Использование информационно-коммуникационных технологий
в работе педагога-психолога с детьми
XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п..
Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:
Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;
Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);
Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;
Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;
Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.
Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
Организационно-методическая работа
Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов.
Здесь я пользуюсь программой Microsoft Office Word, применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.
Фиксация и хранение результатов .
Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Электронный журнал можно скачать здесь:http://www.itn.ru/comunities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib
Электронная библиотека .
В своей работе я постоянно сталкиваюсь с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе или через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page.
Диагностическая работа
С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.
Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.
В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.
Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию школьников, формированию их учебной, личностной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация и т.д.). Многие тесты на ниже перечисленных сайтах поддаются автоматизации и переложены на компьютерный вариант. Здесь же содержится информация, как можно приобрести ту или иную методику: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru , vsetesti.com.
Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики, а также можно использовать для работы с массивами данных.
Психологическое просвещение и консультирование.
Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, OpenOffice Impress. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. В моем банке презентаций накоплено более 40 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций, а также занятий с детьми.
Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com можно найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.
Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.
С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.
В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.
CD-фильмы
Применение CD-фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.
Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет
Здесь я размещаю информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для детей, а также развивающие программы.
Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах
Здесь я публикую свои методические разработки, делюсь опытом работы с коллегами, участвую в конкурсах.
Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.
К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть педагогу- психологу с ребенком.
Развивающие игры можно скачать на сайтах:
http://gameboss.ru/games/all/; line-height: 100%"> http://www.solnet.ee/games/g1.html
http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua
Развивающие психологические тренажеры
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.
Коррекционно-развивающие занятия
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка. Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:
http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml
Саморазвитие и самообразование
Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах
Открытый класс –
Завуч-инфо-
Школьный психолог http://psy.1september.ru/
Психология счастливой жизни http://psycabi.net
Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:
1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.
2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.
3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.
Литература
Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.
Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога//
Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24
Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//
Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования //
Наталья Обухова
Использование средств современных ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ
Мир, в котором развивается современный ребенок , коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Непрерывный рост психологических проблем в дошкольном образовании, повышение требований к качеству и к количеству выполняемой педагогом-психологом работы со стороны аттестационной комиссии, администрации, родителей, педагогов , приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются в работе педагога -психолога в различных направлениях.
1. Методическая работа .
Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
2. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми .
При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?» , «Найди лишнее» , «Запомни и назови» , «Игры для тигры» , игры – раскраски и др). Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру для релаксации(«Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством , при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе .
Большую часть времени педагога -психолога отнимает именно проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов , так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку психологу приходят ИКТ. Использование компьютерных дисков с набором тестов облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных , которое можно распределить на другие сферы деятельности, например : наблюдение за детьми в игровой деятельности.
Проведение компьютерной психодиагностики имеет следующие явные преимущества :
первое, и немаловажное, - это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами;
второе - широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика) позволяют лучше моделировать живую реальность, что обусловливает более полное восприятие информации;
третье - возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, интересы и т. д.) ;
четвертое - интерактивность компьютерных программ и др.
При проведении групповой диагностики используя ИКТ , психолог может распечатывать необходимый стимульный материал, бланки тестов. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ.
3. Работа с коллегами
Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития самого психолога : возможность находить в Интернете электронные учебники, статьи по необходимой тематике, знакомство с новостями психологических исследований, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций, выбинаров. Использование информационных интернет – ресурсов.
Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
4. Работа родителями ДО
Родители с удовольствием посещают собрания и воспринимают информацию в виде презентаций, слайд фильмов, где отражены разные виды деятельности детей. Стенды в кабинете любого специалиста, как и в детской группе, требуют постоянного обновления, и всегда это поиск новых идей в сети Интернет.
На сайте детского сада родители могут задать вопрос по проблемам развития, обучения и воспитания детей. Также на сайте ДОО есть страничка педагога- психолога , где постоянно обновляется информация для родителей : консультации, памятки.
Таким образом, использование педагогом -психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач :
развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
обогащение кругозора;
помощь в освоении социальной роли;
формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность) ;
организация благоприятной для развития предметной и социальной среды .
Итак, полноценное осуществление педагогом -психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ . От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
Публикации по теме:
Использование сказки в работе психолога. «Сказка о Маняше, которая очень хотела домашнего питомца» Маняша сидела на подоконнике и грустно обозревала больничный двор, где женщина, чем-то похожая на ее маму, выгуливала маленькую лохматую.
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное.
Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.
Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. «Дети должны жить в мире красоты,.
Никто не будет спорить, что на современное общество сильное влияние оказывают компьютерные технологии, которые проникли во все сферы человеческой деятельности. Технический прогресс коснулся и школы. Сейчас просто невозможно представить себе образовательный и воспитательный процесс без компьютерной техники, без Интернета. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) очень помогают и нам, педагогам-психологам. Во-первых, мы можем хранить в компактном виде очень много информации, и хранить ее достаточно долгое время. Во-вторых, у нас появилась возможность оперативно искать информацию, работать с ней, обрабатывать ее, отправлять ее быстро и на дальнее расстояние. В-третьих, если раньше информация была чаще всего текстовой, то сейчас мы можем позволить себе работать со звуком, изображением.
ИКТ можно использовать в любом направлении психологической службы. Эти технологии позволяют увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождают время и помогают систематизировать и теоретический, и диагностический материал по различным направлениям, таким, например, как психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, коррекция и развитие. Применение информационных технологий позволяет школьному психологу создать электронную библиотеку, которая включает в себя психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов. Многие педагоги-психологи уже пользуются электронным журналом, благодаря которому можно заносить данные о проделанной работе, и они автоматически распределяются по разным направлениям.
Раньше много времени у педагога-психолога уходило на отчетность, на создание баз различных данных. Сейчас первым помощником можно считать программу Microsoft Office Excel, которая может создавать отчеты как графические, так и текстовые, делать различные выборки, считать аналитику.
Большие возможности компьютерные технологии дали психодиагностике. Появились компьютерные тесты, которые позволяют проводить индивидуальное тестирование с последующей интерпретацией результатов и выводом этих результатов на печать. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Кроме того, давно замечено, что детям интересней работать на компьютере, чем отвечать на те же вопросы на бланках. Можно воспользоваться готовыми наработками, помещенными на следующих сайтах:
http://5psy.ru/
http://psychologiya.com.ua/
« Психологические тесты он-лайн» , «Психологическая лаборатория ».
Только нужно внимательно относиться к многочисленным тестам, которые появились сейчас на просторах Интернета. Не все они достоверны. Стоит обратить внимание на фирмы, занимающиеся выпуском профессиональных психологических тестов. Это, в первую очередь, фирмы «Иматон», «Амалтея». Они поставляют сертифицированный психологический инструмент, соответствующий утвержденным стандартам. Можно также воспользоваться конструктором тестов (набор и преобразование профессиональных текстовых методик в компьютерном варианте, создание собственных методик, анкет, опросников). Найти конструкторы можно по следующим адресам: «Учительский портал. Конструктор тестов », "Softodrom" , "FreeSOFT" .
Широко применяются компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с учащимися. Для развития познавательных способностей существуют разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие сенсомоторики, памяти, внимания и мышления. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как психолог находится рядом с ребенком, наблюдает за процессом работы, отслеживает правильность выполнения задания, помогает ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Развивающие игры можно найти на сайтах: "GameBOSS" , "Солнышко" .
При коррекции агрессивности, замкнутости, страхов компьютерные игры используются вместо игрушек и картинок, которые применяются в данном виде работы для замены живых участников общения. В этом компьютерные технологии имеют преимущество перед бумажными материалами в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей. С помощью компьютерных игр и презентаций можно моделировать ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком.
Часто на занятиях я использую презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация позволяет делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. Кроме того, презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Психологическое просвещение и консультирование. На групповых консультациях, родительских собраниях, педагогических советах одним из немаловажных факторов является наглядность представленного материала. Презентации помогают повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры. Кроме того, я использую офисную программу Microsoft Publisher, которая помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют квалифицированно оказать помощь в решении такого трудного и важного вопроса, как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, рейтинг специальностей и многое другое.
Итак, можно отметить следующие преимущества использования компьютерных технологий в работе с детьми:
Огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерной техникой;
Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);
Возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка;
Интерактивность компьютерных программ;
Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;
Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.
Каждый педагог-психолог должен стремиться к профессиональному росту. Он обязан быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования информационных ресурсов сети Интернет. Современный специалист должен уметь находить на сайтах необходимые информационные материалы по детской психологии, обмениваться с коллегами информацией с помощью электронной почты, участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций; обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации.
Что интересного можно найти в Интернете? Меня привлекает возможность оперативного доступа к практике помощи детям с различными нарушениями в развитии, знакомиться с психологической литературой, которую не всегда можно найти на прилавках книжных магазинов, находить материалы к занятиям, общаться с педагогами на форумах, знакомить учащихся с возможностями информационной сети.
Некоторые полезные сайты:
http://www.psy.1september.ru/ газета «Школьный психолог»
http://www.psyedu.ru/ «Психологическая наука и образование»
http://psyinfo.ru/ «Служба практической психологии образования РФ»
www.imaton.ru - Институт практической психологии Иматон
Компьютерные технологии очень помогают нам в повседневной работе. Но время не стоит на месте. И хочется, чтобы психологи всегда шли в ногу с техническим прогрессом, не отставая от детей (которые уже сейчас зачастую разбираются в технических новинках лучше, чем мы), а также соответствовали современным требованиям, которые предъявляет к педагогам общество.
1.Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания
Автоматизированных систем обработки результатов
Диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.
1.Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.
2. Забара Д.О. Вики-статья "Использование информационных технологий для развития психических процессов человека" http://wiki.uspi.ru/
3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
4.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24
5.Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога //http://www.openclass.ru
Парахина Елена Владимировна
Педагог-психолог, МБДОУ № 215
Использование ИКТ в работе педагога-психолога
Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.
Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.
Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.
Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Перед нами стояли задачи: -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.
Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.
Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.
Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.
Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:
I. Организационно – подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Заключительный этап.
Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.
На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.
Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:
Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;
В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;
В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;
В-четвёртых, подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.
Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А(экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.
Результаты входящей диагностики были таковы:
Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%
Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%
Результаты итоговой диагностики:
Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%
Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%
Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:
направлена на повышение познавательной активности
развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.
повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.
развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.
выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.
обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.
В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:
Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.
В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.
В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.
У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.
Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.
Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6
Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.
Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.
Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.
Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.
ИКТ
в работе
педагога-психолога
Выполнила: педагог-психолог
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Яловая Ю. В.
ИКТ в работе педагога-психолога
В современной жизни без ИКТ никуда. Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах. Учителя могут обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети. И, конечно же, в данной ситуации не могли остаться в стороне и психологи системы образования. Педагоги-психологи все чаще используют информационно-коммуникационные технологии в своей работе: компьютерные программы для проведения диагностики и коррекции, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п. Порой от обилия информации, идущей в Интернете педагогу трудно бывает сориентироваться, определиться что важнее, что необходимо. И, естественно, встает вопрос о систематизации необходимых ресурсов.
Психология счастливой жизни http://psycabi.net