Мне хочется дойти до самой сути пастернак. Борис Пастернак — Во всем мне хочется дойти: Стих. Во всем мне хочется дойти

Как любят многие из нас сетовать, мол, как непросто все в этой жизни. Как во всем разобраться?

На что мудрые отвечают: в жизни все устроено просто, надо только знать, как.
В жизни все взаимосвязано, надо только знать, как.
Сегодня, если бы меня спросили, как научиться разбираться, что к чему, я бы ответила: “дели на три ”.

Тадеуш Климович писал, что Борису Леонидовичу пришлось делиться всем: «Две женщины, два дома, два сада, два завтрака, два ужина, два дня рождения, две юбилеи и только одна жизнь». Зина, примирившись с ее статусом «официальной жены», не хотела делиться титулом Пастернака. Она была в ярости, когда она слышала слухи, что Ольга была главным героем «Доктора Живаго». Ее вспышка напоминала сына писателя: Как, Бория, ты сказал мне, что Лара была мной! Папа, не желая долго разговаривать, спокойно ответил: Ну, если это льстит тебе, Зин; Это для Бога: Лара - это ты.

Все знают нашу русскую идиому — “кидаться из крайности в крайность”
А англичане говорят так: “go from one extreme to the other”

extreme – противоположность
Extremes meet. - Противоположности сходятся.

Если мы рассмотрим повнимательнее слово ‘extreme ’, то узнаем, что произошло оно от латинского корня exter (exterus, extremus) – вне, внешний .

Состояние здоровья Пастернака продолжало ухудшаться, человек пережил сердечный приступ, устав от одышки. Диагноз: рак легких на продвинутой стадии. Поэт Семен Липкин вспоминал день похорон: Народ собрался много, а затем мы провели чеки на гроб. Только Ольга Ивинская стояла на ступеньках перед входом. Все в черном, несмотря на бледное лицо - что было красиво! Видимо, вдова пригласила ее войти в комнату, но осталась на ступеньках. Партия продолжала относиться к «Доктору Живаго» как к опасности. Смерть автора стала возможностью уничтожить все следы книги и людей, которые были связаны с ней.

Значит, обе крайности находятся вне изучаемого явления.
Потому и сходятся, что приводят к одному и тому же результату.
Значит, есть третье решение – идти внутрь, смотреть в корень, get at the root of so me thing .

А это не так-то просто.

Читала я недавно, что великий актер Михаил Чехов говорил своим ученикам о том, как надо воспитывать в себе внимание при работе над ролью.

В последние годы жизни в Пиедиелкине ивиньска была больше, чем любовником и вдохновением. За несколько недель до его смерти Леонидович сделал ее единственным наследником своего литературного наследия, передав большую часть своей переписки и, прежде всего, романы удостоенного наград романа. Ольгу Ивиньскую арестовали. Дочь Ирины также отправляют на Лубянку. Предположительно: отправка рукописей «Доктор Женьгин» за границу и незаконное взимание сборов за публикации. Суждение: восемь лет лагеря и конфискация имущества.

Власти захватили даже самый маленький клочок бумаги со следами «Доктор Живаго» и Бориса Пастернака. Лагерь выходит через четыре года, но цена на сокращение предложения была письмом к Никите Хрущеву, в котором Ивиньска попросил снисхождения и настоял на том, чтобы она делала все возможное, чтобы не допустить контактов Пастернака с западными издателями.

И перечисляет четыре действия внимания:
1. Незримо держу объект внимания.
2. Притягиваю его к себе.
3. Устремляюсь к нему.
4. Проникаю в него ().

Все четыре действия одновременны – это душевная сила.
Внимание – за пределами повседневности.
Органы чувств не напряжены.
Внимание протекает в душевной сфере.
Внешние действия ему не мешают.

Лара Федоровна - ее любимый Юрий Живаго - «она умерла или погибла без новостей, забытых под некоторым безымянным номером в пропавшем журнале позже». Ольга Ивиньска не хотела повторять свою судьбу. Через несколько лет она решила написать мемуар о взаимоотношениях Пастернака. Он был опубликован на Западе и переведен на несколько языков. В течение многих лет она изо всех сил пыталась восстановить секретный архив, захваченный во время ее ареста. Перед камерой более 80-летняя женщина с врожденной сигаретой в руке показывает фотографии, которые она спасла, помнит о том, что изменило их жизнь, и книгу, которая связывала их навсегда.

Многие из нас хорошо знают, что когда нужно решить какую-то проблему, нужно вовремя от нее отключиться, и решение приходит как бы само.

Как здесь работает наш принцип "дели на три" — вы видите сами.
Из одной крайности, в другую, и, наконец, идем в суть, внутрь.

“А можно ли не кидаться в крайности”? — спросит меня кто-то.
Можно, но только, если тебе поможет кто-то, кто уже знает, в чем суть дела, но хочет, чтобы собеседник сам добрался до корня.

И тогда нам откроется суть знаменитых евангельских слов:

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ”.

Ударили в правую щеку – увидишь одну крайность.
Подставь левую — найдешь другую.
Когда крайности сойдутся, будешь искать внутреннее.

«И вся внутренняя моя – Имя святое Его »



БОРИС ПАСТЕРНАК

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

«Speak English Every Day!»

— Слова Зубрить Не Надо!

Многие наши читатели пишут, что не могут учить слова:
— тут же начинает болеть голова, и через день-два такого запоминания «списков»
слов
приходит отвращение к языку и пропадает желание заниматься.
Знакомы Вам такие ощущения? — И дело не только в этом!
Попробуйте-ка зазубрить значения многозначного слова!
«Следуя Четкому, Увлекательному и Точному
Образцу в программе «Speak English Every Day!», у которой совершенно нет аналогов, Вы будете одновременно Легко пополнять свой
словарный запас , Безболезненно Пробудите свою Память (и возраст здесь ни при чем), Тренируя Свою
Разговорную речь и Восприятие Звучащей Речи на Слух» .

Подробнее:

«Speak English Every Day!»

— Слова Зубрить Не Надо!

Можно в полной мере ознакомиться с представлениями автора о роли поэзии в жизни общества, если читать стих «Во всем мне хочется дойти» Пастернака Бориса Леонидовича. С самого начала становится понятным, что автор при помощи поэзии хочет высказывать не только свои мысли, но и чувства. Он говорит о том, что стихи должны звучать как прекрасная музыка Шопена, в них должны жить раскаты гроза, ароматы роз и мяты. Мечта автора - в восьми коротких строчках описать свойства страсти так, чтобы они были понятны каждому, кто прочитает эти строки.

Это произведение было создано в 1956 году. Оно очень динамично, его ритм напоминает перестук колес поезда. Автор выражает свое желание быть в постоянном движении, все время находиться курсе происходящих событий. Пастернак сравнивает стихи с цветущим садом прекрасной музыкой, причем последнее сравнение неслучайно, ведь поэт длительное время занимался музыкой на профессиональном уровне. Для него важно, чтобы рифмованные строки были наполнены смыслом и чувствами, что иногда достается непросто. Поэтому в последних строчках присутствует сравнение поэзии с натянутой тетивой лука.

Готовясь к уроку литературы в классе, можно скачать текст стихотворения Пастернака «Во всем мне хочется дойти» или учить произведение наизусть полностью в режиме онлайн.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!