Хроника Сталинградской битвы детскими глазами. Сталинградская битва кратко самое главное Сталинградская битва глазами юного поколения

"...Побежали смотреть немцев. Ребята кричат: «Смотрите, немец!» Я всматриваюсь и никак не могу увидеть «немца». Они видят, а я нет. Я искала большую коричневую чуму, которую рисовали на плакатах, а по полотну железной дороги ходят люди в зелёной военной форме. В моём понятии враг - фашист должен иметь облик зверя, но ни в коем случае не человека. Я ушла, мне было не интересно. Впервые я была глубоко обманута взрослыми и никак не могла понять, почему же «люди» так жестоко бомбили нас, почему эти «люди» так ненавидели нас, что заставляли нас голодать, превратили нас, именно нас, сталинградцев, в каких-то загнанных, напуганных зверушек?...".

"... Меня поразило, что люди, убегавшие из горящего города, как правило, брали с собой самое ценное, а дядя Леня всему предпочел контрабас.
Я спросила его: «Дядя Леня, неужели у вас нет вещей ценнее, чем эта? » Он улыбнулся и ответил: «Милое мое дитя, это и есть моя самая величайшая ценность. Ведь война, какой бы страшной она ни была, явление временное, а искусство — вечно...".

Волгоградский Первый Драматический Театр поставил по воспоминаниям детей, переживших Сталинградскую битву, спектакль «Украденное солнце». Спектакль, который невозможно смотреть без слез...
Изначально пьесы не было, были записанные на бумаге и диктофоне воспоминания тех, кто детьми оказался в огне Сталинграда. Артисты читали и слушали эти воспоминания, выбирали фрагменты и складывали из них хронику Сталинградской битвы детскими глазами. Многие из авторов этих воспоминаний живы, с некоторыми из них артисты встречались, когда готовили постановку. Кто-то из "детей Сталинграда" спектакля был и на премьере.

Здесь, в этом посте - цитаты из этого спектакля, взятые у Анны Валерьевны anna_stepnova . Ее посты про спектакль и .
В тексте есть хроникальная часть, чтобы была понятна логика развития битвы: воспоминания расположены в соответствии с хроникой событий тех дней.

- До войны, в Сталинграде, на привокзальной площади был установлен типовой фонтан. Фонтан представлял собою аллегорию к стихотворению Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце». В народе его называли: «Бармалей», «Танцующие дети», «Дети и крокодил». Такие же типовые фонтаны были установлены в Воронеже, Днепропетровске…
А 23 августа 42 года Сталинградский фонтан был запечатлен на фотографиях, на фоне пылающего города. Эти фотографии стали символом битвы на Волге. Они облетели весь мир, их узнают и посей день. Образ фонтана встречается в художественных фильмах и даже компьютерных играх…
После войны фонтан восстановили, но в 50-е годы двадцатого века его решено было снести, как не представляющего из себя никакой художественной ценности.
В моих руках - дневник воспоминаний тех людей. Чье детство пришлось на те страшные годы. Многие из детей, переживших Сталинградскую битву считают, что восстановление фонтана стало бы лучшей памятью и олицетворением их Сталинградского детства.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно
А сороки - белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
-Горе! Горе! Крокодил -
Солнце в небе проглотил!
- Рано - рано
Два барана
Застучали в ворота:
- Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный крокодил
Солнце в небо воротил!»
- И бегут они к медведю в берлогу:
- «Выходи- ка ты, медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»
И встал медведь,
Заревел медведь,
И на злого врага
Налетел медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
наше солнышко!»
- Испугался крокодил.
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По березовым листам.

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

17 июля на дальних подступах к Сталинграду, началась великая Сталинградская битва. Противник имеет численное преимущество в 4—5 раз, в орудиях и минометах — в 9—10 раз, в танках и самолетах — абсолютное.

Школы отдавали под госпитали. Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принад¬лежностями. Но настоящая работа началась тогда, когда а одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание. Делать это было совсем непросто. Ведь наши силенки были — не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брались за ручки, а еще двое подлезали под носилки и, чуть приподнявшись, двигались вместе с основными.

23 августа, воскресенье
В 16 часов 18 минут началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи самолетовылетов. Город был разрушен, десятки тысяч жителей ранены и погибли.

- Утро этого дня было прохладное, но солнечное. На небе ни облачка. Все горожане занимались своими обычными делами: шли на работу, стояли в магазинах за хлебом. Но вдруг радио объявило о начале воздушной тревоги, завыли сирены. Но было как-то тихо, спокойно. Понемногу, не смотря на то, что тревогу не отменили, жители покинули укрытия, блиндажи,подвалы. Мои тети стали развешивать во дворе выстиранное бельё, разговаривать с соседями о последних новостях.
И тут мы увидели, как на небольшой высоте, идут бесконечной волной тяжелые немецкие самолёты. Раздался вой падающих бомб, разрывы.
Бабушка и тётя с криком ужаса и отчаяния бросились в дом. До блиндажа не возможно было добежать. Дом весь сотрясался от взрывов. Меня затолкали под тяжелый старинный стол, сделанный еще дедом. Тётя и бабушка прикрывали меня от летящих щепок, прижимали к полу. Они шептали: «Мы пожили, тебе бы, тебе бы пожить!».

Мы жили на поселке Второй километр, рядом с Мамаевым курганом. Когда стало чуть потише, мы вышли наружу и увидели что наших соседей Устиновых, у которых было пять детей, завалило в окопе землей, и только длинные волосы одной из девочек торчали наружу.

Помните фильм «Волга - Волга»? А колесный пароход, на котором пела Любовь Орлова? Так вот, в роли парохода, в самой веселой довоенной комедии, снимался пароход «Иосиф Сталин».
27 августа пароход Иосиф Сталин» пошел ко дну. На нем из горящего Сталинграда пытались выбраться около тысячи беженцев. Спаслись всего 163 человека.
- Массированная бомбардировка города продолжалась до 29 августа.

Нервы у мамы начали сдавать. Во время очередной страшной бомбежки, она повела нас к железнодорожному вокзалу, прикрепив нам на груди бумажные таблички с нашими именами. Она бежала впереди так быстро, что мы едва за ней поспевали. Недалеко от вокзала увидели, что на нас с неба падает бомба. И время замедлилось, будто для того, чтобы дать нам возможность рассмотреть её смертоносный полет. Она была черная, «пузатая», с оперением. Мама подняла руки к верху и стала кричать: «Деточки! Вот она, наша бомба! Наконец-то, это наша бомба!».

1 сентября бои уже приближались к окраинам города. А мирные жители пытались укрыться в подвалах разрушенных зданий, окопах, блиндажах, щелях.
- 14 сентября начался штурм Сталинграда. Ценою больших потерь гитлеровские войска овладели господствующей над Сталинградом высотой - Мамаевым курганом, вокзалом Сталинград-1.
- 15 сентября вокзал Сталинград 1 четыре раза переходил из рук в руки. Были уничтожены все переправы в черте города.
- 16 сентября всего лишь одна стрелковая дивизия под прикрытием ночи переправилась через Волгу и выбила противника из центральной части города, освободила вокзал и заняла Мамаев курган, но это ни к чему не привело. Противник бросил в бой семь своих отборных дивизий, более пятисот танков.

Побежали смотреть немцев. Ребята кричат: «Смотрите, немец!» Я всматриваюсь и никак не могу увидеть «немца». Они видят, а я нет. Я искала большую «коричневую чуму», которую рисовали на плакатах, а по полотну железной дороги ходят люди в зелёной военной форме. В моём понятии враг - фашист должен иметь облик зверя, но не в коем случае не человека. Я ушла, мне было не интересно. Впервые я была глубоко обманута взрослыми и никак не могла понять, почему же «люди» так жестоко бомбили нас, почему эти «люди» так ненавидели нас, что заставляли нас голодать, превратили нас, именно нас, сталинградцев, в каких-то загнанных, напуганных зверушек?

Мы смотрели на пожар из щели. Треск стоял ужасный. Такой сильный, что мы порой не слышали, как падали бомбы. Я все думала о том, как сегодня утором, когда еще не было пожара и самолеты не прилетели, я зашла в дом, увидела кусок ваты и слепила из него платье для своей куклы. Оно получилось такое воздушное, и моя кукла стала похожа на Снегурочку. Для нового года было ой как далеко, поэтому я сняла платье по частям, снова слепила и повесила в шкаф. Там ничегошеньки не было - одно платье для Снегурочки. Ну и пусть до зимы далеко. Зато мне не нужно было возиться с кукольным нарядом. Открою шкаф, пожалуйста - одевайтесь.

20 сентября немецкая авиация полностью разрушила вокзал Сталинград 1.
- Единственным местом, где можно было хоть чем-то разжиться, оставался элеватор. Он все время переходил из рук в руки, но это никого не останавливало.

Мы пробирались туда тайком. Большей частью оно было горелым, но все-таки это было зерно, а значит - еда. Мать размачивала его, сушила, толкла, делала все, чтобы как-то прокормить нас. Ходить на элеватор стало для меня постоянным делом, но я стремился туда не только за зерном. На моем пути находилась библиотека, вернее то, что от нее осталось. В ее здание попала бомба и все разворотила. Однако многие книги остались целы и валялись повсюду. Набрав, сколько мог зерна, я по дороге отсыпал его в свои тайники, потом шел к библиотеке, садился там и читал. Я прочел тогда много сказок, всего Жюля Верна. Горелое зерно, оттопыривающее мои карманы, спасало меня от голода, а книги, прочитанные на пепелище, лечили мою душу.

Недалеко от нас стояла походная кухня. Еду возили на передовую в термосах. Они были большие, зелёного цвета, а внутри белые. Часто повар привозил еду назад и говорил: «Ешьте, детки! Там кормить уже некого…»

На территории города шли ежедневные кровопролитные бои, нередко переходящие в рукопашные схватки. Из семи районов города враг удалось захватить шесть. Кировский район, окруженный с трех сторон, оставался единственным, куда противник так и не смог пробраться.

Раны мои уже загноились (я получила ранение в голову, с правой стороны лица, в предплечье левой руки и ещё на уровне третьего ребра слева врезался металлический осколок). Сестра обнаружила в подвале немецкую санчасть. Мы потихоньку, чтобы не подстрелили, подкрались туда, постояли в нерешительности. Сестра заплакала, поцеловала меня и спряталась, а я пошла внутрь, с ужасом думая о возможной смерти и одновременно надеясь на помощь. Повезло: меня перевязал немец, вывел из подвала и даже сам заплакал. Наверное, у него тоже были маленькие дети.

26 сентября группа разведчиков под командованием сержанта Павлова и взвод лейтенанта Заболотного заняли два дома, имеющих важное стратегическое положение на площади 9 января.

Мы жили на передовой вместе с бойцами. Воду брали из колодца, который находился в овраге, на нейтральной полосе. Маму я берегла, боялась, что если её убьют, то мы с сестренкой пропадем. Поэтому за водой бегала я.

Я шел по тропинке склона нашего оврага. Вдруг на уровне моей головы со свистом взметнулись несколько фонтанчиков земли. Я остолбенел и инстинктивно глянул - откуда стреляют. Напротив, на крутом откосе оврага, свесив ноги, сидели два молодых немца с автоматами и буквально «ржали». Потом они стали мне что-то орать, продолжая смеяться. Я думаю, они орали, спрашивая меня, «не наложил ли я в штаны?» Им было весело. Я же юркнул в ближайшую пещеру. Эти молодые и здоровые парни могли пристрелить меня как мышонка.

Пала от болезни лошадь. Закопали её скрытно, но мы, мальчишки, подглядывали и, когда стало темнеть, разрыли могилу. По землянкам и избам разбежались с большими кусками мяса. Мама приготовила его, сидим мы, вся ребятня, уплетаем необыкновенную вкуснятину, и Мишка довольно говорит: «Мама, когда я вырасту большой, я всегда буду кормить тебя только таким вкусным мясом».

Немцы ходили с длинными щупами и проверяли, где земля была рыхлая, начинали копать. Войдя в наш двор они сначала нашли чемодан со столовыми принадлежностями, но их он не заинтересовал. Потом нашли зарытый возле сарая большой сундук. Обрадовались. Бабушка начала ругаться, чтобы остановить их, но они не слушали и говорили, что скоро нас отправят в Германию и вещи нам уже будут не нужны. Мой дед в объявлении мелким шрифтом вычитал, что обворовывать мирное население нельзя и за это последует наказание. Он побежал в комендатуру, и через некоторое время к нам вошли офицеры, а за ними радостный дедушка. Они выгнали солдат. Мы уложили вещи в сундук, но перепрятать его не догадались. На следующий день к нам пришли те же солдаты и вырыли сундук. Дедушка пригрозил им комендатурой. На что один из немцев ответил: «Комендатура - выходной». Они унесли сундук.

5 октября немецкое командование приступило к депортации гражданского населения из Сталинграда. Через ряд пересыльных пунктов в нечеловеческих условиях людей гнали в Белую Калитву.

Немцы нас всех подняли, стали сортировать, с малыми детьми сажали в машины, и подростков и взрослых повели пешком. У одной женщины было 2-е младенцев. Немцы стали подсаживать женщин в машины. Один немец держал в обеих руках детей, одного ребёнка отдал матери, а другого не успел, и машина тронулась. Ребёнок запищал, а он несколько постоял в раздумье, затем бросил на землю и затоптал ногами.

Однажды меня от голода спасла крыса. Её я увидела внезапно, она мелькнула, но разглядела: в зубах она держала кусок хлеба. Я стала ждать, может, ещё пробежит, но посыпались мины и пришлось уйти в укрытие. На второй день я снова пришла сюда. Долго ждала, стало темно, и вдруг увидела её. Она вынырнула из сгоревших сараев. Я стала обследовать сарай. Не давала искать обвалившаяся кровля. Уже хотела бросить эту затею, присела отдохнуть, как в просвете увидела мешок обгоревший и закопченный, но все же в нем были собраны остатки хлеба, куски от стола. Больше недели я жила ими.

Мама достала где-то немного зерна. Мы сидели около печи, ожидая, когда же испекутся лепешки. Но неожиданно нагрянули немцы. Они, как котят, отшвырнули нас от печи, вынули наши лепешки и, хохоча на наших глазах стали их есть. Почему-то запомнилось мне лицо толстого рыжего немца. Мы же в этот день остались голодными.

9 ноября установились крепкие морозы. В том году наступила аномально- холодная зима. Берега Волги покрылись ледяной коркой. Это усложнило связь, доставку боеприпасов и продовольствия, отправку раненых.

Голодная зима заставила всех нас искать все, что с грехом пополам годилось в пищу. Чтобы избежать смерти ели патоку и клей-декстрин. За ними мы ходили, а вернее, ползали на животе под пулями на тракторный завод. Там, в чугунолитейных цехах, в колодцах мы набирали патоку с керосиновой добавкой. Клей находили там же. Принесенную патоку долго вываривали. Из клея же пекли лепешки. Ходили на развалины бывшего кожзавода и выдирали, вернее, вырубали топором из ям просоленные и мороженные шкуры. Разрубив такую шкуру на куски и опалив в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели. Именно благодаря этой пищи, нам четверым детям удалось остаться живыми. Но наша одиннадцатимесячная сестрёнка, не воспринимавшая эту пищу, умерла от истощения.

23 ноября Юго-Западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта встретились, и замкнули кольцо окружения гитлеровских войск под Сталинградом.

Опухший от голода, полураздетый (всю одежду поменяли на продукты, под артиллерийским огнем каждый день ходил я на Волгу за водой. Нужно было раздвинуть трупы, которыми была покрыта поверхность воды у берега. Немцы обстреливали из минометов даже одиночные цели и днем не давали подойти к воде. Берег Волги там обрывистый, высотой метров 12, и наши бойцы сделали лестницу шириной 5 метров из трупов. Засыпали её снегом. Зимой было очень удобно подниматься, но когда снег стаял, трупы разлагались, и стало скользко. После тех дней я перестал бояться мертвых.

Территория, занимаемая окруженным врагом, сократилась более чем вдвое.
Решается исход Сталинградской битвы.

- А у немцев на небе тоже звезды?
- Да
-А я думал, фашистские знаки…

А у фрицев бывают маленькие фрицата?
- Да, бывают.
- А наша Красная Армия, когда дойдёт до Германии, то всех фрицат побьёт?
- Нет, наша Красная Армия воюет не с детьми немецкими, а с фашистами. Скоро рассердятся Германские дети, возьмут Гитлера и расстреляют его.

А я хочу быть советской миной, буду летать сверху и прямо в сердце фрицу, как разорвусь там, так разлетится фриц на куски!

А кто начал войну, Гитлер?
- Да, Гитлер.
- Эх, если бы Гитлера сейчас привезли к нам, мы бы его подвесили за макушку, а я бы подошел к нему, отрубил бы ему ногу и сказал - Вот тебе за мою маму!

8 января Советское командование предъявило командованию окруженных под Сталинградом немецко-фашистских войск ультиматум с предложением прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Генерал-полковник Ф. Паулюс в письменной форме отклоняет предложение советского командования о капитуляции.
- 10 января войска Донского фронта начали наступательную операцию «Кольцо» с целью ликвидации окруженной немецко-фашистской группировки под Сталинградом.

- Мы жили в Дубовском детском доме. Когда нам объявили, что наши перешли в наступление и погнали немцев, радости нашей не было конца…
-И воспитатели нам ничего не запрещали…
-Мы разорвали все подушки…
-А белый пух летел по комнате, как снег.

Утром к нам во двор вошли люди на лыжах, все в белом. Это были наши солдаты. Они были похожи на ангелов....

К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.

В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков.

Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. (командующий - маршал Тимошенко, с 23 июля - генерал-лейтенант Гордов).

Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов.

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. Далее хроника событий развивалась следующим образом.

Оборонительный этап Сталинградской битвы

23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.

В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.

В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. Фашисты осознавали слабость своих флангов, но не предполагали, что советскому командованию удастся собрать нужное количество войск.

19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. В течение недели с 23-го ноября усилия советских войск были направлены на укрепление блокады вокруг врага. С целью снятия этой блокады немецким командованием была сформирована группа армий «Дон» (командующий - генерал-фельдмаршал Манштейн), однако и она была разгромлена.

Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта (командующий - генерал К.К. Рокоссовский). Так как немецкое командование отвергло ультиматум о прекращении сопротивления, советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы.

Итоги Сталинградской битвы:

Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.

Значение Сталинградской битвы

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать. Итог этой битвы вызвал замешательство в странах Оси (гитлеровской коалиции). Наступил кризис профашистских режимов в странах Европы.

Гаяне Арутюнян
Конспект занятия «Сталинградская битва»

«Сталинградская битва »

(подготовительная группа)

Цель : Расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда в период Великой Отечественной войны.

Обучающие задачи : стимулировать стремление знакомиться с историей своего родного города.

Развивающие задачи : развивать в детях любознательность, внимание и познавательный интерес.

Воспитательные задачи : воспитывать чувство гордости за героическое прошлое малой родины; вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы .

Интеграция познавательных областей : «Познание» , «Социализация»

,«Коммуникация» и «Музыка»

Методы и приёмы : художественное слово, загадки, рассматривание слайдов на экране, прослушивание музыкального произведения, подвижные игры.

Материалы и оборудование : Мультимедийный проектор, экран (слайды музея-панорамы Сталинградской битвы , и мемориального комплекса Мамаев Курган, атрибуты для подвижных игр (пилотки, игрушечные автоматы, письма, сумка медсестры, бинты,атрибуты для танцев (пилотки и синие платочки) .

Предварительная работа : Беседа о предстоящем событии, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки и песен времён Великой Отечественной войны, разучивание танцев.

Формируемые результаты обучения : Психологически настроить детей на занятие , включить в деятельность. Создать условия для восприятия материала (прослушивание песен, просмотр слайдов) .

Этапы занятия :

1. Организационный момент :

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие я вам предлагаю начать с прослушивания песни «Вставай, страна огромная!» (Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная» ).

2. Основная часть :

Воспитатель : дети, сегодня,2 февраля, очень важный день в истории нашей Родины и нашего родного города Волгограда – день победы в

Сталинградской битве . Во время Великой отечественной войны город Волгоград назывался Сталинградом . Вы уже знаете, что фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать все наши города, села, всех людей, всю нашу землю. Они собрали огромное войско, тысячи танков и самолетов, и начали бомбить города, убивать людей, сжигать дома. Но мы не сдавались и вся наша страна поднялась на войну с фашистскими захватчиками.

События того времени мы можем увидеть в музее-панораме. (Дети смотрят слайды презентации музея-панорамы «Сталинградской битвы » ).

Воспитатель : Понравился вам музей? Какие чувства у вас вызывает увиденное?

Дети : Да, как - будто мы оказались на поле боя вместе с солдатами.

Воспитатель : Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с оружием в руках защитить нашу Родину, женщин и детей.

17 июля 1942 года захватчики дошли до Сталинграда . Шли ожесточённые бои под Сталинградом . Важные донесения передавались в письмах. Я вам предлагаю побыть солдатами и выполнить ответственное задание.

Воспитатель объясняет правила эстафеты : мальчики делятся на 2 команды, надевают пилотки, берут в руки игрушечный автомат и письма, которые они должны донести до штаба - красного флажка.

Проводится подвижная игра в виде эстафеты «Донеси письмо в штаб» .

Дети принимают участие в эстафете, а после садятся на стулья.

Рассказ воспитателя : но вместе с мужчинами шли на фронт женщины и девушки. Они служили медсестрами и врачами, лечили раненых, а некоторые даже летали на самолетах, бомбили вражеские укрепления. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Перебинтуй раненого» .

Объяснение правил игры : я выбираю медсестёр (двух девочек, которые будут соревноваться друг с другом, кто быстрей перебинтует двоих раненых бойцов (двух мальчиков) .

Проводится игра-эстафета «Перебинтуй раненого» .

Воспитатель : на заводах,где в мирное время делали тракторы, детали машин, детские игрушки стали выпускать танки , военные самолёты и они сразу с завода уходили на фронт. Делали снаряды, гранаты и пулемёты, чтобы победить фашистов.

Воспитатель загадывает детям загадки :

1. Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом (танк) .

2. Хоть зовут меня ручная,

Но характер колкий.

Будет помнить навсегда,

Враг мои осколки (граната) .

3. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас (военный лётчик)

4. Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это (пулемёт) .

Дети разгадывают загадки.

Рассказ воспитателя : в кратких перерывах наши солдаты не унывали и также как и вы любили петь и танцевать. Мы с вами разучили 2 танца под песни военных лет. (Мальчики показывают танец «Пилоты» , а девочки «Синий платочек» ).

Заключительная часть :

Рассказ воспитателя : битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. Наш город превратился в развалины и до сих пор в городе есть живое тому напоминание – дом Павлова.

Где был когда-то Сталинград ,

Печные трубы лишь торчали.

Стоял густой и серый смрад,

От боли той земля стонала.

Стояли насмерть, как могли,

Надежней места не искали.

«За Волгой нет для нас земли!» -

Как клятву, часто повторяли.

Мужество защитников героического города на Волге помогло выдержать все испытания. Советские воины сдержали клятву, они отстояли Сталинград ! Многие из них погибли, но не сдались врагу.

Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане, где сейчас стоит целый мемориальный комплекс во главе со статуей Родина - Мать.

Дети под фонограмму песни «На Мамаевом кургане тишина» смотрят на экране слайды музея-панорамы и Мемориального комплекса Мамаев курган.

Воспитатель : дети, вы гордитесь подвигом наших солдат? Они герои?

Ответы детей : Гордимся и хотим быть похожими на них!

И за своё яростное противостояние врагу Сталинград , а ныне Волгоград получил звание города- героя.

Ребята, вы всегда должны помнить и уважать подвиг наших солдат! Почтим их память минутой молчания…

Должность : воспитатель

Место работы : Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда".

Используемая литература :


Вид мероприятия: урок мужества

Цель и задачи:

· Показать значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны, ее значение для всего хода мировой истории. «Советский Союз спас мир Сталинградом».

· Рассказать о героизме советского народа на полях сражений, мужестве тружеников тыла.

· Рассмотреть вопрос о том, как пережили дни Сталинградской битвы дети военного Сталинграда, как это время отразилось на судьбах детей.

· Воспитание у учащихся чувства любви к Родине, бережного отношения к героическим страницам ее истории.

· Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, участникам Сталинградской битвы.

· Воспитание коллективизма, чувства ответственности за порученное дело.

Класс: 6-7

Продолжительность: 1,5 часа.

Оборудование:

· Проектор;

· Маркерная доска;

· Стенд «Восставший из руин»

· Выставка книг о Сталинградской битве;

· Рисунки учащихся.

· Сочинение «Сталинград - это звучит гордо».

· Проект «Дети военного Сталинграда».

· Рисунки учащихся о Сталинградской битве.

· Поиск ответов на вопросы викторины.

· Подготовка выставки книг о Сталинградской битве.

· Рефераты о героях Сталинградской битвы.

· Изучение стихов Маргариты Агашиной.

· Изготовление стенда «Восставший из руин».

Ход мероприятия

Классный руководитель : 74 года назад была одержана победа в Сталинградской битве. Сталинград стал символом мужества, страданий и боли нашей страны. Казалось бы, надо навечно забыть и похоронить те страшные 200 дней и ночей, но наша память не дает сделать это, она вновь и вновь возвращает нас в те суровые годы.

Слава защитников волжской земли будет вечно жить в народной памяти, как образец мужества и героизма советского народа. Наш долг - не только сохранить этот пример, но и донести его будущим поколениям, открывая все новые факты этой Великой битвы за главную высоту России.

Ребята, мы с вами проделали большую работу, чтобы достойно встретить эту великую дату. На классных часах мы говорили о героях Сталинградской битвы, называли имена юных патриотов нашей Родины, создали проекты «Дети и война» и «Их детство опалено войной», приняли участие в районном фестивале «Слушая шелест волгоградских березок», провели конкурс рисунков, результаты которого будут подведены сегодня.

Слово учащимся 11 класса.

1.Город - герой Сталинград. Этот город знают в каждом уголке нашей необъятной Родины. С полной уверенностью можно сказать, что наш родной Сталинград знает весь мир. Мы гордимся, что живем на такой священной земле, на земле, каждая пядь которой рассказывает о героизме и стойкости простых советских людей, на земле, политой кровью тысяч советских солдат. Мы, молодое поколение России, помним их имена, изучаем все новые и новые страницы Сталинградской битвы. Это дает нам силы, делает нас более стойкими в наше непростое время.

2.По размаху, длительности, напряженности и количеству участвующих в ней Сталинградская битва не знает равных себе в мировой военной истории. Она развернулась на площади ста тысяч квадратных километров и продолжалась двести дней и ночей.

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой!

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой рекой.

3.Сколько человеческих жизней было отдано нашим народом во имя защиты Сталинграда от фашистских поработителей! И в основном это были молодые люди, только вступившие в жизнь, это были почти наши ровесники. Но именно им было суждено сокрушить грозного, вооруженного до зубов врага. Их жизнь оборвалась на самом взлете, в расцвете сил. А ведь они были рождены не для этого. Они должны были учиться, работать, создавать семьи, растить детей. Они должны были просто жить.

Какой он был? Он был веселый

В последний год перед войной.

Он только-только кончил школу,

Он только встретился со мной.

Он был веселый, темно-русый,

Над чубом - красная звезда,

Он в бой пошел под Сталинградом

И не вернется никогда!

4. Оправдывая неудачу своих войск под Сталинградом, немецкая пропаганда выдумала басню о том, что город якобы окружен мощными сооружениями. Борис Полевой писал в газете «Правда» 23 октября: «Огромный город стоит в голой степи, открытый со всех сторон, и то, что немцы до сих пор не сумели его взять, объясняется ни мифической стеной, а мужеством и чудесной отвагой его защитников. Защитников, которые погибали, но до конца выполняли свой долг перед Родиной». Всех имен не назвать. Вот имена некоторых из них.

5.Символом стойкости советских воинов стал подвиг группы гвардейцев во главе с лейтенантом И. Афанасьевым и сержантом Я. Павловым, которые защищали дом в центре города. Военная судьба свела в этом доме представителей двенадцати национальностей. За 58 суток беспрерывных боев небольшой гарнизон уничтожил столько фашистов, сколько не теряли они при взятии крупных западноевропейских городов.

1.В небе Сталинграда бесстрашно сражался татарин Амет-хан-Султан. Он сбил 11 стервятников лично и 19 в групповых боях.

Сержант - пулеметчик Х. Нурадилов, чеченец по национальности, за время боев под Сталинградом уничтожил 920 фашистов.

Артиллерист украинец В. Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал над ними победу.

2. Связист 308-й стрелковой дивизии М. Путилов под огнем противника выполнял задание по восстановлению связи. Когда он искал место обрыва, осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, Путилов дополз до места обрыва, был вторично ранен: вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, и не имея возможности действовать рукой, сержант сжал концы провода зубами. Восстановив связь, Путилов умер с зажатыми в зубах телефонными проводами. Такой же подвиг совершили в дни Сталинградской битвы еще 11 человек.

3.К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметов, несколько вражеских машин. К этому времени Паникаха израсходовал все свои гранаты. У него осталось только две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. Пуля разбила бутылку, поднятую над головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не притупила его сознание. Он схватил вторую бутылку. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение - и страшная вспышка огня и дыма поглотила героя вместе с подожженной им машиной.

Он пал, но честь его жива:

Герою высшая награда.

Под именем его слова:

Он был защитник Сталинграда.

4. В районе Клетской героический подвиг совершили 4 бронебойщика 33-й гвардейской стрелковой дивизии: П. Болото, Н. Олейников, Ф. Беликов, Г. Самойлов. Гвардейцы смело вступили в бой с 30 немецкими танками и 15 из них уничтожили. Враг не прошел через позицию героев.

5. А девчонки? Медицинские сестры? Как не рассказать о них. Это были большей частью девушки 18-20 лет: хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный труд горя, боли, смертей. Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью называли сестрами милосердия.

1.Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боев за Сталинград, попав в окружение с бойцами, она не только оказывала медицинскую помощь раненым, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их на близкое расстояние и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

19-летняя медсестра Зинаида Маресева выносила раненых с поля боя и доставляла их к переправе. Погибла, переправляя через Волгу раненых бойцов.

2. Всем известно имя Гули Королевой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. Во время боев при Паньшино вынесла 100 раненых бойцов. Она подносила солдатам гранаты, а когда наступил критический момент боя,

повела бойцов за собой. Дважды раненная, она не покинула поля боя, лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

3. Подвиг медсестры Анны Бесчастновой, которая вынесла на своих плечах сотни раненых, увековечен на полотне панорамы «Сталинградская битва»

Когда, упав на поле боя,

И не в стихах, а наяву,

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой.

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой.

4.В жестоких сражениях Сталинградской битвы советские люди проявляли личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха. Немцам были не понятны его причины, его корни, его истоки. Мы внуки защитников Сталинграда, и мы точно знаем, что руководило ими, что давало им силы. Нельзя стать героем по приказу. Любовь к отчизне, к земле предков рождает мужество, и его никому не одолеть. Это доказали солдаты Сталинграда. В городе на Волге победила любовь к Родине. Против нее оказалась бессильной лучшая немецкая армия. И еще одно непобедимое оружие было у защитников Сталинграда - единство людей всех национальностей огромной державы, сражавшейся за свою свободу. В испепеляющем огне, под свинцовым дождем у солдат была одна национальность - защитник Сталинграда.

5.Победу под Сталинградом ковали не только на полях сражений. Огромный вклад в разгром фашистов внесли все жители Сталинградской области. Движимые высокими патриотическими чувствами трудящиеся области создали всенародный Фонд обороны. Многие советские люди отдавали в Фонд свои личные сбережения. Колхозник В.В.Конев внес 200 тысяч рублей. Самолет, построенный на эти деньги, был передан летчику, трижды Герою Советского Союза, И.Н.Кожедубу, который сбил на нем 47 фашистских машин.

1. Огромный вклад в дело обороны внесли промышленные предприятия Нижней Волги. Сталинград превратился в кузницу оружия для фронта. В кратчайшие сроки перешел на выпуск танков, авиабомб, снарядов и мин Сталинградский тракторный завод. Оружие и минометы производил завод «Баррикады». По-фронтовому трудился коллектив металлургического завода «Красный Октябрь», который в пять раз увеличил производство стали. Ежедневно войска получали с предприятий города 16 танков.

2. Очень тяжелая обстановка была в сельском хозяйстве области. В ряде районов уборка урожая проходила в непосредственной близости от линии фронта. Фашистская авиация подвергала бомбардировке и обстрелам хлебные поля, поджигала посевы, уничтожала сельскохозяйственную технику, нападала на хлебные обозы и полевые станы. Спасая урожай, колхозники совершали настоящий подвиг. Часто ценой собственной жизни труженики села обеспечивали продовольствием фронтовые объединения. И были это в основном женщины, старики и дети, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Фронт и тыл жили одними чувствами, одними мыслями, стремлениями - уничтожить кровожадного фашистского зверя, прогнать его с родной земли.

3.Единство армии и тыла привело к разгрому немецких войск под Сталинградом. Советский народ одержал крупнейшую победу. Эта победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом. В Грамоте жителям Сталинграда Ф.Д. Рузвельт отмечал: « … Славная победа остановила нашествие и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии». «Советский Союз спас мир Сталинградом» - так емко определил величие подвига советского народа на берегах Волги общественный деятель Франции Пьер Кот.

4.Прошло 71 год с тех пор как отгремели последние залпы Сталинградской битвы. На месте боевых сражений вырос один из самых красивых городов России - город Волгоград. На площади Павших борцов еще в канун 20-летия победы в Сталинградской битве зажжен в этом городе Вечный огонь. Вечный огонь горит и в Пантеоне на Мамаевом кургане. Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают со всех уголков нашей великой Родины. О тех страшных днях, о подвиге советских людей помнит весь мир.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают…

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы-

Все судьбы в единую слиты.

5. Очень жаль, что так мало участников той великой битвы живет рядом с нами. Хочется поклониться каждому из них.

Нам очень приятно, что в нашем родном хуторе Захаров живет участник Сталинградской битвы Глазунов Иван Яковлевич. Мы очень любим и уважаем этого замечательного человека.

Нам интересно общаться с Иваном Яковлевичем, слушать его рассказы о боевых товарищах. В свои годы он сохранил закалку бойца, огромную силу воли.

Глазунов Иван Яковлевич служил старшиной 395-го гвардейского самоходного полка. Имеет следующие награды: орден «Отечественной войны 1 степени», орден «Отечественной войны 2 степени», орден «Красного Знамени», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За отвагу».

Классный руководитель : Мы очень рады, что Иван Яковлевич пришел сегодня к нам в гости. Поприветствуем нашего дорогого гостя. (учащиеся приветствуют аплодисментами, вручают цветы).

Слово ветерану Великой Отечественной войны, участнику Сталинградской битвы Глазунову Ивану Яковлевичу.

Иван Яковлевич : (рассказал о своем военном и жизненном пути)

В декабре 1942 г. был призван в действующую армию и был зачислен в 99-й отдельный минометный батальон Сталинградского фронта минометчиком. С боями прошел всю Сталинградскую битву. В старшинском звании воевал в составе 395-го гвардейского самоходного полка на 1-м Украинском фронте наводчиком самоходной установки. Воевал на 3-м Белорусском фронте.

За боевые заслуги я награжден медалью «За оборону Сталинграда», дважды медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, юбилейными медалями.

После войны вернулся в х. Захаров. Работал в Клетском райисполкоме заведующим отделом по мобилизации. Работал в совхозе «Пролеткультура» до 1982 года. За трудовую доблесть я награжден медалями «За трудовую доблесть», «За освоение залежных земель»,

Дворецкая Даша:(6 класс) Мы провели исследовательскую работу и узнали, есть ли еще участники Сталинградской битвы в нашем Клетском районе. Вот результаты нашей работы. На территории Клетского района проживает в настоящее время 16 участников Сталинградской битвы. 8 человек живет в ст.Клетской: Безков Федор Павлович, Евстратов Николай Сергеевич, Елисеев Петр Иванович, Назарова Агрипина Ивановна, Назарова Анна Андреевна, Рожков Николай Акимович, Тимошенко Анна Михайловна, Фролов Иван Владимирович. Двое участников Сталинградской битвы проживают в ст. Распопинской: Калмыков Николай Афанасьевич и Кузнецова Елизавета Васильевна. В х.Верхнечеренский живет Васильева Антонина Ивановна, в х. Перекопка Коршунов Иван Васильевич, в х. Калмыков Орлова Александра Ивановна, в х. ВерхняяБузиновка Талдыкин Василий Иванович, в х. Саушенский Курскова Александра Георгиевна.

Классный руководитель: Иван Яковлевич, ученица нашей школы Тюрморезова Полина написала стихотворение, которое посвятила всем героям Сталинградской битвы и лично вам, нашему земляку, которого мы все любим и уважаем. Послушайте его, пожалуйста. Мы дарит вам это стихотворение от всей души.

Тюрморезова Полина читает стихотворение «Мой Сталинград».

Мой Сталинград.

Я родился в Волгограде,

Мне этот город так знаком!

Люблю его аллеи, парки,

Родную школу, отчий дом.

Люблю по городу гулять,

О чем - то думать и мечтать.

Летом в Волге я купаюсь,

Теплом и солнцем наслаждаюсь.

Хорошо мне в мирном городе моем!

Любовь к нему все крепнет

С каждым днем.

А Сталинград?

Сталинграда я не знал,

Его не видел, по нему я не гулял,

Но слово это гордое

С рождения со мной.

Город Сталинград - Герой,

Это тоже - город мой!

42-ой. Самый страшный год.

Гитлер по России с победами идет.

У стен родного Сталинграда

Сказал твой прадед или мой:

«Родной свой город защитим

И никому не отдадим!»

И стали грозною стеною,

Сплотились в дружбе, как один:

Грузин, русский, узбек,

Таджик, казах и армянин.

За каждый дом, за пядь земли

Солдаты жизни отдавали,

И свой родной и милый край

Большой ценой, но отстояли.

Великим подвигом героев

Гордится русская земля,

Гордится каждый в ней живущий,

Гордятся все мои друзья.

На Мамаевом кургане

Низко головы склоняем,

Солдатам битвы Сталинградской

Достойно жить, мы обещаем.

Не удалось грозным фашистам

Вас победить, ваш дух сломать.

Мы, внуки, правнуки героев

О том не будем забывать.

Про подвиг твой, мой Сталинград,

Я сыну, дочке расскажу.

Тропинку памяти народной

И к их сердцам я проложу.

Я родился в Волгограде,

Сталинград в сердце храню.

Защитников земли родной

За счастье жить благодарю.

Классный руководитель: Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким - детям. Как детской головкой понять, почему так часто плачет мама, почему нечего кушать, почему выгоняют из родного дома, почему вокруг так много горя, боли, смертей. Группа ребят провели большую исследовательскую работу и подготовили проект «Дети военного Сталинграда». Невозможно без слез слушать и смотреть его страницы. Очень хочется, чтобы их работа не оставила равнодушными ваши сердца.

Учащиеся представляют проект «Дети военного Сталинграда». (проект и его текст прилагается)

Классный руководитель: Сегодня у нас еще один гость, замечательный человек Антонов Антон Антонович. Его детство «опалено войной». В дни Сталинградской битвы ему было 6 лет. Прошел 71 год, но Антон Антонович с огромной болью вспоминает то страшное время. Поприветствуем Антона Антоновича. (учащиеся приветствуют аплодисментами, вручают цветы)

Ребята, учащиеся 7 класса Могутова Маша и Харитонова Юля проведут интервью с Антоном Антоновичем, зададут ему несколько вопросов.

Маша: Антон Антонович, мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Расскажите нам, пожалуйста, где вы родились, каким был ваш родной хутор?

Антон Антонович: Я родился в хуторе Белявском, что в 5 км. от Серафимовича. Хутор был настоящим райским уголком. На взгорке хуторок, а ниже сады, лес, река Дон. Я посвятил своей родине стихотворение:

Моя родина - хутор Белявский.

Мне милее в мире нет.

Здесь был райской природой обласкан,

Материнской любовью согрет.

Юля : Сколько было детей в вашей семье?

Антон Антонович: В нашей семье было пятеро детей. Когда началась война, старшему брату было 12 лет, младшей сестре было всего 2 месяца.

Маша: Как вы пережили дни Сталинградской битвы?

Антон Антонович : Было очень страшно, первыми в хутор вошли румыны. Начался переполох. Румыны ловили кур, гонялись за мелкой живностью

Как-то утром проснулся от страшного грохота, мама плачет. Комсомольский батальон переправился через Дон и хотел занять наш хутор, артиллерийским залпом их накрыло. На Гульнин бугор согнали ребятишек-комсомольцев. В живых никого не осталось. После войны, когда пахали бугор, повсюду были человеческие кости.

Через несколько дней ночью немцы выгнали всех из хутора и погнали степью, балками: гнали несколько дней. Нас у мамы было 5 человек. Младшей сестренке 2 месяца. Я с валенками под мышкой держался за подол матери.

Старший брат погнал степями корову. Оказались мы в хуторе Средняя Царица. Брат, как не странно, пригнал корову, которая и спасла нас от голода. Жили в доме из 2 комнат. В одной жили 3 семьи, в том числе и мы с мамой, в другой жили румыны. Когда возвратились домой, была зима Дом наш был пуст. Не было еды, дров, посуды, одежды, не чем было кормить корову. Начался голод. Ели все, даже чакан и желуди.

Когда сошел снег, стало легче. Выливали сусликов, рыли коренья, варили ракушки. Жили очень дружно. Часто приходилось ходить побираться, люди подавали. Отец после войны не вернулся, жить было очень трудно.

Есть нечего, одеть тоже, а надо было учиться.

Война отняла мое детство,

А тяжкие годы войны

Оставили в память наследство:

Кошмарные, жуткие сны.

Юля: Антон Антонович, как сложилась ваша жизнь после войны?

Антон Антонович: После окончания школы работал трактористом, бригадиром, слесарем. Затем поступил в Михайловское педагогическое училище. Стал учителем начальных классов. 33 года учил ребятишек в х. Майоровский. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне дала мне такую профессию. У меня очень хорошая жена. Мы воспитали троих детей, сейчас у нас восемь внуков.

Не оседлал жемчужного коня,

Но на судьбу роптать не смею,

Ведь жизнь моя зависит от меня,

А право быть собою я имею.

Маша: Антон Антонович, мы знаем, что вы пишите стихи. Очень просим, прочитайте нам хотя бы одно из своих стихотворений.

Антон Антонович: Я прочитаю одно из своих любимых стихотворений. Оно называется «Моей милой маме».

Когда Антон Антонович читал стихотворение, у многих ребят на глазах были слезы.

Юля: Антон Антонович, большое вам спасибо за то, что вы пришли к нам в гости. Мы желаем вам здоровья. Для вас звучит эта песня.

Учащиеся 7 класса исполняют песню « На Мамаевом кургане тишина».

Классный руководитель : Ребята, мы много узнали за последние два месяца о Сталинградской битве. Сейчас вы сможете показать свои знания. Учащиеся 11 класса подготовили для вас викторину «Сталинградская битва». В составе жюри учитель истории Селиванов Юрий Николаевич и ученицы 11 класса Дубенчук Надя и Евстратова Катя.

Вопросы к викторине «Сталинградская битва»

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы.
  2. Сколько дней продолжалась Сталинградская битва?
  3. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом?
  4. Назовите самый страшный день для города Сталинграда.
  5. Какие армии защищали город Сталинград?
  6. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России?
  7. Назовите высоту Мамаева кургана.
  8. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?
  9. Кто был главнокомандующим немецкой армии?
  10. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы?
  11. Когда закончилась Сталинградская битва?
  12. Чем награжден город за Сталинградскую битву?
  13. Каково значение Сталинградской битвы?
  14. Какое кодовое название носила операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом?
  15. Что было основной продукцией в годы Великой Отечественной Сталинградского тракторного завода?
  16. Назовите героев Сталинградской битвы.
  17. Назовите юных героев Сталинградской битвы.
  18. Кто был главнокомандующим 62 армии?
  19. Сколько дней продолжалась оборона дома «Павлова»?
  20. Какой подвиг совершил Михаил Паникаха?
  21. Какой подвиг и где совершили Петр Гутченко и Александр Покальчук?

Юрий Николаевич: Ребята, вы показали очень хорошие знания о великой Сталинградской битве. Очень приятно, что большинство из вас были готовы ответить на любой вопрос викторины. Трудно выбрать победителя. Мы выбрали самого достойного. Победителем викторины о Сталинградской битве среди учащихся 6 и 7 классов стал ученик 7 класса Пономарев Сергей.

Классный руководитель : 18 января прошел конкурс рисунков «Сталинградская Победа - глазами юного поколения», в котором приняли участие вы, учащиеся 6 и 7 классов нашей школы. С результатами конкурса вас познакомит учитель изобразительного искусства нашей школы Скляренко Александр Владимирович. Он выскажет свое мнение о ваших рисунках, назовет имена победителей.

Александр Владимирович: Мне понравились рисунки всех учащихся. Все они выполнены с душой, отражают суровое время Сталинградской битвы, великое значение Сталинградской Победы для всего хода мировой истории. Призовые места заняли работы следующих учащихся:

Третье место: ученица 6 класс Долгова Ольга.

Второе место: ученик 7 класса Лузин Антон.

Первое место: ученица 7 класса Магомедова Марьям.

Классный руководитель: Великой битве на Волге, героям Сталинградской битвы посвятила свои стихи наша землячка Маргарита Агашина. Давайте читать ее стихи, петь песни на стихи Маргариты Агашиной. Мы посвящаем их героям Сталинградской битвы. Пусть они смотрят на нас с небес и радуются, что у их правнуков счастливое, мирное детство.

«Мальчишкам Сталинграда».

Читает ученица 7 класса Юдина Вика.

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский -

вечная слава тех,

кем фашизм, покоривший Европу,

был остановлен здесь.

В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди -

товарищи и ровесник

Твоего отца.

Они стояли насмерть!

И были среди них солдаты -

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки -

Немного старше, чем ты.

«Февраль».

Читает ученица 6 класса Бекбулатова Алина.

Над площадями Волгограда

Опять метелицы кружат.

Двадцатилетние солдаты

Который год в земле лежат.

А на земле, воспетой в песнях,

Над волжской медленной водой

Поднялся город - их ровесник -

Великий, светлый, молодой.

Он потому велик и светел,

Что в час бессмертья своего

Они - в огне, сквозь дым и пепел -

Таким увидели его.

Песня «Растет в Волгограде березка».

Исполняют девочки 11 класса.

Ты тоже родился в России -

В краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне - березка,

Береза под каждым окном.

На каждой весенней поляне

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка -

Увидишь, и сердце замрет.

Ее привезли издалёка

В края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

К огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси!

Лежат под березкой ребята -

Об этом у них расспроси.

«Ты же выжил, солдат…»

Читает ученик 6 класса Устюгов Казбек.

Четверть века назад

Отгремели бои.

Отболели, отмаялись

Раны твои,

Но, далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал.

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер -

На сердце ладонь

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат:

Он - солдат.

И что старые раны

К ненастью болят.

Но вчера было солнце!

И солнце - с утра…

Что ж ты плачешь, солдат,

У святого костра? …

Стихи о моём солдате

Читает ученица 7 класса Мирзаева Хамис.

Когда, чеканный шаг равняя,

идут солдаты на парад —

я замираю, вспоминая,

что был на свете мой солдат.

Война. И враг под Сталинградом.

И нету писем от отца.

А я — стою себе с солдатом

у заснежённого крыльца.

Ни о любви, ни о разлуке

не говорю я ничего.

И только молча грею руки

в трёхпалых варежках его.

Потом — прощаюсь целый вечер

и возвращаюсь к дому вновь.

И первый снег летит навстречу,

совсем как первая любовь.

Какой он был? Он был весёлый.

В последний год перед войной

он только-только кончил школу

и только встретился со мной.

Он был весёлый, тёмно-русый,

над чубом — красная звезда.

Он в бой пошёл под Сталинградом

и не вернётся никогда.

Но всё равно — по переулкам

и возле дома моего

идут солдаты шагом гулким,

и все — похожи на него.

Идут, поют, равняя плечи.

Ушанки сдвинуты на бровь.

И первый снег летит навстречу —

и чья-то первая любовь.

Ребятам Сталинграда .

Читает ученик 6 класса Краснощеков Костя.

Вспыхнула алая зорька.

Травы склонились у ног.

Ах, как тревожно и горько

пахнет степной полынок!

Тихое время заката

в Волгу спустило крыло...

Ах вы, ребята, ребята!

Сколько вас здесь полегло!

Как вы все молоды были,

как вам пришлось воевать...

Вот, мы о вас не забыли -

как нам о вас забывать!

Вот мы берём, как когда-то,

горсть сталинградской земли.

Мы победили, ребята!

Мы до Берлина дошли!

Снова вечерняя зорька

красит огнём тополя.

Снова тревожно и горько

пахнет родная земля.

Снова сурово и свято

Юные бьются сердца...

Ах вы, ребята, ребята!

Нету у жизни конца.

Классный руководитель : Ребята, спасибо всем вам за серьезную подготовку к сегодняшнему мероприятию. Мы живем на священной земле и всегда должны быть достойны памяти героев, защищавших нашу любимую Родину. Тысячи советских солдат отдали свои жизни за свободу нашей страны в дни Сталинградской битвы именно на нашей родной земле, на земле х. Захаров. Они похоронены в братских могилах. Я предлагаю всем вместе пойти к Вечному огню, возложить цветы и почтить всех погибших минутой молчания. Так мы закончим наше мероприятие, посвященное 71 годовщине великой победы под Сталинградом в годы Великой Отечественной войны.

Одним из самых масштабных сражений Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. Она длилась более 200 суток с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года. По количеству задействованных с обеих сторон людей и техники, мировая военная история примеров таких сражений ещё не знала. Общая площадь территории, на которой шли интенсивные бои, составляла больше 90 тысяч квадратных километров. Главным итогом Сталинградской битвы стало первое сокрушительное поражение вермахта на Восточном фронте.

Вконтакте

Одноклассники

Предшествующие события

К началу второго года войны изменилось положение на фронтах. Успешная оборона столицы, последующий контрудар, позволили остановить стремительное продвижение вермахта. К 20 апреля 1942 года немцев отбросили от Москвы на 150-300 км. Они впервые столкнулись с организованной обороной на большом участке фронта и отражали контрнаступление нашей армии. В это же время Красной армией была предпринята неудачная попытка изменить ход войны. Наступление на Харьков оказалось плохо спланированным и принесло огромные потери, дестабилизировав обстановку. Погибло и попало в плен больше 300 тысяч русских солдат.

С приходом весны на фронтах наступило затишье. Весенняя распутица дала передышку обеим армиям, которой немцы воспользовались для разработки плана летней компании. Фашистам как воздух была нужна нефть. Нефтяные промыслы Баку и Грозного, захват Кавказа, последующее наступление в Персию - такими были планы германского Генерального штаба . Операция получила название Fall Blau - «Синий вариант».

В последний момент фюрер лично внёс коррективы в план летней компании - он поделил группу армий «Юг» пополам, сформулировав для каждой части индивидуальные задачи:

Соотношение сил, периоды

Для летней компании в группу армий «Б» передали 6 армию под командованием генерала Паулюса. Именно ей отводилась ключевая роль в наступлении , на её плечи ложилась главная цель - захват Сталинграда. Для выполнения задачи, гитлеровцы собрали огромные силы. Под командование генерала отдали 270 тысяч солдат и офицеров, порядка двух тысяч орудий и миномётов, пятьсот танков. Обеспечили прикрытие силами 4-го воздушного флота.

23 августа, пилоты этого соединения практически стёрли город с лица земли . В центре Сталинграда после налёта авиации бушевал огненный шторм, погибли десятки тысяч женщин, детей, стариков, уничтожено ¾ зданий. Они превратили цветущий город в пустыню, засыпанную обломками кирпича.

К окончанию июля группу армий «Б» дополнили 4-й танковой армией Германа Гота, включавшей 4 армейских моторизированных корпуса, танковую дивизию СС «Дас Райх». Эти огромные силы напрямую подчинялись Паулюсу.

Сталинградский фронт Красной армии, в который переименовали Юго-Западный, имел в два раза меньше солдат , уступал по количеству и качеству танков, самолетов. Соединениям необходимо было эффективно оборонять участок, протяжённостью 500 км. Основная тяжесть борьбы за Сталинград легла на плечи ополченцев. Снова, как в битве за Москву, рабочие, студенты, вчерашние школьники, взяли в руки оружие. Небо города защищал 1077-й противовоздушный полк, на 80% состоявший из девчонок 18-19 лет.

Военные историки, анализируя особенности боевых действий, условно разделили ход Сталинградской битвы на два периода:

  • оборонительный, с 17 июля по 18 ноября 1942 года;
  • наступательный, с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года.

Момент начала очередного наступления вермахта стал неожиданностью для советского командования. Хотя такая возможность Генеральным штабом рассматривалась, количество дивизий, переданных Сталинградскому фронту, существовало только на бумаге. На деле их численность составляла от 300 до 4 тыс. человек, хотя в каждой должно быть больше 14 тысяч солдат и офицеров. Нечем было отражать танковые атаки, поскольку 8-й воздушный флот был укомплектован не полностью, не было в достаточном количестве обученных, подготовленных резервов.

Бои на дальних подступах

Кратко события Сталинградской битвы, её начального периода, выглядят так:

За скупыми строчками, которые есть в любом учебнике истории, скрыты тысячи жизней советских солдат , навсегда оставшихся в Сталинградской земле, горечь отступления.

Без устали трудились жители города на заводах, перепрофилированных в военные. Знаменитый тракторный завод ремонтировал и собирал танки, которые из цехов, своим ходом, шли на передовую. Люди работали круглосуточно, оставаясь ночевать на рабочем месте, спали по 3-4 часа. Все это под непрерывными бомбёжками. Оборонялись всем миром, но сил явно не хватало.

Когда передовые части вермахта продвинулись на 70 км, командование вермахта решило окружить советские части в районе станиц Клетская и Суворовская, занять переправы через Дон, сходу взять город.

С этой целью наступающих разделили на две группы:

  1. Северная: из частей армии Паулюса.
  2. Южная: из подразделений армии Гота.

В составе нашей армии произошла реструктуризация . 26 июля, отбивая наступление Северной группировки, контрудар впервые наносили 1-я и 4-я танковые армии. В штатном расписании Красной армии не было такой боевой единицы до 1942 года. Окружения удалось не допустить, но 28 июля Красная армия ушла за Дон. Над Сталинградским фронтом нависла угроза катастрофы.

Ни шагу назад!

В это тяжёлое время появился Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года, или более известный как «Ни шагу назад!». Полный текст можно прочитать в статье, которую посвятила Сталинградской битве Википедия. Сейчас его называют чуть ли не людоедским, но в тот момент руководителям Советского Союза было не до моральных терзаний. Речь шла о целостности страны, возможности дальнейшего существования. Это не просто сухие строчки, предписывающие или регламентирующие. Он был эмоциональным обращением, призывом защищать Родину до последней капли крови. Исторический документ, передающий дух эпохи, продиктованный ходом войны, обстановкой на фронтах.

На основании этого приказа в составе Красной армии появились штрафные подразделения для бойцов и командиров, заградительные отряды из бойцов Наркомата Внутренних Дел получили особые полномочия. Они имели право использовать высшую меру социальной защиты в отношении мародёров, дезертиров, не дожидаясь приговора суда. Несмотря на кажущуюся жестокость , войска приняли приказ хорошо. В первую очередь он помог навести порядок, повысить дисциплину в частях. У старших командиров появились полноценные рычаги воздействия на нерадивых подчинённых. Попасть в штрафники мог любой, виновный в нарушении Устава, неисполнении приказов: от рядового до генерала.

Бои в городе

В хронологии Сталинградской битвы этому периоду отводится срок с 13 сентября по 19 ноября. Когда немцы вошли в город, его защитники укрепились на узкой полосе вдоль Волги, удерживая переправу. Силами войск под командованием генерала Чуйкова гитлеровские части попали в Сталинграде, в настоящий ад. На каждой улице были баррикады и укрепления, каждый дом стал очагом обороны. Чтобы избежать постоянных немецких бомбёжек, наше командование пошло на рискованный шаг: сузить полосу боестолкновения до 30 метров. При таком расстоянии между противниками, люфтваффе рисковало отбомбиться по своим.

Один из моментов истории обороны: в ходе боёв 17 сентября городской вокзал занимали немцы, потом наши войска выбивали их оттуда. И так 4 раза за один день. Всего же защитники вокзала менялись 17 раз. Восточная часть города, которую немцы непрерывно атаковали , оборонялась с 27 сентября до 4 октября. Бои шли за каждый дом, этаж, комнату. Гораздо позже, оставшиеся в живых гитлеровцы напишут воспоминания, в которых назовут городские бои «Крысиной войной», когда в квартире на кухне идёт отчаянный бой, а комната уже захвачена.

Артиллерия работала с обеих сторон прямой наводкой, шли непрерывные рукопашные схватки. Отчаянно сопротивлялись защитники заводов «Баррикады», «Силикат», тракторного. За неделю немецкая армия продвинулась на 400 метров. Для сравнения: в начале войны вермахт проходил до 180 км в день вглубь страны.

За время уличных боёв гитлеровцы предприняли 4 попытки окончательного штурма города. С периодичностью раз в две недели фюрер требовал от Паулюса покончить с защитниками Сталинграда, удерживавшими на берегу Волги плацдарм шириной 25 километров. Неимоверными усилиями, потратив месяц, немцы взяли господствующую высоту города - Мамаев курган.

Оборона кургана вошла в военную историю как пример безграничного мужества , стойкости русских солдат. Сейчас там открыт мемориальный комплекс, стоит знаменитая на весь мир скульптура «Родина-мать зовёт», похоронены в братских могилах защитники города и его жители. А тогда это была кровавая мельница, перемалывавшая батальон за батальоном с обеих сторон. Гитлеровцы потеряли в это время 700 тысяч человек, Красная армия — 644 тысячи бойцов.

11 ноября 1942 года армия Паулюса пошла на последний, решительный штурм города. Немцы не дошли до Волги 100 метров, когда стало ясно, что их силы на исходе. Наступление остановилось, врага вынудили обороняться.

Операция «Уран»

Ещё в сентябре Генеральный штаб начал разработку контрнаступления под Сталинградом. Операция, получившая название «Уран», началась 19 ноября с массивной артподготовки. Спустя много лет, этот день стал профессиональным праздником артиллеристов. Впервые в истории ВОВ артподразделения применялись в таком объёме, с такой плотностью огня. К 23 ноября сомкнулось кольцо окружения вокруг армии Паулюса и танковой армии Гота.

Немцы оказались заперты в прямоугольнике 40 на 80 км. Паулюс, понимавший опасность окружения, настаивал на прорыве, выводе войск из кольца. Гитлер лично, в категорической форме, приказал сражаться в обороне, обещая всестороннюю поддержку. Он не оставлял надежды взять Сталинград.

На спасение группировки были брошены части Манштейна, началась операция «Зимняя гроза». Неимоверными усилиями немцы продвигались вперёд, когда до окружённых частей осталось 25 км, они столкнулись со 2-й армией Малиновского. 25 декабря вермахт потерпел окончательное поражение, откатился на исходные позиции. Судьба армии Паулюса была решена. Но это не значит, что наши части шли вперёд, не встречая сопротивления. Наоборот, немцы дрались отчаянно.

9 января 1943 года советское командование предъявило Паулюсу ультуматум с требованием безоговорочной капитуляции. Солдатам фюрера давали шанс сдаться, остаться в живых. Одновременно Паулюс получил ещё один личный приказ Гитлера, требовавший сражаться до конца. Генерал остался верен присяге, отклонил ультиматум, выполнил приказ.

10 января началась операция «Кольцо» по окончательно ликвидации окружённых частей. Бои были страшные, расколотые на две части немецкие войска, держались стойко, если такое выражение применимо к врагу. 30 января Паулюс получил от Гитлера звание фельдмаршала с намёком, что прусские фельдмаршалы в плен не сдаются.

Все имеет свойства заканчиваться, 31 числа в полдень окончилось пребывание гитлеровцев в котле: фельдмаршал сдался в плен со всем штабом. Ещё 2 дня понадобилось, чтобы окончательно очистить город от немцев. История Сталинградской битвы завершилась.

Сталинградская битва и её историческое значение

В мировой истории впервые произошло сражение такой длительности, в котором были задействованы огромные силы. Итогом разгрома для вермахта стало попадание в плен 90 тысяч, убийство 800 тысяч солдат. Победоносная немецкая армия впервые потерпела сокрушительное поражение, которое обсуждал весь мир. Советский Союз, несмотря на захват части территории, остался целостным государством. В случае поражения под Сталинградом, кроме оккупированных Украины, Беларуссии, Крыма, части центральной России, страна лишалась Кавказа, Средней Азии.

С точки зрения геополитики, значение Сталинградской битвы кратко можно обрисовать так: Советский Союз в состоянии воевать с Германий, побеждать её. Союзники активизировали помощь, подписали в декабре 1943 года соглашения с СССР на Тегеранской конференции. Наконец-то был решён вопрос с открытием второго фронта.

Многие историки называют Сталинградскую битву переломным моментом Великой Отечественной войны. Это верно не столько, с военной точки зрения , сколько с моральной. Полтора года Красная армия отступала по всем фронтам, и вот впервые удалось не просто отбросить врага назад, как в битве за Москву, а разбить его. Взять в плен фельдмаршала, захватить большое количество солдат и техники. Люди поверили, что победа будет за нами!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!