В каком году появился фольклор. Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе

История и теория НХК.

Основные понятия и термины

Культура - (лат. Cultura - возделывание, обрабатывание) - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. Культура создается деятельностью широких трудящихся масс, представляется материальной (техника, производственный опыт...) и духовной (наука, искусство, философия, литература, мораль, просвещение и т.д.). Философский словарь (стр. 210-211).

Идея, слово «народ» имеет широкий диапазон понимания и коннотации - от «естественного» до «родного» до «традиционного» до «сельского», а в некоторых случаях «от сердца». «Излияния сердца» коренных или традиционных людей позже принимает форму фольклора.

Все фольклоры - это устные традиции, знания, традиционные знания и убеждения культур, часто не имеющие письменного языка, и они передаются, как правило, из уст в уста. Как и в письменной литературе, они содержат как прозаические, так и стихотворные повествования в дополнение к мифам, драмам, ритуалам и т.д. все культуры имеют свои собственные фольклоры. В отличие от традиционно, под литературой понимается любая письменная работа.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Народная культура включает в себя складывающиеся, формирующиеся и развивающиеся народные представления о политических и общественных отношениях, о нравственных нормах и правилах поведения, об идеалах будущего, о способах воспитания молодых поколений и передаче накопленного опыта, о художественном творчестве (фольклор). Ядро народной культуры составляет народное сознание - мировоззрение. А.С. Мыльников.

Все фольклоры не просто передают сердцевины туземцев о природе вокруг них. Они часто, во всяком случае, всегда являются носителями культуры, социальных нравов, обычаев и форм поведения - это общество, да, жизнь в двух словах. Фольклоры содержат высокие мысли о лету и высших метафизических истинах, обычно непостижимых для мирян, в тонких, сюжетных формах.

Литература в письменной форме помогает в сохранении фольклоров и устных традиций. Но для литературы в этой форме мир потерял бы почти все народные и устные традиции. Письменные книги, так как записи фольклоров помогают передавать более высокие мысли и идеи потомству без каких-либо или очень незначительных изменений в отличие от устных традиций, где они часто теряются в процессе перехода. Литература также может подчеркнуть актуальность историй прошлого для поколения настоящего, что не может решительно выполнять устные традиции.

Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Специфическая для художественной деятельности система функций, обуславливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры.

Индийская литература, по сравнению с любой другой литературой в мире, играла доминирующую роль в сохранении и пропаганде устных традиций и фольклоров. Очень древние из этой земли, Индия, были прошлыми мастерами всех форм искусства, которые являются народными. Сама Веда, чтобы назвать ее, - это, вероятно, старейшая форма народной музыки, сохранившаяся до настоящего времени. Даже если вы принимаете Саму Веду как ржавую народную музыку, то это самая прекрасная и древняя народная музыка, о которой мир когда-либо видел.

Из эпосов Индии Рамаяна и Махабхарата рассказ о буддизме в Панчатантрах и Хитопадеша к Катха Саритсагарану средневековый период к мистическим песням Бенальских банд до многочисленных произведений почти на всех основных языках Индии, ученые, святые и писатели сохранили устные традиции и фольклоры живы, записав много сказок.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности в художественных образах определяет особенности видов искусства. Так в литературе - эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в музыке - через звукоинтонации; в графике - через линию рисунка, штрих,светотень и т.п. Философский словарь (стр. 168).

Что более уникально для индийских попыток на протяжении веков в сохранении фольклоров, так это роль женщин в нем. Роль, которую сыграли Гарги и Майтрейи в далеком прошлом в Андале Тамил-Наду в начале предыдущего тысячелетия в Лаллесвари из Кашмира в Молла Неллор в Андхра-Прадеш в Акка-Махадеви из Карнатаки Сахаджо-бай, - не что иное, как звездный.

Индия остается одним из богатейших источников фольклора в мире. Не только фольклоры, но и все формы устных традиций - пословицы, афоризмы, анекдоты, слухи, песни, импровизированные народные уличные пьесы - отражают культуру и ценности земли, в которой они происходят. Они также помогли связать совершенно разные нравы и обычаи даже в одном месте. Индия - это одно место, где речь даже самого неграмотного фермера наполнена возвышенными мыслями и метафорами.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (изобретательная, организаторская, научная, художественная). Философский словарь (стр. 419).

Художественное творчество - деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей в области искусства.

Сохраняя и применяя множество сказок и многочисленных песен и пьес, забитых пословицами и афоризмами региона, индийская литература сыграла огромную роль в объединении огромных культур невидимым образом. Роль индийской литературы в поддержании и укреплении культурного единства и самобытности на обширных землях, таких как Индия, не может быть уменьшена.

Индийская народная литература содержит сильное и громкое послание для других частей мира, где эти формы искусства исчезли густой и быстрой в соответствии с быстрой индустриализацией и глобализацией. Народная литература и формы народного искусства являются не просто носителями культуры или философских стихов, а скорее выражением сильных самоотражений и глубокой проницательности. Простая жизнь, саморефлексия и стремление к пути праведников, содержащихся в традициях. Опять же, народные традиции - это не просто платформы для сохранения высоких моральных качеств, не имеющих отношения к современной действительности.

Народное творчество - творческая деятельность не профессионалов.

Народ - население государства, страны; изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему положению способны сообща участвовать в решении задач развития данной страны в данный период.

Народность - форма общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя. Для народности характерны -территориальная общность, единый язык, название, элементы общей культуры.

То же самое верно для многих народных песен с обширных страниц индийской литературы. Верно также, что при записи и распространении в печатном виде эти народные литературы также получают массовый охват, который в остальном ограничивается меньшим пространством и распространяется только на меньшие группы и общины. Через средневековую индийскую литературу до 20-го века мы видим реальность индийской литературы, придерживающуюся устных традиций, противоречащих народному восприятию, когда она очень верна европейским культурам и другим, где они почти полностью потеряли народную литературу.

Народонаселение - социальная общность людей - представителей групп, стран, отдельных стран, различных региональных подразделений, конкретных поселений.

Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-либо, например синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве не расчлененно.

Самый последний пример этого явления можно увидеть в усилиях знаменитого фольклориста Раджастхани Шри Виджая Дэн Деты. В современной демократической Индии народная литература преследуется как внутри академических кругов, так и вне ее, в отличие от многих других культур. Усилия Сахитья Академи и других подобных организаций являются частью этой коллективной попытки сохранить и распространить индийскую народную литературу.

«Сеть Жизни» излагает свою наводящую на размышления интерпретацию еврейской культуры в Палестине поздней античности на основе уникального, потрясающе трагического и возвышенного раввинского текста «Плач Рабба». Текстовые анализы, составляющие основу книги, сообщаются рядом теоретических парадигм, редко приводимых к раввинской литературе: структурный анализ мифологий и народных сказок, перформативные подходы к текстовому производству, феминистская теория, психоаналитический анализ культуры, культурная критика, и анализ народного повествовательного жанра.

Вариативность - способ проявления культурного наследия, передаваемого по памяти в устной форме. Вариативность заключается более всего в несущественных деталях, при этом сохраняется - наиболее устойчиво в существенных, конструктивных элементах. Г. Штробах.

Вид - относительно крупная единица, объединяющая родственные жанры фольклора согласно их содержанию и функциональной роли. Б.Н. Путилов.

Концепция контекста как герменевтической основы литературной интерпретации реактивирует написанный текст и подрывает иерархические структуры, с которыми он традиционно идентифицируется. Эта книга переосмысливает раввинскую культуру как арену многочисленных диалогов, которые проходят традиционные концепции идентичности в отношении пола, нации, религии и территории. Подход автора пронизан идеей о том, что научное письмо о древних текстах активизируется экзистенциальной герменевтикой, основанной на универсальности человеческого опыта.

Жанр - жанр фольклора есть относительно малая единица, объединяющая произведения по большому числу конкретных признаков. Б.Н.Путилов.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем. В. Даль.

Обычай - Свод правил, сформировавшийся в течение исторического развития определенной общности людей, отражает традиционное мировоззрение.

Поэтому она прибегает к личному опыту как к идиоме общения между автором и читателем и между людьми наше время и прошлое. Это исследование подтверждает совпадение поэтического и аналитического языка, а также язык анализа и повседневной жизни. Выявляя народные повествовательные дискурсы внутри раввинского текста, книга бросает вызов традиционным взглядам на социальную основу, порождающую эти тексты. Это говорит о подрывном потенциале конститутивных текстов еврейской культуры от поздней античности до настоящего времени, указывая на присущую ему многоквартирность текста, добавляя к традиционно признанной синагоге и академии дом, рынок и другие частные и общественные коммуникации учреждения.

Фольклор - первоначально от английских folk (народ) и lore (знание) - должен был обозначать духовные традиции «народа», и «знание о народе» (the lore of the people). Понятием фольклор обозначали, прежде всего, нравы и обычаи, духовные представления, а так же устно-поэтические и музыкальные традиции. Фольклор определяется как «коллективное традиционное знание», передаваемое посредством слова и действия. Фольклор - совокупность устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых и драматических форм народного творчества, а также свидетельства материальной культуры, поскольку они «могут заключать в себе идеи и символику, относящиеся к устным произведениям» В.Е. Гусев, Х. Штробах.

Галит Хасан-Рокем - Макс и Маргарет Грюнвальд, профессор фольклора Еврейского университета в Иерусалиме. Хасан-Рокем демонстрирует не только глубокое научное знание фольклора и еврейских исследований, но и знакомство с современными теоретическими тенденциями в литературном анализе и интерпретации.

Это интересная и просветительная книга. Плач Рабаха представляет еврейское общество в его повседневных, но не мирских действиях. Это литература катастрофы, личной и коллективной трагедии, которая заставляет читателя размышлять о смысле жизни. Широта фольклора позволяет Хасан-Рокему исследовать эти рассказы в многогранном анализе, который устанавливает их в их текстовом, историческом и сравнительном контексте и превосходит их всех, представляя повествования и загадки как поиск смысла.

Фольклор обрядовый - обозначает те фольклорные произведения, смысл которых реализуется в сфере обряда. Основное разнообразие Ф.о. состоит в том, что время, место и характер его исполнения зависят от структурных характеристик обряда. Жанровый состав разнообразен. К нему относятся как поэтические, так и прозаические жанры, представлен календарными и семейно-бытовыми обрядами. А.К.. Байбурин.

Дэн Бен-Амос, Университет Пенсильвании. Эти страшные оценки состояния русской литературы отражают неотложную проблему, которую вопрос о национальной идентичности стал для интеллектуалов того периода в первые несколько десятилетий девятнадцатого века. После победы в наполеоновской войне Россия завоевала значительную военную и политическую власть в Европе. Однако в культурном плане ощутимо чувство незащищенности по отношению к Западной Европе. Критики и писатели оплакивали производную природу русской литературы, призывая к созданию национальной литературы, которая отражала бы уникальную сущность русского национального характера.

Фольклор календарный - явление народной духовной культуры, включающее совокупность представлений и действий, соотнесенных с определенными моментами или периодами в рамках одной или нескольких используемых в данной культуре календарных систем. Отражает взаимоотношения человека и природы и основные представления данного народа об окружающем мире. А.Н. Анфертьев.

Средства, с помощью которых чувство лживости или «народности» могло быть создано в литературе, стали главной проблемой и темой дебатов для писателей и критиков первых четырех десятилетий девятнадцатого века. Фольклор считался одним из способов создания желаемой народности. Основываясь на немецких романтических теориях национализма, в частности Гердере, утверждалось, что «народная поэзия» простых людей сохранила чистую форму национального духа, незапятнанного иностранным влиянием. Именно к этой народной поэзии многие писатели обратились к своим попыткам создать национальную литературу.

Фольклор семейно-бытовой - отражает взаимоотношения представителей народности внутри общины. Регулирует важные моменты переходов в жизни человека: физических (рождение, смерть) и социальных (свадьба, рекрутский сбор).

Фольклор городской - устно-поэтическое творчество различных групп горожан, в первую очередь -рабочих. К этой же группе относят и поэтическое творчество разных групп: студентов, разночинцев, интеллигенции, привилегированных сословий. Неотъемлемой частью Ф.г. является фольклор народных гуляний, ярмарок. Для Ф.г. характерны значительная роль индивидуального начала и сближения с литературной традицией.

Были попытки создать произведения, имитирующие народные баллады, песни и сказки, а также включение фольклорных элементов в более крупные литературные произведения. В этот период также были предприняты первые попытки собрать подлинные образцы фольклора из числа людей - Пушкин входит в число ранних коллекционеров, а также Киреевского. Однако практика введения элементов фольклора в высокую литературу была более сложной, чем теория полагала. Вместо того, чтобы быть неподдельным голосом русского народа, взятым непосредственно из народа, «фольклор», который появился в литературных текстах в этот период, чаще всего являлся объединением многих влияний как из литературы высокого и низкого уровня, так и из иностранных и родных источников, Действительно, было бы, вероятно, более продуктивно думать о фольклорных элементах литературных текстов в этот период, поскольку они представляют собой больше представлений фольклора, чем как «аутентичный» фольклор.

Фольклор детский - вид традиционного детского творчества, которое реализуется в системе устойчивых текстов, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группах сверстников. М.В. Осорина.

Ряженье - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для Р. характерны сходные у равных народов типологические признаки: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки; тела красок; травестия; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные Произвольные телодвижения; подскоки, прыжки; шествие, переходящее то в бег, то в пляску, то в толчею на месте. Генетически связано с культом предков, с календарно-аграрной и семейно-бытовой обрядностью (свадьбы, похороны, поминки и тп.) Р. стало органической составной частью народной праздничной (смеховой) культуры (карнавал), используется в народном (фольклорном) и традиционном театрах, маскарадах и т.д.

Хоровод - (древнегреческий Horos- круговой танец, место для танца) - один из древнейших видов танцевального искусства синкретического характера, сочетающий пляску, хоровое пение и часто элементы драматического действия. Основная форма хоровода - цепь взаимно связанных участников, двигающихся по кругу либо змееобразно, спиралью, прямой линией и т.п. Танцы типа хоровода связанны с древнейшими представлениями и магической практикой. Одна из важнейших магических функций хоровода заключалась в том, чтобы защитить людей и жизненно-важные предметы от воздействия злых сил, обеспечить плодородие, здоровье, способствовать благополучному переходу из одного состояния в другое.

Причитание - плач - древняя форма народной поэзии, которая имеет обрядовое происхождение. Причитание - оплакивание в поэтической форме какого-либо события и включенность в обряд. Их содержание связанно преимущественно с обрядами перехода, сопровождающими перемену места и социального статуса - погребальными, свадебными, проводами на военную службу. В.П. Кузнецова.

Эпос - мифологические сказания о первопредках - культурных героях, отражающие понятия и идеалы первобытного коллектива, представления о времени, пространстве, человеческом социуме. В эпосе устойчиво представление об эпическом времени как эпохе необыкновенных возможностей.

Народный театр - в 19-20 в.в. обозначает: а) просветительский, профессиональный театр «для народа»; б) любительский, непрофессиональный театр в крестьянской, рабочей, солдатской среде; в) традиционный, собственно народный вид драматического творчества. Фольклористика различает до театральные (игры, обряды, хороводы, ряженье и пр.) и собственно драматические представления. В отличие от профессионального театра - народный театр не знает сцены и пользуется подвижным условным игровым пространством, оформление представления (реквизит, костюмы, грим и пр.) отличаются условностью.

Любительство -1. Поверхностное отношение к какому-н. роду культурной деятельности, дилетантство. Толковый словарь Ушакова

2. Свойство народного творчества, отражающее мотивацию деятельности.

Цукерман

3. любительство- самостоятельная форма народного творчества отражающая, деятельность не профессионалов, ориентированная на подражание фольклорным, классическим и современным видам и жанрам искусства.

Самодеятельность – свойство народного творчества, отражающее тип деятельности.

одна из форм народного творчества. Созданная про поддержке государства и контролируемая государственными органами.

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Анимизм-(от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Шаманизм- устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь - с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки

Фольклоризм- термин, предложенный франц. фольклористом 19 в. П. Себийо для обозначения увлечений и занятий фольклором. В сов. фольклористике с 30-х гг. (М. К. Азадовский и др.) обозначал использование фольклора в худож. творчестве, публицистике и т. д. Особенно широкое распространение и междунар. признание термин получил с сер. 60-х гг., преим. для обозначения «вторичных», «неаутентичных« фольклорных явлений (воспроизведение фольклора на сцене, на фестивалях, в худож. самодеятельности

Фольклор - это разновидность отображения народного сознания. И это отличает его от других форм языкового искусства, в том числе и от литературы, в которой выражается одинокой личностью автора. также может отображать сугубо личностное восприятие окружающего, в то время как фольклор объединяет собирательное, общественное видение. Современное литературоведение все чаще обращается к феномену массовой литературы и особенностей ее функционирования в пределах России. Авторы XXI века в последнее время проявляют тенденцию к активной интерпретации добычи традиционной культуры. Рост популярности массовой литературы обеспечивается с помощью использования писателями способности читателя воспроизводить на подсознательном уровне уже известные ему образы и сюжеты, представленные в произведении. Очень часто такой «базой» является фольклор.

Фольклорные мотивы

Фольклорные мотивы рано или поздно используют все писатели как массовой, так и элитарной литературы, разница заключается в их функции на данном уровне. В массовой литературе фольклор - это прежде всего «фактор образования национальной литературы», то есть гарант соотнесенности текста с общепринятыми стандартами литературы, которую готов потреблять читатель. При таких обстоятельствах литературоведы пытаются определить: что такое фольклор в литературе, как взаимодействуют фольклорные мотивы с произведениями массовой литературы и каковы особенности их влияния на авторский текст, а также трансформации, которые испытывает фольклорный текст по мере его включения в плоскость современного литературного произведения и изменения его традиционных значений. Исследователями устанавливаются пределы вхождения фольклорного текста в текст литературный и прослеживаются трансформации универсальных фольклорных архетипов. Одной из главных задач будет выяснить, что такое фольклор в литературе, исследовать их взаимовлияние и связи в произведениях массовой литературы.

Традиционный фольклор


Авторы массовой литературы главной задачей при написании произведения ставят заинтересовать читателя. Для этого прежде всего они стремятся к мастерскому изображению интриги. Зофья Митосек в статье «Конец мимезиса» пишет, что «строительство интриги - это игра традиций и инноваций». И если под понятием традиций иметь в виду «передачу от одного поколения к другому традиционных форм деятельности и общения, а также сопутствующих им обычаев, правил, представлений, ценностей», то для читателя фольклор является достойным представителем традиции в литературе. В современном обществе необходимо прививать подрастающему поколению необходимость изучения традиционного фольклора.

Школьная программа: литература (5 класс) - жанры фольклора

Пятый класс - важная фаза в развитии языкового образования школьников. Обращение к произведениям с применением фольклорных материалов обусловлено необходимостью самоутверждения, существенной восприимчивостью учеников пятого класса к народному творчеству, соответствию фольклора как устного слова к активной речи ребенка, находящегося на стадии постоянного развития. Такую образованность в средней школе дает ученику урок литературы.

Жанры фольклора, которые должны изучаться в современной школе:

Обрядовое творчество

  • Семейно-обрядовая поэзия.
  • Народная драма.
  • Героический эпос.
  • Думы.

Баллады и лирические песни

  • Баллады.
  • Семейно-бытовые песни.
  • Общественно-бытовые песни.
  • Стрелковые и повстанческие песни.
  • Частушки.
  • Песни литературного происхождения.

Сказочная и несказочная историческая проза

  • Народные сказки.
  • Легенды и предания.

Народная паремиография

  • Пословицы и поговорки.
  • Загадки.
  • Народные поверья.
  • Басни.

Фольклор - «генетический» элемент мироощущения


Художественное действо в сюжете произведений литературы чаще всего простое и понятное, призвано отвечать обыденному сознанию читателя. Фольклор является «генетическим» элементом мироощущения и, как правило, закладывается в сознание с первыми песнями, сказками, загадками с самого детства. Так, в школе особенности фольклорных произведений дает ученику урок литературы (5 класс). Фольклор делает мир понятнее, пытается объяснить неизвестное. Поэтому при взаимодействии функций фольклора и литературы создается мощный ресурс для влияния на сознание реципиента, при котором текст способен мифологизировать человеческое сознание и даже вызвать трансформацию рациональной сферы мышления человека. Ответ на вопрос "что такое фольклор в литературе" определяется целым направлением неотъемлемого творческого осмысления и использования. В произведениях фольклора идеи творчества часто раскрываются на грани пересечения с литературой. Возможно, на это влияет и исконный обрядовый фольклор. Литература (5 класс) в современной школе все чаще возвращается к актуальной сегодня теме духовного и культурного возрождения, в первооснову бытия нашего народа, одним из главных носителей сведений о которых есть фольклор.

Традиция анализа


В наше время появилась уже определенная традиция анализа того, что такое фольклор в литературе, согласно которой приравнивание творчества к стандартам считается неуместным: несмотря на ярлык «массовости» романов, они имеют свой стиль, творческую манеру и, самое главное, тематику произведений. Они «регенерировали» из глубин души вечные темы, интерес к которым дремал у читателя с начала новой эпохи. Любимыми темами древних авторов есть село и город, историческая связь поколений, мистические истории с любовно-эротической окраской. На устоявшихся исторических образах выстраивается современная манера «прямого» описания событий, традиционная культура подается в модифицированном варианте. Герои произведений характеризуются широтой постижения жизненного и психологического опыта, описания их характеров подчеркиваются реминисценциями к истории и культуре нашего народа, которые чаще всего проявляются в авторских отступлениях и ремарках.

Десакрализация фольклора

Акценты делаются на визуализацию картин, которая осуществляется с помощью повышенной динамичности изложения событий и эффекта недосказанности, что стимулирует читателя к творческому «сотрудничеству». В каждом романе герой существует в собственноручно созданном автором мире, с собственной географией, историей, мифологией. Но при прочтении реципиент воспринимает данное пространство как уже известное, то есть он проникает в атмосферу произведения с первых страниц. Такого эффекта авторы достигают благодаря включению различных фольклорных схем; то есть речь идет об «имитации мифа не мифологическим сознанием», согласно которой фольклорные элементы выступают под своим традиционным контекстом и приобретают другое смысловое значение, но в то же время выполняют функцию идентификации читателем уже известных ему древних смыслов. Таким образом, в текстах массовой литературы происходит десакрализация традиций и фольклора.

Феномен модификации прошлого и настоящего


Феномен модификации прошлого и настоящего прослеживается даже в характере построения почти всех произведений. Тексты изобилуют пословицами и поговорками, что позволяет в сжатой, сконденсированной форме передать многовековой опыт народа. В произведениях главным является то, что они выступают как элементы монологов и диалогов героя - чаще всего в этом используются персонажи носители мудрости и морали. Приметы и поговорки выполняют также функцию намека на трагическую судьбу героев того времени. Они несут глубокий смысл, одна примета может рассказать обо всем героя.

Фольклор - это гармония внутреннего мира

Итак, определенная мифологизация и отнесенность к фольклору в произведениях является естественной и такой же неотъемлемой частью созданного мира, как специфика крестьянства, этнический колорит и живое, настоящее вещание. Массовая литература строится на «базовых моделях» сознания читателя данного народа (в основе которых лежат «начальные интенции»). В произведениях такими «исходными интенциями» являются именно фольклорные элементы. С помощью фольклорных мотивов происходит близость к природе, гармонии внутреннего мира, а остальные функции фольклора отходят на второй план, происходит упрощение сакральности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!