Игры для детей для профилактики конфликтов. Дидактические игры и упражнения для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций детей старшего дошкольного возраста

Каждый участник пишет на листке предложение: "тот, кто справа он..." и определяет качество соседа, например: приятный, ленивый, умный и т.д. Он также заполняет еще один листик, где определяет качество соседа слева: "тот, кто слева он...." Собирают все листки, на которых написаны качества соседей справа в одну кучку, а те, в которых описаны качества соседей слева, в другую. После этого начинают читать записки одна за другой из одной из кучек. Вся группа определяет, кому подходит определение. Участник, которому подходит определение, хранит у себя записку до конца игры. Каждый участник получает по одной записке с определением качества. После этого, делают то же самое с другой кучкой записок. В конце, каждый участник читает те записки, которые находятся у него, и определяет насколько они подходят ему, по его мнению.

Если игра может задеть чьи-нибуть чувства, можно немного изменить, например: "лучшее качество того, кто сидит справа - это...". Записки о соседе слева могут быть такие или наоборот: "основное (отрицательное) качество того, кто сидит слева - это...". В конце игры каждый получит записку с положительным и отрицательным качеством.

Баллы на пальцах.

Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.

Солнышко

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Магнит Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот, кто чувствует, что его "выдернули из клея" присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены можно смотреть на отношение группы к человеку "магниту".

Интервью. Вызывается 2 человека из отряда. Остальные по очереди задают одному из них вопросы, а он на них отвечает, но не о т своего лица, а от лица своего оппонента, как бы это сделал он. Потом анализируется, насколько ответы отвечающего были близки к ответам оппонента, насколько он был точен, хорошо вошёл в роль и почувствовал другого человека.

Я ценю.

Все дети садятся в круг. Каждый участник пишет на бумажках по три качества, которые он ценит в людях. Потом все бумажки складываются в центре. Далее все по очереди вытаскивают записку с написанным на ней качеством и отдают тому в отряде, кому, по их мнению, оно больше всего подходит.

Какое качество было получить приятнее всего? - какое качество не получил, но очень хотелось бы? - какое качество удивило? - какое из полученных качеств тебе не подходит?

Если ребёнок получил какое-то неоднозначное качество (например, расчётливый), вожатый должен сгладить ситуацию, пояснить значение слова, сказать плюсы этого качества. Или пусть каждый назовёт по одному положительному качеству этого человека. Также важно проследить, кто получил больше всех бумажек, кто – меньше всех, или вообще ни одной. Важно закончить на положительной ноте, чтобы не было негатива.

Чёрно-белый стул.

Каждый ребёнок по очереди по своему выбору садится на белый, или на чёрный стул. В зависимости от этого все остальные говорят ему по одному положительному качеству (если стул белый) или то, что они хотели бы в нём изменить (если стул чёрный).

Можно сделать, чтобы все по очереди садились сначала на чёрный, а потом – на белый стул.

При проведении подобных упражнений провайдер должен быть как никогда внимательным, ведь главное – предотвратить или решить конфликт, а не обострить его. Поэтому обязательно менять черный стул на белый, комментировать все ответы, перефразировать негативные комментарии и посылы, обязательно позитивное завершение.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи:

Переориентация поведения с помощью ролевых игр.

Формирование адекватных норм поведения.

Снятие напряжения у детей.

Нравственное воспитание.

Регулировка поведения в коллективе и расширение пове­денческого репертуара ребенка.

Обучение приемлемым способам выражения гнева.

Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуа­циях.

Обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что измени­лось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Ма­газин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хит­рец»

В названных этюдах и играх воспитатель может модели­ровать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конф­ликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых извест­ных детям литературных героев, например, Незнайку и Пон­чика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей по­мирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи инте­ресы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого челове­ка, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению дет­ского коллектива и установлению благоприятного психоло­гического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и дру­гие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в кол­лективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули, и ты упал, и др. Целеустремленная и тер­пеливая работа в этом направлении поможет ребенку с боль­шим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать те­атр, попросить их разыграть определенные ситуации, напри­мер, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, преж­де чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чув­ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно по­быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

«Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить при­чину конфликта; дифференцировать противоположные эмо­циональные переживания: дружелюбие и враждебность. Зна­комить детей с конструктивными способами решения конф­ликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшеб­ную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изобра­жением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала -

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из спосо­бов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

«Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю от­ветственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры меж­ду Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую при­нес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между теле­визионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким спо­собом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребя­та, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга проще­ние за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чув­ствовали при этом?

- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

- Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

- Почему так важно прощать других?

«Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры . Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спори­те иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще дру­гих? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы дума­ете, что может произойти, если в споре сталкиваются различ­ные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только воз­никнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Вос­питатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - кра­сивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Пред­ставьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиг­рать, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают ме­сто на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предла­гает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превра­тить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его укра­сить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ков­рик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорит­ся спор, они смогут использовать его для разрешения воз­никшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети при­выкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. са­мостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уве­ренность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физичес­кой агрессии.

Вопросы для обсуждения:

- Почему так важен для нас «коврик мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более силь­ный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что вы понимаете под справедливостью?

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Существует два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.

Причины возникновения конфликтов:

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Психологические проблемы как источник конфликтов

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие - часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное - знание возрастных особенностей ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);

Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;

Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения - принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);

Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие - несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Разрешение конфликта - это:

Минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;

Устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

Изменение целей участников конфликта;

Достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки - это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

  1. Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
  2. Конструктивный - «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

  1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
  2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
  3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

Описание произведенного действия («Когда ты…»);

Описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);

Предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

  1. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

Применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

Выдвинуть определенные жесткие требования;

Указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

  1. Оценка особенностей участников конфликта.
  2. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, сменного воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка - может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).

Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля - это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

Сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

Имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

Интерактивные игры (игры на взаимодействие);

Социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

Психогимнастика;

Чтение и обсуждение художественных произведений;

Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

Дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1

Игра «Скажи другому комплимент»

Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.

Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент

Беседа о конфликтах с детьми

Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.

Задачи :

Дать характеристику понятия «Конфликт »

Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны

Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Оборудование :

Классическая музыка

Цветы на клеевой основе

План беседы :

1. Чтение притчи. Вступительное слово

2. Что такое конфликт ?

3. Причины конфликтов

4. Как разрешить конфликт ?

5. Правила поведения для конфликтных людей

6. Рефлексия. Итоги.

Ход беседы (беседу ведёт педагог)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)

Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .

Так что такое конфликт ?

Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)

Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?

Причины конфликтов :

Несовпадение целей и желаний

Неуважение к другим людям

Неумение общаться

Разница чувств и состояний

Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта

Методы выхода из конфликта :

Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым

Найти компромисс спорного вопроса

Подчиниться, принять правила или точку зрения противника

Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры

Правила поведения для конфликтных людей

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

Критикуя, чаще улыбайтесь

Будьте справедливы и терпимы к людям

Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других

Умейте вовремя остановиться!

Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Рефлексия

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

1- Интересно полезно

2- Сложно, но интересно

3- Бесполезно, безразлично

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций :

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .

Рефлексия

Прощание

Игра «Король»

Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая

Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?

Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

Как та чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в роли?

Легко ли отдавать приказы?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?

Проигрывание ситуации

Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни

Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться

Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

Рефлексия

Прощание

Игра «Паровозик»

Цель : сплочение группы

Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Ссора»

Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по угла.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения :

Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)

А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу : «Играй, давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину

Рефлексия

БЛОК ИГР НАПРАВЛЕННЫХ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи

  1. Переориентация поведения с помощью ролевых игр.
  2. Формирование адекватных норм поведения.
  3. Снятие напряжения у детей.
  4. Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара.
  5. Обучение приемлимым способам выражения гнева.
  6. Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.
  7. Обучение приёмам релаксации.

Филя и Хрюша

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры:

Воспитатель: в жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по- другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми исполняющими роли.

Вам трудно было простить другого?

Как вы себя чувствовали при этом?

Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?

Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

ЖУЧОК

Цель: Раскрытие групповых отношений.

Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки, и водит до тех пор. Пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

  1. лидер;
  2. товарищ лидера;
  3. неприсоединившийся оппозиционер;
  4. покорный конформист;
  5. «козёл отпущения».

ЭТЮД С СОДЕРЖАНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Воспитатель: ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу т Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. « Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему Катя заплакала?
  2. Правильно ли поступила Наташа?
  3. Как бы вы поступили на её месте?
  4. Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Чаще улыбайтесь и вам не придётся ссориться.

ЗЕРКАЛА

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Ход игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети

обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые

движения, играющие должны повторять их. Если ребёнок

ошибается. Он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры: Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель: (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала - Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала И сказала: « Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

  1. Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (из- за игрушки)
  2. А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
  3. А что чувствуют те, кто ссорится?
  4. А можно обойтись без ссор?

Выслушав ответы воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

СЛАДКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.

Воспитатель: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго н^ могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы

себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? что вы при этом

чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем- нибудь?

В этой игре с каждым обошлись по справедливости.

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился

КОВРИК МИРА

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры: для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель: ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла нам всем кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира» Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё красивую книжку с картинками и занятную игрушку.) представьте себе, что катя и Света хотят взять эту игрушку и поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на « коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять эту игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот проиесс имеет очень большое значение, т.к. благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить д ети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

  1. почему так важен для нас «коврик мира»?
  2. что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
  3. почему недопустимо применение в споре насилия?
  4. что вы понимаете под справедливостью?

ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ

Цель:

Ход игры: ребёнку говорят» как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни.

  1. мысленно скажи « я лев!» вдохни, выдохни.
  2. скажи «я птица!» вдохни, выдохни.
  3. скажи «я цветок!» вдохни, выдохни.
  4. скажи «я спокоен!» выдохни.

Ты действительно успокоишься»

Основные задачи:

  1. развитие произвольности;
  2. снятие негативных переживаний;
  3. развитие навыка работы в команде;
  4. развитие эмпатийных способностей.

РАССТАВИТЬ ПОСТЫ

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Ход игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.) . Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Комментарии: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Ход игры: дети становятся попарно, лицом друг к другу, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, игрушки, гору(в виде построек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ

Цель: формирование групповой сплочённости.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся всё сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем вместе с этим ребёнком воспитатель выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участок игры не получил аплодисменты всей группы.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. I руппа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берёт в руки какой либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой (№2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1. «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали». Затем участники меняются ролями.

ОБЪЯТИЯ

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для её «разогрева». Воспитатель должен проявить своё стремление видеть перед собой единую сплочённую группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия.. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

Игра-сказка «БРЫКАЮЩАЯСЯ ЛОШАДКА*

Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях, опираясь о пол руками). Взрослый читает текст сказки.

♦ Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду», - кричит лошадка и брыкается ножками (дети выполняют действия). Папа уговаривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке». «Не хочу, не пойду!» - отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а самиушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал и никто его там больше не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям».

Игры на коррекцию агрессии

(только для психически здоровых детей)

Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» бо ком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Игра «МИНУТА ШАЛОСТИ» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то. что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Игра «ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игра «КАРАТИСТ» (снятие физической агрессии)

Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз

в «волшебном круге» происходит «превращение» в каратиста (движения ногами).

Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии)

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Игра «УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК» (преодоление упрямства и негативизма)

Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее...». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимаетсястереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально -

от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Игра «КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ» (снятие вербальной агрессии)

«Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, - говорит клоун, - капуста!» А ребенок отвечает... (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты, - продолжает клоун, - клубника». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты - колокольчик...» (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Игра «ЖУЖА» (снятие общей коллективной агрессии)

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.

«Жужа, Жужа выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту» выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!