История калмыкии. Этнические и этнографические группы

Последний бой «Волка» Санджи по прозвищу «Чон» - «Волк», уводил два десятка своих людей на северо-восток. Здесь уже попадались островки леса, как будто тайга вела свой спор со степью. Но Санджи стремился дальше. Там, в заросших густыми лесами предгорьях и горах Алтая, он надеялся сбить со следа и затеряться от преследовавшего его отряда. В этот раз стражники – «джаргучины» (1) крепко взялись за него. Санджи и его люди были теми, кого называли «Сян кюн» - «хорошие люди». Они угоняли лошадей и скот у богачей и раздавали его простолюдинам. Часть скота они меняли на наконечники стрел, ножи, одежду, да мало ли что может понадобиться людям, стоящим вне закона и преследуемого им. Ведь для государственных чиновников они были бандитами, скотокрадами, а проще говоря, преступниками. Но Санджи никогда не грабил и не нападал на простых людей – «хар ясн» (2). И дело здесь было не в благородстве самого Санджи и его людей – такие как он прекрасно понимали, что стоит им хоть раз разграбить ойратский хотон, и как весть об этом моментально разнесется по Великой Степи. И тогда в других хотонах их встретят не как обычно, с радостью и благопожеланиями, а пулями и стрелами. Их будут травить как волков все, от мальчишки-табунщика до старика, что учит по вечерам малышей понимать тонкости «тодо бичик» (3). Все, а не только стражники, как сейчас. Но в этот раз стражники сели им на след крепко. Все хитрости, которые они применяли, не могли сбить преследовавший их отряд со следа. Санджи применил уже и «тропу лиса» и «петлю» (4), пытаясь оказаться за спиной преследователей, но все без толку. Стражники настигали, и уже по ночам можно было видеть вдали свет их костра. Они видно его особо не скрывали, давя преследуемых психологически – мы здесь, мы идем по вашему следу, еще немного и мы вас настигнем. Оставался еще один, последний способ – поджечь степь и пустить огонь навстречу преследователям. Но ветер дул беглецам в спину, и воспользоваться этим способом не было пока никакой возможности. А сегодня утром урянхаец (5) Кадан, разведывавший местность, прискакал с тревожной вестью. Впереди, осторожно ощупывая местность, двигались разъезды солонов и дауров (6). Сам опытный таежник, приученный беспокойной разбойничьей жизнью быть всегда настороже, Кадан еле избежал встречи с ними. Но дело было в том, что им нечего было здесь делать. Ведь солоны жили далеко в пределах Империи Цин, а дауров император маньчжуров уже давно переселил во внутренние земли своей обширной империи. Единственно, они могли здесь появиться как отряд имперских войск. И дауров, и солонов маньчжуры широко использовали в качестве вспомогательных войск. Теперь вперед идти было нельзя, назад тоже… *** Джаргучин Цэрэн с десятком стражников уже долго преследовал банду Санджи по прозвищу «Волк». Джаргучин действительно гнал самого Санджи и его людей, как волков. Будь под руководством Цэрэна больше людей, он давно бы уже окружил и уничтожил разбойничью ватагу. Но людей не хватало. Джунгария вела очередную войну с могущественной Цинской империей. Ватага Санджи может еще долго не привлекала особого внимания джаргучинов, ее ловили бы, но по инерции, между делом. Но Санджи отбил и угнал лошадей из табунов, что должны были быть переброшены на восточные границы ханства для воевавшей армии. В условиях войны это было уже не просто грабежом, попахивало пособничеством врагу, и Цэрэн получил приказ найти и уничтожить Санджи и его людей. -Докладываю, - к нему подъехал один из дозорных, - в роще обнаружены следы стоянки, самих бандитов нет. Отряд Цэрэна уже выезжал из редкого леса, когда увидели мчавшегося к ним всадника. Это был урянхаец Кадан из банды «волков» Санджи. Его волосы стали бурыми от крови. Содранная кожа висела клочьями. Кровь лилась из многочисленных ран, ручейками стекая на седло. Несколько воинов тут же бросились к нему, сняли с седла и положили на землю. Кадан приоткрыл глаза и взглянул на Цэрэна. - Имперцы, - прохрипел он, - их много… Уходите отсюда, уводите людей… если успеете… *** Двое мужчин сидели на вершине холма. Их люди усердно трудились, рубя деревья и спешно делая из них вал. Цэрэн и Санджи-«Волк» с интересом смотрели друг на друга. Примерно одного возраста, они были чем-то похожи – разворотом широких плеч, открытым, смелым взором, даже в том, как они поворачивали головы и отдавали приказы, было что-то схожее. Эти двое нашли между собой общий язык сразу, да и не удивительно, сложись что-то в жизни по другому, и Санджи бы сейчас вел стражников, а Цэрэн был бы преследуемым, загнанным волком. Цэрэн уже послал гонца в ставку-ургу хунтайджи (7) с предупреждением, что имперский маньчжуро-китайский отряд идет, чтобы с неожиданной стороны ударить по ойратским становищам. Со стороны северо-востока имперцы никогда не нападали, считая, что перебрасывать так далеко большое войско не рационально. В этот раз маньчжуры видно решили все же нанести неожиданный удар. Удар по ставке самого хунтайджи. Имперцев было не очень много – всего тысяч пять-семь, все «о-двуконь» (8). Немного для Цинской империи. Ведь император легко мого выставить несколько сотен тысяч солдат. Но для Джунгарии это был уже целый корпус - тумен (9). А для готовившихся на холме к своему последнему бою людей, это было и вовсе несметное множество… Укрепление было построено, люди готовились к бою, а их предводители вели неторопливый разговор между собой. - Я ведь очень много знаю про тебя, Санджи. Ты был «цергче» (10), потом за храбрость и воинское умение тебя назначили «аравтын нойоном» (11), но ваш полк был разбит, зайсанг погиб, а вы не смогли отбить его тело и бежали. Всех вас, кто выжил, одели в женские одежды, набили колчан навозом и так водили по хотонам. Ты не стал возвращаться с позором домой, а ушел в степь, собрал вокруг себя беглецов и стал «сян кюн» - «хорошим человеком», а проще говоря, разбойником. И чего ты добился… Десять лет уже скитаешься по степи, как волк-одиночка, без семьи… - Ну и что, Цэрэн. Ты же знаешь, каждый ойрат поэт. Послушай: Хоть прострелен бок наш, Мерзнем днем голодным, Пусть в нужде мы вечной, Но зато свободны! (12) А что ты можешь мне предложить, Цэрэн? Я свободен, как ветер. Сейчас вскочу на коня и никакие имперцы мне не страшны. Кто я для них – мошка… - Да, ты можешь убежать. Я останусь, хоть мне и очень хочется жить. Но если я сейчас отступлю, враги ударят оттуда, откуда их никто не ждет. Наши хотоны превратятся в пепел. А если погибнет хунтайджи, страна погрузится в хаос. Мой отец был с теми, кто до последнего оставался с Галданом (13). Знаешь, однажды хунтайджи мог выдать моего отца и других воинов на расправу имперцам. Что значила судьба моего отца и других бывших с ним для хунтайджи? Ничего. Кем они были для него? Никем. Но хунтайджи предпочел не выдавать их и начать войну! Иногда и один человек способен на многое… Каждый ойрат – поэт, ты прав, поэтому я скажу так: Смерть за достойного – славная смерть. Великой жизни она равна, Жизнь пожертвуй за душу ту, Тысячам душ которой цена! (14) Мне хочется жить, но Долг велит мне остаться и принять бой… Да, а ты знаешь, что мужчины вашего хотона считаются теперь храбрецами из храбрецов. Ведь Очир, сын вашего погибшего зайсанга вырос и снова собрал свой полк под боевым знаменем. Он еще молод, но уже заслужил славу хорошего командира, а его люди доблестно сражались там, на востоке, и никто уже не смеет их упрекнуть в минувшей слабости… Кстати, сейчас они охраняют саму ставку-ургу джунгарского хунтайджи. Они искупили свою вину! Они, а ты, Санджи? Что ждать от тебя сегодня? Опять побежишь… Глаза Санджи недобро блеснули, рука непроизвольно сжала рукоять ножа. Но Цэрэн, не отводя взора, смотрел ему в лицо. Смотрел взглядом честного человека, до конца готовившегося исполнить свой долг. Долг командира, воина и мужчины… И Санджи опустил голову… *** Зайсанг Очир вел свой полк на северо-восток. Четыре дня назад гонец на взмыленной лошади принес тревожную весть, что имперский отряд движется на ургу-ставку. Очир получил приказ выступить и отразить неожиданную атаку вражеских войск. Далеко впереди скакали разведчики и дозорные, а сам зайсанг со своими восемью сотнями людей двигался в походной колонне. Имперцы видно знали об их приближении, внезапного удара по ставке-урге не получилось, разведчики доносили, что враг поспешно отступает, и Очир вел своих воинов вперед. Они достигли небольшой лощины и холма, чья вершина была укреплена баррикадой из поваленных наспех деревьев. Следопыты рассыпались во все стороны. Судя по следам, три десятка ойратов столкнулись здесь с большим отрядом имперцев. Имперцы шли колонной, словно не собираясь вступать в бой. Дальше, в узкой лощине между холмами, Очир обнаружил мертвую лошадь, потом еще одну, и еще. Кровавые пятна на траве отмечали места, где не так давно лежали убитые имперские солдаты. Выше, на склоне холма, в траве мелькнуло что-то белое. Это был мертвый ойрат, изуродованный и раздетый. Повсюду в траве лежали сломанные стрелы. По следам Очир четко представил картину произошедшего здесь боя, как будто сам был его очевидцем. Видимо ойраты укрепились на холме. Стражники и часть «волков» Санджи прятались за поваленными деревьями, а несколько разномастно одетых и вооруженных разбойников изображали испуганных охотников. Имперцы, решив, что они мирные звероловы, которые хотят отсидеться в своем укреплении, не обращали на них внимание и шли мимо. И тогда ойраты нанесли удар. Их первый удар был страшен. Ливень пуль и стрел, выпущенных почти в упор, косил цинских воинов. Несколько десятков имперских солдат полегло сразу. Несколько раз маньчжуры и китайцы бросались в атаку. Ойраты отбивали их стрелами и ружейным огнем. Но потом стрелы и пули иссякли и вал атакующих имперских солдат захлестнул укрепление. Очир добрался до вершины холма и мрачно огляделся. Все, что осталось от отряда Цэрэна и «волков» Санджи, - изувеченные, раздетые тела, покрытые кровью и славой, - лежало здесь, в небольшой ложбинке не вершине холма. Три десятка тел… Цэрэн и Санджи продержались дольше всех. Видно, они долго сражались, стоя спина к спине, пока имперцы не расстреляли их из ружей и луков. Они так и полулежали спиной друг к другу на вершине холма. Отдавая дань уважения храбрецам, имперцы не раздели их. Цэрэн был в своих доспехах, прострелянных во многих местах. Рядом полулежал Санджи. На его лице застыла угрюмая усмешка. - Похороните их, - устало сказал Очир. - Командир, но ведь часть из них просто разбойники, а тот на вершине это Санджи – «Чон», мы его знаем, может бросить их тела просто так, - усомнился один из сотников. Очир еще раз оглядел поле боя и сказал: - Нет! Похороните их всех вместе. Здесь нет стражников и разбойников, здесь лежат ойраты. Ойраты, погибшие за Джунгарию!

В традиционных средствах передвижения нашли отражение специфические черты скотоводческого хозяйства калмыков. Одним из главных способов передвижения калмыцкого населения была верховая езда на лошади. Прежде очень трудно было представить себе калмыка без верхового коня, на котором он мог преодолеть более 100 км в день. Лошадей запрягали также в телеги на деревянном ходу. Богатые калмыки и буддийские монахи ездили в крытых тарантасах. Для перевозки грузов чаще Использовали верблюда, которого впрягали в телегу посредством особой лямки, закрепляемой на переднем горбу. Тяжелые грузы (строительные материалы, зерно, товары для ярмарки) возили на больших телегах, известных на юге СССР под названием «мажары», в них запрягали волов калмыцкой породы. Зимой ездили на санях, запрягая в них лошадей, йолов, верблюдов. В приволжских и приморских улусах многие жители совершали поездки на своих лодках, так как в летнее время значитель- йая часть их жизни проходила у воды и на воде.

Ныне прочно вошли в жизнь современные виды транспорта. Автотранспорт и авиалинии обеспечивают перевозку главной массы грузов и пассажиров.

Автомобильные дороги соединяют столицу республики - Элисту со всеми районами Калмыкии, а также с Астраханью, Волгоградом, Ставрополем и железнодорожной станцией Дивное. Завершена асфальтированная автомобильная дорога Дивное - Элиста, протяженностью около 100 км. Бетонированная автомобильная дорога соединит столицу Калмыкии с Минеральными Водами, Георгиевском, Прикумском и пройдет по территории Сарпинского, Приозерного и Целинного районов. Территория восточных районов пересекается железной дорогой Кизляр - Астрахань. Регулярное авиасообщение связывает Элисту с Ростовом, Волгоградом, Астраханью, Ставрополем, Минеральными Водами, Грозным, а также со всеми районами республики.

Широкое развитие получили все виды связи: радио, телеграф, телефон. Колхозы, совхозы, сельские и поселковые Советы, промышленные предприятия и крупные населенные пункты телефонизированы. Почти нет такой точки, где не было бы радио. Радиопередачи для Калмыкии ведутся из Элисты на калмыцком и русском языках.

Поселения и жилище

Калмыцкая кибитка такого же типа, как и монгольская юрта, была наиболее распространенным видом жилища калмыков еще в конце XIX - начале XX в. Ее деревянный остов состоял из 6-8, а иногда из 12 складных решеток (терм), двери (уудн), большого количества (от 66 до 146) круглых в сечении и заостренных на одном конце жердей (унин) и верхнего круга (харач). Незаостренные концы унин скреплялись с решетками, а заостренные вставлялись в отверстия харачи, образуя таким образом купол кибитки. Через круглое отверстие харачи кибитка освещалась днем, через это же отверстие выходил дым от очага. Остов покрывали 16 кошмами разного размера и формы, имевшими определенное назначение и свои названия. Дверь была двустворчатой; обе ее половины (хасвч) открывались внутрь и были прикреплены к боковым косякам наглухо.

Внешний вид кибитки отражал имущественное состояние ее владельца. Кибитки, покрытые добротной белой кошмой, как правило, принадлежали богатым калмыкам и буддийским монахам, а черные кибитки - беднякам.

В кибитке площадью в 8-12 м 2 жили часто по 8-12 человек. Здесь же размещалось все домашнее имущество. Кибитки ставили дверью на юг. Сторона, расположенная слева от входа, считалась мужской половиной, а справа - женской. На мужской половине вдоль стенной решетки, начиная от двери, размещались наборы конской упряжи, обработанные шкуры животных и овчины, аккуратно сложенные стопкой и т. п. Рядом стояла деревянная кровать (орндг), на которой обычно спали родители хозяина или взрослая дочь. За кроватью, в глубине кибитки, был сложен баран: на деревянный шкафчик (ук^г) с небольшой дверцей укладывали войлочные и ковровые мешки, заполненные мягкими вещами. Все это покрывали коврами, поверх которых ставили маленькие сундучки с ценными вещами. На головки стенных решеток были подвешены изображения буддийских божеств. У северо-западной стены обычно стояла деревянная кровать хозяина. Рядом с кроватью у стены стояла деревянная кадка, в ней разводили заквашенное молоко (чигэн). Далее место у стены занимала кухонная утварь. В центре кибитки было место для очага с поставленным на землю треножником; на него ставили чугунный котел, под ним разжигали костер. Против входа, за очагом, находилось «почетное место», куда сажали гостей. Сидели на войлоке, на войлок же ставили чаши с угощением.

Калмыки жили хотонами, состоявшими из четырех - десяти кибиток обычно родственных семей. Кибитки расставляли по кругу, в центре оставалось свободное пространство, куда загоняли на ночь скот.

С 30-х годов XIX в. у калмыков появились так называемые землянки- наземные постройки из саманных сырцовых кирпичей. Деревянный остов крыши покрывали камышом (чаще чаканом) и сверху обмазывали глиной. Саманные дома постепенно вытесняли кибитки. Поселки, состоявшие из саманных домов, возникали в Малодербетовском, Манычском, Болыпедербетовском улусах и у донских калмыков. Около дома огораживали открытые загоны, ставили крытые сараи, складывали скирды сена.

Среди этих зимних саманных построек в калмыцких селениях возвышались отдельные рубленые дома нойонов, зайсангов, кулаков, скотопромышленников, а также группы хурульных (монастырских) зданий, в центре которых находился буддийский храм.

По внутреннему устройству и внешнему виду калмыцкие саманные дома были сходны с жилищами соседних русских крестьян. В ориентировке саманных домов относительно стран света соблюдался обычай устраивать вход или с восточной, или с южной стороны. Печь помещалась или в одном из углов около входа, или посредине. Пол был земляной, его застилали, как и в кибитке, стегаными войлоками (ширдг). Топливом служили кизяки, камыш, бурьян и т. п.

В саманных или деревянных домах традиционный для кибитки порядок* размещения вещей нарушался. Только буддийско-ламаистские культовые предметы неизменно находились в глубине помещения, над головами хозяев. Кровати и бараны ставили вдоль боковых стен; около печи размещалась домашняя утварь.

Процесс перехода на оседлость у разных групп калмыков протекал неравномерно. В прибрежных районах Волги и Каспия оседлыми стали в первую очередь бедняки, не имевшие скота и занимавшиеся рыболовством. У донских калмыков, которые были приравнены к казачеству, процесс оседания был тесно связан с развитием земледелия, дававшего более устойчивый доход. В советское время коренные изменения в хозяйстве повлекли за собой массовый переход калмыков на оседлость.

В настоящее время войлочная кибитка полностью вытеснена добротными домами с двумя комнатами и более. Дома строят на кирпичном или каменном фундаменте. В западных и центральных районах республики стены делают из самана или ракушечника, а в восточных - каркаснокамышитовые. Часто камышитовые стены облицовывают обожженным кирпичом или снаружи и внутри обмазывают глиной, смешанной с соломой, а затем белят. Иногда камышитовые дома обшивают досками. Отапливают дома плитами со стояком. Пол обычно деревянный, но в некоторых районах из-за недостатка леса делают и глинобитные полы.

С переходом на оседлость изменилось и внутреннее убранство жилища. В обстановке домов преобладает фабричная мебель: металлические кровати, столы, стулья, зеркала, шифоньеры, комоды, книжные шкафы, этажерки.

Жилища калмыков по внутреннему убранству не отличаются от домов местного русского населения.

Для поселков характерна четкая планировка, они разделены на кварталы с прямыми улицами, вдоль домов посажены деревья (белая акация, тополь). В центре поселка расположены правление колхоза (или дирекция совхоза), почта, поселковый Совет, клуб, школы, магазины.

Экономическим и культурным центром Калмыцкой АССР является г. Элиста. Место расположения столицы было обусловлено тем, что оно находилось в центре степи, где сходятся основные пути, соединяющие районы республики. В Элисте сосредоточены республиканские административные и научно-исследовательские учреждения, а также промышленные предприятия. Здесь находится высшее учебное заведение республики - Педагогический институт. Близ Элисты создан опытно-показательный лесхоз. В городе строится здание республиканского театра. Элиста - хорошо озелененный город с многоэтажными домами современной архитектуры.

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

Всегда здороваетесь со знакомыми? Калмыки – "правнуки" ойратских племён, перекочевавших на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии в конце шестнадцатого столетия, - пошли значительно дальше. В их языке существуют варианты приветствий на все случаи жизни!

При встрече калмыки говорят менд , что дословно переводится как "здоровье". Интересно, что в зависимости от контекста и статуса визави слово это применяется в различных вариациях. Просто менд – аналог русского "привет" - так здороваются с ровесниками или младшими. Старших, особо уважаемых или же нескольких человек сразу приветствуют словом мендвт, что трактуется как пожелание здоровья. Ещё несколько веков назад все личные письма калмыков начинались со слов мендин бичг , что дословно переводится "письмо здоровья". Менд суртн – вежливое уточнение о том, как поживают и здоровы ли родственники собеседника из других мест. Передавая привет знакомым произносят менд килюлтн . Людям, отправляющимся в путь, в качестве пожелания попутного ветра и доброй дороги говорят менд амулнг иртн .

Считается, что пожелание здоровья, сделанное от всей души, охраняет от болезней не только того, кому оно предназначается, но и "дарителя".

Поэтому в старые времена калмыки могли зайти в гости к соседу только для того, чтобы поздороваться. В наше время традиция претерпела некоторые изменения, но сохранилась: современные калмыки ограничиваются регулярными телефонными звонками знакомым, соседям и друзьям.

Жилища и быт калмыков

Самоназвание представителей этого народа на калмыцком языке - хальмг или хальмгуд, на монгольском - халимаг. В настоящий момент, если верить Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории России проживает 183 372 калмыка, есть небольшие группы калмыков и за границей. Большинство исповедуют буддизм (тибетская школа Гелуг).

До начала позапрошлого столетия в селениях калмыков хотонах жили в основном семьями. Дома в хотонах ставили в круг и в любой момент могли перенести. По центру пасли скот, там же проходили общие сборы жителей селения. В девятнадцатом веке калмыки "осели": появились постоянные, не поддающиеся перевозке дома, планировка хотона стала линейной.

Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад. Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл. Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами.

Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные.

Традиционная одежда

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку. На праздничных головных уборах зачастую была красная шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их "краснокисточные". Традиционная мужская обувь - красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки.

Женщины также предпочитали синие штаны и белые рубахи, но другого фасона: длинные, с открытыми воротами и разрезами до талии спереди. Начиная с подросткового возраста, девушки надевали поверх рубахи и штанов камзол, плотно стягивающий фигуру, который не снимали даже ночью, во время сна. Также носили похожий на длинное платье ситцевый или шерстяной бииз, стянутый на талии поясом с накладными металлическими бляхами. Ещё одним вариантом костюма был бирз – широкое платье без пояса. Головным убором женщин была маленькая шапочка, похожая на берет, с твёрдым обручем внизу. Когда женщина выходила замуж, она заплетала волосы в две косы и пропускала их через специальные накосники . Как и мужчины, калмычки носили кожаные сапоги.

И мужчины, и женщины любили украшения. У калмычек, естественно, они были более разнообразны: серьги, заколки, шпильки из всех возможных материалов от золота до кости, с драгоценными камнями или без. Мужская часть населения обходилась серьгой в левом ухе, кольцом и браслетом-амулетом.

5 интересных фактов о Калмыкии и калмыках

  • Калмыкия – самый безлесный регион России.
  • Покровитель сайгаков – буддийское божество плодородия и долголетия Белый Старец. Поэтому на сайгаков запрещено охотиться в те моменты, когда они собираются в стаи: считается, что Белый Старец их доит.
  • Для изучения известного калмыцкого эпоса "Джангар" существует отдельная научная дисциплина "джангароведение".
  • В Элисте проходит посвященный вышеупомянутому произведению праздник "Джангариада".
  • Калмыки упоминаются в стихотворениях А.С. Пушкина "Памятник" и "Калмычка", а также в романе "Капитанская дочка" (сцена с калмыцкой сказкой).

Калмыки по своему происхождению принадлежат к западной ветви монголов и в пределах Поволжья впервые появились в XVII в. Оставив свою родину - Джунгарию, они, под предводительством своего хана Хо-Юрлука, двинулись на север и в 1630 г., ворвавшись в Европейскую Poccию, заняли обширное степное пространство по правую сторону низовья Волги, подчинили своей власти кочевавших здесь татар, туркмен, ногайцев, эдшикульцев, эдисанцев и других народцев и начали свои разбойничьи набеги на русские поселения. В один из таких набегов Хо-Юрлук напал на Астрахань, мечтая восстановить Золотую орду, но был убит. Калмыки поняли, что бороться с Московским государством им не под силу, и должны были признать верховным своим повелителем великого Московского государя и дать шертную запись, по которой обещались «быть у Московского царя в вечном послушании». Однако послушание оказалось фиктивным. Почти полтора века калмыки продолжали делать нападения на русских, «грабили их, брали в полон и учуги разоряли». Все Поволжье - до Самары и Симбирска - трепетало от калмыцкой орды. Только с 1771 г., когда русское правительство разместило в кочевьях орды постоянные воинские команды, строго ограничило самодержавие ханов и подчинило их контролю русской администрации, организованные разбои мало-помалу прекратились. Но калмыки, недовольные таким порядком вещей, под предводительством своего хана Убаши в том же году огромной частью своей орды покинули пределы Poccии и бежали к себе на родину, в Монголию; осталось не более 5000 семей, или кибиток, живших по правую сторонy Волги и, по случаю разлива реки, не успевших присоединиться к беглецам.

Потомки их до сих пор живут в России под именем приволжских, придонских и ставропольских калмыков, главным образом в степном пространстве между Ергенями, Волгой, побережьем Каспия и Кумой. Таким образом, в рассматриваемой области они занимают так называемую Калмыцкую степь, то есть юго-западную часть Черноярского и западные части Енотаевского и Астраханского уездов. Общественное устройство оставшихся калмыков, в видах постепенного подчинения их русскому законодательству, было несколько изменено: власть хана уничтожена, и весь калмыцкий народ разделен на семь отдельных (впоследствии образовано было восьмое) владений или улусов. Основанием для такого разделения калмыцкой орды послужило число старших в роде нойонов, происходивших из ханских родов и получавших власть наследственно. Им были подчинены все калмыки - простолюдины не только в экономическом, но и в судебно-административном отношении, даже с правом собирать с них «албан», то есть подать в свою пользу. Каждый улус состоял из нескольких родов (оток), которые делились на аймаки, не имевшие определенной численности и распадавшиеся, в свою очередь, на хотоны. Для ближайшего управления аймаками нойоны раздавали их обыкновенно своим родственникам, которые получали звание зайсангов. Нойоны могли не только назначать зайсангов, но и отнять у провинившегося зайсанга аймак; тем не менеe в силу укоренившегося обычая наследственности зайсанговского звания, из этих правителей образовалось особое сословие зайсангов. Из общего улусного строя выделялось духовенство, свободное от податей и имевшее для своего содержания особую челядь - «шабинеров», составлявшихся из людей различных родов, переданных родоправителями хурулам (монастырям) и ламам.

В 1834 г. было издано «Положение об управлении калмыцким народом», имевшее в виду дальнейшее регулирование калмыцкой жизни. Старое деление калмыков на улусы и их родовые правители - нойоны были оставлены, но наследством и сопряженными с ним правами на владение калмыцким народом мог пользоваться исключительно старший сын. В случае бездетности нойона улус делался коронным и переходил в заведование особого правителя, назначаемого на срок, по воле русского начальства, а входившие в состав улуса калмыки обращались в государственных крестьян и платили албан уже не наследникам умершего нойона, а в общегосударственную казну. Кроме того, «Положением» власть нойонов была сильно ограничена: им воспрещалось дробить улусы между своими сыновьями, они лишались прежнего владения калмыками на основании крепостного права и не могли ни продавать, ни закладывать, ни дарить своих людей; прежде неограниченные их поборы были исчислены теперь в 7 р. 14 коп. с каждой кибитки. Звание зайсангов, как аймачных правителей, было признано также наследственным и должно было переходить к старшему в роде; остальные родовичи, хотя и носили звание зайсангов, но не имели никакого отношения к делу управления.

В 1892 г. в степях наконец обнародован был закон, по которому калмыки совершенно освобождались «от обязательного отношения к их привилегированному сословию». Все особые права нойонов и зайсангов отменены, и калмыкам-простолюдинам предоставлены права свободных сельских обывателей. Денежные сборы в пользу нойонов и зайсангов также были отменены, а взамен их каждая калмыцкая кибитка обложена податью по 6 руб. в год в пользу казны. Управление калмыками всецело сосредоточено в руках улусных попечителей и их помощников, а родовым общинам предоставлено управляться, взамен зайсангов, чрез особых выборных из народа, на правах волостных старшин. Таково в общих чертах историческое прошлое калмыков.

Характер калмыков отличается двойственностью. От природы они искренни, доброжелательны, всегда готовы оказать услугу, отличаются строгой честностью в исполнении принятых на себя обязательств, сердечностью во взаимных отношениях и общественной солидарностью. Но эти лучшие стороны своего характера, в силу исторических причин, они обнаруживают только в отношениях к своим; в сношениях же с русскими они скрытны, недоверчивы...

Не будучи разборчив в пище, калмык... всему предпочитает козье и баранье мясо. Последнее считается даже целебным - именно крепкий навар с него, называемый «шулюмом», калмыки употребляют как лекарство. Хлеб все очень любят, но печь его не умеют. Вместо хлеба приготовляют «пышки», выпекаемые в горячей золе из круто замешанного теста из ржаной или пшеничной муки, без соли; печенье это не вкусно и в сухом виде неудобосъедаемо. Кроме пышек, из муки же приготовляется «будан» - молоко, смешанное с мукой и прокипяченное в котле; бедняки приготовляют будан просто на одной воде. Богатые лакомятся также «бормонциксами», то есть шариками из пшеничного теста, жаренными на бараньем сале. Самой же обычной, постоянной и незаменимой пищей служит «калмыцкий чай». Приготовляется он из прессованного плитками чайного сора, который крошится ножом, толчется в порошок и бросается в кипящую в котле воду. После достаточного кипения к чайному навару прибавляют соль, муку, бapaний жир или же масло, и чай готов. Пьют его из деревянных маленьких чашечек с хлебом и пышками. Богатые сдабривают запах «чая» порошком из мускатного ореха. «Чай» для калмыков составляет органическую потребность, и без него они обходиться не могут, употребляя его в невероятном количестве; поэтому, нанимаясь куда-нибудь на работу, ставят непременным условием, чтобы их поили чаем. Из молочных продуктов калмыки приготовляют арьян - квашеное молоко, из которого выделывается спиртной напиток, известный под названием араки, или калмыцкой водки. При выделке ее остается род творога - бозо, из которого приготовляется калмыцкий сыр. Зимой его варят в воде с мукой, летом едят сырым с маслом. Из овечьего молока приготовляют сладковатый сыр, а из кобыльего - кумыс.

Жилище калмыков находится в зависимости от их образа жизни. До самого последнего времени калмыки оставались такими же кочевниками-скотоводами, какими и были на своей родине - в Монголии. «Где развел огонь - там и жилище, где привязал коня - там и пастбище», - говорит калмыцкая пословица. Кочуя со своими стадами с места на место, калмык должен иметь и переносное жилище, каковым и является кибитка, или юрта, представляющая из себя войлочный шалаш на деревянном остове. Освещается кибитка только через харачи, или верхнее отверстие юрты, служащее вместе с тем и дымником. Убранство юрты составляет низкая кровать с несколькими войлоками. Влево от кровати помещается ящик, в котором хранятся «бурханы», или кумиры, и другие предметы, а равно все драгоценности калмыков. Перед бурханами ставится маленький деревянный, украшенный резьбой, красками и позолотой столик, с серебряными или медными чашечками, в которые кладутся жертвы: вода, масло, пшеница и лакомства. Необходимую принадлежность семейной кибитки составляют таган и котел, занимающие средину кибитки; этот очаг, на котором варится пища, почитается священным местом. Вот и все убранство незатейливого жилища калмыка.

Русским правительством был предпринят целый ряд мер к тому, чтобы приучить калмыков к оседлости, но эти меры не имели достаточного успеха. В 1846 г., в видах заселения дорог, пролегающих через Калмыцкую степь, было основано по тракту, идущему из Астрахани на Ставрополь, 44 станицы, каждая в 50 дворов русских крестьян и в 50 дворов калмыков, с отводом поселенцам земли по 30 дес. на душу; за поселенцами-калмыками, кроме того, сохранилось право на участие в пастьбе скота на общих землях; наконец, каждому калмыку выдавалось еще при поселении по 15 руб. Несмотря на такие льготы, калмыки ни на одном из отведенных им участков не поселились, и выстроенные для них дома остались незанятыми; только русские крестьяне быстро заняли лучшие из отведенных мест, и таким образом среди калмыков появилось значительное число русских поселений. В 1862 г. предположено было основание новых, небольших калмыцких поселков, тянущихся чрез всю степь, с востока на запад, по линии так называемого крымского тракта. Колонизация эта была опять неудачна: калмыки не селились вовсе. С этого времени началось генеральное межевание калмыцких земель и наделение ими калмыков для оседлого поселения: нойонам было нарезано по 1500 дес., аймачным зайсангам - по 400 дес., безаймачным - по 200 дес., а простолюдинам - от 20 до 60 дес., смотря по качеству избираемой земли. Только эта последняя мера до некоторой степени содействовала переходу калмыков от кочевого к оседлому образу жизни, хотя и повлекла за собой сокращение калмыцкого скотоводства.

Со времени разверстки земли между отдельными калмыцкими родами и с ограничением количества ее район кочевий поневоле должен был сузиться и войти в точно определенные границы. Нужда заставила избирать определенные места для зимних стоянок и на них устраивать базы, то есть защиты для скота от зимних вьюг и буранов.

Необходимость взаимопомощи заставила калмыков селиться не одиноко, а «хотонами», то есть группами кибиток, по преимуществу в местах зимних стойбищ. Эти-то зимние хотоны с базами, огородами и кое-где торчащими землянками являются зародышами будущих калмыцких оседлых поселений на русский лад.

Постройки делаются пока еще неумелыми руками - приземисты, косы, кривы, с подслеповатыми окнами, с низкими и узкими дверями, и в расположении их замечается полное отсутствие симметрии и плана. Материалом для построек, вследствие отсутствия леса, служит «саман», то есть сырцовый кирпич (глина с навозом и соломой), затем просто грязь, смешанная с соломой, и курай (степной бурьян), в изобилии растущий на распаханных полях.

Главным занятием калмыков, как мы уже сказали, служит скотоводство. Впрочем, с начала семидесятых годов XIX столетия, в силу многих неблагоприятных условий, как то: частых чумных эпизоотий, уничтожения камышей, служивших естественной защитой для скота от зимних буранов, стеснения в свободе перекочевок, суровых зим, гололедицы и пр., скотоводство и овцеводство стали быстро падать.

Хозяйство калмыцкое ведут почти исключительно женщины; они доят коров, чинят кожи, шьют одежду и обувь, приготовляют полсти, собирают аргал (скотский помет) для топлива, чинят и ставят на место кибитки, носят воду, варят пищу и пр. Сами же калмыки, кроме дозора за скотом и летом косьбы трав и хлеба, за редкими исключениями, решительно ничем не занимаются. Впрочем, за последнее время, ввиду сокращения скотоводства, многим приходится искать заработка на стороне и наниматься на разного рода работы, главным образом на рыбные и соляные промыслы, где владельцы промыслов оказывают им даже предпочтение перед другими рабочими за их необыкновенную выносливость и неприхотливость.

Калмыки исповедуют буддийскую религию, но относительно понимания духа ее стоят на невысокой ступени и суеверны; учения Будды не понимают не только простолюдины, но и их гэлюны, то есть духовенство. В основу своих верований они ставят десять заповедей положительного и отрицательного характера - добрых и злых (черных) дел. К черным делам относятся: лишение жизни, грабеж, прелюбодеяние, ложь, угрозы, грубые слова, празднословие, зависть, злоба в сердце; добрые дела: миловать от смерти, делать подаяния, соблюдать нравственную чистоту, говорить приветливо, говорить всегда правду, быть миротворцем, поступать по учению священных книг, быть довольным своим состоянием, помогать ближнему и верить в предопределение. К духовному местному главе своей религии «бакше» (учителю) калмыки относятся с глубоким уважением. Наружные знаки уважения простираются до того, что целуют след его и пьют воду, которой он моет руки и лицо во время служения; последнее делается с уверенностью в святости и целебности такой воды. К гэлюнам же и гоцулам (священникам и диаконам), благодаря их невоздержной жизни, в особенности пьянству, строго запрещенному буддизмом, народ потерял уважение и подчас относится даже иронически.

Калмыки вступают в брак в очень раннем возрасте: с 16 лет, а девушки с 14. Невесту выбирают родители или родственники жениха. Сватовство тянется очень долго, и свадьба совершается не прежде, чем жених уплатит родне невесты все, что следует по обычаю и договору - на покупку водки, одежды, подарков для невесты и припасов для брачного пира; все это обходится недешево - иногда 100 и более рублей. Перед свадьбой в доме жениха и невесты бывают пирушки, количество которых соответствует достатку брачующихся; но по одной пирушке делается непременно у каждого, так как на этих празднествах доставляются свадебные подарки. Перед свадьбой обе семьи прикочевывают поближе друг к другу. Самая свадьба совершается в кочевье невесты, но в юрте жениха; по окончании брачных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Религиозные свадебные обряды представляют смесь шаманских и буддийских верований. При совершении браков духовенство участвует только в богатых семьях, у бедняков же брак есть чисто гражданский акт, основанный на словесном договоре между родителями брачующихся. Калмыцкие женщины отличаются редкой у других поволжских инородцев чистотой нравов: среди них почти совсем не встречается нарушения супружеской верности; также безупречно и поведение девушек: случаи рождения детей до замужества чрезвычайно редки, и для опороченной девушки почти невозможно найти себе мужа.

Религия и обычное право у калмыков дозволяют многоженство, но оно не в обычае народа, и им, как роскошью, пользуются только богатые люди, да и то чрезвычайно редко и по каким-нибудь уважительным причинам, например по случаю бесплодия жены и пр. В свадебных обычаях сохранились пережитки умыкания невест: так, жених должен силой увезти жену из родительской кибитки, причем родственники и соседи невесты оказывают ему сильное противодействие; молодые родственники жениха до самого конца брачного пира ездят верхом вокруг кибитки, в виде сторожевой охраны, как бы наблюдая за тем, нет ли погони за невестой или же попыток хитростью увезти ее от жениха. Развод, по обычному праву калмыков, совершается очень легко, так как муж всегда волен возвратить жену ее родителям, и это не возбуждает никаких неудовольствий, если только муж честно возвратит назад приданое. Справедливость, однако, требует отметить, что, несмотря на такую легкость развода, калмыки прибегают к нему редко.

* По книге: Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей/Под ред. П.П. Семенова и под общим руководством В.П. Семенова и акад. В.И. Ламанского. Том шестой. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. - СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1901. Печатается с небольшими сокращениями, особенно относящимися к наименее «политкорректным» местам изложения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!