В каком году шишкин написал картину рожь. Описание картины «Рожь» И.Шишкина. Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь

И. И. Шишкин - один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей. Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию, характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве. Замечательное полотно «Рожь» - яркое тому подтверждение.

Калинеску, Тудор Виану, Владимир Стрейну, чья индивидуальность была впервые наложена в области критики и истории литературы, Перписсиций проник в румынские письма через поэзию. Лирика относится к периоду после Первой мировой войны, в котором румынская литература ощущает пульсацию новых ориентаций и эстетических тенденций к символизму и, в целом, модернизму. Исходя из любого уклонения и экзотизма, избегая загадочных формулировок, абстрактных понятий и неопределенных предложений, поэт использует символы только как метафорические средства, постоянно проецируя их в сферу реальной жизни, связывая их с обстоятельствами и живыми состояниями жизни.

Рожь, рожь, дорога полевая…

Картина Шишкина «Рожь» - классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним - такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии - земли и воздуха - звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й выставке передвижников - и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.

Как он признается, его лирика - это «биографии превосходства», вызванная «из строгой реальности», которая обеспечила ему повышенную эмоциональную силу. Умирая осенью в кипарисовых лепестках, Мор в конце и цикорий в перчатке, Проваливаясь сквозь мрачный креп ворон Над пустым полем и над моей жизнью.

Ветер сдувается из поля зрения, Он поднимает все, что встречается на пути, Сугромана умирает цветок на дорожках, В небесах - пудра и дым. Если вы хотите поддержать побежденное тело, Души, это ваше убежище в небе: это не долина долин, а Бог небесный, маркер.

Описание живописного полотна

Так выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна - и будешь внутри него тоже. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов.

Панайеску, Клуж-Напока. Первая коллекция стихов Перпессисиуса, Скут и Тарга содержала заметки о раненых, с глубоким возбуждением под фальшивой поверхностностью. Из траншеи казни смотрят с неподвижным глазом Навстречу возвышенным звездам, которые горели на расстоянии И в зрачках рецептов звездные очки Неловкие рефлексы просыпаются от Стикса.

Брэйлиан, так близко к Бэргагану, поэт со всеми горами чувствует энергичную вечность полей, равнодушную к человеческому мусору. Цветы на равнине цветут пулеметами. И с соками вымыли смертельные раны. Героев, павших как простой эфемер. Что мы спим навсегда на цветке, похоронив в лепестках.

Настроение картины

Рассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. Она словно замерла в ожидании, в предвкушении разгула стихии, такой же своенравной и неуправляемой, безграничной, как и русский дух. В этом, пожалуй, весь Шишкин! «Рожь» (описание картины помогает это понять) - полотно-настроение, полотно-ощущение. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки. Они стрелами прочерчивают воздух, подчёркивая тревожное ожидание природой очистительной грозы. лентой вьётся вперёд. На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой. А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её? Наверное, непреодолимое желание оказаться там, в этом жарком полуденном краю, подставить лицо солнцу, вдохнуть от души пахучий тёплый воздух и почувствовать себя частичкой этой великолепной, вечной природы.

И под твоей красивой губой, Соблазняя взять их, На жести зуба, Маленькие зубы - две серьги. Один в целом, полярная звезда, цветочное цветение самопроизвольно из серебряной сферы, как в теплице. Многократные встряски и погребальные венки Над цветами и над людьми, собранными пулеметом.

Затем Перпессисиус все чаще упоминается как интимист, прямо пишет, как он себя чувствует и берет на себя как покровитель Алена Шартье. Он не сочиняет, но выбирает темы в непосредственном опыте и языке из разговора или книг, как это бывает, импровизирует «открытки», отмечает альбом. Размещение стола с канталупой, сливой, орехами - возможность поэзии. Также устанавливая в доме повторное занятие обычного места в библиотеке.

Такова она, живительная сила настоящего искусства!

Рожь (1878), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Этот шедевр Шишкина экспонировался на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Наряду с "Рожью" тогда было показано несколько замечательных работ соратников Шишкина по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности - всем известные "Вечер на Украине" Куинджи, "Кочегар" Ярошенко, "Протодьякон" Репина. Но, по общему мнению, все они уступали картине Шишкина; это мнение сформулировал Крамской в письме к Репину: "Я буду говорить в том порядке, - писал он, - в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина "Рожь"".
Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал "Эта" - этот набросок и стал основой полотна. Его содержание, его основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов; надпись гласит: "Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство". Эти назывные предложения в концентрированном виде передают нам тогдашнее ощущение Шишкина.

Какое очарование в изолированной библиотеке! Что для меня все в порядке, Хотя на трассе снег. Холод критических земель, могилы, которые затемняют существование под средиземноморским солнцем и среди белых колонн, - это поэтические идеи элегического, классического не в декорации, а по существу.

Страх черных морей, снега и сурового ветра - это овидий. Пещеры в Урбе были правы. Написав, что сегодня воды будут заморожены. Вчера, всю ночь, со своим трезубцем, Нептун поцеловал их и взбунтовался как сумасшедший. Фламандские синяки превращаются в тучи Кимери, дунайские пруды в адских водах, Стикс Мосс.

К концу 1870-х годов наиболее дальновидные передвижники осознали, что на тотальной критике не построишь здания новой общественности; в этой ситуации живопись затосковала по положительному идеалу, причем ближе всего к решению этой задачи оказался как раз пейзаж. "Рожь", в сущности, является зримым выражением указанной тоски и блестящей попыткой решить поставленную задачу. Вспомним еще раз собственный комментарий Шишкина: "Божия Благодать. Русское богатство". Дорога, популярный прежде символ скорбного пути русского народа, здесь кардинально переосмыслена, превратившись в дорогу к счастью, в дорогу в чаемое Беловодье, о котором рассказывает столько русских легенд, - при этом конкретику и, что ли, обеспеченность этого пути указывают и подтверждают характерные пейзажные детали.
Надо сказать, что "Рожь" Шишкина - не единовременное озарение художника. Она готовилась всем его предшествующим опытом; отголоски настроения, наполняющего картину, мы найдем уже в первой по-настоящему оцененной публикой работе, написанной за девять лет до "Ржи", - это "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869). Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема "национального блага", тема "благодарения жизни". В полотне "Рожь" она нашла дальнейшее истолкование.

Мотив дороги
На полотнах многих русских художников присутствует дорога - как один из символов национальной жизни. Смысловая музыка этого мотива всякий раз определяется контекстом картины.
Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще русского художника), который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей. Дорога в данном случае выступает почти метафизическим знаком национальной жизни, обрастая массой подсмыслов и музыкальных обертонов: тут и устремленность к горизонту, за горизонт, мистическая углубленность, и вечное странничество, и... Этот ряд определений можно продолжать до бесконечности.
Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от "декораций", в которые дорога помещена. Герой нашего выпуска пишет дорогу - в соответствии с идеологией собственного творчества - предельно просто, в номинации "мудрая наивность". У его сподвижника, А. Куинджи, поражавшего современников "невозможными" цветовыми и световыми эффектами, дорога часто смотрится таинственно и символично. А И. Левитан в знаменитой "Владимирке" неожиданно для самого себя "отрабатывает" социальную тематику, заключенную как в колорите и композиционных деталях, так и в обозначении "дороги скорби", вынесенном в название работы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!