Искандер тринадцатый подвиг геракла очень краткое содержание. "Тринадцатый подвиг Геракла"

Поэзия Сергея Есенина отличается от творчества других поэтов этого же периода. Он не шёл следом за модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами. В русскую литературу Есенин вошёл как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля. Поэтому тема Родины стала для него и целинной, и знакомой до боли одновременно.

Первые стихотворения, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями. Поэт рисовал, прежде всего, красоту родных просторов. И вся природа у него одушевлённая: берёзки уподобляются девушке, месяц – ягнёнку, который «гуляет в голубой траве». Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта («синий плат небес», «страна берёзового ситца»), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия. К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…

…Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и её природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Например, стихотворение «Я последний поэт деревни»:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Это и другие произведения построены на композиционном приеме – антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причём деревня выступает как источник добра, благодати, а город – проклятый, «железный гость».

Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» (поминальная молитва). Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи». Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье.

Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворённая одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но всё же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Всё это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.

Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, - признавался поэт. - Чувство Родины - основное в моем творчестве».
Есенин смог опоэтизировать природу средней полосы России, воспеть поля с их «малиновой ширью», синь озер и рек, «мохнатый лес» с его «стозвоном сосняка», «тропу деревень» с «придорожными травами».
В ранний период своего творчества он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты - в ризах образа», уподобляет Родину «черной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Русь». Впрочем, иногда у поэта слышится «теплая грусть» и «холодная скорбь», когда он видит крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь усиливает его беспредельную любовь к своей земле.
Однако приходит новая эпоха, в стране свершаются огромные перемены, она преображается. Вместе с этим претерпевают изменения и воззрения Есенина. В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь ему огромной птицей, приготовившейся к дальнему полету (например, в стихотворении «О Русь, взмахни крылами...»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый черный деготь. Есенин передает в стихах ощущение грандиозности свершившегося на родной земле, веру в «час преображенья», в то, что крестьяне в конечном итоге будут избавлены от бедности и тягот жизни. Но вместо этого лирический герой поэта с ужасом видит наступающего «железного гостя», приход бездушного прогресса, уничтожение хрупкой гармонии с природой, на которой держался мир русского крестьянства. И поэт вновь поворачивается к старой, «деревянной Руси», объявляя себя ее единственным, последним певцом и глашатаем. Есенин с отчаянием записывает: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал».
В творчестве Есенина начинает настойчиво звучать мотив возвращения к истокам, в родной дом, тоски по уходящему гармоничному крестьянскому бытию.
Затем постепенно, с приобретением нового жизненного опыта, взгляды Есенина несколько корректируются. Он начинает понимать, что возврата к прошлому уже нет. В это же время Есенин совершает заграничные поездки, в которых он увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. Так, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется двойственное отношение к родной стране. Продолжая любить родину, поэт в то же время не желает принимать ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
Есенин пытается понять и принять современную ему действительность. Он все чаще всматривается в Русь советскую, стремится «в каждом миге» постигнуть отчалившую в будущее «вздыбленную Русь», даже славит ее героев («Песнь о великом походе» и др.). Поэт не только удивляется происходящим переменам («Вот так страна!»),
но и хочет вобрать в сердце эту новь. Хотя и с одной значительной оговоркой:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Итак, тема родины является не только сквозной в творчестве Есенина, это главная тема его творчества. Начав свой путь с прославления мира «золотой бревенчатой избы», Руси патриархальной, он проделал значительную эволюцию, в результате чего пришел к частичному примирению с происходящими изменениями, принятию мысли о необходимости прогресса. Опасения Есенина касаются лишь того, что из-за слишком поспешных перемен разрушению может подвергнуться веками формировавшийся уклад жизни людей, перестанет существовать их особый душевный строй.
Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и серьезные размышления над темами, которые веками волновали русского человека, явились залогом того, что его произведения не устаревают. Они говорят понятным и близким русскому человеку языком о самых важных, самых насущных для него проблемах.

“Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными”.

А вот один математик в нашей школе отличался от всех других. Он не был ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым.

“Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек”. Появился он в нашем классе с нового учебного года.

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или. сбежали на стадион.

Стадион находился рядом со школьным двором. “

Дети часто сбегали на стадион, что очень раздражало директора школы. Но только не с уроков математики!

Учитель умеет тонко высмеять провинившегося ученика. Никто не хочет оказаться объектом его остроумия.

Он “властно и спокойно держал класс в руках. Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее.

Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.

Весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного”.

Однажды объектом высмеивания оказывается и герой-рассказчик. Он не сумел решить домашнюю задачу. И отмахнулся: наверное, в учебнике ответ неправильный!

“Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его Адольф Комаров. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.

Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был”.

Адольф задачу решил. Герою становится все более неуютно. Но вдруг в класс заглядывает медсестра. В школе делают прививки против тифа. Уж лучше прививки, чем быть высмеянным со своей нерешенной задачей!

“Уколов я не боялся, потому что мне делали массу уколов от малярии, а это самые противные из всех существующих уколов”.

Но белые халаты ищут пятый “А”. Мальчик учится в пятом “Б”.

– Можно, я им покажу, где пятый “А”? – сказал я, обнаглев от страха.

Этот класс был в одном из флигелей при школьном дворе, и докторша в самом деле могла запутаться. “

Врач говорит, что классу “Б” уколы будут делать на следующем уроке. Мальчик, в надежде избежать позора на уроке математики, выдумывает, что класс “Б” на следующем уроке организованно идет в музей.

Доктор и медсестра решают идти в пятый “Б”. Многие дети боятся уколов, особенно Алик Комаров.

“С каждой минутой он делался все строже и бледней. Он не отрываясь смотрел на докторскую иглу.

Спина его от напряжения была твердая, как доска. “

Алик чуть не упал в обморок во время укола. Рассказчик же, прозванный врачами “малярик”, ведет себя героически.

Но вот процедура закончена.

– Откройте окно, – сказал Харлампий Диогенович, занимая свое место. Он хотел, чтобы с запахом лекарства из класса вышел дух больничной свободы.

– Как известно, Геракл совершил двенадцать подвигов. – сказал он. – Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию.

И совершил тринадцатый подвиг.

Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг, потому что, если бы Гераклу понадобилось совершить тринадцать подвигов, он бы сам их совершил, а раз он остановился на двенадцати, значит, так оно и надо было и нечего было лезть со своими поправками.

– Геракл совершал свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости. “

Хитрец все-таки вызван к доске. В домашней задаче речь идет об артиллерийском снаряде.

– Артиллерийский снаряд. – бормочет школьник.

Харлампий Диогенович высмеивает его:

– Вы проглотили снаряд? Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал.

Весь класс смеялся.

“Смеялся Сахаров, стараясь во время смеха не переставать быть отличником. Смеялся даже Шурик Авдеенко, самый мрачный человек нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки.

Смеялся Комаров, который, хоть и зовется теперь Аликом, а как был, так и остался Адольфом”.

“С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям. Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты.

Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого”.

Комментарий. Вы прочитали честный рассказ о вранье.

Герой рассказа – умный и наблюдательный мальчик. А рассказывает историю взрослый, который подсмеивается над собой, маленьким. Мы видим историю как бы “двойным зрением”: глазами школьника и глазами умудренного опытом человека.

Школьник побаивается учителя математики и одновременно старается его обхитрить. Писатель, что рассказывает нам эту историю, восхищается учителем, одновременно анализируя те механизмы, при помощи которых он влияет на умы и души своих воспитанников.

Самый простой вывод из этой истории: “серьезней относиться к домашним заданиям”.

Второй вывод: ложь рано или поздно разоблачается, “все тайное становится явным”. Поэтому лжец становится посмешищем в глазах своих товарищей. Не хочешь краснеть – не ври!

Третий вывод: умей и сам посмеяться над собой. Посмотри на ситуацию со стороны – и многое станет куда понятней.

В рассказах Искандера теплый мягкий юмор и чуть более жесткая ирония пронизывают всю ткань повествования. И это сообщает читателю уверенность в том, что даже в не совсем приятных ситуациях можно ощутить радость и красоту жизни.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. После очередной удачной аферы Питерс и Такер решают стать филантропами. Оказавшись в захолустном городишке Флоресвиль, они с согласия местных жителей...
  2. В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая...
  3. Незнайка совершил три добрых дела и за это волшебник подарил ему волшебную палочку. Но предупредил, что палочка потеряет свою силу,...
  4. Авторское предисловие извещает читателей о том, что ответы осудившим пьесу содержатся в “Критике” (имеется в виду комедия в одном действии...

Год издания рассказа: 1964

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написан в 1964 году. Произведение входит в повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда» и во многом является автобиографическим. Рассказ наряду со всей повестью занимает достойное место среди читателей и заслуженно включен в школьную программу.

Рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание

В начале рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» читать можем о том, что все учителя математики, с которыми был знаком рассказчик, не обладали особой аккуратностью и, несмотря на всю свою гениальность, были довольно таки слабохарактерными людьми. Но вот однажды в школе появился новый учитель. Звали его Харлампий Диогенович и по происхождению он, как и Пифагор, был греком. С первых же дней работы он смог завоевать авторитет у своих учеников. На его уроках в классе стояла такая тишина, что иногда директор заходил проверить, не сбежали ли дети с урока на стадион.

А на стадион ученики сбегали часто. Причиной был сторож дядя Вася, которого дети любили злить своим появлением. Руководство школы даже писало жалобу директору стадиона, чтобы его перенесли в какое-нибудь другое место, чтобы не мешать учебному процессу. Но жалоба не была услышана. Единственное, что предприняло руководство стадиона – это замена деревянного забора на каменный.

Часто ученики шли на стадион, прогуливая уроки пения. Но никакой сторож дядя Вася не мог заставить детей сбежать с урока математики. Уважение к учителю было настолько сильное, что как только Харлампий Диогенович заходил в класс, там воцарялась тишина, которая длилась до конца урока. Иногда учитель разбавлял атмосферу на уроке какой-нибудь остроумной шуткой.

Например, если ученик опоздал на урок на несколько секунд и в дверях столкнулся с Харлампием Диогеновичем, учитель не кричал и не сердился. Он уважительным жестом предлагал опоздавшему зайти в класс, как бы намекая на то, что пропускает вперед какую-то важную персону. И когда ученик неловко заходит в кабинет, преподаватель, оглашая, что же это за важная особа пожаловала, говорил что-то остроумное. Например:

— Принц Уэльский!

Все дети начинали смеяться. Они понятия не имели, кто же такой этот Принц Уэльский, но точно знали, что опоздавший им не является.

Харлампий Диогенович был небольшого роста, всегда аккуратно одет и достаточно спокоен. Даже во время контрольных работ он не ходил по классу, а спокойно сидел за своим столом и что-то читал. И, несмотря на отсутствие контроля, ученики крайне редко списывали. Они знали, что такую работу учитель сразу же заметит и высмеет перед всем классом.

Главной особенностью Харлампия Диогеновича было умение выставить ученика смешным перед всеми. Он не кричал, не вызывал родителей в школу, не злился на тех, кто у кого плохие оценки или плохое поведение на уроке. Он выставлял их в смешном виде перед одноклассниками. И когда все начинали смеяться с такого ученика, ему становилось стыдно без лишних криков и нравоучений.

Однажды и главному персонажу рассказа выпала такая участь – стать смешным перед своими же друзьями. Мальчик не выполнил домашнее задание. Точнее он пробовал решить задачу про артиллерийский снаряд, но получившийся ответ не сошелся с тем, что был в самом задачнике. Когда ученик пришел в школу, он спросил у одноклассника-футболиста, получилось ли у него решить эту задачу. И, услышав, что у того ответ тоже не сошелся с тем, что в книге, они решили, что ошибка именно в учебнике и пошли играть в футбол. Перед самим уроком мальчик спросил у отличника Сахарова, справился ли он с домашним заданием, и тот дал утвердительный ответ.

Тут прозвенел звонок и в класс вошел Харлампий Диогенович. Главный герой очень боялся, что учитель почувствует его волнение и вызовет его к доске. Он сел на свое место. Его соседом по парте был Адольф Комаров, который из-за войны стеснялся своего имени и просил всех называть его Аликом. Но дети все равно иногда дразнили его Гитлером.

Далее в рассказ Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказывается о том, как Харлампий Диогенович начинает урок. В классе отсутствовал дежурный ученик и учитель ждал, пока староста вытрет доску и уже хотел начинать урок, когда в класс вошла медсестра. Она спросила, в этом ли кабинете находится 5-А класс. Харлампий Диогенович резко ответил им, что здесь сидит 5-Б. Он понимал, что медсестра хочет сделать прививки, но очень не хотел, чтобы сорвался урок. Медсестра и доктор вышли. Поскольку главный герой сидел недалеко от дверей, он спросил у учителя, может ли он быстро выйти и показать доктору, где 5-А класс. Тот отпустил ученика.

Мальчик радостно вышел из класса и побежал за докторами. Догнав женщин, он спросил, будут ли в его классе делать уколы. Ему ответили, что в 5-Б медработники придут на следующем уроке. Но ученик соврал, сказав, что как раз на следующем уроке весь их класс направляется в библиотеку. Тогда доктор и медсестра решили вернуться и сделать прививки ученикам 5-А класса. Мальчик обрадовался. Он с детства страдал от малярии, перенес много уколов и уже не боялся их.

Они вернулись в класс. Возле доски стоял Шурик Авдеенко и пытался решить задачу про артиллерийский снаряд. Доктор объявила, что они с медсестрой сейчас всему классу будут делать прививки от тифа. К врачам решили вызывать детей по списку из журнала. Первым должен был пойти Авдеенко, который только что сел за парту. В то время Алик Комаров с ужасом ждал своей очереди. Главный герой пытался его успокоить, но мальчик панически боялся уколов.

Когда пришла пора делать укол Комарову, он шел к доктору, как на каторгу. Как только укол был сделан, мальчик внезапно побелел и потерял сознание. В классе все испугались. Доктор усадила Алика на стул, подсунула под нос мальчику флакончик, и он пришел в себя. На свое место мальчик возвращался уже уверенно и деловито, как будто и не умирал несколько минут назад.

Когда главному герою сделали укол, он даже и не почувствовал. Доктор похвалила мальчика за смелость и отправила на место. Еще позже всем ученикам были сделаны уколы, доктора попрощались и вышли из кабинета.

Далее в произведении «13 подвиг Геракла» читать можем о том, что Харлампий Диогенович попросил открыть окно, чтобы избавиться от запаха лекарств в классе. Он сел за стол, достал четки и стал перебирать одна за другой бусины из них. Ученики знали, что в такие моменты он рассказывает нечто очень интересное и поучительное.

Он начал свой рассказ с того, что согласно древнегреческой мифологии было совершенно . Но вот сейчас появился человек, решивший совершить тринадцатый подвиг героя. Только во Геракл совершил все подвиги из храбрости, а этот молодой человек – из трусости. В рассказе Искандера подвиг Геракла, конечно, имел метафорическое значение, поскольку всем известно, что древнегреческий герой совершил всего двенадцать подвигов.

Далее в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» кратком содержании вы узнаете, что главный герой заподозрил что-то неладное. Харлампий Диогенович вызвал мальчика к доске и попросил решить домашнюю задачу. Долго главный герой думал, как ему выйти из этой ситуации, и в то же время мальчику становилось ужасно стыдно. Он стоял у доски и не мог сказать ничего, кроме фразы «артиллерийский снаряд». Учитель спросил, не проглотил ли он часом это снаряд, о котором так долго говорит. Мальчик растерялся и сказал, что проглотил.

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
Тринадцатый подвиг Геракла Ф.Искандер Смех над недостатками человека Пятиклассник и его учитель Харлампий Диогенович Новый учитель по математики Харлампий Диогенович никогда не наказывал своих учеников, с помощью юмора он добивался идеальной дисциплины на уроке и выполнения домашнего задания.Однажды озорной и лукавый ученик 5Б класса не выполнил домашнее задание, не захотел чтобы учитель ему поставил двойку и высмеивал его перед одноклассниками. Случайно в класс зашли врач и медсестра, они искали 5А для того, чтобы сделать прививки. Наш герой вызвался помочь и проводить врачей, но пока искали нужный кабинет мальчик уговорил сделать прививку в 5Б. Как только врачебный процесс был закончен, учитель вызвал мальчика к доске. Конечно, юный герой не смог ответить и получил двойку. Учитель сравнил его с Гераклом, но "тринадцатый подвиг" оказался фальшивым и никудышным. «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям... Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты...Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого ». 18.06.2015

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя". В 1966 из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" "Созвездия Козлотура" (1966). Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема" (1973). В 1979 для "Метрополя" Искандер дал сатиру "Маленький гигант большого секса". Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 - повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 - "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!