Хотят ли чеченцы войны? Оправдают ли в России «строителей» Халифата.

В марте власти Норвегии начали насильственно выселять из страны чеченских эмигрантов. 50 семей, включая женщин и детей, уже выдворены в Россию. Год назад так же поступила Австрия. Одна из причин депортации — агрессивное поведение переселенцев по отношению к коренным жителям страны, давшей им пристанище. Те же самые претензии предъявляют к выходцам из южных регионов и в самой России. Почему горячие кавказские парни, которые кичатся строгими правилами морали у себя на родине, «в гостях» ведут себя как в хлеву?

«Детские» шалости

— Герман, чеченские парни в российских городах ведут себя, мягко говоря, вызывающе. Зачем?

— Беспредельничают чеченские мальчики—мажоры — дети высокопоставленных чиновников и богатых людей, золотая молодежь на джипах и «Ламборджини». Они всегда на виду и ведут себя по-хамски... В 20 лет откуда у него такая тачка? Кто он? Наверняка сынок какой-нибудь персоны. Он привык к вседозволенности у себя на родине и, приехав в Россию, точно так же живет по своим законам, точнее, без всяких законов. Потому что знает: если что, приедет папа, друг папы или родственник, помашет серьезными корочками, сделает звонки куда надо, проплатит, если надо, и любое дело сойдет с рук. Все видят: если что-то случилось с русским, ему не поможет никто. А на защиту юного выходца с Кавказа подтягиваются все резервы. Отсюда и исключительность, и неподсудность законам России.

Этих-то неприкосновенных в основном и видят в Москве. Парень из бедной чеченской семьи позволить себе Москву не может. А те, кто все-таки оказывается в столице, по-детски тянутся к мажорам: прокатиться по Тверской на заднем сиденье джипа, почувствовать себя крутым. Мажоры формируют из них свою свиту — бригады «шестерок». Они не могут сказать: «Мой отец богаче твоего в сто раз, поэтому ты должен мне прислуживать».

Они говорят: «Мы — с Кавказа, мы — братья, Кавказ всех победит, Россия под нами...». Они используют эти заклинания, чтобы создать вокруг себя ореол героя. Простоватые ребята из числа малоимущих соплеменников на это ведутся. И тут же: «Мы — ислам, Аллах акбар!». Какой «Аллах акбар», если ты пьешь водку?! Если ты дебоширишь и пристаешь к чужим женам? Какой ты в таком случае мусульманин и при чем тут вообще вероисповедание? Всего этого не было бы при жесткой политике властей — по отношению не к нациям, а к любым гражданам.

Совершил правонарушение — отвечай. А кто там у тебя папа, неважно. В реальности же дела заминаются по национальному признаку. Не так давно этим занимались вполне официальные лица вроде чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, который неоднократно вместе со своей командой выезжал на разборки туда, где, по его мнению, задевали честь чеченской молодежи. Это очень злило местное население и разжигало страсти. Лейтмотив у этих летучих бригад был такой: «Наши мальчики не могли сделать ничего плохого!» Почему не могли? Допустим, провинившийся «мальчик» живет в Ставропольском крае. Ну и что, что он чеченец? Есть местные российские правоохранительные органы, они разберутся. Кто уполномочивал омбудсмена выгораживать кого-то от имени этнической общности? И причем тут вообще национальные структуры? Натворили что-то какие-то парни — надо говорить не с землячеством, а с милицией и прокуратурой.

— Всех возмутила история, когда студент, сын бизнесмена, гонял на внедорожнике в Москве вокруг Вечного огня. Хотел оскорбить или выпендриться?

— Это те же мажорские штучки. На джипе же катался, не на «шестерке». Тот же «сынок» из тех, кто приезжает в Москву якобы учиться. Эти парни устраивают гонки-гулянки, а потом подваливают к преподавателю: «Слышь, ты, если не поставишь мне хорошую оценку, мой папа позвонит куда надо и тебя вышибут с работы». Чем больше им позволяется, тем больше они наглеют. Они ничего не хотят делать своими руками — ни учиться, ни работать. Зачем? Ведь если папа дает 10 тысяч долларов в месяц на карманные расходы, проблем нет.

Раб или горец?
— Ты сказал: «Чечня — последнее оставшееся в России настоящее мужское общество. Это мир мужчин». Почему сегодня Чечня рождает мужчин-разрушителей, а не тех, кто строит и развивает мысль?

— Сегодня в Чечне потерял ценность сам труд. Половина трудоспособного населения сидит без работы. И везде — страшное неравенство. Мысли такие: вкалывай хоть круглые сутки — не заработаешь даже на учебники своему ребенку. А у соседа, с которым выросли на одной улице, несколько машин, двухэтажный дом и 40 человек охраны. Он всем своим сыновьям на 16-летие покупает по джипу. Он чиновник, и он крутой. А ты ходишь с голым задом: При этом социальное расслоение чеченцам не свойственно — в горском обществе не было такой пропасти между богатыми и бедными. Для людей это жестокий психологический шок, что теперь ты никто, раб, а твой сосед — господин и пинает тебя, как солому под ногами. Идти в батраки хотят немногие.

— В России сосуществуют представители более 180 национальностей и этнических групп. Как бы то ни было, люди уживаются друг с другом. Почему только чеченцы противопоставляют себя всем? Почему они «вне системы»?

— Говорят, будто чеченцы не находят общего языка не только с русскими в России и в самой Чечне, но даже со своими соседями — ингушами, дагестанцами, кабардинцами, осетинами, что у них, мол, конф-ликт со всеми. Но это миф. Нация «кавказец» — собирательное определение, но единой «кавказской общности» не существует. Да, на Кавказе люди разной культуры и разных вероисповеданий зачастую не находят общего языка. Но вряд ли тут в особом ряду чеченцы. То же самое, например, наблюдается и в Ингушетии, и в многонациональном Дагестане, где в каждом районе своя национальность — аварцы, лакцы, кумыки — и иногда в соседнем ауле говорят на другом диалекте.

— А что происходит с чеченской культурой? У осетин есть Валерий Гергиев и Коста Хетагуров, у абхазов — Фазиль Искандер и Ксения Георгиади. У Дагестана — Расул Гамзатов, у Кабардино-Балкарии — Юрий Темирканов. А у Чечни?

— У Чечни культурная и этническая замкнутость. Хотя были известные чеченцы — танцор Махмуд Эсамбаев, композитор Аднан Шахбулатов. Есть и сейчас — писатели Канта Ибрагимов, Султан Яшуркаев, поэт Апти Бисултанов. Правда, два последних сейчас творят в эмиграции — в Европе. И это неудивительно: из 3 млн. чеченцев только 1 млн. живет у себя на родине. Остальные — в России или за рубежом. Быть национальным писателем в самой Чечне и даже чеченским писателем в России сегодня трудно: того нельзя, этого нельзя — нет свободы слова.

Все кругом виноваты
— «Надо быть богатым, а не умным. Будут деньги — остальное купим». Это психология всего Северного Кавказа?

— И большей части России тоже. Но шоковые реформы 90-х отозвались в той же Чечне по-своему. В чеченском обществе нет механизма противодействия «скромному обаянию» капитала. У людей отсутствует иммунитет против власти денег. Это проблема для всех народов нашей страны, но особенно для малых, окраинных. Сбиты все нравственные ориентиры. Осталось только одно: «Главное — деньги, а не труд». То есть работать не надо, учиться не надо, быть нравственным и соблюдать законы необязательно. В этом смысле мы как чукчи: водку завезли — и повальное пьянство. Роскошь на нас действует точно так же.

— Так кто кого сейчас угнетает: русские чеченцев или наоборот?

— У каждого своя правда. У русских тоже есть мажоры, которые, правда, не приезжают из Москвы в Грозный. Но вопросы все равно остаются. Почему у чеченцев всегда претензии к России, только иногда — к власти в собственной республике и никогда — к себе самим? Это относится и ко всему российскому народу, которого какие-то злые исторические силы вечно гнетут. У нас общая беда: кажется, что все вокруг виноваты — нас обижают, а мы сами хорошие. Психологическая компенсация как реакция на несправедливую жизнь. И признак того, что пора избавляться от инфантилизма.

Досье

Герман Садулаев родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР в семье чеченца и терской казачки.

«Когда мы вылили подпольное вино в унитаз, он окрасился в кислотно-розовый цвет»

5 октября Рамзану Кадырову исполняется 40 лет. Накануне юбилея вновь избранный глава Чеченской Республики назвал ее «самым стабильным регионом» в Европе.

Наш спецкор изучила тайную жизнь столицы Чечни Грозного, побывав в секретном алкогольном магазине, ночном клубе и узнав особенности местных взаимоотношений полов.

Одним из главных достижений юбиляра стал введенный им семь лет назад «сухой закон» - строже, чем установил в 1985 году Михаил Горбачев для всего СССР. На всю Чечню - всего несколько магазинов, где алкоголь отпускают строго с 8 до 10 - утра. И все же выпить здесь ночью можно, но тост за здоровье именинника поднимать нельзя.

«В глаза не смотри»

В глаза не смотреть, - напутствовал меня радушный чеченец Рустам с бородой «под Рамзана» у входа в послевоенный символ республики - высотку «Грозный-сити». На верхних этажах этих башен - единственное на всю республику место, где легально продают алкоголь не утром, а днем и вечером. Ночью уже не наливают: ресторан закрывается ровно в полночь.

Это устроили для приезжих, чтобы Чечня производила впечатление современного, гостеприимного субъекта, живущего как вся Россия, - объяснил мой провожатый. - Тут действуют свои законы. Соблюдайте их - и произведете на местных хорошее впечатление.


Символ восстановленной республики - высотки «Грозный-сити».

Больше всего правил, конечно, для женщин. Ею в Чечне считаешься с момента полового созревания, то есть с 11–12 лет. Женщина любого возраста и социального положения здесь не ходит одна - ни ночью, ни днем.

Чеченка всегда под присмотром и должна кем-то сопровождаться - мужчиной (он идет впереди), другой женщиной, в крайнем случае ребенком, хоть младенцем. Из мужчин женщину могут сопровождать: муж, брат, отец, родственник, дальний родственник, в крайнем случае добропорядочный многолетний друг семьи, хотя это и нежелательно. У женщины не может быть знакомых мужчин, которых знает только она одна, тем более друзей среди знакомых мужчин.

Мужчине, кроме самых близких родственников вроде мужа или отца, строго нельзя касаться любой женщины, а женщине - мужчины. При встрече знакомые чеченцы, коллеги по работе, соседи по дому, учащиеся одного учебного заведения или их родители, если они разных полов, не целуются, не обнимаются, не хлопают по плечу, не жмут руки.

И что, если женщина пойдет с мужчиной в горы, он руки ей не подаст на опасном переходе?

Не подаст, - отрезал Рустам. - Зачем женщине вообще ходить в горы? Это дело мужчин, это испытание для джигита. Если уж она туда идет, то пусть тоже себя испытывает и не ждет помощи. Подал бы руку, только если бы она в пропасть срывалась, зачем грех на душу брать? Но и то через силу: прикосновение к женщине - оскорбление для нее, значит, ее принимают за особу легкого поведения.

Другой запрет для женщин - не смотреть в глаза постороннему мужчине при общении - тоже просят соблюдать не только местных.

При этом в Чечне все очень вежливые, и женщина должна первая здороваться с любым незнакомым мужчиной в помещении, например, в магазине. Во время приветствия нужно улыбнуться и посмотреть прохожему в глаза, но только в этот раз. Дальше, если незнакомец спрашивает вас, который час, как пройти в библиотеку, вернее, в мечеть, отвечать следует, скромно потупив взгляд.

Так и живут: в том же ресторане в высотках официант-мужчина смотрит на женщину-клиентку или на повариху, а они на него - нет.


В самом центре Грозного, прямо напротив мечети «Сердце Чечни», находится единственное на всю республику место, где открыто наливают после заката.

Вечером для женщин дресс-код тут такой же, что и в дневное время: платье и юбки - ниже колен, лучше до пола; рукав - ниже локтя. Брюки маскируют туникой или кофтой до колен, с блузкой их сочетать вульгарно. Никаких декольте и оголенных спин, на юбке сзади вырез не допускается. Прическа - если не под платком, то хотя бы собрана, никаких распущенных волос.

А вот в этом ресторане нравы распутные, - продолжает Рустам - определить по его взгляду отношение к «распутным нравам» я не могу, так как не смотрю ему в глаза.

Одна его башня отдана под гостиницу - но в ней обычно живет меньше людей, чем посещает ресторан на самом верху.

Вторая башня - бизнес-центр, но офисы по большей части пустуют. Остальные - типа жилые дома, квартиры все выкуплены, по большей части чиновниками или приближенными к власти для видимости заполнения 18–40-этажных зданий. Но в них реально практически никто не живет: у чиновников свои родовые дома, метры в «Сити» нужны для галочки. Депардье именно тут квартиру подарили - он ее продал и больше в республике не появлялся.

Останься французский актер - катался бы в своей башне на чудо-лифте, которому позавидуют даже арабские шейхи.

Система пользования поражает. Вызывая один из четырех лифтов, пассажир уже внизу жмет на номер нужного этажа. Система думает несколько секунд и выдает ответ - придет ли лифт A, B, C или D. Все для того, чтобы женщины и мужчины лишний раз не пересекались: за одну поездку лифт обслуживает одного клиента и не подбирает других «по дороге».

Ислам-лифт довез меня до ресторана, прозванного моим сопровождающим «гнездом разврата». Ассортимент широкий, но бокал дешевого краснодарского красного сухого вина стоит как бутылка дорогого французского шампанского.

Здесь в отдельной зоне разрешается танцевать. Танцы - только бесконтактные, типа лезгинки. Только вот никто из чеченцев на танцполе не отрывался. Приезжие из всего алкоголя скромно заказывали вино.

Какую марку вы вчера брали, говорите? Не помните картинку на этикетке: дерево или домик? - старший менеджер, призванный официантами на помощь, пытался понять, чего же хотят гости. - В бутылке пробка или крышечкой завинчивалась?

«Думала, там правда вино будет?»

Ну, за мирное небо над Грозным! За дружбу народов! - предложил Абдулла, и мы чокнулись бокалами красного.

Гулять в ресторане гостиницы - очень дорого и совершенно не интересно. Напиться и безобразничать там не получится - посиделки происходят под присмотром вооруженной автоматами охраны. Поэтому я «съехала» из комплекса и нашла себе Абдуллу.


Абдулла (слева) и его друзья под шашлык пьют красное - в качестве него вишневый сок.

В Чечне женщина не имеет права самостоятельно знакомиться с мужчиной: их могут свести только друзья или родственники, причем цель у этих знакомств одна - создание семьи. «Просто погулять» с мужчиной нельзя. И до свадьбы все встречи проходят в обязательном порядке в присутствии кого-то еще.

Но для девушек есть лазейка - Интернет. С помощью Сети можно назначить встречу самостоятельно, без посредников. Чеченцы на каких только сайтах не сидят, и все с одной целью - устроить свидание.

Абдуллу я и нашла через соцсети. Посмотреть на него, чтобы решить, можно ли ему меня доверить, вышел, казалось, весь проспект Путина, где живут мои знакомые: на свидание женщина еще должна получить разрешение у тех, кто за ней присматривает. После получаса расспросов друзья моей семьи нас отпустили.

Сначала мы зашли в антикафе - мода на популярные в больших городах заведения, где платишь не за количество съеденного и выпитого, а за проведенное внутри время, наконец докатилось до Грозного.

Внутри шли отчаянные бои в бумажные настольные игры, которые просят привезти при оказии из Америки, как когда-то джинсы. Хит этой осени - бродилка «Африка»: надо с помощью смекалки первым составить определенный маршрут по Черному континенту.

Азартные игры запрещены, но тут ставим по-крупному, - похвастались чеченцы за соседним столиком. Ребят мне разглядывать было нельзя, а их деньги - можно. При ближайшем рассмотрении они оказались не от Банка России, а от «банка приколов».


В Чечне играть на деньги можно, но только на игрушечные. Хит сезона - бродилка «Африка», завезенная из Америки.

Во всех обычных кафе картина та же: никаких сигарет, кальянов, спиртного, игр на деньги. Когда мы обошли все общепиты, Абдулла повез меня в самое гулящее место на самой окраине Грозного - на «улицу шашлыков».

Это один сплошной ряд шашлычных, палаток двадцать. Жарят шашлык из всего, кроме свинины, даже из верблюдов. И маринуют их сотней способов, даже в киви. Уж тут-то, под шашлычок, как не оказаться под полой вину?

Вам красное или белое? - в палатке со звучным названием «Сочный шашлык мощный» выбор поинтереснее, чем в самом «Грозный-сити».


Жарят шашлык из всего, кроме свинины, даже из верблюдов. И маринуют их сотней способов, даже в киви.

Красное! Сухое, если можно! - обрадовалась я.

У нас один вид, - засмеялся мангальщик.

Через три минуты нам принесли кувшин и бокалы для виски - винных у них не было. Мы разлили и чокнулись за мирный Грозный и дружбу народов. Ой, да в стакане же вишневый сок!

Ты что, думала, там правда вино будет? - засмеялся Абдулла. - Не, нельзя у нас нигде, даже на этой улице, но под шашлык иногда хочется. Вот и придумали хитрость: в бокалы наливают сок. Кто хочет красного - вишневый, кто белого - виноградный. Ну, будем!

«Вот же шалавы»

Она сказала, что ей так нравится красный шарик, ох, что творят! - напряженно выговаривал Ибрагим, с которым меня свел его лучший друг Абдулла. Его он рекомендовал как самого отвязного чеченца во всей Чечне. Если и можно отыскать в Грозном тайную ночную жизнь, то только с ним.

В 5 часов вечера мы сидели с Ибрагимом в самом развратном, по его многолетним наблюдениям, месте во всем Грозном - ресторане национальной чеченской кухни в самом центре города, на проспекте Путина. Ресторан этот был отчасти парадным - сюда, как и в «Грозный-сити», водят делегации и важных гостей, но цены здесь в несколько раз ниже. И никакого алкоголя.

Мимо окон то и дело ходил мальчик со связкой красных и белых воздушных шариков. Как только внутрь зашли три громко смеющиеся чеченские девушки на каблуках и в юбках на миллиметр выше колена (допустимый минимум; за два миллиметра выше колена и побибикать из машины могут), зашел и он. Девушки подошли к обедающим чеченским мужчинам, мальчик - за ними.

Вот же шалавы, - зло прокомментировал Ибрагим, когда послушал их разговор на чеченском. - Одна сказала: «Мне так нравится белый шарик». А другая: «Ой, красный шарик - такой красивый». А третья... Цензурных слов нет! Прямо так и попросила ей купить шарик! Они еще смеются! Смеяться женщине в присутствии мужчины вообще запрещено!

Оказалось, в Грозном действуют такие шпионские правила конспирации, что оценил бы сам Штирлиц. Помните, он обращал внимание профессора Плейшнера на условный сигнал - цветочный горшок?

У чеченцев - шарики. Красные, белые - непринципиально, просто эти два цвета продаются на рынке. Если чеченка говорит, что ей нравится шарик, а уж тем более если откровенно просит купить, значит, она легких нравов. Это чуть ли не единственный способ познакомиться вживую (не через Интернет), без посредников в виде родственников или подруг. Только через шарик - прямо в открытую пока еще запрещено.

Самая отчаянная плотская любовь - у чеченок, - делился Ибрагим за столиком, где, по его уверению, между нами сидел шайтан, так как где только двое, там и он.

Шайтан есть, а секса нет. Совсем. В Чечне это слово под запретом. Не произнес его даже Ибрагим, признавшийся, глядя на разврат в кафе, что сам в свои 33 встречается одновременно с шестью (!) женщинами и все - чьи-то вторые или третьи жены, поэтому мужского внимания им не хватает. У мужчин в этом плане две крайности - вот Абдулла в свои 37 все ждет свою единственную и соблюдает целомудрие...

Мужчины сидели вдоль всего проспекта Путина на складных табуретках и в тюбетейках. Когда мы проходили мимо, один из них встал, шагнул в нашу сторону и помахал прямо у меня перед носом увесистой пачкой пятитысячных купюр. Самых настоящих, а не как в антикафе.

Это у нас обмен валют такой, - подсказал Ибрагим. - Обменники тоже есть, но местные меняют по старинке - на улице. Здесь честно и безопасно. И курс хороший. Вообще весь город вечером, наверное, самый безопасный в России: преступность нулевая.

В Москве банкоматы - только в зданиях, здесь - прямо посреди улицы, никем не охраняемые, под прикрытием козырька от бывшей телефонной будки или почтового ящика.

Поэтому я совсем не испугалась, когда в подворотне мы увидели человек двадцать сидящих бородатых молодых чеченцев. Они повскакивали со своих табуреток. Пачек банкнот у них в руках не было.

У этих вообще денег нет, - шепнул Ибрагим. - Это местная биржа труда. Куча молодежи в республике без работы. Вот сидят весь день на табуретках в надежде, что кто-то с рынка подкинет им задание - товар там разгрузить...

Во всем Грозном есть всего два тайных магазина, где после заката отпускают спиртное. Один из них в микрорайоне, где живет Ибрагим. Мы пробирались к нему темными потайными закоулками.

Вот тут у нас бордель, - показал Ибрагим, махнув рукой на неприметное кафе у обочины.

Так туда нам и надо! - никогда еще я не была так близка к тайной ночной чеченской жизни.

Спятила, что ли, - возмутился мой спутник.

Оказалось, борделем в Чечне называют вовсе не бордель (здесь их нет - ни явных, ни тайных), а место, где мужчине с женщиной можно познакомиться без мальчика с шариком.

Официантка в кафе или автомойщица на мойке незаметно на чеке пишет свой номер телефона - и все, считай, она твоя, так как других поводов для знакомства, кроме как для утехи, нет, тут не знакомятся просто так, - раскрыл Ибрагим схему, которой и сам пользовался не раз.

Мы дошли до обычного продуктового магазина (супермаркетов в Грозном тоже нет), и тут впервые Ибрагим попросил меня вести себя тихо и лишних вопросов не задавать:

Если из-за тебя нашу последнюю отдушину закроют, зарэжу, - пошутил он.

Магазин был совсем конспиративным: внутри - обычные ряды со всяким товаром, сонная кассирша. Ибрагим что-то тихо сказал по-чеченски, и вышел хозяин. Он пригласил нас пройти за белую дверь, которая вела как будто на склад...

Мы вошли, белую дверь за нами тут же закрыли. Внутри ее охраняли два чеченца, и я почувствовала, что без покупок мы отсюда точно не уйдем... Ассортимент и правда был на любой вкус. На бесконечных стеллажах от пола до потолка - ящики водки, пива, виски, вина и... Да и все.

Экзотики, вроде текилы, не держим - не берут, - пожал плечами хозяин.

Цены демократичные: бутылка водки - 100 рублей, пива - 50, виски - 2500, вина - 250. Взяли грузинское полусладкое - другого не было.


Пока мы в подпольном алкомагазине пытались отыскать красное сухое, хозяин-чеченец стоял на стреме

Хозяин тщательно завернул бутылку в несколько черных пакетов, хотя камер нигде в магазинах в Грозном нет. На кассе мы просто сказали, что внутри. Кассирша проверять не стала, а хозяина уже рядом не было: в тайных алкомагазинах все на доверии и чека не выдают.

«После второго глотка я начала задыхаться»

Давай, сделай это, - Мурад смотрел выжидающе и одобряюще кивал: мол, смелее. Ибрагим сзади преградил путь к отступлению и жестами подталкивал к своему двоюродному брату. Когда я сделала то, что они хотели, в глазах потемнело...

Они вынудили меня пожать Мураду руку. За четыре дня в Грозном меня не коснулся ни один мужчина, ни одному из них я не посмотрела в глаза - и теперь я чувствовала себя как официантка или мойщица, написавшая на чеке свой номер.

Мурад просил прощения и объяснял, что в Вене, где он, став беженцем тринадцать лет назад, живет и учится на юриста, все так делают - жмут друг другу руки, смотрят в глаза. Даже обнимаются, хотя сам он не пробовал.

Пить вино из тайного алкомагазина Ибрагим повел меня к своему кузену Мураду, который живет один: «тайные ночные клубы» в Грозном если и устраивают, то не в подъездах, не на чердаках или в подвалах, а на квартирах. Но они и правда тайные - никто там не фотографируется, свое времяпрепровождение в соцсетях не афиширует - открыто пить запрещено.

Чеченцы, если хотят оторваться, едут в Пятигорск, - раскрыл все карты Ибрагим. - Это самый развратный город всего Кавказа, там можно все.

Признаться, многие хотели бы в Чечне жить по-светски, но Рамзан не разрешает, - добавил Мурад. - В республике много таких, как я, беженцев, которые выросли в годы чеченских войн в Европе и видели, какая там жизнь. В родной Грозный я приезжаю на два-три месяца в году - навестить родных. У меня тут трое дядюшек, три тети и бабушка. Конечно, скучаю по европейской ночной жизни, в Грозном тоскливо.

Пусть хоть неписаные, но все же законы будут, - возразил Ибрагим.

Для пущего разврата мы включили музыкальный канал, на котором показывали современные видеоклипы. Извивающиеся полуголые девицы в Чечне в присутствии чеченцев смотрятся совсем по-другому. Это телевизионный максимум, позволенный тут, и то это обычное для нас МУЗ-ТВ не в открытом доступе, а на платной спутниковой тарелке. Порноканалы заблокированы даже на них.

Пока Ибрагим горячо комментировал увиденное, Мурад искал, чем бы открыть грузинское полусладкое. Даже такие европейские чеченцы не привыкли пить - в его доме просто не было штопора. Проталкивали пробку пальцами и шариковой ручкой.


Какое вино, такой и штопор

Пить это было невозможно - после одного глотка у меня свело живот, после второго я начала задыхаться. Ибрагим опытным взглядом определил, что, скорее всего, это подделка, синтетическая.

Да уж, - только и сказал Мурад. - Ладно, принесу вам кое-что покрепче и побезопаснее.

Через десять минут он вернулся с двумя чайниками - заварочным и для кипятка. Да, в Грозном, насколько я поняла, нет электрочайников: считается, что женщина не должна отходить от плиты, пока на ней что-то готовится, даже чай, и не стоит таким образом облегчать хозяйке жизнь.


Когда мы вылили вино в унитаз, он окрасился в кислотно-розовый цвет.

За чаем Мурад пожаловался, что держал в доме кальян, купленный в Вене, но его украли друзья - растащили все, кроме одного шланга.

Единственным местом в городе, где можно было покурить кальян, было кафе «Дамаск» на улице Розы Люксембург, но его давно закрыли, - вспомнил Ибрагим. - И сауну с девочками Кадыров закрыл лично. Она досталась нам в наследство от Ханкалы - русской военной базы.

Кроме вина остальное в нашем «тайном ночном клубе» на квартире Мурада было прилично: мы сидели в разных концах комнаты, не танцевали, не смеялись.

Могла бы я сюда прийти в мини-юбке? - поинтересовалась у ребят.

Ты бы не дошла и не доехала, - не раздумывая, сказали они. - Да и дома мы бы тебе переодеться не дали: мы женщин любим, но не хотим, чтобы они в нашем присутствии вели себя так, как в кафе на проспекте Путина. Смеяться в присутствии мужчин, юбка выше колен - это исключено.

А выпить вы бы чеченке позволили, как мне?

Нет! Ни за что! - завелись братья. - Пьющая женщина - это позор! Мы тебе разрешили только потому, что ты не наша, не чеченка, потому что ты сама попросила купить это вино. Если бы не просила, мы бы тебе никогда в жизни его не предложили. Поэтому, собственно, у нас нет ни тайных, ни явных ночных клубов: женщинам там делать нечего, а без них неинтересно. Да и не забывай, что без посредников знакомиться все же нельзя, а главная цель любого ночного клуба - именно познакомиться.

Второй раз за вечер я почувствовала себя как девушка, просящая купить шарик.

Зато в Чечне нет изнасилований, - сменил тему Мурад.

Неправда, есть, - не согласился Ибрагим. - Случаи есть, но они не доходят до полиции, их опережает закон кровной мести. Если изнасилуют чеченку - родня заставит или жениться, или откупиться. Если окажется, что она была девственницей, - сразу убьют.

Мы быстро допили чай - ровно в 23.00 меня нужно было вернуть домой, это крайнее время, до которого в Чечне отпускают гулять женщину. По дороге Ибрагим попросил меня жевать жвачку: если бы чеченцы, друзья моей семьи, учуяли, что от меня пахнет алкоголем, пусть и синтетическим, не пустили бы на порог.

Вернувшись из самого малолюдного и пристойного «ночного клуба» в моей жизни, я все думала, чем же они занимаются по ночам, эти чеченцы, если все, решительно все тут запрещено, а алкоголь - из ацетона.

Рустам растит двоих сыновей, Абдулла нянчит племяшку и мечтает о собственной дочке, Ибрагим с Мурадом - тоже заняты делом.

Как-то чиновники подсчитали, что рождаемость в Грозном превышает среднероссийскую в два раза, а в Чечне за год детей появляется на свет столько же, сколько в Санкт-Петербурге. Хотя город на Неве по численности населения превосходит целомудренную республику в пять раз.

В 2011 году президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров посетил Иорданию, где проживает большая чеченская диаспора. Это потомки чеченцев, покинувших свою родину во время Кавказской войны. Один из старейших представителей диаспоры поинтересовался, почему Кадыров идет на сближение с Россией, если русские убили так много чеченцев? «И чеченцы убили много русских», – возразил глава Республики. «А как их не убивать, если они пришли к нам с войной?» – был ответ старейшины.

Затянувшаяся вражда

Кавказская война, с перерывами продолжавшаяся с 1817-го по 1864 год, заложила основательный фундамент вражды между русским и чеченским народами. В «Этнографии народов СССР» (1958 год) отмечается, что чеченцы оказали России во всех ее колониальных войнах «самое ожесточенное сопротивление».

Достаточно сказать, что русская армия потеряла в Кавказской войне не менее 30 тысяч солдат, чеченцы только за последние 16 лет войны (по данным историка Сергея Максудова) лишились более 27 тысяч своих соплеменников, еще 23 тысячи иммигрировали в Османскую империю.

Стороны конфликта осыпали друг друга претензиями. Горцы обвиняли царские власти в том, что они истребляли целые аулы, Россия это называла ответом на постоянные чеченские разбои и грабежи, массовые угоны скота, работорговлю и нападения на воинские гарнизоны.

Но самым тяжелым последствием Кавказской войны стала русофобия, которая проникла во все слои чеченского общества. Она оказалась непреодолимым барьером на пути к сближению двух народов и поставила крест на перспективах интеграции чеченцев в российское социально-культурное пространство.

В период Великой Отечественной войны Чечено-Ингушскую ССР захлестнул бандитизм, что стало одной из причин депортации «неблагонадежного» населения Республики в Среднюю Азию. Интересно, что первоначальные регионы расселения – Новосибирская, Омская области и Красноярский край - сумели уклониться от нежелательной обузы.

Отношение местных властей к спецпереселенцам нередко сопровождалось многочисленными нарушениями их прав, однако и кавказцы не спешили налаживать контакт. В 1957 году депортированные народы смогли вернуться на родину. Но, по словам историка Нурболата Абуова, «чувства ущемлённости и обиды от перенесенных репрессий на долгое время остались в их исторической памяти».

Противоречия между Россией и Чечней с новой силой отозвались в конце XX века, вылившись в две Чеченские войны. Тогда оккупированную боевиками республику покинуло практически все русское население. Спасались от войны и чеченцы. Однако, не имея хороших перспектив в Российской Федерации, они были вынуждены эмигрировать на Ближний Восток и в Западную Европу.

Русско-чеченский вопрос

В чеченском обществе вплоть до прихода к власти Рамзана Кадырова было принято осуждать тех, кто проявлял лояльность к России или работал на российскую власть. Даже отец нынешнего президента Чечни Ахмат Кадыров в конце 90-х в своих эмоциональных речах проклинал тех, кто каким-либо образом содействует русскому населению.

Чеченцы - это единственный северокавказский народ, который не проходит срочную службу в Вооруженных силах РФ. Этот вопрос периодически поднимался региональными властями. Иногда группу чеченских призывников путем политического нажима удавалось направить в армию, но этим все и ограничивалось. Ситуация такова, что Генштаб не хочет видеть чеченцев в рядах российской армии.

В июле 2011 года в «Московском Комсомольце» появился материал под заголовком: «В армию не призвали ни одного чеченца». В статье неназванный источник в Генштабе РФ следующим образом прокомментировал ситуацию: «Зачем учить военному делу собственных врагов - людей, с которыми есть вероятность повоевать? Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит».

Опрошенный корреспондентами «МК» командир роты 18-й бригады, дислоцированной на военной базе Ханкала в Чечне, заметил: «Можно себе представить, чтобы палестинцев призывали в израильскую армию? Нет, это исключено. Вот у нас тоже самое, видимо».

У российских военных есть все основания для подобных опасений. Во время Чеченских кампаний во главе вооруженных формирований «независимой Ичкерии» находились бывшие советские офицеры Джохар Дудаев и Аслан Масхадов.

Капитан полиции при МВД Чеченской Республики Асламбек Ибрагимов ответственность за недоверие к чеченцам возлагает на российскую сторону: «Вы не дали нам почувствовать себя россиянами ни на секунду. Почему российское общество раздражают наши танцы, наша вера, наши традиции, наши устои, наш человеческий потенциал?» – вопрошает Ибрагимов. Многие чеченцы, побывавшие в различных регионах России, жалуются, что их там воспринимают как потенциальных террористов.

Правозащитный комитет «Гражданское содействие» отмечает, что регионы Российской Федерации отказываются принимать жителей, бегущих из Чеченской Республики: «Никаких механизмов приема нет, статус вынужденного переселенца им не предоставляется, регистрацию им стараются не оформлять».

Ситуация обострилась в июле 2013 года, когда в городе Пугачёв (Саратовская область) чеченский подросток совершил жестокое убийство местного жителя. Тогда протесты русского населения сопровождались столкновениями с чеченской диаспорой, с попытками погромов и перекрытием автомобильной дороги.

Чуждая ментальность

Ответ на вопрос, почему чеченцы не могут ассимилироваться в российском обществе, следует искать не только в аспекте русско-чеченского противостояния, но и в области социальной психологии. Этнопсихолог Сергей Благоволин одну из причин несовместимости русских и чеченцев видит в «тейповом и родовом сознании» последних.

Не следует забывать, что чеченцы –мусульмане. Так, согласно канонам ислама мусульманин может иметь до четырех жен, если он в состоянии обеспечить им достойные условия. В современной России многоженство не влечет никакого уголовного или административного наказания, однако полигамные браки в регионах с преобладающим русским населением будут явно диссонировать с традиционно православными семейными ценностями.

Русские этнографы, изучавшие на протяжении XIX столетия население Кавказа, наделяли чеченцев весьма нелестными чертами, которые в российском обществе вызывали резкое отторжение: «подозрительность, вспыльчивость, агрессивность, вероломство, коварность, мстительность».

Уже в XX веке писатель Александр Солженицын давал чеченцам более объективную характеристику, однако и она ставит под сомнение возможность этого народа интегрироваться в российскую социальную среду. «Чеченцы нигде не пытались угодить или понравиться начальству, но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны... Они уважали только бунтарей. И вот диво - все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы», - писал Солженицын.

Тем не менее писатель Герман Садулаев утверждает, что пропасть между чеченцами и русскими не так велика. По его словам, проблемы возникают только с мажорами – детьми богатых родителей, которых сейчас много в Москве и Петербурге, но «простых, обычных чеченцев русский народ даже не знает».

Дела европейские

Проблемы с адаптацией у чеченцев возникают не только в России, но и в Европе, куда они активно мигрировали с начала 1990-х годов. Так, сотрудник службы пробации в Вене Диана Ахматова отмечает, что «суровый чеченский менталитет», сталкиваясь здесь с толерантной психологией, «отбивается от колючих объятий заманчивой европейской культуры».

По словам Ахматовой, особенно тяжело в европейских странах чеченским подросткам, которым приходится избегать компаний сверстников из-за того, что они «не соответствуют менталитету их нации». Она отмечает, что в последнее время увеличилось количество чеченских девочек-подростков в кризисных центрах Вены, где социальные работники устанавливают контакт между родителями и ребенком.

Очень часто проживающие в Европе чеченцы оказываются участниками криминальных историй. «Чеченская тема» всплывала в 2006 году в Бельгии поле драки чеченцев с местной молодежью, в 2009 году в связи с захватом чеченскими беженцами пассажирского поезда в Польше, в 2012 году - в Испании, когда уроженцу Чечни было предъявлено обвинение в подготовке теракта.

В 2005 году в норвежском городе Нордбибратен сотрудники центра для беженцев восемь раз вызывали полицию. Все дело в том, что беженцы из Чечни потребовали от персонала строго соблюдения мусульманских обычаев: запрещали им носить шорты, заставляли молиться Аллаху и всегда пропускать чеченцев вперед.

Многие европейские страны начали депортацию чеченцев в Россию, а вновь прибывшим отказывают во въезде. Среди основных причин такого решения называют агрессивное поведение кавказцев. В той же Норвегии после очередного скандала в Москву отправили 50 чеченских семей. Правозащитники хоть и навали это показательной пиар-акцией, но, тем не менее, они признают наличие такой серьезной проблемы, как интеграция выходцев с Кавказа в европейское сообщество.

Напомним, что, открывая дискуссию на страницах нашей газеты (см. «НИ» от 25.06, 02.07, 09.07.04 г.), Мавлит Бажаев, в частности, опровергал миф о непрерывной 400-летней войне России с Чечней и говорил о том, что демократические традиции были присущи чеченскому обществу на протяжении многих веков. У наших читателей на этот счет оказалось свое мнение.

В.М : «Конечно, сейчас очень удобно обвинять Россию на протяжении всей истории ее отношений с Северным Кавказом в том, что она проводит против Чечни такую, а не иную политику, но необходимо принять во внимание и следующие факты. Во-первых, генерал Ермолов проводил ответные репрессии против чеченов. Его бы сами чечены не поняли, если бы он за грабежи и торговлю рабами не отвечал тем же. Во-вторых, чеченские мужчины – это в основном воины. Это культивируется в их менталитете веками. Поэтому культ силы был и будет всегда присутствовать в их поведении. Поэтому их образ понимания мира и его отношения к нему в ближайшее время не удастся изменить. То есть, другими словами, некоторое время он, может быть, скажем строителем, но если его род прикажет взяться за оружие, то он сделает это без колебаний. И большая часть прибыли от торговли чеченских бизнесменов опять же идет не в личный карман того или иного чечена, а в семью или тейп. Кстати, о родовых отношениях. Заставить чеченов ассимилироваться с другим народом или нацией не удастся, а значит, влияние общесемейных решений и вековых традиций и обычаев на поведение и образ жизни будет всегда самым влиятельным, и никакие логические доводы о том или ином рациональном решении не помогут. И, может быть, одним из самых главных пунктов, как мне кажется, является их вечная междоусобица. Именно она не дает им же самим почувствовать себя одним народом и создавать республику на равных правах. Они всегда будут помнить обиды не только по отношению к русским, но прежде всего по отношению друг к другу. Каждый клан будет тянуть в свою сторону, а это будет вести к продолжению междоусобицы. На какое-то время в общем противостоянии, скажем, с Россией эта вражда может быть забыта, но на внутричеченском уровне она останется очень долгое время. Все сказанное выше я привожу не к тому, чтобы обвинить чеченов и снять всю вину с русских, а к тому, чтобы, говоря о вине русских, принимать во внимание и эти особенности, которые не удастся изменить, но которые имеют огромнейшее значение. Нельзя чечен и другие народы Кавказа мерить русской меркой и, как этого хотят западные демократы, строить в Чечне «демократическое общество». Если в самой России среди населения еще нет понятия демократия, то где уж там Кавказ?»

Ибрагим Марзиев : «Уважаемый В. М. Прочитал Ваш отзыв, и еще больше утвердился в убеждении, как мало русские знают о чеченцах. Вернее, знаете Вы достаточно, но перевариваете эту информацию под каким-то неестественным углом. «Нельзя чечен и другие народы Кавказа мерить русской меркой и, как этого хотят западные демократы, строить в Чечне «демократическое общество». Если в самой России среди населения еще нет понятия демократия, то где уж там Кавказ?» Этой фразой Вы в который раз повторяете тезис о своем превосходстве над другими народами. Грузины, армяне, азербайджанцы имели свою государственность задолго до того, как до этого дошли русские. Они сами создали свою письменность, в отличие от русских, для которых алфавит разработали два византийских монаха (говоря на современном языке – «нерусские какие-то»). Да будет Вам известно, чеченцы, ингуши, бацбийцы – это очень древний народ (вайнахи), ведущий свою историю со времен Урарту. Из Вашего мнения относительно Ермолова я могу сделать вывод, что историю вы учили по учебнику, совершенно не используя других источников. Считаю необходимым поправить Вас – Ермолов проводил завоевание Кавказа, а не ответные репрессии. Кстати он с этой задачей так и не справился».

В.М : «Да, я с Вами согласен, что Ермолов проводил завоевание Кавказа, а ответные репрессии были при набегах чеченцев. Не было набегов – не было репрессий. И из этого я вижу (кстати, очень часто), что проблемы Чечни почему-то объединяются со всем Кавказом, хотя только одни чеченцы не хотят нормально жить. И ингуши, и дагестанцы, и осетины, и другие кавказские народы хотят жить мирно и стремятся к этому. Они пахари, работяги, им некогда воевать, им надо кормить и повышать благосостояние своих семей, но только мирно своим тяжелым трудом, как они привыкли за 1000 лет. Я понимаю, что чеченцам хочется, чтобы звучало «ВЕСЬ КАВКАЗ», но это не корректно и совершенно НЕ правильно».

Руководитель Центра по изучению ксенофобии и экстремизма Института социологии РАН Эмиль Паин, продолжая дискуссию в своем материале (см. «НИ» от 16.07.04 г.), назвал главным заблуждением, которого придерживаются и российские власти, и немалая часть населения, миф о том, что «чеченцы уважают только силу». Но не все оказались согласны с известным политологом. Аргументом, подтверждающим главенство силы, стал пример из жизни читателя.

Историк : «Мой отец был советским офицером, и у него в роте служили чечены (причем только у него). Мне запомнился один случай. Пришел к нему один чечен – наглый, задиристый, неуправляемый. На отца кидался с табуреткой. Ну, отец не вытерпел, дал ему по «рогам». И вообще, прессовал, что называется, по полной. А когда мать у чечена умирала, он к отцу прибежал, чуть не плача просил помочь (хотя к тому времени ему уже дисбат светил). Отец в 2 часа ночи звонит начальнику гарнизона, договаривается и везет его (солдата. – Ред.) в аэропорт, покупает билет. Мать увидела сына перед смертью. Вернулся он другим человеком. После дембеля еще лет 10 отцу на день рождения присылал подарки. Я тогда понял одно: с чеченами нужно быть честными. А силу они действительно уважают. Но и добро помнят, как никто».

Ибрагим Марзиев : «Вы не совсем правильно поняли мотивацию поведения чеченца, служившего под началом у Вашего отца, отсюда и неверный вывод о характере чеченцев. Ваш отец «прессовал» этого парня, но в его поведении ничего не менялось. Перемены произошли после того, как Ваш отец помог этому солдату съездить домой, чтобы проведать свою мать. Дело в том, что чеченцы уважают не силу (на всякий сильный кулак всегда найдется другой, более сильный), а сильные личности. Потому, что духовно сильный человек всегда благороден. Чеченцу в то время было лет 18–19, а Ваш отец был полным сил зрелым мужчиной. Однако, получив «по рогам», тот парень не успокоился, и Вашему отцу приходилось его «прессовать». Именно эта черта и ценится среди чеченцев: пусть вам разбили нос, глаз заплыл, но вы встаете и снова продолжаете драться. Именно таких и считают в Чечне настоящими мужчинами. Нет большой доблести в победе над слабым противником, выступи против более сильного, и тогда тебя будут уважать.

Господин Паин говорит очень правильные вещи, что свидетельствует о его понимании вопроса. Обидно, что он не говорил этого в период своей работы с президентом Ельциным (по крайней мере, тогда в своих интервью он озвучивал официальную точку зрения на операцию по «восстановлению конституционного порядка»). Но тогда он был советником президента, вследствие чего «не мог» говорить все, что думает. Что же касается интервью «НИ», то непонятно, каким образом он предлагает проводить политику «ориентации государства на реальную интеграцию всех этнических групп в российское гражданское общество»? Эта задача провалена еще до начала ее решения. Единства нет даже среди русского народа, что уж говорить о других этнических группах. Ни я, ни сотни тысяч моих соплеменников и представителей других кавказских народов уже давно не ощущают себя частью «единой общности». Антикавказская истерия в СМИ, открытое потворство властей фашистским группировкам сделали свое дело. У русского народа сформировался очередной образ внутреннего «черного» врага, который не дает нормально жить людям с открытыми славянскими лицами. У «черного» населения России также накопилось немало претензий к старшему брату, это не считая «болячек» вековой давности».

На этом дискуссия об истории, современности и будущем отношений Чечни с другими регионами России и федеральным центром не заканчивается. В следующих номерах мы обязательно предоставим слово экспертам, политикам и ученым, имеющим свою точку зрения на причины и способы решения чеченского конфликта.

Отдел внутренней политики

25 февраля 2018, 18:42

Кто ответит за страдания детей, матерей, жены невиновного человека? Поставьте себя на его место, ведь каждый из вас может оказаться в этом положении, так как наша система не идеальна, и если помочь хоть одному человеку увидеть справедливость, то можно сотням людей дать надежду на веру в Человеческое Достоинство.
15 сентября 2017 года Басманным районным судом г. Москвы был незаконно осужден мой супруг, Виситаев Жалид Турпал-Алиевич, по статье 162 часть 2, осужден за то, что он якобы, совершил разбой группой лиц по предварительному сговору, назначен срок наказания 3 года 6 месяцев лишения свободы.
В Мосгорсуд направлена подробная апелляционная жалоба, в которой изложены все факты, доказывающие, что, как следствие, так и судебное разбирательство было произведено формально, невиновность моего мужа была фактически доказана, но доказательства не учтены судом. В данный момент мы ожидаем пересмотра данного дела.
Из показаний свидетелей следует, что Виситаев фактически ни в конфликте, ни в разбое не участвовал. Показания потерпевших, которые поясняют, что в момент происшествия находились в состоянии алкогольного опьянения, противоречивы и вымышлены, фактически менялись более пяти раз.
Суд проигнорировал имеющиеся у защиты доказательства невиновности Виситаева и не исследовал видеозапись, но ссылается на нее в приговоре, как на факт присутствия Виситаева на месте происшествия. Но как суд мог так решить, если, согласно проведенной экспертизе, данная видеозапись непригодна для экспертизы, невозможно определить фигуры людей и невозможно провести портретную экспертизу.
Именно на видеозаписи и видно, что Виситаев стоял в стороне, оружия у него не было на протяжении всего периода просмотра, никого не бьет, только разнимает фигуры и потом спокойно отходит. Его показания соответствуют и видеозаписи, и показаниям свидетелей.
Виситаев обычный, трудолюбивый гражданин РФ (стаж работы более 10 лет на одном рабочем месте), порядочный семьянин: на его иждивении две тяжело больные матери, несовершеннолетний ребенок 11 лет и малолетний ребенок 1,5 лет, супруга, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком. У осужденного в ходе трагических обстоятельств были травмы позвоночника, почти год он был обездвижен, и, как следствие перенесенных операций, имеется ряд хронических заболеваний, в связи с чем ему постоянно необходимо лечение. Врачи нас предупреждают о последствиях отсутствия данного лечения. В местах лишения свободы предоставить необходимое лечение невозможно.
Несколько месяцев кропотливой работы в суде, и как следствие приговор, текст которого оказался на 80% скопирован из обвинительного заключения. Создается впечатление, что судебного рассмотрения и не было вовсе. Искажены все протоколы судебных заседаний, из контекста вырваны отдельные факты, а ответы свидетелей указаны с противоположным смыслом. Как такое возможно, если все судебные заседания проходят под аудиозапись? Вывод один - значит судом умышленно скрыты факты невиновности человека.
Все это, вероятно, общие слова, которые наверняка пишет каждая жена в защиту своего мужа, да и многочисленные нарушения в судебной системе нашей страны, к моему огромному сожалению, далеко не редкость. Все это было бы так, если бы не некоторые факты, на которые просто невозможно не обратить внимание.
Во - первых, в данном деле я сама являюсь свидетелем , и поэтому не могу не заявлять о невиновности моего супруга, так как в момент происшествия находилась с мужем, я все видела своими глазами, но меня как будто не слышат или просто слышать не хотят.
Все произошло 14 ноября 2014 года, то есть 3 года назад. Мы с мужем находились в кафе, куда приехали вдвоем, заведение покинули также вдвоем. Около кафе произошел конфликт, в котором мой муж никакого участия не принимал. Единственное что он сделал, так это начал разнимать дерущихся, так как в силу своего характера и рода работы, а он был начальником охраны, муж просто не мог пройти мимо. Из-за чего произошел конфликт, и кто с кем дрался, мой муж даже не знал. Как оказалось позже, конфликт произошел между двумя мужчинами славянского происхождения и двумя чеченцами.
Из показаний свидетелей следует, что мужчина-славянин достаточно в грубой форме оскорбил чувства верующих, в результате чего возникла драка. Но мой муж этого не слышал, а вышел на улицу уже в разгар драки и просто попытался предотвратить беду.
Ни с кем из конфликтующих он не был знаком. Все это подтверждают и свидетели, а в частности менеджер кафе, которая, не смогла найти охранника, наткнулась на моего мужа, выходящего из кафе и попросила его ей помочь, пока не появится охранник. Также данный факт подтвержден таксистом, который находился в тот момент рядом с дерущимися и видел все произошедшее. Но первоначальные допросы свидетелей сотрудниками полиции в деле отсутствуют, сфальсифицировано огромное множество документов, которые при выделении из одного в другое дело подделаны, подделано более шести документов.
Как выяснилось позже (через три года), в момент драки появился человек, который, воспользовавшись ситуацией, похитил у одного из конфликтующих людей славянской внешности сумку и сорвал цепочку с крестом. После чего скрылся. Это произошло еще до того момента, как мы с мужем вышли на улицу, поэтому мы и не знали о произошедшем.
Следствию и в суду была предоставлена видеозапись от 14.11.2014г., где человек называет свои данные, дату и место совершения преступления, признается, что именно он совершил данное преступление, однако все отказались даже изучать данную запись. Все объективно, что еще нужно для оправдания?
Есть видеозапись произошедшего, свидетели с места происшествия, есть человек, который совершил преступление и признает вину! Все закрыли глаза на факты невиновности, а все, вероятно, потому, что уже три года сидят, по всей видимости, еще двое невиновных по приговору- ошибке судьи!
Никто не хочет признавать ошибку целой судебной системы и наличие преступных приговоров в отношении невиновных людей!
Как оказалось, тех чеченцев, которые участвовали в драке осудили еще в 2015 году, и, поскольку, мой муж является чеченцем по национальности, решили также причислить его к какому-то вымышленному сговору. И это только по национальному признаку!
Непонятно почему моего мужа пришли арестовывать только спустя 3 года, а ведь он ни от кого не скрывался, жил в Москве в пешей доступности от места происшествия, проживал по месту прописки на протяжении всего этого времени, в розыске не числился, выезжал заграницу.
Следователь прямым текстом говорит, что понимает, что Виситаев тут ни при чем, но ведь он же чеченец, поэтому мы ничего не докажем, и уговаривает нас признать вину, говоря, что это единственный возможный для нас выход, так как в этой системе-паутине мы ничего не докажем. Следствие, прокуратура и суд- это все одно и то же, звенья одной цепи – все только обвинение.
Но о какой вине идет речь? О какой вине можно вообще говорить, если нет никаких доказательств? Наоборот, имеется огромное количество фактов, доказывающих обратное, но их просто искажают, не принимают во внимание. Следователь говорит о том, что двух чеченцев уже посадили, и теперь посадят третьего, как бы мы ни старались что-то изменить, потому что процесс уже запущен. Следователь также сочла возможным сказать мне, что была бы не против домашнего ареста, если бы мой муж был русским. У нас на руках есть аудиозапись ее слов. Но как такое может быть? То есть получается, что если бы мой муж, который пытался разнять дерущихся, был бы русским, то, вероятнее всего, он бы выступал свидетелем обвинения. Но поскольку он является чеченцем, которых ненавидят потерпевшие, то в деле он уже фигурирует, как обвиняемый? Где же тут справедливость?
Как выяснилось в судебном процессе, оперативный сотрудник, который сопровождал это дело и в 2015г., и в 2017г. знаком с человеком, который, согласно видеозаписи, на самом деле похитил имущество потерпевших, с неким Бакаевым, который неоднократно судим (по краже цепочек) и опознан потерпевшими по картотеке. Но никто даже не пытался его найти. Оперативный сотрудник скрывает место его нахождение и скрывают то, что в марте 2017 года он ходатайствовал за Бакаева в суде о смягчении наказания, за какие это заслуги?…Возникает вопрос, а каким образом этот сотрудник оказался и в Басманном, и в Замоскворецком районе, именно там, где совершает преступления Бакаев? Какая у них взаимосвязь?
Все документы в отношении Бакаева: приговор, видеозапись, протоколы судебных заседаний не приобщены к уголовному делу, и даже не явились предметом исследования.
Более того, оперативный сотрудник и потерпевшие встречались с братом моего мужа и вымогали у нас деньги, говоря, что в противном случае положение Виситаева может ухудшится. Потерпевший же говорил брату мужа, что он понимает, что Виситаев в разбое не виноват, и у него нет цели искать того, кто реально похитил их имущество, однако, он платил оперативному сотруднику некую сумму, чтобы тот искал людей, с которыми у него в 2014 году произошел конфликт, теперь ему нужно вернуть свои деньги.
На лицо ненависть по национальному признаку, потерпевшим все равно кого сажать, для них не имеет значения, кто на самом деле виновен в данном преступлении. Но они открыто ненавидят чеченцев, не скрывают это, разжигают конфликт, оскорбляют Аллаха. И именно такого рода ненависть и чувство безнаказанности привело к тому, что осужден человек, который, по сути, являлся случайным прохожим. В чем он виноват? В своей национальности?
А ведь это единственный аргумент следствия! И возможно я бы могла хоть на один процент усомниться в чем-то, если бы не видела всю ситуацию своими глазами.
Невозможно на одном листе описать все события, все доказательства, все нарушения, которые имеют место быть в данном деле, поэтому к письму я прикладываю ссылку на репортаж - журналистское расследование, которое было проведено в рамках данного дела. Я очень прошу посмотреть данный материал, из материала все станет ясно. Я так же готова предоставить все имеющиеся у меня на руках доказательства этого беззакония!
Я прошу не оставить мое письмо - крик моей души без внимания, прошу всех, кто имеет хоть какие-то полномочия надлежащим образом изучить дело Виситаева Ж. Т-А.
Ведь должна же быть справедливость, ее не может не быть!
Не должен невиновный человек нести наказание за преступление, совершенное кем-то другим!
Видеорепортаж -



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!