Индивидуальные нод по автоматизации звуков. Конспект НОД на этапе автоматизации звука с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект

логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

на тему: «Использование игровых приёмов

при автоматизации звука [Л]»



Разработал:

учитель-логопед

ГБУ РМЭ "ЦППМС "Детство "

Е.Н. Шестакова

Цель:

повысить мотивацию к логопедическим занятиям и эффективность корригирующего воздействия посредством игры.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык нормативного произношения звука «Л» в словах и фразах. Развивать скоординированность артикуляционной моторики, укреплять мышцы языка. Развивать способность к зрительному гнозису, закреплять оптический образ буквы «Л». Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память). Развивать способность понимать речевые инструкции педагога и адекватно реагировать на них.

Образовательные:

Активизировать словарный запас. Расширять и закреплять представления детей о временах года (весна). Закреплять знание артикуляционного уклада звука «Л». Совершенствовать навык согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Воспитательные:

Воспитывать привычку к слуховому самоконтролю, стремление произносить звуки речи правильно. Воспитывать самостоятельность, произвольность поведения, взаимопомощь и коллективизм.

Методические приёмы:

Дидактические игры и упражнения. Демонстрация наглядных пособий, способов действия. Самостоятельная практическая и речевая деятельность детей. Художественное слово. Дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа:

Разучивание артикуляционной гимнастики «Два героя» (Кн. И.Л.Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л-ЛЬ», с. 9).

Оборудование:

Фланелеграф, магнитная доска, карточки для игры «Разрезные буквы», предметные картинки на звук «Л», мелкие игрушки: солнышко, капелька, ландыш, птичка. Тактильная дорожка. «Чудесный» мешочек «Слон». Мультимедийное оборудование для проведения динамической паузы.

План занятия:

    Организационный момент:

    Основная часть:

Загадка про слона;

Сюрпризный момент;

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Чудесный» мешочек;

Чистоговорки на звук «Л»;

Дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» - «Кого ласкает солнышко»;

Дидактическое упражнение «Что перепутал художник?»

Физкультминутка;

Дидактическая игра «Желтяне и голубяне»;

Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву»;

Игра «Сложи букву из частей»;

Сюрпризный момент;

    Заключительная часть.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Логопед: Дети, сегодня мы будем не заходить, а залетать в класс на самолётах. Вот так (показ движения и звука). Чтобы правильно спеть песенку самолётика давайте припомним куда мы ставим язык (Повторяем артикуляцию звука «Л»). После чего дети «залетают» в класс на самолётах, пропевая песенку звука «Лллл…» и садятся на стуья.

    Основная часть:

Логопед: Ребята, угадайте, кто к нам пришел сегодня на занятие…

Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз

В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких

И на острове Цейлон.

Угадали? Это (Слон).

Появляется игрушка слон в виде «чудесного» мешочка.

Логопед: Слон сказал, что видел охотников и очень боится их. Но он не знает, что те охотники сами большие трусишки. Чтобы успокоить нашего гостя давайте расскажем ему историю, которую мы знаем про охотников.

Артикуляционная гимнастика на звук «Л»:

Два «героя» на охоту

Шли по топкому болоту:

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

«Нам, героям, не страшны

Даже дикие слоны!»

Вытянуть губы вперед «хоботом», произнести звук «У-у-у-у…»

Шли, друг другу похвалялись.

Вдруг… лягушки испугались!

Длительно удерживать губы сомкнутыми и растянутыми в улыбке.

И по кочкам наутек

Побежали со всех ног.

Пошлепать широким, расслабленным языком по верхней губе.

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

Многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д-д…

«Ой! – сказал один «герой». –

Носорог скакал за мной,

Поцокать языком.

Он ружье мое отнял

И, как булку, разжевал!

«Пожевать» язык, выдвигая его вперёд-назад, многократно произнося при этом слог ЛА.

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

«Ой! – сказал другой «герой». -

Коршун вился надо мной.

Страшно крыльями махал,

Двигать языком вверх – вниз, сочетая движения со взмахами рук в тех же направлениях.

Как индюк он «болботал».

Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад.

И с тех пор «героям» что-то

На охоту неохота!

Обиженно оттопырить нижнюю губу.

Логопед:

Слон обрадовался, что ему не угрожает никакая опасность и за хорошую весть хочет нам что-то подарить. Сейчас вы по очереди будете доставать из слоновьего хобота подарки.

Дети достают мелкие игрушки: солнышко, хрустальная капелька, цветок, птичка и комментируют происходящее фразой: «Мне с л он да л со л нышко (капе л ьку, л андыш, птичку)»

Логопед: Как вы думаете, почему слон подарил нам именно эти предметы?

Дети: Потому, что наступила весна и слоник поздравил нас с этим событием! Солнышко стало ярче, теплее, с крыш капают хрустальные капельки – капель. Скоро из тёплых краёв прилетят перелётные птицы, распустятся цветы. (Во время рассказа логопед по очереди берёт у детей подарки и размещает их на столике в виде весенней композиции).

Логопед: повторите за мной:

Ла – ла – ла, славные у нас дела,

Ло – ло – ло, стало тепло,

Ле– ле – ле, проталины везде,

Лы – лы – лы, скоро расцветут цветы.

Дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» - «Кого ласкает солнышко».

Логопед: Посмотрите на эту картинку (фланелеграф). Что здесь нарисовано? (Дети перечисляют предметы со звуком [Л] ). Но здесь чего - то не хватает, как вы думаете, чего? (Лучей у солнца). Сейчас вы будете рисовать лучи солнышка и говорить кого оно ласкает. Первый лучик нарисую я (показываю способ действия): л учик л аскает об л ачко. Затем дети самостоятельно проводят свои лучики от солнышка к понравившейся им картинке (ель, белка, ласточка, проталина, лиса и т.д.) и комментируют что (кого) они ласкают.

Логопед: У нас получилась очень красивая весенняя картинка. Но здесь есть ошибка. Может быть кто-то обратил на неё внимание? Кто заметил, что перепутал художник? (Яблоня с плодами. Это может быть только летом или осенью).

Динамическая пауза: Вы долго стояли около нашей картинки, давайте немного подвигаемся. Проводится физкультминутка с использованием ИКТ.

Дидактическая игра «Солнышки и облачка».

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Здесь прикреплены два листа. Один – ярко-жёлтый как весеннее солнышко, другой – нежно-голубой как весеннее небо. Мы с вами разделимся на две группы: каждый игрок команд по очереди будет бросать кубик и забирать себе с листа соперников то количество картинок, которое выпало на грани кубика. Называют то, что изображено на картинке и размещают их на своём листе.

Например: была лодка голубая, стала – жёлтая; был стол жёлтый, стал – голубой.

Фонетическое упражнение «Где стоит звук?»

Логопед: Посмотрите на эту картинку и скажите где стоит звук [Л] в слове «Лодка»? и т.д. Дети определяют позицию звука в словах.

Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

А теперь давайте споём песенку звука [Л]. Поют в разных голосовых режимах: от громкого к тихому и обратно по образцу педагога.

Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву».

Логопед: посмотрите на буквы и найдите среди них все буквы «Л».

Дети находят все буквы «Л», написанные в разных графических стилях, снимают их с фланелеграфа и говорят фразу: «Я нашёл букву «Л».

Логопед: Молодцы, вы узнали и нашли все буквы «Л», хоть они и такие разные.

Физкультминутка:

Игра «Сложи букву из частей»

Логопед: А теперь к столу спеши, букву «Л» скорей сложи.

Дети составляют буквы из частей разрезных картинок (разного уровня сложности) и рассказывают, что у них получилось:

У меня жёлтая буква «Л»; -У меня белая буква «Л»

У меня зелёная буква «Л»; -У меня лиловая буква «Л»

    Заключительная часть.

Сюрпризный момент

Логопед:

Слону так понравилось у нас в детском саду, что он приготовил вам сюрприз, а достанет его из хобота слоника мальчик у которого в имени есть звук [Л]. Кто это? (Глеб).

Ребёнок достаёт из хобота пакетик с леденцами и угощает остальных детей.

Антонида Ильюшина
Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звуков [Ш], [Р] с использованием ИКТ

Автоматизация звука [Ш] в словах находится на завершающем этапе – введение звука в речь. Этап автоматизации очень долгий и требует поиска наиболее выигрышных методов привлечения детей-логопатов.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей-логопатов, пробудить у них интерес к содержанию образовательной деятельности, чтобы усвоенный материал сохранился надолго и использовался в новых условиях. Для успешного формирования правильного звукопроизношения учитель-логопед вынужден предлагать ребёнку очень долгое и многократное повторение речевого материала (картинки, карточки задания, упражнения и др.)

Преимуществом использования информационно-коммуникативных технологий обучения детей-логопатов являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого материала. Применение ИКТ даёт возможность учить весело, радостно, без принуждения, позволяет учителю-логопеду разнообразить приёмы коррекции звукопроизношения, что предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Программное содержание.

Цель: автоматизировать звук [Ш] в середине слова, в предложениях, скороговорках. Закреплять произношение звука [Р] в свободной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в словах, предложениях;

Закреплять произношение звука [Р] в свободной речи;

Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными значениями.

Коррекционно – развивающие:

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику с использованием здоровьесберегающих технологий;

Активизация восприятия, памяти, внимания, мыслительных операций.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.

Предварительная работа:

Артикуляционные упражнения; развитие мелкой и общей моторики;

Постановка звука [ш];

Автоматизация звука [ш] в слогах, в начале слова;

Автоматизация звука [р] в свободной речи;

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

Продолжительность занятия: 15 – 20 минут (в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка)

Демонстрационный материал: презентация, тренажер для плавного длительного выдоха, мячик су – джок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Здравствуй…., у нас с тобой сегодня будет необычное занятие. Давай поздороваемся с нашими гостями.

Какое у тебя сегодня настроение?. Хорошо!

На занятии наши глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает.

Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [Ш] и мы с тобой отправимся в путешествие в волшебную страну.

Нарисована страна

Милых кругленьких зверьков

Из конца в конец она

В тыщу кроличьих прыжков. Смешария.

Артикуляционная гимнастика.

Перед путешествием нам надо хорошо размяться. Комплекс упражнений.

Пальчиковая гимнастика с Пином и Биби.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук; стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Конструктор моторов, приборов, турбин! Узнали кто это? Конечно же… Пин.

Пин и Биби предлагает нам с тобой поиграть с таким интересным круглым мячиком.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Изолированное произношение звука.

Мы с тобой уже умеем красиво говорить звук [Ш], давайте вспомним как шумят деревья в лесу? ш-ш-ш (ручками показываем, как качаются деревья, как шипит змея? ш-ш-ш,

В гостях у Нюша. «Шарики».

Цель: автоматизация звука в прямых и обратных слогах.

Румяные щечки, нос пяточком. И маленький хвостик крючком. И это совсем не хрюша, это прекрасная…. (Нюша)

Посмотри, какие у Нюши красивые шарики. Они музыкальные. Давай мы вместе с Нюшей и ее шариками споем песенку.

ша – ша – ша

шо – шо –шо

шу – шу – шу

шэ – шэ – шэ

шы – шы – шы

ше – ше – ше

В гостях у Бараша.

1. «Бабочка лети». Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

2. «Найди бабочку». Цель: развитие внимания.

Капризный поэт, любит горный пейзаж. Узнали кто это? Конечно…Бараш.

Кто взлетит с цветка вот – вот? Разноцветный бегемот! (Бабочка)

А тебе нравятся бабочки. Бараш тоже очень любит бабочек. Давай, поможем Барашу найти одинаковую бабочку. Молодец!

Работа с тренажером для развития воздушной струи.

Подуй на бабочек «Слабым ветерком», затем «Сильным ветерком»

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.

В гостях у Ежика. «Перепутанные слова».

Цель: развитие фонематического восприятия.

Колючки, очки, пара ручек и ножек. Узнал кто это? Конечно же…Ёжик.

Ежик предлагает нам поиграть в игру «перепутанные» слова. Я буду читать предложения, а ты слушай внимательно и сразу же исправляй ошибки:

С другом мы играли в чашки. (в шашки).

Пили чай из белой шашки. (чашки).

Вылезла из норки шишка. (мышка).

На нее упала мышка. (шишка).

Под кустом сидели шишки. (мышки).

На сосне висели мышки. (шишки).

В воздухе летала кошка. (мошка).

Молоко лакала мошка. (кошка).

В гостях у Кроша. «Гимнастика для глаз».

Цель: предупреждение нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения.

Хоть он и ушастик, но собою хорош! Узнал кто это? Конечно же…Крош.

Крош очень любит фотографировать. Угадай, кого сфотографировал Крош?

У реки, над камышами, вот с та-а-а-акущими глазами,

Зависает вертолёт. Пассажиров не берёт!

И пропеллер. И глаза. Да ведь это -. ! (Стрекоза)

Гимнастика для глаз

Вот какая стрекоза

Пальцами делают очки.

как горошины глаза.

Влево- вправо, назад- вперед

Ну, совсем как вертолет.

Круговые движения глаз

Мы летаем высоко.

Смотрят вверх

Мы летаем низко.

Смотрят вниз

Мы летаем далеко.

Смотрят вперед

Мы летаем близко

Смотрят вниз

Глазкам нужно отдохнуть.

Ребята закрывают глаза

Нужно глубоко вздохнуть.

Глубокий вдох.

Глаза все так же закрыты.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Жмуримся и открываем,

заниматься продолжаем.

В гостях у Кар Карыча. «Коллекция сувениров».

Цель: 1. автоматизация звука [Ш] в середине слова.

2.«Назови ласково». Образование уменьшительно – ласкательных существительных.

Артист, пианист, балагур, тары-барыч! Узнал кто это? Конечно… Кар Карыч.

Карыч любит путешествовать. И на память с мест, где он бывает, привозит сувениры. Повтори, пожалуйста, за мной, какие забавные вещицы он насобирал!

Мышка в шапке, подушка, кувшин, мартышка, ромашка, мишка, чебурашка, чашка, кошка, карандаши, машинка, пушка, матрешка.

Он очень любит свои сувениры, и называет их ласково. Давай и мы с тобой назовем ласково предметы на полках у Карыча. (Мышечка, подушечка…и т. д.). Умница!

Физминутка с Крошем, Нюшей, Совуньей и Копатычем.

На веселую зарядку

Крошик нас зовет с тобой.

Раз - присядка, два - прыжок.

Любит прыгать наш дружок.

Ну, а Нюша как проснется –

кулачками потереть глаза

Любит долго потянуться

потянуться

Обязательно зевнуть

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть

движение бедрами в стороны

А Совунья спинку выгнуть

прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнуть

легкий прыжок вверх

А Копатыч косолапый

руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса

Широко расставив лапы

ноги на ширине плеч

То одну, то обе вместе

переступание а ноги на ногу

Долго топчется на месте –

раскачивание туловища в стороны

А кому зарядки мало - начинает все сначала!

развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.

Завершаем упражняться

Начинаем заниматься.

Учим стихи с Барашем

Давай выучим стишок вместе с Барашем.

Чтение стишка логопедом

Рассматривание таблицы

Повторение вместе с логопедом.

Самостоятельное повторение

Пересказ стиха с различной интонацией.

Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт.

Итог занятия. Молодец, ты очень хорошо занимался. С каким мы звуком сегодня занимались? А у кого мы сегодня были в гостях? Понравилось ли тебе играть со Смешариками. Смешарикам тоже очень понравилось играть с тобой и они приготовили тебе сюрприз. Спасибо тебе, до свидания!

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

1. Образовательные:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.

2. Коррекционные:

  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

3. Воспитательные:

  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование : предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

Ход занятия:

1.Организационный этап.

Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

Что делает горлышко? (поёт)

Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

Правильно.

6. Характеристика звука

Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).

Звонкий или глухой звук? (звонкий)

Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

Каким цветом его обозначаем? (синим).

Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

У нашего Дракоши сломалась машина.

Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

Сначала тихо; (р-р-р-р).

Громко; (р-р-р-р).

Очень громко; (р-р-р-р).

Тихо; (р-р-р-р).

Громко. (р-р-р-р).

Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди звук».

Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

Кра-кра-кра Пра-пра-пра

Кро-кро-кро Про-про-про

Кры-кры-кры Пры-пры-пры

Кру-кру-кру Пру-пру-пру

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

Игра «Один-много».

Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб - грибы, ягода - ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

Упражнение «Повтори».

Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

Игра «Скажи наоборот».

Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«Автоматизация произношения звука [ К ] с использованием куклы Кваки»

Подготовила и провела логопед Еласовской средней школы:

Мидякова А. Ю.

с. Еласы

Конспект занятия по автоматизации произношения звука [К] с использованием куклы Кваки.

Цель:

    ознакомить детей со звуком [К]

    учить четко артикулировать звук

    закрепить его произношение в слоге, словах

    развитие мелкой моторики руки

    развитие чувства ритма

    вспомнить персонажей различных сказок, начинающихся на звук [К]

    развивать умение работать с картинками

    развитие навыков звукового анализа и синтеза

    заинтересовать детей во время занятия сюрпризными моментами.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня на занятие пришел гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Логопед достает Кваку, дети рассматривают лягушонка. Квака рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квака.

Логопед: Дети, нравится вам наш гость?

Как он о себе говорит?

Ну что, же мы оставим его на занятии и посмотрим, действительно ли он такой хороший.

Вы запомнили его имя?

Как вы думаете, почему лягушонка так зовут?

    Развитие мелкой моторики руки.

Давайте расскажем Кваке о том, какие дружные ребята в нашем классе. А ты, Квака, смотри, какие движения делают дети и выполняй вместе с ними.

(Дети читают стихотворение, сопровождая его поочередным смыканием и размыканием пальцев рук в слове: «раз, два, три, четыре, пять)

Логопед выполняет те же движения лапками Кваки.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики

Мы сейчас подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять

    Развитие чувства ритма.

Квака предлагает поиграть в игру «Дождик». Он читает стихотворение, дети повторяют ритм, который он задает ударамипальца об стол, имитируя падение капель дождя.

Капля – раз, капля – два

Капли не спешат сперва:

Кап, кап, кап!

Стали капельки бежать

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап... !

Квака говорит: «Я с собой принесла сюрпризную коробку. В ней буковка, про которую будете говорить. Но прежде всего вы должны его отгадать. Если вы отгадаете загадку, то в отгадке первой буквой является она».

Палочка волшебная

Есть у меня друзья,

Палочкою этой

Могу нарисовать я:

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

(Карандаш)

IV . Артикуляция звука:

К – согласный звук, трудно выговариваемый. При произношении этого звука язык поднимается к заднему нёбу, смыкается – размыкается.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Горка», «Часики».

Повторение слогов: ка – ку кы – ки ко – кэ

ак – ук ык – ик ок – эк

ск – шк кр – тр кс – кл

Назовите персонажей сказок, имена который начинаются со звука [К].

Применяется при этом задании плакат со сказочными героями.

V . Работа с карточками.

На одного человека одна карточка с последовательно приклеенными предметными рисунками.

Какое слово получится из первых букв этих четырех названных слов?

Физкультминутка

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Сели, травушку покушаем

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра «Доскажи словечко»:

    Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня? (коньки)

    Кто альбом раскрасит нам?

Ну конечно... (карандаш)

    «Я в зеленку угодил!» -

горько плачет... (крокодил)

    По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко

Что не хочется вставать

Что за штука я... (кровать)

Составить предложение по картинкам.

(рыбка, мишка, шарики, кот, волк, мышка, листочки)

Сначала разобрать в каком месте слова (в начале, в конце, в середине) слышится звук [К].

Игра «Чудесный мешочек».

Скороговорка:

Клала Клава лук на полку

Кликнула к себе Николку.

VI . Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Сколько букв в словах:

Кошка произношения звука л на ...

Елена Митасова
Конспект НОД на этапе автоматизации звука [Ш] с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель :

Автоматизация правильного артикуляторного произношения звука [Ш] в речи , посредством здоровьесберегающих технологий .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

формирование правильного артикуляционного образа звука [ш] .

Коррекционно-развивающие :

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие мимических мышц лица;

развитие артикуляционной моторики;

развитие правильного речевого дыхания;

закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно , в слогах, в словах, в предложениях;

развитие фонематических процессов;

развитие памяти, внимания и зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные :

привитие навыков самоконтроля за речью;

воспитание усидчивости на занятии;

воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш] .

Оборудование :

1. Организационный момент.

(звучит музыка, дети входят в группу)

Логопед : Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам много гостей. Посмотрите. (Логопед обращается к гостям)

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

Давайте с гостями поздороваемся .

Дети : Здравствуйте!

Логопед :

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу справа

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Звуковой сигнал сообщения . По моему нам с вами пришло письмо. Открываем видеописьмо. (Письмо от Каркуши) . «Здравствуйте, ребята! Отправила вам письмо. Хочу сообщить неприятную новость! Пираты украли из нашей лесной библиотеки книгу звуков ! И теперь мы не можем научить зверей правильно произносить звуки ! Помогите! Разыщите нашу книгу! Чтоб вам помочь, я выслала карту островов, где может находиться книга звуков , для того чтобы ее найти, вам придется выполнить различные задания! Очень прошу, поспешите!»

Логопед : Что же нам делать? Вы хотите помочь? Что ж, посмотрим, что за карту прислала нам Каркуша. Это действительно пиратская карта островов. Что ж, отправимся на поиски книги.

Логопед : Давайте вспомним наш девиз :

Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Чтоб у нас все получилось, разомнём мышцы сделаем массаж лица и шеи.

Самомассаж лица и шеи :

Логопед :

Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки,

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) .

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз,

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей,

Щечки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями,

А потом от носа мы к губам стекаем (стиралевидные движения средних пальцев от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам,

Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопывание по ним так, чтобы губы удерживали воздух,

И губами вправо- влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу,

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз : пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам,

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Молодцы, теперь мы готовы к поискам книги. На чем мы с вами отправимся в морское путешествие?

Дети : На корабле!

Логопед : Как называется руль на корабле?

Дети : Штурвал!

Логопед : С какого звука начинается слово штурвал?

Дети : Слово штурвал начинается со звука [Ш] .

Логопед : Молоды вот мы с вами попали на первый остров.

Логопед : Дети, мы с вами часто играем в эту игру, кто напомнит правила. Правильно. Я буду называть слоги, а вы если услышите в слоге звук [Ш] , хлопните в ладоши. Готовы? (слоги : ша, ла, за, шо, ши, жи, ми, шу, му, зу, ша) . Молодцы!

Логопед : Вы внимательные, молодцы! Смотрите, какой то конверт, что интересно в нём? (В конверте фрагмент ключа от замка) . Что - то не понятно, что это. Возьмем с собой это письмо, вдруг оно нам пригодится. Чтоб попасть на второй остров, нам необходимо сделать гимнастику для нашего языка. Начнем. Артикуляционная гимнастика (Наказать непослушный язычок, Маляр, Вкусное варенье, Грибочек) . Вот мы с вами и на острове.

Логопед : На этом острове нас ждет следующее задание. Вы готовы? Для нас приготовили набор картинок в которых есть звук [Ш] . Вам надо назвать и расставить картинки по следующим признакам на вершине горы картинки со звуком [Ш] в начале слова , у подножья горы картинки со звуком [Ш] середине , на равнине звук [Ш] в конце слова . Вы готовы?

Дети : Да!

1задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в начале слова .

Дети : Шапка, шарф, шкаф, шуба.

Логопед : Где расположим наши картинки?

Дети : На вершине горы.

Логопед : Почему?

2 задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в середине слова.

Дети : Кошка, машина, мешок, петушок.

Логопед

Дети : У подножья горы.

Логопед : Почему?

3 задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в конце слова .

Дети : Мышь, камыш, душ.

Логопед : Где расположим эти картинки?

Дети : На равнине.

Логопед : Почему?

Логопед : Справились и с этим заданием. Посмотрите, еще одно письмо, посмотрим, что в нем. Опять картинка непонятная. Возьмем с собой и это письмо. Я думаю, оно нам тоже пригодится. Что бы попасть на третий остров нам необходимо отгадать загадку, вы готовы? Слушайте внимательно.

Логопед :

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

Если так бушует море!

Волны самых разных форм…

Что же с морем? В море …

(Шторм)

Логопед : Посмотрите, чудо остров! Песчаные берега. Но после шторма здесь такой беспорядок! Бумажки разные разбросаны, давайте наведем порядок. Ой, посмотрите, это же конверты возьмите по одному конверту и подойдите к столу, откройте свои конверты, что в них? Картинки после шторма перемешались, их нужно собрать.

Дети собирают картинки. Логопед просит их назвать, что изображено на картинках и в какой позиции стоит звук [Ш] .

Логопед : Какие вы сообразительные! Молодцы! Вот еще один конверт с картинкой, возьмем его с собой дальше. Для того чтоб нам попасть на следующий остров, нам необходимо сделать морскую зарядку. Вы готовы? Станьте поудобней, чтоб друг другу не мешать. Начнем?

Дети : Да!

Физминутка :

Как живешь? Вот так.

Как плывешь? Вот так.

Как бежишь? Вот так.

Вдаль глядишь? Вот так.

Машешь вслед? Вот так.

Ждешь обед? Вот так.

Утром спишь? Вот так.

Как шалишь? Вот так…

Логопед : Морскую зарядку сделали. Попали с вами на четвертый остров. Теперь нас ждет следующее задание. Здесь конверт, а в нем задания, их ровно шесть, как и вас. Значит, каждому ребенку достанется по одному заданию. Вы готовы? Слушайте внимательно!

«Мозговой штурм» (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука [Ш] )

– Головной убор. (Шапка, шляпа)

– Число после пяти. (Шесть)

– Там учатся дети. (Школа)

– Часть колеса. (Шина)

– Колючки у розы. (Шипы)

Растет на ёлке. (Шишка)

Логопед : Какой звук вы слышите во всех этих словах?

Дети : В этих словах есть звук [Ш] .

Логопед : В какой позиции находится звук [Ш] ?

Дети : Звук [Ш] стоит в начале слова.

Логопед : Следующее задание. Игра «Предложение договори и его ты измени» (с картинками) :

У Маши… (шуба) . – Это чья шуба? – Это Машина шуба.

У Миши… (машина) . – …

У Паши… (мешок) . – …

У Даши… (шахматы) . – …

У Наташи (шарик) . – …

У Глаши ….(ромашка) . - ….

Логопед : Правильно! Молодцы! Ещё один конверт с картинкой. И его мы возьмем с собой. Отправляемся на следующий остров. Для этого нам надо размять наши с вами ручки. Приготовьтесь. (Пальчиковая гимнастика) . Что ж, начнём.

Две ладошки прижму, Прижать друг к другу обе ладошки

И по морю поплыву. при этом не соединяя большие пальцы

Две ладошки, друзья, - Делать волнообразные движения

Это лодочка моя. руками - "лодочка плывёт"

Паруса подниму, У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой"

А по бурным волнам Полностью соединить друг с другом две

Плывут рыбки тут и там. ладошки для имитации рыбок и снова

волнообразные движения - "рыбки плывут"

Логопед : Вот и последний остров. Посмотрите, здесь сундук, он закрыт, что же нам делать теперь? (Ответы детей) Дети, на каждом острове мы находили конверты с различными картинками, давайте их достанем и посмотрим, что у нас получится. (Один ребенок собирает картинку и говорит, что изображено) Дети, это же ключ. А вот и настоящие ключи, надо выбрать только один, который похож на картинку. (Выходит один ребенок и подбирает ключ к замку, открывает его и достает книгу) Дети, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Эту книгу мы с вами отправим Каркуше. Я вам предлагаю отправить книгу с рассказом о нашем путешествии, который вы составите, а я его запишу, пусть Каркуша прочитает его своим друзьям. А поможет нам мнемотаблица. (Дети составляют рассказ и подводят итог всего занятия) Вот и подошло наше с вами путешествие к концу. Пора нам возвращаться в детский сад, что бы отправить книгу доктору Айболиту. Давайте скажем гостям до свидания, до новых встреч (дети под музыку уходят) .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!