Ильенков что такое личность анализ статьи. Эвальд Ильенков - Что же такое личность? Что же такое личность

Блез Паскаль, один из изощрённейших умов XVII столетия, горячо веровал в Иисуса Христа. Сегодня он, в основном, известен своими научными открытиями, в том числе в математике (теория вероятностей, таблица биномиальных коэффициентов, закон гидростатики и изобретение первой счётной машины). Паскаль также вложил значительный вклад в развитие современной французской прозы (произведения "Мысли" и "Письма к провинциалу"). В этих произведениях мы можем увидеть его понимание истинного внутреннего состояния человека и божественного происхождения глубочайшего человеческого стремления к "настоящей радости и счастью". То, что писал по этому вопросу Паскаль не было абстрактным теоретизированием, но было чем-то конкретным и основанным на опыте. Его слова исходили из глубокого и личного познания Бога. Хотя они написаны более 300 лет назад, эти слова обладают непреходящей ценностью, прямо и убедительно отражая насущные потребности нашего времени. Исследуя природу вакуума, Паскаль осознал - этому есть духовное соответствие в человеке.
Внутри каждого человеческого существа он увидел некую пустоту и жажду счастья, истиной любви и чего-то такого, что не обесценивается со временем.
Он определил эту жажду как "вакуум в форме Христа", который может быть заполнен только Личностью Иисуса Христа. В VII части "Мыслей" Паскаль пишет: "Все люди ищут счастья. Исключений не бывает. Какими бы разными средствами они не пользовались, все они стремились к этому результату.

Причина, по которой некоторые люди отправляются воевать, а другие этого избегают, - одно и то же желание и в тех и в других, которому служат с разных точек зрения. Воля никогда не делает ни малейшего шага, кроме как к этой цели. Таков мотив каждого действия любого человека, даже тех, которые вешаются".
"И всё же, хотя прошло столько лет, без веры ни один человек не достиг того, к чему все постоянно стремятся. Все недовольны: князья и подданные, дворяне и простолюдины, сильные и слабые, учёные и невежды, здоровые и больные, люди всех стран, всех времён, всех возрастов, и в любых обстоятельствах".
"Испытание столь долгое, столь непрерывное и столь единообразное, должно непременно убедить нас в нашей неспособности достичь блага своими собственными усилиями... Что же тогда возвещает нам желание и эта неспособность, как не то, что когда-то в человеке было некое истинное счастье, от которого ему остался лишь отпечаток и опустевший след, который он тщетно пытается заполнить тем, что его окружает?.. Но всего этого недостаточно, ибо бездонная пучина может быть заполнена лишь бесконечным и неизменным Объектом, то есть лишь Самим Богом". Паскаль отмечает, что из всего Божьего творения ничего, никогда не сможет заменить Святого Творца и удовлетворить глубинные стремления человеческого сердца. Паскаль признаётся, что в его собственной жизни ни блестящий ум, ни утончённые размышления, ни высочайшие научные исследования не могли заполнить пустоту внутри. Только через Личность Иисуса Христа, Единственного Бога и полностью человека, утоляется внутренний голод и глубокая жажда. Продолжая, Паскаль сказал: "Только Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан - это Бог любви и утешения, Бог, который заполняет душу и сердце тех, кем Он обладает. Бог, который заставляет их осознать свою внутреннюю обездоленность и Его беспредельную милость, который объединяет Себя с самой глубокой частью их души, который наполняет её смирением и радостью, уверенностью и любовью, который не оставляет им возможности прийти к иному исходу, кроме как к Себе Самому. Иисус Христос - это предел всего и центр, к которому всё тяготеет".
Тот Бог, о котором говорит Блез Паскаль, доступен для нас сегодня, чтобы мы переживали Его на опыте. Как христиане начала двадцать первого столетия, мы также нашли эту живую Личность. Вместе с Паскалем и мы признаёмся, что испробовали многое, но ничто из этого не может заменить Его Самого в нашей жизни. Мы можем сказать вам словами псалмопевца: "Вкусите и увидите, что благ Иегова; блажен человек, который находит убежище в Нём" (Пс.34:8).
Мы предлагаем принять Его в себя, позволить Ему стать вашей жизнью и содержанием вашего существа, заполнив "этот вакуум в форме Христа" внутри вас. Если эти слова прозвучали в вашем сердце и затронули ваше истинное состояние, откройте теперь своё сердце и свой дух в простой и искренней молитве: "Господь Иисус, Ты нужен мне. Прости мне все мои грехи. Господь, войди в меня и наполни меня Твоей жизнью. О! Господь Иисус, я отдаю свою жизнь Тебе. Аминь".

Пари Паскаля

Пари́ Паска́ля - предложенный математиком и философом Блезом Паскалем аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры. Текст аргументации является фрагментом размышлений, содержащихся в разделе VIII «Разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия» посмертно изданной работы «Мысли о религии и других предметах » (фр. Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets , в переводах на русский язык название часто сокращают до «Мысли»), написанной в - 1658 годах .

Суть рассуждений

Паскаль для обоснования внутреннего отношения к религии предложил воспользоваться теорией игр , основанной на теории вероятностей . Он рассуждал:

Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить?

На что делать жизненную ставку - на религию или на атеизм ? Для поиска ответа Паскаль предположил, что шансы существования или отсутствия бога примерно равны или, по крайней мере, конечны. Тогда возможны два варианта:

  1. Жить без веры крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования бога бесконечно велик - вечные муки . Если же его не существует, то цена «выигрыша» невелика - безверие нам ничего не даёт и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет уменьшение расходов на размер затрат на религиозные обряды.
  2. Жить по канонам веры неопасно, хотя и чуть более затруднительно из-за постов , всяческих ограничений, обрядов и связанных с этим затрат средств и времени. Цена «проигрыша» в случае отсутствия бога невелика - затраты на обряды. Зато возможный «выигрыш» в случае существования бога бесконечно велик - спасение души, вечная жизнь .

Последовательный подход, вытекающий из пари Паскаля, может приводить и к другим результатам . Например, легко показать, что верить выгоднее в строгого (жестокого), а не милосердного бога. Ход мысли может быть следующим:

Боясь строгого бога, мы ничем не рискуем, даже если он реально милосердный. В то же время отсутствие страха перед милосердным опасно, если он реально окажется строгим.

Лучше уж посидеть на дорожку, постучать по дереву, сплюнуть через левое плечо и обходя чёрных кошек и людей с пустыми ведрами попробовать выйти из дому. Хуже от этих действий никому не станет, а нам, возможно, удача будет.

На основании подобных рассуждений можно сделать вывод, что пари Паскаля не является окончательным доказательством чего-либо. Оно не оценивает истинность или ложность того или иного утверждения. Делается лишь допущение возможности события, пусть даже с минимальной вероятностью. Это, скорее, объяснение доминирующей линии поведения в ситуации с неопределёнными условиями .

В кино

  • «Доктор Хаус » сезон 8, серия 22.

Примечания

Ссылки

  • Блез Паскаль «Мысли» (HTML, разбивка по разделам книги)
  • Блез Паскаль «Мысли» (упрощённый вариант перевода)
  • Pascal’s Wager from Internet Encyclopedia of Philosophy (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пари Паскаля" в других словарях:

    Пари - Пари ♦ Pari Обязательство, которое человек берет на себя не будучи уверенным в исходе дела (например, на скачках) и которое в зависимости от этого исхода оборачивается выигрышем или проигрышем. Наибольшей известностью в философии пользуется… … Философский словарь Спонвиля

Блез Паскаль — ученый, математик. Однако довольно часто великие люди оказываются еще и глубокими. Читать цитаты вере в Бога Блеза Паскаля.

Человек сотворен для того, чтобы мыслить — в этом все его достоинство и вся заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно. Порядок же мысли в том, чтобы начинать с себя, своего творца и своей цели.

Одни говорят: войди в самого себя, и ты найдешь покой - В этом еще не вся правда. Другие, напротив, говорят: выйди из самого себя; постарайся забыться и найти счастье в удовольствиях. - И это неправда. Уж потому неправда, что удовольствиями не избавишься от болезней. Покой и счастье - не внутри нас и не вне нас, они - в Боге. А Бог и внутри нас и вне нас. Люби Бога - и в Боге найдешь то, чего ищешь.

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; и все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь. - Но, скажешь ты, если бы истина хотела, чтобы я искал ее и полюбил ее, то она сама открылась бы мне. - Она и открывается тебе, но ты не обращаешь на это внимания. Ищи же истину, - она этого хочет.

Паскаль о вере в Бога

Паскаль о вере в Бога

Никогда люди не делают злых дел с большим спокойствием и уверенностью в своей правоте, как когда они делают их по ложной вере.

Когда истина высказывается человеком, то это не значит того, чтобы истина исходила из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека, то это только от того, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него.

Одним из выдающихся ученых, стоявших у основ современной физики, по праву является Блез Паскаль. Но далеко не все знают, что основоположник классической гидростатики, открыватель принципа действия гидравлического пресса, известный изобретатель и математик был глубоко верующим человеком. Более того Паскаль использовал науку для подтверждения своих христианских убеждений.

Блез Паскаль родился во французской провинции Овернь, где его отец Этьен купил себе должность президента податной палаты, иначе говоря налогового управления. В покупке должностей во Франции XVII века не видели ничего зазорного – это было обычной практикой. Позже семья перебралась в Париж, где отец был постоянным членом кружка математиков и физиков, из которого впоследствии была образована Парижская академия наук. К тому времени мальчик стал наполовину сиротой: через два года после появления на свет Блеза мать родила девочку и скончалась. Другая сестра Жильберта была тремя годами старше него и позднее стала первым биографом своего удивительного брата.

Паскаль был вундеркиндом, и от усиленных занятий страдало его слабое здоровье. Паскаль-отец придерживался принципа соответствия сложности предмета умственным способностям ребёнка. В доме постоянно велись беседы по вопросам математики, и Блез просил познакомить его с этим предметом. Как-то раз, на вопрос двенадцатилетнего сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции, при этом запретив ему всякие исследования в этой области.

Однако Блез, оставаясь один, принялся углём чертить на полу различные фигуры и изучать их. Не зная геометрических терминов, он называл линию «палочкой», а окружность «колечком». Когда отец случайно застал Блеза за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника.

От открытий к Богу

Здоровье пошло на поправку, и Паскаль сократил свои занятия до двух часов в день. Он стал вести, как тогда говорили, рассеянный образ жизни – посещал театры, балы, светские салоны. Однако это не помешало юноше, не достигшему еще 17 лет, опубликовать свою работу по геометрии, изумившую самого Декарта. Уже через год юноша изобрел первую счетную машину – roue Pascale или Pascaline – «колесо Паскаля». Вычислительное устройство потребовалось его отцу, занимавшему в тот момент должность интенданта Нормандии, для того, чтобы быстрее покончить с утомительными расчетами налогов и податей.

Далее последовали открытия, о которых из учебника физики знает любой школьник. Биографы Паскаля отмечали, что он был близок к открытию теории бесконечно малых, то есть дифференциального и интегрального исчисления. Однако кроме науки юношу увлекала философия. Безотрадное впечатление на его восприимчивую натуру произвел холодный скептицизм «Опытов» Монтеня. «Сердце открывает Бога, а вовсе не разум», – напишет позже Паскаль.

Пари Паскаля

Паскаль ясными и неопровержимыми доводами старался показать безбожникам всю пагубность их воззрений. Так на свет появился простой и изящный аргумент, известный как «пари Паскаля» – Pari de Pascal. Он вполне годился для последователей салонного атеизма, но облек он его в форму любимой математики. Решить при помощи теории вероятности дилемму, на что сделать жизненную ставку – на Бога и религию или на безбожие? Половина шансов – за существование Бога, половина – за отсутствие. При ставке на Бога, человек ничего не теряет (ноль), а выигрывает все: бесконечность будущей жизни, блаженство, бессмертие. При ставке на атеизм мы не можем ничего потерять, обращаясь в прах, в ничто, но и приобрести тоже ничего не можем, так как «ничто», «ноль» не является приобретением. Получается, что лучше сделать ставку на существование Бога, чем на атеизм – глупо рисковать конечными величинами, если можно приобрести бесконечные.

«Что теряет человек, который становится Христианином? Если после его смерти оказывается, что Бога не существует, что и его вера была напрасной, этот человек ничего не потерял. На самом деле этот человек прожил свою жизнь даже более счастливо по сравнению со своими неверующими друзьями. Однако если Бог, небеса и ад всё же существуют, то этот человек попадает на небеса, а его друзья-скептики попадают в ад, теряя при этом абсолютно всё»

«Лично для самого Паскаля не существовало никакого пари, – отмечал русский философ Борис Петрович Вышеславцев. – Для него вопрос был решен через религиозно-мистическое переживание, через «логику сердца». Но обо всем об этом нельзя говорить в салонах».

Из высшего света к уединению

Блез Паскаль, представитель французского сословия судейских и чиновников, называемого «дворянством мантии», по воспоминаниям его сестры Жильберты, «не раз бывал при Дворе, и опытные царедворцы замечали, что он усвоил вид и манеры придворного с такой легкостью, будто воспитывался там от рождения».

В тридцать лет Паскаль оставил высший свет. «Его ум и сердце были так устроены, что он не мог иначе», – свидетельствовала в мемуарах Жильберта. В своем уединении, во многом, связанном с болезнью, Блез поставил перед собой несколько правил, которым неукоснительно следовал. Он сам стелил себе постель, обедал в кухне, старался обходится без слуг. Ел то количество пищи, которое определил необходимым для желудка, но не для аппетита.

Согласно современным данным, в течение всей жизни Паскаль страдал от комплекса заболеваний: рака мозга, кишечного туберкулёза, ревматизма. Его одолевает физическая слабость, появляются ужасные головные боли. Паскаль понимает, что скоро умрёт, но не испытывает страха перед смертью, говоря сестре Жильберте, что смерть отнимает у человека «несчастную» способность грешить.

Осенью 1661 года Паскаль поделился с герцогом де Роанне идеей создания дешёвого и доступного всем способа передвижения в многоместных каретах. Герцог создал акционерное общество для реализации этого проекта и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного транспорта, названного впоследствии омнибусом.

19 августа 1662 года после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль скончался в возрасте 39 лет. Похоронен в приходской церкви Парижа Сен-Этьен-дю-Мон.

Игорь Буккер, Сергей Киреев

К радости всех любящих Бога публикуем ноты к песне «Хвалите Бога небес«, которую написала Яна Жарова из г.Кривой Рог. Так,...

  • Благодарим Господа за Яну Жарову (г.Кривой Рог), автора песни «Хвалите Бога небес» за разрешение опубликовать эту песню на сайте Богоискатель....

  • Большое спасибо Любовь Дяченко и Поночевной Анне за предоставленные ноты к песне «Совершенный Бог».

    ...
  • С большой радостью, и с разрешения пастора Николая Скопича, предлагаем вам седьмой, завершающий семинар конференции «Велик Бог Наш», которую мы...

  • С большой радостью, и с разрешения пастора Николая Скопича, предлагаем вам шестой из семинаров конференции «Велик Бог Наш», которую мы...

  • Видео о Боге

    • Этот видеоролик «Иисус всегда с тобой!» можно показать как на воскресном Богослужении, так и на молодежке. Суть ролика: показать, что...

    • Это пасхальное видео «Смерть и воскресение Иисуса Христа» можно показать как на воскресном Богослужении, так и на молодежке. В ролике...

    • Нашел сегодня хороший видеоряд — ответ на вопрос Владимира Познера: «Оказавшись перед Богом, что вы Ему скажете?». Отвечают на этот...

    • Сильное видео-представление библейского Евангелия. Понравилось то, что выражена как идея спасения, так и идея жизни в Святом Духе и Великое...

    Дизайн о Боге

    • и прежний вариант:

      ...
    • Серия ресурсов «Алфавит Поклонения» — это во-первых отдельный интернет сайт о характеристиках Бога, а во вторых книга о семейном поклонении...

    • С Рождеством Христовым! Предлагаем вам в подарок 4 рождественских мотиватора. Это своего рода «визуальные подсказки», для более глубокого размышления о...



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!