Интерпретация информации. Интерпретация данных

Зададимся вопросом, что такое данные и как мы к ним от­но­сим­ся? Интуитивно ясно, что под данными мы подразумеваем какое-либо со­общение, наблюдаемый факт, сведения о чем-либо, результаты эксперимента и т.п. Иначе говоря, данные - это всегда конкретность, представленная в определенной форме (числом, записью, сообщением, таблицей и т.д.). Сами по себе данные никакой ценности не представляют. На самом деле, как вы отнесетесь, например, к сле­дующим данным:

(1) - "тридцать семь с половиной";

(2) - "2 + 2 = 4";

(3) - "Петров стал директором".

Первое вызовет недоумение, второе - ощущение тривиальности (это знает каждый), третье - размышления, кто такой Петров? Во всех приведенных примерах данные неинформативны (хотя по разным причинам), и для того, чтобы придать им информативность, т.е. прев­ратить их в информацию, необходимо осуществить интер­пре­та­цию дан­ных.

Интерпретация - процесс превращения данных в информацию, процесс придания им смысла. Этот процесс зависит от многих факторов: кто интерпретирует данные, какой информацией уже рас­по­ла­га­ет интерпретатор, с каких позиций он рассматривает полученные дан­ные и т.д. Процесс интерпретации может осуществляться че­ло­ве­ком или группой лиц, при этом он может быть творческим (на­при­мер, му­зи­ци­ро­вание по нотной записи) или формаль­ным (определение времени по часам). Такой процесс может осуществляться био­ло­ги­ческими объ­ектами (условные рефлексы собак, общение дель­фи­нов), многими устройствами технической автоматики (обнаружение сиг­нала от цели в радиолокации с последующими действиями) и, конечно, компьютером. Абстрактность информации в отличие от конкретности данных зак­лючается в том, что процесс интерпретации в общем случае не может быть определен формально, в то время как данные всегда су­ще­ствуют в какой-то определенной форме. Между данными и ин­форма­ци­ей в общем случае нет взаимно-однозначного соответствия. Нап­ри­мер, формально различные сообщения "до завтра" и "see you tomorrow" несут одну и ту же информацию. Разные знаки "x" и "*" могут содержательно обозначать одно и то же - операцию ум­но­же­ния, формально различные строки "21" и "XXI" определяют одно и то же число (в различных системах счисления).

С другой стороны одни и те же данные могут нести совершенно различную информацию разным получателям (разным ин­терпре­та­то­рам). Например, знак "I" может интерпретироваться как буква "ай" в английском алфавите или как римская цифра 1, знак "+" может ин­­те­рпретироваться как операция сложения или операция объ­е­ди­не­ния мно­жеств в зависимости от контекста. Кивок головой сверху вниз обычно обозначает "Да", а покачивание - "Нет", но не во всех странах (в Болгарии и Греции это не так). На доске объ­яв­ле­ний по размену квартир я увидел объявление со следующими дан­ны­ми: "(2+2)=(3+1)", что означало "Меняю две двухкомнатных на трехкомнатную и однокомнатную",- можно ли было бы предположить такую интерпретацию этих данных, например, в учебнике по арифметике?


Эти примеры показывают, что интерпретация данных зависит от многих дополнительных объективных факторов (в этих примерах - контекст, страна, место), но интерпретация может зависеть и от субъективных факторов. Например, один и тот же цвет человек с нормальным зрением воспринимает одним образом, а дальтоник другим. Приведенные примеры альтернативной интерпретации одних и тех же данных иллюстрируют понятие полиморфизма (множественной интерпретации), которое в конечном счете и определяет абстрактный характер этого процесса.

Наконец, еще один важный аспект интерпретации. В любом достаточно боль­шом наборе данных есть особые позиции (знаки, ключевые слова, признаки), которые управляют процессом интерпретации и потому имеют особое значение, во многом определяющее ценность и важность получаемой информации. Классический пример: сообщение "Казнить нельзя, помиловать". Положение запятой в этом примере (перед словом "нельзя" или после) радикально меняет информационное содержание данных. Можно ли в этом отношении сравнить запятую в этом сообщении с буквой "н.", например? Потеря или искажение последней легко восстанавливается по контексту, потеря запятой сводит информативность сообщения в целом к нулю. Еще один при­мер. Допустим, вы располагаете следующим фрагментом таблицы:

ЪДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДї

і Товар і Станок і Дрель і Фреза і Двигатель і

ГДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДґ

АДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДЩ

Потеря слова "Стоимость" во второй строке делает невозможной правильную интерпретацию числового материала всей таблицы, в то время как потеря слова "Товар" легко восстанавливается по контексту.

Таким образом, данные - это набор неоднородных ключевых слов (позиций, знаков и т.п.), несущих информацию разной степени ценности.

Одной из самих сложных операций в психодиагностике является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между подученными данными их возможную интерпретацию. Иными словами, определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности (например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков в перцепции, недостатка интереса, из-за волнения и т.п.). И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение (например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, у другого хвастливыми поступками и подобного рода проявлениями компенсации).

Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т.е. полученный результат мы сравниваем с опре­деленной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Адекватность непосредственной интерпретация зависит от точной и правильной регистрации отдельных данных и от раскрытия их системных взаимосвязей.

Известно, что психодиагностика особенно тесно связана с дифференциальной психологией, которая изучает естественные границы вариации психических явлений и ее источники. Дифференциальная психология ищет ответы на вопросы, как люди отличаются в отдельных психических свойствах и проявлениях и чем эти различия вызваны. Она использует методы, которые регистрируют данные различия, но не создают их, что существенно для каждого диагностического исследования.

Контрольные вопросы к классификации методов

1. Дайте определение методу наблюдения

2. Назовите сферы применения метода наблюдения

3. В чем заключается суть методов анализа продуктов деятельности с целью психодиагностики

4. Как может быть использован контент-анализ в работе логопеда

5. Дайте определения анкетному методу обследования

6. Приведите примеры видов анкет

7. Какое анкеты могут быть применены в логопедии

8. Назовите основные виды опросников

9. Какую основную роль выполняют проективные техники в процессе обследования

10. Приведите примеры использования социометрии в логопедии.

11. Раскройте понятия валидность, надежность, репрезентативность.

12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?

13. В чем суть процедуры стандартизации?

14. Поясните в чем заключаются трудности интерпретации.

Литература

1.Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1982. - 200 с. (Надежность тестов: 107-135. Валидность тестов: 135-162.)

2.Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ.- М., «Когито-Центр», 2000.- 284 с.

3.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.

4.Алексеев Л.Л., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991.

5.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984

6.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. - М, 1982.

7.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. - М., 1982. (Тесты отдельных способностей: 5-122. Личностные тесты: 122-242.)

8.Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1997

9.Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

10. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми: Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975.

11. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994

12. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.

14. Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. - М., 1989

15. Введение в практическую социальную психологию /"Ред. Ю.М. Куков, Л.Л. Петровская, О.В. Соловьева. - М., 1996 ,

16. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении / М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др.; Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Бо­рисовой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

17. Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. - 1976. - № 4.

18. Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1970

19. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 128 с.

20. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.

21. Гамезо М. В., Домашенко И. Л. Атлас по психологии. – М., I986

22. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. - М., 1989. - .79 с. (Об основных понятиях психодиагностики: 5-7. О тестах и педологии: 9-12. Психодиагностическое мастерство школьного педагога: 12-72.)

23. Годфруа Ж Что такое психология: в 2 т. М., 1996

24. Гриншпун И. Б. Введение в психологию М., 1994.

25. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 53-64.

26. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М., 1447

27. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991

28. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под ред. Канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - (240 с.) С. 67-78.

29. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - 272 с.

30. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 352 с.

31. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984. - 216 с.

32. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984. - 216 с.

33. Лебединский В.В., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологи.. – Л.: Медицина, 1966. – 430 с.

34. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992.

36. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. –СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

37. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985. (Общие вопросы надежности тестов: 167-178. Подходы к исследованию валидности тестов: 187-195. Унифицированная методика конструирования психодиагностических тестов: 195-203.)

38. Методы изучения интеллекта: методические разработки по спецкурсу «Психология». - Л., 1982. - 32 с. (Интеллект и методы его изучения: 2-18. Тесты: 18-25. Аналитические методы исследования интеллекта: 25-29. Тесты-опросники: 29-32.)

39. Методы социальной психологии / Ред. Е. С. Кузьмин, B.E. Семенов. –Л.,1977

40. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

41. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопр. психологии. 1957. № 5.

42. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 – логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы. / Авт. -сост. Л.В.Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г.Голубева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 139 с.

43. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная и педагогическая психологии и психодиагностика. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

44. Норакидзе В.Г. Новые методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.

45. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелёв. – Р-н-Д., 1996.

46. Особенности психического развития детей 6-7-лстнего возраста / Под ред. Д.Б. Элькониниа, А.Л. Венгера. - М., 1988

47. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.

48. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1990. - 287 с.

49. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Л.Л.Крылов. – СПб., 1997

50. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Под ред. А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. - Л., 1976. - 248 с.

51. Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М., 1997

52. Психология: словарь / Ред. Л.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 1990

53. Реан Л.Л., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

54. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О). Пер. с англ. – М.: «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2001. – 592 с.

55. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.

56. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992

57. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2001.- 350 с.

58. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980

59. Стивенс С. математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология (Под ред. С.С.Стивенса). // Пер. с англ. под ред. действ. Чл. АМН СССР П.К.Анохина, докт. пед. наук В.А.Артемова. М.: Иностранная литература, 1960. Т. 1.С. 19-92.

60. Урбах В. Ю. Биометрические методы (статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине). – М.: Наука, 1964. – 415 с.

61. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. - М., 1987. - 236 с.

62. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I и II. - М., 1966. С. 199-231.

63. Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978. - 388 с.

64. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

65. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. – М., 1987

66. Ядов В.Л. Социологическое исследование. - М., 1972.

67. Dunbar H.F. Psychosomatic Diagnosis. - New York, 1943. - 203 p.

Дата публикования: 2015-01-24 ; Прочитано: 890 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Можно сказать, что интерпретация данных - это наше видение того, что за этими данными стоит, наше понимание смысла чисел (или каких-либо других математических конструктов), полученных в результате измерения [Интерпретация и анализ..., 1987, гл.

I]. Именно в понятии интерпретации данных по существу отражается «стыковка» эмпирического и теоретического (об этих категориях см., например, [Митин, Рябушкин, 1981; Швырев, 19781). В это понятие каждый исследователь включает нечто свое, определяемое его априорным видением изучаемых объектов и явлений. Тем не менее существуют некоторые такие аспекты интерпретации, которые фигурируют практически в любом исследовании. О них мы и будем говорить ниже, считая очевидным то положение, что по существу речь пойдет о предполагаемых исследователем (модельных) свойствах ЭС. 1.

Отражение формальных отношений. Имеются в виду четко выделенные эмпирические отношения, которые мы считаем отображающимися в математические при измерении, т, е. при отображении ЭС в МС (примеры см. в табл. 1,1; в главах 10-14 будут рассмотрены и другие важные для социолога отношения). 2.

Неформализованные представления об ЭС. Далеко не все представления социолога об изучаемой ЭС можно формализовать (хотя бы путем представления ее в виде ЭСО). Ниже мы не раз коснемся не совсем формализуемых или совсем неформализуемых свойств социологических ЭС. Многие из этих свойств изучены, систематизированы. Коротко их опишем.

А. Раскрытие упомянутых свойств привело к рождению ряда понятий, некоторые из которых мы должны здесь упомянуть, поскольку далее они для нас станут ключевыми.

Прежде всего рассмотрим модель восприятия. Это словосочетание, конечно, требует двух дополнений, отражающих, что именно воспринимается и кто воспринимает. В данной работе мы всегда будем подразумевать, что субъектами восприятия являются респонденты, а объектами - какие-то объекты реального мира, оценки которых респондентами интересуют социолога.

Каждый метод шкалирования опирается на свою модель восприятия. Ниже подробно будут проанализированы модели, отвечающие рассматриваемым методам. Здесь же, забегая вперед, приведем лишь один пример.

Моделью восприятия, соответствующей ранжировке респондентом некоторых объектов, может служить следующее предположение.

Ранжируя объекты, респонденты руководствуются каким-то набором характеристик последних (одним и тем же для всех респондентов), т. е, мыслят эти объекты в виде точек некоторого признакового пространства. У каждого респондента имеется некоторое представление об «идеальном» объекте. И один объект кажется ему лучше, чем другой, если первый - ближе к этому идеальному объекту в рассматриваемом пространстве (см.

Пп. 9.3, 11.2).

Поскольку модели восприятия направлены на объяснение реального поведения респондентов (чаще всего - их ответов на вопросы анкеты), для их обозначения будем употреблять также словосочетание «модели поведения».

Иногда примерно в том же смысле, что и «модель восприятия», употребляют термин модель порождения данных. Но, вообще говоря, соответствующее понятие носит более широкий характер: каждая модель восприятия говорит о том, каким образом данные порождены. Однако процесс порождения данных может и не быть связан с моделью восприятия (хотя бы вследствие того, что данные могут исходить и не от респондента).

И модели восприятия, и модели порождения данных, использующиеся при социологическом измерении, зачастую опираются на определенные элементы формализма. Однако полностью их формализовать и тем более выразить в виде системы эмпирических отношений, как правило, не удается.

Б. Ряд свойств ЭС, которые можно отнести к понятию интерпретации данных, обусловлены предполагаемыми способами их анализа. Это было показано в п. 1.4.

В. Ряд неформализуемых моментов интерпретаций данных связан с определением типа используемых шкал. Имеется в виду не то, что, скажем, в «числах», полученных по номинальной шкале, мы «видим» лишь их сходство и различие, «не замечая» того, что одни из них больше, другие - меньше и т, д. Это - формализуемый аспект интерпретации, рассмотренный в п. 1.2. Укажем некоторые другие аспекты.

Во-первых, предположения, подобные заложенным в моделях восприятия и порождения данных, зачастую служат заменой тех эмпирических отношений, непосредственное отражение которых в процессе измерения приводит к интервальной шкале: опираясь на указанные предположения, удается показать интервальность получаемой шкалы. Эти предположения называются в [Клигер и др., 1978] дополнительными предположениями об изучаемой ЭС.

Во-вторых, в п.1.3 мы уже говорили о том, что тип фактически использующихся шкал тесно связан с тем, показателем чего мы тот или иной признак считаем. Значит, анализ какого-либо рассматриваемого признака как признака-прибора тоже разумно включить в процесс интерпретации исходных данных.

Подчеркнем, что, включая интерпретацию данных в измерение, мы действуем вразрез с общепринятыми представлениями, сводящимися к утверждению: интерпретируется то, что получено в результате измерения. Но наш подход представляется нам конструктивным. В социологии нельзя строить эффективные алгоритмы измерения, не имея в голове плана, включающего в себя все ге моменты, о которых говорилось выше, т. е. не определяя принципы интерпретации результатов измерения. 3.2.

Комментируя полученные результаты обследования, диагност часто полностью учитывает специфику метода, которым пользуется, не анализирует полученных данных, не имеет представления о том, что такое интерпретация. На эти данные накладывает свое видение процессов и явлений, которые исследовали или замеряли. Результаты интерпретаций почти всегда есть объектом острой критики и дискуссий ученых.

Интерпретацию понимают как совокупность значений (смыслов), которые предоставляют соответствующим способом разным данным (в широком смысле теориям, символам, формулам и т.д.), то есть, интерпретировать то - значит приписать (присвоить) этому содержание.

Роль и значение интерпретации очень важны. Правильная, объективная интерпретация позволяет сопоставлять и сравнивать научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира, порождать практические рекомендации, прилагать оптимальных способов действий, поскольку интерпретация основывается на восходящих данных. Исследователи выделяют два их уровне: содержательный и формальный. Содержательный уровень данных - это совокупность эмпирических объектов, которые рассматривают вместе с отношениями, которые интересуют исследователя. Эмпирическая система с отношениями - это модель реальности, в которой каждый объект является носителем явлений и отношений, которые нас интересуют. От других отношений мы абстрагируемся, не учитываем их, считая несущественными .

Интерпретация проблемно ориентированным и логично обоснованным выводом о личности испытуемого. В этом заключении психолог должен объяснить поведение, прослеживается у исследуемого, опираясь на результаты экспериментально-психологического обследования. Другими словами, интерпретация описанием психологических механизмов, которые управляют поведением отдельного субъекта исследования, и поэтому может быть использована для прогноза и коррекции индивидуального поведения. Необходимость интерпретации возникает в связи с тем, что на практике требуют заключение и рекомендации по отдельным индивидов, а все модели прогноза и диагностики имеют вероятностный характер, то есть правильные только средние показатели для выборки субъектов исследования, а не для отдельного человека. Это основная проблема психодиагностики - как от выводов, правильных при средних показателях, перейти к выводам, которые правильные в индивидуальных случаях.

К этому времени эта проблема не имеет формального решения.

Писал выводы, психолог должен оперировать всей совокупности данных: педагогическими, медицинскими, социальными, биографическими и другими, а не только результатами обследования. Данные тестирования надо использовать как вспомогательные для объяснения и систематизации Анамнестические существующей информации.

Работая над интерпретацией, психолог должен также учитывать всю совокупность психологических знаний о факторах личности и способы их взаимодействия при формировании реального поведения. Например, в некоторых видах деятельности низкий уровень оценок по одного фактора может компенсироваться высокими оценками по другому и тому подобное.

Если взять формальный уровень, то в процессе измерения каждому объекту приписывают некоторое формальный символ (чаще математический). Отображение эмпирической системы в математическую происходит в процессе измерения. В основном в этом процессе мы присваиваем числа соответствующим психическим свойствам и их отношением. Формальный уровень данных ~ это совокупность результатов замеров. Принято восходящими данным называть данные содержательного уровня.

Используя тот или иной математический метод, мы допускаем, что элементы математических систем, которые применяем при замере, позволяют реализовать многие условия.

Отношения между элементами математической системы (например, числами) отражают соответствующие отношения между эмпирическими объектами. Например, применяя порядковую шкалу для замера удовлетворенности межличностными отношениями, мы допускаем, что отношение "больше-меньше" между ответами обследуемых (т.е. между реальными "удовлетворенности" тех самых испытуемых.

Соответствующие отношения между элементами математической системы отражают соответствующие эмпирические отношения даже тогда, когда соответствующего намерения моделировать последние в процессе замера не было. Подобная уверенность основывается на содержательных гипотезах, которые опираются на интуицию исследователя.

Явления, интересующие исследователя, отражены в математической модели для идентификации (распознавания) параметров, которыми пользуется соответствующий метод. Например, применяя анализ линейных корреляций, мы допускаем, что между значениями зависимой и независимой переменных являются линейные связи.

Возможность идентификации параметров модели, которую определяют математическим методом, связана со многими допущениями: о характере распределения признаков, рассматривают (например, требование нормальности распределения значений параметра), с механизмом формирования восходящих данных (например, допущение о наличии среди обследуемых некоторого "идеального "объекта позволяет выявить сходство значимости объекта, ранжируют). Часто такие допущения не подлежат практической проверке, а исследователю недостаточно интуитивной оценки их правильности.

В процессе интерпретации данных следует применять два принципа интерпретации. Принцип согласованной интерпретации - по этому принципу интерпретацию результатов применения математического метода надо согласовывать с интерпретацией восходящих данных; принцип дополнения формализма - в соответствии с упомянутым принципа, если содержательные соображения не отразились при интерпретации результатов применения метода .

Результативную интерпретационную схему предложила Л. Н. Собчик, используя целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов. В основу подхода положен положение С. Л. Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, переламываясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Основа схемы - концепция личности, в которой основными типологическими признаками являются сквозная присутствие на всех уровнях личности соответствующего эмоционально-динамического паттерна, который проявляется тенденциями.

Ведущая тенденция этой концепции - стойка, стержневая качество личности, которая входит в типа высшей нервной деятельности, в конституционно заданные свойства нервной системы и предоставляет индивидуальную окраску стиля переживания, мышления, межличностного поведения, определяет основную направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, особенности механизмов адаптации. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают соответствующее русло, которое ограничивает количество степеней свободы при формировании высших уровней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, осознанной мотивации, нравственных ориентиров. Интегральный центр этого конструкта - самосознание, которое охватывает осознание "Я" в контексте социальных отношений. Баланс между собственным Я и окружением реализуется через самооценку и самоконтроль.

Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология основывается на сопоставлении конкретных свойств: интроверсия - экстраверсия, тревожность - агрессивность, лабильность - ригидность, сензитивность - спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активность - инактивности, лабильность - инертность, динамичность возбуждения - динамичность торможения, и с типами высшей нервной деятельности - слабым и сильным (рис. 5.7).

Каждому индивидуально-типологическом варианта соответствует определенный стиль переживания, мышления, мотивационной направленности, вида профессиональной деятельности, соответствующая избирательность в направлении жизненных ценностей, то есть свойства, которые формирует ведущая тенденция. Понятие "тенденция" - более емкое, чем "черта", "свойство", "состояние", хотя в то же время объединяет их. Тенденция - дефиниция, которая содержит и условия, способствующие формированию той или иной личностной свойства, а само свойство и то состояние, которое могут развиться в продолжение индивидуально-личностное свойство. При убыточной эмоциональной напряженности, в состоянии дистресса и нарастание признаков социально-психологической дезадаптации типологические особенности как некоторая предиспозиции могут помочь успешно адаптироваться или перерасти в дезадаптивный состояние .

Первая группа показателей (вектор) - континуум качественных характеристик устойчивых свойств личности (Айзенк ЭРИ).

Вторая группа показателей (вектор) отражает степень гармоничности и уровень адаптированности личности (ММРИ, FPI).

Третья группа показателей (вектор) характеризует взаимосвязь индивидуально-типологических тенденций со свойствами личности, которые формируются на этой почве (преобладающие: стиль переживаний, сила и направленность мотивации, стиль мышления и межличностного взаимодействия, тропизм относительно жизненных ценностей и видов профессиональной деятельности) (лире, ТАТ).

Четвертая группа (вектор) - отражает взаимосвязь сознательных и бессознательных разных уровней личности (неосознанные переживания, субъективная самооценка и социальные установки).

Пятая группа показателей (вектор) - психобиографии, диапазон колебания личностных свойств в онтогенезе (в лонгитюдному исследовании), либо на основании сопоставления актуальной и ретроспективной оценки субъектов исследования своих личностных свойств и состояний.

Итак, если психолог сумеет учесть все данные и психологические закономерности, то полученный вывод будет достаточно надежным и объективным без специальных вычислений. Поэтому умение глубоко, содержательно интерпретировать результаты тестирования можно рассматривать как один из важных показателей профессиональной квалификации психолога-практика.

Это одна из традиционных задач для ЭС. Интерпретация – процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

Обнаружение и идентификация различных типов океанских судов по результатам аэрокосмического сканирования – SIAP.

Определение основных типов свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР.

Рисунок 1.3 Классификация экспертных систем

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в экспертные системы

Введение в экспертные.. структура экспертных классификация систем основанных на интерпретация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура экспертных систем
ЭС состоит из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора); рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД); базы знаний (БЗ); компонентов приобретения зна

Диагностика
Диагностика – процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность – это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с един

Мониторинг
Основная задача мониторинга – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы – пропуск тревожно

Проектирование
Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов – чертеж, пояснительная за

Прогнозирование
Прогнозирование позволяет предсказать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуа

Обучение
Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью компьютера и подс

Поддержка принятия решений
Поддержка принятия решений – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Эти ЭС помогают сп

Этапы разработки экспертных систем
Разработка ЭС имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта. Опыт создания ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программиро

Представление знаний в экспертных системах
Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний- это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной систе

Исчисление предикатов
Слово "логика" означает систематический метод рассуждений. Рассмотрим две конкретные системы логики - базисную (исчисление высказываний) и более богатую (исчисление предик

Доказательство приведением к противоречию
При построении выводов не всегда целесообразно ждать появления искомого заключения, просто применяя правила вывода. Именно такое часто случается, когда делается допущение В для дока

Доказательство методом резолюции
Применяется всего одно правило вывода, что позволяет не запоминать многочисленных правил вывода и тавтологии. Это- правило резолюции, которое приведено в таблице 2.1

Применение метода резолюций для ответов на вопросы
Предположим, что предикат F(х,у), означает х - отец у, и даны следующие факты об отцовстве: F(john,. harry)

Эвристики для поиска доказательства
При написании программы, которая будет делать за нас резолюцию и искать ответы на вопросы, полезно использовать следующие методы. Предпочтение единичных.

Подстановка и унификация
Метод резолюции требует, чтобы делались подстановки в дизъюнкты так, чтобы две литеры с противоположными знаками содержали совпадающие атомы. Так как эти атомы могут содержать перем

Семантические сети
Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том, что <память> формируется через ассоциации между понятиями. Понятие <ассоциативная память> появ

Правила продукций
Самым распространенным форматом для представления знаний, наиболее соответствующим их процедурному характеру, является правило продукции, которое по своей сути - просто программа из

Методы стратегии поиска решений
Как было показано в главе 1, экспертные системы состоят из трех компонентов: - базы знаний, содержащей правила продукций; - базы данных, которая отображает текущее

Поиск решения задач в пространстве состояний
Чтобы построить описание задачи с использованием пространства состояний, нужно иметь определенное представление о том, что собой представляют состояния в конкретной задаче. Таким об

Методы поиска решений в одном пространстве
Методы поиска решений в одном пространстве обычно делятся на поиск в пространстве состояний, поиск методом редукции, эвристический поиск и поиск генерация-проверка . В

Процессы поиска на графе
Граф определяется как множество вершин вместе с множеством ребер, причем каждое ребро задается парой вершин. Если ребра направлены, то их также называют дугами. Дуги з

Эвристический поиск
Подход “поиск в пространстве состояний” сформировался в результате попыток автоматизации игр. В большинстве игр имеется конечное число позиций (или “состояний”), которые могу

Экспертная система на правилах
В системе, базирующейся на правилах, результат является действием одного из продукционных правил. Эти продукционные правила определяются входными данными. Таким образом, экспертная система

Экспертные системы, базирующиеся на логике
В экспертных системах, базирующихся на логике, база знаний состоит из утверждений в виде предложений логики предикатов. Такие предложения могут группироваться, образуя базу

Системы с доской объявлений
В последние годы в разработке архитектуры экспертных систем появилось новое направление , которое получило название системы с доской объявлений (blackboard syste

Принцип организации систем с доской объявлений
В основу организации систем этого типа положена следующая идея. Представьте себе группу экспертов, которые сидят возле классной доски (или большой доски объявлений) и пытаются решить какую

Система HEARSAY
Архитектура на основе доски объявлений выросла из разработанной в конце 70 годов системы распознавания речи HEARSAY-II и HEARSAY-III. Программирование компьютера с целью распознаван

Виды неопределенности
В предыдущих примерах все знания были определенными. Утверждениями были или ИСТИНА, или ЛОЖЬ. Однако в жизни имеется тенденция к “нечеткости” в представлении знаний. Тем не менее, н

Байесовский метод
При байесовском подходе степень достоверности каждого из фактов базы знаний оценивается вероятностью, которая принимает значения в диапазоне от 0 до 1. Вероятности исходных фактов о

Биполярные схемы для коэффициентов определенности
Прототипом систем, основанных на приближенных рассуждениях, являются MYCYN и ее прямой потомок EMYCYN. В EMYCYN в любом случае, когда должна быть численно выражена определенность, и

Теория свидетельств Демпстера-Шефера
Подход, принятый в теории Демпстера-Шефера (ТДШ) отличается от байесовского подхода и метода коэффициентов уверенности тем, что, во-первых, здесь используется не точечная оценк

Нечеткие множества и нечеткая логика
Для формализации нечетких знаний, характеризуемых лингвистической неопределенностью, применяется теория нечетких или расплывчатых множеств. Основы теории нечетких множеств были созданы в 1965 году

Многоступенчатые рассуждения
Чтобы представить себе, что же такое многоступенчатое рассуждение, допустим, что вы заболели. У вас простуда, вирусная инфекция или грипп, и вы хотели бы знать, что следует предприн

Процесс распространения в сети
Рассмотрим пример, иллюстрирующий распространение коэффициентов определенности в сети (Рисунок 6.8).

Особенности нейросетей
Главное достоинство нейросетей в том, что они предоставляют в руки пользователю некий универсальный нелинейный элемент с возможностью широкого изменения и настройки его

Свойства нейрона
С конструктивной точки зрения нейрон, являющийся основным элементом нейросети, - это устройство для получения нелинейной функции нескольких переменных Xi с возможнос

Использование нелинейных элементов
Один из самых неожиданных результатов анализа И.Минского и С.Пейперта состоял в том, что персептрон, построенный на линейных функциях активации, не может воспроизвес

Сеть Хопфилда
В 1982 г. появилась работа Дж. Хопфилда , которая вызвала лавину теоретических и экспериментальных исследований и оживила угасавший интерес к нейронным сетям. Неожиданный успех работы объясняет

Многослойные сети
Сеть Хопфилда поддерживает множество лишних, неэффективных связей, по существу дублирующих друг друга. В реальных нервных системах поддержание таких связей требует определенных затр

Динамика обучения и поведения
В механике динамика в отличие от статики и кинематики предполагает наличие двух моментов: изменение переменных во времени и обусловленность этих изменений силами. Эти два момента им

Обучение многослойных сетей
Преимущества многослойных сетей были поняты достаточно рано. Ясно было также, что для использования этих преимуществ, преобразование при переходе от одного слоя к другому должно быть нелинейным: по

Проблемы и перспективы
Остановимся на трудностях, связанных с обучением нелинейных нейронных сетей. Основные из них следующие . Медленная сходимость процесса обучения. Строго сходимост

Применение нейросетевой технологии
В настоящее время известно много удачных примеров применения нейросетевого подхода для построения интеллектуальных информационных систем и, в частности, экспертных систем.

Инструментальный комплекс G2
История развития инструментальных средств (ИС) для создания ЭС реального времени началась в 1985 г., когда фирма Lisp Machine Inc. выпустила систему Picon для символьных ЭВМ Symboli

База знаний
Все знания в G2 хранятся в двух типах файлов: базы знаний (БЗ) и библиотеки знаний (БиЗ). В файлах БЗ хранятся знания о приложениях: определения всех объектов, объекты, правила, про

Структура данных БЗ
Глобально сущности в БЗ G2 с точки зрения их использования могут быть разделены на структуры данных и исполняемые утверждения. Примерами первых являются объекты и их классы, связи (

Объекты
Объекты в базе знаний представляют собой отображения элементов реального мира, которые будут применяться при решении поставленной перед ЭС РВ задачи. Выделяют постоянные и временные

Связи и отношения
G2 предусмотрены два вида взаимосвязей между объектами: связи и отношения. Под связями понимается взаимосвязь между двумя сущностями, задаваемая разработчиком приложения и им

Исполняемые утверждения БЗ
Основу исполняемых утверждений БЗ составляют правила и процедуры. Кроме того, есть формулы, функции, действия и т.п. Правила в G2 имеют традиционный вид: условие (антецедент) и закл

Машина вывода
Одним из основных компонентов G2 является машина вывода, выполняющая рассуждения на основании: знаний, содержащихся в базе знаний; данных, пост

Планировщик
В связи с тем, что С2-приложение управляет множеством одновременно возникающих задач, необходим Планировщик. Планировщик управляет всеми процессами в G2 (Рисунок 8.1). Планировщик о

Моделирование
Одним из возможных источников данных для G2 является система моделирования внешнего окружения. Данная система используется для моделирования реальных объектов и устр

Естественно - языковой текстовый редактор
Разработчик G2 представляет информацию о разрабатываемом приложении на ограниченном английском языке, и ему предоставлена возможность ссылаться на любую сущность в БЗ многими способ

Изображения
Изображения используются для того, чтобы предоставить пользователю возможность увидеть значение переменных и выражений. Существуют следующие варианты, реализующие возможность изобра

Управляющие воздействия
Управляющие воздействия (end-user controls) - это средства, с помощью которых конечный пользователь может взаимодействовать с приложением. Существуют следующие виды управляющих воздействий:

Сообщения
Сообщения (messages) есть класс сущностей, которые содержат в себе текст. Сообщения являются средством, позволяющим G2 информировать пользователя о каких-либо событиях. Например, в

Управление доступом
С помощью средств управления доступом (access control) разработчик может влиять на то, что конечный пользователь видит и может делать с БЗ. Например, разработчик может управлять дос

Создание опций меню
Разработчик может определить новые опции (строки) меню сверх тех, которые используются стандартно. Когда пользователь выбирает опцию меню (user menu choise - umc) для того, чтобы внести новую строк

Средства инспекции и отладки
Ясно, что отладка прикладной системы, объединяющей продукционные правила, процедуры, различные уровни абстракции и иерархию классов, может превратиться в далеко не тривиальную задачу. В этой ситуац

Интерфейс с внешним окружением
В G2 реализована распределенная обработка приложения на принципах архитектуры клиент-сервер. Клиентная система Telewindows обеспечивает множественный доступ к централизованной базе

Информационные - ресурсы Интернет
Ниже даны некоторые ресурсы Интернет, посвященные проблемам искусственного интеллекта и экспертным системам: 1. http://www.aaai.org – сервер Американской ассоциации искусст



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!