Историки греции. Историки и географы древней греции

Книга: Историки Греции. Геродот. Фукидид. Ксенофонт / пер. с древнегреч. И. Мартынова, Ф. Мищенко, С. Жебелева, С. Ошерова; сост. и предисл. Т. Миллер. Примеч. М. Гаспарова и Т. Миллер. - М. : Художественная литература, 1976. - 430 с. - (Библиотека античной литературы).

Характеристика: В древнегреческой литературе имена Геродота, Фукидида, Ксенофонта стоят в одном ряду с именами Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана или Платона. Как и великие драматурги или знаменитый автор диалогов, три названных историка создали произведения, которые уже в античности были оценены как классическая норма и образец литературного жанра. Их творчество завершает и увенчивает формирование в художественной прозе рационалистической картины мира, которая стала складываться в VI веке до н.э. Именно тогда утвердившееся после великой колонизации VIII–VI веков полисное рабовладельческое общество начало созидать внутри себя новую культуру, дополняя и исправляя то представление о мире, которое давал греку героический эпос.

В VI веке подвергались пересмотру присущие эпосу представления о космосе, богах, об известных грекам землях и народах. Тогда появились первые учения о материальной первооснове мира и его структурном единстве и были сделаны попытки аллегорически истолковать мифы и найти им не противоречащее разуму объяснение. В том же VI веке до н.э. появились и первые хроники , этнографические описания местностей и городов. Насколько можно судить по косвенным указаниям поздних авторов и по сохранившимся фрагментам, первые начатки повествовательной прозы сосредоточивали свое внимание на родословиях основателей городов, достопримечательностях местностей и обычаях народов. Составителям интересны были красочные детали и мелкие подробности. Источником сведений для хронистов служили старинные предания, мифы, сказы. Там, где «факты» казались бессмысленными, хронист отвергал их или находил для них согласное с разумом объяснение. Определяющей чертой этих первых памятников повествовательной прозы становилось стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно проверить собственными глазами. К работе хронистов прилагалось слово ίστωρία («история»), которое имело двойной смысл: «свидетельство очевидца» и «расследование путём допроса».

Новой художественной прозой стало историческое повествование Геродота и Фукидида - литературный жанр, который возник в V веке и резко отличался и от ранних этнографических хроник, и от героического эпоса. От хроник он отличался тем, что рассматривал судьбу людей и народов, от эпоса - тем, что освобождал историю от мифа. То обстоятельство, что новое словесное творчество началось именно с этого жанра, было обусловлено особенностями жизни эллинского мира после греко-персидских войн (500–449 гг. до н.э.). Греко-персидские войны привели к неслыханному возвышению Афин. В таких условиях события современности приобретали для греков V века не меньшее значение и интерес, чем события далёкого прошлого. Живой интерес к современности способствовал появлению литературы, которая стала искать себе сюжеты не в мифологии, не в вымысле, а в реальной жизни. И первым событием, которое послужило материалом для создания новой литературы, стали греко-персидские войны.

Эти войны, в которых отстаивалась независимость Греции, поневоле заставляли задуматься и осмыслить происходящее, по-новому осветить взаимоотношения эллинского и восточного мира. Хроники VI и V веков до н.э. описывали лишь географию и этнографию местности. Теперь же требовалось понять и объяснить судьбу народов, втянутых в войну. Задачу эту выполнил Геродот в своей «Истории» - истории греко-персидских войн. Геродот поступал так же, как до него поступал эпический поэт, слагавший героический эпос из отдельных «малых песен». Необъятный материал хроник, легенд, устных преданий, собственные путевые наблюдения и сведения очевидцев, Геродот впервые собрал вместе и использовал для одной общей цели. Цель, которую Геродот ставил перед собой, была тоже вполне традиционной для эпоса. По его собственным словам, он написал свой труд для того, чтобы прославить подвиги греков и варваров и объяснить, почему они воевали друг против друга.

Свой рассказ Геродот сосредоточил вокруг истории царствования тех восточных правителей, с которыми греки вступали в столкновение, и протянул нить из глубины VII века к своей современности, от лидийского царя Креза к Ксерксу. При описании этих царствований Геродот применил обычный для эпоса композиционный прием: в канву основного повествования он ввёл подробные сведения о народах, имевших какое-то отношение к упоминаемым им властителям, и таким образом создал целостную картину всего знакомого грекам средиземноморского мира - его истории, географии, этнографии. Эта новая картина вселенной была близка эпосу по своим «космическим» масштабам, но несла в себе иное, чем в эпосе, видение мира. По ходу изложения событий Геродот не только сообщал то, что ему удалось узнать, но и опровергал то, что находил недостаточно достоверным, противопоставляя чужому мнению своё собственное как более разумное.

Как и хронисты, Геродот необычайно внимателен к предметам видимого мира, обычаям народов, ландшафту и животному миру разных стран. Но «История» Геродота существенным образом отличалась от хроник не только своим объёмом, но и замыслом. Она была задумана не как история местностей, а как история народов. Грекам V века она не только сообщала более точные сведения о знакомых им странах, но и давала ключ к пониманию событий современности. Геродот улавливал повторение одной и той же закономерности и благодаря этому получал возможность изобразить греко-персидские войны в их неразрывной связи с общим ходом мировой истории. Здесь опять Геродот использовал опыт хронистов. Для хроник, как и для более древних сказок и преданий, был обычен рассказ о вещих снах и сбывшихся предречениях оракулов, и Геродот внес этот элемент в описание жизни почти всех восточных правителей. Таким образом судьбы царей в «Истории» Геродота подчинены некоему таинственному миропорядку, где заранее предопределены их возвышение и падение. Все их попытки отвратить от себя беду обречены на неудачу. Но воля божества, подчиненность человека року - всё это для Геродота лишь одна сторона мирового порядка. С нею неразрывно связан и другой закон - закон возмездия за человеческие поступки. Через все повествование красной нитью проходит мысль, что все люди несут расплату за свои дела. Человеческая жизнь, показывает Геродот, не только предначертана свыше, она зависит также и от поведения самих людей. Этот второй угол зрения на события позволил Геродоту истолковать победу эллинов не только как явление космического масштаба, но и как факт этический, не только как свершение воли богов, но и как проявление морального превосходства эллинов над персами.

«История» Геродота была своеобразным «послесловием» к войне с персами. Примерно через пятьдесят лет после неё, как «послесловие» к другой войне, теперь уже междоусобной, было создано ещё одно произведение повествовательной художественной прозы - «История Пелопоннесской войны» Фукидида . Её автором был военачальник, который пережил всю эту войну, внимательно наблюдал отдельные её события и этапы, стоял близко к делам обеих воюющих сторон. Биографией Фукидида в значительной мере объясняется и характер источников, которыми он пользовался, и его взгляд на действительность. Геродот включал свои личные наблюдения в уже готовые, составленные до него хроники и в его «Истории» всё же преобладал материал, полученный из вторых рук. Фукидид писал по свежим следам событий, как очевидец, и старался говорить лишь о достоверных, заведомо проверенных фактах. В фокусе его внимания оказалась политическая и военная жизнь греческих городов-государств последней трети V века.

Фукидида интересовало и то, как ведутся сражения, и то, как ведётся политическая игра. Он не только сумел нарисовать в своей «Истории» картину столкновения интересов в греческом обществе, но и попытался поставить весь ход греческой истории в зависимость от действия чисто утилитарных стимулов. Далёкие легендарные времена, знакомые любому греку по мифам и эпическим преданиям, Фукидид переосмыслил в начале своего труда как историю постепенного роста богатств и морской мощи и связанных с этим изменении в политическом строе. Он не ссылался, подобно Геродоту, ни на волю рока, ни на закон возмездия, а скрупулезно исследовал реальную действительность. Анализ политики полисов приобрёл для Фукидида сугубо практический смысл: выяснить, благодаря чему Афины сумели достичь могущества и почему не сумели его удержать. Подобно тому как Геродот видел источник слабости персов в их покорности воле деспота, а силу эллинов - в отсутствии у них единовластия, Фукидид устанавливал связь между заинтересованностью афинян в делах государства и могуществом их полиса.

Если Геродот, описывая события, обычно задавал себе вопрос «Почему они произошли?», то Фукидид спрашивает себя «Чем определился выбор? Ради чего предприняты те или иные действия?». Cвязь реальных утилитарных причин и следствий Фукидид вскрывает не только в поведении отдельных лиц, но и в истории самого афинского государства. Если у Геродота трагическая судьба его героев предрешена заранее и все попытки избежать её заведомо обречены на неудачу, то для Фукидида трагический конец морского могущества Афин вовсе не фатален и не неизбежен. Он мог бы не наступить, если бы политические деятели не совершили всех своих ошибок, если бы свои корыстные интересы они не поставили выше интересов государства в целом. Несчастье постигло афинян не по воле богов и не как наказание за преступление, а в результате неверно поставленной цели.

«История» Фукидида осталась незавершённой: повествование обрывается в ней на событиях 410 года до н.э. Последние годы Пелопоннесской войны (411–404) описаны уже Ксенофонтом Афинским в его «Греческой истории», которая составлена как прямое продолжение труда Фукидида и доведена до 362 года до н.э. Ксенофонт родился во время Пелопоннесской войны, и его творчество принадлежало совершенно новому периоду как в политической истории Греции, так и в истории её литературы. В литературе этого времени центр тяжести переместился с поэтических жанров на прозаические, с мифологических сюжетов - на сюжеты, заимствованные из реальной жизни, а в них - с изображения жизни народов на изображение жизни отдельных людей.

Внимание Ксенофонта как писателя сосредоточено вокруг изображения жизни двух типов людей: философа и полководца. Памяти своего учителя Сократа Ксенофонт посвятил «Воспоминания о Сократе», «Апологию Сократа», диалоги «Пир» и «Домострой». Образ полководца нарисован им в таких произведениях, как «Киропедия» (вымышленное повествование о жизни персидского царя Кира Старшего), «Агесилай» (биография спартанского царя, в войске которого служил Ксенофонт) и, наконец, «Анабасис» (рассказ о походе Кира Младшего и возвращении греческого отряда на родину).

В центре повествования Ксенофонта стоит повседневная, будничная жизнь его героев с её практическими заботами, нуждами и мелкими развлечениями. Как никто до него, он видит, любит и живописует быт, которым живут его современники. Высшая доблесть человека в его глазах - это умение достойно вести себя в этом быту, умение дружески обращаться с другими людьми. Все положительные герои Ксенофонта обладают одними и теми же свойствами: они человеколюбивы, гуманны, верны своим друзьям и сами пользуются их любовью. Гораздо более тщательно, чем это делалось до него, Ксенофонт прослеживает, как нравственные качества проявляют себя в поведении человека. Творчество Ксенофонта - ещё один важный шаг на том пути созидания нового словесного искусства, начало которому было положено Геродотом. Это новое, невиданное до того искусство прозы впервые осмысливало жизнь человека рационалистически, как связь причин и следствий, и пыталось вскрывать эту связь при изображении реальной действительности.

Греческие писатели-прозаики отказывались от привычных для поэзии мифологических сюжетов, описывая события реальной жизни, и одновременно заимствовали у поэзии её художественные приемы, применяя их в своем новом искусстве. В сочинении Геродота разрозненные факты, собранные хронистами, были объединены в одну общую картину при помощи композиционных приемов, перенесённых в прозу из эпоса, и это дало возможность не только объяснить по-новому историческое прошлое народа, но и впоследствии раскрыть в самой реальной жизни причины, которые определяют ход исторических событий. Попытка эта была сделана Фукидидом. После него в прозаической литературе IV века до н.э. решалась по существу уже новая задача: рационалистически переосмысливалась не история народа, а развитие человеческой личности. Впервые писатели предлагали своим согражданам норму и пример идеального поведения не в образах героев эпоса, а в фигурах живых лиц, принадлежавших истории, а не мифу.

Формат: Djvu.

ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ

КСЕНОФОНТ


Издание «Библиотеки античной литературы» осуществляется под общей редакцией С. Апта, М. Гаспарова, М. Грабарь-Пассек, С. Ошерова, Ф. Петровского, А. Тахо-Годи и С. Шервинского

Составление и предисловие Т. Миллер

Примечания М. Гаспарова и Т. Миллер

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В наследии древнегреческой литературы имена Геродота, Фукидида, Ксенофонта стоят в одном ряду с именами Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана или Платона: как и великие драматурги или знаменитый автор диалогов, три названных историка создали произведения, которые уже в античности были оценены как классическая норма и образец литературного жанра. Их творчество завершает и увенчивает формирование в художественной прозе рационалистической картины мира, которая стала складываться в VI веке до н. э. Именно тогда утвердившееся после великой колонизации VIII-VI веков полисное рабовладельческое общество начало созидать внутри себя новую культуру, дополняя и исправляя то представление о мире, которое давал греку героический эпос. В VI веке подвергались пересмотру присущие эпосу представления о космосе, богах, об известных грекам землях и народах; тогда появились первые учения о материальной первооснове мира и его структурном единстве и были сделаны попытки аллегорически истолковать мифы и найти им не противоречащее разуму объяснение.

В том же VI веке до н. э. появились и первые хроники, этнографические описания местностей и городов. Насколько можно судить по косвенным указаниям у поздних авторов и по сохраненным ими фрагментам, эти первые начатки повествовательной прозы сосредоточивали свое внимание на родословиях основателей городов, достопримечательностях местностей и обычаях народов. Составителям интересны были красочные детали и мелкие подробности. Вот, например, о каком содержании лидийской хроники сообщается у Афинея, древнегреческого писателя III века н. э. (XII, р. 515, Д): «Лидийцы дошли до такой наглости, что первые стали оскоплять женщин, как повествует Ксанф лидиец». Тот же Афиней (IX, р. 394, Е) приводит следующую цитату из персидской хроники: «Харон Лампсакский, повествуя в своих «Персидских историях» о Мардонии, о том, как около Афона было погублено персидское войско, пишет об этом так: «И тогда впервые у греков появились белые голуби, которых раньше не было».

Источником сведений для хронистов служили старинные предания, мифы, сказы. Там, где «факты» казались бессмысленными, хронист отвергал их или находил для них иное, согласное с разумом объяснение. «Я описываю это так, как мне кажется правильным, потому что многочисленные рассказы эллинов смешны, на мой взгляд», - заявлял Гекатей Милетский. Пример того, как именно Гекатей критиковал мифы, мы находим у Павсания (III, 25, 5): «Некоторые из эллинских поэтов написали, будто Геракл вывел этой дорогой из Аида пса, хотя через пещеру нет под землю никакой дороги и едва ли кто легко согласится, что под землею есть какое-либо жилище богов, в котором собираются души мертвых. Вот Гекатей Милетский нашел более вероятное толкование, сказав, что на Тенаре вырос страшный змей и был назван «Псом Аида», так как укушенный им тотчас же умирал от его яда»1 (Павсаний. Описание Эллады. М., «Искусство», 1938).

Таким образом, определяющей чертой этих первых памятников повествовательной прозы становилось стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно проверить собственными глазами. К работе хронистов прилагалось слово ίστωρία («история»), которое имело двойной смысл: «свидетельство очевидца» и «расследование путем допроса».

Благодаря двум особенностям полисного строя - отсутствию в нем власти жрецов и огромной роли живого ораторского слова - критика мифологического предания не свелась к простым «исправлениям» этого предания, но смогла дать начало новому творчеству, которое противопоставило себя традиционной поэзии н мифологии. В VI веке оно проявилось и в том, что, в противовес космогоническим мифам эпоса, греческие астрономы и математики создавали новое учение о космосе как о целом, в котором все подчинено общему закону, и за многообразием видимого мира прозревали скрытое его единство. В V веке рационалистическое объяснение получил уже не только космос, не только мир неживой природы, но и все то, что тесно связано с самим человеком: его физиологические состояния, его деятельность, его высшие нравственные ценности. Исходная позиция рационализма - стремление понять устройство мира не как игру иррациональных сил, а как жесткую связь причин и следствий - послужила также отправной точкой для возникновения научной медицины, филологии, для первых концепций исторического развития н первых опытов анализа человеческих характеров.

В греческой историографии также произошли перемены, отразившие на себе общее изменение идей. До V в. историю у греков заменяли большею частью мифологические предания, которые, однако, рано стали возбуждать недоумение своими противоречиями и невероятностями. Уже во второй половине VI в., т.е. перед началом персидских войн, так называемые логографы, занимавшиеся изложением событий прошлого, отбросив стихотворную форму преданий, писали прозою и принимали из мифов только то, что им казалось более вероятным. К преданиям старины они стали присоединять изложение событий своего времени или недалекого прошлого, а также рассказывать о том, что видели своими глазами в чужих странах, которые им приходилось посещать. Наиболее замечательные логографы в эпоху, предшествовавшую персидским войнам, жили в Ионии, и один только Милет прославился несколькими писателями такого рода. Событиями персидских войн были вызваны первые попытки уже настоящей истории.

«Отец истории», был родом из Галикарнаса, одной из дорийских колоний Малой Азии, и родился незадолго до нашествия Ксеркса на Грецию. Отличаясь большою любознательностью, он объехал множество стран , побывав во время своих путешествий, кроме земель, населенных греками, и в Египте, и в Финикии, и на берегах Понта, и даже в отдаленном Вавилоне, что и дало ему возможность описать в качестве очевидца современный ему Восток. Кроме того, он читал и изучал сочинения логографов и пользовался рассказами современников описываемых событий. Одно время (около 430 г.) жил в Афинах, где приобрел права гражданства и где, по преданию, публично читал отрывки из своего труда во время Панафиней. (Есть предание и о чтении Геродотом своей истории на олимпийских играх). Предметом исторического труда были персидские войны до битв при Платеях и Микале, вставленные в широкую рамку рассказов о событиях из жизни других народов. В своем общем взгляде на исторические событиястоял вполне на точке зрения вмешательства богов в дела людей, а потому был далек от мысли объяснять связь между событиями чисто естественным образом. Геродота одушевляли сознание превосходства греческой свободы над рабством варваров и любовь к политическому равенству, но он разделял еще старые суеверия своего народа – веру в вещие сны, в предзнаменования, в предсказания оракулов и т. п.

Вторым великим историком и даже величайшим историком всей древности был афинянин . Он был на четверть века моложе Геродота и уже принадлежал к поколению, которое прошло через школу риторического и философского просвещения времен Перикла. Предметом своего исторического труда сделал главное событие своей эпохи – большую войну между Афинами и Спартою, которая началась еще при жизни Перикла и получила название Пелопоннесской (431–404) . Он сам участвовал в этой войне и даже был стратегом, но после одного несчастного похода должен был оставить родной город и жить в изгнании, пока окончание войны не позволило ему вернуться в Афины. Предвидя важность этой борьбы, с самого же её начала стал записывать совершавшиеся события, тщательно проверяя рассказы о том, чего не мог видеть собственными глазами, но ему не удалось довести свой исторически труд до конца. Фукидид уже сознательно остерегался всякого баснословия, находя, что хотя оно и занимательно, но фактическая истина в истории дороже всего. С другой стороны, он не прибегал и к мысли о сверхъестественном вмешательстве богов для объяснения совершавшихся событий, стараясь выводить события из сознательной деятельности людей в зависимости от их характеров и тех положений, в какие сами они были поставлены. Геродот обращался больше, как поэт, к чувству своих читателей, Фукидид, подобно философу, действовал преимущественно на их ум. Мысли и настроения исторических лиц он старается объяснить, влагая в их уста мастерские речи, на которых сказалось влияние современного ему ораторского искусства. Историку Пелопоннесской войны пришлось быть свидетелем упадка своей родины, и главную причину этого он усматривала в том направлении, какое приняла афинская демократия, сделавшаяся орудием честолюбивых демагогов .

160. Критика слабых сторон афинской демократии

В отрицательном отношении к демократии сходились между собою, таким образом, и комик Аристофан, и историк , как ни различно было их отношение к новому образованию. В их нападках было не мало преувеличений (особенно у Аристофана) и политического предубеждения сторонников партии, противной демократическому строю (даже у правдивого Фукидида), но зато и многие слабые стороны афинской демократии были отмечены ими верно. Главная беда заключалась, однако, не в новом образовании и не в самом государственном устройстве, а в том, что афинские граждане были в сущности привилегированными меньшинством, которое жило на чужой счет, распоряжалось по своему произволу судьбою населения других городов, отвыкало от производительного труда ради исключительного занятия политикой, судебными процессами, развлечениями, а между тем в общем оставалось довольно невежественным и легко подчинялось влиянию умевших ему льстить демагогов. Все эти слабые стороны афинской демократии и проявились после Перикла в эпоху

И сторическая проза возникла в V веке до н.э., и именно она стала основой для развития особой отрасли знаний — науки о развитии общества — истории.

Историки Древней Греции

Основателем этого литературного жанра является Геродот — уроженец города Геликарнаса. В своей жизни много путешествовал, и смог побывать во многих местах античного мира. Геродот написал сочинение о истории в девяти книгах. Первые четыре книги посвящены истории возникновения Персидской державы, а также даны некоторые сведения о государствах того времени. В следующих книгах он описал Греко-персидские войны до 478 года до н.э. Это произведение написанное Геродотом стало важнейшим источником знаний по античному миру, оно содержит очень большой фактический материал и пересказ многих легенд.

Фукидид — афинский историк и стратег (ок. 460-396 г. до н.э.). Фукидид был отстранен от командования за потерю города Амфиполя в 422 году до н.э., и будучи в изгнании написал книгу «История Пелопоннесской войны». В начале своего произведения, Фукидид написал краткий очерк о ранней истории Греции, когда еще только назревало столкновение между Афинами и Спартой. Изложение Фукидидом значительно отличалось от сочинений Геродота — полных легенд и сказаний, и явилось одной из вершин античной историографии.

Еще одним историком древней Греции был афинянин-аристократ Ксенофонт (ок. 445-355 г. до н.э.). Ксенофонт был довольно враждебно настроен по отношению к афинской демократии, поэтому он покинул , а позже перешел на сторону спартанцев. Ксенофонт известен своим произведением «Анабасис», в котором он описывает возвращение домой греческих наемников, сражавшихся на стороне персидского царевича Кира. Ксенофонт также является автором «Греческой истории» в семи книгах. Он превозносит в своих произведениях , и критикует афинскую демократию. Его произведения содержат ряд важнейших сведений по греческой истории и экономике конца V — начала VI века до н.э.

Историки Древней Греции

Геродот

Фукидид

Ксенофонт



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!