III. Закрепление темы «Сказуемое

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Главные члены предложения" 8 класс"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» Урок русского языка в 8 классе

Цель урока: проверить полученные знания; закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи.

Адмиралтейство Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском Верфь была построена буквой «П». море и было центром постройки кораблей.

Беггров, Карл Петрович - Адмиралтейская верфь Тейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфи Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вид на Адмиралтейство с башни Кунсткамеры Чернецов Г.Г. Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом.

Виноградов Е.Г. Качалов Г.А. Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова.

Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями.

Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

Диктант Адмиралтейство

Грамматическое задание Выделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце.

Адмиралтейство Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров.

Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев. В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости.

Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры.

Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову)

Домашнее задание Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга. В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами). Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи. Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

Рефлексия Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю). http://diletant.ru/blogs/5068/2833/ http://kudago.com/spb/attractions/ http://www.peterburg.biz/ Источники

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарная работа, связанная с архитектурой К уроку контрольного диктанта по теме «Главные члены предложения». 8 класс

Адмиралтейство - («адмирал» - в переводе «владыка», «властелин морей») центр военного кораблестроения; территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.

Архитектор (зодчий) (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) - «главный строитель») - квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.

Композиция в архитектуре - способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности.

Значение выражения: зеркально гладкие стены Зеркальность - состоянье или свойство зеркальной, гладкой и ровной поверхности. Зеркалистый, отражающий зеркалом, как зеркало, изображающий предметы зеркально, отраженьем.

Колоннады (фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Колоннада может выступать самостоятельным сооружением. При использовании колоннад внутри зданий ими обычно обрамляют крупные залы и используют для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера.

Арочные пролёты

Шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой.

Адмиралтейство

Источники http://walkspb.ru/zd/admiral.html http://www.renclassic.ru/Ru/35/1247/ http://www.spb-rf.ru/arhitektory_spb.htm Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина. – М.: Просвещение, 2001. – 557 с.

Предварительный просмотр:

Разработка урока. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» 8 класс

Методический комментарий.

Урок контроля усвоения темы «Главные члены предложения». В ходе урока проверяем умения:

  • извлекать главную информацию из текста при чтении;
  • определять принадлежность текста к одному из основных стилей и типов речи;
  • умение на практике применять полученные знания.

Эти умения формируются у учащихся в результате моей систематической работы с текстовым материалом.

Предварительная работа.

На завершающем этапе уроков по изученной теме я провожу контрольный диктант, в котором использую следующий материал:

Домашнее задание к уроку:

  • Повторите теорию о главных членах предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым, правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях.
  • Найдите в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.

Индивидуальное задание:

  • создайте коллаж «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга»;
  • презентация «Словарная работа, связанная с архитектурой».

Оборудование урока:

  • текст диктанта;
  • тетради для контрольных работ;
  • презентации.

(По М. Алпатову)

  1. Грамматическое задание (слайд 13) - выделить сказуемые и определить их типы:

I вариант - в первых двух абзацах;

II вариант - в третьем абзаце.

  1. Самопроверка диктанта (слайды 14-18). После написания диктанта текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.
  2. Домашнее задание (слайд 19).
  • Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».
  1. Рефлексия (слайд 20). Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа над ошибками контрольного диктанта Урок русского языка в 8 классе

Цель урока. Активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение объяснять правописание.

Вопросы 1. Что называется сказуемым? 2. Какое сказуемое называется простым глагольным? 3. Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? 4. Какова схема составного именного сказуемого? 5. Назовите группы глаголов-связок?

Анализ работ, разбор типичных ошибок Адмиралтейство Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. СИС СГС кр.прич. гл. н.ф.гл. сущ. сущ.

Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями. ПГС СИС СИС кр.прич. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев. В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. СИС СИС ПГС гл. сущ. сущ. сущ.

Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. СИС СИС кр.прич. гл. кр.прил. мест. мест.

Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову) ПГС ПГС СИС кр.прич. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

Самостоятельная работа учеников над ошибками; консультации учителя.

Домашнее задание Повторить теорию о второстепенных членах предложения. Составить опорную схему «Второстепенные члены предложения».

Слайд 11

  • проводить синтаксический разбор предложения;
  • выполнять пунктуационный разбор предложения;
  • схематически объяснять орфограммы.
  • При работе над ошибками использую методические приёмы известные всем: анализ работ, самостоятельную работу учеников, индивидуальные консультации.

    Домашнее задание к уроку:

    • Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.
    • В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).
    • Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.
    • Составить вопросы по теме «Сказуемое».

    Оборудование урока:

    • тетради для контрольных работ с проверенными учителем диктантами;
    • материалы, подготовленные учащимися к уроку;
    • презентация.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания. Обучающиеся представляют составленные диктанты из 10 предложений (100 слов) с использованием собранной информации об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга. Объясняют орфограммы в словах и принцип группировки, выбранный ими.
    2. Повторение теоретического материала по теме «Главные члены предложения». Обучающиеся отвечают на вопросы (слайд 3) и добавляют свои (домашнее задание):
    • Что называется сказуемым?
    • Какое сказуемое называется простым глагольным?
    • Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
    • Какова схема составного именного сказуемого?
    • Назовите группы глаголов-связок?
    1. Анализ диктанта. Текст размещён на слайдах (слайды 4-8). Сначала разбираем весь текст, проводя синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обсуждаем типичные ошибки. Ученики выделяют маркерами на доске члены предложения, объясняют знаки препинания, работа выполняется всем классом.

    Адмиралтейство

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

    (По М. Алпатову)

    1. Самостоятельная работа обучающихся над допущенными орфографическими ошибками, индивидуальные консультации учителя (слайд 9).
    2. Домашнее задание (слайд 10).Повторить теорию о второстепенных членах предложения, составить опорную схему «Второстепенные члены предложения».
    3. Рефлексия (слайд 11). Что показалось трудным на уроке? Чему научился? Что понравилось? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).


    1. Адмиралтейство

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяжённостью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролётами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность.

    Данный диктант предназначен для проверки знаний учащихся после повторения пройденного в предыдущих классах в начале учебного года. С его помощью можно проследить пробелы в знаниях по таким темам, как «Правописание собственных существительных», «Правописание не с различными частями речи», «Различение на письме частицы ни и союза ни-ни», «Тире между подлежащим и сказуемым» и так далее. Диктант настраивает учащихся на дальнейшее изучение предмета, а так же знакомит с памятником архитектуры и его создателем А.Д. Захаровым.

    Розовый куст рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в земле клумбам и по дорожкам, давно никем не чищенным. Деревянная решётка с колышками, обделанными в виде четырёхгранных пик, когда-то выкрашенная зелёной масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась.

    А цветник от этих разрушений стал нисколько не хуже. Остатки решётки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелёными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов.

    Роза распустилась в хорошее майское утро. Утренняя заря, улетая, оставила на лепестках её несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было хорошо, чисто и ясно в это прекрасное утро. Она не могла говорить,. Она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий аромат, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

    Диктант эмоционален. Он пробуждает в учащихся чувство прекрасного. Изображение розы, как живого существа, способного плакать или молится, вызывает желание бережно относиться к окружающему нас миру. Кроме того, диктант отлично подойдет для закрепления или контроля знаний по теме «Обособленные определения». Текст насыщен ими, поэтому можно в качестве дополнительного задания дать возможность учащимся определить роль обособленных определений в данном тексте. В диктанте также встретились орфограммы: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий», «Дефисное написание слов» и другие.

    Упр. 153: I часть - устно; II, III - письменно.

    Упр. 155 - письменно.

    VI . Словарная работа

    Запишите слова в рамках: воплотить, выразить, осуществить . Уточните значение по словарю.

    Домашнее задание

    упр. 154; составить вопросы по теме «Сказуемое».

    Урок 22. Закрепление темы «Сказуемое»

    Цель урока: закрепить и углубить знания учеников сказуемом, о синонимических связях языковых единиц; выделить текстообразующую сказуемых разных типов, закрепить навыки построения дефиниций (определений).

    Методические приемы: объяснение учителя, обобщение изученного материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдения над текстом.

    Ход урока

    I . Лингвистическая разминка

    Словарный диктант : конгресс, достопримечательность, комитет, искусный, большинство, репетиция, конференция, иллюминация, грациозный, меньшинство, комиссия, воплотить, карнавал, выразить, искусство, осуществить режиссер.

    Объединить слова в группы, исходя из их лексического значения. Составить предложения, в которые входили бы эти группы слов, используя составные глагольные и составные именные сказуемые.

    II. Проверка домашнего задания

    1. Опрос по теме «Сказуемое» (возможны вопросы, подготовленные самими учениками).

    2. Упр. 154: взаимопроверка; устные ответы на вопросы; все виды лингвистического разбора - на доске (4 человека, каждый выполняет один вид разбора).

    III. Закрепление темы «Сказуемое»

    1. Упр. 156: синонимическая замена подлежащего и сказуемого; повторение правописания сочетаний не что иное, как; не кто иной, как. С последним сочетанием составить предложения самостоятельно. Подчеркнуть, что в этих сочетаниях употребляется отрицательная частица не . Сопоставить эти сочетания с похожими на слух нечто иное, некто другой; ничто иное, никто иной; показать зависимость написания от смысла и от ударения.

    Примеры: Я пытался нарисовать лошадь, но вышло нечто иное. Мне показалось, что завыл волк, но это был некто другой. На столе лежало письмо; ничто иное не напоминало о прошлом. Он верил только своему отцу; никто иной не пользовался у него таким доверием.

    2. Упр. 157 - письменно, после - разбор в классе.

    Комментарий учителя

    Следует обратить внимание на связь повествования и описания с определенными видами сказуемых. Переход от повествования к описанию соответствует переходу от динамики к статике. Этот переход подчеркивается сменой видов сказуемых. В первой части (1-3-й абзацы) преобладают простые и составные глагольные сказуемые, они участвуют в повествовании, создают динамичную картину. Во второй части (4-й абзац) преобладают составные именные сказуемые, характерные для описания, статичной картины.

    3. Упр. 158 (устно): наблюдения над синтаксическими синонимами.

    Комментарий. Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.

    IV. Словарная работа

    1. Упр. 160 - письменно; сначала взаимопроверка, затем проверка по словарю.

    2. Записать в тетради слова: композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный ; уточнить по словарю их значения.

    Домашнее задание

    § 11-15; упр. 159; подготовка к контрольному диктанту.

    Урок 23. Контрольный диктант с грамматическим

    заданием по теме «Сказуемое»

    Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию их речи.

    Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания.

    Ход урока

    I. Демонстрация репродукций, фотографий, слайдов с изображением Адмиралтейства

    Возможно краткое сообщение о его истории. Слово Адмиралтейство следует написать на доске.

    II. Диктант

    Адмиралтейство

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов .)

    (По М. Алпатову )


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»Урок русского языка в 8 классе Цель урока: проверить полученные знания;закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи.

    Адмиралтейство Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I.Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском Верфь была построена буквой «П». море и было центром постройки кораблей. Беггров, Карл Петрович - Адмиралтейская верфьТейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфиПервый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вид на Адмиралтейство с башни КунсткамерыЧернецов Г.Г. Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны

    В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом.
    Виноградов Е.Г. Качалов Г.А. Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук.Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями.

    Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы. ДиктантАдмиралтейство Грамматическое заданиеВыделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце. АдмиралтействоЗдание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями. Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову) Домашнее заданиеСоставить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

    РефлексияЧто нового узнал(а) на уроке?Что понравилось?Что показалось трудным?Чему научился?Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт?Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

    СПАСИБО! Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).http://diletant.ru/blogs/5068/2833/http://kudago.com/spb/attractions/http://www.peterburg.biz/Источники

    в 8 классе

    Вводная контрольная работа №1

    по теме « Повторение изученного в V VI классах»

    Диктант

    Гроза

    Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

    Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

    Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

    Отец запряг напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Еще веселей показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, а яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажженным грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

    (И.Соколов-Микитов)

    Грамматическое задание

      Озаглавьте текст

      Выпишите из текста 1 предложение (1вариант) с причастным оборотом; (2вариант) с деепричастным оборотом. Графически объясните постановку знаков препинания

    3. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 деепричастия (1 вариант из 2 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)

    в 8 классе

    Контрольная работа №2 по теме

    «Главные члены предложения»

    Диктант

    Адмиралтейство

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным рус­ским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиоз­ное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свобод­ными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напря­жения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением не­победимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведе­ниям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с вели­чественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность.

    (105 слов.)

    (По М. Алпатову)

    Грамматическое задание

      Выделить сказуемые и определить их типы:

    I вариант - в первых двух абзацах;

    II вариант - в третьем абзаце.

    2. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

    1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

    4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

    5) Пятью пять двадцать пять

    Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

    в 8 классе

    Контрольная работа № 3 по теме

    « Второстепенные члены предложения»

    Диктант

    Примечания:

    Одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необ­ходимые ответы.

    В скобках указаны грамматические основы и даны значения обстоя­тельств. Эти значения ученики должны будут написать самостоятельно при выполнении грамматического задания.

    1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени. (Основа - попадья вышла. Обстоятельство времени и места.)

    2. Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой. (Осно­ва - Я заплакал и произнес. Обстоятельства образа действия.)

    3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (Основа - Ты едешь. Обстоятельства места и цели.)

    4. От усталости он еле держался на ногах. (Основа - Он держался на ногах. Обстоятельства причины и степени.)

    5. При сильном ветре выходить в море опасно. (Основа - Выходить опасно. Обстоятельства условия и места.)

    6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг. (Основа - Маша была хороша. Обстоятельства степени и времени.)

    7. В нашу гавань заходили корабли. (Основа - Заходили корабли. Об­стоятельство места.)

    8. На закате солнце кажется огромным красным шаром. (Основа - Солнце кажется шаром. Обстоятельство времени.)

    9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. (Основа - Я уснул. Обстоятельства причины и времени.)

    10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему. (Основа - Многие одеты. Обстоятельства уступки и образа действия.)

    11. Енот-полоскун - цирковой артист от природы. (Основа - Енот-полоскун - артист. Обстоятельство причины.)

    12. Ласковое слово что солнышко в ненастье. (Основа - Слово что солнышко. Обстоятельство времени.)

    13. Внизу, как муравьи, сновали люди. (Основа - Сновали люди. Об­стоятельства места и образа действия.)

    14. Мы ученики восьмого класса. (Основа - Мы ученики.)

    Грамматическое задание

      Выделить грамматические основы предложении.

      Подчеркнуть второстепенные члены, надписать, какими частями речи они выражены. Указать значения обстоятельств.

    Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

    в 8 классе

    Контрольная работа № 4 по теме: «Однородные члены предложения»

    1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам.(И.А. Крылов.)

    2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюха­ет, то их полижет. (И.А. Крылов.)

    3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)

    4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка зате­яли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок Подлипки.(И.А. Крылов.)

    5. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чис­том поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А.С. Пушкин.)

    6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, лас­ково зовущие крики. (A.M. Горький.)

    7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

    8. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на вер­хней ветке дерева.

    9. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

    10. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой - выглядело несказанно радостным и привлекательным.

    11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.

    12. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.

    Грамматическое задание

    1.Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, ука­зать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнять по вариантам:

    I вариант - нечетные предложения, II вариант - четные.)

    2.Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант - №3, II ва­риант - №9.Контрольно- измерительные материалы по русскому языку

    в 8 классе

    Контрольная работа № 5 по теме

    «Обособленные члены предложения»

    Диктант

    Примечания:

    1) Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

    2) В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.

    3) Количество предложений и грамматических заданий можно варь­ировать в зависимости от времени на уроке и подготовленности класса.

    1. Полученный ответ рассматривался как согласие.

    2. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.

    3. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или но­готками.

    4. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.

    5. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер про­должал упорно двигаться вперед.

    6. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.

    7. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.

    8. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.

    9. Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?

    10. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.

    11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

    12. Нельзя работать спустя рукава.

    13. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.

    14. Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.

    15. Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

    16. Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.

    17. Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.

    Грамматическое задание.

    1. Сделать синтаксический разбор предложений №2, 13.

    2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.

    3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.

    4. Сделать схемы предложений №1, 8.

    (Ответы. К заданию 2: односоставные предложения - №3, 11 - неопределенно-личные, 12 - безличное. К заданию 3: предложения с неоднородными определениями - 3, 4, 5.)

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

    в 8 классе

    Контрольная работа № 6 по теме

    «Синтаксические конструкции с чужой речью»

    1. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

      Гоголь так трактует характер Хлестакова: «Хлестаков вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит».

      Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Реви­зор» «имел успех колоссальный».

      Как вспоминал артист Каратыгин, Николай I, неожиданно приехавший в театр, пробыл до окончания пье­сы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем до­сталось, а мне - более всех».

      Гоголь в письме к Жуковскому пишет: «Я решился собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться».

      Оценивая своеобразие таланта Гоголя, Пуш­кин отмечал, что «еще ни у одного писателя не было этого дара выстав­лять так ярко пошлости жизни».

      Пушкин сообщает в письме жене: «Вот уже неделю, как я в Болдине, привожу в порядок некоторые мои Записки о Пугачеве».

      Гоголь дивится «драгоценности русского язы­ка».

      Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта» и «надежду нашей словесности».

      Тургенев пишет в своем стихо­творении:

    Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

    Многое вспомнишь родное, далекое...

      Запишите предложения, замените прямую речь косвенной

    1) Взяв и руки балалайку, отец удивленно спросил: «Ты сделал?»

    2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Степа, свези-ка человека на пристань».

    3) Он заметил: «Я знаю твою историю».

    4) «Бу­дут работать»,- одобрительно сказал старичок о собаках.

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

    в 8 классе

    «VIII классе»

    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

    I вариант

    1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

    A. Парус белый из тумана начинает выплывать.

    Б. Охвачено сердце тревогою смутной.

    B. Росы напился соловей с кленового куста.

    Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

    2. Укажите предложения с составным глагольным сказуе­мым.

    A. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

    Б. Черепицы стеклом светится будут.

    B. Была равнина снежная бела.

    Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

    3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

    A. Молодость бескорыстна и великодушна.

    Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.

    B. Глаза как ночь.

    Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

    4. Найдите двусоставные предложения.

    A. Вновь зарёю восток озарило. Б. Легки облака на рассвете.

    B. С крыши сбросили снег.

    Г. Липким запахом веет полынь.

    5. Определите вид простого предложения Люблю читать при­ключенческую литературу.

    A. определенно-личное

    Б. неопределенно-личное

    B. безличное

    Г. двусоставное

    6. Найдите определенно-личное предложение.

    A. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.

    Б. Из полей тянуло гречишным медом.

    B. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

    Г. Золотым лучом деревню облило.

    7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса .

    А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

    Б. Красавицы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

    В.Самолет-истребитель показался над лесом.

    Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.

    8. В каком предложении перед как ставится запятая?

    A. Дождь лил/как из ведра.

    Б. У тебя брошка/как пчелка.

    B. Белая чайка мелькала в воздухе/как первый снег.

    Г. Молодость/как песня жаворонка на заре.

    9. Укажите, чем осложнено предложение. Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ве­тер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся.

    A. обособленным определением, выраженным причастным оборотом

    Б. вводным словом и определением, выраженным причастным обо­ротом

    B. вводным словом и однородными обособленными определениями

    10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной ча­сти предложения?

    Тотчас за окном закричал петух, рывшийся в грядках с огур­цами и не оглядываясь помчался прочь.

    A. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...

    Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...

    B. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...

    11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    A. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.

    Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

    B. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Па­рамонович, по прозванию Калашников.

    Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато. Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.

    12. На месте каких цифр нужны запятые?

    Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляюще­гося в сторону (5) маленького человека.

    г) 1, 2, 3, 4, 5.

    13. Где надо поставить знаки препинания?

    Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.

    а) 1, 3 - тире, 2, 5, 6 - запятые.

    б) 1 -тире, 2, 3, 5, 6 - запятые.

    в) 1, 3 - тире, 4 - двоеточие, 5, 6 - запятые.

    г) 1 -тире, 2, 3, 4, 5, 6 - запятые.

    14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?

    A. Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусст­ве - чувство меры».

    Б. Л. Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры».

    B.Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пу­стому, где нужно власть употребить».

    Г. Твардовский говорит о своем герое:

    «Парень в этом роде

    В каждой роте есть всегда...»

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

    в 8 классе

    Контрольная работа № 7 по теме

    «Повторение и систематизация изученного в VIII классе»

    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

    II вариант

    1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

    A. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

    Б. Большая радость - делать счастливыми других.

    B. Для меня жить - значит работать.

    Г. Удивительное, зрелище - видеть летящих журавлей.

    2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

    A. Жизнь без движения пуста.

    Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.

    B. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

    Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

    3. Найдите предложение, в котором есть согласованное опре­деление.

    А. На завтрак подали яйцо всмятку.

    Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

    В. Печальная песня доносилась издалека.

    Г. День сегодня тихий, безветренный.

    4. Найдите предложение, в котором начальная форма глаго­ла является дополнением.

    A. Сирень начинает отцветать.

    Б. Мать велела мне поставить чайник.

    B. Дом будут строить каменщики.

    Г. У него была мечта отправиться на Байкал.

    5. Укажите предложение, в котором между главными члена­ми должно быть тире.

    A. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

    Б. Охранять природу означает охранять родной край.

    B. Лед как сахар.

    Г. Капли меда точно жемчуг.

    6. Найдите двусоставные предложения.

    A. Скамейка почернела от времени. Б. В воздухе запахло гарью.

    B. Буду слушать музыку падающей листвы.

    Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

    7. Укажите односоставное предложение.

    А. В лесу держался запах прелой листвы. Б. Поэзия не профессия.

    В. Вижу горы и долины.

    Г. Подул с заречья ветерок.

    8. Определите вид простого предложения Снегом замело входы в блиндажи.

    A. определенно-личное

    Б. неопределенно-личное

    B. безличное

    Г. двусоставное

    9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

    A. Письмо принесла девушка-почтальон.

    Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

    B. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

    Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

    10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стреми­тельно скользила мимо.

    А. однородными членами предложения

    Б. обособленным определением, выраженным причастным обо­ротом, и однородными членами одновременно

    В. обособленным определением, выраженным причастным обо­ротом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

    Г. обособленным одновременно приложением и однородными чле­нами предложения

    11. Где надо поставить знаки препинания?

    Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового ле­са (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.

    A. 1 - тире, 2, 3, 4 - запятые.

    Б. 1 -тире, 3, 4 - запятые.

    B. 1, 2, 3, 4 - запятые.

    Г. 1, 3, 4 - запятые.

    12. На месте каких цифр надо поставить запятые?

    Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и по­шел в аллею (6) ведущую к дому.

    A. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

    B. 1, 2, 3, 4, 6.

    13. Предложение с пунктуационной ошибкой.

    A. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

    Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или

    просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

    B. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

    Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вто­рыми петухами.

    14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

    A. Л. Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».

    Б. Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница нашего языка».

    B. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой». Г. Тютчев пишет:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!