Исследовательский проект "вода-это жизнь". Ручейком весной бежит

ТЕМА ПРОЕКТА:

Бацко Ольга Геннадьевна

Иркутская область

п Магистральный МОУ СОШ №2



  • Участники проекта - учащиеся 2 - 3 классов.
  • Тема проекта связана с окружающим миром.
  • Продолжительность проекта - 5 академических часов.


  • Откуда берётся вода?
  • Какими свойствами обладает вода?
  • В каком состоянии бывает вода?
  • Как происходит круговорот воды в природе?
  • Как использует воду человек?
  • Что нужно сделать, чтобы вода всегда была чистой?

  • Методическая задача в проекте "Вода" –сформировать представление о воде, её свойствах, состояниях, научиться обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов.
  • Дидактической задачей в проекте "Вода" является формирование экологической грамотности учащихся.

В проекте «Вода» будут использованы следующие темы для исследования учащихся:

1.Состояния воды. 2.Свойства воды.

3.Охрана воды.

Группы детей:

  • Теоретики - исследователи
  • Практики - экспериментаторы
  • Художники - оформители
  • Подготовительный
  • Подготовительный
  • Подготовительный
  • Подготовительный
  • Подготовительный
  • (поиск нужной информации, наблюдения)
  • (поиск нужной информации, наблюдения)
  • (поиск нужной информации, наблюдения)
  • (поиск нужной информации, наблюдения)
  • Основной
  • Основной
  • Основной
  • Основной
  • Основной
  • (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
  • (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
  • (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
  • (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
  • Заключительный
  • Заключительный
  • Заключительный
  • Заключительный
  • Заключительный
  • (защита исследовательских работ по теме)
  • (защита исследовательских работ по теме)
  • (защита исследовательских работ по теме)
  • (защита исследовательских работ по теме)

  • Окружающий мир, природоведение
  • Химия
  • Физическая география
  • Краеведение
  • Литература / Русский язык
  • Информационные технологии

Тест

«Про воду»

1. Что такое пар?

  • Вода в твердом состоянии
  • Вода в жидком состоянии
  • Вода в газообразном состоянии

2. Какое время может человек прожить без воды?

  • Несколько минут
  • Несколько часов
  • Несколько дней

3.Какого цвета вода?

  • Без цвета
  • Голубого цвета
  • Белого цвета

Разработки учителя. Дидактический материал.

1.Хранить молчание(Набрать в рот воды)

2.Угадал, правильно предсказал(Как в воду глядел)

3.Дальний родственник(Седьмая вода на киселе)

ВОДОЕМЫ




Работы

учащихся


Работы

учащихся

соль

соль

Соль Сок Песок Глина


Плешаков А.А «Мир вокруг нас»

2.Методическая литература для учителя к выше указанным учебникам.

-«Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа.

- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»

- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».

3.Энциклопедии / справочники/ http // www. dic. academic. ru


Спросил на днях малыш…

Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: Откуда ты?

Вода в ответ:

  • издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна,

-Откуда ты?-спросил росу.

-Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой.

, что шипишь?

И из бурлящего Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

  • И я, дружок, из океана!
  • Ты, газировка стакана

Донесся шепот:

-Знай, малыш,

И я пришла из океана

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликается всегда

Океанская вода.

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»

Учебно-исследовательская работа/Проектная работа

«Вода источник жизни»

Ковальчук Егор

Руководитель:

учитель начальных классов

Краснова О.Н.

1. Введение 3-4

2. Теоретическая часть 5

2.1 Свойства воды 6-7

2.2 Значение воды в природе 8-9

3. Организация и методики исследования 10

4. Результаты исследования 11-13

5. Вывод 14

Библиографический список 16

Приложения 17-22

Введение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Тема моей работы «Вода – источник жизни». Я выбрал эту тему потому что – она актуальна, так как вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без воды. Вода вездесуща, она буквально пронизывает оболочки Земли и проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое. Воду как дар природы надо беречь и сохранять!

Кроме того, мне захотелось с помощью опытов проверить выдвинутую гипотезу.

Цель моей работы уточнить и расширить знания о воде.

Объект работы – вода.

Предмет исследования вода источник жизни.

Гипотеза - предположим, что вода обладает свойствами; жизнь без воды невозможна.

Задачи моей работы:

Узнать какими свойствами обладает вода.

Узнать о значении воды в природе.

Доказать с помощью эксперимента что вода это жизнь.

Методы

Прочитаю книги о воде

Обращусь к компьютеру

Проведу эксперимент

Понаблюдаю

Сравню

Сделаю выводы

Теоретическая часть

Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! (Приложение1 фото1,2) Вода – самое распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор.

Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных её богатств. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода. Нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий.

Свойства воды

Что мы знаем о воде – без воды на Планете немыслимо что-то живое, это главный исток, из которого вылилась Жизнь. Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода- самое удивительное и самое распространенное природное соединение, она вездесуща – и в недрах земли, и над землей. Она имеется в почве и в воздухе. Только вода встречается в земных условиях во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (приложение 1 фото 3,4,5). Она можешь быть мягкой и жесткой, она можешь дать жизнь и отнять её. Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Это минерал, не имеющий формы. Многие хорошо знакомые свойства воды исключительны.

Рассмотрим некоторые из них.

Свойство прозрачности воды. Его можно доказать, положив картинку в тарелку с водой. Мы легко увидим через воду изображение на картинке. Это свойство воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.

Чистая вода не имеет запаха . Можно понюхать воду и убедиться в этом.

Вода может растворять разные вещества. Если в стакан с водой насыпать сахарный песок, или соль, то они растворятся. Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Если в воду добавить краску, то краска растворится. Вода окрасится.

Именно поэтому невозможно встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.

Но вода способна растворить не все вещества.

Если влить в стакан с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.

Вода не имеет формы. Нальем ее в емкости разной формы и разного размера. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вода течет . Если вылить ее на плоский поднос – она растекается в лужу. Происходит это потому, что вода состоит из невидимых частиц – так называемых молекул, которые движутся.

Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.

Если взять семена и поместить их в воду, то семена прорастут. Если взять веточки быстрорастущих деревьев и поместить их в воду, то веточки начнут распускаться. Из этого следует, что вода пробуждает жизнь.

Значение воды в природе

Воды на Земле одновременно и много и мало.

Но, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.

Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащие в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода.

Вода принимает непосредственное участие в росте растений. Сам механизм их роста в конечном итоге сводится к поглощению воды. Она необходима растению в период от набухания до созревания семени, для поступления питательных веществ из почвы в растение, регулирования температуры почвы и растения, деятельности ферментов и т. д. В некоторых частях растений содержится от 80 до 9O % и более воды (корнеплоды, огурец).

Вода источник пищи, образа жизни и крыши над головой для многих животных, рептилий, птиц, и рыб, которые не мыслят своей жизни без воды.

Человек селился у воды с давних времен. По воде расширял свои владения, открывал новые страны, вода служила для защиты от врагов (приложение 2 фото1,2). Вода – важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 – 90%. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для растений. Конечно, многие растения будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.

Отсутствие воды негативно сказывается на человеке и может привести к его гибели. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.

Очень часто люди не задумываются об этом. Бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. Берега рек часто превращаются в свалку (приложение 2 фото 3) . Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро. В загрязнённой воде погибает всё живое.

Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Организация и методики исследования

Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников.

Экспериментальный: постановка опыта.

Результаты исследования

Расширил и обобщил представления о воде и ее свойствах.

Свойство

Опыт

Результат

Прозрачность

1.Положил картинку в тарелку с водой.

Через воду увидел изображение на картинке.

(приложение 3 фото 1)

Чистая вода не имеет запаха

2.Понюхал воду.

Запах отсутствует.

(приложение 3 фото 2)

Растворитель

3.В первый стакан с водой насыпал сахарный песок. Во второй соль.

Песок и соль растворились.

Вода приобрела вкус вещества, которое в неё добавлено.

Краска растворилась.

Вода стала цвета краски.

(приложение 3 фото 3)

Поэтому в природе нет «чистой» воды. В ней всегда растворены различные вещества.

Масло осталось плавать на поверхности воды.

(приложение 3 фото 4)

Вода растворяет не все вещества.

Не имеет формы

4.Налил воду в ёмкости разного размера и разной формы.

Вода принимает форму того сосуда, в который налита.

(приложение 4 фото 1)

Текучесть

5.Вылил воду на поднос.

Вода растеклась.

(приложение 4 фото 2)

Давать жизнь

6.Я взял 15 семян фасоли.

5 из них поместил в чашу с мокрой салфеткой и постоянно поддерживал её в умеренно влажном состоянии при помощи воды.

5 семян поместил на сухую салфетку, не поливал совсем.

5 семян поместил на салфетку намоченную молоком, поддерживал во влажном состоянии при помощи молока.

Все чаши поставили на подоконник.

(приложение 4 фото 3,4)

7.Заранее срезал веточки быстро распускающихся деревьев. 3 веточки поставил в стакан с водой. 3 поставил в пустой стакан. Поставил ветки на видное место.

(приложение 6 фото 1)

В первой чаше фасоль дала ростки на третий день

На 5 день у росточков стали появляться корешки и листики. Ростки продолжали развиваться (приложение 5 фото 1,2,3).

Во второй ростки не появились

(приложение 5 фото 4).

В третьей, сначала появился неприятный запах. Семена сгнили

(приложение 5 фото 5).

Через несколько дней почки на веточках с водой стали расти. Веточки в пустом стакане не изменились.

(приложение 6фото 2)

Можно сделать вывод, что вода оживляет.

Вывод

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Узнал, что вода – непременная составляющая часть всего живого. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.

Вода увлажняет воздух; регулирует температуру; помогает усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; участвует в обмене веществ. Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. Виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов. Берега рек часто превращаются в свалку. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.
Беречь воду – это означает беречь жизнь!

В результате проведенных опытов я доказал: свойства воды, что вода в природе способна давать жизнь. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Возможно использование на уроках окружающего мира и классных часах в начальной школе.

Библиографический список

Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. – Л.: «Недра», 1971г.

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Издательство – Речь 2006г.

Сост. С.Т. Исмаилова - Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– М.: Аванта+, 1994.

Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. Москва, 1975г.;

Увлекательные опыты с водой. Издательство АСТ, 2008.

Энциклопедия «Мир вокруг нас» М.,2000

Интернет ресурсы


1 из 16

Презентация - Проект «Что мы знаем о воде»

2,922
просмотра

Текст этой презентации

Проект на тему: «Что мы знаем о воде»

Цель и задачи проекта
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле, ее назначении и использовании. Сформировать понятие значения воды для роста и развития растения. Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах (прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса).

Актуальность
Для человека по значимости вода занимает второе место после кислорода. Без неё наш организм не может существовать. Вода - главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности человека, растений и животных.

Что такое вода?Вода - это жидкость.

Как вы думаете, много на земле воды? На земном шаре воды больше, чем суши. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Кому нужна вода?
Людям, растениям, животным…

Водичку в ручки наберу,Умоюсь рано поутру.С водичкой легче мне проснутьсяИ солнышку вновь улыбнуться!
Зубки наши мы полощем,Щеточку водичкой смочим...

Без воды не сможет выжить ни одно растение, ни животное, ни человек. Животным вода нужна для жизни, растениям для роста, человеку для жизни. Если бы не было воды, то и не нужны были корабли, т.к. корабли передвигаются именно по воде. Электростанции- используют воду, точнее силу энергию водных масс для выработки электричества.

Важность воды для человека
Человек на 70% состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды. 40-45 дней человек сможет прожить без еды, а вот без воды не проживет и нескольких суток.

Для чего нужна вода?
Для чего нужна вода?Сразу даже не ответить.Знают взрослые и дети –Для всего нужна вода. По воде корабль идёт,Лодка-лодочка плывёт,Здесь в воде у рыбки дом,Хорошо, прохладно в нём. Будем в садик собираться –Утром надо умываться,Чистить зубы до еды.Как тут будешь без воды! А когда в бассейн придём,Так приятно плавать в нём…Если б воду не налили,Так красиво мы б не плыли. Мама стряпает обед,Без воды – обеда нет:Надо всё помыть, сварить…Без воды – ну как тут быть!
Загорелся чей-то дом.Испугались люди в нём.Надо быстро всё тушитьИ огонь водой залить. Если есть вода на грядке,Значит будет всё в порядке:Лук, морковка и чеснокВсё созреет точно в срок. Над рекой каток из льда.Лёд – замёрзшая вода.Иней – это тоже льдинки.Из воды у нас снежинки. Как приятно воду пить!Как приятно воду лить!Вот ведь как! Вот это да!Для всего нужна вода!

Вода в морях и океанах,В озерах, реках и прудах.Она в посёлках и деревнях,В больших и малых городах. Вода – бесценный дар природыВсе наслаждаются тобой.Цените воду, это важно,С водой мы связаны судьбой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!