«И прошлое я вновь переживаю…. «И прошлое я вновь переживаю… Под знаком гороскопа Рыбы, появились на свет нашумевшие люди

Яков БАСИН

Точно так же, как мерцающее в августовскую ночь звездное небо распадается при внимательном рассмотрении на мириады отдельных звезд и звездочек, так и Катастрофа европейского еврейства в годы Второй мировой войны распадается на миллионы
отдельно взятых трагедий, и у каждой из них есть ИМЯ. И точно так же, как страшно заглянуть в безумную глубину звездного неба, так страшно заглянуть в глубины Катастрофы, ибо оттуда как звезды мерцают нам глаза безвинно расстрелянных, заживо погребенных, сожженных и развеянных в пыль. Это - глаза детей, чистые, как слеза. И
глаза взрослых, полные смертной муки за судьбы своих детей, внуков и правнуков. Страшно, потому что при осознании этой глубины может не выдержать человеческое сердце.

В Минске, в самом центре города, буквально в двух кварталах от центральной площади, есть Яма. Да, это - действительно яма. Огромная, как воронка от бомбы крупного калибра. Однако это еще и Яма с большой буквы - название мемориала жертвам еврейского погрома, происшедшего в Минском гетто 2 марта 1942 года. Но так уж сложилось в истории белорусского еврейства, что Яма - это еще и мемориал всем погибшим во время Холокоста евреям - и «своим», белорусским, и «чужим», западноевропейским, погибшим в Минске.

Центром мемориала является мраморный обелиск. Он был воздвигнут осенью 1947 г., и хоть высечено на нем, что воздвигнут он в память одного лишь погрома в Минском гетто - 2 марта 1942 года, олицетворяет он фактически память о всех восьмисот сотнях тысяч евреев, погибших в годы гитлеровского геноцида. Не было и нет в Минске другого такого места паломничества людей, и потому люди ходили и ходят к нему с цветами и венками четыре раза в год: и 2 марта, и 9 мая, и в день освобождения Минска - 3 июля, и в память последнего погрома в Минском гетто - символический День гибели евреев Белоруссии в годы Второй мировой войны - 21 октября.

Размышления на краю Ямы

Среди наиболее серьезных и универсальных проблем, которые ставит перед евреями современная эпоха, - сохранение нашего общего исторического наследия. Утрата его станет трагедией для всей нации, ибо народ, который не хранит памяти о прошлом, не может рассчитывать на достойное будущее. С чего у еврейской общины во все времена начиналось создание любого поселения, местечка? Со строительства синагоги и закладки кладбища. Кладбища - одна из самых больших национальных святынь евреев. Они не просто хранят память о тех, кто ушел из жизни. Они - носители исторической памяти народа.

Семь десятилетий успело пролететь после завершения самой смертоносной войны в истории человечества. Уже созданы и стали центрами паломничества многие из известных ныне мемориалов, воспевающих подвиг народа, заплатившего столь высокую цену за экстремизм своих лидеров. Уже возвышаются в разных уголках Беларуси обелиски и целые мемориалы на местах массовых расстрелов ни в чем не повинного мирного населения - женщин, детей, стариков. Мемориал в Брестской крепости увековечил память ее героических защитников - каждого из них страна теперь знает поименно. Всемирно известный теперь уже мемориал в деревне Хатынь, уничтоженной вместе с жителями, превратился в коллективный памятник еще почти трем сотням таких деревень на территории Белоруссии. Но число уничтоженного в результате геноцида еврейского населения республики составляет 800 тысяч! Восьмая часть всех уничтоженных евреев Европы. И что же?.. Где тот мемориал, который был бы достоин такой жертвы?

Тема эта так и остается закрытой для государства и его лидеров. Можно только представить себе, как бы выглядел такой мемориал, если бы речь шла не о евреях! Как и прежде еврейские лидеры ведут войну с властями, которые отказываются писать на памятниках, что здесь похоронено столько-то евреев, погибших от рук нацистов. Логика у чиновников простая: «Даже если здесь лежит хоть один нееврей - например, партизан или подпольщик - это уже памятник не одним только евреям!» А пока не происходит главного: в стране нет того генерального мемориала, где можно было бы прочесть одну, главную фразу: «В Белоруссии в годы Второй мировой войны было уничтожено 800 тысяч человек, вся вина которых была только в том, что они родились евреями».

А «Яма» - она и есть яма. Памятник расположен глубоко в котловане бывшего карьера, из которого до войны брали грунт для строительства зданий. Если прохожий не будет знать, что в этой яме расположен памятник, он, проходя мимо, его и не заметит. И ни одним дорожным знаком, ни одним указателем этот мемориал не обозначен на окружающих улицах.

А на Юбилейной площади, там, где располагался аппель-плац Минского гетто, откуда уводили колонны узников на уничтожение в Тростенец или увозили к ямам, площадь, где впервые в годы войны появились душегубки, стоит небольшой обелиск, повествующий, что в Минске в годы оккупации было уничтожено 100 тысяч евреев. Но установлен этот обелиск так, что он прохожим никак в глаза не бросается. Мимо равнодушно идут люди, а рядом - небольшая стела, надпись на которой с трудом различима даже при большом приближении.

Но главное, что ни в одном городе или поселке нет ни одного указателя, который бы обозначил территорию существовавшего здесь некогда еврейского гетто. Единственный известный автору знак подобного рода - барельеф у бывших ворот гетто в Гродно. В годы войны города Белоруссии только в результате геноцида еврейского народа потеряли каждого второго своего жителя. Да если бы это были не евреи, каждый камень на мостовой вопил бы о масштабах народной трагедии! Но это были евреи, а им было отказано в праве на собственную память.

Пурим - самый светлый, самый веселый еврейский праздник, но в 1942 году он стал для евреев оккупированной нацистами Европы одним из самых трагических дней за весь период Второй мировой войны. В этот день, 2 марта, в результате тщательно спланированной акции одновременно в большинстве гетто произошли массовые кровавые погромы, во время которых погибли сотни тысяч евреев. Нацисты добились своего: отомстив за мифического персидского царедворца Амана - первого в истории человечества антисемита, готовившего с благословения царского трона геноцид еврейского народа, - они на века сделали Пурим «праздником со слезами на глазах».

Нацисты вообще демонстративно устраивать погромы в дни еврейских или общегосударственных советских праздников. Так, первая волна многотысячных убийств прокатилась по городам и местечкам уже в октябрьские праздники 41-го. Евреи знали, что в Пурим 42-го их будут убивать: оккупанты и их добровольные помощники из числа местного населения не делали из этого большого секрета, и поэтому, наверное, во многих гетто им не удалось провести эту акцию четко и организованно.

Вообще надо сказать, что в пределах городской черты расстрелы, как правило, не производились. В Минске, к примеру, использовались овраги и карьеры в Дроздах, Тучинке (ныне - район улиц Альшевского и проспекта Пушкина), Кальварийское кладбище. Для этого, наконец, были построены печи крематориев на окраине деревни Малый Тростенец, в шести километрах от Минска по Могилевскому шоссе, куда даже была подведена железнодорожная ветка. Сюда свозили тех, кто подлежал немедленной ликвидации, без временной расквартировки в Минском гетто. 2 марта 1942 года местом уничтожения нескольких тысяч человек из Минского гетто фашисты выбрали окраину железнодорожной станции Койданово. А еще этот день ознаменован был тем, что на карте еврейских страданий появилась новая точка - карьер на окраине тогдашнего Минска, известный ныне как «Яма».

Когда-то, до войны, здесь уже была городская окраина. Дальше начинались так называемые «татарские огороды». Теперь это - центр города, район Дворца Спорта. В годы оккупации буквально рядом с этим местом проходила граница гетто, которую определяла колючая проволока, отделяющая «еврейскую» часть города от «русской». Под проволоку можно было подлезть. И подлезали. Через проволоку можно было осуществить обмен. Со стороны гетто передавались вещи, ценности, даже дети. В сторону гетто шли продукты, медикаменты, фальшивые «русские» документы. И была эта проволока гранью между жизнью и смертью.

Гетто уничтожалось медленно, методично. Погром за погромом сокращал численность его населения и величину территории, которая сжималась, как шагреневая кожа. Плач и стон стояли над этим крохотным клочком земли площадью чуть более одного квадратного километра. Бог отвернулся от евреев. И вот однажды наступил день, когда убийцам пригодился и этот заброшенный карьер.

Вот как описывает события, связанные с этой акцией, их свидетель, один из руководителей подполья, существовавшего в гетто, Гирш Смоляр в своей книге «Мстители гетто», изданной по горячим следам в издательстве «Дер Эмес» в 1947 г.
(пер. с идиш).

«Наша связная в юденрате Хася Биндлер передала, что наши доверенные требуют срочной встречи с нами. Ясно, пахнет бедой»

Среди нашей группы в юденрате царит растерянность. Гестапо требует представить к 10 часам утра 2 марта 1942 года 5000 евреев якобы для отправки на работу. Гестапо предупреждает, что в это число не должны входить те, кто принудительно работает на немецких предприятиях. На притворно наивный вопрос Дольского, можно ли в эти 5000 тысяч включать стариков и детей, гестаповцы ответили: «Это безразлично». Все ясно.

Кто-то из юденратовских работников предложил составить список инвалидов и стариков, и таким образом спасти молодых и нужных людей. Мы категорическт отвергли такое предложение: «Никакого торга живыми людьми!» Мы предложили Зяме Серебрянскому отобрать наиболее надежных из стражи гетто и поручить им заблаговременно предупредить население. Мы рекомендовали (предупредив о необходимости не поднимать шума, чтобы враг не спохватился о нашем намерении сорвать его планы) в день 2 марта как можно большему числу людей выбраться из гетто - на работу, к знакомым белорусам. В мастерских юденрата приготовлена «малина» на несколько сот человек с выходом в город. В развалинах на Мясницкой улице, раньше входившей в район гетто, приготовлены укрытия. Население гетто предупреждено о грозящей опасности.

В кровавый день 2 марта все протекало с немецкой пунктуальностью и систематичностью: рабочие колонны (особенно многолюдные в этот день) отправляются на работу. После их ухода являются представители гестапо и требуют пять тысяч человек, так как «поезд уже готов к отправлению»… [В вышедшем в 1989 г. в Нью-Йорке втором, расширенном и дополненном издании своей книги Г.Смоляр уточняет, что это были не гестаповцы, а каратели из литовской айнзацкоманды и белорусской «черной полиции»]. Они набрасываются на юденратовских работников, рассылают охрану порядка, чтобы те привели людей, но из этого ничего не выходит. Гестаповские бандиты приходят в бешенство. Они рассыпаются по всему гетто, беспрестанно стреляя из револьверов и автоматов, но им редко удается поймать кого-нибудь. Они налетают на ребятишек из детского дома, выстраивают их в колонну во главе с заведующей Флейшер и врачом Чернис, держащими на руках самых маленьких, и ведут их на казнь. Неподалеку от юденрата, на Ратомской, 35, они начинают кидать детей живьем в яму и засыпать их песком. Вскоре приезжает обер-палач Белоруссии Кубе. Он бросает конфеты детям, которых живыми потом швыряют в могилу. (Описывая эту сцену в своем официальном рапорте, шеф полиции СС Штраух назвал Кубе сентиментальным)».

В феврале 1958 г. в СССР в прокат вышел фильм «Часы остановились в полночь», посвященный партизанской операции по уничтожению гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. В фильме есть эпизод, когда Кубе проходит вдоль ряда ребятишек, которых через минуту расстреляют, и каждому дает конфетку. Сцена потрясала, как и потрясала игра народного артиста БССР Дмитрия Орлова, исполнявшего роль Кубе. Долгие годы считалось, что это - авторская фантазия, и лишь в последнее время в печати появились данные, что такой эпизод действительно имел место. Но до сих пор никто нигде не упоминает о том, что речь шла о расстреле еврейских детей и что сцена эта описана еще в 1947 году в книге Гирша Смоляра.

И еще одна любопытная подробность, имеющая некоторое историческое значение, прослеживается в воспоминаниях Г.Смоляра. «Когда расстреливали детей, рядом с Кубе стоял эсесовский офицер в длинном кожаном плаще. От немецких евреев, а также от узников Минского гетто мы узнали позднее, что это был Адольф Эйхман - правая рука Гиммлера. Когда на его плащ однажды попала чья-то кровь, Эйхман злобно выругался».

День уже клонился к вечеру, а полицаи все еще собирали людей по улицам гетто. Узники отказываются идти. Во дворах звучат выстрелы. Кого-то силой тащат к месту общего сбора. «Темнеет, - пишет Смоляр. - Разъяренные разбойники грозят членам юденрата виселицей за то, что им не удалось выполнить заказ Гиммлера. Кубе приказывает приняться за рабочие колонны. Возвратившихся рабочих не впускают в гетто. У ворот на Шорной улице их заставляют лечь на снег. Начинается страшная расправа. Свистят нагайки. Тех, кто пытается пробежать на территорию гетто в надежде добраться до знакомой «малины», расстреливают на месте. Шорная и Обувная улицы залиты кровью».

И все же не смогли каратели выполнить свой план - уничтожить 5000 узников Минского гетто. На станции собрали и погрузили в товарные вагоны 3412 человек. Их вывезли к оставшимся после боев противотанковым рвам у станции Койданово, в 35 км западнее Минска. Эти рвы и стали местом их последнего упокоения. Так или иначе, но 2 марта 1942 года на территории Минского гетто - на улицах и в переулках, в домах и среди могил древнего кладбища - появились трупы людей. И не десятки, а сотни - население гетто исчислялось десятками тысяч. Восстановить полную картину трагедии, видимо, уже не удастся никогда, но одно ясно: узники отказывались выполнять приказы карателей и даже оказывали сопротивление. Они не шли на казнь, как «стадо баранов», хотя именно так и любят описывать массовые казни евреев антисемитские источники

Третьего марта оставшихся в живых евреев повыгоняли на улицы и заставили сносить трупы их родных и близких в ту самую яму, которая до войны была песчаным карьером. Сколько погибших в тот погром было свалено в яму - четыреста, пятьсот или еще больше, никто не знает. Так яма стала «Ямой». Впрочем, «Яма» не единственная братская могила на территории бывшего Минского гетто. На немецкой карте еврейского кладбища на улице Сухой, находящейся в Институте Яд Вашем, указаны места еще четырех захоронений.

1947 год. «Черный обелиск»

Подробной истории создания обелиска на Яме, в основе которой лежали бы архивные данные, пока нет. Но в моем журналистском блокноте есть воспоминания одного человека, который ближе всех, известных мне, был к тем, кто этот памятник создавал. Когда в марте 1993 г. я собрал первую в Белоруссии реформистскую общину, одним из ее создателей был Семен Спришен. Он приходил на шаббат вместе со своей женой и вскоре вошел в правление общины. Позднее он с семьей уехал в Штаты, жил в Нью-Джерси. Там и ушел из жизни. От него я и услышал единственную пока записанную со слов очевидца историю «черного обелиска».

«История обелиска на Минской Яме - это, по сути дела, история моей жизни и жизни моей семьи - последних представителей славной династии каменотесов, чьими руками и создан был этот обелиск. Я помню, как его начинали делать - в далеком 1945-м. Как не могли собрать нужных денег. Как вновь и вновь ходили по домам с протянутой рукой, и не было такой семьи, даже самой голодной и обездоленной, где нам отказали бы в помощи, потому что не было такой семьи, где не оплакивали бы потери близких.

Я помню солнечный осенний день, когда установленный памятник был обнесен легкой деревянной оградой. Я помню людей, которые приезжали из разных концов тогда еще не очень большого Минска, чтобы проследить за чистотой и порядком на этом крохотном клочке земли почти на окраине города - далее начинались так называемые «татарские огороды». Помню, как зимой расчищали от снега к нему дорожку, а накануне Дня Победы обновляли и красили ограду. Деньги тратили на это свои, хотя иногда их выделяла религиозная община. Людей никто не просил это делать, им никто не платил за работу - их вела сюда Память. И еще Долг. Долг перед теми, кто своей жизнью заплатил за то, чтобы мы остались живы.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что кроме меня уже не осталось человека, который бы помнил имена тех, кому мы обязаны появлением памятника на Яме. Вот эти люди:

ГУНИН Наум Борисович - начальник Управления коммунального хозяйства г.Минска.

НИСЕНБАУМ Иосиф Янкелевич - начальник Треста благоустройства и озеленения г.Минска.

ФАЛЬКОВИЧ Матвей Павлович - заведующий мастерскими при Тресте благоустройства и озеленения.

ГОЛЬШТЕЙН Алексей Терентьевич - директор похоронного бюро г.Минска.

Текст для обелиска сочинил на идиш 35-летний поэт Хаим Мальтинский, а всеми работами по изготовлению стелы и установке ее руководил старший мастер похоронного бюро Мордух Абрамович Спришен. Я знал этих людей».

Памятник в Минске был первым в стране, а вскоре аналогичный монумент появился в Понарах - этом «бабьем яру Вильнюса». Деньги на возведение памятника минские евреи собирали в два захода, стучась в каждый еврейский дом. Но внутриполитическая ситуация в стране стала быстро меняться. Был убит великий Соломон Михоэлс, и началась ожесточенная борьба с «безродными космополитами», которыми, как на грех, оказывались почти одни евреи. Потом были арестованы члены Президиума Еврейского Антифашистского комитета. И вот уже группа одесских евреев, собиравших деньги на «свой», местный обелиск в память жертв Одесского гетто, отправилась в ГУЛАГ. А после того, как в 1952 году был взорван памятник в Понарах, минский обелиск остался единственным, сохранившимся с той страшной сталинской поры, и уже в одном этом качестве он представляет собой уникальную историческую ценность.

Мордух Спришен

С помощью Семена Спришена мне удалось в 1997 г. собрать воедино все разрозненные сведения о жизни Мордуха Спришена - каменотеса, который в 1947 г. своими руками создавал «Черный обелиск». Собственно, именно за это он спустя пять лет и пострадал. Когда началась вакханалия борьбы с «безродными космополитами», его арестовали. Случилось это в 1952 году. Поводом для ареста послужили агентурные данные о контактах Мордуха Спришена с послом Израиля в СССР Голдой Меир во время ее пребывания в СССР - он беседовал с ней как представитель еврейской религиозной общины. Следователя не интересовало, что визит посла Израиля носил официальный характер, - для МГБ имел значение лишь факт контакта гражданина СССР с гражданином капиталистического государства, который к тому же оставил ему изданную в Израиле «пропагандистскую» литературу.

Мордух Спришен

При аресте во время обыска у него изъяли 20 грампластинок с записями еврейской музыки. Правда, все они были изготовлены на Апрелевском заводе, и это не были какие-то там американские «джазы», которые можно было при желании расценить как низкопоклонство перед Западом. Но на беду у него не оказалось пластинок с записями Ленина и Сталина. Для следователя это было прямым доказательством проявления «еврейского буржуазного национализма» при полном отсутствии «пролетарского самосознания». А еще при аресте у М.Спришена изъяли радиоприемник «Пионер» - первенец Минского радиозавода. И совершенно ничего не значило, что «Пионер» можно было приобрести в те дни в любом магазине, - главное, что на нем можно было (теоретически!) слушать «Голос Америки»!

По совокупности всех этих «преступлений» и был вынесен несчастному каменотесу приговор: 10 лет трудовых (а на самом деле концентрационных) лагерей с высылкой в Печерский угольный бассейн, в город Воркуту. Как выразился при этом старший следователь прокуратуры МГБ, который вел дело, для высшей меры наказания фактов было маловато, но чтобы отвалить десять лет лагерей - вполне достаточно. Одиннадцать месяцев провел М.Спришен в застенках МВД, а потом поехал свои 60 лет добывать уголь для своей многострадальной Родины. Достаточно рано ушел из жизни. Его могила находится на одной из центральных аллей Московского (ныне - Восточного) кладбища в Минске. Участники молодежных еврейских лагерей ежегодно приходят к его могиле и наводят там порядок.

Хаим Мальтинский

Автор идишистского текста на обелиске Хаим Мальнинский сове первое стихотворение написал, когда ему было всего 14 лет. Он жил тогда с родителями в Витебске, хотя родиной его был город Поневежис Ковенской губернии. Пединститут он закончил в Минске и успел до начала войны издать с десяток поэтических сборников. А потом была война, которую он провел, по его же словам, «с первого и до последнего дня в окопах и траншеях». Прошел путь от Минска до Сталинграда, а потом от Сталинграда до Берлина, и именно там, в Берлине, за пять дней до окончания войны получил тяжелое ранение в обе ноги. Одну из них пришлось ампутировать. Он вернулся в Минск, но, как писал в своей книге «Этюды о еврейских писателях» поэт Хаим Бейдер, здесь «никто не ждал еврейского поэта. Он думал, что это - временное явление, а оказалось, что это «линия партии». Поэт-инвалид пытается бороться, но бороться с режимом он не в силах».

Мальтинский переезжает в Москву, затем в Ташкент, а в 1947 г. оказывается в Биробиджане. Редактирует альманах «Биробиджан», работает в газете «Биробиджанер Штерн». Здесь его и настигает «суровая карающая рука» антисемитского сталинского режима. Мальтинский оказывается одним из первых, кто в 1949 г. был арестован, когда началась кампания по борьбе с «космополитизмом». И здесь, в далеком Биробиджане, ему припомнили историю с минским памятником погибшим в Минском гетто евреям. Обвинение строилось на том, что он в этих нескольких словах короткого текста написал, что памятник сооружен в память пяти тысяч евреев, а не пяти тысяч «мирных советских людей». И называлось это тогда по советским законам проявлением «еврейского буржуазного национализма», проявившегося в «выпячивании национальной исключительности еврейского народа».

Как он позднее рассказывал минскому поэту Гиршу Релесу, в тюрьме у него отобрали очки и костыли, и на допрос он от своей камеры до кабинета следователя вынужден был добираться ползком, отталкиваясь от стен и пола своей единственной ногой. А охранники пинали его и приговаривали: «Давай, ползи скорей, следователь ждать не любит!». Проходил Х.Мальтинский по «Биробиджанскому делу». Процесс был от начала и до конца фальсифицированным. А судили его участников почему-то в Москве - факт, нашедший свое отражение в названии книги, которую Х.Мальтинский выпустил позднее в Израиле на идише, - «Дер москвер мишпет ибер ди биробиджанер» («Московский суд над биробиджанцами»). В обвинительное заключение был включен и минский эпизод с возведением обелиска.

После смерти Сталина был реабилитирован. Ему вернули боевые ордена и медали, жил с семьей в узбекском городе Наматган, но потом вернулся в Минск. Ему выделили квартиру. Он получал персональную пенсию. По нескольку месяцев в году проводил в Доме творчества, печатался в журнале «Советиш Геймланд», но в условиях полного разгрома еврейской культуры остро ощущал свое духовное одиночество. Позднее репатриировался с детьми в Израиль, где и ушел из жизни в 1986 году в возрасте 76 лет.

Гайд-парк по-еврейски

К счастью, «черный обелиск» уцелел в годы и сталинского, и хрущевского, и брежневского лихолетья, и не было такого года, чтобы 9 мая к нему не пришли минские евреи. Уже в 1970-е гг. там собирались небольшие группки людей. В заброшенной властями котловине почти в самом центре города они порой по пояс в снегу пробирались к памятнику, чтобы постоять, помолчать, прочесть кадиш. За памятником наблюдали члены местной еврейской религиозной общины: они убирали территорию, приводили сюда родных и близких, приезжих из других городов, а позднее - и из других стран. Со временем возникла традиция - собираться у этого памятника в день Победы - 9 мая, и в середине 80-х к Яме в этот день приходили уже сотни. 9 мая 1990 г. на Яме собралось, по самым скромным подсчетом, около 4000 человек. Сборы превратились в импровизированные митинги. С каждым годом толпа у обелиска росла и росла, а речи ораторов становились все более и более резкими. Звучали гневные обличения существующей дискриминации евреев и государственного антисемитизма, протесты против ограничения права на выбор страны обитания, составлялись петиции на имя первых лиц государства, на которые, насколько я помню, никто ни разу не получил ответа.


Росла толпа вокруг самого обелиска и по краям Ямы, но росло и кольцо милицейского кордона. А потом в эти дни рано утром, задолго до прихода первых участников импровизированных митингов, к Яме подгонялась легковая машина с громкоговорителями, и далеко в окрест стали разноситься бравурные марши и «песни патриотического содержания». Сколько бы мы ни возражали, сколько бы ни объясняли, что по еврейским традициям там, где лежат мертвые, не должна звучать музыка, тем более бравурная, ничего не помогало. Мы не слышали не только речей ораторов - мы с трудом слышали друг друга. А вокруг Ямы с каменными лицами стояли милиционеры и штатские с военной выправкой, для которых главное было - сделать так, чтобы не вырвалось на свободу ни одного правдивого слова.

Но с каждым годом в этот день сюда приходит все меньше и меньше людей. И не потому, что мемориал как место для публичного проявления скорби по погибшим стал менее популярен. Скорее, наоборот. Просто евреев в Минске с каждым годом становится все меньше и меньше. Да и во всей Белоруссии в целом: в последней переписи населения в 2009 г. евреями себя идентифицировали всего 12 с половиной тысяч человек. Десятая часть того, что было зафиксировано за 20 лет до этого - в 1989 г. (112 тыс.).

К концу ХХ столетия власти Беларуси, наконец, осознали государственное значение мемориала на Яме. Сейчас внутрь Ямы ведет лестница, вдоль которой вниз вместе с посетителями спускаются «тени» уходящих в небытие людей. Именно так воплотили в жизнь свой замысел минский архитектор Леонид Левин и израильский скульптор Эльза Поллак. В сквере, окружающем мемориал, аллея Праведников мира с табличками, на которых нанесены имена неевреев, спасавших своих еврейских сограждан от неминуемой смерти. А в глубине круглой площадки мемориала по-прежнему возвышается окруженный деревьями скромный обелиск из черного мрамора.

Сколько таких обелисков сегодня по всей Белоруссии! Но этот - уникальный! Он уникален хотя бы уже тем, что является первым аналогичным памятником, установленным в СССР еще сразу после окончания войны, первым, на котором сделана надпись на идише, и единственным, сохранившимся во время страшного погрома, которому подверглась еврейская культура в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого столетия.

Россия и страны, возникшие на развалинах СССР, - регион великой многовековой истории и глубоких, уходящих корнями в глухую старину традиций. Но есть в жизни этого региона и то, что принижает величие его истории, лишает глубины эти традиции. Речь идет об удивительном невнимании к ценности человеческой личности. В Израиле, потерявшем в войнах за свою короткую историю около 10 тысяч человек, есть День памяти павших, который является национальным днем траура и отмечается накануне Дня независимости. Отчего же нет такого дня в Беларуси, потерявшей только в результате гитлеровского геноцида более двух миллионов человеческих жизней?

В последние годы, с ростом национального самосознания евреев, их интереса к истории своего народ. Оно стойко вошло в лексикон как место массового уничтожения еврейского населения в годы Второй мировой войны, каким на Украине является слово «яр» - Бабий яр в Киеве, Дробицкий яр в Харькове. И все эти «ямы» и «яры», независимо от того, стоят на них обелиски или нет, долго еще будут тревожить больную совесть человечества, ибо, говоря словами Александра Галича, «там - в Понарах и в Бабьем Яре, где поныне и следа нет, лишь пронзительный запах гари будет жить еще сотни лет».


Эти короткие, как выстрел, слова - «яма», «яр» - вместили в себя целый мир. Они оказались такими же емкими, как само это слово «мир» в его значении - вселенная. И они осядут в нашей исторической памяти, без которой невозможно существование народа, ибо человек «живет» пока жива его память. А сами «ямы» и «яры» останутся на этой земле в память о нас, даже если свершится процесс очередного ИСХОДА и никого из евреев и их потомков на земле, где они еще недавно жили, здесь не останется. И пусть это будет трагическая память, но она будет. Мы уедем, а они останутся, потому что «кто-то ж должен, презрев усталость, наших мертвых стеречь покой!».

Несмотря на принимаемые командованием Западного фронта меры, наступление войск на западном направлении постепенно замедлялось. Прорвать оборону соединений группы армий «Центр» было уже не так-то просто. Оборонительные позиции вермахта укреплялись с каждым днем, в то же время Западный и Калининский фронты постепенно утрачивали ударную мощь, которой обладали в начале контрнаступления. Новое пополнение, как правило, бросалось в бой без какой-либо предварительной подготовки и несло большие потери. За освобождение каждого населенного пункта приходилось платить очень дорогой ценой.

Немецкие войска, напротив, опираясь на созданную ими оборону, постепенно возвращали себе инициативу, принимая меры по созданию наиболее целесообразного построения своего боевого порядка, которое могло использоваться в зависимости от обстоятельств: либо для организации более выгодной обороны, либо для создания плацдарма будущего наступления.

В этой обстановке соединения западной группировки продолжали держать круговую оборону, отбиваясь от противника, который постоянно старался сдавливать район, занимаемый ее частями.

Командиры подразделений 1288-го СП, занявшего после убытия 1292-го СП в район Станино всю полосу обороны дивизии, уточняли задачи своим подразделениям и организовывали взаимодействие с соседями.

Подразделения 388-й СД, разбитые на четыре боевых участка, вели разведку и занимались оборудованием своих позиций и мест обогрева.

Как и было приказано командармом, в 7 часов утра 160-я СД перешла в наступление в направлении населенного пункта Шеломцы, пытаясь улучшить свое положение и продвинуться вперед навстречу частям 43-й армии. Наступление возглавил лично подполковник Русецкий, который шел в первой шеренге атакующих. Несмотря на ураганный огонь противника, подразделения дивизии к 12 часам достигли опушки леса 500 метров юго-западнее д. Шеломцы, но дальше продвинуться не смогли.

Удивительно, но удара навстречу не последовало. Как оказалось впоследствии, войска 43-й армии оказались не готовы к наступлению, и это несмотря на то, что генерал Голубев лично в своей телеграмме сообщил о том, что стрелковая дивизия и танковая группа, выделенные от армии, будут наступать в направлении Березки, Шеломцы. Тогда зачем же надо было заверять о готовности к наступлению и давать обещания, которые обернутся большими жертвами для частей 160-й СД, которые, наступая в одиночестве, не имели никаких шансов прорвать оборону противника?

Другого такого выгодного для наших войск момента, когда оборона противника была вполне уязвима во многих местах, уже больше не будет.

Генерал Ефремов не находил слов случившемуся, зато они нашлись у офицера Генерального штаба подполковника H.H. Борисенко, который все время находился при оперативной группе армии. Борисенко направил в адрес начальника Генштаба маршала Б.М. Шапошникова и начальника Главпура Л.3. Мехлиса телеграмму следующего содержания:

«Тов. ШАПОШНИКОВУ, МЕХЛИСУ

2.03.42 года

Докладываю:

1. Все возможные силы ЕФРЕМОВЫМ брошены в направлении ШЕЛОМЦЫ, БЕРЕЗКИ.

Утром 2.03.1942 года части ЕФРЕМОВА овладели рощей 500 м западнее ШЕЛОМЦЫ, где ведут напряженный бой. Со стороны ГОЛУБЕВА, который должен был наступать со стороны БЕРЕЗКИ, нет никаких признаков наступления. Обстановка и погода благоприятствуют наступлению.

2. ГОЛУБЕВ ЕФРЕМОВА просил наступать на ШЕЛОМЦЫ в 7.00 2.03.42 г., а сам топчется на месте. ЕФРЕМОВ считает это подлостью.

1. Противник стремится занять рубеж реки Угра на участке ПАЖОГА, ДМИТРОВКА, ВЫСОКОЕ, ЗНАМЕНКА.

2. Частям ЕФРЕМОВА с ГОЛУБЕВЫМ оставалось для соединения пройти 2 км. ГОЛУБЕВ упустил этот момент. Может случиться, что группа ЕФРЕМОВА отдалится на запад на десяток километров.

3. ЕФРЕМОВ своими силами держится на волоске. Крайне необходимо немедленное наступление ГОЛУБЕВА на ШЕЛОМЦЫ, а затем расширять фланги.

Опергруппа штарма д. ЖЕЛТОВКА

офицер Генштаба п/п-к БОРИСЕНКО H.H.».

На телеграмме, которая была затем переслана в адрес командующего Западным фронтом, сохранилась резолюция генерала армии Жукова Г.К.:

«Тов. ГОЛУБЕВУ: «Что вы можете доложить по существу?”

А что мог доложить генерал-майор К.Д. Голубев? Константин Дмитриевич был старым воякой. Первые недели войны, когда он вместе с подчиненной ему 10-й армией , одной из самых мощных во всей Красной Армии, попал в окружение и только по счастливой случайности не оказался в одной камере со своим товарищем, командующим 4-й армией генерал-майором Г.М. Коробковым, расстрелянным позднее по приказу Сталина, научили его многому.

Командующий 43-й армией генерал-майор К.Д. Голубев и начальник оперативного отдела штаба армии подполковник Масленников

И напрасно злился генерал М.Г. Ефремов на командарма-43, посылая в его адрес гневные телеграммы, призывая к совести и офицерской чести. Армия, по мнению ее командующего, была пока не готова к ведению активных боевых действий на этом направлении. Когда она станет готова к наступлению, иссякнут силы у 160-й СД 33-й армии, которых было не так уж и много.

Момент, когда можно было прорвать оборону противника, нанеся встречные удары, был уже упущен, и упущен именно 2 марта 1942 года. Кстати, Михаил Григорьевич почему-то был уверен, что если окруженным соединениям и смогут прийти на помощь, то только обескровленные соединения восточной группировки 33-й армии, но не генерал Голубев. Об этом он напишет в последующем в одной из своих телеграмм, отправленной в адрес комбрига Д.П. Онупренко.

Авиация противника ночью нанесла бомбовый удар по боевым порядкам частей 160-й СД и аэродрому на окраине деревни Дмитровка, который оставался единственным мостом, связывавшим окруженную группировку с «большой землей». Однако в это время на аэродроме не было наших самолетов, и удар противника пришелся по пустому месту. Соединения восточной группировки в течение дня также неоднократно подвергались бомбежке с воздуха.

110-я СД в первой половине дня продолжила атаки на Синеево и Степаники, однако противнику вновь удалось их отбить. Во второй половине дня командир дивизии подполковник Беззубов дал команду прекратить бесплодные атаки и провести необходимую перегруппировку. На ночь было запланировано очередное наступление. Дивизия получила пополнение в количестве 247 человек, которое сразу после распределения по подразделениям готовилось к первому в своей жизни бою с противником. Для некоторых из них он станет и последним. В ходе ночных боевых действий дивизия потеряла 132 человека, не продвинувшись вперед ни на метр.

222-я СД в течение ночи на 2 марта вела упорные бои по овладению большаком Юхнов – Гжатск, проходившим к северу от села Ивановское. Части дивизии, встреченные сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем противника, успеха в продвижении не имели и продолжали вести огневой бой по уничтожению огневых точек и живой силы противника, находясь на достигнутом рубеже. Потеряв за день убитыми и ранеными 137 бойцов и командиров, дивизия получила пополнение в 250 человек.

Легко говорить и делать выводы о правильных и неправильных действиях войск спустя много лет, имея под рукой необходимые данные и не спеша взвешивая все «за» и «против». Нельзя не отметить того факта, что наши войска зачастую топтались на месте, по нескольку дней и недель атакуя деревушки, которые обороняли не слишком большие, но хорошо организованные и обученные подразделения врага. Нередко причиной этому являлась не малочисленность наших частей и подразделений – это факт неоспоримый, – а то, что организация и руководство ими в бою были крайне неэффективными, о чем наглядно свидетельствует очередной приказ командира 222-й СД полковника Боброва:

«ПРИКАЗ № 08

Части дивизии в боях 28.2.42 и 1.3.42 не выполнили поставленные мною задачи. Командиры частей и подразделений не используют частных успехов для быстрейшего продвижения и закрепления за собой достигнутого.

Результат артогня не используется для продвижения вперед. Уничтоженные огневые точки пехотой не занимаются и противник, видя пассивность наших частей, вновь восстанавливает свои огневые средства.

Под огнем бронедивизиона и огнем артиллерии дивизии пехота противника, покидая БУКАРИ, в панике бросалась в бегство в рощу зап. БУКАРИ. Действовавшие в этом направлении подразделения 774 СП, имея задачу не допустить подхода противника, уничтожить его огнем пулеметов и штыком поставленной задачи не выполнили, продолжали отлеживаться. Противник приводил себя в порядок, организованным огнем наносил потери нашим подразделениям.

Командиры и комиссары 479 и 774 СП боем подразделений не руководили, продолжали отсиживаться на КП полка, руководили через случайных людей или по телефону, не зная, разумеется, того, что происходит на поле боя. Полки понесли значительные потери ранеными и убитыми…» .

ЦАМО РФ, ф. 208, оп. 2513, д. 159, л. 71.

ЦАМО РФ, ф. 1494, оп.1, д. 10, л. 15.

Число дня рождения "3" быстрее всех остальных чисел раскрывает свой характер. У вас острый и интуитивный разум, способность быстро и легко усваивать знания, часто в весьма раннем возрасте.

Вы талантливый человек, способный, но в одиночку не сможете в полной мере использовать свой талант, так как для достижения цели будете выбирать более легкие пути и средства.
Вы любите приспосабливаться ко всему, что сулит непосредственную выгоду. Жизнь как таковую Вы предпочитаете воспринимать не так уж серьезно.

Три - число троицы. Люди числа три - энергичны, талантливы, дисциплинированны, что почти всегда позволяет им добиваться больших успехов в избранных ими областях деятельности. Как правило, они никогда не удовлетворяются малым. По характеру они очень горды и независимы, им нравится контролировать ситуацию, командовать и приказывать. Наилучшие отношения у них складываются с теми, чье число составляет 3, 6 или 9.

Счастливый день для числа 3 - вторник.

Ваша планета - Марс.

Совет:

Вам нужны интересные люди, легкое, приятное окружение, постоянные развлечения, возможность жить сегодня, а не в будущем. При верном старте вы пойдете далеко, так как не сомневаетесь в своих силах, и компетенты в работе. Однако природная нетерпеливость, стремление к легкой деятельности, как и временный быстрый успех в ней, могут помешать вам перейти на другой путь, с более высокими возможностями, там, где предполагается перспективное планирование.

Важно:
Талант, занятия искусством, помощь другим.
Тройка призывает быть привлекательным для другого пола, иногда агрессивным, но неизменно ярким, блистательным, счастливым и удачливым. Покровительствует студентам, военным, хирургам и авантюристам.

Любовь и секс:

Таких людей чаще всего привлекают обаятельные представители противоположного пола. У них огромные возможности, чтобы притянуть людей с возбуждающей сексуальной аурой.
Но для стабильной семьи требуется гораздо больше, чем просто обаяние. Поэтому они должны полагаться на знание человеческой природы. В молодости многие питают иллюзии в отношении супружества. Им кажется, что все автоматически изменится к лучшему, но после романтики первых месяцев может прийти горькое разочарование.

Единственной гарантией прочности брака служит общность интересов партнеров, а также совместное участие в общественной деятельности. При этом любовь и уважение усиливаются.

Число рождения для женщины

Число рождения 3 для женщины Интересная, деятельная женщина, с ней не соскучишься, при этом довольно рассудительная. Очаровывает мужчин своим обаянием и независимым поведением. В ней привлекают подвижность и интеллект. Она искренна и чувственна, самоуверенна до самовлюбленности. На-полнена оптимизмом, надеждами и желаниями. Ей необходимо чувствовать себя свободной и находиться в центре внимания. Только тогда у нее могут сложиться с партнером прочные и гармоничные отношения, в которых она так нуждается. Интуитивно знает, чего хочет, и обычно получает это. Ценит дружбу и преданность, секс для нее - это игра и развлечение. В первую очередь, стремиться к удовлетворению собственных потребностей. Она устремлена в будущее, не терпит упоминания о старых взаимоотношениях. С ней надо общаться осторожно. Ей нужны романтические приключения и интеллектуальное общение. Ее чувства изменчивы, она устает от глубоких отношений. Даже будучи влюблена, может флиртовать с другими мужчинами. Импульсивна, и не боится расстаться со своим партнером. Долго остается молодой. Партнер может быть счастлив с нею, потому что она сама стремится быть счастливой. Ей следует прислушиваться к мнению своего партнера, учитывать его вкусы и желания.

Число рождения для мужчины

Число рождения 3 для мужчины Общительный, деятельный мужчина, пользуется популярностью и может иметь несколько связей одновременно. Всегда готов к веселью, приключениям, рискованным предприятиям; душа любой компании, но его часто не воспринимают всерьез. Ему свойственно вдохновение и устремленность в будущее. Он не выносит скуки и собственнического к себе отношения. Ему нужно чувствовать себя легко и непринужденно. При первой встрече стремится произвести наилучшее впечатление. В женщине его больше привлекает шарм, чем красивая внешность. Нередко выбирает женщину, основываясь на первом впечатлении, а позже понимает, что это далеко не идеал. Он наслаждается процессом отношений больше, чем результатом. Когда он влюблен, то сосредоточен на предмете своей страсти. Погружается в мечты и грезы. Для него важна духовная близость, интеллектуальное общение, совпадение интересов. Не терпит ограничения свободы. Комфортом и спокойствием его не прельстишь. Склонен к безответственности. Ему подойдет такая же общительная женщина. Возможно, его избранница будет иметь независимый характер и привлекательную внешность.

Число рождения 2

Люди, рожденные 2-го числа - женственны, нежны, романтичны. Умные, творческие люди, обладают художественно-эстетическими способностями, богатым живым воображением. Их сила скорее в разуме, чем в чувствах, они ищут скорее духовного, нежели физического удовлетворения. Мечтатели, мягки и снисходительны по натуре, подчас не хватает силы и напористости для продвижения по служебной лестнице. Ищут духовной общности с партнерами, они не могут быть в физической близости без духовной связи. Брак удачен, если он построен на духовной основе, в противном случае они впадают в депрессию.

Они мечтательны, обладают мощным интеллектом, хорошим воображением, бесхитростны и непрактичны. Они падают духом при противодействии и не могут творить вне идеальных для творчества условиях. Им не хватает напористости и инициативы для практического претворения своих идей. Главное для них - окружить себя партнерами той же духовной высоты. Им нежны спутники, с которыми можно духовно общаться и обогащаться. Главная потребность - найти интеллектуального супруга (супругу), который может вселить в них уверенность и приободрить их.

Им следует научиться давать правильную оценку вещей (используя свой сильный ум), иначе их ждут всевозможные разочарования и неоправданные страдания.
У них могут быть проблемы с печенью и пищеварительным трактом.

Квадрат Пифагора или психоматрица

Качества, перечисленные в ячейках квадрата, могут быть сильными, средними, слабыми или отсутствующими, все зависит от количества цифр в ячейке.

Расшифровка Квадрата Пифагора (ячейки квадрата)

Характер, сила воли - 3

Энергетика, харизма - 3

Познание, творчество - 2

Здоровье, красота - 1

Логика, интуиция - 0

Трудолюбие, мастерство - 0

Удача, везение - 1

Чувство долга - 1

Память, ум - 1

Расшифровка Квадрата Пифагора (строки, стролбцы и диагонали квадрата)

Чем выше значение, тем более выражено качество.

Самооценка (столбец «1-2-3») - 8

Зарабатывание денег (столбец «4-5-6») - 1

Потенциал таланта (столбец «7-8-9») - 3

Целеустремленность (строка «1-4-7») - 5

Семейность (строка «2-5-8») - 4

Стабильность (строка «3-6-9») - 3

Духовный потенциал (диагональ «1-5-9») - 4

Темперамент (диагональ «3-5-7») - 3


Знак китайского зодиака Лошадь

Каждые 2 года происходит смена Стихии года (огонь, земля, металл, вода, дерево). Китайская астрологическая система делит годы на активные, бурные (Ян) и пассивные, спокойные (Инь).

Вы Лошадь стихии Вода года Ян

Часы рождения

24 часа соответствуют двенадцати знакам китайского зодиака. Знак китайского гороскопа рождения, соответствующий времени появления на свет, поэтому очень важно знать точное время рождения оно оказывает сильное воздействие на характер человека. Утверждается, что по гороскопу рождения можно точно узнать особенности своего характера.

Самое яркое проявление качеств часа рождения будет иметь место, если символ часа рождения совпадает с сим-волом года. Например, человек, рожденный в год и час Лошади, проявит максимум качеств, предписанных это-му знаку.

  • Крыса — 23:00 — 01:00
  • Бык — 1:00 — 3:00
  • Тигр — 3:00 — 5:00
  • Кролик — 5:00 — 7:00
  • Дракон — 7:00 — 9:00
  • Змея — 09:00 — 11:00
  • Лошадь — 11:00 — 13:00
  • Коза — 13:00 — 15:00
  • Обезьяна — 15:00 — 17:00
  • Петух — 17:00 — 19:00
  • Собака — 19:00 — 21:00
  • Свинья — 21:00 — 23:00

Знак европейского зодиака Рыбы

Даты: 2013-02-19 -2013-03-20

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - холод и влажность, метафизическая чувствительность, чувство, восприятие. В Зодиаке 3 знака этого качества - водный тригон (треугольник): Рак, Скорпион, Рыбы. Тригон Воды считается тригоном чувств и ощущений. Принцип: постоянство внутреннего при внешней изменчивости. Вода - это эмоции, внутренний мир, сохранение, память. Она пластична, изменчива, скрытна. Дает такие качества, как неопределенность, мечтательность, образность мышления, мягкость проявления. В организме замедляет обмен веществ, заведует жидкостями, работой желез внутренней секреции.
Люди, в чьих гороскопах выражена стихия Воды, имеют флегматический темперамент. Эти люди обладают большой чувствительностью, очень восприимчивы и впечатлительны, мыслящие, живущие больше внутренней жизнью, чем внешней. Люди тригона Воды обычно созерцательны, думают как о собственном благе, так и о благе своих близких, правда, временами бывают равнодушными, вялыми, ленивыми, за исключением людей знака Скорпион. Внешнее проявление чувств у них не так ярко выражено, как у представителей тригонов Огня или Воздуха, но внутренние чувства переживаются ими с большой силой и глубиной.
У людей тригона Воды деловитость, практичность, трезвость мысли, объективность не являются сильной стороной, зато фантазии им не занимать, у них богатое и живое воображение, большая внутренняя и внешняя сила, особенно у Скорпионов.
Люди водного тригона благодаря богатству своего внутреннего мира и утонченности восприятия наибольшего успеха добиваются в профессиях, связанных с миром искусств, особенно они блистают как артисты и музыканты-исполнители. Знаки Воды могут быть также прекрасными работниками в сферах, связанных с обслуживанием и питанием. А Скорпионы к тому же - великолепные детективы в силу их тончайшей интуиции.
Планы и настроения людей тригона Воды могут меняться как от внешних обстоятельств, так и от внутреннего состояния души. Незначительная деталь, порой даже не отслеживаемая сознанием, может в корне изменить их состояние духа, что может привести к полной потере интереса либо к делу, либо к партнеру.
Люди стихии Воды обладают большой душевной утонченностью, любезны, вежливы, учтивы, весьма симпатичны и притягательны. Они обычно не агрессивны, за исключением Скорпиона.
Из знаков тригона Воды Скорпион - самый сильный телом и духом, самый содержательный, самый агрессивный, не поддающийся нежелательному влиянию извне и оказывающий сильное сопротивление всему, с чем не согласна его душа. Его терпение, выносливость, цепкость и настойчивость просто поразительны.
Самый слабый из зодиакальных знаков тригона Воды - это Рыбы. Середину между твердостью и неустойчивостью занимает третий знак этого тригона - Рак. Хотя его душевная сфера тоже весьма восприимчива и впечатлительна, его отличают заметные упорство, выдержка и целенаправленность, поэтому из всех водных знаков именно Рак чаще других добивается успеха в жизни.
Чувства у всех трех знаков тригона Воды примерно одинаково сильны и, как правило, преобладают над разумом. Эти люди всегда готовы идти на самопожертвование для блага дорогого человека, так как всегда испытывают глубокие и чистые чувства по отношению к любимым и близким. Если их не ценят по достоинству, они навсегда покидают партнера, что является для них настоящей драмой жизни. Они ищут себе партнера, который их достоин. Любовь и брак имеют для них первостепенное значение в жизни, особенно для женщин.
Излишняя склонность к мечтательности и фантазиям, слишком яркое воображение может привести к внутреннему противоречию - столкновению их иллюзий с реальностью. Если человек не видит выхода из этого состояния, могут возникнуть депрессия, зависимость от алкоголя, наркотиков, других возбуждающих средств, даже психические заболевания.

Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. Мутабельный крест - это крест разума, связи, приспособления, распределения. Главное качество - трансформация идеи. Он всегда находится здесь и сейчас, то есть в настоящем. Он дает подвижность, гибкость, приспособляемость, покладистость, двойственность. Люди, в гороскопах которых Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в мутабелъных знаках, обладают дипломатическими способностями. У них гибкий ум, тонкая интуиция. Они, как правило, очень осторожны, предусмотрительны, бдительны и постоянно находятся в состоянии ожидания, что помогает им приспосабливаться к любым ситуациям. Главное для них - это владеть информацией. Когда они чувствуют себя не очень компетентными или информированными в каком-либо вопросе, прекрасно умеют уклоняться и увертываться от всех и всего, хотя считаются самыми осведомленными из всего Зодиака. Они общительны, обходительны, словоохотливы, являются интересными собеседниками. Они легко и умело сдают позиции, сознаются в своих ошибках и промахах, соглашаются со своими оппонентами, собеседниками. Люди мутабельного креста стремятся к внутренней гармонии, согласию, посредничеству и сотрудничеству, но подвержены сильному внутреннему беспокойству и влиянию извне. Самая большая их страсть - это любопытство, которое заставляет их быть в постоянном движении. Их взгляды и мировоззрение довольно неустойчивы и зависят от окружения. Нередко у них отсутствует собственная точка зрения. Этим отчасти и объясняются причины их неуравновешенности и непостоянства, перемен в их жизни. Истинные цели и планы этих людей трудно предугадать, но зато они почти безошибочно угадывают планы других. Они используют любую возможность, которая может принести им пользу или прибыль, умело ухитряются обойти удары судьбы. Люди мутабельного креста - прирожденные реалисты. Для достижения своей цели они используют многочисленных друзей, приятелей, соседей, родню, сослуживцев, даже малознакомых людей. Жизненные кризисы легко переживаются и быстро забываются. Если нет прямого пути к жизненной цели, то они пойдут окружным путем, обдумывая каждый шаг, обходя все видимые острые углы, минуя все подводные камни. В чем им помогают их природная хитрость и лукавство, лесть и обман, способность к мошенничеству. Мутабельные знаки выручат из любой нештатной, необычной ситуации, такая ситуация не заставит их нервничать, они лишь почувствуют свою стихию, в которой могут наконец действовать. В то же время их психика и нервная система весьма неустойчивы. Серьезные препятствия могут быстро вывести их из строя, выбивают из колеи и отодвигают достижение цели. В этом случае они не сопротивляются, а плывут по течению.

Рыбы - это последний знак Зодиака, это стихия Воды в зоне трансформации и знак, сформированный под вибрациями Нептуна. Вторым управителем Рыб является Юпитер. В Рыбах проявления стихии Воды выражаются двойственно, на внешнем уровне у Рыб Вода, а на внутреннем начинает звучать Огонь. Если Вы рождены под знаком Рыб то, по натуре своей пассивны, очень чувствительны, вы воспринимаете все удары судьбы близко к сердцу.
Порой вы очень подвержены внешнему влиянию, крайне зависите от чужой воли, от чужой точки зрения, от идеологии, которая в данный момент внедряется в ваше сознание. Вас очень легко увлечь, вы тонко и четко чувствуете ритм, буквально на интуитивном уровне. Поэтому музыка оказывает на вас очень сильное воздействие.

В низшем случае вы от музыки впадаете в транс, а в высшем - на волне музыкального потока взлетаете к вершинам духовности и космической любви, которая в значительной степени изливается на нас через музыкальный поток.
Для вас очень характерны мягкость и сентиментальность. Для вас очень важны в жизни ситуации, где бы вас понимали. Как правило, вы очень страдаете от непонимания. Вы очень чутки и нуждаетесь в человеке, который бы вас
понимал и, в некоторой степени, руководил вами. Вы очень ранимы, легко впадаете в уныние, но, с другой стороны, способны к самоотречению и самопожертвованию. В случае высокого развития именно вы можете отдать последнее.

Из ваших сущностных качеств надо отметить тайное, подсознательное, а порой и явное стремление к тайне, ко всему таинственному. Поэтому вы можете быть оккультистом. Астрология - это тоже тайное, оккультное знание, и не надо удивляться тому, что вы можете прийти в астрологию. Вы можете быть и прекрасным актером, потому что вам свойственно сопереживание. В худшем случае вы, пожалуй, самый бессовестный человек из всего Зодиака, так как Рыбы - это, в некотором смысле, последний знак Зодиака, это зеркало, отражающее худшие и лучшие черты всех остальных знаков.
В лучшем случае, вы похожи на зеркало, которое показывает каждому знаку Зодиака его истинное лицо, лик, рожу, морду - в зависимости от того, кто что имеет. В худшем случае вы являетесь как бы сточной канавой всего Зодиака, куда каждый знак сливает свои нечистоты. Но вы очень терпеливы и способны принимать на себя нечистоты, тем самым очищая других людей, при этом вы сами умеете быстро очиститься от всего, что на вас вылили. В этом случае, если вы являетесь высшей, развитой, Рыбой. Если говорить о худших проявлениях, то это, как уже было сказано, подлость, беспринципность, подверженность любому влиянию, отсутствие в сознании критичности вообще. Эти люди способны проявлять самые гнусные человеческие качества. Конечно, даже самая низкая и подлая Рыба будет мучиться угрызениями совести. Но если “урок не пошел впрок”, продолжит свои гнусные дела. Среди Рыб встречается много алкоголиков и наркоманов. Сущностным качеством Рыб является восприятие, то есть полная раскрытие и пропускание через себя потока жизни. Рыбы очень легко адаптируются в любой обстановке.

Если мы обратимся к символике знака Рыб, то увидим как бы две рыбы: рыба, плывущая вверх, к духовности по пути эволюции, и рыба, плывущая вниз по пути деградации. Также их можно представить как рыбу живую и рыбу мертвую. Соответственно, среди людей этого знака мы находим очень много живых, и, пожалуй, еще больше мертвых Рыб. Живая Рыба - это достижение нашей гармонии с Космосом, с Богом, это звучание с Космосом в унисон. Мертвая Рыба - это псевдогармония, прельщение, обольщение, фанатизм и хаос. Спектр проявлений Рыб очень широк, от полного конформизма и бесхребетности до крайнего фанатизма, в том числе и религиозного, идеологического. Среди Рыб есть и страшные убийцы, которых ничем не остановить, много шпионов. В некотором смысле вся контрразведка находится под Рыбами. В худших проявлениях Рыбы доходят до садизма и извращений. Проблемы Рыб - это проблемы спутанного мышления. Рыбы имеют мифологемное сознание, воспринимают мир интуитивно. Сильные качества Рыб - это эстетизм, умение видеть красоту и гармонию, которая часто превращается в их слабость. Рыбы очень зависимы от любви. Тут мы видим, как сила переходит в слабость, достоинство становится недостатком. Поэтому в качестве недостатка необходимость любви делает Рыб очень зависимыми от окружающих и близких им людей, от семьи, от чувства влюбленности. Часто у Рыб бывают проблемы с речью, с манерой изложения своих мыслей, поэтому Рыбам необходимо прорабатывать логические структуры и умение стройно мыслить. Кармическая задача Рыб - это принимать на себя поток Космической любви и Божественной благодати и одаривать этим потоком окружающих людей, делиться той божественной любовью, сострадательностью, милосердием, чем наделены от рождения все Рыбы.

Страна Рыб - Иудея (Израиль), Филиппины и все островные государства. Под рыбами находится Армения. Это этносы и нации, которые принимают в себя все влияния и порой из этой мешанины разнообразных влияний организуют новую систему, порой эклектическую, неживую, а в лучшем случае синтетическую и живую структуру.
Лучшие качества Рыб - это стремление к идеальности, духовности, красоте.Среди Рыб очень много музыкантов: Бах, Гендель, Россини, Вивальди, Римский-Корсаков. Рыбами были много тонких художников, передающих тончайшие изгибы человеческой души с помощью композиции, краски и света: Врубель, Ренуар, Боттичелли, Микеланджело. Среди наших исторических и политических лидеров нашей страны находим таких Рыб - это Молотов, Жданов, Горбачев. Среди ученых - Вернадский, среди поэтов - Баратынский.

Знаменитые Рыбы: Алферова, Ф. Аквинский, Баратынский, Буланова, Бессон, Бабкина, Ж. Бинош, Дж. Беркли, Бердяев, Беринг, Верлен, Врубель, Вивальди, Вернадский, Гарсиа Маркес, Г. Гаррисон, Гагарин, Горин, Горбачев, Бон Джови, Жванецкий, В. Зайцев, Кустодиев, Ф.Кюри, Леонкавалло, Люксембург, Михалков, Микеланджело, Римский-Корсаков, Минелли, Нуриев, Норрис, Опель, Олеша, Пазолини, Понаровская, Рихтер, Крис Ри, Равель, Соткилава, Ш. Стоун, Стриженова, Т. Терешкова, Брюс Уиллис, Хаббард, Шопен, Штраус, Шевченко, Эйнштейн, Юрский.

Смотри видео :

Рыбы | 13 знаков зодиака | Телеканал ТВ-3


На сайте представлена сжатая информация о знаках зодиака. Подробную информацию можно найти на соотвествующих сайтах.

Сов. секретно

Кулик Г. И., бывший Маршал, Герой Советского Союза и заместитель наркома обороны, будучи в ноябре 1941 года уполномоченным Ставки Верховного Главнокомандования по Керченскому направлению, вместо честного и безусловного выполнения приказа Ставки «удержать Керчь во что бы то ни стало и не дать противнику занять этот район», самовольно, в нарушение приказа Ставки и своего воинского долга без предупреждения Ставки, отдал 12 ноября 1941 года преступное распоряжение об эвакуации из Керчи в течение двух суток всех войск и оставлении Керченского района противнику, в результате чего и была сдана Керчь 15 ноября 1941 года

Кулик, по прибытии 12 ноября 1941 года в город Керчь, не только не принял на месте решительных мер против панических настроений командования крымских войск, но своим пораженческим поведением в Керчи только усилил панику и деморализацию в среде командования крымских войск.

Такое поведение Кулика не случайно, так как аналогичное его пораженческое поведение имело место также при самовольной сдаче в ноябре 1941 года города Ростова, без санкции Ставки и вопреки приказу Ставки

Кроме того, как установлено, Кулик во время пребывания на фронте систематически пьянствовал, вел развратный образ жизни и злоупотреблял званием Маршала Советского Союза и заместителя наркома обороны, занимался самоснабжением и расхищением государственной собственности, растрачивая сотни тысяч рублей на пьянки из средств государства и внося разложение в ряды нашего начсостава Кулик Г. И., допустив в ноябре 1941 года самовольную сдачу противнику городов Керчи и Ростова, нарушил военную присягу, забыл свой воинский долг и нанес серьезный ущерб делу обороны страны. Дальнейшие боевые события на Южном и Крымском фронтах, когда в результате умелых и решительных действий наших войск Ростов и Керчь вскоре же были отбиты у противника, со всей очевидностью доказали, что имелась полная возможность отстоять эти города и не сдавать их врагу. Преступление Кулика заключается в том, что он никак не использовал имеющихся возможностей по защите Керчи и Ростова, не организовал их оборону и вел себя как трус, перепуганный немцами, как пораженец, потерявший перспективу и не верящий в нашу победу над немецкими захватчиками.

За все эти преступные действия Государственный Комитет Обороны отдал Кулика Г. И. под суд.

Специальное присутствие Верховного Суда СССР установило виновность Кулика Г. И. в. предъявленных ему обвинениях. На суде Кулик Г. И. признал себя виновным.

Верховный Суд 16 февраля 1942 года приговорил лишить Кулика Г. И. званий Маршала и Героя Советского Союза, а также лишить его орденов Союза ССР и медали «XX лет РККА».

Кулик Г. И. обратился в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой об отмене приговора. Президиум отклонил просьбу Кулика Г. И. и 19 февраля 1942 года вынес следующее постановление: «В соответствии с приговором Специального присутствия Верховного Суда СССР лишить Кулика Г. И. воинского звания «Маршал Советского Союза», звания Героя Советского Союза, трех орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени и юбилейной медали «XX лет РККА»».

На основании изложенного Центральный Комитет ВКП(б) исключил Кулика Г. И. из состава членов ЦК ВКП(б) и снял его с поста заместителя наркома.

Предупреждаю, что и впредь будут приниматься решительные меры в отношении тех командиров и начальников, невзирая на лица и заслуги в прошлом, которые не выполняют или недобросовестно выполняют приказы командования, проявляют трусость, деморализуют войска своими пораженческими настроениями и, будучи запуганы немцами, сеют панику и подрывают веру в нашу победу над немецкими захватчиками.

Настоящий приказ довести до военных советов Западного и Юго-Западного направлений, военных советов фронтов, армий и округов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!