Игры, задания и упражнения для развития речи. Ч.1

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

    Как развивается речь у детей до 2 лет?

    Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

    1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
    2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

    ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

    1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
    2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
    3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

    Нормы речи ребенка в 2 года

    Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

    Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

    • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
    • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
    • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
    • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
    • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
    • строит короткие предложения из 2-3 слов;
    • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
    • может задавать вопрос «Что это?».

    Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

    Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

    • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
    • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

    • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
    • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
    • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
    • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

    • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
    • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

    Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

    В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

    Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

    Причина Решение
    1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
    2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
    3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
    4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
    5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
    6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
    7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

    Мой опыт развития речи у ребенка

    Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

    Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

    Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

    (9 оценок, среднее: 4,67 из 5)

    Гимнастика для тела, рук, ног – привычное и знакомое дело и для взрослых, и для детей (по крайней мере, так хотелось бы думать). Мы делаем ее, чтобы укрепить мышцы, чтобы быть стройными, сильными, подтянутыми. А вот зачем упражнения для развития ребенка , гимнастика для языка? Язык – главный среди органов речи человека. И ему необходима гимнастика, как и всем другим мышцам в организме человека. Ведь язык должен быть развит очень хорошо для того, чтобы выполнять довольно сложные движения, в результате которых и получаются звуки, а они помогают нам общаться друг с другом. Очень важно развивать ораторские способности , научить ребенка правильно говорить.

    поможет развить и укрепить мышцы языка и быстрее поставить правильное звукопроизношение. Даже если звуки малыш произносит правильно, то гимнастика для языка поможет сделать его более четкой и выразительной. В начале занятий упражнения нужно выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш контролировал правильность выполнения упражнений, потом можно будет зеркало не использовать. Не расстраивайтесь, если у ребенка что-то не получается, это довольно сложно для первого раза. Многое может не получиться даже у Вас. Будьте ласковы и снисходительны. Занимайтесь вместе с ребенком. Занятия должны длиться 5-7 минут. Кроме артикуляции для развития ораторских способностейочень важны и дыхательные упражнения, которые учат вдыхать воздух медленно и глубоко. Певицы говорят, что вдыхать воздух нужно так медленно, чтобы захотелось зевать, а на зевке можно и петь, и читать нараспев – звуки получаются насыщенными и сильными, а связки не устают.

    Для начала, несколько дыхательных упражнений

    1. Цветок. Предложите малышу представить, что он вдыхает аромат прекрасного цветка, который он держит на вытянутой руке. Он должен вдыхать воздух носом медленно и глубоко. Далее упражняемся в плавном и продолжительном выдохе:

    2. Снежинки . На ладонь ребенка положите кусочек ваты и попросите его представить, что это снежинка. Она легкая и воздушная. Посмотрите, как она летает. Покажите малышу, как сдуть снежинку с ладони. Вдох делается через нос медленный и глубокий, и выдох через рот – длительный и плавный.

    3. Чай. Прекрасное упражнение – дуть на горячий чай. Выдох не должен быть резким.

    4. Листочки. Из зеленой бумаги нужно вырезать листочки, привязать их ниткой к карандашу. Ветер дует – листочки колышутся. Роль ветра исполняет ребенок. Дуть нужно достаточно сильно но не резко, при этом по прежнему делать глубокий и медленный вдох через нос.

    5. Футбол. С двух сторон делаются импровизированные ворота. Это могут быть не очень большие коробки. Дуя на комочки ваты (мячи), вы должны забить гол в ворота противника.

    6. Шарики . Очень полезно надувать воздушные шарики.

    Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

    7. Звоночек. Попросите ребенка, чтобы он подошел к стене и представил, что перед ним входная дверь, а рядом кнопочка звонка. Попросите малыша сделать глубокий медленный вдох носом, но плечи при этом не поднимать, задержать на секундочку дыхание. Пусть он нажмет на звонок пальчиком, одновременно произнося звук «рь=рь-рь». Затем то же самое нужно проделать, нажимая на звоночек пальцем другой руки.

    8. Свеча . Перед ребенком держите зажженную свечу. Попросите его сделать носом глубокий вдох и резко задуть свечку. Повторите эту игру несколько раз. После нее, правда, нужно проветривать комнату.

    9. Волшебник . Предложите малышу немного побыть магом. Произносите заклинание, но обязательно на одном дыхании: «Мимм -мэмм — мамм — момм — мумм — мымм!» Следите за артикуляцией, ребенок должен хорошо двигать губами.

    10. Шарик . Возьмитесь с малышом за руки. Не разъединяя руки, сделайте медленный вдох носом и два шага назад. Так шарик надулся и у вас получился большой круг. Теперь вы выпускаете воздух, произнося «с-с-с….» и выдыхая, делаете один шаг вперед. Шарик немного уменьшился. Теперь его нужно еще уменьшить, для этого, не вдыхая, еще произносим «с-с-с…» и делаете еще один шаг вперед. Шарик стал совсем маленьким. Таким образом вы максимально выпустили воздух из дыхательных путей. После этого можно спокойно вздохнуть. Повторите игру несколько раз.

    Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

    Такие упражнения для развития речи ребенка нужно выполнять регулярно, каждое из них повторять по 5 раз в течение 5-7 секунд. Обычно детям такая гимнастика очень нравится. Не забывайте дать малышу зеркало, он должен видеть, что делает. Погримасничать любят все!


    Чистим зубки

    — нужно улыбнуться и открыть рот

    — с внутренней стороны почистить зубки кончиком языка сначала нижние, потом верхние

    Окошко

    — закрыть рот — холодно

    Тесто

    нужно улыбнуться

    — держа язык между губами, пошлепать ими, получается звук «пя-пя-пя»

    — зубками легонько покусать кончик языка — далее движения чередуются

    Чашечка

    — нужно улыбнуться — открыть широко рот

    — широкий язык высунуть наружу и придать ему форму чашечки (приподнять кончик языка)

    Дудочка

    — сомкнуть губы и зубы

    — с напряжением вытянуть губы вперед

    Заборчик

    — нужно улыбнуться

    — обнажить сомкнутые зубы, с напряжением растягивая губы в широкой

    Маляр

    — нужно улыбнуться

    — рот приоткрыть

    — покрасить (погладить) нёбо кончиком языка

    Грибочек

    — нужно улыбнуться

    — языком поцокать, как будто идет лошадка

    — широкий язык присосать к нёбу

    Поймай мышку

    — нужно улыбнуться

    — приоткрыть рот

    — произнести «а-а» и широкий кончик языка поймать зубами, прикусить его (мышка поймана за хвостик)

    Лошадка

    — губы вытянуть

    — рот приоткрыть

    — поцокать узким язычком (как лошадки цокают копытами)

    Пароход

    — нужно улыбнуться

    — рот открыт

    — произнести с напряжением длинное «ы-ы-ы»

    Слоник

    — нужно улыбнуться

    — губы вытянуть вперед трубочкой, получается «хобот слона»

    — хоботом как будто набирать воду, слегка при этом причмокивать

    Орешки

    — закрыть рот

    — поочередно кончик напряженного языка упирается в щеки

    — на щеках образуются орешки – твердые шарики

    Качели

    — нужно улыбнуться

    — рот открыт

    — переводить кончик языка за нижние зубы, потом за верхние

    Часики

    — нужно улыбнуться

    — рот открыт

    — кончик языка переводить из одного угла рта в другой поочередно

    Шарик

    — надуть полностью щеки

    — сдуть щеки тоже полностью

    Гармошка

    — нужно улыбнуться

    — сделать языком грибочек (присосать его к нёбу)

    — не отрывать язык от нёба, открывать и закрывать рот, при этом зубы не смыкать

    Парашютик

    — положить ватку на кончик носа

    — языку придать форму чашечки и прижать к верхней губе

    — сдуть с носа ватку

    Занимайтесь такой артикуляционной гимнастикой всегда, когда у Вас есть такая возможность. И Ваш малыш в скором времени будет удивлять Вас своей красивой и правильной речью. Упражнения для развития правильной речи можно начинать выполнять с того возраста, когда ребенок начинает понимать, что вы от него хотите, может выполнять Ваши просьбы. Обычно начинают с 3-4 лет. Но даже если, Вы поняли, что такая гимнастика нужна малышу позже, то Вы успеете наверстать упущенное. Такая полезна не только для детей 3-4 лет , но и для взрослых. Зачем развивать правильную речь вы можете прочитать в статье » «. Не забывайте о развитии и пальчиковых играх. Всю информацию на эту тему Вы можете найти в рубрике « «.

    Пусть наши детки будут здоровы, и их ораторские способности радуют родителей!

    Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

    Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи - всё это формирует речевое мышление.

    1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНКАМИ)

    Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

    «Вкуснятина»
    Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

    «Качели»
    Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

    «Рыбка»
    Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

    «Лошадка»
    Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

    «Лопаточка»
    Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

    «Иголка»
    Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

    «Блюдце»
    Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

    «Маляр»
    Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

    «Часики»
    Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

    «Ириска»
    Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
    Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

    «Чистые зубки»
    Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

    2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    «Одуванчик»
    Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

    «Звоночек»
    Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

    «Свеча»
    Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

    «Колдун»
    Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

    «Шарик»
    Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

    «Лягушонок»
    Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

    3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

    Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

    «Пароход»
    Пароход плывёт по речке,
    Из трубы дымят колечки.
    (Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх - «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад - «прокладывает курс».)

    «Котик»
    Есть у котика на лапках
    Очень острые царапки.
    (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

    «Пальчики»
    Пальчик пальчикам сказал,
    Что поехал на вокзал.
    Чтобы встретить остальных,
    Чтобы было десять их.
    (Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

    «Теремок»
    На поляне теремок,
    (Соединить ладони «домиком».)
    Дверь закрыта на замок,
    (Сомкнуть пальцы в «замок».)
    Из трубы идёт дымок.
    (Сомкнуть пальцы в «колечки».)
    Вокруг терема забор,
    (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
    Чтобы не забрался вор.
    (Пощёлкать пальцами.)
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
    (Кулачком постучать по ладони.)
    Открывайте, я ваш друг!
    (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

    Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным )
    Второй в пластилине (большой со средним )
    Третий в шоколаде (большой с безымянным )
    Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком )
    Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть )
    Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку )
    Кошка на ладошке

    Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
    По ладошке по дорожке,
    Ходит маленькая кошка.
    В маленькие лапки
    Спрятала царапки.
    Если вдруг захочет
    Коготки поточит.
    Цап-царап (пощекотать ладошку )

    4 ПОТЕШКИ

    Сова-совушка, сова,
    Большая голова.
    На колу сидела,
    На луну глядела,
    Глазами блестела.
    Глазоньки хлоп-хлоп,
    Лапочки топ-топ.
    И - полетела!

    Птички сели на лужок,
    А котята - в уголок.
    Сели-посидели,
    Песенки запели.
    Прибежала кошка-мать,
    Домой деток стала звать.
    Птички песню спели,
    К деткам улетели.

    Наши ручки в мыле были,
    Мы посуду с мамой мыли.
    Мы посуду вытирали,
    Нашей маме помогали.

    Как у нашего кота
    Шубка очень хороша.
    Как у котика усы
    Удивительной красы.
    Глаза смелые,
    Зубки белые.

    Баиньки-баиньки,
    Купим сыну валенки.
    Наденем на ноженьки,
    Пустим по дороженьке.
    Будет наш сынок ходить,
    Новы валенки носить.

    Идёт коза рогатая,
    Идёт коза бодатая.
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп
    «Кто каши не ест,
    Кто молока не пьёт,
    Того забодаю,
    Забодаю, забодаю!»

    Взято из

    ******

    Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

    Упражнение «Поцелуй маму» . Вытягиваем губы трубочкой.

    Упражнение «Покажи зубки» . Растягиваем губы в улыбке.

    Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.

    Упражнение «Надуй щеки» . Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»

    Упражнение «Язычок гуляет»

    Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

    В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

    Звук [ А ]

    Упражнение «Птенчики» . Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“ Ам»

    Кушать птенчики хотят,

    Маму ждут, но не шумят,

    Мама зёрнышко несет!

    Открывай пошире рот!

    Звук [И]

    Упражнение «Улыбка» . Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

    Улыбнулись губки, показались зубки.

    Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

    Звук [О]

    Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед :

    Шарик губками возьми,

    «О-о-о» тихонько потяни.

    Звук [Э]

    Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

    «Э-э-э», -как мишка вы пропойте,

    Ротик широко откройте.

    Звук [У]

    Упражнение «Слоник» . Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

    На слоненка погляжу,

    Губы трубочкой сложу.

    Звук [Ф]

    Упражнение «Зайка» . Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

    Ушки - на макушке,

    А зубки - на губке:

    Ф-ф-ф-ф-ф-ф!

    Звук [В]

    Упражнение «Ветер» .Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

    Сильный ветер налетел,

    Ручку к шейки прижимай,

    Звук [П]

    Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

    Открывает рыбка рот,

    Да не слышно, что поет.

    Воздух в носик набирайся,

    «П»сквозь губы прорывайся!

    Звук [Б]

    Упражнение «Голосок» . Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [ П ] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло(«домик» голоса).

    Б» легко произнести,

    Упражнение «Колыбельная»

    Баю-баюшки -баю,

    Баю куколку мою!

    Звук [Т]

    Упражнение “ Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

    Кто же так стучит - тук, тук?

    Язычок, наш верный друг.

    Звук [Д]

    Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

    Мы построить дом хотим.

    Работу язычкам дадим.

    Молоточки мы возьмем,

    Дружно гвоздики забьем.

    «Д» легко произнеси,

    Звук [М]

    Упражнение «Корова». Произносить звук [ М ], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого - ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

    «Му-му-му,- мычит корова.-

    Забодаю Таню с Вовой».

    Звук [Х]

    Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. И c пользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.

    Теплый воздух выдыхай,

    Свои ручки согревай!

    Звук [С]

    Упражнение «Язычок отдыхает». Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

    Язычок наш загорает.

    Лежит, спокойно отдыхает

    И тихонько напевает: «И-и-и» .

    Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

    Взято из

    Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

    Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

    Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

    Познаем предметы вместе

    Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

    Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

    Знакомство с картинками

    Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

    Образование с помощью звука

    Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

    Речевое сопровождение

    Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


    Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

    Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

    Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

    Играй со звуками

    Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

    Кто говорит?

    Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

    Повторяй за мной

    Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

    Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

    Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

    Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

    Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

    Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

    Игра «встали пальчики»

    Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

    Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

    Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

    Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

    • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
    • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
    • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
    • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
    • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

    В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

    Артикуляционная гимнастика:

    1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
    2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
    3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
    4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

    Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

    Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

    Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

    «Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

    Р. Левыкин, психолог:

    Для развития речи полезно:

    1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
    2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
    3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

    Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

    Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

    1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
    2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
    3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
    4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
    5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
    6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
    7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
    8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
    9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

    Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

    В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

    Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

    Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

    Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

    Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

    Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

    Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!