась в стон.

Как странно: этот край таков,

Что быть жилищем для богов

Его удел: здесь жизнь светла

Но человек, что кроме зла

Не любит в мире ничего,

Все губит: под ногой его,

Как под копытами скота

Природы гибнет красота.

Весь этот дивный край цветет

Без человеческих забот,

Все здесь природа отдаёт,

И просит лишь о том людей,

Чтоб только не мешали ей!

Как странно - мирный край, и он

Людским безумьем омрачен,

Он край разбоя и страстей,

Кипящих в гордости своей,

Так, словно натиск тёмных сил

Строй серафимов сокрушил,

И адской злобой ослеплён,

Сел дьявол на небесный трон!

Так вечной радости страна

Тиранами разорена!

Тот, кто над мертвецом склонясь,

Увидел смерти первый час,

Последний час трудов и бед,

Когда подходит мрак, и нет

Дыханья жизни,(в те мгновенья,

Пока не властно разложенье,

Пока ещё его персты

с лица не стерли красоты,)

Кто видел ангельский покой,

И взгляд, что замутнен тоской,

Кто смерть в лицо увидел, тот

Душою дрогнувшей поймет,

Что мертвого прекрасен лик

Лишь потому, что в этот миг

Тирану неподвластен он,

Но смерть еще не смерть - а сон

Да, так невозмутимы покой

На мертвом облике, такой

Весь этот берег, такова

Вся Греция: она - мертва!

Так холодна, и так она

Последней красотой полна:

Огонь в душе едва угас,

Но как прекрасен этот час!

Ещё последний луч горит

Над скалами... Ужасный вид:

Сверкая, мрачный ореол

Вокруг надгробия расцвел,

Но вот затух последний блеск,

И луч сознания исчез,

И только искра, павшая с небес,

Над той землей, которую хранила,

Мерцает, но согреть ее не в силах!

Край подвигов, навек живых,!

Весь от полей до гор седых

Надгробие свобод былых!

Могучих повергал ты в страх,

А что осталось? Только прах!

Эй. жалкий раб! Ты позабыл

О грозной славе Фермопил,

А этот берег? чем он был?

И ты, свободы рабский сын,

Забыл, что это - Саламин?!

Так сделай память давних дней

Живою славою своей,

В душе, а не в золе храни

Отваги дедовской огни!

Да, ты и себе их разожжёшь,

И деспотов охватит дрожь,

Восстань! И жизнь отдай в бою,

Надежду завещай свою

Потомкам, пусть на смерть идут,

Иначе - от стыда умрут!

Был за свободу поднят меч,

И тот, кому в сраженье лечь

Пришлось, кто кровью истекал -

Борьбу потомкам завещал,

И как бы не была трудна,

Победой кончится она!

О, Греция! Свидетель в том

Один твой день! И этим днем

Бессмертье заслужила ты!

А все цари, что с высоты

Во мрак забвения судьбой

Низвергнуты? Лишь прах седой

Потомкам вечность сохранит

Во мгле безвестных пирамид.

Всеобщим роком пощажен

Лишь твой герой: воздвигнул он

Столп вечной славы над собой,

Столп выше гор земли родной:

В бессмертных песнях старины

Для нас живут твои сыны!

Как проследитъ за шагом

Твоё паденье? Ведь не враг

Тебя сломил, а ты сама,

Под ставив шею для ярма

Унизила свой дух навек.

Так раболепный человек

Рад цепи на себе замкнуть,

Тирану открывая путь.

А те, кто ходит в эти дни

Рабами по земле своей,

Что смогут рассказать они

О славе легендарных дней?

Нет больше среди них людей,

Достойных родины своей!

Где души пламенные их,

Что звали из долин твоих

На подвиги бойцов?

От колыбелей до могил

Они без чести и без сил

Ползут, рабы рабов.

Любой порок и грех людской

Владеют низменной душой,

Нет больше доблести в сердцах,

Нет человечности в глазах,

Одним прославился в наш век

Торгаш коварный, - хитрый грек:

Лишь древней ловкостью своей

Его забитый, рабский дух.

Ярмо ему не враг, а друг

О нём жалеть не стану я.

Вот повесть мрачная моя,

И первый, кто её слыхал,

Не зря, поверьте мне, рыдал.

Вдали темнеет синь морская.

И тень, с прибрежных скал сползая.

Растет, пугает рыбака.

И кажется издалека

Что лодку там укрыл пират.

Рыбак поворотил назад,

И хоть уловом отягчен,

Н весла налегает он,

Пока далекий Порт Леон

Огней слепящие лучи

В восточной расплеснёт ночи.

Чей чёрный конь летит как гром,

И эхо гулкое кругом

То стуком кованых копыт

В ущелье диких скал кружит,

То звонкою уздой звенит?

Весь в пене конь, он словно вал

Прибоя у прибрежных скал.

Смолкает и морской прибой,

Но всадник позабыл покой:

Ничтожны бури всех морей

Пред бурею в груди твоей,

Гяур, безвестный назарей!

Но вижу я в чертах твоих

След потрясений роковых,

Ты юн, но бледный, мрачный лик

Страстями опален, и дик

Озлобленно горящий взор.

Вот он скользнул как метеор,

Я понял: ненависть и страх

Внушит османам этот враг.

Всё ближе он, его полет

Мой изумленный взгляд влечет.

Как демон в полуночный час

Промчался он и скрылся с глаз,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!