История дома на гоголевском бульваре 25.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 02.04.2018

М."Арбатская", "Кропоткинская"

Своё первоначальное название - Пречистенский - бульвар, как и площадь Пречистенские Ворота, от которой он отходит, и расположенная неподалёку улица Пречистенка, получил по церкви Пречистыя Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре.
В 1924 г., в период празднований 115-летия великого русского писателя Н.В.Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.
Бульвар является трёхступенчатым - его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях.
Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

Жилые корпуса бывшего дома-коммуны («Дом художников», Гоголевский бул., 8)
Экспериментальный общественно-жилой комплекс Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Показательное строительство».
Архитекторы М.О.Барщ, В.Н.Владимиров, И.Ф.Милинис, С.В.Орловский, А.Л.Пастернак и Л.С.Славина; руководитель М.Я.Гинзбург. Этот же творческий коллектив работал над проектом дома Наркомфина. Постройка с чертами конструктивистского стиля.
Шестиэтажный корпус (строение 1) с двухуровневыми жилыми ячейками для одиночек построен в 1929–1932 г.г.
В 1949–1952 г.г. надстроен 2-мя этажами с квартирами более традиционной планировки, что привело к потере находившейся там террасы с пешеходным мостиком в соседний корпус.
В этом доме с 1932 по 1959 г. жил великий русский архитектор И.Леонидов, работавший с 1934 г. в мастерской М.Я.Гинзбурга.
Подвал дома - сохранившийся подклет трапезной (конец XVII – начало XIX в.в.) храма Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот, являющийся объектом культурного наследия регионального значения.
Семиэтажный корпус (строение 2) с 2–3-комнатными квартирами построен в 1929–1932 г.г. Предназначался для семейных.
Здесь в 1932 г. в квартире своего брата - архитектора А.Пастернака - проживал поэт и писатель Борис Пастернак.
Жильцами в новых домах стала и группа архитекторов-разработчиков этих зданий, которые в большинстве своём работали в архитектурной мастерской М.Я.Гинзбурга, располагавшейся там, где сегодня находится «Фотоцентр».
Комплекс является объектом культурного наследия регионального значения.
Во всем прослеживается четкая организация пространства. Ничего подобного в Москве уже не найти.
В многоуровневых квартирах-сотах («ячейках») уникальная планировка - спальня, гостиная, холл и туалет. Нет ни одной квартиры больше 36 м2. На полу - оригинальный ксилолит, по которому можно ходить босиком. Стены облицованы фибролитом, что было новым для времени его строительства. Отличительная черта постройки - плоская кровля, где был устроен солярий.
Стройкома РСФСР новый тип экспериментального жилища, в котором все бытовые потребности людей – питание, гигиенические процедуры и досуг – должны были быть отделены от личного пространства, где предполагалось предаваться исключительно "высоким" занятиям – самообразованию и отдыху.

Собременный интерьер в доме-коммуне, Гоголевский бул., 8

Гоголевский бул., 3. Главный дом городской усадьбы, Казённый питейный дом, доходное владение С.Н.Волконской, доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К.Н.Филиппова. Построен около 1795 г., перестроен в 1820-е г.г. и в конце 1890-х г.г., по проекту архитектора А.З.Захарова


Гоголевский бул., 3. Главный дом городской усадьбы, позже - доходное владение С.Н.Волконской, а затем доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К.Н.Филиппова. Построен около 1795 г., перестроен в 1820-е г.г. и в конце 1890-х г.г., по проекту архитектора А.З.Захарова.


Гоголевский бул. Памятник М.А.Шолохову. Открыт в 2007 г. Скульпторы И.Рукавишников, А.Рукавишников, архитектор И.Воскресенского.

Гоголевский бул., 5 стр.1. Городская усадьба П.Ф.Секретарёва. Особняк построен в 1852 г. архитектором Н.И.Козловским для статского советника П.Ф.Секретарёва. Во время строительства храма Христа Спасителя здесь жил архитектор К.А.Тон. Объект культурного наследия регионального значения

Гоголевский бул., 6, стр.1. Главный дом бывшей городской усадьбы датируется второй половиной XVIII в., когда её владельцем являлся князь П.А.Меншиков. Следующий владелец А.Е.Замятин, позже городской голова С.М.Третьяков (брат основателя картинной галереи), начало XIX в., 1871–1875 гг., архитектор А.С.Каминский. В 1892 г. дом приобрёл крупный фабрикант П.Рябушинский. После 1917 г. здесь некоторое время находился Революционный трибунал. Объект культурного наследия федерального значения.


Гоголевский бул., 8, стр.2. Памятник архитектуры «Клуб-столовая». Здание построено в 1929 г. на месте снесённого дома-причта храма Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот. Архитекторы М.О.Барщ, В.Н.Владимиров, И.Ф.Милинис,С.В.Орловский, А.Л.Пастернак, Л.С.Славина. Коммунально-хозяйственный блок с прачечной, спортзалом, столовой экспериментального жилого комплекса (дома-коммуны) жилищного товарищества «Показательное строительство», известного также как «Дом художников». Соединялся с жилыми корпусами комплекса старинным подземным ходом, который до постройки дома-коммуны соединял церковь Ржевской Божьей Матери с домом причта.


Гоголевский бул., 8, стр.1. Жилые корпуса бывшего дома-коммуны («Дом художников») - памятник архитектуры (подробное описание см.выше)

Гоголевский бул., 9. Особняк А.И.Иевлева. Построен в 1879 г. по проекту архитектора А.Л.Обера. Перестраивался в 1909-12 г.г. по проекту архитектора Е.И.Зеленского.

Нащокинский пер., 10. Один из самых старых домов в переулке, выстроен после пожара 1812 г. В нём короткое время в 1860-х г.г. жил поэт А.Н.Плещеев. В 1884 г. перестроен в доходный дом по проекту архитектора В.П.Загорского. Во дворе этого дома снимался фильм "Покровские ворота".


Нащокинский пер., 12, стр.1.


Гоголевский бул., 10, стр.2. Здание выстроено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в конце XVIII в. Объект культурного наследия федерального значения.


Гоголевский бул., 10 - Дом выстроен по проекту архитектора М.Ф.Казакова для Нарышкиной. Здесь жил декабрист М.М.Нарышкин. В этом доме бывали К.Ф.Рылеев, И.И.Пущин, позднее И.С.Тургенев, И.Е.Репин, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, А.А.Фет. В доме работало правление Союза художников СССР.


Гоголевский бул., 12, стр.1 - Московская удельная контора (1880-е гг.).


Гоголевский бул., 14 - Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк (XIX в.). Усадьба связана с именами декабристов Н.В.Васильчикова, И.И.Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь бывали композиторы С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, П.И.Чайковский. С 1956 г. - Центральный шахматный клуб.


Гоголевский бул., 16/13 - Городская усадьба Е.М.Алексеевой (1884 г., архитектор Д.Н.Чичагов).

Гоголевский бул. Памятник Н.В.Гоголю. Создан к столетию со дня рождения писателя в 1909 г. и размещался в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара. Скульптор Н.Андреев, архитектор Ф.Шехтель.


Гоголевский бул., 17 стр.1. Построено в 1903 г. как доходный дом. Архитектор Н.П.Марков.


Как давали названия московским улицам

Бульвар несет на себе отпечаток близости Министерства Обороны. Это видно даже в рисунке ограды.

Раньше бульвар начинался у церкви Святого Духа. Впервые она упоминается в 1493 году. Каменное здание построили в 1699 году и перестроили в начале XIX века. Снесли церковь для строительства выхода станции метро в 1933 году. А в 2017 при благоустройстве бульвара нашли фундамент этой церкви.

Гоголевский бульвар трехуровневый: внутренний проезд проходит по верхней ступени, сам бульвар - по средней, а внешний проезд - по нижней.

Этот рельеф сформировался из-за того, что ручей Черторый протекал на месте внешнего проезда бульвара и имел разные по высоте берега.Это делает Гоголевский довольно узнаваемым, и легко определить, что обе сцены встречи Кати с Рудольфом в фильме «Москва слезам не верит» снимали здесь. Кстати, вошедшая в кинематограф скамейка до сих пор стоит на бульваре - прямо перед изгибом, за которым аллея уходит к площади Арбатских ворот.

Гоголевский бульвар в Москве – это одно из самых красивых и исторически ценных мест столицы России. Этот бульвар входит в знаменитое Бульварное кольцо Москвы, состоящее из 10 бульваров. Площади, также входящие в Бульварное кольцо, в названиях которых есть слово "ворота", являются своеобразным напоминанием об оборонительной стене Белого города, на месте которой и было заложено Бульварное кольцо. Именно задумки архитектора В. Долганова, с успехом воплотившиеся в жизнь, придали каждому бульвару Бульварного кольца Москвы индивидуальность. В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства.

Гоголевский бульвар начинается от площади Пречистенские ворота и доходит до площади Арбатские ворота. С площади Пречистенские ворота и с Гоголевского бульвара начинается Бульварное кольцо Москвы. Со стороны бульвара на площадь Пречистенские ворота выходит станция метро Кропоткинская, названная так в честь князя Петра Алексеевича Кропоткина, бывшего ярым революционером, теоретиком анархизма, знаменитым ученым, посвятившим свою жизнь изучению Восточной Азии.

История Гоголевского бульвара весьма интересна. До 1924 года он именовался Пречистенский из-за той самой тщательно отштукатуренной стены Белого города, которая тогда стояла на месте бульвара. Сам город располагался на крутом берегу ручья Черторой, который позже был взят в подземную трубу. От Арбатской площади до Кропоткинской площади можно добраться на троллейбусе. Необходимо также отметить, что там, где на сегодняшний день пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей Черторой впадал его приток ручей Сивец. Сам Черторой отличался тем, что один берег его был высоким, другой низким. В прошлом веке здесь любили бывать многие знаменитые личности: Гоголь, Герцен, Тургенев.

Известный пожар 1812 года не обошел стороной и Пречистенский бульвар. Многие строения были разрушены, поэтому бульвар утратил свой первоначальный облик, но в скором времени он был почти полностью восстановлен. В 1880 году здесь была проложена конно-железная дорога, которая проходила через все Бульварное кольцо. В 1911 году на месте этой дороги был введен в строй трамвай "А", т.е. Аннушка, долгое время бывший единственным видом транспорта на Бульварном кольце. Станция метро на бульваре открылась в 1935 году. На тот момент она называлась Дворец Советов и только с 1957 года стала именоваться Кропоткинская.

Нынешнее название бульвар получил в 1924 году в период празднований 125-летия известного русского писателя Н.В. Гоголя. Если сравнить Гоголевский бульвар со всеми остальными бульварами Москвы, то оказывается, что он занимает второе место по протяженности. Не менее примечателен тот факт, что Гоголевский бульвар является трехступенчатым, так как его внутренний проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторой имел неодинаковые по высоте берега.

Сам Гоголевский бульвар таит в себе немало секретов, в частности касаемо архитектуры. Каждая сторона бульвара имеет свою эстетику, свой характер, свою индивидуальность. Привлекает взор старинный особняк №5, возведенный для статского советника Секретарева. Позже дом занимал архитектор Тон, руководивший строительством храма Христа Спасителя. В 40-е годы 20 века в этом доме жила семья Василия Сталина. Весьма примечателен дом № 23, он привлекает туристов витражными лопатками, расположенными между окнами пятого этажа. Летом в ясный погожий день нельзя не заметить, насколько цвет керамических вставок близок к цвету неба. Немного поодаль в одном из дворов виднеется небольшая церквушка Апостола Филиппа, построенная в 17 веке.

Четная сторона Гоголевского бульвара знаменита тем, что практически в каждом доме здесь либо жили, либо останавливались известные люди. Так, в доме №2 часто проводил время А.С. Пушкин, а дом №6 был построен специально для городского головы С.М. Третьякова, брата знаменитого мецената П.М. Третьякова. В 1929-1930 годах здесь был возведен Дом Художников, над проектом которого работала группа архитекторов, среди которых И. Леонидов, В. Владимиров, М. Барщ и другие. Ярким образцом московского классицизма является особняк №10 на Гоголевском бульваре. Изначально в нем жил и впоследствии был арестован известный декабрист М. Нарышкин. На сегодняшний день, гуляя по Гоголевскому бульвару, на этом доме можно увидеть мраморную доску с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, которая была установлена в память о собиравшихся здесь декабристах. Пройдя чуть дальше, оказываемся возле дома №14, где сейчас разместился Центральный шахматный клуб. А в 19 веке это здание было своеобразным центром музыкальной жизни Москвы. В доме бывали Шаляпин, Рахманинов, Глазунов.

Символом Гоголевского бульвара является памятник Н.В. Гоголю, который имеет долгую и неоднозначную историю.

Практически в конце Гоголевского бульвара находится памятник М.Шолохову, проект которого был разработан скульптором А. Рукавишниковым. Пока еще основная идея автора не просматривается полностью, так как памятник находится в стадии установки. Перейдя через дорогу от Гоголевского бульвара, мы попадаем в тихое, спокойное место. Здесь красуется Храм Христа Спасителя, построенный как своеобразная благодарность Господу Богу за заступничество в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Если пройти по Гоголевскому бульвару назад до Пречистенских ворот, то вас ожидает еще один сюрприз: подходя к арке у входа на бульвар, вы с удивлением обнаружите, что прямо за ней начинается небо.

Гоголевский бульвар фигурирует и в литературе, и в кино. Он описан в Москве будущего Кира Булычева, именно здесь происходит действие двух сцен фильма "Москва слезам не верит" режиссёра Владимира Меньшова. Сам Гоголевский бульвар представляет собой символ слияния природы и цивилизации, поскольку рядом с лесистыми участками, где даже можно собирать грибы, проходят дороги. Можно с уверенностью заявлять, что туристы останутся довольны прогулкой по Гоголевскому бульвару, ведь здесь максимально сконцентрирован дух истории, отраженный в старинной архитектуре.

Наше путешествие-прогулка начнется от павильона станции метро Кропоткинская.

Маршрут подготовлен по материалам проекта

Московское бульварное полукольцо возникло по указу императрицы Екатерины II на месте стен Белого города. О его существовании напоминают площади, разбивающие бульвары на отрезки, в названиях которых есть слово "ворота". Гоголевский, начинающий бульвары, обращает на себя внимание сильным перепадом рельефа. Это обусловлено тем, что здесь, под стеной, тек бурный ручей Черторый, давший название всему этому району Москвы - Чертолье. Там, где пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей впадал его приток - ручей Сивец.

Гоголевский бульвар моложе своих соседей - Никитского и Тверского. Его обустроили уже после пожара 1812 года. Он третий по протяженности и более демократичный, чем остальные. Тогда он носил другое название – Пречистенский, по воротам и улице, от которых начинался. В самом начале бульвара еще со времен Белого Города стояла старинная церковь Святого Духа. Первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.

Спустя столетие, была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова - оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской.

Снесли церковь для строительства выхода станции метро «Дворец Советов» - теперь . Усадьбы на правой высокой стороне бульвары в большинстве своем возникли еще в XVIII веке. Интересна история усадьбы Некрасова и Катуара и красивого терема Третьякова. Почти напротив последнего на углу бульвара и Гагаринского пер. стоит . Рядом с роскошной усадьбой Третьякова на месте церкви Ржевской Божьей матери, снесенной в 1924 году, построили комплекс нового типа жилья - , состоящего из двух жилых домов и

Когда-то на бульваре прогуливались знаменитые писатели и художники. Усадьба во владении 10 помнит и Рубинштейна, и Тургенева, и Репина.

Бульвар заканчивается площадью Арбатские ворота. С 1808 г. по 1812 г. там стоял великолепный деревянный Арбатский театр – единственное творение великого Карла Росси в Москве. Он сгорел в пожар 1812 года. Почти через 100 лет, в 1909 году, на его месте торжественно поставили памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н. Андреева. Этот памятник простоял до 1951 года, когда грустно сидящий Гоголь был сослан в «Донской монастырь» - филиал Музея Архитектуры, а на площади встал гордый Гоголь от скульптора Томского. Но москвичи любили старого Гоголя, и в 1959 году его поставили по соседству с прежним местом, во дворе дома, в котором он умер. Именно по этому памятнику Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский в 1924 году.


К середине XVI века от набегов неприятеля по линии современного Бульварного кольца насыпают земляной вал. Там, где его разрезают улицы дороги, лучами расходящиеся из Кремля, сооружают бревенчатые, укрепленные землей и дерном ворота. Однако для отражения многочисленных полчищ земляной вал с деревянными воротами был плохо приспособлен, поэтому решили воздвигнуть каменную стену вокруг Москвы. Новая стена воздвигалась по кромке уже существующего земляного вала, т.е. тоже проходила по линии современного Бульварного кольца. Руководил строительством крупнейший зодчий той эпохи – Федор Савельевич Конь. Стену назвали Белым городом (в то время это слово имело два значение – и поселение, и ограда, защищающая это поселение). Полностью завершенный к 1593 году, Белый город представлял собой надежную оборонительную твердыню и прекрасное архитектурное сооружение. Даже недостроенный, Белый город сыграл свою роль в обороне столицы. Орды крымского хана Казы-Гирея, подошедшие в 1591 году к Москве, увидев грозную стену, не решились ее штурмовать и отошли без боя.
В середине XVIII века стена Белого города потеряла свое фортификационное значение: она отстала от уровня развития военной техники, да и неприятель перестал беспокоить столицу окрепшего и расширившегося государства. И в 1774 году вышло предписание место под бывшей стеной Белого города разровнять и обсадить деревьями, те есть завести бульвар по западному образцу. Однако по-настоящему Бульварное кольцо сложилось уже после пожара 1812 года, когда почти полностью выгоревшие кварталы стали быстро отстраиваться заново.
В юго-западной части современного бульварного кольца расположена Пречистенская площадь. Некогда здесь стояли ворота Белого города и назывались они Чертольскими, по протекавшему здесь ручью Черторою, а с 1658 года - Пречистенскими – по улице Пречистенке , которая вела к Новодевичьему монастырю, где находилась икона Пречистой Божьей Матери. После революции в 1924 году площадь переименовали в Кропоткинскую, в память революционера и ученного-географа Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). В 1993 году площадь переименовали в площадь Перчистенских ворот.
Начинающийся здесь бульвар тоже до 1924 года назывался Пречистенским – по воротам. Затем был переименован в Гоголевский – по памятнику Гоголю, стоявшему другом конце бульвара.
Гоголевский бульвар был устроен вскоре после 1812 года. Весьма своеобразен его трехступенчатый рельеф: внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, внешний проезд – на нижней. Такой перепад высот обусловлен тем, что проходившая здесь стена Белого города была построена на крутом берегу Черторыя. Ручей, в 1870-х годах заключенный в подземную трубу, омывал наружный склон вала, протекая там, где сейчас от Арбатской до Пречистенской площади ходит троллейбус.
До 1860 годов бульвар был одним из самых заброшенных, а началу своей популярности обязан, в первую очередь, императору Александру II. В моду у дворян этот бульвар вошел с прогулок по нему государя императора, во время одного из высочайших пребываний в Москве.
В 1909 году, к 100-летию со дня рождения Гоголя, недалеко от дома № 7а по Никитскому бульвару, где прошли последние четыре года жизни писателя, и где за десять дней до его смерти в камине сгорел второй том «Мертвых душ», на Перичтенском бульваре писателю поставили памятник работы Николая Андреева. Гоголь на нем изображен сидящим в расслабленной позе и печально смотрящим вниз. А внизу на постаменте барельефные изображения его персонажей. Готовили памятник почти тридцать лет: в 1880 году было принято решение о его установке в Москве, а потом долго собирали деньги, разрабатывали проект, потом Николай Андреев работал над образом Гоголя – в общем понадобилось на это 29 лет. А в 1952-м году, к 100-летию смерти, Андреевского Гоголя оттуда убрали, потому что советское руководство посчитало, что памятник недостаточно оптимистичен и отправили его в Донской монастырь, где в то время был музей скульптуры. А на Гоголевском бульваре поставили памятник работы Томского, на котором писатель бодрый и довольно ординарный.
В 1959 году памятник Андреева все-таки извлекли из Донского монастыря и поставили во двор того же дома №7а, где писатель прожил последние дни. Таким образом получилось, что в Москве два Гоголя - один оптимист, другой – пессимист.
Еще один памятник появился на Гоголевском бульваре совсем недавно, в 2007 году, писателю Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Писатель изображен в бронзе, сидящий в лодке на веслах, мимо которой проплывают лошади. По замыслу скульптора они символизируют белых и красных. Идея установки этого памятника неоднозначно была воспринята общественностью, многие считали не уместно его расположение, так как Шолохов мало жил в Москве и Гоголевский бульвар традиционно связывают с литературой XIX столетия, а не XX, в котором писал Шолохов.
Из примечательных зданий на бульваре хотелось отметить здание №3, которое стояло еще в 1806 году и принадлежало княжне Софье Волконской. Вверху были жилые помещения, низ сдавался под лавки. В 1899 году здание, купленное булочником Филипповым, было надстроено третьим этажом.
Дом № 5 построен в 1852 году архитектором Н.И. Козловским, долгие годы здесь жил архитектор К.А. Тон, наблюдавший за строительством сооружаемого по его проекту храма Христа Спасителя. В 1920-х годах в квартирах этого здания жили выдающийся кинорежиссер В.И. Пудовкин и педагог С.Т. Шацкий.
Дом № 6 с 1870 года принадлежал С.М.Третьякову, брату основателя знаменитой картинной галереи. Сам также страстный собиратель живописи, поручает своему зятю архитектору А.С. Каминскому, перестроить дом в модном тогда русско-византийском стиле. После смерти Третьякова в 1892 году дом покупает крупный банкир и промышленник Павел Рябушинский – тот самый, что призывал «задушить революцию костлявой рукой голода». У Рябушинского в 1916-1917 годах собирались, обсуждая планы предотвращения революции, наиболее реакционные представители московской буржуазии. В 1918 году здесь обосновался Революционный трибунал, затем Военная прокуратура, после войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР, а с 1987 – правление Российского фонда культуры.
Дом №10 являет собой образец русской классической архитектуры конца XVIII века. Дом принадлежал родителям декабриста полковника М.М. Нарышкина, у которого постоянно собирались его единомышленники, в том числе Рылеев, читавший здесь свои «Думы». В январе 1826 года в этом доме Н.Н.Нарышкин был арестован. В 1830 году дом переходит во владение Удельной конторы, ведавшей всеми землями и другим недвижимым имуществом императорской фамилии. В 1860-1870 –х годах этой конторой управлял И.И. Маслов, весьма культурный и уважаемый человек. У него часто останавливался И.С. Тургенев, приезжая в Москву. Известный портрет писателя, выставленный в Третьяковской галерее, Репин писал именно в этом доме. В 1969 году, после реконструкции, в здание переехало правление Союза художников СССР.
Дом № 14 перестроенный в 1863 году из двух зданий, до революции принадлежал сестре фабриканта С.И. Зимина, более известного в качестве театрального деятеля, основателя оперного театра, друга Ф.И. Шаляпина. В 1920-х годах здесь помещался Верховный суд. В 1956 году дом был переоборудован, и в нем открылся Центральный шахматный клуб СССР.
Старенький трехэтажный дом № 31 с балконом, перестроенный в середине XX века из особняка 1820-х годов. В 1872 году здесь открылась частная женская гимназия прогрессивного русского педагога С.Н. Фишер, добивавшейся права вести обучение по полному курсу мужской классической гимназии. Это было невиданным в те времена «экспериментом», и гимназия сразу оказалась в центре внимания как общественной, так и властей. Двухэтажный корпус во дворе интересен своим литературным прошлым. Здесь в 1910 году открылось издательство символистов «Мусагет», которое возглавлял поэт Андрей Белый и где бывали В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, И. Северянин.

Дополнительная информация:
Район:


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!