Люблю глаза твои мой друг. Федор тютчевлюблю глаза твои, мой друг

Выберите стихи... 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено...) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся...) 12-ое апреля 1865 (Все решено...) 1856 (Стоим мы слепо...) 19 февраля 1864 (И тихими...) 29-е января 1837 (Из чьей руки...) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне... В деревне В душном воздуха молчанье... В небе тают облака... В разлуке есть высокое значенье... В толпе людей, в нескромном шуме дня... В часы, когда бывает... Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны... Великий день Кирилловой кончины... Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи... Вечер Видение Вновь твои я вижу очи... Волна и дума Восток белел. Ладья катилась... Вот от моря и до моря... Впросонках слышу я - и не могу... Всё отнял у меня казнящий бог... Все, что сберечь мне удалось... Всесилен я и вместе слаб... Глядел я, стоя над Невой... Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово... Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы... Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка... День и ночь День православного Востока... Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней... Душа хотела б быть звездой... Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной... Есть и в моем страдальческом застое... Еще земли печален вид... Еще томлюсь тоской желаний... Здесь, где так вяло свод небесный... Зима недаром злится... И в божьем мире то ж бывает... И гроб опущен уж в могилу... И чувства нет в твоих очах... Играй, покуда над тобою... Из Гете (Радость и горе...) Из края в край, из града в град... Из Микеланджело Иным достался от природы... Итак, опять увиделся я с вами... Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа... Как весел грохот летних бурь... Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою... Как над горячею золой... Как нас ни угнетай разлука... Как неожиданно и ярко... Как неразгаданная тайна... Как ни бесилося злоречье... Как ни дышит полдень знойный... Как ни тяжел последний час... Как океан объемлет шар земной... Как он любил родные ели... Как птичка, раннею зарей... Как сладко дремлет сад темно-зеленый... Как хорошо ты, о море ночное... Как этого посмертного альбома... Какое дикое ущелье... Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое...) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот... Когда дряхлеющие силы... Когда на то нет божьего согласья... Когда осьмнадцать лет твои... Колумб Кончен пир, умолкли хоры... Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней... Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот...) Молчит сомнительно Восток... Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь...) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком... На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами... Над русской Вильной стародавной... Над этой темною толпой... Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать... Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь... Наш век Не богу ты служил и не России... Не верь, не верь поэту, дева... Не всё душе болезненное снится... Не говори! Меня он как и прежде... Не дай нам духу празднословья... Не знаешь, что лестней для мудрости людской... Не знаю я, коснется ль благодать... Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье... Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа... Небо бледно-голубое... Недаром милосердым богом... Неман Неохотно и несмело... Нет дня, чтобы душа не ныла... Нет, моего к тебе пристрастья... Ночное небо так угрюмо... О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни - дни роковые... О, как убийственно мы любим... О, не тревожь меня... О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой... Одиночество Он, умирая, сомневался... Она сидела на полу... Опять стою я над Невой... Осенней позднею порою... Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь... Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой...) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах...) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово...) Певучесть есть в морских волнах... Первый лист Песок сыпучий по колени... Пламя рдеет, пламя пышет... По равнине вод лазурной... Под дыханьем непогоды... Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет... Пошли, господь, свою отраду... Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез... При посылке Нового Завета Природа - сфинкс... Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют... Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный... С поляны коршун поднялся... Свершается заслуженная кара... Святая ночь на небосклон взошла... Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Сижу задумчив и один... Сияет солнце, воды блещут... Славянам (Они кричат, они грозятся...) Славянам (Привет вам задушевный, братья...) Слезы людские, о слезы людские... Смотри, как запад разгорелся... Смотри, как на речном просторе... Смотри, как роща зеленеет... Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце... Так, в жизни есть мгновения... Тени сизые смесились... Теперь тебе не до стихов... Тихо в озере струится... Тихой ночью, поздним летом... Ты долго ль будешь за туманом... Ты, волна моя морская... Увы, что нашего незнанья... Ужасный сон отяготел над нами... Умом Россию не понять... Успокоение Утихла биза... Легче дышит... Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою... Чему бы жизнь нас ни учила... Чему молилась ты с любовью... Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен... Что ты клонишь над водами... Эти бедные селенья... Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий...) Я встретил вас - и все былое... Я знал ее еще тогда... Я лютеран люблю богослуженье... Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое...

Неруда искушал лирическое приключение любви счастливым результатом, но традиция и конкретные пределы темы были, конечно же, ответственными за формирование важности и важности книги, помимо того, что в творчестве поэта до его марксизма литическая и метафизическая высота Резиденции делает другие книги бледными, без каких-либо исключений.

Тем не менее, в этих стихах есть очень своеобразная идея о женщине и еще одна не менее замечательная любовь, которая даже может быть удивлена ​​энтузиазмом и даже в Первой резиденции, которая придает поэмарио заметную оригинальность и резко противоположный характер которые представляют стихи любви в литературной традиции.

Комментарий:
Автограф неизвестен.

Список И. С. Гагарина - Мураново.

Первая публикация - РА. 1879. Вып. 5. С. 126; тогда же - ННС. С. 18. В этих изданиях, а также в Изд. 1899 допущена опечатка в 7-й строке: вместо слова «ниц» появилось «лиц». Но в Изд. СПб., 1886. С. 91; Изд. 1900. С. 42 эта погрешность отсутствует.

Печатается по списку И. С. Гагарина.

Если способы лжи любимому: О великий и плодотворный и магнитный раб; раковина; дама и моя, кажется, исходят от бодлерианского способа рассмотрения женщины, или если тон вскоре приближается к тону Рабиндраната Тагора, пока в некоторых композициях к парафразису идея, которую мы собираемся исправить, конечно же, Неруда.

Женщина из двадцати стихотворений - это, очевидно, плотское существо, способное обеспечить радостный чувственный опыт; как в стихотворении №9, но он также может быть превращен в кармическую силу, которая стучит по границам, которые формируют всю вселенную поэта, а тем более в щите, убежище от страданий и боли, которые так сильно страдают от сердца лирического, чтобы, наконец, предположить, во многих моментах роль инструмента, оружие откровения понятного.

Датируется не позднее апреля 1836 г. (на основании указания И. С. Аксакова в предисловии к публикации в РА).

С. А. Долгополова полагает, что стихотворение адресовано Эрнестине Дернберг (будущей жене поэта) и, вероятно, написано после их июньской встречи в 1835 г. в Эглофсгейме.

Л. Н. Толстой выделил стихотворение пометой «К» (Красота) и подчеркнул слова «угрюмый, тусклый».

То есть Неруда через процесс трансцендентного фрейдизма, возвышающий свой сексуальный инстинкт, поднимающийся в космический и представительный план своего эротического подсознания, создал центральную единицу ссылки, изображение как плотскую силу, которая принимает божественные силы: женщина.

Уже в стихотворении номер один можно правильно проследить и исправить конкретные ноты этой идеи. Тело женщины, белые холмы, белые бедра. вы выглядите как мир в своем отношении к капитуляции. Птицы убежали от меня, и в ночь наступили их могущественные вторжения. Тело кожи, мха, крепкого и крепкого молока. Вокатив, только возглавляющий стихотворение, адекватно фиксирует высокий чувственный характер любимого: женское тело, твердое выражение, мгновенное откровение плотской срочности; выбор аспектов, которые делаются сразу, дает новые чувственные огни этой идее любимого как чистого тела: белые холмы, белые бедра; одержимый эротическим инстинктом поэта заставляет его видеть в мире чувственное отношение, подобное белому телу женщины, вы похожи на мир в своем отношении к капитуляции, образ, который побуждает вас рассматривать женщину телетермически, ребенка как семя и видеть для себя как дикий фермер.

К. Д. Бальмонт сравнил стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова и Тютчева; у первых двух любовь выступает в конкретных чертах и непосредственной очаровательной простоте и ясности. «Но разве любовь так ясна? Тютчев отвечает отрицательно...». В подтверждение автор процитировал «Люблю глаза твои, мой друг...».

С. Л. Франк цитирует отдельные фрагменты стихотворения (игра глаз - «пламенно-чудесная», но «сильней очарованья»- «угрюмый, тусклый огнь желанья», «обаянье ужасное»). Вывод философа: «Путь, ведущий к слиянию с беспредельным, есть путь трагический: он идет через страсть и тьму, через искушения и «ужасные обаяния» <...> Этот мотив, столь характерный для поэзии Тютчева, выражает в космической форме глубокую морально-метафизическую идею - мысль, что зло и грех суть не противоположности добра и святости, а ступени к ним, что в основе обоих начал лежит одна и та же сущность - страсть, разрывающая призрачные, стеснительные пути ограниченного, чисто-личного, замкнутого существования». Пантеизм Тютчева Франк рассматривает как «дуалистический».

Заметим, однако, что в этой строгой связи образов слово «крестьянин» не следует рассматривать в его точном смысловом содержании, а скорее в его возможностях одиночества, примитивности и других сходств, четко обозначенных в диком прилагательном. Этот плотский образ бога-женщины навязчиво повторился в книге.

А обнажил тело страшной статуи. Ваши груди выглядят как белые улитки. Белый атлас вашего тела. Вы - бредовая молодость пчелы. Пьянство волны, сила всплеска. Это как прилив, когда она на моей стороне. Изображение, которое представляет женщину как суммирующую воду, которая осаждает беспокойное тело поэта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!