Идейно художественное своеобразие мцыри. Сочинения

Урок литературы для 8 класса.

Тема: Художественное своеобразие поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова.

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», выявить особенности композиции произведения; актуализировать знания о направлении - романтизм, о романтизме в характере героя; продолжить развитие навыков аналитической работы с текстом; воспитывать в учащихся способность к критическому мышлению; научить их образно выражать свои мысли.

    Развивающие: дальнейшее развитие навыков выразительного чтения лирического произведения, совершенствование умения строить логически-верное, последовательное и красноречивое высказывание (особенно важно для детей, изучающих русский как неродной), сопоставлять, анализировать, обобщать.

    Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, презентация , портрет М.Ю. Лермонтова художника А.И. Клюндера, иллюстрации к поэме «Мцыри», карточки с дидактическим материалом, учебник: Г.С. Меркина «Литература» 8 класс.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Ребята, о творчестве какого поэта пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Детство М.Ю.Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась любимая бабушка. Он прожил короткую жизнь, но успел подарить мировой литературе немало шедевров. Написать множество прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них даже вдохновили композиторов на создание замечательных романсов.

Всмотритесь в портрет Лермонтова, написанного художником

А.И. Клюндером в 1838 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать особое выражение глаз поэта).
– Почему? (Говорят, что глаза – зеркало души, ведь именно они помогают передать внутренний мир человека.).

3. Актуализация ранее изученного материала.

Чувство одиночества преследовало поэта всю его жизнь, и это чувство он передавал во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (декламация стихотворения одним из учеников)
– Какие произведения на исторические темы вы читали?

Как вы думаете, почему поэт в своих произведениях обращался к историческим событиям, личностям?

(Возможно, его интересовали вечные проблемы человеческого достоинства, противостояния власти и народа, воли и безволия. Он пытался найти идеалы, хотел показать, как изменилось новое поколение.)

4. Слово учителя.

Лирика Лермонтова отличается внутренним единством лирического героя. Образ героя не статичен, он “движется”, постоянно меняясь, но это движение нарочито замедлено автором, в отличие от развития героев других поэтов XIX века. В творчестве Лермонтова все чаще и чаще обозначается образ обычного, неприметного ни чему усталого человека, совсем не похожего на героя лирики юного поэта. Но всё же, эти герои тесно связаны, обусловлено это сохранением основных мотивов, тем лирики, пронизывающих все творения поэта и формирующих образ его героя.
Лирика М.Ю. Лермонтова явилась взлетом романтизма в русской литературе. Это объясняется тем, что лирический герой Лермонтова - герой романтический. Он обладает особыми качествами романтика: он борется, страдает, находится в мятежных поисках.
Однако особенную силу в образе романтического героя Лермонтова получила тема одиночества:

Поколение Лермонтова характеризуется эпохой безвременья. В своих произведениях Лермонтов пишет о судьбе своих современников, о разочаровании, одиночестве, жизни без цели. Он тяготел к прошлому, стремился к созданию образов полных сил, гордости, мужества.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, с которой мы сегодня познакомимся.

5. Формулировка темы урока (ученики формулируют тему совместно с учителем, записываю также эпиграф к поэме )

6. Формирование знаний и умений.

1) Выступление ученика с индивидуальным заданием. Сообщение об истории создания поэмы.

Замечательная поэма «Мцыри» была написана М.Ю. Лермонтовым в далеком 1839 году, но и сегодня продолжает поражать сердца читателей эпичностью и художественной красотой. За два года до написания поэмы поэт путешествовал по Кавказу. И там, в той особой среде, он познакомился с человеком, который впоследствии стал героем его произведения. Черты его характера воплотились в образе лирического героя.

Он встретил того юношу, путешествуя по военной грузинской дороге. Это был – пожилой, мудрый монах. Лермонтов был рад знакомству с ним, так как еще в возрасте 17 лет, он мечтал написать такое произведение, где описал бы превращение неопытного юнца в мудрого монаха. И познакомившись с настоящим монахом, поэт был счастлив и вдохновлен.

История его жизни схожа с сюжетом поэмы. Он провел годы юности в плену, совершил побег, но скоро заблудился в горах. Тогда он принял решение остаться в монастыре навсегда. Тогда он прошел посвящение и стал монахом. Тогда Лермонтов и взял за основу историю жизни и образ монаха и написал, уже через год – эту замечательную поэму.

Помимо этого, многие исследователи видят самого поэта в образе Мцыри. В лирическом герое отражается могучая сила, несгибаемость, воля. Но вместе с тем он личность глубокая, мягкая и душевная. Герой был раним и чувствителен, он всецело ощущал гармонию природы и всеми силами стремился слиться с ней воедино. Важно отметить, что пейзаж в поэме - не просто романтический фон. Она несет особую функцию. Она так же является героем поэмы. Мцыри воспринимает окружающую действительность как часть самого себя. Его натура стремится к свободе, сливается с окружающей природой, поражается и вдохновляется красотой мира.

Мцыри не боится опасностей, его душа обретает жизнь в содружестве с природой. Он бесстрашно борется с диким барсом. Он влюбляется в прекрасную горянку, это чувство так легко и нежно для него, будто горный ветер. Сюжет произведения не просто динамичен и полон событиями, он полон глубоких философских рассуждений. Бой с диким животным раскрывает всю мощь образа героя, не только физическую. Мцыри побеждает, но его слабого и безжизненного обнаруживают монахи и возвращают в келью.

2) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.


– Как бы вы охарактеризовали настроение, царящее в поэме?
– Какие сцены вас особенно впечатлили?
– Каким вы представляете себе образ героя поэмы?

Учитель демонстрирует портрет Мцыри

Какие впечатления производит он на вас? Менялись ли они по мере того, как вы знакомились с героем ближе?
– По жанру Мцыри – поэма. Давайте вспомним определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, которое имеет стройную сюжетную линию и выражает чувства, переживания лирического героя.

В этом году мы познакомились с тремя основными литературными направлениями. Напомните их.
– К какому из них вы отнесли бы “Мцыри” и почему?

(к романтизму, поскольку главный герой одинок, имеет сильный, вольнолюбивый характер, стремится к свободе, его не понимают окружающие. Помимо этого, он оказывается в новой для него обстановке, действие поэмы происходит на фоне яркой природы Кавказа.)

Как вы думаете можно ли Мцыри назвать романтическим героем?

Вывод: Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Когда образ героя многозначителен значительно осложняется его интерпретация для создания иллюстрации.
(Демонстрация работ разных художников) Мы можем проследить отличия в образах героя, изображенных разными художниками. У каждого из них свой Мцыри. Каждый иначе передает черты лица, телосложение, настроение и эмоции героя. Возможно, художники сталкиваются с проблемой неоднозначности характеристики героя. Тогда каким следует изображать Мцыри?
С 1863 по 2005 год было создано более сорока портретов героя.
Л. О. Пастернак изобразил сцену беседы Мцыри с чернецом. В движениях рук героя чувствуется порыв, направленный к свободе, в дикую природу, в родные края. Юный монах противопоставлен статичной фигуре старого чернеца. Художник использовал метод пластических вариаций для индивидуализации образов каждого из героев. Ф. Д. Константинов изобразил Мцыри смелым и сильным. И. С. Глазунов показал его в противоположных состояниях, напряженным и умиротворенным.
Попробуйте ответить в чем причина появления столь разных образов одного и того же героя в воображении художников?
Герою поэмы присущи качества, которые необходимо обозначить для понимания замысла М.Ю. Лермонтова, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.

Мы изучили изобразительный и литературный образы главного героя.

Какой вывод можно сделать?
-в своем герое М.Ю.Лермонтов воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание»,порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения писателя.

3) Проверочная работа.

Выяснить композиционные особенности поэмы невозможно без знания терминологии литературы. Поэтому сейчас с вами проведем небольшую проверочную работу .

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

4) Создание проблемной ситуации.

Ребята, на ваш взгляд, как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, вольнолюбивого юноши, выросшего в плену мрачного монастыря, страдающего от тяжелой жизни и решившего во что бы то ни стало вырваться на свободу именно тогда, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Определите идею.

Идея поэмы – борьба за свободу. Лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет11 полноправно, а существует. Возможно, для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

5) Беседа о сюжете и композиции поэмы.

В поэме 26 глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (для раскрытия сложных переживаний героя, которые он испытывал, когда был на воле.)
– Что видел Мцыри на свободе?
– Что делал он, вырвавшись из монастыря?
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Какова структура поэмы?

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, во второй главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, можно сказать, что композиция рамочная

Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

6) Лексическая работа.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. Покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. Сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

А) Групповая работа (в парах)

Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.

Б) Аналитическая беседа.

Можно сказать, что вся поэма является исповедью, в которой юный монах повествует о том, что происходило с ним за три дня свободы. Но назвать монолог Мцыри исповедью не совсем правильно: страстный рассказ монаха не проникнут чувством раскаяния, и он не намерен рассуждать о своих грешных помыслах и вымаливать прощение за них. Это напоминает проповедь, ведь Мцыри защищает свое право на свободу и счастье, Мцыри отрицает монашеские устои: «кельи душные и молитвы» , «сумрачные стены» , в которых вырос - «душой дитя, судьбой - монах» .

Он понимает, что судьба лишила его Родины, дома, семьи - всего того, что есть у обычных людей, выросших на свободе. Он вынужден был бросить вызов судьбе и в страшную холодную ночь бесстрашно отважился на побег. Мцыри непоколебим и даже перед лицом смерти произносит:

Меня могила не страшит…

Такое мужество и отвага рождены мечтой быть свободным. Жажда воли подсказана величием кавказских гор, ведущих разговор с героем и небом. Необходимость «пройти в родимую страну» рождена одиночеством, желанием «хотя б на миг прижать пылающую грудь» к груди родной. Несколько дней, проведенные Мцыри вне стен монастыря, укрепили его. За этот небольшой отрезок времени он узнал, что такое счастье и любви, познал цену человеческой жизни и свободы. Теперь у него есть желание вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать рассказ юноши.

Основная часть поэмы должна была представлять собой борьбу: на одной стороне послушание монаха, отказ от обыденных радостей и надежда на другую, загробную жизнь, на другой - необходимость борьбы, стремление к воле, противостояние духовному рабству, борьба против священного порядка.

Только борьба невозможна, ведь говорит один Мцыри. Он тщетно обращается к чернецу с призывом его отвечать на его вопросы. А сам будто и не слушает его, ведь может слышать только то, что творится в его душе. Он настолько полон впечатлений и эмоций, что не в силах выразить все словами. Там, за стеной, для него открылся новый чудесный, манящий мир.

К ульминацией поэмы можно обозначить сцену боя с барсом. Герой вышел один против свирепого хищника. Но безоружный Мцыри оказывается сильнее и ловчее зверя, потому что им управляет не только инстинкт самосохранения. Им движет вдохновение. А вдохновлен он ни чем иным, как жаждой свободы и вольной жизни. Он бросает все свои силы на победу, но не смеет не признать силу поверженного зверя:

В своей исповеди монах говорит о своей жизни в монастыре. Возникает образ старинного монастыря с маленькими кельями, строгими законами и атмосферой, где под запретом все естественные стремления.

Вывод: Вся поэма пропитана глубокой эмоциональностью и порывом страсти. Тема поэмы и образы, описанные в ней актуальны уже многие годы. В поэме автор отразил свою жизненную философию. Это произведение о ценности человеческой жизни, которая для Лермонтова находит отражение в праве выбора, в вольномыслии, в чувстве достоинства, в ярком стремлении к свободе. Поэма "Мцыри" М.Ю.Лермонтова раскрывает масштаб личности самого поэта. Лирический герой очень близок самому поэту. У них общая философия, мировоззрение. Эта поэма по праву считается великим достижением русского романтизма. Вся жизнь для Лермонтова, как и поэма похожа на бесконечную импровизацию, которая поглощает читателя с первых строк и льется бурным потоком любви к жизни.

8. Рефлексия.

9. Определение дифференцированного домашнего задания:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Образ юного монаха”.

    Раскрыть значение слова свобода по толковому словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри из монастыря? (письменно)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение для художественного облика поэмы.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно значимыми? Почему?

Приложение А

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о естественности этого стремления, Главное чувство - это чувство гордости за человека, для которого смерть лучше, чем жизнь в неволе и вдали от родины. Сюжет поэмы прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря? Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания: знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»? В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Композиция «Мцыри» очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне; а все остальные строфы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни. В центре поэмы - образ юноши, поставленногожизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог Мцыри позволяет читателю проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что его рассказ-лишь о том, что он видел и что делал, а не что переживал («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху). Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Сначала (строфы 3, 4, 5) Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе (строфа 4), юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями (строфа 5). За этими мечтами и стремлениями Мцыри угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления. Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах (а они ведут его к мыслям о родном ауле), что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. О том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. Наконец, в последующих строфах (начиная с 8-й) Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым его душевным движением. Последние две строфы - прощание Мцыри с жизнью и его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но и перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни, Кратко рассмотрев композицию поэмы, легко показать ее оправданность и закономерность. Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а в том, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а герой сам рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточено на отдельных, наиболее напряженных моментах действия (встрече с грузинкой, бое с барсом. Имеет целью углубить впечатление о тех или иных свойствах и особенностях героя. В поэме везде на первом месте герой, а не события. Характер героя в значительной степени и определяет сюжет. Все названные особенности композиции в той или иной степени характерны для романтической поэмы. Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («…Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы (как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков»,- говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит: * Воспоминанья тех минут * Во мне, со мной пускай умрут. Таким образом, Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.

Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок с барсом; свобода – побег из монастыря, являющегося олицетворением несвободы). В произведении нашла яркое выражение тема родины. Композиция поэмы замкнутая.

Мцыри волею рока возвращается в монастырь (романтическая идея неодолимого рока, пессимистический пафос произведения).
В. Г. Белинский
“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности “.
“Несмотря на незрелость идеи и на некоторую натянутость в содержании “Мцыри”, – подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова “Мцыри”. Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о […]...
  2. Своеобразие поэмы ” Мцыри” М. Лермонтова Романтизм – литературное направление, особенностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная неприглядная картина, в фантастический мир. Характерной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопоставлен обществу или не понят им. Для писателя-романтика главное – утвердить свою мечту и идеал, который […]...
  3. Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы “Бахчисарайский фонтан”. Однако герой поэмы “Цыгане” – это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского “Корсара”, а […]...
  4. Идейно-художественное своеобразие поэмы Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от окружающего пейзажа до изб и калитки, напоминает ему о юности. Однако деревня сильно изменилась. Это подчеркивается как при помощи чисто внешних, описательных […]...
  5. Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма – “телеграфный стиль”. Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он “пьет из источника” по […]...
  6. Мцыри – романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. (Пленного шестилетнего мальчика привез в монастырь русский генерал. Постепенно он стал понимать чужой язык, принял христианскую веру, готовился стать монахом.) Побег из плена. (Монастырь не стал домом для мальчика. Он чувствовал себя пленником, поэтому и задумал побег. Он бежал в неизвестность, не зная, что его ждет, мечтая […]...
  7. Общая идейная направленность “Медного всадника” во многом имеет свое начало еще в “Полтаве” и продолжается в “Борисе Годунове”. Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы “отсель грозить шведу”. Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной […]...
  8. Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” является поединок главного героя с барсом, где моло­дой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина. После побега из монастыря Мцыри ведет жизнь в единении с силами природы. Они олицетворяют для него свободу, кото­рой он так долго был лишен. Его не страшит даже мощная гро­за, которая так напугала других […]...
  9. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено). 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, […]...
  10. Идейно-художественное своеобразие поэмы Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, […]...
  11. Поэма “Полтава” предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента: 1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична “южным” поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая “свободы лишь для себя”, не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние […]...
  12. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” 1. “Мертвые души” как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности – приблизительно конец 20-х – начало 30-х гг., в период кризиса […]...
  13. Умчался век эпических поэм, И повести в стихах пришли в упадок. М. Ю. Лермонтов Слово “поэма” нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины, где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой […]...
  14. И была роковая отрада В попиранье заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. […]...
  15. Романтическим героем, а точнее, антигероем, в поэме является Гирей. Индивидуализм его подчеркивается Пушкиным с самого начала. Считаясь только со своей волей и желаниями, Гирей попирает права, чувства и достоинства других людей. Трагический финал для подобного героя закономерен – он сам его предрекает. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”, – скажет Пушкин в “Моцарте и […]...
  16. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелегкие мысли, философские вопросы, которые он сам затруднялся решить. Лирический герой поэмы ненавидит всякое проявление несправедливости, пытается найти правду. Кроме того в поэме Лермонтова “Мцыри” показаны великие чувства – дружба и любовь. Природа оживает […]...
  17. В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […]...
  18. Июн В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. […]...
  19. Поэма “Василий Теркин” стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на “Евгения Онегина” соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя […]...
  20. На мой взгляд, романтическая поэма “Мцыри” – одна из лучших в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автору удалось создать яркий и живой образ главного героя поэмы – одинокого, но мятежного, ведомого мечтой и не принимающего действительность, ищущего гармоничного единения с природой. Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попал еще шестилетним ребенком, плененным русским генералом. […]...
  21. Исследователи, как правило, не считают нужным отмечать художественное своеобразие лермонтовской поэмы, во многом построенной в резком противоречии с канонами романтической эстетики,- они категорически и однозначно утверждают: “Мцыри” – романтическая поэма. Подобной констатацией практически и завершается изучение поэмы; задача чрезвычайно облегчается описательным подходом: перечислить в доказательство тезиса хорошо известные черты традиционной романтической поэмы. Особое место занимает […]...
  22. Мцыри – главный герой поэмы “Мцыри” Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь “мцыри” с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится “монах, послушник”, во втором же – “чужак, иностранец”. Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри. Его история начинается […]...
  23. Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет. Когда в 1837 году […]...
  24. Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. М. Лермонтов. Мцыри М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы. С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце […]...
  25. По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю – связь с традициями устного народного творчества). Существуют две точки зрения на конфликт в “Песне…”: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и […]...
  26. Неподалеку от монастыря в Грузии русский генерал везет с собой из гор пленного шестилетнего ребенка. В пути пленник заболел, ничего не ел и “тихо, гордо умирал”. Один монастырский монах оставляет ребенка у себя. Приняв крещение, мальчик вскоре должен был тоже стать монахом. Осенней ночью юноша неожиданно исчезает, и после трехдневных поисков его находят без сознания […]...
  27. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной […]...
  28. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ “МЦЫРИ”) Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора. Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы “Мцыри”. Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние […]...
  29. Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его окрестили, скоро он […]...
  30. Поэма Мцыри – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: Таких […]...
  31. Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […]...
  32. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский. Поэма Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке. Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, не видя […]...
  33. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача его душевных переживаний; условный сюжет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри связана с представлением о […]...
  34. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яр- кое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший иде- ал” – человек, рвущийся к свободе, переда- ча его душевных переживаний; условный сю- жет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри […]...
  35. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. В основу поэмы положен реальный факт. Мцыри мог стать одной из жертв кавказской войны, но […]...
  36. …Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… М. Лермонтов, “Когда волнуется желтеющая нива…” Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, […]...
  37. Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри”, которая поднимает важнейшие вопросы нравственности, судьбы, проблемы свободы и места родины в жизни людей. В поэме “Мцыри” действие развивается в двух направлениях: тоска по идеалу, стремление к далекой, но близкой сердцу, России, и блуждание героя, который бежал из монастыря. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, которая […]...
  38. Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это романтическое произведение, где, по главному принципу романтизма, мы видим исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: “Вкушая, вкусих мало […]...
  39. Мцхет – древняя столица Грузии, основанная там, “где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры”. Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, “вручивших” “свой народ” единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну – цветет она и благоденствует, […]...
  40. Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток…”. Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне своей […]...

Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена важнейшей в творчестве
поэта теме свободы. Название ее в переводе с грузинского
имеет два значения: «неслужащий монах» и «чужеземец». Лермонтов
много странствовал по Кавказу, и восхищение удивительной
природой, гордыми характерами горцев легло в основу поэмы. Первоначальным
эпиграфом к «Мцыри» был французский афоризм «Родина
бывает только одна», отражающий стремление главного героя
вернуться домой из плена. Лермонтов заменил французский эпиграф
отрывком из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю
», что означает «Я отведал мало меда и уже должен умереть».
Второй эпиграф отражал смысл поэмы более широко: не только как
стремление героя вернуться домой, но как желание свободы, за которую
приходится платить жизнью.
Сюжет произведения несложен: пленного маленького горца оставили
в монастыре, где он вырос, собирался стать монахом, как
вдруг сбежал и был найден на третий день умирающим. Интересно,
что зерном сюжета послужил разговор Лермонтова с монахом, тоже
попавшим ребенком в монастырь не по своей воле, но с годами смирившимся
с судьбой. Композиция поэмы помогает нам понять авторский
замысел. Произведение состоит из 26 глав: первые две представляют
собой вступление, а остальные - исповедь умирающего
Мцыри, в который он рассказывает о трех днях свободы. Нетрудно
догадаться, что именно эти вольные дни и были настоящей жизнью
героя, ради них он готов умереть.
Во вступлении говорится, что монахи были удивлены внезапным
исчезновением Мцыри, который вроде бы привык к плену и собирался
«во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в исповеди
Мцыри сразу заявляет старику-монаху, что он никогда не мог смириться
с жизнью в неволе:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну-но пламенную страсть...
Это была мечта о свободе и возвращении в родной аул. Рисуя
бегство Мцыри, Лермонтов использует прием параллелизма: состояние
души героя созвучно с состоянием природы. Мцыри покидает
монастырь в бурю. Монахи, испуганные грозой, «ниц лежали на земле
», а Мцыри смело бросился в гущу стихии:
...Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Все три дня скитаний героя проходят в его тесном слиянии с природой.
В уста Мцыри Лермонтов вкладывает вдохновенный гимн красотам
Кавказа. Герой поэмы удивительно чутко воспринимает окружающий
мир. Убежав от людей, он начинает ощущать себя частью природы:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
Мир видится Мцыри одухотворенным: скальные уступы, ведущие
в пропасть, - это лестница злого духа; роса в «божьем саду» -
«небесные слезы»; небо так чисто, что «ангела полет прилежный
взор следить бы мог». Мцыри уходил не от людей, а от своих невольных
тюремщиков - монахов. Герой стремиться попасть на родину,
к соотечественникам. Трудно вообразить, какое волнение почувствовал
одинокий юноша, увидев молодую грузинку, вышедшую
за водой. Простая песня, которую напевала женщина, навсегда запала
ему в душу. Мцыри не решился войти в саклю за женщиной, его
толкало вперед желание попасть на родину. Пробираясь через чащу,
герой сбился с пути и почувствовал отчаяние. Но даже в таком состоянии
Мцыри не желает людской помощи, он ощущает себя «степным
зверем» и, встретившись ночью в лесу с барсом, принимает бой.
Битву Мцыри с барсом можно считать кульминацией поэмы.
Юноша воспринимает встречу с диким зверем как собственное испытание
на мужественность, он хочет доказать, «что быть бы мог
в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри одерживает победу
над свирепым противником, но настоящего триумфа нет:
судьба не хочет указать герою дорогу домой. Когда израненный и измученный
Мцыри выходит из леса, он с ужасом узнает знакомый
звук монастырского колокола:
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Обессиленный юноша падает, его томит предсмертный бред,
когда монахи находят его и приносят в монастырь. Конечно, Мцыри
был измучен трехдневными скитаниями, но главной причиной его
смерти является безнадежность: побывав на воле, он не может возвратиться
в монастырь. Не добравшись до родного аула живым, он
хочет достигнуть его в последнюю минуту мысленно и просит
перенести его в сад, откуда виден Кавказ.
Судьба Мцыри трагична, но повествование о нем нельзя назвать
тоскливым и мрачным. Напротив, вся поэма - это гимн свободе, восхищение
красотой мира и могучим человеческим духом. «Мцыри» -
романтическое произведение: главным героем его является бунтарь-
одиночка, который ощущает в душе конфликт между идеалом и действительностью,
события происходят на фоне экзотической природы.

Художественное своеобразие поэмы «Мцыри»

Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о естественности этого стремления, Главное чувство - это чувство гордости за человека, для которого смерть лучше, чем жизнь в неволе и вдали от родины.

с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания: знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»? В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Композиция «Мцыри» очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне; а все остальные строфы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог Мцыри позволяет читателю проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что его рассказ-лишь о том, что он видел и что делал, а не что переживал («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).

послушник, «душой дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе (строфа 4), юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями (строфа 5). За этими мечтами и стремлениями Мцыри угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

«на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах (а они ведут его к мыслям о родном ауле), что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. О том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. Наконец, в последующих строфах (начиная с 8-й) Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым его душевным движением.

Последние две строфы - прощание Мцыри с жизнью и его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но и перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни, Кратко рассмотрев композицию поэмы, легко показать ее оправданность и закономерность. Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а в том, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а герой сам рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточено на отдельных, наиболее напряженных моментах действия (встрече с грузинкой, бое с барсом. Имеет целью углубить впечатление о тех или иных свойствах и особенностях героя. В поэме везде на первом месте герой, а не события. Характер героя в значительной степени и определяет сюжет. Все названные особенности композиции в той или иной степени характерны для романтической поэмы.

Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («... Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы (как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков»,- говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:

Таким образом, Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!