Иосиф бродский биография личная жизнь. Краткая биография иосифа бродского

БРОДСКИЙ, ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940–1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург. Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост...

На рубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборником стихотворений Е.А.Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж.Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского – с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути – творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично.

Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие 18 в., – Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластов русской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка. Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха.

С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродского из Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродского стало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто – с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. Наследует Бродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы – т.н. «кончетти» (от итал. – «понятие») – особый вид метафоры, сближающий далекие друг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нет ничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в. использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, который кажется им трагически распавшимся. Такие метафоры – в основе большинства произведений Бродского. Метафизические полеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высоких слов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сам поэт – «нацеленность на „нисходящую метафору"». Показательно, как описывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтением Библии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т.е. метафизические горизонты иудаизма и христианства произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы – я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно... Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры, которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайней мере, какая-то душевная деятельность».

Отныне почти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи о Рождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа над которым шла более четверти века.

В начале 1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е.Рейном, А.Найманом и Д.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одарила дружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталась для Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняя почта для А.А.Ахматовой из г.Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи..., Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982).

Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Бродского была скандальная для того времени и известность поэта «самиздата».

29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера, М.Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень. В 1964 он был арестован.

После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвиненному в тунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.

Ссылку он отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Свободного времени здесь было достаточно, и оно целиком заполняется творчеством. Здесь он создал наиболее значительные произведения доэмигрантского периода: Одной поэтессе, Два часа в резервуаре, Новые стансы к Августе, Северная почта, Письмо в бутылке и др. Бродский был досрочно освобожден. Вместо пяти, он провел в ссылке полтора года и затем получил разрешение вернуться в Ленинград. «Какую биографию делают нашему рыжему!» – воскликнула А.Ахматова в разгар кампании против Бродского, предчувствуя, какую услугу окажут ему его гонители, наделив его мученическим ореолом. В 1965, на волне возмущений гонениями на поэта, в Нью-Йорке вышла первая книга Бродского – Стихотворения и поэмы.

В его творчестве этих лет экспериментаторство на основе классической традиции дает все более интересные результаты. Так, в 1966 опыты с силлабическим стихом 18 в. облеклись в плотные по манере письма Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром. Классическую для русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложения Бродский трансформирует с двух сторон: не только через обращение к былому опыту двухсотлетней давности, но и посредством ультрасовременных по технике упражнений на стыке белого стиха и ритмической прозы – к примеру, Остановка в пустыне (1966), давшая позднее название поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 в США.

Основным жанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма – афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлять язык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты со строфикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанного текста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаря особой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанный текст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан.

В доэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменно оттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшем пропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональная открытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия.

В 1972 Бродский покидает СССР. Он уезжает по израильской визе, но оседает в США, где до конца своих дней преподает русскую литературу в различных университетах. Отныне Бродский, по собственному выражению, обречен на «фиктивную ситуацию» – поэтическое существование в иноязычной среде, где узкий круг русскоязычных читателей уравновешен международным признанием.

Покидая Родину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал». Однако его просьба осталась без ответа.

Даже родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе). Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери (1983) и отца (1985). Это в значительной степени сказалось на его позднем нежелании посещать родной город в 1990-х.

В США Бродский начал писать на английском. Англоязычное творчество его выразилось, в первую очередь, в жанре эссе (сборники Less than one (Меньше единицы), 1986, On grief and reason (О печали и разуме), 1995). В основном, эссеистика Бродского складывалась из статей, написанных по заказу в качестве предисловий к изданиям сочинений русских и западных классиков (А.Ахматова, М.Цветаева, У.Оден, К.Кавафис и т.д.). По своей инициативе, как он признавался, он написал только 2 или 3 статьи. В 1980 Бродский получил гражданство США.

«Биография поэта – в покрое его языка». Этот постулат Бродского определяет эволюцию его лирики. К середине 1970-х лирика Бродского обогащается сложными синтаксическими конструкциями, постоянными т.н. «анжамбеманами» (т.е. переносом мысли, продолжением фразы в следующую строку или строфу, несовпадением границ предложения и строки). Современники свидетельствовали о неизменном желании поэта читать свои стихи вслух, даже когда обстановка к тому не располагала. Простых предложений у поэта почти нет. Бесконечные сложные предложения подразумевают бесконечное развитие мысли, ее испытание на истинность. Бродский-поэт ничего не принимает на веру. Каждое высказывание уточняет и «судит» себя. Отсюда неисчислимые «но», «хотя», «поэтому», «не столько... сколько» в его поэтическом языке.

Опыт «зрелого» Бродского – это опыт глубинного переживания трагедии существования. Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи, передавая трагизм не только в предмете изображения, но прежде всего в языке. Покинутое Отечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозный сюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Он становится глобальным символом заката мировой культуры. Отдавая ясный отчет в бессмысленности жизни (Мексиканский романсеро, 1976), лирический герой Бродского, подобно древним стоикам, пытается найти опору в равнодушных к человеку высших началах мироздания. Таким высшим началом, в общем-то замещающим собой Бога, выступает в поэзии Бродского Время. «Все мои стихи, более-менее, об одной и той же вещи: о Времени», – сказано поэтом в одном из интервью. Но в то же время в его поэтическом мироздании есть еще одна универсальная категория, которая в состоянии обуздать Время, победить его. Это Язык, Слово (Пятая годовщина, 1978). Процесс поэтического творчества становится единственной возможностью преодоления Времени, а значит – смерти, формой победы над смертью. Строки продлевают жизнь: ...не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипи, скрипи перо! Переводи бумагу (Пятая годовщина, 1977). Для Бродского «поэт – инструмент языка». Не поэт пользуется языком, а язык выражает себя через поэта, которому остается лишь верно настроить свой слух. Но в то же время этот инструмент спасителен, и до конца свободен.

Оставаясь один на один с Языком и Временем, лирический герой Бродского теряет всякие эмоциональные связи с миром вещей, как бы покидает тело и поднимается на почти безвоздушную высоту (Осенний крик ястреба, 1975). Отсюда, впрочем, он продолжает с четкостью и равнодушием различать детали оставленного внизу мира. Многословие Бродского, его немыслимые длинноты обусловлены стремлением обуздать Языком Время.

В 1978 Бродский становится почетным членом Американской Академии искусств, из которой он, однако, вышел в знак протеста против избрания почетным членом в Академию Евгения Евтушенко.

В декабре 1987 он становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.

Нобелевская премия принесла материальную независимость и новые хлопоты. Бродский много времени посвящает устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России. С мая 1991 по май 1992 Бродский получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки Конгресса США.

С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. В 1995 Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996, во сне, в ночь на 28 января. Ему было 55 лет. Похоронен в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле в Венеции.

Иосиф Бродский
Род деятельности:

поэт, эссеист

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Подданство:
Дата смерти:
Место смерти:
Награды и премии:

БРО́ДСКИЙ Иосиф Александрович (1940, Ленинград – 1996, Нью-Йорк ; похоронен в Венеции), русский поэт и переводчик.

Жизнь Бродского в СССР

Стихи Бродского, как правило, не появлялись в советской подцензурной печати. Несколько его стихотворений были опубликованы в самиздатском журнале «Синтаксис» (1958–60), что окончательно закрыло ему путь в официальную литературу. Широкую известность приобрели стихотворные переводы Бродского.

В 1964 г. состоялся суд над поэтом, которого обвинили в «тунеядстве» и приговорили к пяти годам принудительных работ на Севере. Суд проходил в обстановке антисемитизма. Бродский был отправлен по этапу в деревню Норенская Коношского района Архангельской области. Стенографическая запись суда над Бродским, тайно сделанная присутствовавшей на процессе журналисткой и писательницей Фридой Вигдоровой , стала широко известна в СССР и заграницей, благодаря самиздату и многочисленным публикациям в западной прессе. Впоследствии Бродского несколько раз арестовывали и после недолгого задержания отпускали на свободу.

Жизнь на Западе

В 1972 г. советские власти вручили Бродскому, вопреки его желанию, визу на выезд в Израиль и фактически выслали его из СССР . Он поселился в США . На Западе Бродский преподавал в разных университетах, будучи «поэтом при университете» и приглашенным профессором в Мичиганском и Колумбийском университетах (США), Кембриджском университете (Англия) и в ряде колледжей. В 1991 г. он стал профессором литературы в колледже Маунт Холиуок в городке Саут-Хедли, штат Массачусетс.

Стихи Бродского испытали заметное влияние символизма и сюрреализма, в то же время они синтезируют черты классических поэтических традиций и стилей. Его большая поэма «Исаак и Авраам» написана по мотивам Библии . Стихотворение Бродского «Еврейское кладбище около Ленинграда» считается одним из лучших произведений на еврейскую тему, написанных в Советском Союзе. В 1965 г. и 1970 г. в Нью-Йорке вышли на русском языке два сборника стихов Бродского («Стихотворения и поэмы» и «Остановка в пустыне»). В Стокгольме на вопрос интервьюера, считает ли он себя русским или американцем, Бродский ответил: «Я еврей, русский поэт и английский эссеист ».

В 1977 г. Бродский издал первые в эмиграции поэтические сборники - «Конец прекрасной эпохи», подводящий итог последним годам творчества в России (1964–71), и «Часть речи», вобравший в себя произведения предотъездного года и стихи, написанные за пять лет эмиграции. Одновременно Бродский публиковал критическую прозу и эссе, в основном написанные по-английски и в 1986 г. собранные автором в отдельный сборник «Меньше чем единица», признанный лучшей литературно-критической книгой года в США. По-русски Бродским написаны критические эссе, посвященные творчеству А. Платонова (1973) и Марины Цветаевой (1979, 1981), опубликованные как предисловия к изданиям этих авторов на Западе.

В сборнике «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б., 1962–1982 гг.» (1983) вошли написанные за двадцать лет стихотворения, объединенные одним лирическим адресатом. Стихотворения из этого сборника, а также не собранные ранее произведения, публиковавшиеся в эмигрантской периодике, составили итоговый для Бродского сборник «Урания» (1987; одноименный в автопереводах английский вариант с добавлением нескольких стихотворений, написанных по-английски, 1988). Избранные стихи 1987–1989 гг. составили сборник «Примечания папоротника» (1990). Бродский - автор двух пьес: «Мрамор» (журнал «Двадцать два», Т.-А., 1984, №32) и «Демократия!» (1990).

В 1979 г. Бродский был избран членом Американской академии и Института искусств и литературы (откуда он вышел в 1987 г.). В 1981 г. он был награжден «премией гениев» Мак-Артура, в 1986 г. - Национальной премией литературных критиков. В 1987 г. Бродский получил Нобелевскую премию по литературе «за его всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтическим накалом». В 1992 г. был избран поэтом-лауреатом Библиотеки Конгресса США. В мае 1995 г., к 55-летию поэта, в Санкт-Петербурге журнал «Звезда» организовал и провел международную научную конференцию, посвященную творчеству Иосифа Бродского.

С конца 1987 г. произведения Бродского широко (в том числе и без ведома автора) публиковались в России , где переизданы почти все его произведения. В Санкт-Петербурге с 1997 г. выходило собрание сочинений Бродского в семи томах.

Источники

  • КЕЭ, том 1 + Доп. 2, кол. 546–547 + 231–232
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

«Какую биографию, однако, делают нашему рыжему!» - невесело пошутила Анна Ахматова в разгар судебного процесса над Иосифом Бродским. Кроме громкого суда противоречивая судьба уготовила поэту ссылку на Север и Нобелевскую премию , неполные восемь классов образования и карьеру университетского профессора, 24 года вне родной языковой среды и открытие новых возможностей русского языка.

Ленинградская юность

Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. Спустя 42 года в интервью голландскому журналисту он так вспоминал о родном городе: «Ленинград формирует твою жизнь, твое сознание в той степени, в какой визуальные аспекты жизни могут иметь на нас влияние Это огромный культурный конгломерат, но без безвкусицы, без мешанины. Удивительное чувство пропорции, классические фасады дышат покоем. И все это влияет на тебя, заставляет и тебя стремиться к порядку в жизни, хотя ты и сознаешь, что обречен. Такое благородное отношение к хаосу, выливающееся либо в стоицизм, либо в снобизм» .

В первый год войны после блокадной зимы 1941–1942 годов мать Иосифа Мария Вольперт вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея . Иосиф Бродский всю жизнь вспоминал прогулки по музею в детстве: «Вообще у меня по отношению к морскому флоту довольно замечательные чувства. Уж не знаю, откуда они взялись, но тут и детство, и отец, и родной город… Как вспомню Военно-морской музей, Андреевский флаг - голубой крест на белом полотнище… Лучшего флага на свете вообще нет!»

Иосиф часто менял школы; не увенчалась успехом и его попытка поступить после седьмого класса в морское училище. В 1955 году он ушел из восьмого класса и устроился на завод «Арсенал» фрезеровщиком. Затем работал помощником прозектора в морге, кочегаром, фотографом. Наконец, он присоединился к группе геологов и несколько лет участвовал в экспедициях, в ходе одной из которых открыл небольшое месторождение урана на Дальнем Востоке. В это же время будущий поэт активно занимался самообразованием, увлекся литературой. Сильнейшее впечатление на него произвели стихи Евгения Баратынского и Бориса Слуцкого.

Иосиф Бродский. Фотография: yeltsin.ru

Иосиф Бродский с котом. Фотография: interesno.cc

Иосиф Бродский. Фотография: dayonline.ru

В Ленинграде о Бродском заговорили в начале 1960-х годов, когда он выступил на поэтическом турнире в ДК имени Горького. Поэт Николай Рубцов рассказывал об этом выступлении в письме:

«Конечно же, были поэты и с декадентским душком. Например, Бродский. Взявшись за ножку микрофона обеими руками и поднеся его вплотную к самому рту, он громко и картаво, покачивая головой в такт ритму стихов, читал:
У каждого свой хрлам!
У каждого свой грлоб!
Шуму было! Одни кричат:
- При чем тут поэзия?!
- Долой его!
Другие вопят:
- Бродский, еще!»

Тогда же Бродский начал общаться с поэтом Евгением Рейном. В 1961 году Рейн представил Иосифа Анне Ахматовой. Хотя в стихах Бродского обычно замечают влияние Марины Цветаевой , с творчеством которой он впервые познакомился в начале 1960-х, именно Ахматова стала его очным критиком и учителем. Поэт Лев Лосев писал: «Фраза Ахматовой «Вы сами не понимаете, что вы написали!» после чтения «Большой элегии Джону Донну» вошла в персональный миф Бродского как момент инициации» .

Суд и мировая слава

В 1963 году после выступления на пленуме ЦК КПСС первого секретаря ЦК Никиты Хрущева среди молодежи начали искоренять «лежебок, нравственных калек и нытиков» , пишущих на «птичьем жаргоне бездельников и недоучек» . Мишенью стал и Иосиф Бродский, которого к этому времени дважды задерживали правоохранительные органы: в первый раз за публикацию в рукописном журнале «Синтаксис», во второй - по доносу знакомого. Сам он не любил вспоминать о тех событиях, потому что считал: биография поэта - лишь «в его гласных и шипящих, в его метрах, рифмах и метафорах» .

Иосиф Бродский. Фотография: bessmertnybarak.ru

Иосиф Бродский на вручении Нобелевской премии. Фотография: russalon.su

Иосиф Бродский со своим котом. Фотография: binokl.cc

В газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появилась статья «Окололитературный трутень», авторы которой клеймили Бродского, цитируя не его стихи и жонглируя выдуманными фактами о нем. 13 февраля 1964 года Бродского снова арестовали. Его обвинили в тунеядстве, хотя к этому времени его стихи регулярно печатались в детских журналах, издательства заказывали ему переводы. О подробностях процесса весь мир узнал благодаря московской журналистке Фриде Вигдоровой, которая присутствовала в зале суда. Записи Вигдоровой были переправлены на Запад и попали в прессу.

Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
Судья: Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! <...> У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
Судья: Отвечайте точно!
Бродский: Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…
Судья: Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Нас это не интересует...

Свидетелями защиты выступили поэт Наталья Грудинина и видные ленинградские профессора-филологи и переводчики Ефим Эткинд и Владимир Адмони. Они пытались убедить суд, что литературный труд нельзя приравнять к тунеядству, а опубликованные Бродским переводы выполнены на высоком профессиональном уровне. Свидетели обвинения не были знакомы с Бродским и его творчеством: среди них оказались завхоз, военный, рабочий-трубоукладчик, пенсионер и преподавательница марксизма-ленинизма. Представитель Союза писателей также выступил на стороне обвинения. Приговор был вынесен суровый: высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду.

Бродский поселился в деревне Норенской Архангельской области. Работал в совхозе, а в свободное время много читал, увлекся английской поэзией и стал учить английский язык. О досрочном возвращении поэта из ссылки хлопотали Фрида Вигдорова и писательница Лидия Чуковская. Письмо в его защиту подписали Дмитрий Шостакович , Самуил Маршак , Корней Чуковский, Константин Паустовский , Александр Твардовский, Юрий Герман и многие другие. За Бродского вступился и «друг Советского Союза» французский философ Жан-Поль Сартр. В сентябре 1965 года Иосиф Бродский был официально освобожден.

Русский поэт и американский гражданин

В том же году в США вышел первый сборник стихов Бродского, подготовленный без ведома автора на основе переправленных на Запад материалов самиздата. Следующая книга, «Остановка в пустыне», вышла в Нью-Йорке в 1970 году - она считается первым авторизованным изданием Бродского. После ссылки поэта зачислили в некую «профессиональную группу» при Союзе писателей, что позволило избежать дальнейших подозрений в тунеядстве. Но на родине печатали только его детские стихи, иногда давали заказы на переводы поэзии или литературную обработку дубляжа к фильмам. При этом круг иностранных славистов, журналистов и издателей, с которыми Бродский общался лично и по переписке, становился все шире. В мае 1972 года его вызвали в ОВИР и предложили покинуть страну, чтобы избежать новых преследований. Обычно оформление документов на выезд из Советского Союза занимало от полугода до года, но визу для Бродского оформили за 12 дней. 4 июня 1972 года Иосиф Бродский вылетел в Вену. В Ленинграде остались его родители, друзья, бывшая возлюбленная Марианна Басманова, которой посвящена практически вся любовная лирика Бродского, и их сын.

Иосиф Бродский с Марией Соццани. Фотография: russalon.su

Иосиф Бродский с Марией Соццани. Фотография: feel-feed.ru

Иосиф Бродский с Марией Соццани и годовалой дочерью Анной. 1994. Фотография: biography.wikireading.ru

В Вене поэта встретил американский издатель Карл Проффер. По его протекции Бродскому предложили место в Мичиганском университете. Должность называлась poet-in-residence (буквально: «поэт в присутствии») и предполагала общение со студентами в качестве приглашенного литератора. В 1977 году Бродский получил американское гражданство. При его жизни было издано пять поэтических сборников, содержавших переводы с русского на английский и стихи, написанные им по-английски. Но на Западе Бродский прославился прежде всего как автор многочисленных эссе. Сам себя он определял как «русского поэта, англоязычного эссеиста и, конечно, американского гражданина» . Образцом его зрелого русскоязычного творчества стали стихотворения, вошедшие в сборники «Часть речи» (1977) и «Урания» (1987). В беседе с исследователем творчества Бродского Валентиной Полухиной поэтесса Белла Ахмадулина так объясняла феномен русскоговорящего автора в эмиграции.

В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». В 1991 году Бродский занял пост поэта-лауреата США - консультанта Библиотеки Конгресса и запустил программу «Американская поэзия и грамотность» по распространению среди населения дешевых томиков стихов. В 1990 году поэт женился на итальянке с русскими корнями Марии Соццани, но их счастливому союзу было отпущено всего пять с половиной лет.

В январе 1996 года Иосифа Бродского не стало. Его похоронили в одном из любимых городов - Венеции, на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

Приветствую моих постоянных читателей и гостей сайта! В статье «Иосиф Бродский: краткая биография, факты, видео» — о жизни поэта-диссидента, переводчика, прозаика, драматурга, лауреата Нобелевской премии.

Иосиф Бродский: биография

Он появился на свет 24 мая (знак зодиака — ) 1940 года в еврейской семье, в прекрасном городе на Неве – Ленинграде.

Отец, Александр Ианович Бродский, служил военным фотокорреспондентом. Его возвращение с войны пришлось на 1948 год. Позже он получил работу в фотолаборатории, которая находилась при Военно-Морском музее. В 1950 попал под демобилизацию и нашел работу в нескольких местных газетах.

Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером. Родная тетя по материнской линии, Дора Моисеевна Вольперт, выбрала профессию актрисы.

Детские годы Бродского пришлись на тяжелое военное и послевоенное время. Бедность, разруха, блокада и отсутствие отца наложили свой отпечаток на творчество поэта.

В 1955, окончив семь классов, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод. Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Иосифа поддержать семью.

Затем он пытался поступить в школу подводников, но безуспешно. В 16 лет загорелся идеей стать хирургом. Месяц работал в морге, анатомировал трупы, но в итоге отказался от медицинской карьеры.

Творчество Бродского

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

В 1960 состоялось первое публичное выступление Иосифа. Выступал он со стихотворением «Еврейское кладбище», произведение спровоцировало настоящий скандал.

В том же году у Бродского с его другом, бывшим летчиком, созрел план по захвату самолета, чтобы на нем переправиться за границу СССР. Но в последний момент они передумали, а несколько позднее, его друга Олега Шахматова арестовали. В КГБ он рассказал об этом совместном плане.

Спустя месяц задержали и Бродского, но через двое суток отпустили, взяв «на карандаш».

Ссылка «опасного преступника»

Летом 1961 года Бродский познакомился с Анной Ахматовой. Спустя год, состоялось знакомство с Надеждой Мандельштам (супругой Осипа Мандельштама). В 1963 году — с Лидией Чуковской.

В 1954 году по Советскому Союзу прокатилась волна борьбы с тунеядцами. Эта волна накрыла и Бродского. Ведь не имел постоянной работы, живя на скудные гонорары от переводов.

В 1964 году «благодаря» бдительной ленинградской общественности, против Бродского было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в тунеядстве. Через 5 дней поэта арестовали. Через месяц, находясь в камере, у него случился первый сердечный приступ.

Затем по решению суда он был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. По воспоминаниям поэта, это было самое тяжелое время в его жизни. Экспертиза установила, что пациент способен отбывать наказание.

Поэт был приговорен к 5 годам лишения свободы по статье за тунеядство. Сослали его под конвоем вместе с уголовными заключенными в удаленную деревню под Архангельском. По словам поэта, он был счастлив в этот период своей жизни. Он успел за эти годы изучить английскую поэзию.

Под давлением отечественной и зарубежной общественности, «опасному преступнику» сократили срок наказания. Спустя два года, он вернулся на родину.

Добивались его свободы Ахматова, Чуковская. Письма в защиту Бродского были подписаны , С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом и другими.

В СССР стихи Бродского не печатали, они издавались за границей. Гонения продолжались до мая 1972 года. Иосифу Александровичу дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Ему уже доводилось бывать в психбольнице и, по его словам, она была намного страшнее тюрьмы.

Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 году поэт принял американское гражданство.

Нобелевская премия для «тунеядца»

Вскоре он становится профессором Мичиганского, Нью-йоркского и других университетов страны. Он много путешествует по миру, живет в Лондоне, Стокгольме, Париже, но самым любимым местом на земле становится , которой посвящено много прекрасных стихов и замечательный прозаический очерк.

В 1987 Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Скончался поэт в Нью-Йорке в 1996 году от сердечного приступа. Ему было 55! Пережитые в течение жизни четыре инфаркта, сделали свое губительное дело.

Похоронен был в Америке. В 1997 произошло перезахоронение Бродского в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле, в прекрасной Венеции, которую он очень любил.

Иосиф Бродский: личная жизнь

Марина→ Марианна→ Мария

  • В 1962 поэт знакомится с художницей Мариной Басмановой. Это была первая, чистая и большая любовь. Родители девушки с самого начала были против этого союза. Марина приезжала в ссылку к Иосифу. В 1968 году у них родился сын Андрей. Но из-за измены Марины с его другом, они расстались. Иосиф готов был покончить с жизнью.
  • Дочь — Анастасия Иосифовна Кузнецова (род. 1972), от балерины Марианны Кузнецовой.
  • 1990 — официальный брак с итальянкой Марией Соццани 1969 года рождения, имевшей русские корни. В этом счастливом браке родилась дочь Анна.

Иосиф Бродский и Мария Соццани

Связь с родителями

  • Родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков. Он, как сердечник, нуждался в особом уходе.
  • Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери (1983) и отца (1985).

Привет из Ленинграда!

  • В 1995 Бродскому присвоено звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Иосиф Бродский: краткая биография (видео):

Родился в 1940 году в Ленинграде в семье военного репортера. Его отец прошел войну, и в 1948 году его взяли на работу в фотолабораторию в Москве. Он очень любил журналистику, поэтому в течении 3 лет пробовал работать репортером, журналистом и фотографом. Мать имела хорошее экономическое образование и работала всю жизнь бухгалтером.

Иосиф Александрович рос практически без отца, так как тот был на фронте в годы войны. Поэтому детство у мальчика было трудное, денег не было, семья голодала. Во время блокады мать взяла Иосифа и отправилась в Череповец, так как в Ленинграде оставаться было очень опасно. Через 3 года они возвращаются в родной город, и Бродский идёт в школу. После окончания обучения юноша хотел поступить в Морское училище, но получил отказ.

Наблюдая послевоенную картину, Иосиф Александрович начинает задумываться о творчестве. Ему хочется отразить в своих работах всю тяжесть перенесенной войны, смерть и боль. В то время города ещё были разрушены, в результате многочисленных сражений. Творчество 1945-1955 годов наполнено мыслями о войне.

Чтобы хоть как-то помочь бедной семье, Бродский пытается работать фрезеровщиком, а затем решился поступить в школу подводников. Ему даже пришла идея стать врачом, но после практики в морге решил, что медицина – это не его.

Он объездил всю Россию, пробуя себя в любой профессии, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Бродскому было психологически тяжело всё время находиться в скитаниях, и однажды он не выдерживает и возвращается домой в Ленинград.

Иосиф Александрович в этот период начинает изучать иностранные языки, читает литературу на английском и польских языках. Не остается равнодушным и к произведениям русских поэтов и писателей. По возвращении домой, Бродский знакомиться с интереснейшими людьми: Булатом Окуджавой, Евгением Рейном, Сергеем Довлатовым.

В 1960 в Ленинграде проходил поэтический конкурс, и Бродский решается поучаствовать в нем со стихотворением «Еврейское кладбище». Работа вызвала недоумение в узких кругах и долгое время критиковалась.

Через несколько лет поэт знакомиться с Ахматовой и ещё несколькими современниками. Но встреча с Мариной Басмановой, дочерью одного Ленинградского художника, оставила в сердце Бродского огромный след. С тех пор он много писал и все его работы посвящались именно ей.

У них рождается сын, но об их союзе никто не знает.

В это время Иосиф Александрович понимает, что нужно содержать ребенка и свою любимую, поэтому опять начинает поиски работы. Это не закончилось успехом и его арестовывают за тунеядство. В суде его расспрашивали о том, почему он не может найти себе место работы, на что Бродский ответил, что он – поэт, это его призвание. За это его сослали в Архангельсую область на 5 лет принудительных работ. Не смотря на эти обстоятельства, там поэт пишет несколько работ, и к его удивлению, произведения публикуют в местной газете.

Через полтора года срок Бродскому уменьшили, и он возвращается домой. В 1965 году Иосиф Александрович работает переводчиком союза писателей при СССР. Благодаря этой должности, ему удалось избежать возможных обвинений.

В конце 1960 годов умирает Анна Ахматова и ещё несколько друзей поэта. Его не покидает мысль о собственной смерти, ему кажется, что его время скоро придет. Но несмотря на это, Бродский публикуется во многих газетах, и власти стараются не обращать на это внимание, хотя КГБ всё ещё помнило за что он был арестован.

В течении нескольких лет Иосиф Бродский перенес 4 инфаркта, что сказалось на его здоровье. В 1966 у него снова случается сердечный приступ, и он умирает.

Творчество личная жизнь о главном

Биография Иосифа Бродского о главном

Бродский родился 24 мая 1940 года в семье матери бухгалтера и отца фотожурналиста. Детство провел в маленькой питерской квартирке. Называл свое детство совершенно обыкновенным, которое не повлияло на его дальнейшее развитие. В 1955 году Бродский бросает школу и идет работать на военный завод фрезеровщиком, занимается самообразованием, много читает. Также выявляет желание стать хирургом, некоторое время проводит в роли помощника прозектора при тюрьме. В общей сложности перепробовал себя в свыше десятка профессий, стремясь сочетать творчество с работой.

Вдохновившись Борисом Слуцким в шестнадцать лет начал писать свои первые стихи. И уже в семнадцатилетнем возрасте, 1957 года впервые был опубликован. В 50-60е годы плотно занялся изучением польского и английского языков, укрепился в своем желании стать поэтом. Большое влияние на творчество оказали стихи Марины Цветаевой вплоть до заката своей поэтической карьеры.

В 1964 году был арестован за тунеядство и сослан на пять лет в деревню под Архангельском. За поэта вступились Ахматова, Шестакович и другие личности, в следствие чего был досрочно освобожден, в общей сложности провел полгода в ссылке. После возвращения в Ленинград его боялись публиковать, тогда Бродский занялся переводами. За все время, проведенное до эмиграции в США, ему удалось опубликовать лишь четыре стихотворения. Вскоре в связи с невыносимыми условиями Иосиф Александрович решает «приземлиться», как выразился сам поэт, в Нью-Йорке, где, будучи профессором преподавал русскую литературу и историю. В 1987 году получает Нобелевскую премию по литературе, а в 1989 году прекращается дело Бродского. Но он не возвращается на родину, а путешествует по городам разных стран, читает лекции.

Бродский умер в 1996 году в Нью-Йорке, причиной стал инфаркт. Похоронен на протестантском кладбище в Венеции.

Интересные факты и даты из жизни



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!