История поселения щербинка. Историческая справка

Город Щербинка расположен на юге Московской области в 6 км от МКАД по Симферопольскому шоссе. Ближайшие соседи - Видное, Подольск, Домодедово, Климовск, Троицк.

Город Щербинка расположен на юге Московской области в 6 км от МКАД по Симферопольскому шоссе. Ближайшие соседи - Видное, Подольск, Домодедово, Климовск, Троицк.

На севере территория города граничит с Москвой, на востоке, юге и западе - с Подольским районом.
История Щербинки начинается в ХIV веке. Маленькая деревушка получила свое название от прозвища тогдашнего владельца - боярина Щербы. В конце ХIХ века здесь строят железнодорожную станцию, рядом с которой вырастает поселок, получивший в 1939 го-ду статус рабочего. С 1975 года Щербинка преобразована в город, который в настоящее время является экономическим спутником Москвы.
Щербинка славится развитой инфраструктурой, чистотой и комфортом. Ее площадь составляет около 600 гектаров, численность населения - около 30 тысяч человек. Щербинка - идеальный город для деловых людей. Развитое транспортное сообщение позволяет в течение 10-15 минут доехать до столицы на автобусе, электричке или на автомобиле. Так как производственный потенциал пока не позволяет жителям трудиться в самой Щербинке, большая часть населения работает в Москве или Подольске. В целях дальнейшего облегчения связи щербинцев со столицей принято решение о строительстве нового железнодорожного переезда в микрорайоне Новомосковский. Но самое приятное событие, которое ожидает жителей города в ближайшем будущем, - строительство линии легкого метро, которое пройдет от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» до Щербинки.
Промышленный комплексгорода представлен в основном предприятиями металлообработки, огнеупорной, текстильной промышленности и стройиндустрией. Крупнейшие из них -
ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ЗАО «Щербинка ОТИС лифт», которые выпускают пассажирские лифты, Щербинский завод художественных промыслов и сувениров, ОАО «Щербинский завод электроплавленых огнеупоров», ФГУП «99-й завод авиационного технологического оборудования», ПКО «Монолит», одно из ведущих в текстильной отрасли, ОАО «Транссвязь», ФГУП «Щербинская типография», ООО «Эко-промстрой», занимающееся столярными работами, и другие.
В Щербинке 5 общеобразовательных школ, 7 детских садов, несколько учреждений дополнительного образования детей. Специальное образование можно получить в Театральном колледже, выпускники которого работают в ведущих театрах Москвы. В городе находится Московский областной филиал ВЭГУ - вуз с разнообразными формами обучения, от очной до дистанционной. Помимо этого в Щербинке есть музыкальная школа, на базе которой проводят международные семинары, детско-юношеская спортивная школа и православная воскресная школа при храме Преподобномученицы Елизаветы.
Хорошая спортивная базагорода позволяет заниматься в спортивных школах и секциях как взрослым, так и детям: шахматный клуб, секции бокса и тяжелой атлетики, туристическая секция и лыжная база при школе № 3, ПЦСК «Витязь», спортивные классы на базе школы № 1, хоккейная коробка при Доме культуры, а также физкультурно-оздоровительный комплекс - 2-этажное здание общей площадью 2200 кв. м, рассчитанное на 1500-2000 человек.
В нем предусмотрены 25-метровый плавательный бассейн, тренажерный зал, площадки для занятий аэробикой и спортивными танцами, сауна, солярий, массажный кабинет, магазин сопутствующих товаров и кафе.
Из учреждений культурыв Щербинке работают около 50 клубов, культурно-молодежный и детско-юношеский центры, 3 библиотеки, музыкальная студия «Радуга». Рядом с городом находится усадьба Остафьево, в которой каждый год проводят Пушкинские праздники, устраивают регулярные музыкальные вечера.
В городе на Индустриальной улице строят 3-этажный торговый центр, на первом этаже которого будут открыты супермаркет, химчистка-прачечная, салон сотовой связи, аптека, парикмахерская, различные магазины и т. д. Помещения второго этажа предполагается сдать фирмам и предприятиям для реализации товаров народного потребления, а в цокольном этаже разместят ресторан, бар, кафе, бильярд и зал игровых автоматов.
План застройки, разработанный администрацией города на ближайшие годы, предусматривает втрое увеличить объемы строительства жилья. Наиболее крупные застройщики в Щербинке - Стройметресурс, МГСН, ОСК и «Домострой». Основная застройка идет на Спортивной, Юбилейной, Первомайской, Индустриальной и 2-й Овражной улицах. В основном возводят дома по индивидуальным проектам, монолитно-кирпичные, кирпичные и кирпично-панельные высотой 12-17 этажей. Дома в Щербинке строят, как правило, многосекционные - 2-6 секций. Первые новостройки были сданы в эксплуатацию во II-IV кварталах 2003 года, сроки сдачи остальных - до I квартала 2005 года. Архитектурные проекты позволяют предложить покупателям самый широкий выбор квартир по площадям и планировкам, большинство квартир подготовят под чистовую отделку: проложат электропроводку, выведут сантехнические коммуникации, установят приборы отопления и стеклопакеты с тройным остеклением, оштукатурят стены.
Среди наиболее интересных проектов - микрорайоны по 2-й Овражной, Индустриальной улицам и жилой микрорайон «Жемчужина», расположенные в непосредственной близости к зонам отдыха, историческим и культурным местам. Застройщик - Стройметресурс.
Микрорайон по 2-й Овражной улице, проект которого в 2002 году стал победителем традиционного конкурса «Новостройка года», организованного при участии Комитета архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы, находится в 700 метрах от улицы Индустриальной. В настоящее время здесь ведется строительство 8 жилых домов с собственным гаражным комплексом, детским садом и школой, магазинами, современными средствами радио- и телекоммуникации, Интернетом.
В микрорайоне по Индустриальной улице идет строительство домов с собственной инфраструктурой: детским садом, школой, торговым центром–супермаркетом, комбинатом бытового обслуживания, физкультурно-оздо-ровительным комплексом, гаражом со станцией техобслуживания.
Цены за 1 кв. м площади в Щербинке - от $600.

Расположение города:
Город Щербинка расположен в 6 км к югу от Московской кольцевой автодороги вдоль Варшавского шоссе и железнодорожной магистрали "Москва - Тула". С севера и северо-востока территория города Щербинки соприкосается земли Москвой (район Южное Бутово), юго-восток, юга, запада - земли города Подольска, Подольского, Ленинского районов Московской области.

Телефонный код г. Щербинка:
Порядок набора +7-496-7 Номер телефона
Добавочные цифры: 5
Если в номере абонента меньше 7 цифр, то после кода города перед номером абонента набираются цифры "5" до десятизначного номера.
Коды населенных пунктов не являющихся областными центрами пятизначные: первые три цифры -- код области, остальные внутриобластной код. Если в городском номере абонента менее 5 цифр, то после кода города также набирается необходимое количество цифр "5" до десятизначного номера.

Почтовые индексы:
Щербинка 142170
Щербинка 1 142171
Щербинка 2 142172

Карта города ЩЕРБИНКА из космоса

История города Щербинка:
Родословная Щербинки уводит к началу позапрошлого века... Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой... Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки, Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов.
Так и называли крепостных:
- Чьи вы, мужики?
- Да, вишь. Щербины мы...
А позже и все сельцо стали называть: Щербинка.

В конце 19 в. построена Курская железная дорога и в 1895 г. появился железнодорожный пост Щербинка (с 1929 г. - станция).

Выросший при станции посёлок получил в 1939 г. статус рабочего посёлка, в его состав вошла деревня Щербинка. Город Щербинка с 1975 г.

Полезные телефоны, справки г. Щербинка:
Администрация Железнодорожная ул.,

Экономика и предприятия Щербинки:
ОАО "Щербинский лифтостроительный завод"
142002 Московская область, г. Щербинка, ул. Первомайская, 6
Телефоны:

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


Предлагает: Лифты пассажирские

ЗАО "Щербинка ОТИС Лифт"
Щербинский завод художественных промыслов и сувениров
ОАО "Щербинский завод электроплавленых огнеупоров"
Подольский завод огнеупорных изделий
ЗАО научно-технический центр "Бакор"
Головной ремонтно-восстановительный поезд-1
Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ
ФГУП "99 завод авиационного технологического оборудования"
ПКО "Монолит"
ОАО "Транссвязь"
СМП № 380
ФГУП "Мослеспроект"
ФГУП "Щербинская типография"
Компания "МИТЛАНА"

Архитектура и достопримечательности Щербинки:
В 3 км к юго-западу от Щербинки - бывшая усадьба князей Вяземских Остафьево, один из центров русской культуры первой половины 19 в. (в 1801-16 здесь жил и работал Н.М. Карамзин; неоднократно бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов и др.).

Часовой пояс г. Щербинка:
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 55°30"
Географическая долгота: 37°34"

Происхождение названия

Легенда гласит, что в начале XIX века на месте современной Щербинки, Милицейского посёлка и урочища Липки находилось имение богатого помещика Щербы. Хозяин имения заложил деревню для своих крепостных крестьян. Населённый пункт состоял всего из семи дворов. Когда крестьян спрашивали, кто их хозяин, они неизменно отвечали: «Щербины мы». Таким образом, деревня получила название Щербинка.

Деревня Щербинка

Помещик Щерба вынужден был бежать из своих владений в 1812 году, когда войска Наполеона подошли к Москве . Все свои ценности Щерба зарыл возле прудов и больше уже никогда не возвращался в своё поместье. Владения Щербы стали передаваться из рук в руки.

В 1860-х годах хозяином поместья стал Н. О. Сушкин. Его семья владела этими землями до самой революции. Сушкин разбогател благодаря ростовщичеству. У него было много владений вблизи поместья Щербы. Своё новое имение ростовщик использовал в качестве продуктивного подсобного хозяйства. Постоянно Сушкин в Щербинке не проживал. Он любил проводить в деревне только летние месяцы. Благодаря правильной организации ведения хозяйства Щербинка становится благоустроенной и доходной.

После отмены крепостного права в 1861 году каждый крестьянин, живший в Щербинке, получил по одной десятине земли на душу. В общей сложности 85 десятин. Крестьянские десятины легли в основу земель территории современного города. Господскую часть имения перестраивали в соответствии с нуждами хозяев. По распоряжению нового владельца был посажен большой фруктовый сад, ставший впоследствии источником хорошего дохода для Сушкина. В 1870-х годах недалеко от деревни появилась железнодорожная ветка, соединявшая Курск и Москву. Станции возле Щербинки изначально не было. Здесь находилась только небольшая казарма для работников железной дороги. Возле этой казармы поезд мог сделать остановку по требованию. В 1890 году Сушкин получил разрешение на строительство станции, названной «Платформа Щербинка». Получить разрешение Сушкину помог фабрикант Баскаков, предприятие которого находилось в трёх верстах от железнодорожной ветки.

Когда станция была построена, оказалось, что от железной дороги её отделяет полоса крестьянской земли. Сушкин выкупил у крестьян их землю и построил шоссированную дорогу на европейский лад, соединившую имение и станцию. Дорогой имели право пользоваться только сам хозяин и его гости. Чтобы крестьяне не могли пользоваться дорогой, с обоих её концов были установлены шлагбаумы. В 1912 году крестьяне просили у Сушкина разрешения на проезд по дороге. Однако ростовщик боялся, что крестьянские савраски могут испортить дорожное покрытие, и разрешения не дал, поставив ещё один шлагбаум.

Недалеко от деревни Щербинка было построено небольшое предприятие по производству кирпича. В начале ХХ века это предприятие было перекуплено компанией «Зингер», собиравшейся открывать свою фабрику в Подольске . Однако вскоре Щербинский кирпичный завод был перепродан. Новым хозяином стал предприниматель В. Белоусов. Предприниматель значительно расширил производство, проведя некоторые ремонтные работы и обновив оборудование. Предприятие, тем не менее, продолжало оставаться полукустарным. Рядом с заводом находились бараки для рабочих и небольшой одноэтажный дом. В одной его половине находилась контора предприятия, а в другой жил Белоусов.

После революции

Перед революцией 1917 года в Щербинке находилось всего 17 дворов. Населённый пункт невозможно было увидеть ни на одной крупногабаритной карте. Все щербинские земли перешли в подчинение образованного после революции Захарьевского сельсовета, который, в свою очередь, подчинялся Сухановскому исполкому Подольского уезда. Щербинка начала стремительно разрастаться благодаря заселению её железнодорожниками. Они обратились к властям с просьбой выделить им земельные наделы на этой территории. Железнодорожникам выделили участок земли недалеко от Захарьевского прихода, называвшийся Попова роща. Работники железной дороги обязаны были самостоятельно вырубить находившийся здесь лес и сдать его на государственные нужды.

Строительство посёлка железнодорожников началось на том месте, где сегодня располагается Железнодорожная улица. В 1918 году новая власть национализировала предприятие Белоусова. Кирпичный завод был передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории владений помещиков Дружининых, находившейся по соседству с Щербинкой, было построено Опытно-показательное хозяйство, в котором занимались разведением холмогорского скота. В господской усадьбе сделали Дом отдыха для работников Исполкома Коминтерна. В 1918 году было также национализировано всё имущество семьи Сушкиных. Наследник ростовщика жил в поместье со своей женой и славился своими либеральными взглядами. Он не стал препятствовать национализации и покинул поместье через 2 дня после того, как был лишён своего имущества.

Развитие Щербинки продолжилось только после гражданской войны. Недалеко от старого предприятия Белоусова в 1928 году началось строительство нового кирпичного завода Райпромкомбината. Для строительства предприятия были привлечены сезонные работники. Первая очередь завода вступила в строй уже в том же 1928 году. Лес, находившийся на территории будущего завода, был вырублен. За предприятием вырос рабочий посёлок. Через некоторое время была построена фабрика «Клей-Мыло». Однако это предприятие просуществовало недолго. Оно отравляло почву и воздух промышленными отходами. В 1938 году «Клей-Мыло» закрыли. На его месте появился Щербинский штамповочно-механический завод. В начале 30-х годов недалеко от железнодорожной платформы началось строительство Экспериментального кольца ЦНИИ НКПС. Строительство завершилось в 1932 году.

В конце 30-х годов началась электрификация железнодорожной ветки Москва - Подольск. Многие работники железной дороги решили обосноваться в Щербинке. В селе появился Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест) - один из крупнейших застройщиков в стране. Первые двухэтажные типовые дома появились вдоль Серпуховского шоссе. Так был построен посёлок Мостотреста. До начала 40-х годов было заселено 3 дома. Железная дорога также строила жильё для своих работников. У Щербинской артели были отчуждены земли. Взамен артель получила земельный участок 68 га, принадлежавший подсобному хозяйству «Колония имени 1-ого Мая». В конце 30-х годов в Москве проводились реконструкционные работы. В связи с этим многие жилые дома были снесены из-за высокой степени износа. Живших в них людей переселили в новый жилой район в окрестностях деревни Щербинка. Таким образом, к концу 30-х годов был образован крупный населённый пункт. В декабре 1938 года Щербинка получила статус рабочего посёлка.

Рабочий посёлок

В 1939 году был утверждён проект планировки посёлка. Поскольку из столицы должны были перевезти очередную партию переселенцев, разработка проекта была закончена к лету 1939. Начался отвод участков для индивидуального строительства. В том же году был заложен новый район посёлка, получивший название Новомосковский. Для строительства дач работников 1-го Государственного подшипникового завода также было выделено несколько земельных участков. Таким образом, появился ещё один новый район - Шарики. Затем появляется район Орджоникидзе . Подольский заводи имени Орджоникидзе подал заявку на получение земельных участков для строительства индивидуальных домов для своих работников. Центр посёлка расположился в районе кирпичного завода, так как там проживало уже более семи тысяч человек. Всего же в Щербинке жили более одиннадцати тысяч человек.

Помимо жилых домов, посёлок нуждался в значительном количестве объектов социального назначения: школы, пожарное депо, магазины и т. д. Строительству в Щербинке мешала местная жирная глинистая почва. После незначительного дождя по посёлку было невозможно передвигаться ни на транспорте, ни пешком.

Великая Отечественная война

Строительство в Щербинке было приостановлено во время Великой Отечественной войны. Осенью посёлок оказался в прифронтовой зоне, так как прорывающиеся к столице фашисты очень близко подошли к Подольску. Через Щербинку проходили рубежи московского оборонительного пояса. Население посёлка сократилось практически вдвое. Большая часть проживавших в Щербинке мужчин была мобилизована на фронт. В посёлки пустовали целые квартиры, в которых со временем поселились расквартированные части Красной Армии. В декабре 1941 года остановил свою работу кирпичный завод, возобновив её только в 1943 году. Штамповочное предприятие, начавшее работу в 1938 году, в военные годы работало только на нужды фронта. Из-за близости к фронту и нехватки топлива на территории посёлка, а также в окрестностях Щербинки были вырублены остатки леса. В значительной мере от вырубки пострадали парки и сады бывших помещичьих усадеб.

Послевоенные годы

В послевоенные годы строительство в Щербинке возобновилось. В центре посёлка началось возведение благоустроенных трёх- и четырёхэтажных домов. Новые строения появились на Театральной улице. На площади построили Дом культуры. Финансированием строительства занимался Огнеупорный завод. Благодаря его капиталовложениям в посёлке появились медицинские учреждения и магазины, а также проводились мероприятия по благоустройству Щербинки. Не меньшую помощь в строительстве оказывает и ЦНИИ МПС. С помощью капиталовложений института в посёлке выстроили трёх- и четырёхэтажные дома, коммуникации и огромное количество объектов социального назначения. Также институт занимался застройкой микрорайона №2 и большого пустыря между Северным (Люблинским) и Центральным (Кирпичным) микрорайонами. Ранее этот пустырь использовался жителями посёлка в качестве картофельного поля.

В начале 50-х годов в посёлок прибыл Головной ремонтно-восстановительный поезд №1 МПС (ГОРЕМ-1), бывший строительной организацией железнодорожников. В микрорайоне Люблинский в кратчайшие сроки было выстроено 6 двухэтажных деревянных, 17 двухэтажных восьмиквартирных, 1 пятиэтажный и 3 четырёхэтажных дома. Специально для посёлка была заложена артезианская скважина, построены большая котельная, водонапорная башня, паропровод, канализации и водопроводные коммуникации. Московско-Курская (сегодня - Московская) железная дорога сыграла огромную роль в освоении посёлка. Окончив строительство восьмиквартирных домов, железнодорожники перешли к возведению четырёхэтажного жилья. Затем были выстроены собственная котельная, обеспечивавшая жилые дома теплом, водой и канализацией.

В начале 50-х годов на территории подсобного хозяйства было начато возведение городка для московских милиционеров. Изначально это были деревянные дома. Затем появились капитальные строения. В середине 50-х Геологонефтеразведке выделили пустовавшие земельные участки для строительства ещё одного градообразующего предприятия. В те же годы в посёлке появился лифтостроительный завод. Благоустройство Щербинки началось во второй половине 50-х годов. На улицах появились фонари, дороги были заасфальтированы. В начале 60-х было начато строительство АТС. Вскоре во многих домах Щербинки появились телефоны. В 1962 году на улице Садовая был возведён первый пятиэтажный панельный жилой дом.

Статус города

К середине 70-х годов Щербинка была уже фактически городом. Новый статус был присвоен населённому пункту в 1975 году. В 1992 году Щербинка была преобразована в город областного подчинения. В 2002 году в городе началось крупномасштабное строительство, полностью изменившее облик Щербинки. В 2004 году в городе появился новый микрорайон: в состав Щербинки вошёл посёлок Гарнизона Остафьево. В 2005 году Щербинка получила статус городского округа. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ столицы город Щербинка вошёл в городскую черту.

Начиная с этой публикации, мы будем рассказывать о городах Подмосковья в обновленном формате. В нашем рассказе будут две обязательные части — о центре и о новых районах. Нам кажется, что так можно лучше понять, что из себя представляет город.

И начнем мы с города Щербинка. В 2012 году этот город стал частью Новой Москвы, но на сегодняшний день это типичный подмосковный город-спутник. Если учесть еще и лозунг нашего сайта: «Обратная сторона МКАД — испытано на себе», то Щербинка — вполне подходящий объект для визита. Поехали!

Щербинка известна с XIV века как село Щербинино. Есть версия, что название произошло от фамилии владельца села — Щербы. Говорят, что в 1812, испугавшись французов, Щерба зарыл свои сокровища и покинул село. А после изгнания Наполеоновской армии обратно он не вернулся. Нашел ли кто-нибудь клад — неизвестно.

До 2012 года Щербинка был городом областного подчинения, а сейчас он является частью Новой Москвы. Население — 32 тысячи человек, расстояние от МКАД — 6 километров по Варшавскому шоссе.

Интересен герб города. В центре изображен рельс и кольцо, что символизирует железнодорожное экспериментальное кольцо (мы расскажем о нем ниже). Кирпичная арка — завод огнеупоров. А шестерня — лифтострительный завод. Если судить о городе по гербу, то складывается впечатление, что нам предстоит поездка в промзону с кучей дымящих труб с железнодорожным кольцом внутри. Посмотрим, так ли это.

Центр

Обычно в подмосковных городах ядром города является станция, где останавливаются пригородные электрички. Поэтому мы решили начать осмотр города именно с района возле станции. В конце апреля здесь уже работал фонтан, на фоне — невзрачная церквушка, явно современный новодел. Обычные панельные дома. Вроде ничего особенного.

Если присмотреться, то необычное можно увидеть и здесь: каждое сопло фонтана имеет свой краник, на каждом кране иероглифы. Интересно, неужели, каждое утро ответственный по фонтану включает все краники по очереди?

С другой стороны фонтана находится нечто более интересное. Детская площадка. Мы любим детские площадки. Именно по детским площадкам и нужно оценивать город. Чем их больше и чем они лучше, тем больше город пригоден для жизни молодых семей.

Емеля с щукой.

А это животное сразу и не узнать. Наверное, это чупакабра.

Посмотрим на застройку центральной части. Вот еще одна разновидность панелек.

Обычная улица города ближнего Подмосковья.

Во двор всунули бизнес-центр. Его бессмысленная и беспощадная архитектура нисколько не украшает центр города.

Зато на плакате уже красуется герб Москвы. Интересно, сколько жителей Щербинки позвонили по 02 и узнали телефон своего участкового?

Новостройки

Щербинка находится очень близко от Москвы (или теперь правильно говорить от Старой Москвы?) и, соответственно, тут должно быть много прекрасных новостроек с великолепно развитой инфраструктурой. Проверить это мы решили на примере нового микрорайона на улице Индустриальной.

«Инспекцию» начали с нашей любимой темы — детских площадок.

Катаясь с горок, дети решают уравнения…

… учат стихотворения.

Мы приятно удивились, увидев во дворе новенькие тренажеры и даже позанимались на них. Все работает, проверено на себе.

А это что? Когда люди 10 лет назад покупали здесь квартиры, то застройщик гордо отвечал: «Детский сад!». Когда квартиры были распроданы, застройщик разорился, и садик с тех пор стоит недостроенным. Самое удивительное, что с точки зрения города — это здание незаконный самострой, никаких документов и проектной документации на него нет. И как итог — в таком большом квартале детского садика нет.

Два Чехова, пожалуйста.

Удивительно было увидеть на окраине новостройки арык. Мигрантам из Средней Азии он должен напоминать родные города.

На этом мы решили закончить осмотр города и изучить окрестности.

Железнодорожное кольцо и «Кошкин дом»

Самый большой объект Щербинки — это экспериментальное железнодорожное кольцо НИИ железнодорожного транспорта. Это железнодорожное кольцо на картах Москвы с деревней в центре всегда казалось мне загадочным, и на этот раз нам предстояло его увидеть.

Железнодорожное кольцо на самом деле состоит из трех колец. Внешнее имеет протяженность 6 километров и построено в 1932 году. Это был первый в мире железнодорожный полигон. Позднее построены два внутренних кольца, которые в отличие от первого имеют уклоны. Испытания железнодорожной техники проходят на кольце и в настоящее время.

Чтобы беспрепятственно подойти к кольцу, нужно заехать внутрь — в деревню Новокурьяново. А потом пройти по полю пешком. Всю дорогу от конца дороги и до насыпи меня развлекал чибис. Удивительно, что их можно увидить всего в 6 километрах от МКАД.

Вокруг во всю цвела мать-и-мачеха.

А вот и испытания техники. Железнодорожная станция постоянно меняет свои названия: «Сюзьва», «Любинская», «Расторгуево» лишь некоторые из них.

Зачем на экспериментальном кольце вообще станция, спросите вы? Ваш вопрос абсолютно закономерен.

А вот и разгадка. Станция-то не настоящая и стоит на крыше здания. Эта станция бутафорская и используется для съемки фильмов. Работники кольца называют ее «Кошкин дом». Почему-то им показалось, что архитектура станции напоминает дом тети Кошки из известной сказки.

Неожиданно открылась дверь, и из Кошкиного Дома вышел охранник. Видимо, ему было скучно, поэтому он с объекта меня не погнал. Охранник поведал, что станцию построили еще в 70-х. Фильмы раньше тут снимали часто, а в последнее время давно уже никаких съемок не было. Последний раз станция участвовала в съемках картины «Generation П».

Табличка с одним из названий станции лежит под лавкой.

Пройдемся до высокого здания — это корпоративный университет «РЖД».

Рядом с ним стоит паровоз и будка стрелочника. Это паровоз серии Л 1954 года постройки. Один из последних в этой серии. Л — от фамилии инженера Лебедянского, главного конструктора машины. Интересно, что изначально эта серия называлась П — «Победа», но потом была переименована в честь конструктора. Если для самолетов — это было нормой, то для паровозов — исключительный случай. В народе же паровоз называли Лебедем. Этот Черный Лебедь был одним из лучших и массовых советских паровозов.

На этой фотографии хорошо виден уклон внутренних рельсов.

Полюбовавшись техникой, отправляемся в более спокойные и умиротворенные места.

Остафьево

Старательно объезжая огромные ямы в асфальте, через несколько минут паркуемся у храма в селе Остафьево. Нет, на фото не наша машина (к сожалению).

Храм Живоначальной Троицы в Остафьево был построен в 1781 году в стиле барокко. В 1929 году храм хотели закрыть, но живая еще графиня Шереметева убедила местных жителей не делать этого. В том же году она умерла, через несколько лет богослужения прекратились. Иконы храма пошли на доски для полов в сельской школе. Во время войны в нем была столовая для летчиков, а затем швейный цех. В 1991 году храм передали обратно церкви, после чего он был восстановлен.

И хотя мы не испытываем к культовым сооружениям религиозных чувств, прогуляться по территории вокруг храма любим. Тут красиво.

Цветут пролески (луковичное растения семейства спаржевые). Этот первоцвет повсеместно встречается в наших лесах и в диком виде.

Крокусы.

На территории храма есть небольшая детская площадка. Вот за все это мы и любим церкви

Переходим в усадьбу Остафьево. Вход стоит 20 рублей, посещение музея — 100 рублей. Музей закрывается в 5 часов вечера. Гулять по усадьбе можно допоздна. Здесь очень большой парк.

Уже зацвел гусиный лук (или гейджия). Это луковичное растение, родственник тюльпанов.

Главное здание усадьбы сейчас реконструируется. Но надеемся, что в 2014 году оно предстанет во всей красе.

Расцвет усадьбы связан с именем князя Петра Вяземского. Усадьба была приобретена его отцом Андреем Вяземским именно в честь рождения сына. Говорят, что князю очень понравилась старинная липовая аллея. При Петре Вяземском в имении гостил весь культурный бомонд того времени: Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь. С именем великого поэта связан забавный анекдот, будто бы князь решил назвать усадьбу первым словом, которое произнесет собиравшийся приехать к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил Александра Сергеевича, что делать с его саквояжем. «Оставь его», - ответил поэт. Так и появилось название «Остафьево».

Табличка у пруда рассказала нам, что пруд — это важный элемент усадьбы. Остафьевский пруд образован плотиной на реке Любуче. Говорят, что здесь водится щука, окунь и лещ. Еще говорят, что охрана пруда гоняет рыбаков, потому что им самим рыбы мало, наверное
Но пруд и в самом деле красив.

Карамзин, автор «Истории государства Российского», приходился родственником Вяземским и долгое время жил здесь. Именно в Остафьево он и написал свой эпохальный труд. Этот дуб был посажен 150 лет назад в честь историка.

В здании усадьбы действует музей и кафе. Оба заведения работают до 17 часов, а мы приехали сюда почти к закрытию. Поэтому мы выбрали кафе, решив посмотреть музей в следующий раз. В кафе есть детский уголок.

Интерьер тут довольно неплох, если сравнивать его с кафе в Ершово или Архангельском.
Цены обычные для кафе. Еду готовят здесь же. Мы брали котлеты и отварные овощи, нам понравилось.

Перекусив и отдохнув, продолжим осмотр с новыми силами. Петр Вяземский писал о усадьбе:

Серебряная ночь взошла на небеса.
Всё полно тишины, сиянья и прохлады.
Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады
Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам;

Это первый памятник книге, который я увидел за свою жизнь. Карамзин написал в Остафьево восемь томов своего труда.

Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностью жизни, не мало и грустили, там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…

Весна 2013 года выдалась поздняя. Только в апреле природа, наконец, начала оживать.

Зацвела купальница.

Левый флигель. Архитектор усадьбы не известен.

Марсово поле. Одна из «затей» в усадьбе. Поляна была создана в честь победы в войне 1812 года.

Другой затеей была роща кенокс. Подобные рощи известны еще в Древнем Риме. Посаженные и подстриженные определенным образом деревья обеспечивают видимость по всем диагоналям. Роща восстановлена в 2004 году.

Ротонда. Табличка рядом с ротондой проинформировала нас, что беседка «Храм Аполлона» воссоздана в 2012 году. И на это ушли годы научных изысканий и более 10 миллионов рублей.

Куда точно ушло более 10 млн рублей мы сказать не можем, но не простояв и года ротонда начала разрушаться.

Горбатый мостик. Он стоял на этом месте с 1805 года. К 1950-м годам, когда в усадьбе располагался дом отдыха, мостик был разрушен и был воссоздан в 1999 году.

Полюбуемся еще немного на весеннуюю природу.

Напоследок предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик с панорамой усадьбы.

Отправляемся по домам. Когда я делал этот кадр, охранник вышел из своей будки и спросил: «Что же тут такого интересного? Вы уже второй эту стену фотографируете. Пойду тоже погляжу». Весна! Даже в стороже проснулось любопытство, главное сделать первый шаг, и сразу откроется много новых и интересных мест вокруг.

Справочная информация

  1. Центр (55°30’32″N — 37°33’48″E)
  2. Новостройки (55°30’11″N — 37°33’24″E)
  3. «Кошкин дом» (55°30’47″N — 37°33’18″E)
  4. Место в Новокурьяново откуда надо идти пешком к ЖД кольцу (55°31′01.4″N — 37°33′13.5″E)
  5. Остафьево (55°29’41″N — 37°30’10″E)

Сколько потратить времени: целый день.
Дети: в центре, новостройки и у храма в Остафьево есть детские площадки. Блюда в кафе усадьбы подходят для детей.
Бюджет: вход в усадьбу стоит 20 рублей, музей — 100 рулей, поесть в кафе — от 200 рублей на человека.
Как добраться: 6 километров от МКАД по Варшавскому шоссе или электричкой с Курского вокзала до станции Щербинка. До Остафьево из Щербинки ходят автобусы.

Согласно археологическим находкам (курган, керамика, стеклянные византийские украшения Х-ХI вв.), на территории и в окрестностях нынешней Щербинки всегда жили люди. Поселения славян-вятичей на средней Лопенке прослеживаются со времен Домонгольской Руси. Обнаруженные образцы позднейшей керамики и металла свидетельствуют о возобновлении здесь жизни с начала ХIV века.

Название нашей Щербинки происходит, как и подавляющее большинство названий малых селений на Руси, от фамилии либо прозвища его первого владельца - помещика или вотчинника. Роды князей Щербатых и дворян Щербининых известны с XV века. "Ономастикон" академика С.Б. Веселовского указывает на Щербину (1425 год) - дьяка князя М.А. Верейского и еще на дворянина Василия Игнатьевича Щербину, от которого пошел род Щербининых. Из них в русскую историю XVI века вошел Василий Иванович Щербинин по прозвищу Дородный. Про него из этой же книги известно, что в 1550 году он получил в дар от молодого царя Ивана Васильевича Грозного поместье под Москвой. В 1570 году, в опричнину, он был казнен. Землю под поместье на реке.

Лопенке своему верному слуге царь Иван мог выделить из обширного имения Захарьино, бывшего приданым царицы Анастасии Романовны Захарьиной (1530-1560 гг.) и ставшим совместным владением царской четы.

В смутное время начала XVII столетия сельцо Щербинку постигла общая судьба многих сел и деревень на Руси - оно обезлюдело и превратилось в "пустошь". Кому принадлежало восстановленное в течение XVII столетия поместье Щербинка - остается неизвестным. С 1672 года жители сельца Щербинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766-1767 гг. находим: "Щербинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766.

Пашни 163 д 2352 и 23 с перелог и лесная мелкая поросль 41 д 2126 с., лес 23 д 456,5 с, сенной покос 7 д 1958,5 с, селение 10 д 84 с, дороги 3 д 2298 с, реч. 1762 и 13 с. Всего 251 д. 1438 с., душ 27*"

Генеральша А.А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечное пользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15, 18 га) по левому берегу р. Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой г. Щербинки в Центральной и Северной его частях (ул. Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишневая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е.В. Кротковой был снят сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 года, дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.

В начале 60-х годов XIX века усадьба досталась богатому ростовщику Н.О. Сушкину, который сделал ее благоустроенным и доходным местом. Он же добился учреждения постоянного остановочного пункта "Платформа Щербинка" на построенной в семидесятые годы железной дороге из Москвы в Курск. В конце XIX века было заложено кирпичное производство, использовавшее местные жирные красные глины. Завод выкупила компания "Зингер", которая использовала его продукцию для строительства своего предприятия в Подольске. В конце 20-х годов XX столетия на месте старого был построен новый большой кирпичный завод, преобразованный затем, в послевоенные годы, в завод огнеупоров.

В 30-м году прошлого века началось строительство Экспериментального кольца для испытаний железнодорожного транспорта. В 1938 году начал функционировать штамповочно-механический завод. В том же году населенный пункт Щербинка был преобразован в рабочий поселок. В пятидесятых годах прошлого века начал выпускать продукцию Щербин-ский лифтостроительный завод. Четыре предприятия - Завод огнеупоров, Лифтостроительный завод, Экспериментальное кольцо и "Штамповка" стали стержнем, вокруг которого сформировалась Щербинка, получившая в 1975 году статус города, а в 1992 ставшая городом областного подчинения. В 2002 году началось крупномасштабное жилищное строительство, изменившее облик города. В 2004 году в состав города микрорайоном вошел поселок Гарнизона Остафьево. В 2005 году Щербинке был присвоен статус городского округа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!