Интеллектуальная готовность детей к школе. Копирование фразы из письменных букв

Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности. Чаще всего родители отдают своё чадо на различные подготовительные к школе курсы, где ребёнка обучают читать и считать, думая, что это основное в готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это специальная готовность, т.е. ребёнка специально обучают и развивают его психические функции (восприятие, мышление, память, речь, воображение) на протяжении всего дошкольного детства, чтобы уже в школе первая учительница могла опираться на знания и умения ребёнка, давая ему новый учебный материал.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. В частности эти знания включают в себя знания об окружающей действительности – это элементарные знания по обществоведению, по природоведению, знания детской литературы,, образные и пространственные представления и т.д. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, что связано с его сенсорным развитием. Что касается развития мышления, то у ребёнка должна быть развита способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Развитие памяти старших дошкольников предполагает уже смысловое запоминание, т.е. теперь, ребёнку, чтобы что-то вспомнить, достаточно увязать материал для запоминания в логические связи и понять его смысл. Кроме того, память уже приобретает произвольный характер, что связано с развитием воли, т.е. чтобы запомнить учебный материал (например, выучить стихотворение) ребёнок подключает свои волевые усилия, он даёт себе установку на запоминание.

Речевая готовность связана с тем, что у ребёнка полностью сформирована звуковая сторона речи (правильно произносит все звуки родного языка), хороший словарный запас. Ещё ребёнок должен уметь пересказывать уже готовые рассказы и сказки, хорошо выстраивать рассказы из личного опыта, грамотно составлять предложения в рассказе, способен составить предложения из набора слов, согласуя слова по роду, числу и падежу. Кроме этого ребёнок должен обладать хорошей диалогической речью, уметь выслушивать чужую точку зрения и высказать свою.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению к школе предполагает:

— дифференцированное восприятие (например, ребёнок не путает похожие предметы – квадрат и прямоугольник, цифры 6 и 9, буквы ш и щ и т.д.);
— аналитическое мышление (может выделять основные признаки и связи между предметами и явлениями, способен воспроизвести образец);

— рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

— логическое запоминание;

— интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

— овладение разговорной и монологической речью и способность к пониманию и применению символов;

— развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций, для которого очень хорошо подойдёт использование раскрасок. Чтобы детям было интересно раскрашивать изображения можно подобрать картинки различной тематики, например, для мальчиков — раскраски машины или другой какой-нибудь транспорт, раскраски роботы, а для девочек подойдут раскраски принцессы или сказочные феи и т.д.

Вы скажете, если это специальная готовность к школе, то, скорее всего ей должны заниматься специалисты. Конечно, в основном интеллектуальной подготовкой к школе занимаются педагоги и психологи (в детском саду, в школе на подготовительных курсах или в детском клубе). Но, если детский сад ребёнок посещает каждый день, кроме праздничных и выходных дней, то подготовительные курсы он посещает вообще раз в неделю. Поэтому возникает вопрос: а можно ли самостоятельно подготовить ребёнка к школе в интеллектуальном плане? И как формировать интеллектуальную готовность к школе самостоятельно? Конечно, даже если Вы не специалист по дошкольному воспитанию, заниматься с ребёнком самостоятельно не только можно, но и просто необходимо.

Для развития мышления сейчас существует громадное количество дидактических игр, в которые можно играть всей семьёй. Можно предложить такие игры, как «Четвёртый лишний», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Головоломки», «Лабиринты», «Ассоциации», «Противоположности», «Пазлы» и другие дидактические игры на развитие мышления.

Для развития произвольного внимания и памяти , также можно поиграть в дидактические игры, которые легко организовать самостоятельно в домашних условиях. Самые распространённые: «Запомни и найди», «Хитрый гном», «Что изменилось?», «Самый зоркий», «Найди различия», «Исчезнувший предмет», «Зеркало», «Чёрный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите» и т.д.

Развитие речи ребёнка очень сложный и длительный процесс, и, если Вы обращаете на это внимание, то он можно превратиться в приятное и интересное времяприправождение с Вашим ребёнком. Для формирования звукопроизношения подойдут различные чистоговорки, скороговорки и дидактические упражнения с их использованием. Кроме этого, для развития фонематического слуха подойдут такие дидактические игры как «Звуковые прятки», «Эхо», «Расколдуй слово». Для развития словарного запаса и кругозора подойдут загадки и дидактические игры «Краски», «Садовник и цветы», «Птицы», «Птицелов», «Перелёт птиц», «Земля, вода, огонь, воздух», «Море волнуется», «Магазин игрушек» и другие дидактические игры на развитие речи.

А вот развивать воображение не только полезно, но и очень весело! Для этого подойдут различные изобразительные игры «Кляксография», «Монотипия», «Спаси бумагу», «Дорисуй предмет» и т.д. Помимо изобразительных игр можно использовать различные занимательные упражнения типа «Придумай необычное использование обычных вещей» и т.д.

В общем, совместными усилиями со специалистами Вы лучше всех подготовите своего ребёнка к школе. Главное, чтобы это было не только полезно, но и очень интересно и увлекательно. А ещё, Вы сами искренне заинтересуйтесь этими развивающими играми и заданиями, и тогда Вашему ребёнку будет вдвойне интереснее с Вами заниматься! Удачи Вам!

Выходные данные сборника:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Вешневицкая Ольга Владимировна

Карачевцева Наталия Николаевна

воспитатель, МБДОУ д/с №40, г. Старый Оскол

E - mail : [email protected]

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующегося на наглядно-образном мышлении и являющегося естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам . Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения. Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативна. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Современная ситуация в образовании напрямую связана с тенденциями к вариативности и дифференциации. Вариативность образования проявляется в том, что школьники учатся по разным учебным планам, программам и учебникам. Для наглядности представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению. Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Образный компонент – это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета, а также зрительная память на образной основе. Вербальный компонент – это способность перечислять различные свойства предметов; слуховая память на речевой основе; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа.

Подготовку ребёнка к школе нередко взрослые понимают как накопление им определённой суммы знаний и поэтому стараются обучать его чтению, письму, счёту, в общем, дать ему, так сказать, как можно больше «умных» сведений. Но не только это определяет успех учёбы. Главное – подготовить ребёнка к учебному труду. Школа ждёт не столько «образованного» ребёнка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. Следовательно, он должен быть усидчивым, внимательным, проявлять усилие воли, терпение, настойчивость и, конечно, обладать трудолюбием. Ребёнок, поступающий в школу, должен достичь определённого уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых чётко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. качественных особенностях детского мышления. Эта идея затем получила своё подтверждение и развитие в работах крупных детских психологов А.В. Запорожца, К.К. Платонова.

Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребёнок должен научиться целенаправленно, наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, развития, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту, дети осваивают рациональные способы обследования свойств явлений и предметов. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетание цветов. Опыт показывает, что ребёнок, неспособный следить за ходом рассуждения педагога, является неготовым к школе. Знания обеспечивают ребёнку определённый кругозор, миропонимание, опираясь на которые, учитель может успешно решать задачи обучения. Старший дошкольник приобретает правильные ориентировки в разных областях действительности: в мире живой и неживой природы, предметов и социальных явлений. Быть готовым к школьному обучению – значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности (живая природа, предметный и социальный мир и т.д.). Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений. Необходимо отметить, что важно не столько их расширение, сколько углубление, т.е. осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели, с позиции которых воспитатель может оценивать уровень освоения знаний будущими школьниками.

На первом месте при подготовке детей к школе стоят всё-таки занятия, так как обучение на занятиях помогает детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно следовать указаниям, подчинять свои действия правилам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку. При этом важно учитывать целостность и гармонию всех форм мышления; понимать процесс познания с точки зрения самодвижения, саморазвития ребёнка, стараться, чтобы ребёнок был внимателен не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, к способам и формам организации познавательной деятельности. Также педагогу необходимо учитывать эмоциональное отношение ребёнка к изучаемому материалу, поддерживать в нем любознательность и интерес. И, конечно, непосредственное отношение к предстоящей учёбе имеют развивающиеся к концу дошкольного возраста черты произвольности умственной и практической деятельности, навыки коллективного поведения и сотрудничества. Немаловажно учить каждого ребёнка действовать согласованно со сверстниками, принимать общую цель деятельности, выдерживать общий темп, проявлять интерес к работе других и к общим результатам. Это помогает детям впоследствии быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения. (Это и спортивные соревнования, и ручной коллективный труд, и совместная работа на занятиях). Очень важно развивать у дошкольников интерес к окружающему, пытливость, любознательность. Но нужно помнить, что будущий школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, и зажечь его надо в дошкольные годы. Для того чтобы развить у детей интерес к окружающему, пытливость, любознательность, нужно использовать занятия с экспериментированием, подталкивающие детей к активной поисковой деятельности. Где они могут длительно сосредоточиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь насекомых, экспериментировать с водой, с песком, с предметами, придумывать новые конструкции. При этом они задают много вопросов, пытаются самостоятельно найти решение, высказывают оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания. А это и является главным мотивом учёбы в школе. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижает активность. Необходимо постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы. Использовать игровые приёмы, например: «Что предмет расскажет о себе?». Принимая на себя роль предмета, ребёнок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (мяч – весёлый, карандаш – трудолюбивый, ножницы – смелые и т.д.). Большой интерес у детей вызывают проблемные ситуации типа «Нравится, – не нравится. Что можно изменить?». В таких ситуациях дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его свойствах, функциях, которые им нравятся, а затем, посмотрев на предмет с другой стороны, выясняют, какие на их взгляд, он имеет недостатки, что их не удовлетворяет в нём, что нужно изменить, чтобы предмет стал лучше. После этого ребята придумывают новый предмет, у которого нет указанных недостатков, (например: автомобиль – его достоинства и недостатки, затем изобретение нового автомобиля, с которым им хотелось бы играть).

Показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению – это целостность мыслительного процесса, единство образного и вербального компонентов мышления, а также саморазвитие детского мышления. Это саморазвитие происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения развития новых познаний. Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе.

Список литературы:

1.Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 1999

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога).

3.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок, психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 1987.

1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Таким образом, с точки зрения личностной и социально-психологической готовности к школе ребёнок должен:
- знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Как проверить социально-психологическую готовность ребенка к обучению в школе?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
1) следует ли ребенок правилам игры;
2) как ребенок устанавливает контакты;
3) считается ли с другими как с партнерами;
4) умеет ли управлять своим поведением;
5) требует ли уступки от партнеров;
6) бросает ли игру при неудаче.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, он владеет элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и интеллектуальное развитие - это отнюдь не синонимы! (Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.)

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Кстати, если родителям не отмахиваться от вопросов, которые начинает задавать ребенок, и не отгораживать его от окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Об интеллектуальной готовности к школе можно говорить, если ребёнок :

1. Знает о своей семье, быте.
2. Имеет запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.
3. Умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.

3. Волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т.д. Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности.
На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Волевая готовность ребёнка к школе предусматривает :

1. Самостоятельную работу ребёнка, без присутствия взрослого, а также не отказываться от помощи взрослых при возникших трудностях.
2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятности.
3. Проявление активного познавательного интереса к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Кроме личностного, социально-психологического и волевого аспекта готовности ребёнка к школе есть вещи, принципиальные для учебы в школе, о которых следует помнить:

· Фонематический слух . Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Ребёнок должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.

· Чувство величины- внутреннее чувство, что за каждой цифрой стоит величина.

· Последовательность изложения мыслей. Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное

· Ориентация в пространстве . В каком пространстве? В любом. В пространстве дома, комнаты, листа бумаги.

Специальные тесты для диагностики готовности к школе:
- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
- чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);
- общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить несложную задачу с помощью предметов).

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Материал подготовила учитель начальных классов Русинова Ольга Анатольевна

Светлана Дружинина
Физическая, психологическая и интеллектуальная готовность детей к школе.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе . Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. Результатом подготовки является готовность к школе . Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями : готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки .

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе . Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка .

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребёнком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам. Изучение программы I класса школы показывает , что успешно овладеть ею сможет тот ребёнок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам , научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ученика, и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для обучения по специальным предметам.

Чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе , необходимо дать им определённые знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребёнка любознательность, познавательные интересы и способность осознанию воспринимать новую информацию.

При переходе в школу меняются образ жизни ребёнка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания, к решению главной задачи – формировать личность ребёнка.

Прежде всего, надо, чтобы ребёнок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предлагает : общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состояния здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребёнка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки , принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течении дня и выполнением физических упражнений , укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена.

Большое значение в воспитательной работе с детьми имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата.

Развитию высшей нервной деятельности ребёнка способствует правильное воспитание. Нельзя перегружать детей новыми впечатлениями; не рекомендуется частые выступления детей в художественной самодеятельности, посещения кино, просмотры телевизионных передач, DVDфильмов, компьютерных игр, особенно не соответствующих возрасту ребёнка. Это сильные раздражители для нервной системы ребёнка, они могут вызвать переутомление и срывы в поведении, капризы, ухудшить сон, аппетит, повлиять на качество речи.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня самостоятельности. Самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребёнок запоминает поставленную перед ним цель, способен удержать её довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению , ребёнку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к занятиям , способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм.

Готовность к учению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения.

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения.

Подготовка ребёнка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьёй и дошкольным учреждением . Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным источникам. Если же этим делом занимается человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки , то можно причинить ребёнку вред, недооценив или переоценив уровень его развития.

Переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости» , основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада. Традиционным для старших детей становиться проявление заботы о малышах в детском саду : подготовка концертов для младших групп; изготовление для них подарков , ремонт игрушек и книг; уборка участка младшей группы; дружеское, игровое общение с малышами.

Эта дружба укрепляет стремление детей к поступлению в школу , стимулирует формирование психологической готовности к школьному обучению .

Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением , требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.

Важным компонентом является наличие у ребёнка, поступающего в школу , достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.

Знания детей , поступающих в школу , должны быть в достаточной мере дифференцированы. Старший дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т. п., так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает достаточная степень их осмысления детьми : точность и дифференцированность представлений; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность.

Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребёнка – способность к произвольному смысловому запоминанию и восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач; точности ощущений, полноты и диффференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; наличия у ребёнка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе .

Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника .

У старших дошкольников развивается элементарная самостоятельность умственной деятельности : умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять её в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить её.

Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности – умением принимать доступную учебную задачу, понять и точно выполнять указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов её выполнения, умением осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способность дать критическую оценку своей работе и работам других детей .

Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов , способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе .

Задачи детского сада состоят в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе , наиболее плотно соответствующей требованиям современного школьного обучения :

1. Предлагаемые на занятиях задания должны представлять для детей интерес . Интерес побуждает ребёнка к преодолению трудностей, усиливает внимание к учебному материалу, способствует лучшему его усвоению. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны , эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учебе.

3. Методы руководства должны обеспечить активную деятельность каждого ребёнка на протяжении всего занятия.

4. В процессе обучения педагог должен разъяснить детям не только способы выполнения учебных заданий, но и нормы отношения к ним.

5. Деятельность детей на занятиях должна носить коллективный характер. Это требует от педагога разъяснения воспитанникам норм поведения в коллективе, отношения к сверстникам. Необходимо специально создавать ситуации, требующие от ребёнка морального выбора, побуждать его к поступкам, соответствующим моральным нормам.

Содержание статьи:

Если ваш ребенок 6-7 лет хорошо читает, считает, знает английский язык, это еще не значит, что он готов к школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью критериев его физического, интеллектуального, психологического, социального и мотивационного развития. В этой статье мы подробно их все рассмотрим.

Готовность ребенка к школе – что это такое?

Ребенка ожидают несколько возрастных кризисов: первый в возрасте 3-х лет, второй при переходе из дошкольного возраста в младший школьный и третий подростковый. Эти периоды тяжело переживаются как самим ребенком, так и его родителями. Поступление в школу кардинально меняет привычный уклад жизни малыша как в физиологическом, так и в социально-психологическом смысле. Большинство первоклашек в возрасте 7 лет оказываются готовыми к школе, они в состоянии адаптироваться под изменившиеся физические, интеллектуальные, социальные и психологические нагрузки. Но есть дети, для которых адаптация проходит болезненно, а дальнейшее обучение вызывает ряд проблем.

Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.

Разные специалисты по-разному оценивают важность развития тех или иных качеств у ребенка для определения готовности его к школе.

Что же является ведущим в определение готовности ребенка к школе?

Давайте рассмотрим качества необходимые ребенку, чтобы быть успешным учеником.
Во-первых, ребенок должен обладать хорошим физическим здоровьем и выносливостью, у ребенка должен быть выработан режим дня.

Во-вторых, ребенок должен обладать хорошей памятью и уметь концентрировать внимание, а также считать, читать, понимать прочитанное и пересказывать это своими словами.
В-третьих, ребенок должен уметь управлять своими эмоциями. Бурные реакции, слезы, смех, крики, драки, выяснения отношений, передразнивания недопустимы во время урока.
В-четвертых, он должен быть способен общаться в рабочем режиме с одноклассниками и учителем. Игры и занятия своими делами на уроке недопустимы. Он должен выполнять все, что требует от него учитель.

В-пятых, ребенок должен осознать ответственность за свою учебу. Он должен понять, что учится для себя, а не для мамы с папой, что результаты учебы зависят от него, и он должен прикладывать к этому усилия.

К сожалению, в наших школах первые два пункта, на первый взгляд кажущиеся основными, на самом деле не являются решающими в определении готовности к школе. Без положительных остальных пунктов они могут привести к не успешности в школе, к плохим отметкам и частым замечаниям в дневнике. А, наоборот, коммуникативный, эмоционально стабильный, усидчивый и аккуратный ребенок может компенсировать этим недостаток интеллектуального и физического развития и быть успешным в школе.

В наших российских школах не любят нестандартных, выбивающихся из общих правил детей. Учителя стараются создать класс из детей, отвечающих стандартам и нормативам. Все это потому, что у нас нет индивидуального подхода к каждому ребенку, учитель должен иметь успевающий класс с хорошими отметками.

Поэтому готовность ребенка к школе определяется не только его умениями и навыками врожденными или приобретенными в результате воспитания и обучения, а также его готовностью принять статус школьника со всеми вытекающими отсюда обязанностями, правилами поведения и ограничениями.

Как определить готовность ребенка к обучению в школе

Готовность ребенка к школе определяют по трем критериям:

Морфофункциональное развитие (физическое, психическое, речевое)

На данном этапе определяют состояние здоровья ребенка:

Оценивается его физическое развитие с принятыми нормами, соответствие биологического возраста с возрастом в свидетельстве о рождении, наличие хронических и острых заболеваний.

Определяется психическое здоровье.

Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, острое недоразвитие речи.

Интеллектуальное или умственное развитие

Определяется уровень развития памяти, мышления, восприятия, воображения, накопленные умения и навыки. Сюда также можно отнести и педагогическую подготовленность к школе.

Личностное развитие (психологическая, социальная и моторная готовность к школе)

Здесь оценивается отношение ребенка к школе, учебе, сверстникам, умение общаться с учениками и учителями, работать по правилам, выполнять задания учителя.

Давайте разберем каждый критерий подробно по отдельности.

Физическая готовность ребенка к школе

Физическую готовность ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. На каждого ребенка заводится медицинская карта по форме 026/у, и все специалисты после осмотра ребенка пишут свое заключение.

Ребенку нужно будет пройти врачей и сдать анализы для поступления в школу:

Невролога, отоларинголога, хирурга, ортопеда, офтальмолога, дерматолога, а также гинеколога для девочек;

Измерить рост, массу тела, окружности груди;

Общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ;

Детям, имеющим хронические заболевания и стоящим на учете у какого-то врача, нужно будет получить заключение от него. Например, гастроэнтеролог, аллерголог, пульмонолог, нефролог и т. д.);

После осмотра всеми специалистами и получения анализов врач педиатр пишет заключение о состоянии здоровья ребенка и возможности его обучения в школе с пониженной, нормальной или повышенной нагрузкой. А также определит группу здоровья 1, 2, 3 для занятия физкультурой.

Ребенок физически готов к школе, если:

Его рост и вес соответствуют возрастной норме,

Биологический и паспортный возраст совпадают,

У ребенка выросли более 2-х коренных зубов,

Ребенок болеет острыми заболеваниями не чаще 3-х раз в год;

У ребенка нет хронических заболеваний или они находятся в стадии ремиссии.

Моторная готовность ребенка к школе

Моторная готовность к школе - это не только умение владеть своим телом, но и способность воспринимать и ощущать его, направлять и контролировать произвольные движения. Для оценки моторной готовности к школе используют координационную систему «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, которая необходима для освоения письма. У каждого ребенка своя скорость овладения движениями руки при письме, это связано с индивидуальным развитием участков мозга отвечающих за эту функцию.

В наших школах требуют сразу начинать писать в тетрадях в маленькую линейку ручкой, что вызывает трудности у многих первоклашек. По современным методикам обучение письму следует начинать на листках бумаги карандашом, предварительно нарисовав форму буквы в воздухе, а затем лишь после усвоения материала приступить к письму в разлинованных прописях. Такой щадящий режим подготавливает руку к письму.

Поэтому большинство родителей, задумываясь о школе, начинают развивать навык письма еще дома с 5 лет, предлагая ребенку обводить и писать крючки в прописях. Во всех подготовительных группах детских садов особое место уделяют развитию мелкой моторики, дети пишут в специальных прописях, лепят, вырезают и клеят мелкие детали.

Немаловажно развитие и крупной моторики (умение ловить мяч, держатся на перекладине, прыгать на скакалке), умение получать удовольствие от движения. В школе период концентрации внимания и напряжения от учебы должен сменяться периодом активности, от которой ребенок должен получать позитивные эмоции. Иными словами, «Разгрузить мозг» и отдохнуть в движении.

Кроме этого от того, насколько ребенок владеет и чувствует свое тело, зависят такие качества как воля, инициатива и активность в рабочей деятельности. Преодоление физических трудностей и ощущение возможностей своего тела дают позитивный настрой, что отражается на позитивном желании учиться и преодолевать возможные трудности в обучении.

Участие в общих физических играх дает социальное и эмоциональное самоутверждение, помогает влиться в коллектив.

Ребенок готов к школе, если у него хорошо развита мелкая и крупная моторика, т. е. он может застегивать пуговицы, аккуратно вырезать ножницами, нанизывать бусинки на шнурок, ловить мяч, ходить по бревну, скакать на скакалке и т. п.

Психическая готовность ребенка к школе

Перед поступлением в школу ребенка должен осмотреть психиатр в детской поликлинике или психо-неврологическом диспансере. Психиатр проведет беседу и тестирование, данные результатов занесет в медицинскую карту по форме 026/у.

Ребенок психически готов к школе, если у него нет функциональных и психических отклонений или если они незначительные и не требуют коррекции и лечения.

Речевая готовность ребенка к школе

Перед школой ребенок должен обязательно посетить логопеда, который даст заключение о развитие речи. Логопед проведет тестирование и направит, если будет нужно ребенка на комиссию для зачисления в речевой класс. У ребенка нет проблем с речью, если не обнаружились дефекты звукопроизношения или если, у него есть 1-2 незначительных дефекта.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность к школе - это не умение читать, считать, писать буквы, как думают большинство родителей. Особенно, если эти навыки тренируют у ребенка с 3-х лет. О развитом интеллекте ребенка говорит любознательный и пытливый ум.

Об интеллектуальной готовности ребенка к школе говорит умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Кроме этого сюда входит и познавательная активность, которая также определяет готовность ребенка к школе, его желание получать новые знания. А также когнитивные умения: концентрировать и удерживать внимание и развитие слуховой и зрительной памяти. Если когнитивные способности неразвиты, то ребенок не готов к школе.

На уроке очень важно уметь концентрировать внимание, не отвлекаться на другие раздражители, которых будет очень много. Ребенок готов к школе, если он способен, не утомляясь, удержать внимание на решение поставленной задачи в течение 15-20 минут.

Ребенок должен уметь запоминать и удерживать в памяти полученную недавно слуховую и зрительную информацию и связывать, и анализировать ее с тем, что ему объясняют сейчас.

Ребенок должен делать и изучать не только то, что ему интересно, но и то, что ново для него. Любопытство, любознательность, желание узнавать новое важные составляющие успешного обучения.

Особо хочется уделить внимание запоминанию и заучиванию. В наших школах часто практикуется механическое заучивание без понимания смысла процесса. Это очень вредно для самого обучающего процесса, так как не приводит к накоплению знаний. Ребенок получает положительную отметку, но в дальнейшем это приводит к забыванию материала, а самое главное, это не развивает мышление и личность ребенка в целом. Это большая ошибка учителей, лучше пусть ребенок расскажет своими словами, что он понял, чем механически оттарабанит зазубренное из учебника. Если ребенок не понимает материал, ему надо его объяснить на более доступном уровне.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе определяется его навыками логического мышления, умением связывать и определять закономерности процессов, которые можно выразить словами «если», «то», «потому что». Например, человек берет зонт выходя на улицу, потому что … (на улице дождь). Ребенок должен понимать текст, который ему читают и отвечать на логические вопросы по этому тексту.

Часто для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе используют ориентировочный тест Керна Йирасека.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

Он помогает определить насколько развиты у ребенка навыки нужные в школе: умение рисовать и срисовывать, развитие мышления и речи, умение сосредоточиться и выполнить требуемое задание.

Тест состоит из 3 заданий:

1. Нарисовать рисунок мужчины.
2. Скопировать написанную фразу из трёх слов, написанных письменными буквами.
3. Скопировать точки с сохранением их расположения в пространстве.

Рисунок мужчины

Задание

Даете лист бумаги и скажите нарисовать мужчину или любого дядю. Нельзя вмешиваться в процесс рисования и советовать, что-то дорисовать, нужно молча наблюдать.

Оценка результата

1 балл: нарисована мужская фигура, присутствуют детали мужской одежды, есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможна шляпа или шапка, уши; на лице – глаза, нос, рот, возможно борода или усы; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступни или обувь); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований как и при 1 балле, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей, нарисован голован или каракули.

Копирование фразы из письменных букв

Задание

Дать ребенку белый листок с написанным предложением из простых коротких слов и попросить перерисовать ниже тоже самое. Предложение пишется четкими прописными буквами, первая буква в первом слове заглавная, в конце предложения точка.

Оценка результата

1 балл: полностью и отчетливо скопировано предложение; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: слова скопированы разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буквы могут быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

Срисовывание точек

Задание

Срисуй точки точно также как здесь. На листе 10 точек находящихся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценка результата

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, возможно незначительное уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

Итог

Затем все набранные баллы суммируются и подводится итог:

3-5 баллов - отличный результат, ребенок готов к школе.

6-7 баллов - хороший результат, ребенок готов к школе и может успешно проходить обучение.

8-9 баллов - удовлетворительный результат, ребенок не готов к школе, при поступлении будут трудности в обучении.

Больше 10 баллов – ребенок не готов к школе, требуется дополнительное обследование интеллекта и психического развития.

Педагогическая готовность ребенка к школе

Педагогическая готовность - это умение писать, читать, считать, пересказывать.
Многие родители ошибочно считают педагогическую готовность к школе самой важной и решающей. Но это не так, потому что другие качества личностные, интеллектуальные, мотивационные и психологические играют наибольшую роль и определяют успешное обучение ребенка в дальнейшем. Педагогически подготовленные дети скучают в первом классе, они получают положительные отметки, не прикладывая никаких усилий, но начиная с 2 класса у них могут возникнуть трудности в обучении. Такие дети привыкли, что им все легко дается, они все уже знают и умеют, а начиная со 2 класса программа обучения усложняется, появляется много новой информации и более трудных задач, и тут им требуется перестроится не многие на это способны. Нужно прикладывать усилия на усвоение и понимание нового школьного материала, не всё может получаться с первого раза. Отсюда снижаются оценки, начинаются психологические проблемы (ребенок не понимает почему у него не получается) и возможно отказ от продолжения обучения.

Психологическая готовность ребенка к школе

В наше время, если спросить большинство детей, хотят ли они идти в 1 класс, большинство из них ответит «Нет», некоторые уклоняются от ответа, отвечая «Не знаю», и меньшинство громко заявляют, что «Да».

Это происходит потому, то в наше время высоких технологий и массы развлечений, ребенок получает позитивные эмоции и новую интересную информацию из интернета, гаджетов, посещения кружков. А сколько всевозможных игрушек имеет каждый малыш, и говорить не приходится. Поэтому не стоит дожидаться, когда малыш захочет в школу сам, надо постепенно рассказывать ему о школе, о необходимости учебы, что это, как у взрослых, его работа и т. п.
С психологической точки зрения детям, которые посещали детский сад легче приспособиться к учебе в школе, потому что они получили опыт общения в детском коллективе, а также общения со взрослыми воспитателями.

Как определяется психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе определяется в личной беседе с ребенком, где выясняется его отношение к учебе, родителям и сверстникам, оценивается его поведение и готовность принять на себя новую общественную роль – школьника с новыми обязательствами и правилами.
Под психологической готовностью ребенка к школе также понимают способность к адекватной самооценке, то есть ребенок должен реалистично оценивать свои возможности и не впадать в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Это поможет ребенку без оценки учителя адекватно взглянуть на усвоение школьных предметов, и если где-то есть недочеты, то над этим надо еще поработать.

Познавательная потребность - одна из самых важных для оценки готовности к поступлению в школу. Она показывает, насколько ребенок заинтересован в получении новых знаний в школе, насколько он желает разобраться и познать что-то новое. В школе трудности возникают не у тех детей, кто мало эрудирован и имеет небольшой объем знаний и навыков, а у тех, кто не хочет думать и решать задачи, если это для него не интересно.

Также к психологической готовности относится умение соподчинять мотивы поведения. То есть ребенок должен понимать, что уроки на первом месте, а игра в свободное время. Мотив «быть лучшим учеником, заслужить похвалу учителя и получить 5» должен главенствовать над мотивом «получить удовольствие от игры». В возрасте 6-7 лет стойкие приоритеты еще не расставлены, поэтому в 1 классе большинство материала подается в игровой форме. Но к 2 классу он должен быть обязательно сформирован для успешной учебы.

Отдельно из психологической готовности к школе можно выделить эмоциональную и мотивационную готовность.

Эмоциональная готовность к школе

Чтобы ребенок был эмоционально готов к школе, он должен уметь управлять своими эмоциями. Ребенок не должен выставлять эмоции на показ, а должен их сдерживать и выражать словами.

Школа оказывает большую эмоциональную нагрузку на ребенка, и он должен научиться преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, мешающие восприятию учебного процесса, которые могут привести к замыканию в себе. Ребенок, который не понимает задания или объяснения учителя, не должен психовать или отстраняться и заниматься своими делами. Это может привести к тому, что ребенок вообще не захочет учиться, а должен поднять руку и попросить объяснить еще раз. Также ребенок должен научиться переносить разочарование, например, он тянет руку, а его не спрашивают - значит, зачем стараться и делать задания. Ребенок должен понять, что он учится для себя, и если он все сделал правильно, то он молодец. В школе ребенок испытает массу разочарований, и он должен быть готов к этому. Но в школе он также получит и массу позитивных эмоций от общения и коллективной работы с одноклассниками.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Мотивационная готовность к школе определяется желанием ребенка посещать школу, узнавать новые знания, желанием быть учеником.

Как говорилось выше, у большинства будущих первоклашек нет желания идти в школу. Поэтому ребенка надо мотивировать, создавать условия, которые подтолкнут его к желанию учиться в школе. Прежде всего нужно задействовать интерес ребенка к миру взрослых людей, большинство детей 6-7 лет осознают себя взрослыми и хотят походить на родителей. А школа для ребенка – это работа, которую надо выполнять, чтобы быть достойным членом общества. Самолюбие, самоутверждение, доказательство того, что ты лучший – это мотивация для обучения. Новый неизведанный вид деятельности, где ты можешь показать себя с лучшей стороны. У ребенка нужно развивать познавательную потребность, интерес к процессу познания и обучения.

Социальная готовность ребенка к школе

Под социальной готовностью понимают, насколько ребенок обладает умениями и навыками необходимыми для уживания в коллективе, насколько безболезненно ребенок может влиться в коллектив, приняв его правила и законы, как ребенок способен соотносить свои интересы и потребности с желаниями и интересами других членов коллектива. У детей из многодетных семей и посещающих детский сад эти навыки обычно развиты. Также сюда входит общение со взрослыми преподавателями. Ученик должен уважать и в то же время не бояться своего учителя, он должен уметь задавать вопросы взрослым, просить их о помощи и отстаивать свою точку зрения, при этом он не должен переходить за рамки дозволенного поведения.

Ребенка, который полностью соответствовал бы всем требованиям, найти практически не возможно. Но готовность детей к школе надо определять и это вполне реально. Вынесем основные моменты проверки готовности ребенка к школе по основным показателям. А также вы можете пройти тест на готовность ребенка к школе на нашем сайте или определить готовность ребенка по таблице, приведенной ниже.

Готовность к школе детей 6-7 лет (таблица)

Показатель Готовые к обучению дети Условно готовые к обучению дети Неготовые к обучению дети
Уровень развития Биологический возраст соответствует паспортному Биологический возраст отстает от паспортного Биологический возраст не соответствует паспортному
Резистентность Отличная и хорошая Снижена Низкая и очень низкая
Функциональное состояние и психическое здоровье Без отклонений Начальные отклонения Выраженные отклонения
Заболевания Редко болеющие, нет хронических заболеваний Часто болеющие, хронические заболевания (врожденные пороки развития) в стадии компенсации Часто болеющие, хронические заболевания (врожденные пороки развития) в стадии суб-и декомпенсации
Школьная зрелость Соответствует возрасту (Керна – Йирасека от 3 до 5 баллов) Не полностью сформирована (Керна – Йирасека от 6 до 7 баллов) Не сформирована (Керна – Йирасека больше 10 баллов)
Дефекты в звукопроизношении Отсутствуют 1-2 дефекта Множественные
Программа детского сада Успешно освоена С трудом, но освоена Не справился с программой детского сада
Отношение к учебе Осознанное Не полностью осознанное отношение Нет осознанного отношения к учебе


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!