Хлодвиг - король франков: биография, годы правления. Династия Меровингов

Хлодвиг I (Кловис, Хлодовех; около 466 - 27 ноября 511) - король франков, правил в 481/482-511 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени.

Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. И летописец Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.

Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. И уж точно он был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина. Став епископом Тура и решив написать свой труд, посвящённый франкским королям, позже получивший наименование «История франков», Григорий наверняка встречался с людьми, помнившими рассказы покойной королевы. Видимо, эти рассказы и легли в основу его повествования о Хлодвиге.

В истории Хлодвига, рассказанной Григорием Турским, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Его «История» богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов - через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами - за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более или менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, - это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет, можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.

Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей - корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). Таким образом, «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях».

Хлодвиг, король франков, имел насыщенную, красочную родовую историю. Он был самым ярким историческим персонажем Меровингской династии - первой королевской династии, правившей государством, ныне объемлющим Францию и Бельгию. Имя Хлодвиг, означающее «громкий бой», и в дальнейшем видоизменённое - Людовик, полюбилось его потомкам и стало самым популярным именем в германской и романской Европе.

Исторические корни династии Меровингов

Династия Меровингов имеет франкские корни: до 5-го века их предки находились на германских землях, но к концу века они направились прямиком в Галлию, а осев там, как раз и основали новое государство. Некоторые историки утверждают, что это государство носило название «Австразия», с центром в районе современной Лотарингии.

Временные рамки правления Меровингов: 5-13 века. Золотой век правления династии приходится на период истории и в силу этого настоящая история Меровингов тесно переплетается с германо-скандинавской мифологией, что крайне затрудняет исторический анализ.

Прямой основатель династии - Меровей, дед Хлодвига, принесший на земли Галлии римские нормы правления, моду на светскую образованность и грамотность. Все его потомки не были коронованными королями. Тем не менее, они почитались народом, что возводилось в своего рода ритуальный культ. При Меровее был учреждён пост «майордома» - должности, похожей на пост канцлера. С тех пор все монархи-Меровинги исполняли свою царственную роль, а управленческие дела перекладывали на плечи майордома.

Сакральные регалии и символы власти

Отличительный властный символ Меровингов - длинные волосы, подстрижение которых было сопоставимо с отречением от власти. К примеру, Клотильда, жена Хлодвига, оказавшись в ситуации выбора: расставание с волосами или смерть пленённых внуков, согласилась на второй вариант, не поступившись своей властью. Длинные волосы связывались также с паранормальными способностями Меровингов, в том числе и целительным даром. Подобно библейскому сказанию о Самсоне и вероломной Далиле, остричь волосы значило лишиться силы.

Сакральная эмблема династии - золотые пчелы, инкрустированные гранатами.

Пчелы - это сакральный языческий символ бессмертия, вечной жизни. Именно эту эмблему впоследствии заимствовал Наполеон, полагавший, что она укажет на факт исторической преемственности его власти.

Мифологическое предание об основателе Меровингской династии

Значение имени Меровея - «славный бой». Григорием Турским описывается предание, согласно которому, Меровей был рожден в результате соития его матери с морским чудищем. Миф гласит, что при рождении сына мать увидела щетину вепря у Меровея на спине. Историки ассоциируют этот миф с культом кабана, покровителя военных дел и бога плодородия древних франков.

Согласно легенде, этот вепрь единожды в год выходит на берег из озера Ретра и дарует своим почитателям плодородие и успехи на воинском поприще. Впоследствии в германо-скандинавской мифологии можно было наблюдать усиление культа вепря-вождя.

Чем интересен летописцам Хлодвиг, король франков. Биография Меровинга и историческое значение его правления

Хлодвиг I - имя трех франкских королей из династии Меровингов. Что историкам известно о нем?

Хлодвиг, король франков,внук Меровея, сын Хильдериха I и Базины, согласно летописным данным, родился приблизительно в 466 году. В 15 лет Хлодвиг стал королем для небольшой части салических (т.е. морских) франков и вплотную занялся расширением границ своей территории.

Завоевав территории Сиарпия, Хлодвиг I икороли-союзники вступили в войну с готами. Не гнушаясь ни интригами, ни подлостью, ни убийствами, Хлодвиг очистил от готов все юго-западные земли. Уже в 507 году он восседал на троне властителя всех французских земель. Историки полагают, что такой успех обеспечило его решение креститься, датированное 25-м декабря 498 г. К крещению короля сподвигла его супруга Клотильда.

Во времена своего правления Хлодвиг, король франков, сделал Париж столицей завоёванных земель. А инициировав создание свода франкских законов, он также открыл новую главу всей североевропейской истории.

Умер Хлодвиг в Париже в 511 г., оставив все свои земли в наследство сыновьям.

Поход против Сиарпия. Предание о Суассонской чаше

Вступив на пост короля, Хлодвиг начал действовать согласно плану постепенного захвата всех галльских земель. Стратегия была такова: дабы добраться до готских и бургундских земель, составлявших лакомый кусок, требовалось подчинение земель Сиарпия, примыкавших к заветной территории.

Хлодвигу не составило особого труда захватить земли Сиарпия, и вскоре он город за городом постепенно подбирается к земле бургундов. Войска Хлодвига не гнушались никакими способами быстрой наживы. В военных походах частенько грабили церкви и храмы.

Повсеместно известно следующее предание. В результате очередного налёта на церковь, франки и их король Хлодвиг наткнулись на крайне ценную кружку. Данный предмет был настолько важен, что епископ буквально умолял короля вернуть её храму. Хлодвиг был непреклонен и потребовал, чтобы кружка была определена в его долю трофеев. Все соратники короля были не против такого раздела, однако один из франков воспротивился и, ударив по кружке мечом, гневно заявил королю, что не должен он пользоваться своим положением и получать трофеев сверх установленной меры.

Король сделал вид, что простил ему эту проделку, и даже вернул кружку епископу, однако спустя год, на смотре войск, обвинил воина в том, что его оружие в плохом состоянии, вырвал из рук секиру и бросил на землю, а когда воин нагнулся за ней, раскроил его череп пополам.

Крещение Хлодвига: предпосылки и последствия

Предпосылками к принятию Хлодвигом христианства была его женитьба на ревностной католичке Клотильде, принцессе бургундской. Вступив на королевский престол, Клотильда отчаянно старалась вынудить супруга принять её веру.

Эти попытки очень долго были безуспешными. Как ни доказывала Клотильда Хлодвигу несостоятельность его богов, указывая на их схожесть с обычными, мелочными, порочными людьми, он стоял на своём и отвечал ей, что он верит в своих богов, а бог христианства неправдоподобен, ибо ничем себя не проявляет и не может творить чудес.

Сильно оттолкнул Хлодвига от христианской веры и тот факт, что первенец Клотильды умер непосредственно во время крещения, в купели. Хлодвиг на тот момент был уверен, что если бы ребенка отдали под защиту языческих богов, он был бы жив.

Тем не менее, вода камень точит, и Клотильда добилась своего. Примерно в 498 году галльский король принял крещение.

Как гласит предание церкви, произошло это на битве с алмандцами. Когда Хлодвиг начал проигрывать бой, он тщетно взывал к своим богам о помощи, и когда надежды на спасение почти не оставалось, король вспомнил слова молитвы Иисусу-Спасителю, произнёс их, и франки, совершив успешный манёвр, победили алмандцев.

Крестился король в городе Реймсе в 496 году. Обращение Хлодвига и его ближайших подданных в христианскую веру открыло ему широкие возможности дружбы с галло-римлянами, что позволило значительным образом расширить свои владения.

Религиозная политика Меровингской династии

Интересен тот факт, что новообразованное государство Австразия не стало христианским в прямом смысле слова даже после крещения Хлодвига и его ближайшей свиты. Несмотря на все старания искренней христианки Клотильды, к истинной вере её супруг не пришёл. Как и раньше, народ преданно относился к языческим обычаям, ритуалам и скандинавскому пантеону.

Хлодвиг из династии Меровингов особо не беспокоился о судьбе христианства на его землях. После крещения в его государственной политике ничего не изменилось, так что задача распространения христианской веры легла на плечи миссионеров, прибывающих из других районов Европы. В окрестностях Парижа и Орлеана, а также прочих широких меровингских владениях, начался процесс активного «окатоличивания» местного населения. Что интересно, глава католической церкви, не возымел авторитет на австразийских землях, а чуть позже именно он способствовал свержению Меровингской династии с трона.

Это лишний раз доказывает тот факт, что принятие христианства для Хлодвига, как и для русского князя Владимира, было сугубо политической хитрой многоходовкой. Характеристика Хлодвига, короля франков, вообще очень схожа с характеристикой Владимира, князя Киевской Руси: и тот, и другой крестились сами и крестили свою свиту, исходя из политических мотивов, а именно, ради дружбы с Византией. Также примечательна схожесть сценария развития событий после крещения: как Галлия после крещения Хлодвига оставалась преимущественно языческой, так и Киевская Русь после владимировского крещения не приняла поначалу христианскую веру, а осталась при своём языческом пантеоне.

Готская война

Когда Хлодвиг, король франков, был обращён в христианскую веру, началась эпоха успеха в отношениях с галло-римлянами. Вплотную подобравшись к готским землям, Хлодвиг, уже получивший поддержку высшего духовенства, начал в 500-м году войну против Гундобальда, дяди своей жены Клотильды, убившего её родителей и братьев ради престола. В 506-м году победа была одержана, и завоеватель вступил, наконец, в вестготское королевство. Хлодвига, по словам Григория Турского, крайне беспокоил тот факт, что готы угнетают некоторую часть Галлии, так что война, предпринятая им, получила название священной, чему крайне было радо высшее духовенство.

Окончательно Хлодвиг поразил готов недалеко от Пуатье, на Вугло. Убив Алариха, короля готов, завоеватель окончательно уверился в своей мощи и возгордился так, что вскоре византийский император Анастасий взволновался и выслал ему грамоту на консульство, дабы указать Хлодвигу его подчинённое место и утвердить главенство империи над всеми землями, что тот освободил от готов.

Зверская стратегия умерщвления всех потенциальных противников

Как можно описать управление при Хлодвиге? После удачной галльской войны он начал планомерно уничтожать всех своих противников, галльских вождей. Захватывая их земли и изничтожая всех подряд, король вскоре обладал почти всей Галлией.

Ближайших родственников, братьев Ригномера и Рихара, убил самолично Хлодвиг.Король франков, биография которого пестрит еще множеством «случайных» насильственных смертей конкурентов, однако, не был вспыльчив: ни одно убийство не произошло аффективно, противники уничтожались постепенно, хитро и незаметно.

В конце концов, Хлодвиг убил всех, кто на протяжении его царствования чем-либо не угодил ему: Харариха, короля, отказавшего в помощи в битве против Сиагрия, и его сына, дабы пресечь посягательства на престол отца. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков: Зигиберта, своего союзника, он убил руками его же сына, пообещав последнему за отцеубийство свою поддержку и Когда же Хлодерик убил своего отца Зигиберта, и Хлодвиг вступил в королевство, он объявил Хлодерика предателем, убил его и сам занял престол.

Известен случай, когда Хлодвиг созвал всех своих людей и излил им душу, жалуясь, что у него не осталось более родственников, способных оказать ему поддержку. Весь хитроумный план состоял в том, чтобы выяснить, не осталось ли у короля еще случайных родственников, которых он бы с превеликой радостью тоже умертвил.

Королевство Хлодвига как новый этап французской истории

После окончания готской войны Хлодвиг сделал Париж столицей всех своих земель и осел там. Тут же король приказал построить Собор апостолов Петра и Павла (ныне церковь святой Женевьевы). После смерти Хлодвига в 511 году его там же и похоронили.

В 511 году, прямо перед собственной кончиной, Хлодвиг инициировал первый Франкский церковный Собор в Орлеане с целью преобразования галльской церкви. Он также внес свой вклад в учреждение «Салической правды» - свода законов франков.

После смерти короля его владения были разделены его четырьмя сыновьями. Клотильда же, причисленная к лику святых, переехала в Тур и провела остаток своих дней в базилике святого Мартина.

Итак, история Хлодвига остаётся героической. Даже несмотря на некоторые негативные, нелицеприятные моменты его биографии. Успешное правление Хлодвига запустило процесс образования своего рода обновлённой Римской империи - государства, символом которого был взаимовыгодный союз между государством и церковью, между светской властью Меровингов и духовной властью христианской епархии.

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов , сын Хильдериха I и Базины . Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра, король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х. нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: "Так ты поступил в Суассоне с кружкой ". Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции .На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее ». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина? ». Больше войско ничего не брало в этой области.

Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки - мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства . Король поселился во дворце на острове Сите .

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности ». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Суассонская чаша

Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.

Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига

Король проявил терпение, поскольку понимал формальную правоту и пыл своего воина, но случай не забыл. Через год он проводил смотр своего войска и увидел этого воина. Король придрался к плохому состоянию оружия и секирой пополам разрубил голову бедолаге, воскликнув: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Подобный шаг дал понять всему войску, что король не потерпит пререканий, и Хлодвига стали бояться. Духовенство, в свою очередь, оценило добрую волю короля франков, а Ремигий признал его в качестве администратора римской провинции.

Военные победы

Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, на которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.


Через шесть лет он пошел на вестготов и вторгся в Южную Галлию. Он преподносил это как религиозный поход против еретиков-ариан. Православные жители Галлии встали на сторону Хлодвига, тот же в свою очередь запретил солдатам грабить их. Хлодвиг в единоборстве убил короля вестготов Алариха II и присоединил себе почти всю Аквитанию к Франкскому королевству. Он едва не начал войну с остготами за Прованс, но спор разрешился мирно. Византийский император и враг остготов заключил с Хлодвигом союз и назначил его консулом. Хлодвиг был очень горд и польщен. Кроме того, для христианского населения Франкского государства это было еще одним подтверждением легитимности власти короля. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж и сделала его своей резиденцией. Франкское государство достигло огромных размеров и силы. Хлодвиг стал объединять вокруг себя другие ветви франков и постепенно собрал и сплотил весь соплеменный ему народ.

Христианская жена

К 30 годам Хлодвиг уже имел большой авторитет среди германских королей. Король остготов даже взял сестру Хлодвига в жены. Сам же Хлодвиг жил с какой-то женщиной, которая даже родила ему сына, но женат не был. В жены он взял себе дочь бургундского короля Хильперика Клотильду. Тогда в Бургундии правили четыре брата, один из них, Гундобад, убил Хильперика и его жену, а их двух дочерей изгнал. Хлодвиг же часто направлял в Бургундию послов, где те и встретили молодую Клотильду. Хлодвиг отметил ее красоту и ум, а узнав, что она королевской крови, попросил у Гундобада ее руки. Тот не смел отказать.


Статуя Святой Клотильды

Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».

Крещение

Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.


Крещение Хлодвига

Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».


Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.

Коварство и расчет

Примечательно, что Хлодвиг, несмотря на то, какую роль он сыграл в крещении франков, так и не был канонизирован, в отличие от своей жены. Считается, что это связано с личными качествами правителя. Хлодвиг был прагматичен до цинизма, поэтому его крещение вряд ли было связано с нравственным переворотом. Принятие христианства не помешало королю продолжать расправляться со своими оппонентами. Так, он натравил на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого собственного сына. Когда Хлодерих избавился от отца, Хлодвиг послал своих людей убить наследника. Земли Сигиберта он присоединил к Франкскому королевству и заявил о своей полной непричастности к произошедшим смертям.

Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.


Хлодвиг и его семья

Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.

Упадок императорской власти, все возрастающая непопулярность римского правления создавали благоприятные условия королям-союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с местного населения и пр.

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481- 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Формирование феодального общества и государства франков

Периодизация истории государства франков:

династия Меровингов (конец V - VII вв.) - раннефеодальная монархия;

династия Каролингов (VIII - сер. IX вв.) - сеньориальная монархия, период феодальной раздробленности.

Государство франков миновало стадию рабовладения.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией . Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Салическая правда указывает также на наличие у франков следующих социальных групп :

служилая знать;

свободные франки (общинники);

полусвободные литы;

рабы.
Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов . Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Различия между социальными группами (за исключением рабов) были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы . Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков отражает начавшееся имущественное расслоение франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода , предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступленияхристианской церкв и. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.
Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.
В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия.
Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов.
К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Государственный строй

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления:

перерождение органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы;

развитие органов вотчинного управления;

постепенное превращение государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков , ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни.

Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменное народное собрание в это время было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена, сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных.

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати ", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет , состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

С середины VII в. , в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной.

Аграрный переворот VIII в . способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления . Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.

Реформа Карла Мартелла

Сущность ее заключалась в том, что земельные пожалования королей (по сути, майордомов) военно-служилым слоям становились не полной и независимой, а условной собственностью. Непосредственной причиной введения бенефициарной системы Карлом Мартеллом была необходимость создания конницы для борьбы с вторгшимися на территорию королевства в первой половине VII в. арабами.

Майордом , т.е. глава королевской администрации, Карл Мартелл (715-741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание -бенефиций (от лат. beneficium - благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!