и регулярно открывают новые. Наблюдения древних за небесными телами

Цели урока:

  • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;
  • формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей.

Мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

3. Вселенная или Космос

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

Что Вы можете сказать о Солнце?..

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

5. Планеты Солнечной системы.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

Кто уже догадался, как он называется?

Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.

Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон - так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;
б) 9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) да, один;
б) нет;
в) да, два.

5. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

V. Итог урока.

  • Над чем вас заставил задуматься урок?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

VI. Д/з: изготовить по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из планет, для этого обратись к дополнительной литературе.

1. Интересно ли тебе узнавать о звёздах и планетах? Если да, то почему? Напиши.

Мне интересно узнавать о планетах потому, что там может быть найдена жизнь подобная нашей или животные, которых у нас нет. А звезды так красиво светят и находятся так далеко, что мне узнать о них как можно больше.

2. С помощью учебника запиши определения.

Астрономия - это наука о небесных и космических телах.
Вселенная - это пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела.
Солнечная система - это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.

4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих квадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.

5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 000 (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6000 градусов , а в центре Солнца предположительно 15 - 20 миллионов градусов .

6. Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 8).

Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы - кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Открытие Плутона
  2. На поверхности Плутона
  3. Размеры Плутона
  4. Почему Плутон не планета а астероид?
  5. Новые загадки

Важная информация для сообщения:

Плутон - астероид, который десятилетиями считали планетой

18 февраля 1930 года 23-летний астроном из США Клайд Томбо открыл новое небесное тело, которое мировое научное сообщество определило как девятую планету Солнечной системы. Новая планета получила имя Плутон - в честь древнеримского бога подземного царства. Имя придумала 11-летняя школьница из Оксфорда Венеция Берни, которая живо интересовалась не только астрономией, но и античной мифологией.

И действительно новой планете отлично подошло имя бога подземного царства. Плутон оказался очень холодным и мрачным миром. Недра его состоят из камня и льда, а температура на поверхности составляет -230ºС. На поверхности планеты есть атмосфера, но она очень разрежена и наполнена азотом, метаном и угарным газом - газами непригодными для дыхания человека.

Более 70 лет Плутон официально считался планетой, поскольку сначала по расчётам учёных его размеры казались сравнимыми с Землей, а потом с Марсом. Но после того, как был открыт спутник Плутона под названием Харон, астрономы смогли вычислить размеры более точно. Оказалось, что диаметр Плутона на треть меньше, чем диаметр Луны - спутника Земли.

Споры учёных продолжались почти 30 лет. Кто-то считал Плутон планетой, кто-то астероидом, а кто-то карликовой планетой. В результате 24 августа 2006 года Международный астрономический союз представил новое точное определение понятию «планета». Оказалось, что Плутон совершенно не подходит это новое определение и его сразу же переклассифицировали в малую планету или, как их ещё называют, астероид.

Удивительно, но даже это событие не остановило споры астрономов по поводу Плутона. Теперь некоторые ученые пытаются доказать, что Плутон и Харон составляют двойную планету. Так что возможно Плутон преподнесет землянам ещё много сюрпризов и новых открытий.


Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.

Слайд 1

Слайд 2

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон.

Слайд 3

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

Слайд 4

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Слайд 5

Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях.

Слайд 6

Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Китайский астроном, 1675 год

Слайд 7

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Слайд 8

Современные телескопы - это очень огромные и сложные устройства, которые позволяют заглянуть в глубины Вселенной на миллионы световых лет. Однако существуют устройства, которые позволяют смотреть, а точнее слышать, еще дальше - это радиотелескопы, где гигантские антенны просто «прослушивают» Вселенную.

Слайд 9

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Слайд 10

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Слайд 11

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
Ярило
Гелиос

Слайд 12

В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть…

Слайд 13

Для наблюдения необъятных просторов космоса нужны специальные современные приборы и обсерватории, поэтому ученые используют целые комплексы мощных телескопов, которые располагаются в местах, где воздух особенно прозрачный.
Обсерватория

Слайд 14

Самые древние обсерватории были построены более семи тысяч лет назад. Сначала это были круги из огромных камней - мегалитов, которые образовывали астрономические приборы. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Слайд 15

У древних цивилизаций Египта, Вавилона, Греции, а позднее Китая, Индии и до открытия Х.Колумбом Америки, астрономия была в великом почете. Там велись точные наблюдения звездного неба, а для этого возводились грандиозные сооружения, которые сохранились и до наших времен.
Храм Солнца в Мексике

Слайд 16

В Средние века жизнь астрономов оказалась весьма тяжкой, поскольку их знания о Вселенной во многом противоречили религии, а за мысль, что Земля вертится, и вовсе можно было угодить на костер, что и случилось с философом Джордано Бруно.
Древнеиндийская обсерватория

Слайд 17

А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался.

Слайд 18

Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки.

Слайд 19

Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Слайд 20

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.
Впишем в текст недостающие данные, используя учебник.

Слайд 21

Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - …(15 – 20 миллионов) градусов.

Слайд 22

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Слайд 23

Обозначьте кодовым знаком каждое высказывание, согласившись со мной или не согласившись: 1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. 2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. 3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. 4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. 5. Земля движется вокруг Солнца. 6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную. трубу.
- да
- нет
- не знаю

Слайд 24

Интернет урок по данной теме можно посмотреть: http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma
Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ» Оформление: Елены Берюховой http://shkola-abv.ru

Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» ()

Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами - телескоп (рис. 3).

Рис. 3. Телескоп ()

Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

Рис. 4. Галилео Галилей ()

Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

Рис. 6. Кратеры на Луне ()

Рис. 7. Пятна на Солнце ()

Рис. 8. Фазы Венеры ()

Рис. 9. Спутники Юпитера ()

Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

Рис. 10. Компьютеризированный телескоп ()

Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo - наблюдаю) - научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт ()

Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж , положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

Рис. 12. Стоунхендж ()

Для астронома мир - это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

Рис. 13. Галактика Млечный Путь ()

Одна из них - галактика Млечный Путь , состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце - не самая большая (рис. 14).

Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

Рис. 15. Солнечная система ()

Первая планета от Солнца - Меркури й, вторая - Венера , третья - Земля , четвертая - Марс , пятая - Юпитер , шестая - Сатурн ,седьмая - Уран , восьмая - Нептун . Долгое время считалось, что Плутон - девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте - Ра, древние скандинавы - Соль, а наши предки славяне - Ярило.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца - 6 тысяч градусов, а в его центре - 15-20 миллионов градусов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Astrolab.ru ().
  3. Authorstream.com ().

Домашнее задание

  1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
  2. Земля - это одна из планет Солнечной системы.
  3. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
  5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  6. Земля движется вокруг Солнца.
  7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
  8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
  9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!