Иногда замкнутый круг – это треугольник. Треугольник Рёло и кривые постоянной ширины

Устало потирая виски и откидываясь на спинку дивана девушка вновь задала вопрос:
- Лиза, если ты любишь Витю, то какого чёрта встречаешься с Антоном?
Тушка, что до сего момента сидела на коленях девушки и мирно посапывала, вдруг раскрыла глаза и уставилась на вышеназванную Лизу, но потом закрыла глаза и поудобнее обняв свою "подушку" и прошептав "Женя, ты тёплая" опять засопела. Девушка сидела на стуле смущённо краснея и накручивая локон каштановых волос на палец. Рядом с ней стоял диван, а на нём расположились ещё две умирающие особы. Причём лежали они свесив головы и приглушённо постанывая, как бы выражая как их задолбал тупизм одной из присутствующих.
- Как какого чёрта?! - удивилась Лиза отпуская волосы и вставая со стула. - Конечно, что бы быть ближе с Витенькой! Ты что совсем не понимаешь?!
Девушка, что была оскорблена вопросом уже протянула руки для того, что бы подёргать её за волосы, или что-то в этом роде. Как вдруг, сидевшая на Жене, а именно так звали задавшую вопрос распахнула глаза и лениво, но с явной угрозой сказала.
- Только тронь её, и ты будешь собирать свои кости следующие сто лет.
Лиза вздрогнула убрала руки и села на место. А Женя погладила угрожавшую по голове.
- Спасибо, Лера, - улыбнувшись прошептала она на ушко чёрноволосой особе, что опять погрузилась в сон. - Хорошо, а от нас-то ты что хочешь?
Лиза вздохнула и выдала всё на одном дыхании:
- Я хочу, что бы вы влюбили Витеньку в меня и стёрли Антона с лица земли!
На диване, что-то закопошилось, а после раздался звук шлепка. Русоволосую девушку, которую собственно шлёпнули, увидели лежащей на полу.
- С фигали мы должны это делать? - натянуто и выговаривая каждую букву, словно издеваясь произнесла шатенка, сев на диван нормально. На неё обиженно посмотрела русоволосая, но всё-таки села рядом.
- Ну, Сонь, пойми так вы совершите доброе дело, а я ведь ваша подруга! - проныла Лиза вновь теребя прядку волос, но уже заметно подрагивая и с нетерпением ждя ответа на свою просьбу.
- Бесплатным презерватив бывает лишь использованным, - закрыв глаза заговорила русоволосая особа. Лиза покраснела, а Соня сдержанно хихикнула.
- Света, блин! Извращенка!!! - взвизгнула Лиза. - Да блин, вам что, сложно?!
- Нет, не сложно конечно, но формально лень, - сказала Женя и закрыв глаза откинула голову назад. Лиза заинтересованно посмотрела на Женю и затихла словно чего-то ждала. А ждать было чего, от этой четвёрки тем более.
- Он моется. - два слова, а в квартире стоит такой визг, что мама не горюй! Лере пришлось даже уши Жене закрыть, что бы подруга прекратила дёргаться и не оглохла. Когда "вопль умирающего тюленя" закончился, Лера заговорила:
- А теперь, за то, что Женя использовала свой дар не по назначению, ты должна продать мне душу, - коварно улыбнулась Лера и сев рядом с Женей как-то по-кошачьи потянулась.
- А может вы всё-таки мне поможете? - глаза Лизы подозрительно заблестели, что намекало на то. что девушка вот-вот расплачется. Света задумалась, Соня зевнула, Лера устроила голову на Жениных коленках, а сама Женя закрыла глаза. Лиза была напряжена, а девушкам было глубоко плевать.

Отрезок – ломаная – замкнутая ломаная – треугольник – неравенство треугольника – периметр – равносторонний треугольник – снежинка Кох – параллелограмм как фигура из двух треугольников – определение и свойства параллелограмма – построение параллелограмма.

Задание 1

Дан отрезок, отметьте на нем 4 точки и «перегните» его по этим точкам. Получилась пятизвенная ломаная. Соедините крайние точки: ломаная замкнулась .

Если звенья ломаной не пересекают друг друга, то получается многоугольник .

Задание 2

Начертите замкнутую ломаную так, чтобы a) получился многоугольник, б) многоугольник не получился.

Постройте выпуклый и невыпуклый многоугольники, закрасьте их внутреннюю и внешнюю области. Переместите вершину невыпуклого многоугольника так, чтобы получился выпуклый.

Задание 3

Представьте, что в планшет вбиты 9 гвоздиков и у вас есть резиновый шнур, который можно растягивать на планшете, закрепляя за гвоздики.

  1. Соедините два гвоздика шнуром. Сколько разных решений может получиться («разные решения» - отрезки разной длины)?
  2. Протяните шнур так, чтобы он проходил через три гвоздика, образуя незамкнутую линию. Сколько разных линий можно получить?
  3. Пусть резиновый шнур замкнут (связан в кольцо). Растяните это кольцо на планшете так, чтобы шнур проходил ровно через 4 гвоздика. Найдите 10 разных решений.
    Подсказка: гвоздики могут лежать не только в вершинах, но и на сторонах многоугольников. При этом могут получиться и треугольники, и четырехугольники.
  4. Выполните предыдущее задание для пяти гвоздиков. Сколько разных многоугольников получилось?

Задание 4

Разделите отрезок AB точками C и D на 3 части. Составьте разные ломаные из этих частей. Удалось ли получить замкнутую трехзвеннную ломаную? Проведите эксперимент, меняя положение точек C и D на отрезке AB .

Задание 5

Сумма длин всех сторон многоугольника называется его периметром .

Изобразите несколько многоугольников, у которых периметр одинаковый, а форма различна.
Подсказка: можно сначала выбрать отрезок, а затем, расставляя на нем различным образом точки, строить замкнутые ломаные: длина отрезка при этом и будет периметром.

Задание 6

Нарисуйте следующие многоугольники и найдите их периметры.

Задание 7

Через каждую вершину треугольника проведите прямую, которая делит его периметр пополам.
Подсказка: вспомните, как из отрезка получали треугольник.

Задание 8

Если все стороны треугольника равны, то треугольник называется равносторонним .

Задание 9

Задание 10

Задание 11. Снежинка Коха

Дан равносторонний треугольник. Поделите каждую его сторону на три равные части и постройте на средних третях сторон как на сторонах меньшие правильные треугольники. Образуется замкнутая ломаная из 12 отрезков – шестиугольная звезда. Повторите построение на каждом из отрезков и продолжите его столько раз, сколько сможете. Вы получите снежинку Коха , которая впервые была описана шведским математиком Хельге фон Кохом еще в 1905 году.

Можете ли вы ответить на вопрос: как я живу? Что, казалось бы, проще! Я вроде бы знаю себя с самого начала и до сегодняшнего момента, но как? Можно, конечно, отмахнуться первым, что приходит в голову, – хорошо или плохо, но говорит ли это что-то конкретное о вас? Можете ли вы составить свой портрет по таким, по сути, ничего не значащим фразам? Ответите ли вы на вопросы: какие особенности характеризуют именно вас? какой вы, когда один? а какой вы в отношениях? не замечали ли вы, что вам порою проще рассказать про соседа, чем про самого себя, что вам легче увидеть жизнь в других, чем заметить ее в себе? Можно, конечно, спросить: зачем? И действительно, зачем? Приведу такой пример. Мы поступаем на новое место работы. Чтобы действительно хорошо ее выполнять нам понадобятся знания о составляющих нашего рабочего процесса. Когда мы еще не знаем нюансов, у нас мало что получается. Мы наталкиваемся на недовольство коллег, да и сами не очень-то счастливы. Но как только мы поймем, что откуда берется и на что влияет, работа становится менее стрессовой и начинает приносить удовольствие, а новые вызовы лишь подхлестывают азарт. Так и с нами самими: мы можем обрести уверенность в себе и окрасить свою жизнь лучами счастья, лишь познакомившись с собой, отвечая на вопрос «как я живу?».

Узнавать себя можно каждый миг и в любых обстоятельствах. В данной статье я предлагаю узнать себя в отношениях в процессе игр, разыгрываемых в треугольнике через роли Преследователя , Спасателя и Жертвы , ответив на вопрос, каков ваш способ быть в отношениях.

Личность проявляется, вступая в отношение с другими личностями.

Бубер М .

Итак, как я веду себя в отношениях?

Мы все вовлечены в отношения, и если приглядеться, мы зачастую используем одну и ту же схему поведения с другими людьми, особенно когда отношения часто натыкаются на преграды в виде недовольства и обоюдных упреков. Что же происходит и как выйти из болезненного взаимодействия?

Треугольник Карпмана . Известный психотерапевт Стивен Карпман, наблюдая за взаимодействием людей, свел отношения в простую для понимания схему в виде треугольника, на вершинах которого расположено по роли – Преследователь , Спасатель и Жертва . Каждая из ролей находится в самообмане. Все три роли считают, что они правы. Спасатель прав, потому что помогает. Преследователь уверен , что мир жесток и с ним надо обходиться взаимно агрессивно и подавляюще. Жертва думает, что сама она ни на что не способна и ничто уже ей не поможет.

В одиночку наши актеры существовать не могут, им всегда нужен кто-то, чтоб отыгрывать свой театр убеждений. Спасателю нужна Жертва, чтоб спасать и принимать за нее решения. Преследователю нужна Жертва , чтоб убеждать ее, какая она никчемная. А Жертве нужны Преследователь и Спасатель, чтоб подтвердить свой статус бессилия: первый напомнит грубым словом, где ее место, а второй помощью подчеркнет бессилие.

Одна из ролей более присуща человеку, чем другие, но в треугольнике роли перетекают одна в другую и избежать игры во всех ролях «узникам» не удается.

Преследователь . Самообман роли: мир жесток, и, чтобы выжить, нужно сражаться. Ставя других на место, Преследователь старается приобрести контроль, но, пользуясь такими методами, мир отвечает ему тем же, и Преследователь попадает в ловушку, тем самым подтверждая свою гипотезу о жестокости мира.

Но не стоит ставить клеймо плохого человека на таких людях. Такие люди перенесли много травм в начале своей жизни, они соприкоснулись с жестокостью и насилием. Такие люди ревниво охраняют свое пространство и находятся в постоянной готовности нанести удар. И если внешне это выглядит как нападение, то внутренне они чувствуют себя в позиции Спасателя и Жертвы . Вначале из роли Спасателя они деспотично заявляют, что нужно делать, затем, сталкиваясь с неприятием, чувствуют себя в роли Жертвы и отражают это нападением из роли Преследователя .

Спасатель . Самообман этой роли заключается в том, что человек думает, что его потребности не имеют никакого значения; что он может найти себя только через помощь другим; что без него другие не смогут справиться; что именно на нем лежит ответственность за других. Такой способ поведения можно легко проследить: обычно в детстве таким людям приходилось брать на себя совсем не детские обязанности. Например, уход за младшими детьми либо за не способными о себе позаботиться взрослыми, особенно когда присутствует алкогольная (либо другая) зависимость. В такой ситуации у ребенка не остается другого выхода, как только заботиться о близких, т.к. эту роль кто-то все же должен выполнять.

Ловушка этой роли в том, что человек, не имея стабильного опыта, начинает помогать всем по инерции и без разбора, а это уже вряд ли похоже на настоящую помощь.

Спасатель порой просто не понимает, что подлинная помощь не заключается в делании чего-либо за другого. Человек, действительно помогающий, не ставит другого в позицию беспомощного и не знает, что для другого будет лучше. Действительно помогающий человек знает, что у каждого есть право пробовать, совершать ошибки и снова пробовать, ведь только так можно по-настоящему научиться жить. Помогающий верит в силу и мудрость другого и за свою помощь не требует ничего взамен.

Спасатель же часто «причиняет добро» не разобравшись, а иногда и не услышав явный призыв о помощи. Как говорится в одной дзенской пословице, не корми человека, который не открыл рот.

Роль Жертвы – это наш раненый внутренний ребенок. Он беспомощен, уязвим и нуждается в помощи и защите. Самообман роли: человек думает, что не может сам позаботиться о себе, что у него ничего в жизни не получится и нужен кто-то другой, кто о нем позаботится и спасет. Часто мучащее чувство такого человека — это тяжелое чувство вины. Он чувствует вину и за то, что сделал, и за то, чего не сделал, за то, кем стал, и за то, кем не смог стать..

Но долго зависеть от другого человека и чувствовать свою никчемность неприятно, и Жертва старается выйти из своей подчиненной роли, что для Спасателя выглядит как преследование. И чтобы восстановить баланс, Спасатель кнутом и пряником, т.е. то Преследователем , то Жертвой восстанавливает исходное положение дел.

К своей слабой позиции Жертва привыкает с детства. Обычно есть либо нетерпеливые взрослые (Преследователи ), которым было удобнее все сделать быстро самим; либо гиперопекающие (Спасатели ), которые все делали за ребенка из хороших побуждений, тем самым лишая ребенка опыта научиться самому делать выбор и брать ответственность на себя.

Чтобы выйти из роли Жертвы, человек должен набраться смелости и бросить вызов своим убеждениям. Он должен ощутить свою силу и выйти в открытую жизнь. Начать делать выбор и признать, что все делают ошибки и в этом нет ничего страшного. Что только он сам может знать, как поступать со своей жизнью, что только он ответствен за свои мысли, чувства и реакции.

Наши актеры не могут существовать в одиночестве и им всегда нужен партнер для удовлетворения привычного сценария - такие отношения называются созависимыми. Созависимые отношения встречаются среди друзей, на работе, но чаще всего драмы разыгрываются дома с близкими.

Одиночество переносится ими не как свобода, а как звенящая, гнетущая пустота. Хотя и в отношениях они не находят долгожданного спокойствия. В силу своего опыта они вынуждены искать и одновременно бояться оценки других. В таком состоянии очень трудно найти удовлетворяющие и доверительные отношения.

В созависимых отношениях вы не найдете открытого общения участников. Из-за всевозможных страхов и просто по неимению опыта созависимые люди обычно не спрашивают мнение партнера. Так автоматически возникают домысливаения, т.е. фантазии на тему «а что он думает», «что он имел в виду, когда сказал…», «что хочет\не хочет», «что ему надо от меня». Из-за скудности информации и не имея четкого послания от другого человек с каждой секундой все дальше и дальше отходит от реального мира в мир собственных фантазий. Фантазии начинают владеть человеком, и, конечно, он в них начинает слепо верить и строить свое поведение исходя из придуманного мира. Так можно то оправдывать своего партнера, при этом делая его слабее, чем он есть на самом деле, и начинать спасать, то наделять агрессивными качествами и начинать защищаться. То же происходит и в обратном порядке. Не умея сказать прямо о своих потребностях, созависимый партнер начинает намекать о своих нуждах, но, как вы понимаете, трудно точно расшифровать, например, многозначительный пристальный взгляд, и тогда мастер намеков начинает обижаться на то, что его не понимают и не дают того, чего он желает.

Неумение сказать о том что же ему надо, накапливается с детства, когда на потребности ребенка окружающие отвечали агрессией либо выстраивали правила так, что несчастное дитя находило только один способ – молча подстроиться. Взрослые могли постоянно указывать и высмеивать неудобные для них качества, чем загоняли настоящее я ребенка глубоко и далеко. Именно поэтому и развивается стратегия скрывания своих чувств, мыслей, своего внутреннего мира.

Так как же разорвать этот порочный круг, а вернее, треугольник?

Конечно, все мы в какой-то мере являемся созависимыми. Человеческая данность — жить между полной зависимостью (например, от еды и от воздуха, как и в отношениях, например, в детстве) и относительной зависимостью, последнюю еще часто называют свободой. Шаг к свободе мы можем сделать только через ответственный и осознанный выбор. Под осознанностью я понимаю: человек отдает себе отчет что и в какой момент он делает, а не делает это по инерции. Лишь честно рассмотрев все варианты выбора, мы можем присвоить авторство этого выбора и выйти из замкнутого круга созависимости.

Выйти из такого театра ролей трудно, особенно если роли стали второй кожей и мы в них играем с незапамятных времен. В первую очередь нужно увидеть, понять и признать, что мы вертимся в замкнутом треугольнике, что в нашем театре жизни мы застряли в старой, уже избитой и надоевшей нам пьесе. Что, несмотря на прибавляющиеся года, а вместе с ними опыт, мы играем одну и ту же роль с двумя вариациями. И самое неприятное заключается в том, что счастья эта пьеса не приносит, а скорее, наоборот, с каждым днем все дальше и дальше уводит нас от спокойствия и наполненности жизни.

Увидев свою роль, вы так же можете понаблюдать, с кем чаще всего вы разыгрываете свои игры и как это происходит и по какому сценарию. И опять - не ищите виноватого. Нужно усвоить, что в созависимости нет четкого виновного лица. В таких отношениях участвуют как минимум двое, соответственно ни обвинять другого, ни брать всю вину на себя не имеет смысла. У каждого участника есть свой вклад в происходящее. Важно увидеть этот вклад и адекватно (не преувеличивая и не преуменьшая) взять на себя свою часть ответственности.

Также человеку могут помочь самообразование, поддержка близких, анализ актуальных ситуаций и осознанное отношение к обстоятельствам. Как говориться в знакомой всем поговорке, семь раз отмерь и один раз отрежь. Пока в вас работает автоматическое восприятие происходящего и такое же автоматическое последующее поведение, действительно лучше семь раз подумать, а что я в данный момент делаю:

  • Не спасаю ли я, когда меня не просят? А если просят, не из роли ли Жертвы с вами говорит ваш знакомый – не может ли человек сам справиться со своими проблемами?
  • Когда я сам прошу помощи – действительно ли я не могу сделать это сам? Не моя ли обычная беспомощность говорит во мне? Точно ли мне нужен сейчас другой? А если нужен – какого спасения себя самого я ищу в нем?
  • Действительно ли человек, на которого я злюсь, ответствен за мои неудачи? Действительно ли он должен делать все, как мне хочется? Знаю ли я, чего хочет другой? Знаю ли я, чего хочу сам?

Что дает работа с психотерапевтом ? Созависимость – это вопрос отношений, и в одиночку справиться с такой трудностью — часто задача трудная. В терапии участвуют два человека – клиент и терапевт. Доверительные и открытые отношения в терапии зачастую и есть основа выхода из созависимости.

Между клиентом и терапевтом проигрывается тот же сценарий, тот же излюбленный треугольник, который клиент разыгрывает в жизни, с разницей в том, что терапевт отвечает совсем другими реакциями на привычный способ клиента строить отношения. Терапия дает безопасное пространство для проработки накопленного за период детства, взросления и текущей жизни эмоционального и поведенческого опыта. Путешествие к травматическому опыту бывает очень болезненным, и присутствие другого человека, который поддержит и поможет прожить еще раз тревожащие события, часто бывает просто необходимым.

Конечно, терапия не нужна всем, кто находит у себя признаки созависимости. В какой-то мере все люди являются созависимыми, и в этом нет ничего ужасного. Нам всем нравится получать тепло и заботу близких. Мы нуждаемся в человеческом общении, когда нам грустно и хочется просто побыть рядом. Да и когда радостно, ведь тоже приятно разделить что-то хорошее с другими. Терапия может прийти на помощь, когда другой становится центром нашей жизни и за чужими потребностями мы уже не видим ни своих нужд, ни своих желаний. В такой ситуации мы теряем ощущение собственной жизни. А что может быть лучше, чем уверенность в себе и ощущение собственной опоры!

Ниже вы можете посмотреть отрывок из фильма «Похороните меня за плинтусом» режиссера С. Снежкина по мотивам одноименной автобиографической повести Павла Санаева.

Преследователя , Спасателя и Жертвы . Особенно это видно в роли бабушки в исполнении Светланы Крючковой. В отрывке видно, как она, «спасая» внука от превратностей жизни, старается вбить ему любовь к учебе, то становясь Преследователем , то превращаясь в настоящую Жертву .

Преследователя ); что своих целей герои стараются достичь манипуляцией и шантажом.

Интересно также подумать над тем, эффективны ли роли в треугольнике, будет ли внук любить учиться…

Итак,
Как Вы живете? Какие Вы в отношениях?

Рената Матвеенко
Психотерапевт, Психолог

Ниже вы можете посмотреть отрывок из фильма «Похороните меня за плинтусом» режиссера С.Снежкина, по мотивам автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

На примере героев фильма можно ярко увидеть разыгрывание ролей Преследователя , Спасителя и Жертвы . Особенно это видно в роли бабушки в исполнении Светланы Крючковой. В отрывке видно как она, «Спасая» внука от превратностей жизни, старается вбить ему любовь к учебе, то становясь Преследователем, то превращаясь в настоящую Жертву .

Можно видеть, что между героями нет открытых и доверительных отношений, так, например, внук, изначально зная, что дед более мягок (а на фоне бабушки он действительно выглядит мягче), идет с вопросом о своем дне рождения именно к нему (роль Преследователя ). Что своих целей герои стараются достичь манипуляцией и шантажом.

Интересно так же подумать над тем, эффективны ли роли в Треугольнике? Будет ли внук любить учиться?…

Клиентка обратилась с проблемой отсутствия личной жизни. Некоторое время назад она разошлась со своим мужчиной, с которым до этого состояла в отношениях несколько лет. Однажды он ушел к другой женщине и вскоре женился на ней. В ходе беседы клиентка рассказала, что находится в отличных дружеских отношениях со своим бывшим и с его новой женой. Она является частым гостем в их доме, иногда они даже вместе путешествуют. Ее бывший мужчина часто звонит ей или приходит для того чтобы обсудить свои проблемы и текущие дела.

Я видела, что клиентка даже гордится таким положением вещей. Ведь не выгонит же она страждущего помощи и поддержки человека из своего дома и из своей души? И когда он болеет, она приносит ему лекарства и отпаивает его горячим чаем с малиной. А как иначе?

Я предложила посмотреть на эту ситуацию со стороны, используя Метафорические ассоциативные карты.

Описание техники: Клиент выбирает из любой портретной колоды (в данном случае мы использовали "Портреты") взакрытую карты, символизирующие участников ситуации. Терапевт смотрит карты, запоминает, где кто, и отдает их клиенту, чтобы тот разложил карты на столе рубашками вверх. Важно прислушиваться к своим ощущениям: где какая карта "хочет" быть.

У нас получилась вот такая картина. Мальчик - это мужчина, ниже - его жена, а в самом низу - карта клиентки.

К: Вот этот мальчик видно, что избалованный, требует к себе внимания. Эгоистичный. Вечно всем недовольный. Ему важно, чтобы его потребности удовлетворялись, и таким способом, каким он считает нужным. Он здесь находится на самом верху. Мне кажется, он свои интересы ставит на первое место, независимо от мнения других, считает, что только он знает, как правильно и верно. Хм, похоже на правду. Только этот мужчина давно уже не мальчик, но ведет себя порой именно так.

Т: А вот эта девушка (его жена) как себя чувствует?

К: Эта девушка очень уверенная в себе, красивая, ухоженная. Но она тоже эгоистична. В центре ее мира - она сама. Все должно крутиться вокруг нее. Комфортно ли ей? Вполне. Ее все устраивает.

Т: Расскажите об этой женщине, чья карта лежит в самом низу.

К: А эта женщина не уверена в себе. Ей очень важно быть нужной, тем самым поднять свою значимость в их глазах. Она боится, что о ней подумают плохо. И она очень старается быть хорошей, нужной, важной.

Т: У нее это получается?

К: Кажется, нет. Не получается. На нее как на человека как будто никто не обращает внимания. Каждый занят собой. Но зато, когда нужна ее помощь, ее на время замечают. Но важна не она сама, а то, что она делает, функционал. Похоже на домашний обслуживающий персонал. Никто не обращает внимания на горничную, важно, чтобы она выполняла свою работу. Вот если она перестанет быть полезной, тогда ее присутствие или отсутствие будет заметно. А так - она как тень, ни на что не влияет. И этой женщине здесь неуютно, одиноко. Она старается, но все равно не чувствует себя равной им.

Т: Как это вам?

К: Мне очень обидно. Я даже и подумать не могла, что все выглядит именно так. Мне очень больно и обидно...

Т: Давайте рассмотрим, как эти персонажи относятся друг к другу.

К: Мальчик, который символизирует моего бывшего мужчину, относится к своей жене как к дорогой части своего имиджа. Он гордится тем, что рядом с ним такая красивая жена. Она придает ему уверенности что ли. К этой женщине, которая внизу, он относится скорее потребительски. По большому счету он ее не замечает, либо замечает в случае, когда ему что-то требуется. Жена пока всем довольна, она при муже. Ее все устраивает. К этой женщине она не испытывает никаких чувств. Нет ревности или страха, что ее муж может вернуться к ней. Она вообще не рассматривает ее как соперницу. Как будто пустое место...

Т: А давайте проведем небольшой эксперимент: уберем из расклада карту, символизирующую вас. Остались две карты на столе - муж и жена. Посмотрите внимательно, что изменилось?

К: Им стало как-то некомфортно. Теперь карты хочется положить подальше друг от друга.

Т: Хорошо, вернем вашу карту на место. Вы говорили о том, что хотите обрести свою семью. Можем ли мы положить в этот расклад еще одну карту, которая могла бы символизировать вашего будущего мужа?

К: Нет. Она сюда никак не лепится... Еще одной карте нет здесь места...

Т: Вы понимаете, что вы по сути являетесь звеном, связующим отношения вашего бывшего мужчины и его жены? Вы своим присутствием в их жизни, своей помощью закрываете определенные потребности мужчины, которые не может закрыть его жена. Вы исполняете ее обязанности, как помощница по дому, выполняющая черную работу. Например, выслушиваете и жалеете ее мужа. Но что вы получаете взамен?

К: Ничего... Хотя нет, взамен я получаю свое одиночество и кучу психологических проблем, депрессии и панические атаки.

Т: Давайте проведем еще один эксперимент. Уберем со стола эти две карты мужа и жены. Пусть живут где-то там своей жизнью. Оставляем только вашу карту. Что теперь чувствует эта карта?

К: Свободу! Стало даже легче дышать. Она теперь может делать то, что ей хочется. Она может идти туда, куда хочет идти. Она вольна делать все, что ей вздумается, ведь перед ней теперь открыты все двери. Вот только лицо у нее по-прежнему какое-то заискивающее. Мне не нравится эта карта.

Т: Давайте заменим эту карту на другую, которая вам понравится! Выберите в открытую из колоды карту, которая отзовется у вас.

Клиентка заменила свою карту на ту, где была изображена жизнерадостная красивая девушка.

К: Эта девушка довольна собой, она довольна своей жизнью. Она не хочет кому-то что-то доказывать, быть для всех "хорошей" и удобной. Она просто живет в свое удовольствие. При этом она добрая и светлая. Рядом с ней тепло и уютно.

Т: Посмотрите внимательно на стол. Вам хочется сейчас что-то сделать с этим раскладом еще?

К: Да. Сюда просится еще одна карта. Карта мужчины.

Т: Так давайте подберем этой девушке мужчину!

В итоге у нас получился вот такой расклад - подходящие друг другу по ощущениям клиентки мужчина и женщина. Мы обсудили полученный результат и закрепили его.

Надо сказать, что клиентка была ошеломлена результатами расклада. Она своими глазами увидела то, чего долгое время никак не хотела видеть и замечать. И теперь у нее в голове наступила ясность, и уже было понятно, в какую сторону ей двигаться дальше для обретения собственного счастья и семьи.

Используемая колода МАК:

Рубрика "Случаи из практики" создана для иллюстрации работы с метафорическими ассоциативными картами, содержит как реальные случаи, так и смоделированные. В соответствии с этикой психотерапии реальные случаи публикуются с согласия клиента, диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

(с) Ирина Федорова

Западнобалканский регион – это чересполосное проживание разделенных народов, соседство разных этно-религиозных групп и поиск собственной идентичности каждой из них через кровавые столкновения с соседями. Оказавшись в центре этого безнадежно запутанного лабиринта, я попыталась нащупать, каким был путь сербского народа к выстраиванию собственной идентичности и в каком виде эта идентичность сформировалась к настоящему моменту.

Откуда есть пошла земля сербская?

Рассматривая археологические артефакты в сербских музеях, я обнаруживала присутствие кельтов, римлян, византийцев, гуннов, готов, аваров на тех территориях, которые ныне населены сербами. Интересно, что на месте современного Белграда до нашей эры существовал римский город Сингидунум, один из виадуков которого стал основанием главной прогулочной улицы сербской столицы. А на территории третьего по величине сербского города Ниш в южной части страны родился византийский император Константин I Великий.

А где место для самих сербов в этом калейдоскопе сменяющих друг друга великих народов? Хотя сербо-хорваты появляются на Западных Балканах уже в VII веке н.э., Сербия как отдельное государство оформляется только в конце XII века. При этом важно, что к этому периоду её соседи – Венгрия, Хорватия и Босния – уже были дифференцируемыми государственными образованиями в течение нескольких веков. Представляется, что Сербия выглядела младшим братом в этой нарождающейся балканской «семье».

Более того, страна оставалась самостоятельной меньше двух столетий. Уже в 1389 году, в день Святого Вита (Видовдан), сербы потерпели поражение от Турции на Косовом поле. Несмотря на то, что это событие открывает период порабощения сербов, оно лежит в основе мифологическо-исторических представлений сербского народа о себе. Получается, выделение сербов из окружающего историко-географического контекста происходит по принципу «проигравшие» и «православные».

Белград… как много в этом звуке…

Дальнейшие перипетии сербского народа можно проследить по истории Белграда, в которой они отразились, как в зеркале. Настоящим откровением стал для меня такой нюанс: Белград на протяжении своего существования контролируется сербами в совокупности не более трехсот лет (с перерывами), тогда как турки и венгры главенствовали в нём соответственно по пятьсот. При этом сербы обладали крайне низким статусом: им был запрещен вход в турецкую крепость вокруг парка Калемегдан, а также в центральную часть Белграда. Могли ли в таких условиях сербы найти себе достойное место, в том числе в психологическом плане? Едва ли.

Этот поиск осложнялся и постоянной близостью к пограничной зоне. Фактически левый берег реки Сава, на котором находятся современные Новый Белград и район Земун, до конца Первой мировой войны принадлежали Венгрии. Непосредственно частью Белграда они стали только в середине 1930-х годов.

И как же в таких условиях происходила национальная консолидация? При том, что сами сербы столетиями не были хозяевами в собственном доме и не имели ни малейшего отношения, например, к строительству своей столицы? И тут снова оживают образы мученичества и православия: в конце XIX века на том месте, где турецкое начальство повелело сжечь мощи святого Саввы, начинается строительство грандиознейшего православного храма.

Кругом враги

Эволюция сербской идентичности в сторону мученичества происходила и под воздействием прямой экзистенциальной угрозы, исходившей и от непосредственных соседей, и от внешних завоевателей. В их среде культивировались идеи по уничтожению сербов или удерживанию их в рабском состоянии.

В романе сербского Нобелевского лауреата по литературе Иво Андрича «Мост на Дрине» описаны чудовищные казни, которым подвергались сербы за неповиновение турецким властям. Людей живьем насаживали на кол, выставляли их отрубленные головы на всеобщее обозрение, скармливали их трупы собакам.

Вообще изощренные акции устрашения были распространенным средством подавления сербских национальных чувств и пригвождения их к состоянию жертвенности. В 1809 году, после одного из сербских восстаний близ города Ниш, турки вмуровали черепа павших сербов в стену и выставили её на главной дороге города.

Челе-Кула в городе Ниш – стена из голов сербов, убитых турками во время первого сербского восстания в начале XIX века.

Фотография: miki mikelis / Flickr

В более поздний период, в конце XIX века, уже в соседней Хорватии начали зреть настроения, которые стали предтечей фашизма. Теория «хорватских прав» Анте Старчевича, в частности, обосновывала претензии хорватов на собственное государство, которое охватывало бы территории Сербии и Боснии, но не включало бы в себя самих сербов. Эта теория легла в основу политики про-фашистского Независимого государства Хорватия 1941–1945 годов, практиковавшего физическое уничтожение, обращение в католичество и выселение сербов – по 200 тысяч человек соответственно. Этим режимом контролировался и концентрационный лагерь Ясеновац, который позднее был назван «самым большим сербским городом под землей».

Большой брат

А были ли в сербской истории примеры, которые могли способствовать усилению противоположной мученичеству тенденции? Да. Так, Сербия стала первым западнобалканским государством, вышедшим из-под власти великих империй. Получается, к окончанию Первой мировой войны – к моменту оформления Королевства сербов, хорватов и словенцев – именно она смогла объединить вокруг себя территории, которые столетиями ощущали дефицит собственной государственности. Такое положение Сербии как «старшего брата» было закреплено и формально: во главе нового государства стоял сербский король.

Однако примерно полтора века «старшинства» не изменили прежний вектор развития сербской идентичности. Единое государство не предложило новых идей, которые были бы сопоставимы по привлекательности с жертвенностью. В связи с этим представляется закономерным, что именно подчёркивание сербским президентом С. Милошевичем идеи ущемлённости сербов в рамках федерации («Югославия является ошибкой, поскольку сербский народ слишком многим пожертвовал в угоду единству, а вместо благодарности других республик он получает только ещё большую враждебность») стало первым аккордом в распаде Югославии.

Князь и грязь

Неужели эти идеи жертвенности так глубоко укоренились и воспроизводятся не только по политическим, но и по психологическим причинам? От этого предположения стынет кровь, но, похоже, сами сербы отводят себе место жертвы. Откуда такое заключение? Лейтмотивом всех действующих исторических экспозиций являются фотографии и сведения о расстрелянных, повешенных, замученных.

Самым характерным проявлением этого сюжета представляется грандиозная фреска в Музее истории Югославии, которая иллюстрирует все сербские страдания, начиная со Средних веков и заканчивая сдачей в плен немецким оккупантам. Причем в этом музее пять из шести залов отведено сценам страданий и расстрелов в ходе Второй мировой войны, но только один, полупустой – победе. Даже прославленное югославское партизанское движение преподносится не с помощью образов волевых и физически крепких людей; они больше напоминают бесформенные привидения, заведомо ожидающие смерти, а не подвига.


Фрагмент фрески в Музее истории Югославии.

Фотография: Наталья Коновалова / Politica Externa

Второй полюс этого же явления – возвеличивание лидеров-освободителей. К ним относятся и князь Милош Обренович, лидер сербских восстаний; и князь Михаил III Обренович, принявший ключи от Белграда из рук наместника султана; и, конечно, Иосип Броз Тито. Что касается последнего, нельзя не обратить внимание на огромное количество его наград, на приписывание ему всех возможных талантов и заслуг. И, наконец, на миф, будто на нём одном зиждилась Югославия, чью свободу он единолично отвоевал и чьё благосостояние построил своими руками.

Это явление можно было бы с облегчением назвать примитивной пропагандой, если бы не одно обстоятельство. Утрированное наделение фигуры лидера-спасателя всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, соседствующее с ощущением жертвенности у народа, отражает застревание в коридоре «жертва-агрессор-спасатель». Это свидетельствует о наличии тяжелой психологической травмы в национальном масштабе.

В этой же парадигме находятся и печально известные националистические лидеры («агрессоры») Дража Михайлович, предводитель сербских четников в ходе Второй мировой, и Ратко Младич, генерал вооруженных сил боснийских сербов в 1990-х. Сувенирная атрибутика с их портретами в изобилии представлена на главной прогулочной улице Белграда; книги о них встречаются даже в самых крошечных киосках и т.п. Другими словами, атмосфера насыщена заряженными образами, которые предстают «мстителями» за угнетение сербов и оправдывают агрессию предыдущими страданиями.

Агнец на заклании

Самое парадоксальное, что другой ключевой элемент сербской идентичности - православие – является только дополнительным кирпичиком, на котором стоит национальный жертвенный алтарь. Так, в православной церкви в Вышеграде (Республика Сербская) рядом с иконами размещены стенды, которые клеймят Независимое государство Хорватия за те страдания, которым оно подвергало сербов. Кроме того, именно рядом с другой вышеградской православной церковью расположено кладбище, где покоятся павшие в 1992–1995 годах сербские военные. Довершает картину наблюдаемая в Видовдан, 28 июня, экзальтация сербов по поводу убийства эрц-герцога Франца Фердинанда именно в этот знаковый день.

Местом, где все эти сильнейшие образы – культ власти, подавленное состояние народа и православная вера – соединились, для меня стала резиденция Тито (ныне мавзолей Тито в Музее истории Югославии). Поразительно, но с балкона резиденции социалистического вождя открывается совершенная перспектива на собор Святого Саввы. Причем эти две точки визуально находятся на одном уровне, располагаясь на двух самых высоких холмах старого Белграда. Будто бы речь идёт о равнозначности этих двух центров, которые, как киты, поддерживают собой доминирующий национальный комплекс.

Соединение таких явлений, как погружение в образ жертвы и самоидентификация по религиозному принципу, определило характер югославских этнических конфликтов 1990-х. Так, образовавшиеся после распада единой федерации сербские энтитеты оправдывали агрессию против других этно-религиозных групп теми страданиями, которые были причинены сербскому народу в прошлом.

Самым печальным примером является переиздание в 1992 году прежде запрещенной книги «Кровавые руки ислама». В ней перечислялись преступления хорватов и мусульман против сербов, которые были совершены в районе Сребреницы в ходе Второй мировой войны. Это усилило страх сербов перед мусульманским населением и в немалой степени подготовило почву для трагедии в Сребренице 11 июня 1995 года, когда более 8 тысяч боснийских мусульман мужского пола подверглись этнической чистке.

«Трёхглавый орёл» и обезглавленные здания

Пиковой точкой сербского травматического треугольника стало появление на национальной арене «трёхглавого орла» – Слободана Милошевича. Его фигура стала своеобразным контейнером, который содержал все три образа: спасателя, агрессора, жертвы. Неудивительно, что для его описания одновременно используются такие определения, как национальный герой, балканский мясник и сербский мученик.

Так, в конце 1980-х он оказал политическую поддержку косовским сербам, обвинявшим албанцев в геноциде, в результате чего заработал имидж героя-защитника. Однако уже из-за «расправы» с бандформированиями косовских албанцев в конце 1990-х, а также поощрения сербских подразделений в конфликтах с хорватами и боснийцами Милошевич снискал славу кровавого диктатора и агрессора.

В жертву Милошевича превратили обстоятельства как его выдачи Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ), так и его смерти в заключении. Например, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич до последнего уверял, что Милошевич сначала предстанет перед судом внутри страны и лишь затем перед Гаагским трибуналом. Однако в обмен на донорскую помощь международных кредиторов бывший президент был тайно передан в руки МТБЮ. Впоследствии Милошевич скончался в тюрьме якобы от сердечного приступа – в его крови обнаружено вещество, способствующее повышению давления.

Но несмотря на то (а, может быть, наоборот, как раз по этой причине), что С. Милошевич в психологическом плане представляет собой вершину сербского национального айсберга, он относится к числу тех, «о ком нельзя говорить». Упоминаний о нём мне не довелось ни увидеть, ни услышать.

Зато убедительнее всяких слов – отношение сербов к своеобразному символу эпохи Милошевича, то есть зданиям Генерального штаба и Министерства обороны, разрушенным в ходе бомбардировок Белграда силами НАТО. Показательно, что в середине 2000-х они были официально признаны памятниками истории. И сейчас эти рваные раны на теле столицы «дороги как память» многим горожанам, отчего мероприятия по их восстановлению откладываются.

Получается, вытеснение из национального контекста образа Слободана Милошевича компенсируется той гиперценностью, которая приписывается искалеченным зданиям-близнецам – символу жертвенности в камне и стекле.

Подобно этим зданиям, которые не могут ни обрести целостности, ни прекратить своё существование, сербский народ не в состоянии достичь устойчивости и определенности. Пока психологический треугольник, одной из вершин которого является жертвенность, остаётся замкнутым, о здоровой национальной идентичности не может идти речи. Это беда, которая влечёт за собой сразу несколько других – подверженность любого рода манипуляциям, способность вспыхивать от малейшей искры.

Быть может, замыкание другой геометрической фигуры – пограничной линии – способно снизить остроту этой проблемы. Ведь только с ощущением постоянства собственного места и собственной ценности возможно развязать этот вековой гордиев узел.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!