Имя крузенштерна. Научная, организаторская деятельность

Адмирал Крузенштерн Иван Федорович вошел в мировую историю как выдающийся русский мореплаватель, руководитель первой в России кругосветной экспедиции. Будучи основателем отечественной океанологии и автором «Атласа Южного моря», Иван Федорович внес огромный вклад в развитие географии и мореплавания в Российской империи.

Начало морской карьеры

Иван Федорович Крузенштерн, урожденный Адам Иоганн фон Крузенштерн, появился на свет 19 ноября 1770 года в семействе обрусевшего немецкого дворянина.

С ранних лет мальчик буквально бредил морем, и, достигнув 16 лет, поступил в Морской кадетский корпус. Закончил он его досрочно из-за разгоревшейся войны со шведами, и в звании мичмана принимал самое активное участие в морских баталиях. Однако они проходили неподалеку от родных берегов, а отважного юношу манили необъятные морские просторы.

Рис. 1. Иван Федорович Крузенштерн.

Желая как можно скорее осуществить свою заветную мечту, в 1793 году в звании лейтенанта Крузенштерн поступил на службу в британский флот. На протяжении последующих нескольких лет он бороздил водную гладь Индийского и Атлантического океанов. Во время длительных морских походов у него и зародилась идея о морской экспедиции вокруг света.

Первое кругосветное путешествие

По возвращении домой Крузенштерн разработал проект прямых маршрутов между российскими портами на Балтике и Аляске, и представил его на рассмотрение. Поначалу предложение Ивана Федоровича было отклонено, но когда встал вопрос о кругосветной экспедиции, именно ему поручили возглавить ее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основной целью предстоящей экспедиции было изучение устья Амура и близлежащих территорий для нахождения наиболее удобных торговых путей русского Тихоокеанского флота.

Рис. 2. Устье Амура.

Летом 1803 года из Кронштадта вышли в открытое море два парусных судна - «Надежда» и «Нева».

Мореплаватели взяли курс на Атлантику, и спустя год впервые в истории российского флота им удалось пересечь экватор.

В ходе этого путешествия Крузенштерном был сделан ряд важнейших открытий и исследований:

  • внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
  • провел глубоководные исследования океанических вод;
  • выяснил истинную причину свечения моря;
  • собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
  • тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
  • установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.

Научная деятельность

Вернувшись в Россию после кругосветного путешествия, вплотную занялся научной работой. В 1809-1812 годах он работал над сочинением «Путешествие вокруг света», которое было переведено на многие европейские языки, а также над «Атласом Южного моря».

В своих литературных трудах Крузенштерн подробно описал свое путешествие. Он первым составил атлас Тихого океана с точными астрономическими, этнографическими и биологическими наблюдениями. Для 19 века атлас Крузенштерна был невероятно полным и информативным, и в изобилии содержал точные планы, карты и рисунки.

Рис. 3. Атлас Южного моря.

За 16 лет работы Крузенштерн ввел много новшеств в учебном заведении:

  • разнообразил курсы новыми обязательными предметами;
  • значительно пополнил библиотеку и музей ценными учебными пособиями;
  • создал и утвердил Высшие офицерские классы, на базе которых позже была сформирована Военно-морская академия;
  • отменил телесные наказания.

Скончался Иван Федорович 12 августа 1846 года. В честь великого мореплавателя были названы остров, пролив, риф и даже кратер на Луне, а также знаменитый ледокол и океанографическое исследовательское судно.

Родился 19 ноября 1770 в имении Хагудис, Эстония в небогатой дворянской семье. Поступил в морской кадетский корпус в Кронштадте.

Учеба проходила славно, но во время развития военных действий со Швецией Российское государство проводило мобилизацию, поэтому из корпусов стали выпускать раньше. Иван Крузенштерн также был подвержен этой участи, и в январе 1789 года в звании «мичман» он был направлен для прохождения службы на парусный корабль «Мстислав ». Участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе и Гогландском. Затем проходил военно-морскую службу на английских кораблях, где и получал очередные воинские звания.

Во время морских походов, находясь в водах Южно-Китайского моря, Иван Крузенштерн проявлял интерес к торговым отношениям между Англией и Китаем. Он понял, что российская сторона тоже может быть заинтересована в них. С России товары могли бы идти по морскому пути от Камчатки до Китая и Индии. На то время товары доставлялись обозами через Якутск до города Охотск, а затем морем. Это был не совсем приемлемый торговый путь, который подвергался множеством неудобств и опасностей: вероятность ограбления в пути, порча товара, и наконец увеличение его стоимости. Все эти накопившиеся проблемы проявили желание у Ивана Федоровича Крузенштерна предоставить проект нового морского торгового пути в Восточную Азию и Индию.

Иван Крузенштерн

По возвращению в Россию в 1802 году его план был одобрен императором Александром I и Иван Крузенштерн возглавил свою первую русскую кругосветную экспедицию состоявшая из двух славных «Надежда » (на борту которого находилась миссия в Японию во главе с Николаем Резвановым) и шлюпа «Нева». Вторым судном командовал его соратник и однокашник Юрий Лисянский. Целью экспедиции Крузенштерна было исследование устья Амура для выявления удобных мест снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. 7 августа 1802 года два парусных судна оставили родной порт Кронштадт и направились заданному курсу. Через некоторое время шлюпы пересекли экватор и направились далее на юго-запад. В марте 1802 года парусные корабли «Надежда » и «Нева » благополучно обогнув вечно грохочущий мыс Горн через несколько недель разделились в Тихом океане для более обширного исследования. В ходе мореплавания произвел описание островов Нуку-Хива (Маркизские острова) и Гавайских островов. В апреле 1805 года шлюп «Надежда » достиг берегов Японии, где были проведены исследования островов Хондо (Нипон), Иезо (Хоккайдо). Оттуда моряки направились к южным берегам Сахалина, где были пополнены запасы продовольствия и воды.

Иван Крузенштерн

карта кругосветного плавания Ивана Федоровича Крузенштерна

шлюп «Надежда»

Летом 1805 года нанес на географическую карту около тысячи километров побережья острова Сахалин, и пытаясь пройти в непогоду между материком и островом посчитал его полуостровом. Обогнув Сахалин с севера, моряки обследовали удобные места в устье реки Амур - завершив этим свое увлекательное путешествие. В 1806 году парусный шлюп «Надежда» прибыл в Кронштадт. Часть экспедиции Крузенштерна на парусном судне «Нева » под руководством Ю. Ф. проводила путешествие отдельно об этом рассказ в одной из статей, так как его тоже заслуживает внимания. Из Камчатки Крузенштерн отправился в Китай, а оттуда 19 августа 1806 года вернулся в Кронштадт, пробыв в путешествии более 3 лет.

парусные шлюпы «Надежда» и «Нева»

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли очень большой вклад в географию. Были открыты межпассатные противотечения в Атлантическом океане, сделано множество уточнений о существующих островах, проведены наблюдения за морской водой в результате которого было выведено понятие «удельный вес воды», собраны много данных о приливах и отливах и внесен огромный вклад в астрономию. Его плавание дало большие научные и практические результаты, помимо географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

адмирал Крузенштерн Иван Федорович


По возвращении был назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В течение этого периода времени он написал книгу, которая получила название «Путешествие вокруг света». Иван Крузенштерн был избран членом академий и научных обществ Великобритании, Франции, Германии и Дании. Мореплаватель стал инициатором создания Военно-морской академии на базе Морского кадетского корпуса.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Крузенштерн, Иван Федорович (1770-1846) - адмирал, первый русский путешественник кругосветного плавания.

Биографические данные. Военная деятельность

Происхождение - дворянское. Был 3 года учеником Морского корпуса в Кронштадте. В 1788 году война со шведами прервала учение. Был произведен в мичманы в 1789 году и отправлен на корабль «Мстислав». На этом корабле началась военная деятельность. Проявил себя сразу в Гогланском сражении в 1789 году, в Эландском и в морских баталиях при Ревеле Красной Горке. После выборгского сражения со шведами получил звание лейтенанта. С 1793 по 1799 год служил на английских судах в Индийском и Атлантическом океане, а также в Южно-Китайском море. За заслуги получил очередное звание капитан-лейтенанта. В это же время побывал в Индии, Барбадосе, Суринаме и на Бермудских островах. Увидел мыс Доброй Надежды, посетил Китай. В это время обдумывал проект кругосветного плавания. Реализация этого плана открыла бы для русского флота большие перспективы. Когда в 1799 году оказался в России, он сразу показал свой проект в морском министерстве. Но получил отказ. И лишь в 1802 году проекты кругосветных плаваний для торгового сообщения с Балтикой и Аляской, были утверждены императором Александром I.

Кругосветное путешествие

Иван Федорович Крузенштерн возглавил первую русскую кругосветную экспедицию. В 1803 году из Кронштадта вышли два небольших судна «Нева» и «Надежда». Помощником на «Неве» был его товарищ, капитан-лейтенант Лисянский Ю. Целью экспедиции было снабжать товарами русский Тихоокеанский флот при помощи выявления новых маршрутов по устью Амура и близлежащих территорий. В этом плавании, впервые в истории нашего флота, корабли пересекли Экватор. Дальше путь лежал на юг. В 1804 году обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана особенно были интересны Камчатка, Сахалин и Курильские острова.

Итоги кругосветного путешествия

Летом 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт. Была проделана огромная работа на протяжении всего пути. Велись записи, составлялись карты, планы. И конечно, нравы и быт дикарей занимали особое место в рассказах путешественников. Был составлен большой атлас с картами и пособие с описанием путешествия. Государь высоко оценил труд Крузенштерна и Лисянского. Была сделана особая медаль. Путешествие имело огромное значение для русского флота. Были получены бесценные сведения о малоизвестных странах, и появилась возможность вести торговлю в колониях морским путем. Географические исследования Атлантического и Тихого океанов были подробно описаны в научных трудах И.Ф. Крузенштерна. Трехтомник «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» переведен на все европейские языки.

Преподавательская деятельность

В 1811 году получил назначение инспектора классов кадетского корпуса. А в 1814 году работал над инструкцией для новой кругосветной экспедиции 1815-1818 годов. Посетил Англию, чтобы заказать необходимые инструменты для экспедиции. В 1827 году стал директором Морского кадетского корпуса. Благодаря ему там произошли огромные перемены в образовательном процессе. Были созданы библиотека, музей и астрономическая обсерватория. Сейчас это Военно-Морская академия.

И.Ф. Крузенштерн пользовался огромным уважением. К нему обращались многие известные мореплаватели за помощью в подготовке экспедиций.

Память

Прожил интересную и созидательную жизнь. Умер 12 августа 1846 года. В Санкт-Петербурге в 1874 году был открыт памятник И.Ф. Крузенштерну напротив морского корпуса. В честь него назван пролив, риф и барк.

В 1993 году Банк России выпустил памятные монеты «Первое русское кругосветное путешествие».

Авиакомпания Аэрофлот увековечила имя И.Ф. Крузенштерна в названии своего аэробуса.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!