История двух чемоданов (Аверченко). Чемодан: история создания

Взлёты и падения бренда Samsonite.

В закладки

Первый созданный комплект багажа, выпуск чемодана на роликах, впервые запущенная женская коллекция - эти и другие шаги помогли Samsonite стать легендой в бизнесе..

Американец еврейского происхождения Джесс Швейдер начинал как продавец в Нью-Йорке. Молодой человек всегда мечтал о собственном бизнесе, но не располагал начальным капиталом.

Когда Швейдеру исполнилось 28 лет, он бросил работу и вернулся в родной Денвер. К тому моменту ему удалось скопить $3500, на них он и запустил завод, который в основном специализировался на производстве мебели. Первоначально его штат состоял всего из десяти сотрудников.

История становления бренда Samsonite

1910 год - официальный год основания компании Джессом Швейдером. Через два года к нему присоединился один из братьев, а за ним последовала вся команда. Завод был включен в группу Shwayder Trunk Manufacturing Company.

В начале 20 века для переезда с места на место использовались в основном тяжелые неудобные сундуки. Чемодан считался роскошью, предназначенной для богатых людей, у которых, во-первых, были деньги на путешествия, во-вторых, лишние средства на чемоданы. Багаж был символом власти и роскоши, доступной единицам.

Начав производство чемоданов, Швейдер понимал, что ему нужно что-то, чем он будет отличаться от конкурентов - тех, кто пришел в бизнес раньше него и уже успел занять свою нишу. Поняв, что соревноваться в цене он не сможет, предприниматель решил сделать ставку на качество.

Главной целью стало создать долговечный товар, за который покупатель без сожаления хорошо заплатит. Созданный компанией Швейдера чемодан получил название «Самсон» (Samson) в честь библейского персонажа, обладающего огромной силой.

Одновременно с этим братья запустили рекламную кампанию, которая определила основную маркетинговую стратегию бренда на следующие сто лет. Для рекламной фотографии четыре брата и отец клана Швейдер встали на чемодан. Слоган звучал так: «Достаточно прочный, чтобы на нем стоять».

Написать

сайт -

Очень многие люди на планете мечтают разбогатеть и ищут для этого разнообразные способы. Некоторые с этой целью начинают учиться бизнесу в университетах, ходить на курсы и читать разного рода литературу на эту тему. Если появляются какие-то деньги и встает вопрос куда их вложить, то у большинства людей в этом отношении стандартный подход; открыть либо кафе, либо магазин, либо салон красоты, либо сауну. Но в истории бизнеса есть такие случаи, когда люди умудрялись сделать многомиллионные состояния на первый взгляд на банальных вещах. И история чемодана тому прямое подтверждение.

Первый чемодан

Люди, отправляясь в дальнюю дорогу, старались брать с собой только самое необходимое. Только это самое необходимое часто занимало целые сундуки, загруженные в телегу. Разумеется, это было не совсем удобно, особенно, в дальней дороге. Так бы и продолжалось по сей день, пока одному человеку не пришла простая идея создания чемодана.

Этим человеком был Луи Виттон, сын простого столяра. Краткая предыстория такова. Луи Виттон родился 4 августа 1821 года во французском городке Юра. Еще в детстве Луи научился управляться с инструментами своего отца, который работал столяром. В четырнадцать лет Виттон в поисках лучшей жизни отправляется в Париж, причем все 400 километров, которые отделяли его родной город и столицу, он прошел пешком.

Прибыв в Париж в 1837 году, Виттон поступает учеником к мастеру по изготовлению сундуков - господину Марешалю. Благодаря своим «золотым» рукам, Луи быстро научился технике изготовления дорожных сундуков. Вскоре его имя уже было на слуху у французской богемы. Благодаря дорогим материалам и качеству отделки, сундки от Виттона пользовались большим успехом. В 1854 году Луи Виттон открыл свой первый магазин «Louis Vuitton: Malletier a Pari». А спустя некоторое время в клиенты к Виттону записалась супруга Наполеона ІІІ - Евгения де Монтижо. Уже тогда сундуки «Louis Vuitton» изготавливались для избранных.

И, наконец, в 1858 году Луи представил свою новинку - плоский чемодан, который получил название «Trianon». Этот новый чемодан был очень легкий и герметичный и впервые мог открываться сбоку. До него чемоданы были круглой формы, открывающиеся сверху, и складировать их в штабеля при перевозке не представлялось возможным, а чемоданы Виттона можно было просто сложить один на другой и с лёгкостью перевозить. Это и стало началом создания того чемодана, к которому мы все привыкли.

Спрос на новинку моментально возрос, не только во Франции, но и по всей Европе. Уже к 1885 году компания «Louis Vuitton» открывает свой первый магазин в Лондоне на знаменитой Оксфорд Стрит. Выйдя на мировую арену, Виттон стал помечать каждый свой продукт надписью: «marque L. Vuitton deposee», которая, по сути, была гарантией подлинности товара.

В результате на сегодняшний день марка «Louis Vuitton» принадлежит конгломерату «Louis Vuitton Moet Hennessy» (LVMH), и является самой дорогой маркой в модной индустрии.

Колесики для чемодана

Бернард Дэвид Садоу, отец всех современных чемоданов на колесах, в далеких 70-х не мог и подумать о том, что успех его находки будет столь грандиозным. Десятки крупнейших американских компаний отвергли его бизнес-идею, чтобы уже через несколько лет кусать локти — ведь задумка стоила миллионы.

В 1972 году Бернард Дэвид Садоу, скромный сотрудник компании United States Luggage, стал обладателем патента на первый чемодан на колесах. Однажды мистер и миссис Садоу возвращались из отпуска на Арубе. Едва дыша, они доволокли два тяжеленных чемодана до стойки таможенного контроля Пуэрто-Рико. Отдуваясь и обмахиваясь билетами, с ненавистью смотрели они на свой багаж. В этот момент мимо легко фланировал портовый рабочий с предельно нагруженной тележкой. И тогда в голову мистера Садоу пришла Мысль с большой буквы. Вернувшись на родину, Садоу явился на фабрику тестя, где и трудился. Здесь, в одной из задних комнат, он прикрепил к днищу чемодана четыре колесика, протянул ремешок через рукоять и вкатил свое изобретение в кабинет тестя. Тесть бросил на чемодан мрачный взгляд и констатировал то, о чем давно догадывался: «Ты — сумасшедший».

Изобретателя это ни капли не смутило, и вскоре Бернард Дэвид Садоу получает патент под номером 3 653 474 от 5 апреля 1972 года. В графе «вид изобретения» значится: «катящийся багаж». Садоу отправляется в Нью-Йорк, где его ноу-хау поочередно отвергают все большие и малые фирмы по производству багажа, пока его не приглашает к себе вице-президент компании Macy"s. «Катящийся багаж» был запущен в производство. Мистер же Садоу на этом не успокоился: за следующие 40 лет запатентовав еще два десятка полезных изобретений, большинство из которых - улучшения в конструкции и дизайне чемодана.

Выдвижная ручка для чемодана

В конце 80-х у чемодана появился еще один «отец» — пилот американских авиалиний Northwest Airlines Роберт Плат, создавший чемодан не только с колесиками, но и выдвижной ручкой.

В попытках максимально облегчить транспортировку вещей во время постоянных перелетов Роберт прикрутил к любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, а к боковой стороне пришил карман, маскирующий выдвижную металлическую ручку. Конструкция отличалась потрясающим удобством. Стюардессы и пилоты смотрели на функциональную обновку с плохо скрываемым удивлением, которое уже спустя пару минут стремительно превращалось в неподдельную зависть. Через пару дней к Роберту обратился первый «клиент» — один из коллег попросил модернизировать и его собственную сумку. За первопроходцем последовали остальные любители комфорта. Когда количество заказов перешло за десяток, Плат не растерялся и начал выдавать коллегам, которые приведут к нему своих друзей, скидки в S5 на следующую покупку.


В 1989-м Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку с колёсами и выдвижной ручкой», которая получила говорящее название Rollaboard. В том же году Роберт основал компанию Travelpro и уволился с должности пилота, не выдержав колоссально выросших объемов. Глядя на работников авиалиний, с легкостью перевозящих свой багаж, клиентами Плата стали и многочисленные пассажиры, пожелавшие как можно быстрее заполучить такое «чудо техники».

Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на полтора миллиона долларов. А к 1999-му, когда Плат уже отошел от дел, продажи составляли по пятьдесят миллионов в год.

Скутер-чемодан



Автором этого уникального транспортного средства, созданного на основе обыкновенного дорожного чемодана и работающего на батареях, является изобретатель-любитель из Китая Хи Лянькай. Скутер-чемодан может перевозить двух человек, а максимальный вес багажа не должен превышать 7 кг. Необычное транспортное средство может передвигаться с максимальной скоростью 20 км/час. Одного заряда батареи хватает на поездку расстоянием 50 км. Изобретение недавнее, поэтому, каков будет спрос еще неизвестно.

Вывод

Из этих истории можно сделать только один вывод. Быть повнимательнее, когда перед вами оказывается на первый взгляд сумасшедшая идея. К примеру, вот еще одна крайне безумная идея, которая в итоге стала пользоваться спросом. В Бельгии придумали чемодан для перевозки денег, до которого если дотронется чужой, немедленно взорвется. Чемодан-шахид предназначается для использования банками и правительственными учреждениями. Так что не стоит бояться своих идеи, пускай даже глупых на первый взгляд. Быть может именно это и принесет вам успех и богатство.

Слово чемодан произошло от тюркского слова “шабадан” - узкая сумка, прямоугольной формы, которую удобно было приторачивать к седлу во время кочевых переходов тюркских племен. Такие сумки шили из прочной ткани, они заменяли сундуки, которые занимали слишком много места в караване.

В современном виде чемодан появился в середине XIX века, и его появлению мировая общественность обязана французу Луи Виттону, сыну простого плотника. Его отец с маленьких лет стал обучать сына своему ремеслу, которое очень пригодилось тому в дальнейшем. Уникальными его изделия стали потому, что Луи Виттон изменил форму привычных дорожных сундуков, которые делались с выпуклой верхней крышкой, на абсолютно плоскую поверхность.

Это было очень удобно, так как чемоданы могли легко размещаться друг на друге. В 1856 году был изготовлен чемодан Trianоn c квадратной крышкой, обшитый прочной тканью, которая не промокала и с герметичными застежками Чемодан был обшит металлическими обручами по углам, что помогало сохранить в целости его содержимое при транспортировке.

Конечно, привилегия стать владельцем таких чемоданов была доступна богатым людям, но любая барышня мечтала о таком дорожном аксессуаре. В списке покупателей Луи Виттона было много известных личностей. Одной из них стала жена Наполеона III - императрица Евгения Монтихо. В 1875 году к Луи обратился известный французский исследователь Пьер де Бразза, с просьбой изготовить ему серию удобных чемоданов для предстоящей экспедиции.

Какого же было его изумление, когда ему сделали чемодан со встроенной в него раскладушкой, который в дорожных условиях был просто незаменим. Так креативность и творческий подход Луи Виттона помогли ему завоевать еще большую популярность среди покупателей. Для защиты от мошенников Виттон придумал свою знаменитую монограмму LV, которая вместе с геометрически узором наносилась в шахматном порядке на ткань, обтягивающую чемоданы.

В наши дни бренд Louis Vuiton стал частью компании LVMH, которая занимается производством не столько чемоданов и сумок, сколько модной одеждой.

Знаменитый русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев был известен не только как выдающийся химик, но еще и как изготовитель чемоданов. Этому занятию он посвятил всю свою жизнь, и даже после того как ослеп, он продолжал делать свои чемоданы на ощупь. В дореволюционной России очень ценились такие чемоданы, а люди стремились их покупать только “у чемоданных дел мастера” Менделеева. Менделеев придумал особый уникальный клей, который делал дорожные аксессуары особенно крепкими.

Изобретение чемодана на колесах принадлежит Бернарду Садоу, который был всего лишь скромным сотрудником одной из американских компаний. Эта идея пришла ему в голову во время путешествия, в которое он отправился вместе с супругой.

В здании морского порта он увидел, как легко управляется с тяжелым багажом портовый служащий при помощи тележки на колесиках. В 1972 году Садоу получил патент на изготовление такого чемодана. Вначале колесики были не столь устойчивыми, но Садоу оснастил чемодан противовесом, что помогло решить эту проблему. Впоследствии он стал производить вертикальные чемоданы на колесах, которые были особенно удобными и маневренными.

Как известно, лень двигатель прогресса. Человечество всегда стремилось облегчить себе повседневный быт, благодаря этому стремлению мы пользуемся сейчас многими благами цивилизации, одним из которых и является чемодан, без которого невозможно себе представить ни одно современное путешествие.

Про самые известные в мире детские чемоданы на колесиках Trunki, и его создателя Роба Лоу можно почитать в нашей статье .

Аркадий Аверченко «История двух чемоданов» (1923)

В уютной кают-компании английского броненосца, куда любезные англичане пригласили нас, нескольких русских, на чашку чаю, камин горел чрезвычайно приветливо… Мы - хозяева и гости - сгрудились около него и, прихлёбывая из стаканчиков старый херес, повели тихие разговоры, вспоминая разные курьёзные, смешные и страшные истории, случившиеся с каждым из нас.
- А то ещё был факт…- начал старый, видавший виды моряк-англичанин, отворачивая от красных углей камина свое красное обветренное лицо.
- Расскажите, расскажите!..
- А вы даёте мне честное слово, что поверите всему рассказанному?..
- Ого, какое странное предисловие! Действительно, история обещает быть из ряду вон выходящей… Но мы поверим - даём слово!
- Эта история - одна из самых таинственных и страшных в моей жизни… Семь лет тому назад я отправил из Дублина в Лондон багажом чемодан со своими вещами… И что же!
- И что же?!
- Он до сих пор не дошёл до Лондона: пропал в пути!
- Ну, ну?
- Что - «ну»?
- Где же ваша удивительная и странная история?
- Да вот она и есть вся. Понимаете: чемодан потерялся в пути! Шуму эта история наделала страшного: кое-кто из низшего железнодорожного начальства слетел, высшее начальство рвало на себе волосы… Бум был огромный! Видя, что мы, русские, не удивляемся, а сидим молча, понурившись, старый морской волк, оглядев нас удивлённым взглядом, осёкся и замолчал.

Обложка книги А. Аверченко «Пять чемоданов». (Дешевая юмористическая библиотека «Нового Сатирикона». Петроград: тип. «Виктория», 1915)

А то ещё был факт…- начал русский, мой коллега по газете, отличавшийся тем, что он всё знал.- Англичане, может быть, и поверят этой правдивой истории, а насчёт русских - «сумлеваюсь штоп»…
- Это - факт?
- Заверяю честным словом - факт! И случилась эта история с одним бывшим министром. Так вот: в сентябре 1918 года этот министр, собираясь ехать в Крым, уложил в чемодан всё, что было у него ценного: романовские деньги, золото, бриллианты, меха - по тому времени тысяч на 60, а по нынешнему - триллионов на 120. И отправил он сдуру этот чемодан по железной дороге до Севастополя - багажом.
- Неужели тоже пропал? - подскочил, как от электрического тока, старый морской волк.
- В том-то и дело, что в январе 1920 года чемодан дошёл до места в целости и сохранности. Понимаете, был Скоропадский, его сверг Петлюра, потом были большевики, Махно, добровольцы, опять большевики, города горели, переходили из рук в руки, вокзалы разрушались до основания, багаж на железнодорожных складах разворовывался почти дочиста, чемоданы и корзины опоражнивались и набивались кирпичами, а министерский чемодан всё полз себе и полз, как трудолюбивый муравей, и через полтора года таки дополз до конечной станции в полной целости и сохранности!.. Так, верите ли, когда экс-министр в присутствии багажных хранителей открыл свой чемодан, все рвали на себе волосы… Кое-кто слетел даже с места! Багажный приёмщик на станции Взломовка, когда узнал, на собственных подтяжках повесился, два багажных грузчика запили мёртвую… Вообще, бум - на весь юг России!

Для облегчения их тяжелой доли один из крупнейших в мире производителей дорожных сумок, компания Samsonite, в 1974 году запатентовала конструкцию чемодана с колесиками, расположенными в одном из углов пластикового корпуса. Выдвинув ручку с другой стороны, такой чемодан можно было катить в наклонном положении. Но особой популярности этот чемодан не снискал (хотя его производят и поныне): на поворотах или неровностях он заваливался на бок и к тому же не помещался на верхних полках в салоне авиалайнера.

46-летний пилот американской авиакомпании Northwest Airlines Роберт Плат в полной мере прочувствовал на себе нелегкую ношу путешественника. Он никогда не считал себя изобретателем и даже не мог предполагать, что его решение буквально изменит мир. В 1988 году в своем гараже в городке Бока-Рейтон во Флориде Плат прикрутил к своей любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, купленных в ближайшем строительном магазине. К боковой стороне сумки он пришил карман, маскирующий выдвижную ручку, изготовленную из металлических стержней и трубок. Широкая колея двух колес обеспечивала устойчивое качение даже при крутых поворотах и позволяла преодолевать достаточно крупные препятствия.

Дорожная сумка на колесах стала непременным атрибутом современного путешественника.

Полевые (или полетные) испытания подтвердили все лучшие качества идеи Плата. Пилоты и стюардессы взирали на необычную конструкцию с нескрываемым удивлением, которое спустя некоторое время перерастало в зависть. Через пару дней один из коллег обратился к Роберту с просьбой модернизировать и его сумку (естественно, не бесплатно). Потом еще один. Когда число заказов перевалило за десяток, Плат стал выдавать коллегам, приводившим ему следующих покупателей, «комиссионные» в виде скидки в $5 на следующую покупку. В 1989 году Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку, снабженную колесами и выдвижной ручкой», названную им Rollaboard. В этом же году Плат основал компанию Travelpro, а в 1991 году, когда патент номер 4995487 был зарегистрирован, он уволился из авиакомпании.

Глядя на пилотов и стюардесс, с легкостью катящих свои сумки по проходам аэропортов, пассажиры тоже начали интересоваться, где можно купить это «чудо техники». Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на $1,5 млн. А к 1999 году, когда Плат отошел от дел и продал свою долю в компании, продажи составляли $50 млн. Изобретение Роберта Плата изменило мир путешествий: мало кто сегодня отправляется в путь без дорожной сумки или чемодана на колесах. Изделия Travelpro оказались настолько популярными, что авиакомпании вынуждены были даже увеличить объем верхних полок в самолетах. Единственными, кто проиграл от их появления, стали носильщики — сегодня с их тяжелой работой отлично справляются встроенные в чемодан или сумку колеса…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!