Исторический словарь.

ТРАКТАТ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ 1

/с. 756 / ...Основу царства составляют две вещи: одна (из них) меч (шамшир), а другая - перо (калам). Меч находится в руках военных (людей), а калам - в руках писцов 2 . (Относительно) ратных (людей) придерживаются четырех условий: во-первых, чтобы они были в согласии друг с другом; во-вторых, единодушны с государем; в-третьих, чтобы не действовали без указа (фирмана) государя; в-четвертых, чтобы были дельными людьми, приученными к добрым нравам и (владе/с. 757 /нию) оружием. Всякий, у кого нет всего этого, не достоин (государева) войска, а ежели (такой) имеется в составе войска, (то он) порочит войско.

Падишах должен соблюдать в отношении войска четыре условия: во-первых, чтобы у его (войска) не было недостатка в фураже (улуфе), одежде, оружии и скоте; во-вторых, он должен назначить главного (предводителя), определить большому - большее, а малому - малое место; в-третьих, обеспечить хорошие (условия) жизни бахадурам 3 , которые служат хорошо, после смерти их выражать соболезнование (покровительствовать) их детям; в-четвертых, (он) должен поистине справедливо распределять военную добычу, которую захватили у врага и притеснителя.

Польза от войска заключается, во-первых, в том, что (оно) помогает сохранять могущество, грозность и величие падишаха; во-вторых, отражать врагов; в-третьих, соблюдать безопасность подданных (ра"ийатов); в-четвертых, (войско) очищает дороги от разбойников, а пастбища - от хищников.

И когда падишах имеет врага, то он должен соблюдать четыре условия: во-первых, ежели (падишах) не имеет сил для войны, то он должен заключить мир, а требование мира (в таком положении) является первичным; во-вторых, ежели (хочет) воевать, то должен мобилизовать и хорошо приготовить (все) средства для войны, выбрать воинов, поле (для сражения) и время (битвы); в-третьих, не должен помышлять, что благо придет (само), а (на случай) ежели враг победит, приготовление (должно быть) заранее сделано, чтобы (падишах) принял меры предосторожности Для своих жен, детей, войска, казны, военных обозов (буне) И подданных; в-четвертых, ежели (падишах) одержит победу над врагом, не должен быть над/с. 758 /менным, не должен спешить, а должен завершить дело осторожно, разумно, правосудно, обдуманно и рассудительно. А ежели государь не имеет врага, то (он должен) соблюдать четыре условия: во-первых, должен иметь наготове войско такое же, как и в случае войны; во-вторых, (он) должен быть внимательным к внезапному появлению врага; в-третьих, не должен считать малым даже ничтожного врага; в-четвертых; не должен отстранять от границ страны (ратных) людей и (лишать их) оружия. Все эти дела касаются меча.

Что касается калама, то он находится в руках четырех разрядов людей: во-первых, в руках духовенства; во-вторых, в руках знатоков (таких) тонких, сложных наук, как мудрость, астрономия и медицина; в-третьих, (в руках тех), которые осуществляют большие дела (таких), как визирь, йаргучи и писцы (нависандаган), они доводят слова государя до покоренных и неприятелей и составляют (послания); в-четвертых, в руках тех, которые подводят итоги (государственных) доходов и расходов. А выгода от калама бывает четырех (видов). Во-первых, служители (калама) сохраняют (дело) проповеди истинности... среди народа, дабы она не осквернилась; во-вторых, (они) раскрывают тайны благоденствия; в-третьих, проповедуют изучение тех слов, дабы их не забывать; в-четвертых, (помогают) сохранять правдивость среди народа.

А доход государя (поступает) из четырех объектов: во-/с. 759 /первых, от прежнего наследства; во-вторых, от налога (мала) с ра"ийатов; в-третьих, от достоинства; в-четвертых, от даров...

А государев налог (мал-и падишах) бывает двух видов: во-первых, подать с его земельной собственности (хассэ); во-вторых, подать с государственных (земель) для важных дел царства.

Что касается наследства (полученного) от предков, то (это имущество) от предков (по отцу), братьев, оставленное ену в наследство и оно является хассэ (собственностью) государя. А то, что поступает от ра"ийатов, взимается с людей (следующих) четырех разрядов. От людей, занимающихся земледелием (ахд-и зира"ат), от ладей торговли (ахл-и тиджарат.), от скотоводов (чахарпайдаран) и от таййарат.

А то, что приобретается из владений (других) царей, становится имуществом государя. То, что взимают с ра"ийатов: если эти люди являются землевладельцами, (то они) бываютсостоятельными или беднейший, а там, где они возделывают землю, имеется сад или вода, а земли бывают хорошими и плохими. Боли человек состоятелен, а место (земля) хорошее, надобно, чтобы (он) уплачивал налог из (расчета) 1/10 доли (дахйак), а это называется "ушр; ежели место (земля) плохое, а человек беден (пусть) он уплачивает 1/20 (нисф-и "ущр) из собранного урожая и освобождается от "улуфе 4 и хараджа. А если неурожай, то (пусть) ничего не уплачивает. Древнее правило было (именно) таковым.

После того, как вилайеты, стали многочисленными к распределение (доли урожая) стало трудным, вынуждены были взимать, (подать) с ра"ийата больше, чем из (расчета) 3/10 доли (урожая).

Правосудные и справедливые государи повелевали, дабы определить по справедливости сколько получено дохода с посевных земель и садов в годы обильного, среднего и плохого урожая (в зависимости от этого приказывали) установить долю (урожая) из (расчета) 1/10 или 1/20 (части),- определить цену, чтобы она не была дорога и дешева и, (таким образом) справедливо установив размер доли, налагали ежегодные подати. И на этом (основании) заносили в (специальную) книгу земли и сады и требовали от них (владельцев) харадж.

/с. 760 / А ежели земли не засевали и ежегодно сады не давали плодов, то (с них) не взимали хараджа. Действовали по принципу: "От разорения - нет хараджа". И несколько лет проверяли земли и сады, если (былые) обрабатываемые (пола) запустели, то харадж отпал. А если (прежде) заброшенные (поля) возделывались, (то) поступали двояким образом. Старая, заброшенная (земля), давность которой равняется 30 годам, (не облагалась налогом) и с нее ничего не взимали в течение 3 лет. После этого считали установленным (взимали) половину (доли) хараджа до 10 лет. дабы возделывание (земель) было постоянным и сделалось желанием людей. Если же (земли) были недолгое время необрабатываемыми и (стали) вновь возделываться, (то их) рассматривали как (подлежащие) обязательному, обложению хараджем; если пашня стала садом, а сад-пашней, то требовали харадж по справедливости, в размере не меньше и не больше (положенного). А земли и сады, которые древними падишахами по какой-либо причине не облагались хараджем, то их называли "хурр", а стоимость таких земель бывает высокой. Бывают люди, земли которых освобождали от хараджа. Эти (земли) в некоторых областях называли "искат", а в других - "моузу" 5 , И бывали люди, которым вместо установленной суммы назначают "идрар", и (её) заносят в счет очищения хараджа их или отдают им для пропитания (ма"ишат).

Эти (категории земель), т.е. хурр, искат, идрар переходят по наследству (мирас), (их) передают от одного к друго/с. 761 /му и они бывают имуществом и владением (разных) людей. И этой (податной льготы) никогда не отнимают. А постановления великой Ясы Чингиз-хана таковы, что (не позволяют), чтобы имущество людей убавлялось.

У (каждых) вилайетов имеются податные уставы (канунха) и каждый вилайет действует по ним, в каждой местности имеются подобающие ей (податные уставы). Харадж признается важным для дел государства (налогом).

Что касается (налога с) богатых людей и торговли” то с них в большинстве случаев не требовали ничего, (кроме) сбора (при купле-продаже) с основной сумы денег (асл-и мал). Так, с 240 динаров взимался 1 динар в качестве подати (мал-и тамга). А после эпохи Чингиз-хана эта (подать) стала известна (под названием) тамга.

Что касается (подати) со скота, то она в давние времена не взималась. А затем с каждой (головы) скота, если (получен) приплод и (животное) паслось на выгоне, взималось (в размере): со 100 гол. - 1, но бывало, что и меньше этого; взимались также деньги (зар), и это называлось мара"и. А потом стали взимать с каждых 50 гол. - 1. В каждой местности взимали по-разному. Все это была государственная подать (мал-и падишахи).

Что касается таййарат, то он четырех видов. Во-первых, (это) имущество (умершего), у которого не было никакого наследника; во-вторых, (имущество) человека, растратившего имущество государя; в-третьих, (это) буларгу 6 и потерянные вещи (чизха-йи гумшуде); в-четвертых, (имущество) отсутствующих лвдей (гаибанэ), когда не выяснено мертвый ли он (владелец) или жив и не имеет ли он наследников. Оба /с. 762 / (эти вида) имущества после возвращения их хозяину возмещается (государем) их владельцу. Все эти (виды имущества) шли на важные государственные дела.

Что касается того, что поступает от неприятелей и врагов царства, то (оно) бывает двух видов: 1) (это) то, что забрало войско у (врагов) - пленные, скот, оружие и имущество, а то, что храбрецы (бахадуран) храбростью захватывали, передается им. Из остальной (добычи) 1/5 часть получает государь мира для нужд, а остальное раздается войску, (причем) всадникам - две (доли), а пехотинцам - одна (доля); 2) то, что захватило войско: вода, скот, земля и всякое (другое) добро в (пределах завоеванной) области идет в счет государевых налогов.

Что касается того, что добывается трудом, (то оно) бывает четырех видов: (вид) первый, от обработки полей и необрабатываемых (богарных земель), после того, как уплачены доли землевладельцев (хакк-й маликанэ); вид второй, то, что добывается из рудников: золото, серебро, жемчуг, железо д другие руда; вид третий, то, что взимается с карханэ 7 , ахран 8 , уртаков 9 и имений, покупаемых на деньги (золотом); вид четвертый (это то), что поступает государю от рыболовства, охоты, а все это бывает собственностью (хассэ) государя.

Все это было правилом прежних государей. В наше же время к ним прибавились некоторые другие налога. Они также четырех видов: вид первый, (это) то, что начислено налогом (в виде) надбавки (фар"ха) и взимается для (оплаты) жалованья (марсум) служащим (из расчета) из десяти - одна иди из десяти - половина; вид второй, налог, который взимался с ремесленников (узан); вил третий, налог, который прибавился (за счет) /с. 763 / отдачи (на откуп) по контракту кабалэ некоторых ремесел; вид четвертый, (это) налог, который взимали с наследства тех, у кого имелись дальние родственники.

То, что было не по вкусу государю мира Чингиз-хану в его роду (это), во-первых, взимание дорожной пошлины (бадж),плата конвою за сопровождение (караванов) и кораблей; во-вторых, доходы от махинаций золотом и серебром; в-третьих, от покупок и перепродажи того, в чем нуждались; в-четвертых, от налога, взимавшегося за вину людей (убийство, избиение, питье вина).

А подушную подать раньше не брали, ее стала брать при исламе, а до того не брали, а этот (налог) купчур, который теперь взимают по повелению великой Ясы раньше не взимали. Теперь также не взимают (налогов) по повелению Ясы с (людей) пяти разрядов: во-первых, с тарханов, людей которым государь пожаловал (титул) тархана, ученых (мусульманских богословов) и аркаунов 10 ; во-вторых, со стариков; в-третьих, с немощных и инвалидов; в-четвертых, с бедных; в-пятых, с детей.

В старину не оставляли без работы людей, которые не являлись издольщиками (барзигар), не занимались торговлей, гончарным ремеслом (авани) я прочими делами, если они были молоды и расторопны.

Что касается имущества, приобретенного благодаря счастливой судьбе, то оно бывает четырех видов: во-первых, то, что /с. 764 / получено от людей, которые передали свое имущество государю; во-вторых, сокровища, которые были нежданно обнаружены;в-третьих, подарки, дары, подношения, которые были поднесены кем-нибудь; в-четвертых, то, что присылали другие государи.

Слово о расходах государя . У падишаха бывает два вида расходов: во-первых, собственные расходы от собственного имущества, которые он тратит (на себя) Эти (расходы) он отделяет и не смешивает с (доходами) от государственных налогов. Это (собственное имущество) передается по наследству от отца к сыну. Кроме того, 1/5 (часть), которая добыта (благодаря) способности или счастливой судьбе. Собственное имущество он (падишах) тратит на расходы четырех видов: во-первых, на свои личные (нужды) и на детей, во-вторых, на награды и дары тем, которые его обслуживают; в-третьих, на приготовление украшений и убранства; в-четвертых, на устройство (дел), которые необходимы, а также по велению его сердца.

Что касается (расходов) в государственных интересах, то (они) употребляются на расходы четырех видов: во-первых, расходы на войско и тех (людей), которые служат делу государя, писцы йаргучи, наместники (наибан), которые (следят), чтобы не присваивали государев налог и не брали взяток. (Они не должны) считаться (при этом) на с кем, ничего не (должны) требовать у людей (для себя), беречь государев налог; во-вторых, на расходы для гонцов (илчи), прибывающих и отъезжающих; в-третьих, на (расходы) для больных и бедных, детей-сирот и вдов, важных дел городов в вилайетов; в-четвертых, средства (расхода) для яма 11 .

/с.765 / В старину существовала почта (барид), гонцы располагалась на дорогах через каждые четыре фарсанга, не опуская (дорожных) мешков на землю, денно и нощно (они) мчались, чтобы доставить (почту) до места. Множество людей передвигалось с одного места на другое и прибывало к его величеству государю со (своими) вьючными животными, с (собранными) государственными налогами, приготовленными в городах и кварталах, в (при этом) не было затруднения ра"ийатам из-за перевозочных средств (улаг).

Государь не прикасался к четырем видам имущества: вопервых, к имуществу и пропитанию благодетельных людей, которое было получено в дар от других государей; во-вторых, к имуществу сирот; в-третьих, к имуществу смутьянов, на которых надеются, что они возвратятся обратно, к имуществу, (отданному) на хранение; в-четвертых, к вакфному имуществу, завещанному на благотворительные цели (вакф-и хайрат). Государи считали за хорошее предзнаменование и повелевали, чтобы доверенный человек (попечитель вакфа) был осведомлен в этих (вакфных) делах, чтобы (доходы) с пожертвований (в пользу) этих благотворительных учреждений расходовались во условиям завещателей и тратились на достойные (дела),а те расходы, которые убавлены и произведены не по (установленным) правилам и вернуть их (уже) невозможно - деланы быть (аннулированы); (чтобы расходовались вакфные доходы) на бедных, немощных и прочих, а также на содержание подворья (рибат), для лечения больных и прочие общие благотворительные (деда). И не допускать, чтобы кто-нибудь незаконно распоряжался ими, дабы их благодеяние служило источником (жизни).

Таковы (вкратце все) эти расходы, (более подробное) разъяснение каждого (из них) получилось бы долгим. Ежели будет указание (государя), то разъяснение их также будет изложено.

До этого падишахи действовали по этим правилам, и поэтому их люди, как ра"ийаты, так и войско, были довольны и благосостоятельны, а от них (падишахов) оставалось доброе имя; (они) также установили (бюджет) расходов меньший, чем (статья) доходов, казна (их) была наполнена имуществом и выделялись запасы на жизнь и для отражения врага.

Насир ад-Дин ат-Туси
محمد بن محمد بن الحسن الطوسی
250px
Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:
Научная сфера:
Место работы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель:
Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Насир ад-Ди́н Абу́ Джафар Муха́ммад ибн Муха́ммад Ту́си (перс. محمد بن محمد بن الحسن الطوسی ‎, Тус , 18 февраля - Марага , 26 июня ) - персидский математик , механик и астроном XIII века , ученик Камал ад-Дина ибн Юниса , чрезвычайно разносторонний учёный, автор сочинений по философии , географии , музыке , оптике , медицине , минералогии . Был знатоком греческой науки, комментировал труды Евклида , Архимеда , Автолика , Феодосия , Менелая , Аполлония , Аристарха , Гипсикла , Птолемея .

Известно около 150 трактатов и писем Насир ад-Дина ат-Туси, из которых двадцать пять написаны на персидском , а остальные - на арабском языке. Существует даже трактат по геомантии , который Туси написал на арабском и персидском, демонстрируя своё мастерство на обоих языках. Отмечается, что Туси знал и греческий .

Биография

Насир ад-Дин Туси родился в городе Тус области Хорасан на северо-востоке Ирана в 1201 году . Там же в раннем возрасте он начал учёбу, изучив Коран , хадисы , шиитскую юриспруденцию, логику, философию, математику, медицину и астрономию . Позже продолжил обучение астрономии и математике в Мосуле у Камал ад-Дина ибн Юниса.

Первый период деятельности ат-Туси связан с Кухистаном , где ему покровительствовал наместник халифа . Позже учёный впал в немилость и с 1235 года жил в крепости Аламут , резиденции главы государства исмаилитов -низаритов . Ат-Туси возглавлял промонгольскую партию и был причастен к сдаче Аламута монголам в 1256 году . Царевич, а впоследствии ильхан , Хулагу осыпал ат-Туси милостями и сделал своим придворным астрологом. В 1258 году ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад и вёл переговоры с халифом о капитуляции. В течение многих лет ат-Туси был советником Хулагу по финансовым вопросам; он разработал проект налоговой реформы, осуществлённый одним из преемников ильхана.

Математика

Среди математических трудов Туси особенно значителен «Трактат о полном четырёхстороннике» (в другом переводе - «Трактат о фигуре секущих»). Трактат был написан по-персидски во время пребывания ат-Туси в Аламуте и по-арабски, в несколько сокращенном виде, в Мараге (). В качестве своего основного предшественника ат-Туси указывает на ал-Бируни с его «Книгой ключей науки астрономии о том, что происходит на поверхности сферы». В трактате упоминается трактат ас-Салара по этому же вопросу, причем в персидской версии почтительно, а в арабской - уничижительно, что, по-видимому, было связано с борьбой ат-Туси против ас-Салара при дворе Хулагу. Сочинение ат-Туси послужило одним из источников для Региомонтана (1436-1476), с именем которого связано начало нового этапа в истории тригонометрии .

Трактат ат-Туси состоит из пяти книг. В I книге изложена теория составных отношений. Развивая идеи Сабита ибн Корры и Омара Хайяма , ат-Туси вводит здесь расширенное понятие числа, которое определяется как отношение, рациональное или иррациональное. Во II книге даются доказательства различных случаев теоремы Менелая для плоского четырёхсторонника. В III книге вводятся понятия синуса и косинуса дуги и доказывается ряд теорем плоской тригонометрии; в частности, здесь рассматриваются правила решения плоских треугольников и дано доказательство плоской теоремы синусов . Книга IV посвящена доказательству различных случаев теоремы Менелая для сферической фигуры секущих. В V книге рассматриваются приемы решения задач сферической тригонометрии с помощью теорем, «заменяющих фигуру секущих», - теоремы тангенсов и теоремы синусов. В заключительной главе V книги предлагаются правила решения сферических треугольников , причём для того случая, когда в треугольнике даны три угла, вводится понятие полярного треугольника .Фактически именно благодаря научному вкладу ат-Туси тригонометрия стала самостоятельной наукой, отделившись от астрономии . Историк науки М. М. Рожанская считает: «В полной мере самостоятельной наукой тригонометрию можно считать только тогда, когда она становится наукой о решении треугольников и тригонометрические трактаты содержат классификацию прямоугольных и косоугольных плоских и сферических треугольников, а также алгоритмы решения всех типовых задач, в частности решения косоугольных треугольников по трём сторонам и углам. Именно это содержится в… „Трактате о полном четырёхстороннике“ Насир ад-Дина ат-Туси» .

Ат-Туси принадлежит ряд сочинений, посвящённых учению о параллельных . Во-первых, эта теория рассматривается в соответствующем месте принадлежащего

ат-Туси «Изложения Евклида». Одна из редакций этого сочинения была издана в 1594 году в латинском переводе в Риме . Доказательство V постулата из этого текста было ещё раз опубликовано Джоном Валлисом (). По работе Валлиса с этим доказательством был знаком Джироламо Саккери , подвергший это доказательство критике (). Кроме того, ат-Туси принадлежит специальный «Трактат, исцеляющий сомнение по поводу параллельных линий». Помимо теории параллельных линий самого ат-Туси, здесь даётся критика теорий параллельных его предшественников Ибн ал-Хайсама , Омара Хайяма и ал-Джаухари .

В своих математических сочинениях ат-Туси неоднократно применял кинематические представления. Для доказательства геометрических положений он систематически пользуется методом наложения (например, при доказательстве IV постулата о равенстве прямых углов, свойств диаметра круга и т. д.), указывая, впрочем, что совпадение геометрических величин при наложении является лишь достаточным признаком их равенства. Линию ат-Туси рассматривает как путь, проходимый движущейся точкой, а круг определяет с помощью вращения отрезка. Вслед за Архимедом он применяет движение при определении таких фигур, как шар и круговые цилиндр и конус .

Для сравнения прямых и кривых линий и поверхностей ат-Туси применяет ещё один вид движения - качение . «Прямую линию, - говорит он, - можно наложить на круговую или кривую линию, не отказываясь от её прямизны, то есть не изгибая её. Это получается движением круга по прямой линии, которая является касательной к нему, когда он катится по прямой до возвращения к начальному положению» .

Аналогичным образом с помощью качения на плоскости ат-Туси определяет поверхности цилиндра и конуса и специально останавливается на качении шара внутренним образом по шаровой поверхности другого радиуса. При этом ат-Туси исходил из представления, по которому прямая и кривая состоят из актуально бесконечно малых неделимых частей - точек, которые при качении налагаются друг на друга, и такое наложение происходит в течение всего процесса движения .

В «Сборнике по арифметике с помощью доски и пыли» () ат-Туси подробно описал приём извлечения корней любой степени на примере Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \sqrt{2441400626} . Ат-Туси приводит здесь таблицу биномиальных коэффициентов в форме треугольника, известного ныне как треугольник Паскаля .

Ат-Туси комментировал также труды Архимеда «Об измерении круга» и «О шаре и цилиндре».

Механика

Доказывая эту лемму, ат-Туси представил движение малого круга как результат сложения двух круговых движений. С современной точки зрения, речь идёт о сложном движении абсолютно твёрдого тела: имеет место сложение двух вращений вокруг параллельных осей (причём угловая скорость относительного движения по модулю вдвое больше угловой скорости переносного движения и направлена в противоположную сторону); совокупность двух таких вращений образует так называемую пару Туси . Если оба вращения являются равномерными, то точка M совершает гармоническое колебание .

Лемма ат-Туси впоследствии применялась такими учёными, как аш-Ширази , Ибн аш-Шатиром и др., а затем и Коперником .

Теоретические достижения ат-Туси имели для механики большое значение, позволяя преодолеть господствовавшее со времён Аристотеля противопоставление двух видов движений: свойственных небесным телам равномерных круговых движений и свойственного земным телам «местного» прямолинейного движения. Получив прямолинейное движение как результат сложения двух круговых, ат-Туси перебросил мост через эту пропасть и показал, что в движении небесных тел прямолинейное движение участвует равноправно с круговым . В результате небесная и земная кинематика оказывались объединёнными в единую науку с законами, универсальными для всех изучаемых тел .

Астрономия

Итогом 12-летних наблюдений марагинских астрономов с 1259 по 1271 год были «Ильханские таблицы» («Зидж Ильхани»). В этом зидже содержались таблицы для вычисления положения Солнца и планет, звёздный каталог, а также первые шестизначные таблицы синусов и тангенсов с интервалом 1′. На основании наблюдений звёзд ат-Туси очень точно определил величину предварения равноденствий (51,4″).

Ат-Туси составил также изложение «Альмагеста» Клавдия Птолемея и ряд других астрономических трактатов: «Трактат Муинийа по астрономии», дополнение к нему, «Сливки познания астрономии небесных сфер», «Памятку по астрономии». В этом цикле трактатов ат-Туси строит свою схему кинематики небесных тел, отличную от птолемеевской.

Разработанная ат-Туси кинематическая модель движения Луны опирается на упоминавшуюся выше лемму Туси. В духе античной традиции он вводит для Луны систему равномерно вращающихся сфер; среди них выделены две такие («малая» и «большая»), что малый и большой круги леммы оказываются большими кругами данных сфер (то есть «малая» сфера катится внутри «большой»). При помощи этой модели Туси удалось объяснить установленное по данным наблюдений непостоянство угловой скорости центра эпицикла Луны при наблюдении из центра Мира; при этом он обошёлся без отказа от принципа равномерного кругового движения (в то время как птолемеева теория движения Луны, использующая гипотезу экванта , существенно отходила от данного принципа) .

Хотя лунная модель ат-Туси по точности совпадения с данными наблюдений не превосходила птолемееву (и даже в некотором смысле ей уступала), она оставила значительный след в истории небесной механики, став важным этапом в развитии нептолемеевских методов кинематико-геометрического моделирования .

Аналогичным образом ат-Туси поступал и при моделировании движения планет .

Ат-Туси принадлежат также «Трактат в двадцати главах о познании астролябии», «Трактат о синус-квадранте» и другие трактаты об астрономических инструментах.

Другие сочинения

Ат-Туси - автор целого ряда трактатов в других областях науки. Известны его трактаты физического содержания: «Обработка „Оптики“ Евклида», «О радуге», «О жаре и холоде». Он составил минералогическое сочинение, основанное на трудах ал-Бируни и других учёных. Ат-Туси написал ряд книг по медицине, в том числе и комментарий к «Канону» Ибн Сины . Серия его трактатов посвящена логике, философии и этике. Он написал также ряд богословских сочинений и трактат о финансах.

В биологии ат-Туси одним из первых высказал эволюционные идеи. Согласно его учению, в мире сначала существовали лишь исходные элементы. Затем из них постепенно возникли минералы, растения, животные и люди.

Память

Именем Насир ад-Дина ат-Туси названы:

  • Улица в Баку ;
  • Азербайджанский государственный педагогический университет ;
  • В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Насир ад-Дина ат-Туси кратеру на видимой стороне Луны .
  • В 1981 году Шемахинской астрофизической обсерватории было присвоено имя Мухаммеда Насирэддина Туси;
  • Клиника имени Насирэддина Туси на улице Зердаби в Баку ;
  • В 1989 году Технологическому университету в Тегеране было присвоено имя Ходжа Насир ад-Дина Туси.

В филателии

Напишите отзыв о статье "Насир ад-Дин Туси"

Примечания

  1. «Tusi, Nasir al-Din al» . 2007. Encyclopædia Britannica Online. 27 Dec. 2007 .
  2. Larousse. : «Philosophe, mathématicien et astronome persan (Tûs, Perse, 1201-Kadhimain, près de Bagdad, 1274). »
  3. Seyyed H. Badakhchani. Contemplation and Action: The Spiritual Autobiography of a Muslim Scholar: Nasir al-Din Tusi (In Association With the Institute of Ismaili Studies. I. B. Tauris (December 3, 1999). ISBN 1-86064-523-2. Стр.1: «„Nasir al-Din Abu Ja`far Muhammad b. Muhammad b. Hasan al-Tusi:, the renowned Persian astronomer, philosopher and theologia“ »
  4. Arthur Goldschmidt, Lawrence Davidson. «A Concise History of the Middle East», Westview Press, 2005. Eighth edition, pg 136
  5. Rodney Collomb. «The rise and fall of the Arab Empire and the founding of Western pre-eminence», Published by Spellmount, 2006. pg 127: "..Nasr ed-Din Tusi, the Persian, Khorasani, former chief scholar and scientist of "
  6. Nanne Pieter George Joosse, Bar Hebraeus. «A Syriac encyclopaedia of Aristotelian philosophy: Barhebraeus (13th c.), Butyrum sapientiae, books of ethics, economy, and politics: a critical edition, with introduction, translation, commentary, and glossaries», Published by Brill, 2004. excerpt: " the famous Persian scholar Naslr al-Dln al-Tusi "
  7. James Winston Morris. «An Arab Machiavelli? Rhetoric, Philosophy and Politics in Ibn Khaldun’s Critique of Sufism», Harvard Middle Eastern and Islamic Review 8 (2009), pp 242-291. excerpt from page 286 (footnote 39): «Ibn Khaldun’s own personal opinion is no doubt summarized in his pointed remark (Q 3: 274) that Tusi was better than any other later Iranian scholar». Original Arabic: Muqaddimat Ibn Khaldūn: dirāsah usūlīyah tārīkhīyah / li-Aḥmad Ṣubḥī Manṣūr-al-Qāhirah: Markaz Ibn Khaldūn: Dār al-Amīn, 1998. ISBN 977-19-6070-9.
    Excerpt from Ibn Khaldun is found in the section:
    الفصل الثالث و الأربعون: في أن حملة العلم في الإسلام أكثرهم العجم (On how the majority who carried knowledge forward in Islam were Persians)
    In this section, see the sentence sentence where he mentions Tusi as more knowledgeable than other later Persian ("Ajam) scholars:

    Оригинальный текст (ар.)

    . و أما غيره من العجم فلم نر لهم من بعد الإمام ابن الخطيب و نصير الدين الطوسي كلاما يعول على نهايته في الإصابة. فاعتير ذلك و تأمله تر عجبا في أحوال الخليقة. و الله يخلق ما بشاء لا شريك له الملك و له الحمد و هو على كل شيء قدير و حسبنا الله و نعم الوكيل و الحمد لله.

  8. Seyyed H. Badakhchani. Contemplation and Action: The Spiritual Autobiography of a Muslim Scholar: Nasir al-Din Tusi (In Association With the Institute of Ismaili Studies. I. B. Tauris (December 3, 1999). ISBN 1-86064-523-2. page.1: "«Nasir al-Din Abu Ja`far Muhammad b. Muhammad b. Hasan al-Tusi:, the renowned Persian astronomer, philosopher and theologian»
  9. , с. 341.
  10. Seyyed Hossein Nasr. The Islamic Intellectual Tradition in Persia / Edited by Mehdi Amin Razavi. - Psychology Press, 1996. - С. 208. - 375 с. - ISBN 0700703144.

    Оригинальный текст (англ.)

    Nearly 150 treatises and letters by Nasir al-Din al-Tusi are known, of which twenty-five are in Persian and the rest in Arabic. There is even a treatise on geomancy that Tusi wrote in Arabic, Persian, and Turkish, demonstrating his mastery of all three languages. It is said that he also know Greek.

  11. Dabashi, Hamid. «Khwajah Nasir al-Din al-Tusi: The philosopher/vizier and the intellectual climate of his times». Routledge History of World Philosophies. Vol I. History of Islamic Philosophy. Seyyed Hossein Nasr and Oliver Leaman (eds.) London: Routledge. 1996. - P. 529/
  12. , с. 188.
  13. , с. 172.
  14. , с. 172-173.
  15. , с. 268.
  16. В отличие от обычной пары вращений, в паре Туси угловые скорости вращений не равны по модулю, но различаются в два раза.
  17. , с. 269-273.
  18. , с. 273.
  19. , с. 304.
  20. , с. 261, 273.
  21. , с. 270.

Литература

Сочинения ат-Туси

  • Туси Насирэддин. Трактат о полном четырёхстороннике. Баку, Изд. АН АзССР, 1952.
  • Ат-Туси Насир ад-Дин. Трактат, исцеляющий сомнение по поводу параллельных линий. Прим. Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича. , 13, 1960, с. 483-532.
  • Ат-Туси Насир ад-Дин. Сборник по арифметике с помощью доски и пыли. Историко-математические исследования , 15, 1963, с. 431-444.
  • Ат-Туси Насир ад-Дин. Трактат о государственных финансах. Пер. С. Хатиби. (недоступная ссылка с 11-05-2013 (2146 дней)) Ашхабад: Ылым, 1986.
  • // Историко-астрономические исследования. Вып. VIII. 1962. С.83-192.

О нём

  • Алекперли Ф. . - Баку: Орнак, 2000.
  • Боголюбов А. Н. Математики. Механики. Биографический справочник. - Киев: Наукова думка, 1983. - 639 с.
  • Гасанова Х. Э. Этические взгляды Насиреддина Туси // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. - № 2 . - С. 94-97 .
  • Диноршоев М. Философия Насиреддина Туси. - Душанбе, 1987.
  • Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. - Душанбе, 1987.
  • Касмуханов Ф. А. Теория непрерывных величин и учение о числе в работах Мухаммеда Насирэддина Туси // Труды Ин-та истории естествознания и техники. - 1954. - Вып. 1 .
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.
  • Крамар Ф. Д. Об исследованиях Омара Хайяма и Насирэддина Туси по теории параллельных линий. - Алма-Ата, 1964.
  • Кубесов А. Инфинитезимальные методы Насирэддина Туси // Изв. АН АзербССР. - 1963. - № 4 .
  • Кубесов А. Комментарии Насир ад-Дина ат-Туси к сочинению Архимеда «О шаре и цилиндре» // Вестник АН КазССР. - 1963. - № 6 .
  • Лютер И. О. Проблема несоизмеримости окружности и диаметра круга в контексте учения Аристотеля: сочинения ат-Туси и аш-Ширази // Историко-математические исследования. - 2002. - С. 243-261 .
  • Мамедбейли Г. Д. Мухаммед Насирэддин Туси о теории параллельных и теории отношений. - Баку, 1959.
  • Мамедбейли Г. Д. Основатель Марагинской обсерватории Насирэддин Туси. - Баку, 1961.
  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. - Ташкент: Фан, 1967.
  • Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии. - Ташкент: Фан, 1990.
  • Мусульманкулов Р. Литературно-эстетические взгляды Насириддина Туси // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. - Душанбе, 1983. - С. 130-138.
  • Рзаев А. К. Насиреддин Туси. Политико-правовые воззрения. - Баку: Элм, 1983.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Рожанская М. М., Матвиевская Г. П., Лютер И. О. Насир ад-Дин ат-Туси и его труды по математике и астрономии в библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Ташкента и Душанбе. - М .: Восточная литература, 1999.
  • Розенфельд Б. А. О математических работах Насир-эддина Туси // Историко-математические исследования. - 1951. - Вып. 4 . - С. 489-512 .
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983.
  • Розенфельд Б. А. // Историко-математические исследования. - 1984. - Вып. 17 . - С. 67-122 .
  • Шмидт А. Э. Насирэддин Туси по вопросу о свободе воли. - Спб., 1913.
  • Di Bono M. Copernicus, Amico, Fracastoro and Tusi’s device: Observations on the use and transmission of a model // Journal for the History of Astronomy , 26 , 1995. - P. 133-154.
  • Kanas N. From Ptolemy to the Renaissance: How classical astronomy survived the Dark Ages // Sky & Telescope , 105 , 2003. - P. 50-58.
  • Kennedy E. S. Late Medieval planetary theory // Isis , 57 , 1966. - P. 365-378.
  • Kren C. The rolling device of Nasir al-Din al-Tusi in the «De spera» of Nicole Oresme // Isis , 62 , 1971. - P. 490-498.
  • Zeller M. C. The Development of Trigonometry from Regiomontanus to Pitiscus. - Edwards brothers, 1946.

Ссылки

  • Saliba G. . Encyclopædia Iranica (20 июля 2009). Проверено 5 апреля 2011. .

Различные анимации «пары Туси»

  • (недоступная ссылка с 11-05-2013 (2146 дней))

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Насир ад-Дин Туси

Это был очень грустный рыцарь... Да, да, именно рыцарь!.. И меня очень удивило, что даже в этом, «другом» мире, где он мог «надеть» на себя любую энергетическую «одежду», он всё ещё не расставался со своим суровым рыцарским обличием, в котором он себя всё ещё, видимо, очень хорошо помнил... И я почему-то подумала, что у него должны были на это быть какие-то очень серьёзные причины, если даже через столько лет он не захотел с этим обликом расставаться.
Обычно, когда люди умирают, в первое время после своей смерти их сущности всегда выглядят именно так, как они выглядели в момент своей физической смерти. Видимо, огромнейший шок и дикий страх перед неизвестным достаточно велики, чтобы не добавлять к этому какой-либо ещё дополнительный стресс. Когда же время проходит (обычно через год), сущности старых и пожилых людей понемногу начинают выглядеть молодыми и становятся точно такими же, какими они были в лучшие годы своей юности. Ну, а безвременно умершие малыши резко «взрослеют», как бы «догоняя» свои недожитые годы, и становятся чем-то похожими на свои сущности, какими они были когда вошли в тела этих несчастных, слишком рано погибших, или от какой-то болезни безвременно умерших детей, с той лишь разницей, что некоторые из них чуть «прибавляют» в развитии, если при их коротко прожитых в физическом теле годах им достаточно повезло... И уже намного позже, каждая сущность меняется, в зависимости от того, как она дальше в «новом» мире живёт.
А живущие на ментальном уровне земли высокие сущности, в отличие от всех остальных, даже в состоянии сами себе, по собственному желанию, создавать «лицо» и «одежду», так как, прожив очень долгое время (чем выше развитие сущности, тем реже она повторно воплощается в физическое тело) и достаточно освоившись в том «другом», поначалу незнакомом им мире, они уже сами бывают в состоянии многое творить и создавать.
Почему малышка Стелла выбрала своим другом именно этого взрослого и чем-то глубоко раненого человека, для меня по сей день так и осталось неразгаданной загадкой. Но так как девчушка выглядела абсолютно довольной и счастливой таким «приобретением», то мне оставалось только полностью довериться безошибочной интуиции этой маленькой, лукавой волшебницы...
Как оказалось, его звали Гарольд. Последний раз он жил в своём физическом земном теле более тысячи лет назад и видимо обладал очень высокой сущностью, но я сердцем чувствовала, что воспоминания о промежутке его жизни в этом, последнем, воплощении были чем-то очень для него болезненными, так как именно оттуда Гарольд вынес эту глубокую и скорбную, столько лет его сопровождающую печаль...
– Вот! Он очень хороший и ты с ним тоже подружишься! – счастливо произнесла Стелла, не обращая внимания, что её новый друг тоже находится здесь и прекрасно нас слышит.
Ей, наверняка, не казалось, что говорить о нём в его же присутствии может быть не очень-то правильно... Она просто-напросто была очень счастлива, что наконец-то у неё появился друг, и этим счастьем со мной открыто и с удовольствием делилась.
Она вообще была неправдоподобно счастливым ребёнком! Как у нас говорилось – «счастливой по натуре». Ни до Стеллы, ни после неё, мне никогда не приходилось встречать никого, хотя бы чуточку похожего на эту «солнечную», милую девчушку. Казалось, никакая беда, никакое несчастье не могло выбить её из этой её необычайной «счастливой колеи»... И не потому, что она не понимала или не чувствовала человеческую боль или несчастье – напротив, я даже была уверена, что она чувствует это намного глубже всех остальных. Просто она была как бы создана из клеток радости и света, и защищена какой-то странной, очень «положительной» защитой, которая не позволяла ни горю, ни печали проникнуть в глубину её маленького и очень доброго сердечка, чтобы разрушить его так привычной всем нам каждодневной лавиной негативных эмоций и раненных болью чувств.... Стелла сама БЫЛА СЧАСТЬЕМ и щедро, как солнышко, дарила его всем вокруг.
– Я нашла его таким грустным!.. А теперь он уже намного лучше, правда, Гарольд? – обращаясь к нам обоим одновременно, счастливо продолжала Стелла.
– Мне очень приятно познакомиться с вами, – всё ещё чувствуя себя чуточку скованно, сказала я. – Это наверное очень сложно находиться так долго между мирами?..
– Это такой же мир как все, – пожав плечами, спокойно ответил рыцарь. – Только почти пустой...
– Как – пустой? – удивилась я.
Тут же вмешалась Стелла... Было видно, что ей не терпится поскорее мне «всё-всё» рассказать, и она уже просто подпрыгивала на месте от сжигавшего её нетерпения.
– Он просто никак не мог найти здесь своих близких, но я ему помогла! – радостно выпалила малышка.
Гарольд ласково улыбнулся этому дивному, «искрящемуся» счастьем человечку и кивнул головой, как бы подтверждая её слова:
– Это правда. Я искал их целую вечность, а оказалось, надо было всего-навсего открыть правильную «дверь». Вот она мне и помогла.
Я уставилась на Стеллу, ожидая объяснений. Эта девочка, сама того не понимая, всё больше и больше продолжала меня удивлять.
– Ну, да, – чуть сконфужено произнесла Стелла. – Он рассказал мне свою историю, и я увидела, что их здесь просто нет. Вот я их и поискала...
Естественно, из такого объяснения я ничего толком не поняла, но переспрашивать было стыдно, и я решила подождать, что же она скажет дальше. Но, к сожалению или к счастью, от этой смышлёной малышки не так-то просто было что-то утаить... Хитро глянув на меня своими огромными глазами, она тут же предложила:
– А хочешь – покажу?
Я только утвердительно кивнула, боясь спугнуть, так как опять ожидала от неё чего-то очередного «потрясающе-невероятного»... Её «цветастая реальность» куда-то в очередной раз исчезла, и появился необычный пейзаж...
Судя по всему, это была какая-то очень жаркая, возможно восточная, страна, так как всё кругом буквально слепило ярким, бело-оранжевым светом, который обычно появлялся только лишь при очень сильно раскалённом, сухом воздухе. Земля, сколько захватывал глаз, была выжженной и бесцветной, и, кроме в голубой дымке видневшихся далёких гор, ничто не разнообразило этот скупо-однообразный, плоский и «голый» пейзаж... Чуть дальше виднелся небольшой, древний белокаменный город, который по всей окружности был обнесён полуразрушенной каменной стеной. Наверняка, уже давным-давно никто на этот город не нападал, и местные жители не очень-то беспокоились о «подновлении» обороны, или хотя бы «постаревшей» окружающей городской стены.
Внутри по городу бежали узенькие змееподобные улочки, соединяясь в одну-единственную пошире, с выделявшимися на ней необычными маленькими «замками», которые скорее походили на миниатюрные белые крепости, окружённые такими же миниатюрными садами, каждый из которых стыдливо скрывался от чужих глаз за высокой каменной стеной. Зелени в городе практически не было, от чего залитые солнцем белые камни буквально «плавились» от испепеляющей жары. Злое, полуденное солнце яростно обрушивало всю мощь своих обжигающих лучей на незащищённые, пыльные улицы, которые, уже задыхаясь, жалобно прислушивались к малейшему дуновению, так и не появлявшегося, свежего ветерка. Раскалённый зноем воздух «колыхался» горячими волнами, превращая этот необычный городок в настоящую душную печь. Казалось, это был самый жаркий день самого жаркого на земле лета.....
Вся эта картинка была очень реальной, такой же реальной, какими когда-то были мои любимые сказки, в которые я, так же, как здесь, «проваливалась с головой», не слыша и не видя ничего вокруг...
Вдруг из «общей картинки» выделилась маленькая, но очень «домашняя» крепость, которая, если бы не две смешные квадратные башенки, походила бы более на большой и довольно уютный дом.
На ступеньках, под большим оливковым деревом, играл маленький белокурый мальчонка лет четырёх-пяти. А за ним, под старой яблоней собирала упавшие яблоки полная, приятная женщина, похожая на милую, заботливую, добродушную няню.
На дворе появилась очень красивая, светловолосая молодая дама и... мой новый знакомый – рыцарь Гарольд.
Женщина была одета в необычное, но видимо, очень дорогое, длинное шёлковое платье, складки которого мягко колыхались, повторяя каждое движение её лёгкого, изящного тела. Смешная, шитая бисером, голубая шёлковая шапочка мирно покоилась на светлых волосах красивой дамы, великолепно подчёркивая цвет её больших светло-голубых глаз.
Гарольд же, несмотря на такую испепеляющую, адскую жару, почти что задыхаясь, «честно мучился» в своих раскалённых рыцарских доспехах, мысленно проклиная сумасшедшую жару (и тут же прося прощения у «милостивого» Господа, которому он так верно и искренне уже столько лет служил)... Горячий пот, сильно раздражая, лился с него градом, и, застилая ему глаза, бессердечно портил быстро убегавшие минуты их очередного «последнего» прощания... По-видимому, рыцарь собрался куда-то очень далеко, потому что лицо его милой дамы было очень печальными, несмотря на то, что она честно, изо всех сил пыталась это скрыть...
– Это в последний раз, ласка моя... Я обещаю тебе, это правда в последний раз, – с трудом выговорил рыцарь, ласково касаясь её нежной щеки.
Разговор я слышала мысленно, но оставалось странное ощущение чужой речи. Я прекрасно понимала слова, и всё же знала, что они говорят на каком-то другом языке.
– Я тебя больше никогда не увижу... – сквозь слёзы прошептала женщина. – Уже никогда...
Мальчонка почему-то никак не реагировал ни на близкий отъезд своего отца, ни на его прощание с мамой. Он спокойно продолжал играть, не обращая никакого внимания на взрослых, как будто это его никак не касалось. Меня это чуточку удивило, но я не решалась ничего спрашивать, а просто наблюдала, что же будет дальше.
– Разве ты не скажешь мне «до свидания»? – обращаясь к нему, спросил рыцарь.
Мальчик, не поднимая глаз, отрицательно покачал головкой.
– Оставь его, он просто на тебя злится... – грустно попросила женщина. – Он тоже тебе верил, что больше не оставишь его одного.
Рыцарь кивнул и, взобравшись на свою огромную лошадь, не оборачиваясь поскакал по узенькой улице, очень скоро скрывшись за первым же поворотом. А красивая дама печально смотрела ему в след, и душа её готова была бежать... ползти... лететь за ним не важно куда, только бы ещё раз хотя бы на миг увидеть, хоть на короткое мгновение услышать!.. Но она знала, что этого не будет, что она останется там, где стоит, и что, по капризной прихоти судьбы, уже не увидит и не обнимет своего Гарольда никогда... По её бледным, в миг осунувшимся, щекам, катились крупные, тяжёлые слёзы и сверкающими каплями исчезали в пыльной земле...
– Господи сохрани его... – горько шептала женщина. – Я никогда его не увижу... уже никогда... помоги ему, Господи...
Она стояла неподвижно, как скорбная мадонна, ничего вокруг не видя и не слыша, а к её ногам жался белокурый малыш, теперь уже обнаживший всю свою печаль и глядевший с тоской туда, где вместо его любимого папы только лишь одиноко белела пустая пыльная дорога.....
– Как же я мог с тобой не попрощаться, ласка моя?.. – вдруг прозвучал рядом тихий, грустный голос.
Гарольд не отрываясь смотрел на свою милую, и такую печальную жену, и смертельная тоска, которую, казалось, было невозможно смыть даже водопадом слёз, плескалась в его синих глазах... А ведь выглядел он очень сильным и мужественным человеком, которого, вероятнее всего, не так-то просто было прослезить...
– Не надо! Ну не надо печалиться! – гладила его огромную руку своими хрупкими пальчиками малышка Стелла. – Ты же видишь, как сильно они тебя любили?.. Ну, хочешь, мы не будем больше смотреть? Ты это видел и так уже много раз!..
Картинка исчезла... Я удивлённо посмотрела на Стеллу, но не успела ничего сказать, как оказалась уже в другом «эпизоде» этой чужой, но так глубоко затронувшей мою душу, жизни.
Просыпалась непривычно яркая, усыпанная алмазными каплями росы, весёлая, розовая заря. Небо на мгновение вспыхнуло, окрасив алым заревом каёмочки кудрявых, белобрысых облаков, и сразу же стало очень светло – наступило раннее, необычайно свежее утро. На террасе уже знакомого дома, в прохладной тени большого дерева, сидели втроём – уже знакомый нам, рыцарь Гарольд и его дружная маленькая семья. Женщина выглядела изумительно красивой и совершенно счастливой, похожей на ту же самую утреннюю зарю... Ласково улыбаясь, она что-то говорила своему мужу, иногда нежно дотрагиваясь до его руки. А он, совершенно расслабившись, тихо качал на коленях своего заспанного, взъерошенного сынишку, и, с удовольствием попивая нежно розовый, «вспотевший» напиток, время от времени лениво отвечал на какие-то, видимо, ему уже знакомые, вопросы своей прелестной жены...
Воздух был по-утреннему «звенящим» и удивительно чистым. Маленький опрятный садик дышал свежестью, влагой и запахами лимонов; грудь распирало от полноты струящегося прямо в лёгкие, дурманяще-чистого воздуха. Гарольду хотелось мысленно «взлететь» от наполнявшего его уставшую, исстрадавшуюся душу, тихого счастья!... Он слушал, как тоненькими голосами пели только что проснувшиеся птицы, видел прекрасное лицо своей улыбающейся жены, и казалось, ничто на свете не могло нарушить или отнять у него этот чудесный миг светлой радости и покоя его маленькой счастливой семьи...
К моему удивлению, эта идиллическая картинка вдруг неожиданно отделилась от нас со Стеллой светящейся голубой «стеной», оставляя рыцаря Гарольда со своим счастьем наедине. А он, забыв обо всём на свете, всей душой «впитывал» эти чудесные, и такие дорогие ему мгновения, даже не замечая, что остался один...
– Ну вот, пусть он это смотрит, – тихо прошептала Стелла. – А я покажу тебе, что было дальше...
Чудесное видение тихого семейного счастья исчезло... а вместо него появилось другое, жестокое и пугающее, не обещающее ничего хорошего, а уж, тем более – счастливого конца.....
Это был всё ещё тот же бело-каменный город, и тот же, уже знакомый нам, дом... Только на этот раз всё вокруг полыхало в огне... Огонь был везде. Ревущее, всё пожирающее пламя вырывалось из разбитых окон и дверей, и охватывало мечущихся в ужасе людей, превращая их в кричащие человеческие факелы, чем создавало преследовавшим их чудовищам удачную живую мишень. Женщины с визгом хватали детей, пытаясь укрыться с ними в подвалах, но спасались они не надолго – спустя короткое время хохочущие изверги тащили их, полуголых и отчаянно вопящих, наружу, чтобы насиловать прямо на улице, рядом с ещё не остывшими трупиками их маленьких детей... От разносящейся по всюду копоти почти ничего не было видно... Воздух был «забит» запахами крови и гари, нечем было дышать. Обезумевшие от страха и жары, прятавшиеся в подвалах старики вылазили во двор и тут же падали мёртвыми под мечами жутко гикающих, носящихся по всему городу на конях, звероподобных диких людей. Вокруг слышался грохот копыт, звон железа, и дикие крики, от которых стыла в жилах кровь...
Перед моими глазами, как в кино, проносились страшные, холодящие сердце картинки насилия и зверских убийств... Я не могла на всё это спокойно смотреть, сердце буквально «выпрыгивало» из груди, лоб (как если бы я была в физическом теле!..) покрывался холодной испариной, и хотелось бежать, куда глаза глядят из этого ужасающего, чудовищно-безжалостного мира... Но, взглянув на серьёзно-сосредоточенное личико Стеллы мне стало стыдно за свою слабость, и я заставила себя смотреть дальше.
Мы оказались внутри того же самого дома, только сейчас всё в нём было полностью разбито и уничтожено, а посередине одной из комнат, прямо на полу, валялось мёртвое тело доброй няни... Через разбитые окна с улицы слышались душераздирающие женские крики, всё перемешалось в ужасном кошмаре безысходности и страха... Казалось, весь мир вдруг почему-то сошёл с ума... Тут же мы увидели другую комнату, в которой трое мужчин, тяжело навалившись, пытались привязать к ручкам кровати, вырывающуюся из последних сил, светловолосую жену рыцаря Гарольда... А его маленький сын сидел прямо под той же кроватью, сжимая в своих малюсеньких ручках, слишком большой для него, папин кинжал и, закрыв глаза, сосредоточено что-то шептал... Никто во всей этой сумасшедшей суматохе никакого внимания на него не обращал, а он был так странно и «неподвижно» спокоен, что сперва я подумала – с малышом, от всего этого ужаса, случился самый настоящий эмоциональный удар. Но очень скоро поняла, что ошиблась... Как оказалось, ребёнок, попросту, из последних сил пытался собраться для какого-то, видимо очень решительного и важного шага...
Он мог свободно дотянуться до любого из насильников, и я сперва подумала, что бедный малыш, думая ещё совершенно по-детски, хочет попытаться как-то защитить свою несчастную маму. Но, как оказалось, этот крошечный, насмерть напуганный мальчонка, был в своей, ещё детской, душе настоящим сыном рыцаря, и сумел сделать самый правильный и единственный в тот жуткий момент вывод... и решился на самый тяжёлый в его коротенькой жизни, шаг... Каким-то образом, наконец, собравшись, и тихо прошептав «мамочка!», он выскочил наружу, и изо всех своих детских силёнок.... полоснул тяжеленным кинжалом прямо по нежной шее свою бедную мать, которую уже никак по-другому не мог спасти, и которую он всем своим детским сердечком беззаветно любил....
Вначале, в «насильническом» азарте, происшедшего никто даже и не заметил... Мальчонка тихонько отполз в угол, и видимо не имея ни на что больше сил, сидел застывший, ко всему безразличный, и расширившимися от ужаса глазами наблюдал как прямо перед ним, от его же руки, уходила из жизни его добрая, самая лучшая на свете, ласковая мама...
Вдруг это страшное видение куда-то исчезло и вокруг опять сиял, переливаясь всеми цветами радуги, светлый и радостный Стеллин мир... А я, не в состоянии прийти в себя от увиденного кошмара, пыталась сохранить в своей памяти чистый образ этого чудесного, храброго маленького мальчика, и даже не заметила, что плачу... Я чувствовала, как по моим щекам рекой текут слёзы, но мне почему-то ни капельки не было стыдно...
– Дальше тебе не буду показывать, потому что там будет ещё грустнее... – расстроено сказала Стелла. – Но мы их нашли, с ними всё в порядке! Ты не грусти так! – тут же опять, стряхнув печаль, прощебетала она.
А бедный Гарольд сидел на созданном ею сверкающем камне, гладил одним пальцем мурлыкающего красного дракончика, и был от нас очень далеко, в своём заветном мире, в котором наверняка все они были всё ещё вместе, и в котором очень реально жила его несвершившаяся мечта...
Мне было так его жаль!.. Но, к сожалению, помочь ему было не в моих силах. И мне, честно, очень хотелось узнать, чем же эта необыкновенная малышка ему помогла...
– Мы нашли их! – опять повторила Стелла. – Я не знала, как это сделать, но бабушка мне помогла!
Оказалось, что Гарольд, при жизни, даже не успел узнать, как страшно пострадала, умирая, его семья. Он был рыцарем-воином, и погиб ещё до того, как его город оказался в руках «палачей», как и предсказывала ему жена.
Но, как только он попал в этот, ему незнакомый, дивный мир «ушедших» людей, он сразу же смог увидеть, как безжалостно и жестоко поступила с его «единственными и любимыми» злая судьба. После он, как одержимый, целую вечность пытался как-то, где-то найти этих, самых ему дорогих на всём белом свете людей... И искал он их очень долго, больше тысячи лет, пока однажды какая-то, совершенно незнакомая, милая девочка Стелла не предложила ему «сделать его счастливым» и не открыла ту «другую» нужную дверь, чтобы наконец-то их для него найти...
– Хочешь, я покажу тебе? – опять предложила малышка,
Но я уже не была так уверена, хочу ли я видеть что-то ещё... Потому, что только что показанные ею видения ранили душу, и невозможно было от них так быстро избавиться, чтобы желать увидеть какое-то продолжение...
– Но ты ведь хочешь увидеть, что с ними случилось! – уверенно констатировала «факт» маленькая Стелла.
Я посмотрела на Гарольда и увидела в его глазах полное понимание того, что я только что нежданно-негаданно пережила.
– Я знаю, что ты видела... Я смотрел это много раз. Но они теперь счастливы, мы ходим смотреть на них очень часто... И на них «бывших» тоже... – тихо произнёс «грустный рыцарь».
И тут только я поняла, что Стелла, просто-напросто, когда ему этого хотелось, переносила его в его же прошлое, точно так же, как она сделала это только что!!! И она делала это почти играючи!.. Я даже не заметила, как эта дивная, светлая девчушка всё сильнее и сильнее стала меня к себе «привязывать», становясь для меня почти что настоящим чудом, за которым мне без конца хотелось наблюдать... И которую совершенно не хотелось покидать... Тогда я почти ещё ничего не знала и не умела, кроме того, что могла понять и научиться сама, и мне очень хотелось хотя бы чему-то у неё научиться, пока ещё была такая возможность.
– Ты ко мне, пожалуйста, приходи! – тихо прошептала вдруг погрустневшая Стелла, – ты ведь знаешь, что тебе ещё нельзя здесь оставаться... Бабушка сказала, что ты не останешься ещё очень, очень долго... Что тебе ещё нельзя умирать. Но ты приходи...
Всё вокруг стало вдруг тёмное и холодное, будто чёрные тучи вдруг затянули такой красочный и яркий Стеллин мир...
– Ой, не надо думать о таком страшном! – возмутилась девочка, и, как художник кисточкой по полотну, быстро «закрасила» всё опять в светлый и радостный цвет.
– Ну вот, так правда лучше? – довольно спросила она.
– Неужели это были просто мои мысли?.. – опять не поверила я.
– Ну, конечно же! – засмеялась Стелла. – Ты же сильная, вот и создаёшь по-своему всё вокруг.
– А как же тогда думать?.. – всё ещё никак не могла «въехать» в непонятное я.
– А ты просто «закройся» и показывай только то, что хочешь показать, – как само собой разумеющееся, произнесла моя удивительная подружка. – Бабушка меня так научила.
Я подумала, что видимо мне тоже пришла пора чуть-чуть «потрясти» свою «засекреченную» бабушку, которая (я почти была в этом уверена!) наверняка что-то знала, но почему-то никак не желала меня пока ничему учить...
– Так ты хочешь увидеть, что стало с близкими Гарольда? – нетерпеливо спросила малышка.
Желания, если честно, у меня слишком большого не было, так как я не была уверена, чего от этого «показа» можно ожидать. Но чтобы не обидеть щедрую Стеллу, согласилась.
– Я не буду тебе показывать долго. Обещаю! Но ты должна о них знать, правда же?.. – счастливым голоском заявила девчушка. – Вот, смотри – первым будет сын...

К моему величайшему удивлению, в отличие от виденного раньше, мы попали в совершенно другое время и место, которое было похожим на Францию, и по одежде напоминало восемнадцатый век. По широкой мощёной улице проезжал крытый красивый экипаж, внутри которого сидели молодые мужчина и женщина в очень дорогих костюмах, и видимо, в очень дурном настроении... Молодой человек что-то упорно доказывал девушке, а та, совершенно его не слушая, спокойно витала где-то в своих грёзах, чем молодого человека очень раздражала...
– Вот видишь – это он! Это тот же «маленький мальчик»... только уже через много, много лет, – тихонько прошептала Стелла.
– А откуда ты знаешь, что это точно он? – всё ещё не совсем понимая, спросила я.
– Ну, как же, это ведь очень просто! – удивлённо уставилась на меня малышка. – Мы все имеем сущность, а сущность имеет свой «ключик», по которому можно каждого из нас найти, только надо знать, как искать. Вот смотри...
Она опять показала мне малыша, сына Гарольда.
– Подумай о его сущности, и ты увидишь...

Ат-Туси, Насир ад-Дин (Абу Джафар Мухаммад ибн Мухаммад Насир ад-Дин ат-Туси) (перс. محمد بن محمد بن الحسن الطوسی, азерб. Nəsirəddin Tusi, февраль 1201, Тус - 26 июня 1274, Марага), крупнейший персидский математик и астроном XIII века, ученик Камал ад-Дина ибн Юниса, чрезвычайно разносторонний учёный, автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии. Был знатоком греческой науки, комментировал труды Евклида, Архимеда, Автолика, Феодосия, Менелая, Аполлония, Аристарха, Гипсикла, Птолемея.

В 1235-1256 ат-Туси жил в крепости Аламут, столице государства исмаилитов-низаритов. Ат-Туси возглавлял промонгольскую партию и был причастен к сдаче Аламута монголам. С 1256 года был личным советником хана Хулагу, внука Чингисхана. В 1258 году участвовал в походе Хулагу на Багдад и вёл переговоры с халифом о капитуляции.

В 1259 ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза. Обсерватория была оснащена многочисленными инструментами новой конструкции, наибольшим из которых был стенной квадрант радиусом 6,5 м. В обсерватории имелись также армиллярные сферы и инструмент с двумя квадрантами для одновременного измерения горизонтальных координат двух светил. Сотрудниками обсерватории в Мараге были ас-Самарканди, ал-Казвини, ал-Магриби, аш-Ширази и многие другие известные учёные. Марагинская обсерватория оказала исключительное влияние на обсерватории многих стран Востока, в том числе на обсерваторию в Пекине.

Итогом 12-летних наблюдений марагинских астрономов с 1259 по 1271 были «Ильханские таблицы» («Зидж Ильхани»). В этом труде содержались таблицы для вычисления положения Солнца и планет, звёздный каталог, а также первые шестизначные таблицы синусов и тангенсов с интервалом 1′. На основании наблюдений звёзд ат-Туси очень точно определил величину предварения равноденствий (51,4″).

Ат-Туси изобрёл так называемую «пару Туси», преобразующую вращательное движение в поступательное. Если некоторый круг катится изнутри по окружности круга вдвое большего диаметра, то произвольная точка малого круга, перемещаясь от того положения, когда она была точкой касания, будет совершать прямолинейное движение вдоль одного из диаметров большого круга. Эта конструкция рассматривалась ат-Туси в качестве альтернативы для схемы эквантов, предложенной Птолемеем. Теорема ат-Туси впоследствии применялась многими астрономами, в том числе Коперником.

Среди математических трудов ат-Туси особенно значителен «Трактат о полном четырёхстороннике» (в другом переводе - «Трактат о фигуре секущих»). Трактат был написан по-персидски во время пребывания ат-Туси в Аламуте и по-арабски, в несколько сокращенном виде, в Мараге (1260). Он состоит из пяти книг.

Сочинение ат-Туси послужило одним из источников для Региомонтана (1436-1476), с именем которого связано начало нового этапа в истории тригонометрии.

Ат-Туси принадлежит ряд сочинений, посвящённых учению о параллельных. Ат-Туси принадлежит специальный «Трактат, исцеляющий сомнение по поводу параллельных линий».

Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна (1508–1556) из династии Моголов в Дели, построенный в 1557–1565. Его архитектор Мирак-мирза Гийас (Ага Мирза Гияс) использовал персидскую композицию чахар-баг («четыре сада»). Восьмигранный план усыпальницы находится в центре сада. Его территория пересекается каналами, которые отождествляются с четырьмя реками рая. Сад огорожен от города стенами с четырьмя порталами. Каждый портал состоит из айвана, под углом к которому расположены два небольших здания той же высоты, с двумя этажами худжр (в плане это здание напоминает «открытую» подкову). Края верхней линии портала фланкированы небольшими чисто индийскими башенками, напоминающими паланкин на спине слона – чаттри. Здание построено из красного песчаника, который прекрасно гармонирует с белым мрамором. Мрамор чаще всего использовался, чтобы подчеркнуть вертикали и контуры арок. Традиционного исламского декора в этом здании нет, однако на внешних фасадах здания цветным камнем обозначены шестиконечные звезды. Венчает мавзолей двойной купол (внутренний и внешний), с небольшим шпилем. Обращает на себя внимание также форма минаретов, которые служат продолжением граней здания. Их количество – почти всегда чётное – приводит к заключению о том, что в Индии минарет скорее всего выполнял декоративную функцию.

Хумаюн - первый мавзолей Великих Моголов в Индии. Он также самый высокий среди построек своего времени, его купол поднимается на 42 метра. В восьмиугольном центральном зале находится только беломраморное надгробие самого императора.

Султан Насир ад-дина Хумайюна не успел начать строительство собственной усыпальницы в Дели, это сделала его жена Хаджи Бегам. Известно, что выписанный из Ирана зодчий Ага Мирза Гияс строил мавзолей Хумаюна около девяти лет и затратил на него более полумиллиона рупий.

Архитектура мавзолея необычна. От предыдущих проектов его отличают обширная платформа, которая закрывает цокольный этаж, сложная структура здания (четыре квадратных помещения по углам центрального зала), двухслойный купол, который справедливо считают прообразом купола Тадж-Махала. Здание построено из красного песчаника, а вертикальные детали, края арок и фасадов искусно подчеркнуты отделкой из белого мрамора. Особое внимание уделялось обустройству территории вокруг мавзолея: она спланирована так, чтобы здание оказалось в центре прямоугольного сада, разделенного на квадраты каналами с водой (такой тип сада называется чар-баг) и окруженного декоративными стенами с высокими сводчатыми воротами. Композиция сада вокруг мавзолея Хумаюна сохранилась в первозданном виде до наших дней. Тогда как структуру сада вокруг Тадж-Махала несколько раз изменяли. Впервые мавзолей создали не как отдельно стоящее здание, а как часть комплекса, в котором архитектура составляла единое целое с окружающей природой.

При Моголах строительство усыпальниц оказалось нацеленным уже не столько на утверждение власти мусульманской династии на индийской земле, сколько на воплощение эстетической и метафизической концепции, связанной с пониманием загробной жизни. Не случайно для создания мавзолея Хумаюна выбрали живописное место на берегу реки Джамны, в некотором отдалении от военной крепости. Возможно, что еще до начала строительства в этом месте разбили сады, где отдыхали знать и сам император.

Террасный сад изначально придумали в Иране: классический чарбаг состоит из четырех квадратов, отделенных друг от друга водными протоками. В Индию идею чар-бага принес Бабур. Прекрасный, геометрически правильный сад с источником и символической горой посредине - прообраз рая на земле, место, достойное царей, и, наконец, - воплощение идеи окультуренной земли, противопоставленной «дикой» пустынной местности. Естественно, что сад, который при жизни правителя приносил ему радость, после его смерти приобретал особенное значение, поскольку, украшая территорию вокруг усыпальницы, сулил покойному вечное наслаждение в райских чертогах. Начиная с XVI века усыпальницы могольских правителей неотделимы от садового окружения. С этим, кстати, связан и практический аспект: цветы и фрукты из сада вокруг гробницы принадлежали служителям как вознаграждение за уход и совершение поминальных обрядов.

В следующем столетии архитектура индийских мавзолеев достигла своего апогея - на усыпальницы правителей, их приближенных, святых, духовных лидеров из казны выделяли колоссальные средства. В это время невозможно говорить о едином стиле - за несколько десятилетий в разных частях Индии появились совершенно оригинальные здания.

Шах Ирана из династии Каджаров, правивший в 1848-1896 гг. Сын Мухаммада. Род. 17 июля 1831 г. ? 1 мая 1896 г.

Насир ад-дин наследовал власть после своего отца в 1848 г. Это был умный, достаточно образованный и подготовленный к государственной деятельности молодой человек, имевший благие намерения покончить с вековой отсталостью Ирана и вывести страну из кризиса. Однако правление его началось в очень трудных условиях. В сентябре 1848 г., вскоре после смерти Мухаммада, в Иране стало шириться движение бабидов - религиозного течения, представители которого проповедовали начало новой эпохи, когда потеряли силу старые законы и порядки (в том числе основанные на Коране) и наступило время всеобщего равенства. Насир ад-дин вынужден был двинуть против них войска. После упорной осады солдаты взяли и разрушили главную твердыню бабидов у гробницы Шейх-Табарси. Но на этом волнения не закончились. В феврале 1850 г. был раскрыт бабидский заговор в Тегеране. Заговорщики планировали убить шаха и захватить власть. Весной того же года вспыхнуло восстание бабидов в Зинджане. На непокорных была двинута 30-тысячная шахская армия, использовавшая против повстанцев артиллерию. Тем не менее город сдался только в конце декабря. Большинство участников восстания пали в боях или были казнены. Другим центром бабидского движения стала горная область Нейриза. Упорные бои с повстанцами продолжались здесь вплоть до начала 1851 г. Наконец, перебив огромно количество людей, шахские войска и здесь установили порядок.

Разделавшись с непокорными, Насир ад-дин смог приступить к преобразованиям. Проводником реформ в Иране стал мирза Таги-хан. Происходивший из простого сословия (отец его сначала был поваром, а затем управляющим в доме первого министра Мухаммад-шаха), он сделал блестящую карьеру и в 1843 г. получил титул хана. В молодости мирза Таги-хан вместе с дипломатической миссией ездил в Петербург, затем некоторое время пробыл в Турции, переживавшей в то время эпоху танзимата. Наблюдая за порядками в других странах, Таги-хан сделался убежденным сторонником реформ. По возвращении из Турции он был назначен визирем в Азербайджан, правителем которого являлся в то время молодой принц Насир ад-дин. Тогда и произошло их сближение. После смерти Мухаммад-шаха мирза Таги-хан вместе со своим господином прибыл из Тебриза в Тегеран и был назначен первым визирем и командующим армией. В первую очередь он занялся реорганизацией армии и повел упорную борьбу с недисциплинированностью и расхлябанностью воинских частей и их командиров, с кражей казенных денег и прочими неприглядными явлениями, разъедавшими иранские войска. Он ввел новую систему набора, по которой каждая облагаемая налогом единица (деревня, землевладелец, город) должна была поставить определенное количество рекрутов и содержать затем их семью. Срок службы солдата определялся в 20 лет. Правительство ежегодно определяло количество полков для каждой провинции и размеры бюджета на их содержание. Сформированная таким образом армия хотя и была лучше дореформенной, все же оставалась очень далекой от совершенства, ее боевые качества были низкими.

Таги-хан также повел борьбу с широко распространенным казнокрадством, продажей государственных постов, взяточничеством и другими злоупотреблениями. Было сокращено значительное число чиновников, которые при Мухаммад-шахе получали большое жалование, не выполняя по существу никакой работы. Таги-хан провел ревизию частных и государственных земель и пересмотрел размеры поземельного обложения. В результате этой и других ограничительных мер финансовое положение Ирана значительно улучшилось, что привило к ликвидации бюджетного дефицита. Таги-хан стремиля установить внутренний порядок в стране, вел борьбу со злоупотреблениями губернаторов и грабежами на торговых дорогах, поощрял развитие внутренней промышленности, в частности построил в Иране первые оружейные заводы. Много было сделано для развития просвещения. Так, в Тегеране он открыл высшую школу Дар-эль-фунун (Дом наук). Стала выходить первая официальная газета. Были основаны типография и государственная больница. Молодой Насир ад-дин-шах сначала всецело поддерживал своего визиря и даже выдал за него замуж свою родную сестру. Но затем врагам мирзы Таги-хана удалось внушить шаху подозрение, что тот проводит реформы только с целью добиться популярности среди населения и особенно среди солдат. В результате Таги-хан впал в немилость. В ноябре 1851 г. он был смещен со всех постов и сослан в Кашан, где в январе 1852 г. его казнили.

После смерти энергичного визиря преобразовательская деятельность во многом оказалась свернутой. Между тем внешнеполитическое положение страны продолжало ухудшаться. Провалом закончилась попытка Насир ад-дина распространить власть Ирана на Западный Афганистан. В 1856 г. после полугодовой осады иранские войска овладели Гератом. Этот захват вызвал резкий протест со стороны Великобритании, усмотревшей в нем серьезную угрозу для своих индийских владений. Англичане разорвала отношения с Ираном и 1 ноября того же года начали против него войну. В конце марта 1857 г. английская армия после бомбардировки захватила порт Мохаммеру и двинулась на судах вверх по реке Курун. Хотя исход войны был еще далеко не ясен, шах запросил мира, вывел свои войска из Герата и признал независимость Афганистана.

Во внутренней политике продолжалось проведение осторожных реформ. В 1858 г. Насир ад-дин учредил у себя министерства (внутренних дел, юстиции, просвещения, почт и телеграфа). Было открыто несколько новых школ (прежде всего военных) и осуществлена некоторая европеизация костюмов придворных. В 1873 г. шах впервые посетил Вену, после чего стал часто ездить в Европу. Эти роскошные путешествия, во время которых приобреталось множество дорогих вещей, были весьма накладны для казны. Денег часто не хватало и приходилось прибегать к займам под большие проценты. Чтобы вернуть долги, шах начал продавать иностранцам лицензии на различные виды предпринимательской деятельности, включая учреждение банков. Вследствие этого зависимость Ирана от иностранного капитала возрастала с каждым годом. Так, в 1889 г. английский бизнесмен Рейтер основал в Иране Шахиншахский банк. В первые же годы своего существования банк открыл отделения во всех крупных городах страны и сделался главным иранским банком. Шах предоставил ему монопольное право выпуска банкнот. Но очень скоро обнаружилось, что банк проводит свою политику всецело в интересах Великобритании и что многие его меры невыгодны для иранской торговли. Своеволие иностранцев вызывало возмущение иранских купцов.

Еще больший резонанс в стране вызвала табачная лицензия. Дело началось с того, что в марте 1890 г. шах предоставил английскому майору Тальботу на 50 лет монополию на производство, продажу и экспорт табака. Всем землевладельцам, производящим табак, предписывалось зарегистрироваться у агентов кампании под угрозой штрафа или тюремного заключения. Запрещались утаивание или самовольная продажа произведенного табака. Концессионерам предоставлялось право монопольного и произвольного установления цен на табачные изделия. Эта концессия задела интересы самых широких слоев иранского общества, начиная с производителей табака и кончая купечеством и потребителями, поскольку табак с давних пор выращивался почти на всей территории Ирана и являлся одной из главных статей торговли. Возмущение монополией и политикой правительства прокатилось по всей стране. В 1891 г. во многих областях Ирана начались волнения. Самое активное участие в борьбе против табачной монополии приняло духовенство. Его глава хаджи Мирза Мухаммад Хасан Ширази провозгласил запрет на курение табака. После объявления фетвы кальяны и трубки исчезли не только из публичных мест, но и из частных домов. Табачные торговцы Шираза и Исфахана ликвидировали запасы табака, который, согласно распоряжению правительства, они должны были продать англичанам. Многие плантаторы уничтожили даже семена табака, решив прекратить его разведение. В декабре 1891 г. бурная демонстрация против табачной концессии развернулась перед шахским дворцом в Тегеране. Чтобы разогнать ее, войска применили оружие. При этом были убиты 7 человек. В конце концов шах вынужден был аннулировать концессию и выплатить компании неустойку в размере 500 тысяч фунтов стерлингов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!