Истинное лицо российского “демократа”- самодовольный раб-холоп. Насильное обращение в холопство

Холоп

Холо́пство - состояние несвободного населения в Древней Руси . Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы - собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба , челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен , обель или обельные и (о)дерноватые холопы , позднее просто «люди », обыкновенно с указанием на принадлежность их кому-либо.

Домосковский период - Русская Правда

Холопство - исконный институт обычного права , игравший весьма важную роль в общественной организации русских земель. Только значением холопства можно объяснить тот факт, что наши древнейшие юридические памятники содержат сравнительно значительное число норм, посвящённых выяснению различных сторон этого института, хотя и не исчерпывают его во всей полноте. Больше всего указаний и правил даёт Русская Правда . Из неё прежде всего явствует, что холоп - не субъект , а объект прав. За убийство холопа не налагается обычный уголовный штраф , взыскиваемый за убийство свободного человека, то есть вира : «А в холопе и робе виры нетуть; но оже будет без вины оубиен, то за холоп оурок платити, или за робу, а князю 12 гривен продаже» (Тр. 84). Уголовный штраф - продажа - взыскивался по этой статье за злонамеренное истребление чужого имущества совершенно так же и в том же размере, как и в том случае, если кто «пакощами конь порежет iли скотину» (80). Точно так же в обоих случаях в пользу господина убитого раба или зарезанной скотины взыскивался урок , то есть вознаграждение за причинённый его имуществу ущерб.

Холоп, однако, не мог быть субъектом правонарушения . Эта мысль выражена совершенно отчётливо, хотя благодаря свойственной Русской Правде казуистичности и не в общей форме, а применительно лишь к краже : «Аже будуть холопи татие, iх же князь продажею не казнить, зане суть несвободни» (42). Ответственность за вред и убытки, причинённые правонарушением холопа, падает на его господина и притом, по общему правилу, в двойном размере (хотя и не всегда; ср. 56). Значение объектов права, какое придаёт холопам Русская Правда, объясняет, почему этот памятник с относительной подробностью рассматривает вопрос о возникновении холопства, об ограждении господских прав над холопами и об отношении господ к третьим лицам по поводу различных действий их холопов.

Как становились холопами

Холопство могло возникать разными путями. Русская Правда перечисляет всего три случая возникновении обельного холопства (102-104), но, кроме них, указывает ещё особо несколько других (50, 52, 57, 93). Однако её указания неполны: она не говорит, например, о плене . Все известные случаи происхождения холопства можно разбить на две группы:

  1. когда холопство возникало помимо воли лица; и
  2. когда оно устанавливалось с согласия самого поступающего в холопы.

Насильное обращение в холопство

К первой группе относятся:

  1. Плен. Это исконная и всеобщая причина рабства . У нас в историческое время летопись неоднократно упоминает о захвате пленников во время войн с иноземцами или одних русских земель с другими, причём иногда отмечает, что пленников приведено «много», иногда указывает их число, а иной раз не может и перечислить их великого множества и тогда сообщает лишь баснословно дешёвую цену, за какую продавались пленники. Например в г. новгородцы, отбив суздальское ополчение и преследуя отступающих, захватили такое множество пленных, что «купляху суждальц по 2 ногаты ». Если принять во внимание, что в ту пору коза и овца ценились по 6 ногат, свинья в 10 ногат и кобыла в 60 ногат, то цена пленника в 2 ногаты должна быть объяснена лишь крайней нуждою поскорее сбыть чересчур обильный товар. Характер древних войн вообще и в частности обычная цель военных походов - захват возможно большей военной добычи - не оставляют сомнения, что плен был одним из самых обильных источников холопства.
  2. Преступление. Русская Правда упоминает о таком последствии только для закупа, совершившего кражу или тайно убежавшего; но современный Русской Правде смоленский договор с немцами 1229 года содержит общее указание, что разгневавшийся на русина князь мог отнять «всё, жену и дети в холопы». В другой редакции этого памятника стоит иное правило, что князь в гневе на русина «повелит разграбити его с женою и детьми». Здесь бесспорно имеется в виду наказание, известное и Русской Правде под именем потока и разграбления и назначавшееся за убийство при разбое , поджог и конокрадство . Последствием этого наказания также могло быть обращение преступника в холопы. Даже в XIV в. у московских князей были холопы, доставшиеся им «в вине».
  3. Несостоятельность в уплате долга . Русская Правда говорит лишь о торговой несостоятельности, причём различает причины её: только несостоятельность, происшедшая по вине торговца (пьянство , расточительность), ставила его в полную зависимость от усмотрения кредиторов : «ждут ли ему, а своя им воля, продадят ли, а своя им воля» (50). Не подлежит сомнению, однако, что всякий недобросовестный должник подвергался той же участи. Это подтверждается проектом договора Новгорода с Готландом , XIII века.
  4. Рождение от несвободных родителей. Русская Правда «плод от челяди» наравне с приплодом от скота причисляет к составу движимого имущества наследодателя (93): это был естественный прирост господской челяди .

Добровольное обращение в холопство

Во вторую группу относятся случаи возникновения холопства по доброй воле поступающих. Их всего три вида, и они перечислены Русскою Правдою как троякое обельное холопство :

  1. продажа себя в присутствии свидетеля хотя бы за пол гривны,
  2. женитьба на холопе или челяди,
  3. поступление на службу тиуном или ключником.

В двух последних случаях особым договором возможно было установить и иные отношения в отмену обычных правил.

Перечисленными видами источников холопства едва ли исчерпываются все известные практике случаи его установления. Например, во время нередкого в ту пору голода родители отдавали даром своих детей («одьрен из хлеба гостем») и отдавались сами на тех же условиях. Такие сведения имеются от XI, XII и даже XV веков. Быть может, подобные случаи имела в виду Русская Правда, говоря о вдачах , которые, однако, не причислялись Правдою к холопам и подлежали освобождению, если проработали год за полученную милость (105). Такое ограничение практики могло возникнуть не без влияния духовенства , которому хорошо было известно постановление Закона Судного о человеке, отдавшемся другому «у тошна веремени»; по закону, «дервь ему не надобе». Тенденция господ порабощать нуждающийся люд очевидна и из статьи о вдаче . С другой стороны, в ту пору господства силы и бесправия приют в составе челяди богатого господина сулил для многих избавление по крайней мере от грозящей голодной смерти.

Юридический статус холопов

Юридическое положение холопов определяется тем основным положением, что они составляют собственность господ. В отношения между господами и их челядью древнерусское светское право вовсе не вмешивалось; поэтому надо думать, что они определялись единственно усмотрением господ. Такое усмотрение шло весьма далеко: господа могли безнаказанно убивать своих холопов. Об этом можно заключить из того, что даже посторонние лица отвечали только за убийство чужих холопов «без вины». Значит, за вину можно было убить и чужого холопа безнаказанно; надо было только на суде доказать виновность убитого. За убийство собственного раба некому было даже и привлечь к ответственности убийцу, ибо он не нарушал ничьих интересов, кроме собственных.

Древнее право берёт под свою защиту рабовладельческие права от посягательств со стороны посторонних лиц, но ничем не ограждает интересов холопов. Самым главным ограждением прав господина над рабом было правило Русской Правды о закличе : о скрывшемся холопе объявлялось на торгу , и если в течение 3 дней холопа никто не приводил, то господин мог взять его у всякого, хотя бы добросовестного владельца. В позднейших памятниках формулировано и правило о вечности исков о холопстве, сроком давности не обладавших: «А в холопе и робе от века суд». Кто убьёт холопа без вины или окажет содействие его бегству , уплачивает господину стоимость раба.

С другой стороны, господин отвечает за действия своего раба перед третьими лицами. Русская Правда в нескольких статьях и весьма казуистично решает вопрос об ответственности господ за своих рабов. Общий смысл этих постановлений тот, что за все действия холопа, совершённые по уполномочию господина, последний отвечал полностью во всех убытках, причинённых третьим лицам: «выкупати его господину и не лишитись его». Если холоп собственными действиями без ведома господина причинял ущерб третьему (украл, вылгал деньги), то господину предоставлялось или уплатить убытки, или выдать холопа потерявшему.

Если ко всем указанным постановлениям присоединить ещё правило Русской Правды о недопущении холопа к послушеству , кроме случаев крайней нужды, то получится довольно строго проведённый взгляд на холопа как на объект права. Такая суровая нормировка рабовладельческого права находит объяснение в том, что хозяйственный строй страны основан был в значительной мере на рабовладении.

Использование труда холопов

Труд холопа находил широкое применение в домашнем хозяйстве при городских и загородных дворах и в сёлах, принадлежавших князьям , боярам и монастырям . Летопись не один раз упоминает о княжеских и боярских сёлах, сплошь населённых челядью. О численном составе несвободного населения в частных хозяйствах можно отчасти судить по следующему случайному указанию: у одного из черниговских князей в его загородном дворе победитель захватил 700 человек челяди.

Челядь не только исполняла земледельческие и иные чёрные работы, но и обучалась разным ремеслам : Русская Правда резко различает обыкновенных холопов, «рядовичей», от «ремественников», оценивая последних значительно дороже. Ещё выше стояли холопы, которым поручались в заведование отдельные отрасли хозяйства: это были ключники и тиуны сельские, ратайные , огнищные , конюшие и пр. Они были самыми приближёнными людьми своих господ, не исключая и князей, и являлись важными органами государственного управления в сфере суда и особенно финансов , так как в то время нельзя было отличить частного княжеского хозяйства от государственного. Поручить такую щекотливую отрасль управления, как хозяйство, было всего удобнее несвободному человеку, именно потому, что свободный не был ничем связан с князем, кроме своей доброй воли, тогда как холоп был вечно верен господину.

Служба холопов в домашнем хозяйстве господ явилась прототипом государственной службы; из отдельных обязанностей холопов при княжеских дворах возникли важнейшие государственные должности. Так это было не только у нас, но и в средневековой Европе .

Торговля холопами

Xолопство сыграло ещё другую немаловажную роль в хозяйственном строе страны: челядью Древняя Русь выгодно торговала. Наряду с мехами , мёдом и воском челядь была одним из главных предметов розничной торговли , о чём неоднократно упоминает летопись и что так наглядно выразил Святослав , пожелав переселиться в Переяславец-на-Дунае как центр, в который стекались товары со всех стран: от греков золото, паволоки и вина, от чехов и угров серебро, «из Руси же скора и мёд, воск и челядь». В Константинополе, около церкви св. Мамы, был специальный торг русскими невольниками, которых охотно раскупали в гребцы.

Ещё от XVI в. имеются сведения, что в Италии особенно охотно покупали русских рабынь и дорого за них платили. Уже с древнейших времён - впервые по договорам с греками, потом в Русской Правде - таксировалась стоимость рабов: в 20 золотников по первому договору, от 10 до 5 золотников по второму; по Русской Правде рядовой холоп оценён в 5 гривен кун, роба в 6 гривен, ремесленники и сельские тиуны в 12 гривен, наконец, тиуны, огнищные и конюшие в 80 гривен , то есть в сумму, равную двойной вире за убийство княжего мужа.

Последовательное проведение в практику взгляда на холопа как на объект права было, однако, невозможно и для самой древней эпохи. Что раб не скот - это вполне понятно и Русской Правде (33). Холопы, пользовавшиеся в такой мере доверием своих господ, что им поручались в управление важные отрасли хозяйства, жили в соответственной их положению обстановке: отдельным хозяйством, в особых дворах.

Русская Правда предусматривает случай, что некто заведомо холопу даёт деньги, и oпpeделяет: «а кун ему лишитися». Значит, находились лица, ссужавшие холопов деньгами - конечно, с расчётом получить долг обратно. В ограждение господских интересов Русская Правда объявляет такие долги ничтожными, и если вопреки этой угрозе холопы могли отыскать кредиторов, то это заставляет думать, что в руках холопов было имущество , которым они самостоятельно распоряжались. Такая практика была, по-видимому, вовсе не исключительной, так как даже иностранцы открывали холопам кредит .

Потому, вероятно, в Смоленском договоре 1229 г. и было сделано серьёзное отступление от строгого правила Русской Правды: постановлено, что если немец даст взаймы княжескому или боярскому холопу, а последний умрёт, не заплатив долга, то долг переходил на того, кто получал имущество умершего. Эта статья не только подтверждает кредитоспособность холопов, но показывает, что после холопов могло оставаться имущество, на которое могли быть предъявлены претензии их наследниками .

Роль церкви

Судя по вышеприведённым данным, строгое право на холопов в практике значительно смягчалось, и холоп из объекта прав мог оказаться в положении правомочного субъекта. Такое превращение нисколько, впрочем, не колебало господских прав, так как было возможно лишь с соизволения самих господ. Однако такая практика должна была мало-помалу подготовлять почву и для улучшения юридического положения холопов.

Попытки смягчения нравов рабовладельцев

Этому энергично способствовала христианская церковь, представители которой взяли на себя нелёгкую задачу смягчения рабовладельческих нравов. Против института холопства церковь , по существу, не только не возражала, но даже в первое время разрешала обладание холопами отдельным представителям клира ; по крайней мере Русская Правда упоминает о чернеческих холопах. Но в своих заботах о спасении пасомых церковь не могла не признать и в челяди образа и подобия Божия, ибо рабы такие же люди, только господам в услужение данные Богом. В целом ряде посланий рабовладельцы увещеваются обращаться с челядью милостиво, кормить и одевать её и наставлять, как своих детей или домашних сирот. Кто не кормит и не обувает свою челядь, и её убьют у воровства, тот несёт ответственность перед Богом за пролитую кровь. За непослушание рекомендуется наказывать челядь лозою от 6 до 30 ран, но не более.

Однако увещания церковных поучений едва ли часто трогали рабовладельческую совесть ; для воздействия на неё необходимы были более внушительные средства. Их и применяла церковь к жестоким господам, которые томили свою челядь наготою , ранами и голодом и желали затем успокоить свою совесть богатыми приношениями и вкладами на пользу церкви за упокой своей души: от таких господ запрещалось принимать дары и рекомендовалось лучше помогать пострадавшим и «сотворить их беспечальными».

Борьба против произвольного убийства рабов и работорговли

Особенно настойчиво церковь боролась против произвольного убийства рабов и против торговли рабами. Весьма вероятно, что под прямым влиянием Закона Судного или Градского закона составилось ещё более категоричное правило так называемого «Белеческого устава» или «Заповеди» митрополита Георгия, где сказано: «аще кто челядина убьёт, яко разбойник епитемью приимет». Но такое строгое правило церковного права долго не проникало в общественные нравы: памятник светского права конца XIV века (Двинская грамота) ещё не далеко ушёл от воззрений эпохи Русской Правды на неограниченность рабовладельческих прав, обеспечивая безответственность господаря, если тот «огрешится, ударить своего холопа или робу» и от того случится смерть. Хотя здесь не подлежит наказанию, по-видимому, лишь неумышленное убийство рабов, но на практике по этой статье всегда можно было предъявить отвод против всякого обвинения в убийстве собственного холопа.

В борьбе с работорговцами церковные поучения вооружаются против продажи челяди иноверцам (поганым ) и назначают для ослушников церковные наказания. Осуждаются также обычные приёмы профессиональных торговцев: церковь требовала, чтобы челядь продавали за ту же цену, по какой она куплена; если же кто взимает лишки , «то обретается наклады емля и прасоля чужими душами», за что поучения угрожали серьёзной ответственностью перед Богом.

Отпущение на волю

Но и эти увещания едва ли могли иметь серьёзные результаты, как и церковные проповеди против резоимания . Успешнее сказывалось влияние церкви в вопросах об отпущении холопов на волю. Воздействуя на своих сынов во время исповеди, особенно перед смертью, духовенство имело возможность во многих случаях настоять на освобождении хотя нескольких людей из состава челяди каждого рабовладельца «на упокой души» или «по душе». Такие отпущенники по духовным завещаниям назывались поэтому «задушными людьми».

Далее, духовенство стремилось провести в практику правила об обязательном в некоторых случаях отпущении холопов на волю по желанию и перед лицом общественной власти. О такой торжественной форме отпущения упомянуто в Русской Правде. Здесь же указан и случай обязательного после смерти отца освобождения детей, прижитых им от своей рабыни: дети такие не получали наследства, но освобождались вместе с матерью. По Уставу Всеволода Гавриила и робичичи получали указную часть из имущества отца: «конь да доспех и покрут, по рассмотрению живота».

О другом случае освобождения на волю упомянуто в договоре Новгорода с немцами г.; именно изнасилованная рабыня получала свободу. Хотя смысл статьи и ясен, но редакция её возбуждает ряд сомнений: необходимо допустить, что она не полностью переписана. Единственно возможное толкование её сводится к тому, что здесь подразумевается изнасилование чужой рабыни; иначе статья и не могла бы попасть в договор. Но статья предусматривает последствия деяния лишь относительно рабыни и ни словом не упоминает о возмещении господского ущерба; надо думать, что в подлиннике было предусмотрено и это последствие правонарушения. Что церковь заботилась об охране половой нравственности в среде холопов - это подтверждается и другими, чисто церковными памятниками. Весьма вероятно, что не без влияния церкви возникла упомянутая статья.

Помощь искупающимся на свободу

Наконец, церковь оказывала содействие холопам, стремившимся выкупиться на свободу, как материальной поддержкой, так и устранением препятствий к осуществлению этих стремлений; она боролась, например, с обычаем брать «изгойство на искупающихся на свободу» и проповедовала, что если кто выкупается на свободу, то должен дать за себя столько, сколько заплачено за него. Надбавка свыше обычной цены называлась изгойством , конечно, потому, что выкупившиеся из холопства причислялись к составу изгоев и в качестве таковых, как люди беззащитные, нуждавшиеся в посторонней поддержке, совместно с задушными людьми входили в категорию людей церковных, богадельных, состоящих под покровительством церковных учреждений.

Для последних было бы немыслимо прокормить на собственные средства всю эту огромную массу несчастных; церковь должна была озаботиться приспособлением этих свободных рабочих рук к различным отраслям хозяйства, в частности к земледелию. Памятники упоминают о состоящих во владении церковных учреждений «селах со изгои». Более мягкая, но отнюдь не менее производительная эксплуатация труда прежних рабов, сделавшихся свободными, могла послужить прекрасным примером для рабовладельцев, доказывая возможность подобной утилизации рабского труда без ущерба для собственных хозяйственных интересов.

Московский период

В течение московского периода институт холопства претерпел ряд существенных перемен. Прежде всего, наряду со старым типом холопства появляется новая форма кабального холопства, постепенно вытеснявшая первую. Затем общая масса несвободного населения разных типов сначала фактически, а потом юридически начинает сближаться с крестьянами, постепенно утрачивавшими свою гражданскую свободу, и наконец совершенно сливается с ними. Ко всему этому следует ещё присоединить всё более и более строгую регистрацию прав на холопов.

Изменение источников возникновения холопства

Источники обельного холопства в этом периоде мало-помалу суживаются. Так например

  1. Плен уже не играет прежней роли, как ввиду постепенного объединения Московского государства , так и потому, что пленников обыкновенно выкупали и даже взаимно выдавали без выкупа. Остались только пленники от международных войн по западной, южной и восточной границам. Но и относительно их состоялся указ 1556 года , по которому пленник оставался холопом до смерти господина, «а детем его не холопом». Таким образом плен становился источником лишь временного холопства. Хотя Уложение не удержало этого правила, но относительно холопства пленников ввело некоторые ограничения (XX, 61 и 69).
  2. Холопство из преступления совсем не существует по московскому праву, так как за все важные преступления вводятся уголовные наказания.
  3. Правило о последствиях торговой несостоятельности заимствовано из Русской Правды целиком в Судебник 1-й : задолжавшие по своей вине торговцы отдавались кредиторам «головою на продажу», то есть в полное рабство. Но уже с начала XVI века в этой практике наблюдается смягчение, закреплённое Судебником 2-м : несостоятельные должники отдавались кредиторам не на продажу, а «головою до искупа», то есть до отработки долга. В Уложении (X, 266) определена и норма зачёта работы в уплату долга отданных головою до искупа должников: работа взрослого мужчины ценилась в 5 рублей за год, женщин - в половину.
  4. В полной силе в течение всего периода сохранило значение источника полного холопства рождение от холопов.

Что касается возникновения холопства по доброй воле поступающих, то:

  1. Продажа самого себя и родителями детей признаётся всецело Судебником 2-м; в нём сказано, что холоп не может продавать своего свободного сына, родившегося у него до холопства, а «продастся он сам кому хочет»; подобное же правило установлено и относительно чернцов . Далее Судебник предоставляет крестьянину продаваться с пашни в полные холопы без соблюдения срока перехода и без уплаты пожилого . Но имеется уже и ограничение относительно служивших людей: как их самих, так и их не служивших ещё детей запрещено было принимать в холопы, кроме лишь отставленных от службы. После Судебника состоялись новые ограничения. Так, по указу 1560 года несостоятельные должники не могли продаваться своим кредиторам в полные и докладные холопы, а их велено было отдавать кредиторам головою до искупа; по указу 1597 года предписано кабальных людей, которые стали бы выдавать на себя полные и докладные, отсылать к постельничим . В Уложении во всех случаях поступления в холопы подразумевается не полное, а кабальное холопство; по одному частному поводу приведена даже ссылка на государев указ, по которому «крещёных людей никому продавати не велено» (XX, 97).
  2. Поступление на службу тиуном и ключником удержано в числе источников полного холопства по обоим Судебникам, но с некоторыми отступлениями от Русской Правды : в них вовсе не упомянуто, что особым договором можно было оградить свободу при поступлении в тиуны, а по Судебнику 2-му тиунство без полной или докладной грамоты и вообще не влекло за собой холопства. Холопство по городскому ключу совершенно уничтожено; осталось только холопство по сельскому ключу, причём это последнее возникало по Судебнику 1-му с докладом или без доклада, а по Судебнику 2-му - непременно с докладом. Наконец, прибавлена оговорка о детях, из которых следовали в холопы за родителями только те, которые были записаны с ними в одной грамоте или породились в холопстве. Однако кабальная служба постепенно вытесняла и эти формы поступления на службу полных и докладных холопов.
  3. Наконец, правило Русской Правды о холопстве вследствие женитьбы на робе без ряда формулировано Судебниками и Уложением в категорической форме: «по робе холоп, по холопе роба». От этого строгого правила сделано было, однако, существенное отступление в Уложении: беглые посадские и крестьянские девки или вдовы, вышедшие в бегах за чьих-либо холопов, отдавались с мужьями и детьми в посад или помещикам ; но беглые холопы, женившиеся в бегах на посадских девках или вдовах, не зачислялись в посад, а отдавались прежним господам, с жёнами и детьми. По этим статьям состояние супругов определялось состоянием беглого. Помимо этого указного ограничения правила «по робе холоп, по холопе роба», и практика допускала отступления от него по специальным условиям.

Документальное закрепление

Вместе с указанными видоизменениями в источниках холопства московское право выработало и более точные формы укрепления прав на холопов. С развитием грамотности стали составлять на поступающих в холопство записи. Ещё до Судебника 1-го на продающихся в холопство писали полные грамоты (от выражения: «купил в полницу») при участии наместников и дьяков, перед которыми «ставили» продающихся. Это предъявление властям продающихся в холопство для удостоверения в правильности сделки стало называться докладом, а грамоты на холопство - докладными. По имени записей и холопов называли полными и докладными. Хотя ни по способу возникновения, ни по существу нельзя провести разницы между этими видами холопства, однако в Судебнике и Уложении эти наименования сохранились.

По названию сделок (рядных, духовных завещаний, купчих), которыми передавались другим лицам права над холопами, называли холопов также приданными, духовными, купленными. В Судебниках определена и компетенция областных правителей по делам о холопстве. По Судебнику 1-му только наместники с боярским судом могли выдавать правые и отпускные на холопов; но отпускная, подписанная собственноручно рабовладельцем, имела силу и без доклада наместнику. По Судебнику 2-му наместники с боярским судом имели право выдавать лишь полные и докладные, правые же и беглые выдавались ими только с доклада в Москву; отпускные же грамоты выдавались лишь в Москве, Новгороде и Пскове и без доклада, хотя бы собственноручно подписанные господами, значения не имели. С половины XVI в. упоминаются и записные книги, в которые должны были вноситься крепости на холопов; но обязательное значение такая практика получила лишь с конца века.

В связи с образованием разных групп в среде холопов и господские права над полными и кабальными холопами оказались неодинаковыми. Пожизненность кабального холопства, установленная указами и гг., исключила de jure право распоряжения кабальными, тогда как по отношению к полным холопам это право не было ничем ограничено. На практике до упомянутых указов господа не только отпускали на волю кабальных людей, считая их несвободными, хотя таковыми юридически они тогда ещё не были, но и распоряжались ими, хотя бы под фикцией перевода кабального долга в другие руки. Та же практика наблюдается и в XVII в., наперекор указным нормам.

Попытки ограничения господского произвола

Вообще в московском праве заметна тенденция ограничить господский произвол и наложить на рабовладельцев ряд обязательств по отношению к холопам. Так, право на жизнь собственных холопов, робко признанное Двинской грамотой, позднее было совершенно отвергнуто. Уложение предписывает при отдаче господам беглых их людей «приказати накрепко, чтоб он того своего беглого человека до смерти не убил, и не изувечил, и голодом не уморил» (XX, 92); при выдаче должников головою до искупа с тех, кому они выдавались, бралась порука с записью, «что их не убити, не изувечити» (X, 266). В этом нельзя не признать торжества церковной проповеди против жестоких рабовладельцев. И в московское время эта проповедь не прекращалась. Например Иосиф Волоцкий поучал, что Божественные писания повелевают «не яко раби имети, но яко братию миловати, и питати и одевати доволно, и душами их пещися». Он указывал, что необходимо отрока женить по достижении 15 лет, а отроковицу выдать замуж в 12 лет, если они не пожелают постричься.

Некоторые шли ещё дальше. Рационалист Башкин признал самый институт холопства несогласным с основами христианства, а потому всех своих холопов отпустил и держал у себя людей по доброй воле. Так же поступил и Сильвестр , автор Домостроя . Такие поучения оказывали серьёзное влияние на умы.

Не оставалось глухо к церковной проповеди и законодательство. Впервые при Борисе Годунове указом г. на господ возложена обязанность кормить свою челядь. Это был тяжёлый голодный год, когда многие господа высылали с дворов своих холопов, заставляя их собственными силами снискивать себе пропитание, но холопы не имели возможности куда-нибудь пристроиться, так как без отпускных и без крепостей их никто не принимал. Поэтому указом предписано таким холопам выдавать отпускные из приказа помимо господ. Это правило сохранено и Уложением с обобщением его для всякого времени, а не только для голодных годов, при условии допроса господ в приказе о справедливости челобитья холопов. Если бы последнее не подтвердилось, то холопы выдавались обратно господам, которым вместе с тем приказывали, «чтобы они их в голодное время кормили, а голодом не морили; и за то, что они на них били челом, дурна над ними никакого не учинили» (XX, 41 и 42).

Разряды холопов

Вся масса несвободного населения - не исключая и кабальных холопов, позднее по преимуществу наполнявших эту среду, - в господском хозяйстве занимала неодинаковое положение и разбивалась на разряды.

«Большие» холопы

Незначительная часть, пользуясь особым доверием господ, несла обязанности тиунов, ключников и приказчиков, то есть управляла отдельными отраслями господских хозяйств. Другая небольшая часть со времени возникновения обязательной службы сопровождала своих господ в походы. Эти так называемые «большие» холопы стояли совершенно обособленно от других «меньших». Если и в домосковское время они занимали весьма самостоятельное положение, то в московский период оно ещё более упрочилось.

К ним по преимуществу относятся указания памятников о том, что у холопов было недвижимое имущество, подаренное им господами и даже приобретённое на собственные средства; что они имели собственных холопов, занимались торговлей, ссужали капиталы под залог дворов и лавок. Уложение внесло некоторые ограничения в эту практику: холопам было предписано вотчин и лавок не покупать и в заклад не принимать; имеющиеся у них лавки продать, не держать никого по служилым кабалам, а только по записям на урочные годы.

За холопами признана законом личная честь, которая у «добрых» холопов оценена в пять раз выше чести крестьянской. Но преимущества такого положения ничем юридически не были обеспечены и вполне зависели от милости господ. Уложение даже запрещает давать суд по жалобам вольноотпущенных на жён и детей их умерших господ об имуществе, «для того, что они отпущены без животов» (ХХ, 65).

«Меньшие» холопы

Остальная, самая значительная группа холопов составляла в хозяйстве чернорабочую силу, с помощью которой в значительной мере удовлетворялись несложные, но иногда обширные потребности натурального хозяйства в крупных и средних боярских дворах. Это были конюхи, псари, повара, хлебники и всякая домашняя прислуга, далее кузнецы, плотники, хамовники, скатерницы, тонкопрядицы и иные ремесленные люди. Приставленные к разнообразным текущим делам, они обыкновенно назывались деловыми людьми. В числе их и наряду с ними упоминаются бортники, пастухи, коровники и рядовые земледельцы под именем страдных людей или страдников.

Организация труда холопов

Организация труда холопов в сельском хозяйстве была довольно разнообразна: они могли обрабатывать боярскую пашню в качестве рабочей челяди, под надзором ключника или приказчика, на полном господском иждивении, проживая в особых челядинных дворах; или же могли проживать в господских или специально им отведённых людских дворах, получая месячину или даже жалованье; или же, наконец, содержались не на господский счёт, а собственными силами, на отведённых в их пользование участках земли, работая на барской запашке и отбывая иные виды барщины, нередко совместно с крестьянами.

Частные акты и поземельные описи конца XV и особенно XVI вв. упоминают о всех этих формах поселения и хозяйства сельской челяди: в них перечисляются челядинные дворы, господские, в которых проживала челядь, и особые людские дворы; говорится о людской пашне, о людской животине, данной холопам в пользование, или собинной, пожалованной господином, или купленной холопами на собственные средства; содержатся указания на холопов-оброчников и на оброчный скот, находившийся в пользовании холопов. Какая из перечисленных форм холопьего хозяйства была более распространённой или преобладающей в XVI в. - определить нельзя; можно лишь указать, что количество людских дворов в разных уездах значительно колебалось, не превышая в одних 3-5%, поднимаясь в других до 7-17% и достигая в Каширском и Тульском уездах 25 - 30% в составе крестьянского и бобыльского населения.

Влияние реформ налогообложения

Количество сельских холопов стояло в тесной связи с общими условиями землевладельческого хозяйства и зависело как от размеров боярской запашки, так и от наличного количества крестьянских рабочих рук. При господствовавшей системе сошного обложения , когда боярская запашка включалась в оклад наравне с крестьянской пахотой, увеличение размеров первой не могло доставлять особых выгод землевладельцам; поэтому у них и не было прямых побуждений к её расширению и вместе с тем к увеличению сельской челяди. Численность её могла, однако, возрастать во второй половине XVI в., как это и наблюдается для некоторых местностей вследствие отлива тяглого населения из центра и северо-западных окраин в области, сделавшиеся доступными для колонизации. В таких случаях прямая выгода заставляла поселять холопов в пустые крестьянские дворы на заброшенных участках, чтоб не платить тягла с пустоты на то по крайней мере время, пока удавалось выхлопотать льготу на пустоту или выключить пустые участки из живущей пашни.

Задворные люди

В связи с этой переменой в порядке обложения наблюдается всё более заметное возрастание в составе сельского населения поместных и вотчинных хозяйств задворных и деловых людей. Первый из упомянутых терминов встречается уже в памятниках последней трети XVI в., наряду с терминами «люцкая пашня на задворье», «задворные дворишки». При каких условиях возникла эта задворная запашка, отличались ли и чем именно задворные люди от страдных людей в XVI в. - эти вопросы остаются открытыми. Впервые указом г. проведено юридическое различие между задворными и дворовыми людьми: первые самостоятельно несли имущественную ответственность за совершённые ими проступки, тогда как за вторых отвечали их господа.

По переписным книгам половины XVII в. можно уже изучать состав задворного населения: туда входили полные и кабальные холопы, порубежные выходцы и всякие разночинцы, проживавшие в задворных людях добровольно или бескабально, в том числе и выбившиеся из своего положения элементы тяглой среды - обедневшие крестьяне и бобыли или их дети и сироты. По итогам этой переписи задворное население могло обратить на себя внимание правительства с фискальной точки зрения, так как по переписным книгам и с дворового числа стали взимать новый оклад полоняничных денег.

Исчезновение холопства

Ссылки

Холоп в неволе у господина, а господин у своих затей.

Пословица

[ Хрущов:] Так, государь отец наш. Мы твои Усердные, гонимые холопья.

Пушкин, Борис Годунов.

В зубы холопа примерного, Якова верного, походя дул каблуком. Некрасов.

« Извиняюсь, что это вы все - холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое? »

Михаил Булгаков. Иван Васильевич

Оказывается картина «Иван Грозный убивает своего сына» была написана

после картин «Сын пришел пьяный», «Сын не пришел ночевать» и «Сын женился на холопке».

Холопство как качество личности – склонность пресмыкаться перед кем-либо, быть готовым на всё из раболепия, низкопоклонства.

Молодой баpин едет по поместью в коляске. Внезапно взгляд останавливается на кpестьянине в поле, котоpый как две капли воды похож на самого молодого баpина. — Тпpуууууууу! Эй, холоп! Подь сюда. А ну говоpи: — Мать твоя в поместье у моего батюшки не pаботала ли когда-то? — Да нееет, баpин, не pаботала… А вот отец мой — да! Конюхом у Вас pаботал…

Холопство будет процветать, пока в обществе много людей с рабской душой. Холопство не искоренить, оно будет существовать повсюду, если социум снисходителен к раболепию и низкопоклонству.

Приехав в Петербург, Суворов хотел видеть государя, но не имел сил ехать во дворец и просил, чтоб император удостоил его посещением. Раздраженный Павел послал вместо себя — кого? гнусного турка, Кутайсова. Суворов сильно этим обиделся. Доложили, что приехал кто- то от государя. «Просите»,- сказал Суворов; не имевший силы встать, принял его, лежа в постели. Кутайсов вошел в красном мальтийском мундире с голубою лентою через плечо. — Кто вы, сударь? — спросил у него Суворов. — Граф Кутайсов. — Граф Кутайсов? Кутайсов? Не слыхал. Есть граф Панин, граф Воронцов, граф Строганов, а о графе Кутайсове я не слыхал. Да что вы такое по службе? — Обер-шталмейстер. — А прежде чем были? — Обер-егермейстером. — А прежде? Кутайсов запнулся. — Да говорите же. — Камердинером. — То есть вы чесали и брили своего господина. — Точно так-с. — Прошка! — закричал Суворов знаменитому своему камердинеру Прокофию.- Ступай сюда, мерзавец! Вот посмотри на этого господина в красном кафтане с голубою лентой. Он был такой же холоп, фершел, как и ты, да он не турка, так он не пьяница. Вот видишь куда залетел! И к Суворову его посылают. А ты, скотина, вечно пьян, и толку от тебя не будет. Возьми с него пример, и ты будешь большим барином. Кутайсов вышел от Суворова сам не свой и, воротясь, доложил императору, что князь в беспамятстве.

В «Социальной структуре Древней Руси » холопылюди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 века, в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 века наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя. Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.

Холопство – обыдляченная часть общества, не имеющая чести, совести, долга, достоинства и желания самостоятельно думать. Господин зачастую позволяет своим холопам подворовывать из государственной казны. За это они прислуживают своему хозяину и сохраняют до поры до времени преданность. Практически холопство бесполо, ибо в его природе нет ничего ни мужского, ни женского. Писемский в «Людях сороковых годов» пишет: «Но он все-таки холоп в душе — двадцать лет (его прежней деятельности) не могли пройти для него безнаказанно: они непременно приучат его мелко думать и не совсем благородно чувствовать».

Холопство – готовность к любым унижениям, лишь бы сохранить своё место, свой статус.

Скажи ка холоп, а ты сможешь без рук съесть яблоко? -Ссссмогу! -Хорошо…отрубите ему руки!

Барин (рано утречком, в постели еще, жалобно): — Ох! Петрушка! Пе-тру-шка-а-а! Ой! Плохо мне! Давленье у меня! Холоп Петрушка (хмуро стягивая с себя штаны): — Ох, барин, женились бы Вы, что-ли.

Занимаются любовью барин с боярыню. А холоп держит свечу. Ну, у барина ничего не получается. Он холопу: — А ну, стань с этой стороны (ничего не выходит). — А ну, стань стой стороны (опять ничего). — А ну, махнемся местами (махнулись). Барин холопу (держа свечу): — Ну как? (Х)- Ох, хорошо барин. (Б)- Так отож учись холоп как свечку держать.

Жена оставила мужа с сыном дома. Звонит мужу с работы: — Как вы там, мои мужчины? — Царь спит, холоп игрушки собирает!

Холопство – талант к приспособленчеству. Приспособленчество как качество личности – склонность двурушничать, менять свои взгляды, убеждения в зависимости от конъюнктуры, обстоятельств, к которым приспособленец приспосабливается, с целью замаскировать свои порочные качества личности, свои мнения и оценки, чтобы сорвать какой-то куш, извлечь выгоду.

Сталин во время домашних вечеринок часто задавал такой вопрос: — Ну, что расстреляем Никитку к чёртовой матери или пусть гопака спляшет? Холоп Никита Хрущев, выпив стопку, принимался плясать. Так он и доплясался до верного ленинца, первого секретаря ЦК КПСС, руководителя мощной державы.

Петр Ковалев 2015 год

ХОЛОП

муж. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Холоп полный, обельный (т. е. облый, круглый?), докладной, Русская Правда. крепостной; холоп кабальный, там же, закабаленный, продавший себя на годы или по смерть. Неволя холопу, воля господину. Перед Богом все холопы. Пьян холоп, царю виноват. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Холоп на боярина не послух (т. е. не свидетель). Холоп на холопа послух. По муже раба, и по рабе холоп (·стар. о браках вольных с крепостными). Чванится, как холоп на воеводском стуле. Старый холоп, старый пес: со двора долой либо под лавку (негоден). Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет, однодворец.

| Холоп или хлап, в картах, валет.

| Служка, васька, разувайка, род косой скамеечки для разувки сапогов.

| ·заводск. железный брус, вкладываемый при ковке якоря в проушину наковальни, для удержанья сношенных частей, при сварке. Холопка, хлапка. крепостная, дворовая женщина. Холопов и холопкин, что лично их; холопий, к ним относящийся. Холопский, холопам свойственый, что в их обычаях. Наше дело холопье, мы не вольны в себе. Холопий приказ, ·стар. ради суда между господами и их холопами. У него какая-то холопская ухваточка. Похвальба не холопское (а дворянское) дело. Холопить кому, ·стар. быть и служить холопом. А иному он и с сыном не холопили никому. Акты.

| - кого, обращать в холопы, кабалить и приписывать в крепость себе. А ныне они людей себе похолопили, присвоив. Холопенье, холопка, действие по гл. Холотеть, становиться холопом, переходить в это званье;

| принимать лакейские привычки. Холопство ср. состоянье это, рабство, крепостничество;

| собир. холопье, холопы. Все холопство собралось, лакейство. Из холопства взять - будут пересмехать. -вовать, быть или служить холопом.

| - кому, перед кем, раболепствуя холопски угождать, подличать; холопничать. -ничанье, действие по гл. Он холопничаньем в люди вышел. Холопай, -пайка, бранное слуга, служанка.

  • - см. Холоп...
  • - лицо, продавшееся в холопство с доклада и влагаемое на основали и Д. грамоты. Юридическое положение Д. холопа в древней Руси было то же, что и положение холопов полных, или обельных...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см.: паханы дерутся - у ов чубайсы...

    Словарь русского арго

  • - ; мн. холо/пы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж. крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир...

    Толковый словарь Даля

  • - ХОЛО́П, -а, муж. 1. В Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга. 2. перен. Человек, готовый на всё из раболепия, подхалимства, холуй...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ХОЛО́П, холопа, мн. холопы, холопов, и холопья, холопьев, а также холопи, холопей, муж. 1. В древней Руси - раб. Кабальный холоп. Полный холоп. || крепостной крестьянин, крепостной слуга...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - холо́п I м. 1. Тот, кто находился в феодальной зависимости, по форме близкой к рабству. отт. Подданный царя, находившийся в полной зависимости от него. 2. Крепостной слуга. 3. перен...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - хол"...

    Русский орфографический словарь

  • - холо́п род. п. -а, а́й "холуй", укр. холо́п, блр. холо́п, др.-русск. ъ, им. п. мн. ч. -и, род. п. мн. ч. -ей, русск...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - раболепник, человек с скими, лакейскими взглядами, ухватками Ср. Но он все-таки в душе - двадцать лет не могли пройти для него безнаказанно: они непременно приучат его мелко думать и не совсем благородно...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ъ раболѣпникъ, человѣкъ съ холопскими, лакейскими взглядами, ухватками...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. мол. Шутл. Обращение к другу, товарищу. Максимов, 463...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

"ХОЛОП" в книгах

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 34 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж под женой как холоп ходил Из письма:«Мне сорок лет, я женат, и у меня к Вам большая просьба. Помогите моей жене меня обуздать, она уже измучилась, а я со своими привычками и характером не могу ничего поделать. Есть ведь, наверное, такая молитва, чтобы я ей покорялся,

Часть I Холоп на троне

Из книги Крушение царства: Историческое повествование автора Скрынников Руслан Григорьевич

Часть I Холоп на троне

8. Холоп царевича Алексея

Из книги Тайная канцелярия при Петре Великом автора Семевский Михаил Иванович

8. Холоп царевича Алексея В 1722 году проживал в Воронеже Иван Михайлович Завесин. Сын площадного подьячего, Иван Михайлович имел многочисленную родню, жившую и служившую в Воронеже, и под ее покровом записался в городскую службу - подьячим. Служба его шла плохо. Завесин

Глава 3 Холоп

Из книги Юрьев день автора Куликов Геомар Георгиевич

Глава 3 Холоп Жил Митька вовсе недалеко, верстах в трёх от родной деревеньки. Только иной раз верно говорят: близок локоть, да не укусишь.А получилось так.И прежде в доме Якова Позднева лишнего не было, однако и голодом не сидели. А в этот год к весне, что ни обед или ужин -

Чтобы муж под женой как холоп ходил

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж под женой как холоп ходил Из письма: «Мне сорок лет, я женат, и у меня к Вам большая просьба. Помогите моей жене меня обуздать, она уже измучилась, а я со своими привычками и характером не могу ничего поделать. Есть ведь, наверное, такая молитва, чтобы я ей

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?!

автора Братута Сергей

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?! Необходимость дробления крупных групп на более мелкие. Касты и ранги.Расширенная иерархия группы («Полный Табель о Рангах»):Альфа (лучшие) – в свою очередь можно выделить следующие подгруппы:Альфа плюс (лучшие из лучших;

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?! Часть вторая.

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?! Часть вторая. Вот сейчас милиция приедет, тогда и посмотрим, кто из нас холоп! К/ф «Иван Васильевич меняет профессию». Место Гамма в полном «табеле». Касты и ранги: реакция на присутствие Гамма.Расширенная иерархия группы («Полный

5.2. Истинное лицо российского “демократа”- самодовольный раб-холоп

Из книги Об искоренении глобальной угрозы «международного терроризма» автора СССР Внутренний Предиктор

5.2. Истинное лицо российского “демократа”- самодовольный раб-холоп Если понимать сказанное ранее, то выясняется, что многие наши «несгибаемые демократы», в прошлом якобы борцы за свободу от советского партийно-государственного тоталитаризма, в действительности

«Холоп» и «Неверный»

Из книги автора

«Холоп» и «Неверный» Согласен. Тема действительно очень интересная, особенно если её рассматривать не замыленным взглядом…Мне кажется, что я обязан посвятить некоторое время пояснению ещё одной важнейшей детали холопства. А именно обязательной увязке понятий «холоп»

Алла Большакова ХОЛОП АВГУСТЕЙШЕГО ДЕМОКРАТА

Из книги Газета День Литературы # 162 (2010 2) автора День Литературы Газета

Алла Большакова ХОЛОП АВГУСТЕЙШЕГО ДЕМОКРАТА Казаков В. Холопы. Роман-дурь. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 Валерий Казаков известен читателям как автор реалистической прозы о чиновничестве всех мастей и рангов: от грозных небожителей Старой

Левко Вершинин всегда мечтал вернуться в тот "золотой век", когда Речь Посполитая владела необозримыми просторами "от можа до можа" (на самом деле - не так, но не будем вдаваться в детали). Эх, были времена! Прекрасные дамы, благородные рыцари! А тут бы и Левко пригодился! Ну, как еврея, его бы в магнатский замок или палац вряд ли пустили. Но ведь можно было бы и соврать, типа, "мама турок, папа грек, а я малороссийский человек". Валах, к примеру. Или болгарин. А что? Вполне сошел бы. И вот уже Левко прислуживает за столом самому князю Радзивиллу! Или нет... Лучше - Острожскому! А еще лучше - Вишневецкому! Подает ему блюда к столу, сапоги чистит и на запятках у кареты стоит. Пан едет - и Левко вместе с ним! Летит карета, а по обочинам дороги холопы скинув шапки стоят и кланяются в пояс. Князю кланяются, но, вроде как... ежели подумать... то и Левку тоже! Сказочная судьба для одесского нищеброда! Ну просто - предел мечтаний.

А тут еще съездил Левко в Варшаву и пообщался с важными панами... Ну, как панами. Это лет триста назад в Варшаве панами были шляхтичи-рыцари. Сейчас как-то все больше бывшие сантехники да электрики. Попадаются и бывшие карманники. Да. Но иногда. Редко. Тут врать не будем. Сантехников куда больше. Но для холопа Левко и то - великие господа. Настоящие паны! Цэ Еуропа!

И один польский пан даже снизошел до Левко, письмо ему написал! Левко пол-Валенсии обежал, всем показывал и хвастался. Но потом опомнился: а вдруг украдут?! Побежал домой и сел об этом письме пост писать.

Письмо, надо сказать, очень интересное. Польский сантехник (или все-таки электрик? впрочем, неважно) рассказал типично польскую историю. Не современную, а именно панско-шляхетских времен из первой половины XVII века, когда князья Вишневецкие владели половиной Левобережья Малороссии. Вот так это звучит в пересказе Левка:

"Весной 1639 года, через пару месяцев после бракосочетания Иеремии Вишневецкого с Гризельдой Замойской, молодая чета с первым теплом отправилась странствовать по необозримой Вишневеччине, где князь Ярема был и крулем, и Богом. К тому времени уже стало ясно, что пара идеальна: молодой супруг - идеал польского рыцарства - обожал свою юную супругу, в отличие от большинства девиц того времени, очень образованную, с "прекрасным ликом и нежной душой", она отвечала ему полной взаимностью, и один из самых влиятельных вельмож Речи Посполитой по одном ее слову готовы был "сносить горы".
https://putnik1.livejournal.com/6744301.html

Ну, я же говорю: прекрасные дамы, благородные рыцари... Правда, существовали и отдельные социальные недостатки:

"И вот случилось так, что в одном из местечек наткнулись они на неприятное зрелище: какой-то хлоп, ударивший подпанка (за что в Вишневеччине, в отличие от где-то еще, канчуками не отделывались), угодил на кол, но угодил не очень удачно: спица прошла наискосок, вышла не через рот, как полагалось бы, а где-то у ключицы, так что, бедняга никак не мог отдать душу, пребывая при этом в сознании, - и зрелище это шокировало княгинюшку. Не столько само по себе, - у папы, в Замойщине, такое тоже бывало, - сколько неэффективностью исполнения, многократно, свыше меры усилившей заслуженные мучения преступника.

"Ах, - воскликнула пани Вишневецкая, - бедный хлоп! дайте ему вина", - и спустя пару минут лично пан Ярема, для которого слово любимой было законом, собственной рукой поднес к залитым кровавой пеной устам наказанного бокал наилучшего, не всяким шляхтичем за всю жизнь попробованного бургундского. А тот, нет чтобы выпить и сказать "Спасибо!", выплюнул ароматную влагу на князя, испортив ему камзол. Как тут не разгневаться? - и рассвирепевший князь замахнулся, чтобы покарать негодяя, но не успел: "Мой дорогой, не надо! Не делайте ему больно!", - вскричала ясна пани, а ее слово для мужа было законом".
https://putnik1.livejournal.com/6744301.html

Вот такая феодальная действительность Речи Посполитой. Княгиня Гризельда потом всю ночь проплакала. Левко почему-то думает, что и у родного батюшки она на подобное насмотрелась, но, полагаю, демонстрация дочери казни холопов в педагогическую программу Замойского-старшего не входило (не на одесской "Канаве" среди мордобоя, чай, вырос), а потому княгиня от чудовищного зрелища действительно испытала шок.

Впрочем, напрасно это Левку объяснять: с хама не зробишь пана, а княгиня Гризельда у него в любом случае ничего кроме классовой ненависти не вызывает. Одесские Левки - они ведь такие. Когда социальные порядки прочны и им ничего не светит, стараются прибиться к вельможным панам и прислуживать им "верой и правдой", всем видом показывая, что с княгини Гризельды (или иной госпожи) пылинки будет сдувать. Ну, а как революция какая - тут иной коленкор, и одесские Левки мигом облачаются в кожаные тужурки, хватают наганы и волокут этих княгинь вместе с детьми к стенке, ибо "классовая борьба". А оная "классовая борьба" дает широчайшие перспективы для карьеры. Особенно Левкам из Одессы.

Но когда революции на горизонте не видать, они очень умело прячут свою "классовую ненависть" в самый потайной карман лапсердака, выражая и лицом, и глазами, сияющими восторгом пред господином, безграничную преданность пану. За примером далеко ходить не надо. Как верно и, не побоимся этого слова, самоотверженно Левко еще совсем недавно служил гетьману Януковичу и называл его не иначе, ка "САМ". Но вот гетьмана Януковича погнали другие претенденты на булаву и... он превратился для Левка в "овоща", так что теперь холоп о своем бывшем господине пишет с нескрываемым отвращением. Хотя тот лично ему ничего плохого не сделал. Ну так "классовая борьба". При случае Левко пана Януковича и расстрелял бы, да не случилось.

А к чему, собственно, было письмо Левку от польского пана? А к тому, что Левко накропал тут пост по поводу записи Маргариты Симонян в фейсбуке. Вот, мол, какая бяка, эта Марго, что сказала о своем чувстве стыда перед теми, кто беднее ее. Так с чего она плохая? Так богатая! А таких куда? К стенке!

Нет-нет, не подумайте. Не украинских богатеев к стенке и не испанских. И уж, упаси Боже, не американских! Там имущественное неравенство - вполне справедливо. Да и нет его вовсе, ибо разве может быть на благословенном Западе - имущественное неравенство? Вы с ума сошли?! Цэ Еуропа! Цэ АМЕРИКА!!!

А вот в России - это чудовищно. И то, что Маргарита Симонян имеет особняк - равносильно посажению на кол крепостного крестьянина. Ганьба, одним словом. Об этом, собственно, и написал своему ученику Левку польский наставник. И не просто написал, а объяснил, как об этом должен писать теперь Левко. Чтобы на всей Украине прочли - и содрогнулись! Вот, мол, какие москали - звери.

Мы, русские, конечно, посыпем голову пеплом и покаемся. Увы нам, имущественно неравным. Хотя...

А с какого перепуга в пример приводятся реалии Речи Посполитой? Ну да, польские паны там были господами, а малороссы - холопами. Дальше что? Причем тут Россия? Первая половина XVII века говорите? Так у нас казнь простолюдина помещиком в те времена (а в приведенном случае решение о казни принял даже не хозяин поместья, а управляющий) - немыслима. От слова "совсем". Более того, даже и в XVIII веке, когда в России окончательно оформилось крепостное право, помещик не имел права казнить крестьян. Вот не имел - и все. А польский шляхтич - очень даже имел. Ну, а магнат при желании мог и шляхтича на кол посадить. А уж ограбить, имение отнять - вообще запросто. Соберет своих гайдуков - и вперед. И полетит вон из своего маентка шляхтич. Иди вдова с сиротами - так даже и проще, опасности сопротивления вовсе нету. Очень даже распространенное явление было в Речи Посполитой, среди благородных рыцарей. И называлось интересно - "наезд". Как понимаете, не от наших бандитов словечко позаимствовано. Похоже, что очень даже наоборот.

Поэтому странно, что одесский Левко описывает совершенно заурядное для Речи Посполитой событие (если не считать, что не всякому казненному удавалось плюнуть в лицо магнату) и делает на том пример... для России!

Но это при поверхностном взгляде. А понять следует простую вещь: Левку написал пан и повелел сделать так-то и так-то! А Левко - он же холоп. Разве может он ослушаться пана? Да ни в жисть! Вот и исполняет волю господина. А вы про какого-то там Богдана Хмельницкого... Вон, века минули, Речь Посполитая пала, Российская империя пала, Советский Союз пал, и настали уж совсем иные времена...

А украинцы - все те же холопы пред поляками. Даже одесские евреи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!