Имя Ксенофонт на разных языках. Интерпретация значения букв имени Ксенофонт

[рец. на:] КСЕНОФОНТ, Анабасис . Перевод, статья и примечания М. И. Максимовой, М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951, 286 стр., тираж 5000 экз., цена 12 р. 40 к.

«Анабасис» Ксенофонта Афинского - один из самых интересных исторических источников древности; автор его был участником, а впоследствии и предводителем экспедиции греческих наемников, сражавшихся на стороне Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Он проделал долгий путь почти до самого Вавилона и затем обратно на родину после гибели Кира в битве при Кунаксе. Наблюдательный и образованный человек, Ксенофонт собрал богатый материал о самых разнообразных сторонах жизни Эллады и Персии в V-IV вв. Однако не это привлекает сейчас наше внимание к его труду: при скудости источников, проливающих свет на древнюю историю северо-восточных областей Малой Азии, особое значение приобретают сообщения Ксенофонта о местных племенах, так как дают ценнейшие сведения исследователю. В этом смысле «Анабасис» можно сравнить с произведением Геродота.

Переводы «Анабасиса» на русский язык имеют свою историю. Впервые книга стала известна в России во второй половине XVIII в., когда был издан перевод «Анабасиса» с французского языка, что в то время было обычным явлением. «Анабасис», вышедший в 1762 г. под названием «Повесть о Младшем Кире и о возвратном походе десяти тысяч греков, переведенная с французского Васильем Тепловым», представляет собою образец переводческого искусства в старинном его понимании, при котором владение языком подлинника, передача его стилистических особенностей и строгое следование тексту не считались необходимыми. Работа Теплова и его неназванного французского коллеги - не столько перевод Ксенофонта, сколько его пересказ, содержащий множество дополнений, сокращений и объяснений, т. е. некие вариации на тему «Анабасиса». Об отношении переводчика к оригиналу наглядное представление дает начало книги. Открывая перевод Теплова, современный читатель с удивлением обнаружит вместо знакомого начала длинное рассуждение об истории и судьбах персидской державы, начинающееся так: «После смерти царя Кира Перское государство не имело владетеля, достойного царского имени. При тяжком правлении почитали они за славу ложное сияние величества и всякие роскоши». Многочисленные переводы, выходившие в свет во второй половине XIX в. (Янчевецкий, Кипарисов, Козаков и др.), в отличие от работы Теплова, сделаны с греческого оригинала и в большинстве своем доброкачественны с точки зрения филологического понимания текста, но даже лучший из них, перевод Янчевецкого, страдает присущим всем дореволюционным переводам недостатком - он не передает точно содержание текста и художественные особенности оригинала.

Новый перевод М. И. Максимовой как некий этап, завершающий для нас в настоящий момент постепенное приближение к оригиналу, несколько разочаровывает. Правда, он, насколько позволяет судить выборочное сличение с греческим текстом, дает в общем правильное понимание его и может служить пособием для того, кто не имеет возможности пользоваться подлинником, но все же вследствие ряда недостатков не может рассматриваться как адекватный заменитель греческого оригинала.

Задача, стоящая перед переводчиком исторического памятника, очень сложна: он, с одной стороны, должен стремиться к строгой точности и ясности в передаче исторических свидетельств оригинала, а, с другой, - умело сочетать точность и ясность перевода с воспроизведением его стилистического облика, ибо только эти две стороны в их совокупности, т. е. содержание текста и его форма, могут дать подлинно историческое представление о характере переводимого источника. Ошибочно полагать, что для передачи исторического источника можно ограничиться только буквальным переводом, оставляя в стороне форму, в которой она первоначально выражалась. В самом деле, использование определенной лексики или стилистическое оформление оригинала в значительной мере помогают нам представить себе социальный облик писателя и ту среду, которой он адресовал свое произведение, а также дают почувствовать историческую атмосферу периода создания памятника, т. е. являются дополнительным средством исторического раскрытия подлинника. Форма текста, которой так часто пренебрегают переводчики, требует к себе особого внимания, когда дело касается греческих или римских исторических текстов, которые самими древними рассматривались как литературные произведения. Исходя из этих двух критериев, нами будет оцениваться новый перевод «Анабасиса».

М. И. Максимова стремилась возможно буквальнее передать оригинал, сохраняя порядок слов, точно, не пользуясь синонимами, переводя отдельные слова, пытаясь не отступать от греческих конструкций; но таким образом она не приблизилась к тексту, а неизмеримо удалилась от него. Копирование оригинала не способствовала точному раскрытию смысла текста, затруднило его понимание и создало текст, стилистически очень далекий от подлинника и более всего похожий на гимназический подстрочник. Из-за стремления как можно точнее скопировать оригинал, русский текст подчас настолько затемняется, что его трудно понимать. Так, сохранение порядка слов подлинника создает загадочные фразы, подобные следующим: III, 4, 35: «Ведь своих коней персы привязывают, а, кроме того, ноги у коней, по большей части, стреножены, чтобы они не убежали, оторвавшись». Неясно, о ком идет речь - о конях или о их ногах. II, 2, 9: «Они клялись в этом, заклав быка, кабана и барана, над щитом».

Такой же метод непосредственного перенесения в русский текст иноязычного строя речи применяется М. И. Максимовой при передаче предложений, в которых подлежащее заключено в соответствующей форме сказуемого. Переводчик постоянно в ущерб ясности фразы пользуется в этих случаях личными местоимениями, а нe существительными. Примерами такой неясности могут служить: III, 4, 1: «Этот день они (кто? - С. П.) провели в деревнях». В конце предыдущей главы речь шла о пращниках, всадниках и их начальниках; здесь же, как явствует из последующего, имеется в виду все греческое войско. В предложении II, 3, 10: «...Они провели» под словом «они» приходится понимать стратегов и лохагов, даже не упоминавшихся в предшествующем пассаже. Совсем неясная фраза имеется в I, 4, 9: «Отсюда Кир проходит в четыре перехода 20 парасангов до реки Гала... Деревни, в которых они расположились». С фотографической точностью копируя каждую фразу Ксенофонта,. М. И. Максимова постоянно обозначает местоимениями даже лиц, о которых рассказывается на протяжении значительного по объему пассажа; так, в отрывке II, 6, 16-20 слл., Проксен только однажды назван по имени, а местоимение «он» употреблено» 12 раз, т. е. всякий раз, когда подлежащее заключено в форме сказуемого; Менон назван по имени два раза, местоимение «он» встречается 23 раза. Некоторые места так перегружены местоимениями, что их трудно понять, например, VI, 1, 21-23: «Он считал, что тот сон, который он видел, когда начал принимать участие в совместных заботах о войске, был послан ему этим богом, и затем он вспомнил...» Переводчик не опускает встречающихся в оригинале местоимений, даже если их передача идет вразрез с русским словоупотреблением; I, 2, 7: «...когда считал нужным поупражнять самого себя и своих коней», или I, 8, 29: «...он умертвил самого себя».

Приведенный материал наглядно иллюстрирует, что простым калькированием оригинала невозможно достигнуть отчетливого и адекватного перевода. Напротив, такой принцип не только удаляет перевод от оригинала, но нарушает и нормы русского языка, создавая, таким образом, недостаточно ясный текст, в равной мере далекий как от русской, так и от греческой нарративной прозы. В связи с этим следует отметить, что в рецензируемом переводе встречается немало прямых погрешностей против русского языка, затрудняющих понимание смысла и создающих неясности, весьма опасные особенно в историческом тексте. Так, например, в I, 4, 18 слово «мимоходом» употребляется вместо «по пути» или «проходя мимо» явно в ущерб контексту: «Переправа совершалась всегда при помощи лодок, которые Аброком мимоходом сжег, дабы помешать переправе Кира» (ср. I, 6, 1). Неправильно словоупотребление и в следующих местах: VI, 5, 9: «...смогут напасть на расстроенного неприятеля», т. е. не на огорченного неприятеля, а на расстроенные его ряды. III, 4, 18: «Эллины разбили лагерь в повстречавшихся им деревнях», т. е. в деревнях, встретившихся им по пути. Предложение «оскорбление проводника при отсутствии бдительности по отношению к нему» (IV, 6, 3) следует понимать в том смысле, что оскорбление проводника сочеталось с недостаточно строгим за ним наблюдением. IV, 5, 26; «В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень и в него (куда? - С. П.) воткнут был тростник». Встречается также прямое непонимание греческого текста, например, в VI, 1, 14 вместо «солдаты постановили не причинять друг другу зла» должно быть: «воины решили не причинять зла пафлагонцам, но и не давать себя в обиду» (ср. V, 8, 25 и др.).

Систематическая модернизация и вульгаризация оригинала переносят читателя из атмосферы IV в. до н. э. совсем в другие эпохи и дают исторически неверный образ автора «Анабасиса». Разве исполненный собственного достоинства олигарх, представитель аристократической верхушки афинского общества, мог разговаривать и писать на таком, например, языке: V, 7, 5: «воины, до меня дошло, что кто-то пустил обо мне клевету», или VII, 7, 40: «...для меня было бы позором устраивать свои делишки». Чего стоят такие «литературные» выражения, как «дело сорвалось» (VI, 3, 9) и «основательная встряска» (IV, 6, 15). Еще удивительнее читать в памятнике IV в. до н. э. фразы, навеянные языком современного нам официального документа; VI, 1, 25: «тогда стали выдвигать кандидатуру Ксенофонта»; III, 2, 38: «обсудить мероприятия»; IV, 4, 8: «достаточная гарантия безопасности»; IV, 8, 27: «соревнование проходило с большим подъемом»; II, 3, 12: «они включились в работу»; II, 4, 22: «создавать плацдарм» и II, 6, 13: «постановление правительства». Наконец, отдельные места перевода заставляют забыть о рабовладельческой формации; на страницах начинают мелькать замки (VII, 8, 12), эскадроны и полки (I, 2, 16), солдаты (всюду), вахты (IV,1, 5), оруженосцы (IV, 2, 20), вассалы (I, 9, 29), царские штандарты (I, 10, 12), снаряды (V, 2, 32), офицеры (21 прим. к III кн.), персидские помещики (29 прим. к VII кн.) и т. д.

До сих пор мы рассматривали те последствия переводческого метода М. И. Максимовой, которые по преимуществу касались существа переданного ею текста, - неясностей перевода и исторических анахронизмов в передаче лексики, реалий, социальной терминологии. Несколько слов о воспроизведении самой формы текста, т. е. ее стилистических особенностей. Передача особенностей формы приобретает настоятельную властность особенно в тех случаях, когда дело идет о крупнейших представителях художественной литературы. Ведь воспоминания Ксенофонта - не только исторический источник, но и прославленнейший памятник греческой художественной прозы. Познакомившись с ним впервые по переводу М. И. Максимовой, читатель вправе будет задуматься над тем, что же заставило многие поколения ставить «Анабасис» в ряды самых замечательных произведений мировой литературы? Разве при переводе произведения историка, писавшего в изящной аттической манере, не будут грубым нарушением принципа исторического подхода к памятникам отдаленного прошлого приводимые ниже фразы, написанные стилем канцелярий царского времени? IV, 8, 24: «дары гостеприимства в виде рогатого скота»; II, 3, 16: «пальма, из которой изымали капусту, совершенно засыхала»; IV, 1, 14: «что-нибудь подлежащее оставлению на месте»; VII, 5, 7: «солдаты начали ругать Ксенофонта за недополучение ими жалования». Перевод пестрит канцелярскими оборотами типа: «данный», «с целью», «ввиду».

Мы позволим себе еще на одном примере пояснить это систематическое разрушение стилистической манеры Ксенофонта; VI, 4, 1: το δε χωρίον τουτο ό καλειται Κάλπης λιμήν εστι μεν εν τη Θρακη, τη εν τη Ασία. Эта, не лишенная элегантности фраза - «местность эта, которая зовется Кальпийской бухтой, лежит в азиатской Фракии» - переведена следующим образом: «данная местность, именуемая Кальпийской бухтой, находится в азиатской Фракии».

М. И. Максимова пренебрегает также передачей антитез, столь свойственных реторизованному стилю Ксенофонта: предложение I, 8, 9: άλλοι δ’ίππεις, άλλοι τοξόται («одни - всадники, другие - лучники») переводится «были там также разного рода всадники и стрелки». На этой фразе отчетливо, несмотря на ее краткость, заметны самые существенные недостатки рецензируемого перевода; кроме стилистической неадекватности, она обнаруживает неточность (слова «разного рода» не принадлежат оригиналу) и небрежность в передаче реалий, так как слово «стрелки», ассоциируемое в русском языке с воинами, вооруженными огнестрельным оружием, напрасно заменяет здесь точный термин «лучники».

В ущерб ясности переводчик несколько злоупотребляет греческими терминами, свободно вводя в свой текст греческие слова, иногда сбивающие даже знакомого с языком читателя. Так, например, слово «походные к л и н ы» (VI, 1, 4) вместо «постели», или «крепида» (III, 4, 8) в смысле «фундамент» заставляют в первый момент задуматься. Нам представляется, что нет особой необходимости употреблять такие слова, как «дифрос» (VII, 3, 29), «просоды» (VI, 1, 11), «стленгиды» (I, 2, 10), «аконтист» (VI, 3, 7), «эномотий» (III, 4, 21), «дорифоры» (V, 2, 4), «анаксириды» (I, 5, 8) и многие другие, которые свободно можно передать русскими словами.

В этой связи нужно сказать несколько слов о транслитерации собственных имен, географических названий и некоторых терминов. М. И. Максимова во многих случаях отступает от традиционной транскрипции, но не выдерживает единого принципа, транслитерируя греческие слова так, что создается впечатление некоторого произвола в их написании. Переводчик, наряду с корректной транслитерацией «Пигрет» (Πίγρης, ητος), дает и такие, как «Сосис», «Форакс», «Опис», «Тимасий» (Τιμασίων, ωωος). Неоднократно М. И. Максимова сохраняет греческие дифтонги: «хойник» (I, 5, 6), «Плейсфен», «Клеайнет», «Лебадейя» (прим. 9 к III кн.), «Зевс Мейлихий» (VII, 8, 4), но транслитерирует также и традиционно - «Хирисоф», «Софенет». Дифтонг αι, в начале слова транслитерируемый как «э», иногда передается как «а» («Аэт» вместо привычного «Ээт»), но в ряде случаев совершенно правильно («Эолида»). Вразрез с греческой транскрипцией пишется «Энниалий» вместо «Эниалий». Все это затрудняет пользование указателем, тем более что в разных местах книги одни и те же слова подчас транскрибированы по-разному: например, в указателе «Фазис», а в прим. 2 к III кн. - «Фасид»; город Адрамитий в указателе фигурирует как Атрамитий, а там же под словом «Фивская долина» он транслитерирован корректно как Адрамитий. Следует также отметить, что в указателе отсутствуют такие слова, как, например, «Ксенофонт», «Арго» (VI, 2, 1); «Макиста» (VII, 4, 16) и др.

Ксефокам (действующее вещество лорноксикам) относится к группе нестероидных противовоспалительных лекарственных препаратов. Доза таблетированной формы 4 и 8 мг.

Клинико-фармакологически ксефокам относится к группе оксикамов. Данная группа НПВП позиционируется как препараты, обладающие относительной селективностью в отношении ингибирования ЦОГ-2, не затрагивая ЦОГ-1.

Ксефокам быстро и практически полностью всасывается из ЖКТ. Максимальная концентрация в плазме достигается через 1-2 часа после приема, при этом следует помнить о том, что пища значимо влияет на скорость всасывания и уменьшает уровень максимальной концентрации в плазме примерно на треть. В плазме происходит связывание с белками, преимущественно их альбуминовой фракцией. Метаболизм происходит в печени при участии ферментов системы цитохромов.


Выводится препарат почками (30%) и через желчь (до 70%). При этом период полувыведения обычно равен четырем часам и не зависит от достигнутой концентрации в крови.

Совместное выведение с участием почек и печени приводит к тому, что фармакокинетика у лиц пожилого возраста, а также лиц с изолированной почечной или печеночной недостаточностью значимо не меняется.

Показания к применению

Показаниями к применению ксефокама в неврологической практике являются кратковременные курсы терапии болевого синдрома различного генеза, преимущественно при вертеброгенной патологии. Основное применение препарата – ревматологическая практика.

Противопоказания

Противопоказаний к назначению препарата достаточно много, что необходимо учитывать при лечении болевого синдрома. Так, ксефокам противопоказан к назначению при следующих состояниях:

  • Бронхиальная астма, особенно в сочетании с полипозом носа, непереносимостью ацетилсалициловой кислоты, в том числе по анамнезу.
  • Высокий риск кровотечений (нарушения свертываемости крови, геморрагический диатез, лица, перенесшие тяжелые операции, сопряженные с риском неполного гемостаза, например АКШ).
  • Язвенная болезнь желудочка и ДПК.
  • Активное кровотечение любой локализации.
  • Кровотечения с локализацией в ЖКТ, с установленной взаимосвязью с приемом нестероидных препаратов по анамнезу.
  • Болезнь Крона в фазе обострения.
  • Неспецифический язвенный колит в фазе обострения.
  • Декомпенсированная сердечно-сосудистая патология.
  • Терминальная почечная (с уровнем креатинина более 300 мкмоль/л) или печеночная недостаточность.
  • Гепатит с выраженной ферментативной активностью.
  • Прогрессирующие заболевания почек.
  • Высокий уровень гиперкалиемии (более 7 ммоль/л).
  • Беременность.
  • Лактация.
  • Детский возраст до восемнадцати лет.
  • Аллергические реакции на прием препарата и непереносимость препарата и его компонентов.

При этом с осторожностью используют препарат при почечной и/или печеночной недостаточностью средней степени тяжести, у лиц старше 65 лет, при выраженных цереброваскулярных заболеваниях, при сахарном диабете и нарушениях липидного обмена, одновременно с приемом антикоагулянтов, СИОЗС, глюкокортикостероидов, при тяжелых соматических заболеваниях, курении, алкоголизме.

Дозировка

Дозировка ксефокама зависит от выраженности проявлений болевого синдрома. При сильной, стойкой боли рекомендуется использовать от 8 до 16 мг в сутки в 2 или 3 приема. При этом максимально возможная суточная доза равняется 16 мг.


Длительность курса лечения зависит от течения заболевания.

Таблетированную форму принимают перед едой, запивая таблетку достаточным количеством воды. Для уменьшения риска побочных эффектов ксефокам по возможности назначается в наиболее эффективной дозе при максимально коротком курсе терапии. Максимальная продолжительность приема ксефокама не должна превышать 15-20 суток.

Передозировка

При передозировке возможно усиление и появление побочных эффектов. Специфического антидота не существует. Проводится симптоматическая терапия, для профилактики повреждения слизистых ЖКТ необходимо использовать антацидные препараты. Проведение гемодиализа не показано.

Побочные эффекты

Вероятных побочных эффектов достаточно много, наиболее часто встречаются следующие негативные эффекты препарата: диспепсия, боль в животе, сухость во рту, тошнота и/или рвота, изжога, диарея, эрозивные и язвенные повреждения слизистых ЖКТ, запоры, вздутие живота, нарушение функции печени, головные боли, головокружение, диссомния, депрессия, тремор, парестезии, отечный синдром, аллергические реакции (от сыпи до синдрома Лайелла), дизурия, снижение клубочковой фильтрации, нефротический синдром, острая почечная недостаточность, шум в ушах, развитие или усугубление сердечной недостаточности, повышение АД, агранулоцитоз, тромбоцитопения, удлинение продолжительности кровотечения, фарингит, спазм бронхов, особенно у лиц с астматическим анамнезом, потливость, изменение массы тела.

Аналоги

Прямых аналогов препарата на данный момент нет. Относительными аналогами, с близкой фармакологической активностью и фармакокинетикой могут считаться препараты из группы оксикамов: мелоксикам (оригинальный препарат – мовалис), пироксикам, теноксикам.

Особые указания

Недопустим одновременный прием высоких доз ксефокама одновременно с приемом антикоагулянтов или дезагрегантов в связи с увеличенным риском кровотечения (при необходимости такой терапии рекомендован контроль МНО).

Одновременное применение с хинолонами может увеличить риск развития судорожного синдрома.

Нежелательно использовать комбинацию лорноксикам-глюкокортикостероиды в связи с увеличением риска кровоточивости.


Также риск кровотечений увеличивается при одновременном приеме с антидепрессантами группы СИОЗС (циталопрам, пароксетин, феварин, флуоксетин и т.д.), цефалоспоринами, вальпроатами. Следует помнить о возможном уменьшении гипотензивного действия диуретических средств, адреноблокаторов, ИАПФ, при плохо контролируемой гипертонической болезни с использованием этих препаратов в качестве базовой гипотензивной терапии может потребоваться коррекция схемы лечения.

Ксефокам увеличивает побочные эффекты следующих препаратов: соли лития, дигоксин, метотрексат, циклоспорин, кортикотропин. Одновременный прием с препаратами для лечения сахарного диабета второго типа может приводить к усилению их действия.

Снизить риск развития язвенного поражения слизистых желудочно-кишечного тракта можно путем профилактического назначения ингибиторов протонной помпы. Если у пациента развилось кровотечение из ЖКТ, препарат немедленно отменяют. Также препарат отменяют при появлении объективных признаков поражения печени, таких как желтушность склер и кожи, рвота с желчью, изменение биохимических показателей.

У лиц с нарушенной функцией почек, особенно после гиповолемических состояний (например, после массивной кровопотери), ксефокам используют с осторожностью лишь после восстановления нормального ОЦК и с постоянным мониторингом функции почек.

При необходимости длительного применения (например, при ревматологической патологии) важно периодически контролировать показатели свертываемости, проводить контроль биохимических показателей работы почек и печени.

На время приема препарата желательно отказаться от управления алкоголя, курения, потенциально опасных видов деятельности. Требующих повышенной концентрации внимания (в том числе вождения).

Цена на таблетки

Цена на таблетированные формы ксефокама достаточно доступна и в некоторой степени зависит от конкретной аптечной точки. Средние цены на таблетки составляют (актуальность на 21.12.14):

  • Таблетки, 4 мг, упаковка № 10. 105-140 рублей.
  • Таблетки, 4 мг, упаковка № 30. 350-400 рублей.
  • Таблетки, 8 мг, упаковка № 10. 180-220 рублей.
  • Таблетки, 8 мг, упаковка № 30. 500-600 рублей.

Ксенофонт (др.-греч. Ξενοφῶν; около 430 г. до н. э. — не ранее 356 до н. э.) — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на греческую и латинскую прозу.

Ксенофонт родился в Афинах около 430 года до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопоннесской войны в 404 году до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 году до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира Младшего. После смерти Кира и вероломного убийства на переговорах греческих военачальников персами во главе с карийским сатрапом Тиссаферном Ксенофонт в числе шести вновь избранных стратегов руководил арьергардом при отступлении десяти тысяч греков через вражескую землю.

Маршрут отряда 10 тысяч, возглавляемых Ксенофонтом

Вместе с греческими наёмниками Ксенофонт проделал весь поход: наступление на Вавилон, злополучную для них битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который ещё в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем II отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену как примкнувший к врагам народа-спартанцам, Ксенофонт подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против союзников Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там Ксенофонт жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он в 370 году до н. э. бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

Версия 2. Что означает имя Ксенофонт

Знак Зодиака - Водолей.

Планета - Сатурн.

Цвет - серый.

Благоприятное дерево - кипарис.

Заветное растение - мимоза.

Покровитель имени - сова.

Камень-талисман - циркон.

Характер.

Ксенофонт своенравен. С виду простой и бесхитростный, с поступках несколько нагловат. Он скуповат и властен. Однако обычно он очень разносторонний человек - и своими многочисленными талантами подкупает даже недоброжелателей. У Ксенофонта бурный темперамент и эмоциональность периодически сменяются замкнутостью и даже угрюмостью. Он влюбчив, но быстро вспыхивающее чувство, так же быстро и гаснет. В семье Ксенофонт безусловный лидер, и, если жена согласится признать за ним эту роль, то станет предметом его непрестанной заботы.

Нумерология имени Ксенофонт

Число имени: 6

Люди, рожденные под цифрой шесть, стремятся к альтруизму и бескорыстности, помогают окружающим, поддерживают родственные и дружеские связи. Из них всегда получаются любящие родители и дети, также они уверенно себя чувствуют, работая в образовании, здравоохранении, занимаясь общественной работой. Заботливость, традиционность взглядов, отрицание слишком резких перемен обеспечивают шестеркам стабильность и уверенность, но в то же время могут делать их уязвимыми и инертными.

Значение букв в имени Ксенофонт

К - отличаются проницательностью, небольшой нервозностью и сильной выносливостью. В независимости от пола, люди с первой буквой имени "К" обладают сильным, волевым характером. Они отличаются недюжинным упрямством, которое является причиной подавляющего большинства конфликтных ситуаций дома и на работе.

С - отличаются упрямством, непредсказуемостью и лидерскими качествами. В своих поступках привыкли опираться на логику и здравый смысл. Бывают чрезмерно эмоциональными, а порой даже капризными. Они постоянно желают выделиться из серой массы. К партнеру могут предъявлять завышенные требования.

Е - коммуникабельность, проницательность, меркантильность и эгоизм. Обладатели этой буквы способны располагать людей к себе. Они одновременно просты и обаятельны. Постоянно стремятся к хорошей жизни, которую ценят дороже дружбы. Они хорошо реализуют себя в творческих профессиях. Являются интересными собеседниками.

Н - сильные, волевые и решительные личности. Достаточно трудолюбивые, однако не переносят монотонную и скучную работу. Умны, привлекательны, присутствует критическое мышление. Человек долго выбирает избранника, с которым он сможет прожить до конца дней. Любит заботиться о близких людях.

О - открытые, веселые и жизнерадостные натуры. Те, у кого присутствует в имени буква "О", трудолюбивы и обладают творческими способностями. Для них идеально подходят профессии, связанные со стратегическим мышлением и экономикой. Дружат они только с надежными людьми, которым доверяют.

Ф - отлично приспосабливаются к условиям окружающей среды. Всегда имеют множество замечательных идей. В своих рассказах способны немного приукрасить и приврать. Очень любят помогать людям. С ними никогда не бывает скучно. Их жизнь всегда наполнена множеством интересных событий.

Т - люди с именами, которые начинаются на эту букву, всесторонне развиты. Они ранимые, чувствительные и творческие натуры. Стараются быть во всем справедливыми. Обладают хорошей интуицией, хорошо приспосабливаются к разным условиям окружающего мира. Способны проявлять великодушие.

Имя как фраза

  • К - Како
  • С - Слово
  • Е - Еси (Есть, Быть, Существовать)
  • Н - Наш (Наше, Ваше)
  • О - Он (О, Об)
  • Ф - Ферт (смысл слова сочетает понятия: Вертел, Ось Мира, Основа, Исток);
  • Т - Твердо

Имя Ксенофонт на английском языке (латиницей)

Ksenofont

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание имя Ксенофонт по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Полезное видео



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!