История района метрогородок.

Район Метрогородок входит в состав Восточного административного округа Москвы. Этот район входит в число самых больших по площади среди прочих московских районов. Большую часть территории района Метрогородок занимает национальный парк Лосиный остров, благодаря которому здесь сохраняется хорошая экология. Кроме того, плотность населения Метрогородка одна из самых низких в Москве.

В далеком прошлом эта местность была покрыта дремучими местами. Еще 200 лет назад вместо современного района столицы здесь стояло лишь несколько маленьких деревянных изб, принадлежащих селу Черкизову. В этой же местности находились небольшие деревеньки Александриха и Пантелеиха.

В 1908 году была достроена Московская окружная железная дорога, которая прошла по западной границе нынешнего района. Но это ненамного оживило жизнь округи. Москвичи по-прежнему приезжали на Лосиный остров лишь для устройства пикников и в грибной сезон.

Лишь в конце 20-х годов прошлого века, когда было решено строить в Москве метро, нужна была специализированная инфраструктура. В 1928 году на территории района была размещена база Метростроя. В течение следующих десяти лет в округе вырубались леса, строились бараки и заводы. На рубеже 40-50 годов прошлого века бараки стали сменяться постоянными жилыми домами. Большую часть двух- трехэтажных домов строили пленные немцы. В состав Москвы Метрогородок вошел в 1960 году, когда была построена МКАД,

Самая крупная транспортная магистраль Метрогородка – это Открытое шоссе. Несмотря на свое название, шоссе – это тупиковая улица, что несет неудобства для автомобилистов, но хорошо отражается на экологии района. По иронии судьбы собственных станций метро в районе нет, хотя, в непосредственной близости от его границы располагается станция Улица Подбельского, до которой можно доехать на трамвае.

Лес располагается в северной части района Метрогородок, жилая застройка занимает центральную территорию, а на юге и юго-востоке находится обширная промзона, существующая с 30-х годов 20-го столетия. В промышленной зоне Метрогородка функционирует 18 промышленных предприятий, в числе которых ТЭЦ-23.

Социальная инфраструктура района не слишком развита, что обусловлено низкой окупаемостью в связи малочисленным населением. Что касается жилой застройки, то дома представлены в основном панельными зданиями, построенными в 70-90 годах прошлого века и послевоенными пятиэтажками. Главным достоинством данной местности является чистый воздух и возможность отдыха на природе.

Метрогородо́к - район в Восточном административном округе города Москвы, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование. Крупнейший по площади район Москвы. Бо́льшую часть территории района занимает национальный парк «Лосиный Остров». Площадь района - 2757 га. Население - 37 785 чел. (2016).

Территория нынешнего Метрогородка долгое время была покрыта густыми лесами, среди которых некогда стояли две небольшие деревушки - Александриха и Пантелеиха, но уже в XIX веке на их месте были пустоши. В конце XIX века здесь появляются дачи - район становился ближним пригородом Москвы. В марте 1917 года пределы Москвы распространились до Московской окружной железной дороги, территория нынешнего района Метрогородок в городскую черту ещё не вошла, но стала с ней непосредственно граничить (граница эта совпадала с современной границей Метрогородка и района Богородское). Метрогородок возник в 1930-х гг. с началом строительства Московского метрополитена, тогда по соседству с Окружной железной дорогой появилась автобаза «Метростроя», а рядом с ней - двух- и трёхэтажные дома барачного типа, где жили строители метрополитена. Так появился посёлок, называвшийся «Метрогородок» (или «посёлок Метростроя»). В сторону посёлка из располагавшегося на территории Богородского посёлка имени Подбельского (бывшее село Ивантеевское) вело Открытое шоссе, оно получило своё название ещё в 1922 году - по открытой с одной стороны местности, но в те годы доходило только до Окружной железной дороги, а далее его продолжением служила обычная просёлочная дорога. Застраивалась сначала правая сторона данной дороги, и карта Москвы 1939 года показывает, что эта правая сторона считалась тогда уже частью Москвы (остальная территория района вошла в черту Москвы в 1960 г.). Через железную дорогу перекинули узкий мостик и по нему пустили одноколейный трамвай № 8. Этот трамвай доставлял на автобазу рабочих «Метростроя»; им пользовались и москвичи, желавшие отдохнуть в Лосином Острове: погулять в лесу, пособирать грибы и ягоды. В начале 1940-х гг. был построен надёжный трамвайно-автомобильный мост через Окружную железную дорогу, а просёлочную дорогу сменило продолженное на северо-восток Открытое шоссе. На месте прежних бараков руками немецких военнопленных были возведены двух- и трёхэтажные дома с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией; большинство квартир в них получали работники «Метростроя» и автобазы. Появились площади и скверы. В начале 1950-х годов в Метрогородок переехал завод железобетонных изделий. В 1950-е гг. началась активная жилая застройка района, а в 1960-1970 гг. Открытое шоссе приобретает современный облик, одновременно возникают новые улицы. Метрогородок этих лет необычайно уютен и зелен, причём деревья растут даже между трамвайными путями. В ходе проведённой в Москве административной реформы 1991 года 12 сентября 1991 года образован муниципальный округ Открытое Шоссе, вошедший в состав Восточного административного округа. Постановлением…

Технически огромный Метрогородок может похвастаться удивительно низким для Москвы уровнем плотности населения. Суммарно в районе живут 37 тыс. человек, на долю среднестатистического столичного «спальника» обычно приходится в 3-5 раз больше. Главная причина диссонанса - национальный парк «Лосиный остров», зона свободная от застройки и занимающая большую часть района. Лесная зона полностью изолирует Метрогородок от остальных районов с севера и востока, в то время как разделительной полосой на западе и юге служат оставшиеся с советских времен промышленные предприятия.

Парк «Лосиный остров». Фото: Commons.wikimedia.org

Дачная околица

Изначально территория современного Метрогородка была покрыта сплошным лесом. Размеренное освоение ближнего пригорода Москвы началось в конце XIX века с ростом популярности пригородных дач. А чёткие очертания поселок приобрёл только во второй половине 1930-х. Неподалеку появилась автобаза «Метростроя», а рядом с ней на сегодняшней Пермской улице небольшое поселение рабочих из двух- и трехэтажных зданий, больше напоминающих бараки. Во время войны правая сторона проходящего сквозь весь район Открытого шоссе активно начала застраиваться уже основательными каменными домами и половина района официально оказалась в составе столицы. Квартиры в новых домах получили рабочие-метростроевцы. В 1950 к жителям района добавились сотрудники перевезенного сюда завода железобетонных изделий, одновременно в Метрогородке началась мощная жилая застройка, перекинувшаяся на левую сторону Открытого шоссе. К 1960-му году вся современная территория района официально вошла в состав Москвы.

Очередная волна жилищного строительства началась здесь в начале 1970-х и подарила району одну из главных тем для городских легенд. В 1972 году на улице Николая Химушина было построено сразу три девятиэтажных дома серии II-49П, несколько лет спустя в народе они получили название «фенольных». Изначально здания считались экспериментальными: в бетон при строительстве добавляли вещество фенол, которое должно было ускорить затвердевание, а проложенную в качестве утеплителя стекловату пропитывали формальдегидами. Через несколько лет после эксплуатации надзорные службы зафиксировали в здании рекордный уровень превышения концентрации ядовитых веществ. Окончательно расселить дома удалось только к началу 1990-х. «Фенольный» дом на Открытом шоссе после этого снесли, а три здания на улице Химушина лишь несколько месяцев назад решили превратить в общежития для сотрудников автодорожных предприятий: обследовавшие здания эксперты пришли к выводу, что риска для жизни и здоровья они больше не представляют.

Снос «фенольного» дома в Метрогордке. Фото: www.russianlook.com

Тихий анклав

Основной плюс проживания в Метрогородке - тишина. Главная магистраль района - Открытое шоссе - заканчивается тупиком и крайне редко бывает загружена машинами. Удаленность от метро лишила Метрогородок не только плюсов, но и явных минусов - точек дешёвого общепита и скоплений народа.

Положение изолированного посёлка оставило микрорайон развлекательных зон: здесь нет ни торговых центров, ни кинотеатров, ни сетевых кафе. Для жителей работают только несколько местных ресторанов, которые больше подойдут для организации праздничных банкетов. Тем не менее, район хорошо обеспечен социальной инфраструктурой: здесь достаточно школ, детских садов, площадок, больниц и спортивных секций. Главное место для прогулок - парк Лосиный остров, молодые люди по вечерам изредка прогуливаются по бульвару, вытянутому вдоль улицы Николая Химушина.

Станций метро на территории самого Метрогородка нет и в будущем не запланировано. Путь пешком от ближайшей «Улицы Подбельского» до жилищных массивов займёт около 20 минут. С восточной стороны к микрорайону приближена станция «Щёлковская», пешеходный путь от неё тоже затянется и будет лежать через промзону. От метро жителей городка возят несколько маршрутов автобусов и трамваев.

Тариф на проживание

Средняя стоимость квадратного метра в микрорайоне по оценкам портала irn.ru составляет 149 тыс. рублей в месяц, примерно на 12% дешевле среднемосковского уровня. За аналогичные деньги можно поселить, например, в Люблине, Марьине или Алтуфьеве. В случае с Метрогородком речь может идти лишь о покупке недвижимости на вторичном рынке: новостроек в районе нет. Зато прошедшая здесь волновая застройка даст возможность выбрать из кирпичных, монолитных, панельных, пяти- и девятиэтажных домов.

Парк «Лосиный остров» примыкает к застройке, расположенной по левую сторону Открытого шоссе. Прямо на деревья выходят окна жильцов первого микрорайона Метрогородка. Дома на правой стороне шоссе отделены от промышленной зоны проходящей сквозь весь микрорайон улицей Николая Химушина. Жильцам окрестных домов из окна будет видна работающая ТЭЦ и действующий завод железобетонных конструкций. Тем не менее, экологи полагают, что работа предприятий не наносит вреда здоровью, а местные дворы в сравнении с остальными московскими «спальниками» всё равно покажутся достаточно зелёными.

Из-за наличия рядом зелёной зоны и вопреки удалённости от метро съёмные квартиры здесь пользуются достаточно большим спросом, а их стоимость часто оказывается выше стандартных расценок удалённых районов. Снять «однушку» в Метрогородке можно за 27-30 тыс. рублей в месяц. «Двушки» редко предлагают дешевле 45 тыс. рублей в месяц, а за «трёшку» придётся заплатить примерно 55 тыс.

Район Метрогородок входит в состав Восточного административного округа города Москвы.

Площадь района 540 га. Численность населения - около 33 тыс. чел.

Район Метрогородок очень молодой по сравнению с близлежащими, которые имеют давнюю историю и образовались на месте старинных деревень и сел, таких как Богородское, Черкизово, Калошино, Абрамцево, Черницыно, Гольяново. Ведь до начала прошлого столетия на месте современного района кроме Лосино-Погонного леса, реки Сосенки с притоками, да нескольких деревянных домиков ничего не было.
Даже после завершения в 1908 году строительства Московской Окружной железной дороги, ничего не изменилось в этих местах. Только возле станций «Черкизово» и «Белокаменная» появились промышленные постройки. Из села Ивантеевское прошли две параллельные дороги: одна – на месте нынешнего Открытого шоссе, другая – чуть южнее в сторону Гольяново. Через железную дорогу перекинулся узкий мостик, в последствии по нему проложили одноколейку. На одноколейном трамвайчике люди стали приезжать в Лосиный Остров, чтобы отдохнуть: погулять в лесу, собирать ягоды, грибы.
Название района уводит нас в 30-е годы XX века, к появлению Московского метро. В сентябре 1931 году был создан «Метрострой», в ноябре этого года была заложена первая шахта метро на Русаковской улице. С этого началось строительство Сокольнического радиуса метрополитена. Начаты проектирование и геологические изыскания на трассе первой очереди, которая должна была пройти от центра по трем радиусам: к Сокольнической, Крымской и Смоленской площадям. «Метрострой» включили в число ударных строек, с первоочередным снабжением стройматериалами и транспортом. Со всех концов страны шли грузы, отмеченные буквой «М». На строительство метрополитена была объявлена добровольная комсомольская мобилизация. Стройка была овеяна романтикой. Сюда съезжалась молодежь из разных мест нашей необъятной родины, и остро встал вопрос строительства жилья.
Первый городок «Метростроя» вырос в нескольких километрах от Москвы – в Лоси. Скучные одноэтажные дома на деревянном каркасе барачного типа. О красоте тогда не думали, особых удобств не требовали. Стандартные дома возводили в течение нескольких дней. Но прошло очень немного времени и здесь стало уже тесно. Для метростроевцев стали строить дома-общежития в Черкизове, Преображенском, Сокольниках. Для нужд «Метростроя» появилась автобаза возле Окружной железной дороги со стороны Метрогородка.
После того, как были введены в эксплуатацию первые станции метрополитена, встал вопрос о строительстве хорошей дороги и трамвайно-автомобильного моста через Окружную железную дорогу (что и было сделано к началу 40-х годов). Постепенно городок перестраивался. На месте прежних бараков руками пленных немцев началось строительство двух- трехэтажных домов с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией. Квартиры, что вполне естественно, получали работники Метростроя и автобазы. Появились площади и скверы.

Промышленные территории составляют 376 га. Остальная территория района – ценнейший природно-исторический памятник – лесопарковый заповедник «Лосиный Остров».
На территории района более 15 крупных промышленных предприятий, в том числе ЗАО «Черкизовский завод Мосметростроя», ОАО «Моспромжелезобетон», ОАО «Мосметромаш», ТЭЦ-23, ГУП «Хладопродукт». Далеко за пределами Москвы известна продукция ОАО «Русский продукт» и Черкизовского мясоперерабатывающего завода. В районе действует 24 предприятия розничной торговли, в том числе 18 продовольственных магазинов и 6 промтоварных, 16 предприятий бытового обслуживания населения, 4 больницы, 2 поликлиники, 8 детских садов, Дом ребенка, Психоневрологический интернат №22, детский городской психоневрологический санаторий № 44, 4 общеобразовательных школы, Московский торгово-экономический техникум, Московский городской психолого-педагогический университет (факультет информационных технологий) Московский государственный социально-гуманитарный институт, Российский государственный социальный университет, Московский социально-педагогический колледж, Технологический колледж №21. На его территории расположены: отделение связи, 4 аптеки, 2 библиотеки, государственное учреждение «Клуб «Лицей», муниципальное учреждение «Детский молодежный центр «Синяя птица».

Граница района

Граница района Метрогородок проходит: по оси полосы отвода Малого кольца МЖД, далее по северо-западным границам территории Государственного природного национального парка «Лосиный остров», восточной границе территории Бабушкинского кладбища, северо-западным границам территории Государственного природного национального парка «Лосиный остров», городской черте г. Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог), далее, пересекая территорию Государственного природного национального парка «Лосиный остров», по оси 59-й просеки, южной границе территории ТЭЦ-23, оси подъездной железнодорожной ветки на ТЭЦ-23 до Малого кольца Московской железной дороги (МЖД).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!