История развития детских общественных объединений в россии и современное состояние детских движений. В развитии детского общественного движения Развитие детского общественного движения в школе

Участники слушаний единодушно констатировали, что по ряду причин, в том числе по причине недостаточности внимания со стороны государства, в настоящее время социально-педагогический потенциал детских общественных объединений не востребован значительной частью детей. Речь шла и о проблемах самих организаторов детских общественных движений – подготовке кадров, взаимодействии с образовательными учреждениями, выслуге лет и ставках для вожатых, чья работа является для ребят альтернативой «уличному» времяпрепровождению.

Рассмотрев вопрос "О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают актуальность и значимость проблемы для расширения возможностей активного включения подрастающего поколения в инновационное развитие Российской Федерации, выражают уверенность, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой, кадровой, информационно-методической базы детского движения будет способствовать активизации его деятельности как субъекта гражданского общества.

Общественное движение детей объективно выполняет заказ общества и государства на становление социально активной личности. Оно охватывает как официально зарегистрированные, имеющие соответствующий правовой статус детские общественные объединения, так и формирования, не носящие четко определенного характера. Его структура представлена совокупностью объединений, функционирующих на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, на базе учреждений образования, клубов.

Характеристикой современного детского движения, во многом определяющей его перспективы, является невостребованность в должной мере социально-педагогического потенциала общественных объединений значительной частью общества и государства.

В то же время детские объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность, являются для подрастающих граждан первой школой демократии, и органы власти, общественные структуры могут и должны рассматривать их как значимый и перспективный ресурс в формировании российского гражданского общества. Изменение сложившегося стереотипного отношения к развитию детского движения требует решения ряда проблем, сдерживающих развитие детских общественных объединений.

Снижают эффективность деятельности детских общественных объединений следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки, которая предполагает формирование государственно-социального заказа детскому движению, программно-технологическое обеспечение его реализации, развитие кадрового потенциала общественных объединений детей. В данном случае участники детских общественных объединений значительно увеличат вклад в решение вопросов социально-экономического развития страны.

В целях решения задачи развития детского общественного движения, участники слушаний просят Президента Российской ФедерацииД.А. Медведевапри выделении средств на поддержку проектов неправительственных некоммерческих организаций одним из приоритетов определить поддержку проектов и программ детских общественных объединений.

Федеральному Собранию Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство:

В Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в части создания реальных механизмов и мер поддержки детских и молодежных общественных объединений;

В Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления возможности получения молодежными и детскими общественными объединениями помещений в безвозмездное пользование на ведение уставной деятельности;

В законодательство об образовании в части установления обязанности органов и учреждений образования содействовать деятельности детских и молодежных общественных объединений, направленной на развитие социальной активности детей и молодежи, их гражданско-патриотического воспитания;

В Налоговый Кодекс Российской Федерации в части установления налоговых льгот детским общественным объединениям;

В Семейный кодекс Российской Федерации в части определения понятий "дети" и "подростки", а также возрастных групповых категорий.

Совету Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации

Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества и Правовому управлению Аппарата Совета Федерации провести мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" в субъектах Российской Федерации и соответствия законов субъектов Российской Федерации по вопросу поддержки деятельности детских общественных объединений.

Правительству Российской Федерации

1. Разработать новые механизмы государственной поддержки детских общественных организаций и объединений, определить их роль, конкретизировать позицию и ответственность органов образования и молодёжной политики.

2. Поручить:

2.1. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

2.1.1. Организовать при Министерстве Консультативный совет по вопросам государственной поддержки развития детского движения, включив в его состав представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, неправительственных и других организаций.

2.1.2. Организовать в 2009-2011 годы цикл информационных и консультационных мероприятий по изучению состояния и перспектив развития детского движения для специалистов, ответственных за принятие решений по осуществлению государственной поддержки деятельности общественных объединений детей.

2.1.3.Разработать стратегию развития детского движения в Российской Федерации.

2.1.4. Провести конкурс проектов (социальных, научных, творческих и др.) общественных объединений "Детское движение: от интересов детей к интересам государства и общества".

2.2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.2.1. Предусмотреть подготовку кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по вопросам детского и молодежного общественного движения. Включить в содержание психолого-педагогической подготовки студентов спецкурс по проблемам развития современного детского движения.

2.2.2. Решить вопрос выделения в штате учреждения дополнительного образования детей или общеобразовательного учреждения ставки для куратора детских и юношеских общественных объединений.

2.2.3. Создать общероссийскую информационно-методическую службу по оказанию помощи региональным детским общественным объединениям и педагогам, работающим с ними, с целью разработки учебно-методических материалов по использованию лучшего опыта созидательной деятельности общественных объединений детей.

2.2.4. Рассмотреть вопросы открытия школ подготовки старших вожатых общеобразовательных учреждений федерального и регионального уровня, разработки и реализации программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов-организаторов для работы с детскими и молодежными общественными, предоставления вожатым сельских школ базовой ставки, независимо от комплектации школы (в сельских районах большинство вожатых имеет половину или четверть ставки), введения коэффициентов за количество детей, достижения и педагогический стаж вожатых.

2.3. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.3.1. В целях развития сотрудничества ученых и специалистов, работающих в детских общественных объединениях, создать Межведомственный научно-образовательный центр проблем детского движения.

2.3.2. Организовать Всероссийский кадровый клуб детского движения с сетью экспериментальных площадок по отработке моделей работы детских общественных организаций.

2.3.3. Создать сеть ресурсных центров детских общественных объединений в федеральных округах с главным центром в г. Москве. Разработать и внедрить программу подготовки менеджеров детских общественных объединений на базе ресурсных центров.

2.3.4. Ежегодно обобщать опыт работы детских общественных объединений, разрабатывать методические рекомендации в помощь организаторам детского движения.

2.4. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации.

2.4.1. Уделять особое внимание развитию международного сотрудничества детских общественных объединений с зарубежными партнерами для преодоления ксенофобии, расовых, национальных и социальных предрассудков в детской среде, формирования принципов толерантности в совместной деятельности.

2.4.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности ежегодного проведения во всероссийский детских центрах «Орлёнок» и «Океан» международных смен детей-лидеров детских общественных объединений и Международного фестиваля «Детство без границ», способствующих установлению более тесных связей и контактов представителей детских общественных объединений.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Развивать и совершенствовать нормативную правовую базу в сфере поддержки детских общественных объединений.

2. Рассмотреть возможность создания целевых бюджетных фондов развития детского движения.

3. Предусмотреть в проектах соответствующих бюджетов расходы на финансирование мероприятий детских общественных объединений, с учетом предложений межведомственных комиссий по координации деятельности детских общественных объединений.

4. Шире использовать механизм государственного заказа оказания социальных услуг детскими общественными объединениями.

5. Оказывать содействие инициативным группам в создании консультативно-совещательных структур на муниципальных и региональных уровнях, а также участию лидеров детских общественных объединений в муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.

6. Разработать комплекс дополнительных организационно-правовых мер, обеспечивающих эффективную деятельность детских общественных объединений в муниципальных образованиях.

7. Рассмотреть возможность введения в структуру администраций муниципальных районов и городских округов ставки специалиста координатора детского движения, предоставления государственного имущества в пользование молодежным и детским общественным объединениям.

8. Совершенствовать взаимодействие органов государственной власти и детских общественных организаций через практику развития договорных отношений детских общественных объединений с органами государственной молодежной политики и органами образования.

9. Предоставлять помещения учебных заведений, подростковых клубов, учреждений дополнительного образования для деятельности детских общественных объединений в рамках договоров о реализации совместных программ дополнительного образования, воспитания, государственной молодёжной политики на безвозмездной основе.

10. Предусмотреть включение клубных формирований в перечень форм общественной самоорганизации населения, предложить органам местного самоуправления, создать условия для усиления роли детских общественных объединений в организации повседневной работы с детьми и подростками по месту жительства, в том числе и на базе подростково-молодежных клубов.

Руководителям и лидерам детских общественных объединений, региональных круглых столов молодежных и детских общественных объединений

1. Шире использовать инновационные подходы в деятельности детских общественных объединений, создавать и реализовывать программы, направленные на включение подрастающего поколения в созидательную деятельность на благо общества.

2. Развивать единое информационное пространство детского движения в Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний заявляют о своей готовности и далее действовать интересам детского движения Российской Федерации и продолжить активное сотрудничество с различными социальными институтами гражданского общества по развитию и популяризации идей детского движения в Российской Федерации.

Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНАП БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Развитие детского движения в

МБОУ «Казацкая СОШ».

Подготовила

Старшая вожатая

МБОУ «Казацкая СОШ»

Чернушенко Т.В.

Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Для достижения положительных результатов на практике необходимо объединение усилий всех социальных институтов воспитания.
Демократические преобразования в обществе длительностью более десятилетия, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к осознанному профессиональному и жизненному выбору и ответственной за его последствия.
В проекте Концепции федерального государственного стандарта общего образования второго поколения говорится о том, что Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет подрастающему поколению высокие требования. У юного гражданина должны быть сформированы способности и качества: выбора идеологических ориентиров, устойчивых критериев оценки совершаемых поступков, прогнозирования жизненных перспектив.

Таким образом, миссией образовательных учреждений становится воспитание человека умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности.
В процессе развития ребенка трудно переоценить роль педагогической поддержки, концептуальные положения которой были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии.
Воспитание невозможно без личностно-ориентированной системы деятельности педагога, без тесного взаимодействия педагога и ребенка. Не случайно О.С. Газман рекомендует педагогам строить взаимодействие с ребенком в первую очередь на основе гуманистических принципов. Каждый педагог должен знать и понимать, что:

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- Самореализация педагога в творческой самореализации ребенка;
- Все трудности непринятия нужно преодолевать нравственными средствами;
- Нельзя унижать достоинства своей личности и личности ребенка;
- Дети носители грядущей культуры. Необходимо соизмерять свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание диалог культур;
- Нельзя сравнивать никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- Надо признавать право на ошибку и не судить за нее;
- Надо уметь признать свою ошибку;

Защищая ребенка, надо учить его защищаться.
Раскрывая сущность педагогической поддержки, автор особо выделяет, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что имеется уже в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве.
В Конвенции ООН о правах ребенка определено, что детство это время от рождения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.
Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов.
Среди представителей различных педагогических профессий вожатый занимает особое место. На него ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к вожатому предъявляются высокие требования: он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей; уметь организовать коллективно-творческую и социально значимую деятельность; развивать творчество детей и подростков; знать, понимать и использовать в работе возрастные и половые особенности детей; уметь управлять детским коллективом; развивать самостоятельность и инициативу детей. Вожатый в первую очередь грамотный педагог и умелый воспитатель. Он не может начать практическую реализацию той или иной программы без осознания базовой концепции как установки и мотива собственной деятельности в процессе воспитания и развития подрастающего поколения.
Опыт показывает, что именно старшие вожатые становятся организаторами общественно-полезной, творческой деятельности в детском коллективе, способствуют развитию самоуправления, поддерживают детские инициативы.
Педагогическая позиция старшего вожатого по отношению к детям друг, старший товарищ. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создает дружный сплоченный коллектив и т.д.
Разнообразие детских объединение по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.

Развитие детских общественных объединений в МБОУ «Казацкая СОШ» и взаимодействие с органами ученического самоуправления

Наряду с развитием ученического самоуправления большое значение в воспитательной системе образовательного учреждения имеют и другие формы ученической самодеятельности и активности, в том числе детские общественные организации и объединения. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

Большинство организаций и объединений созданы по военно-патриотическому, гражданско-патриотическому, экологическому, социальному, спортивному, художественному, туристическому направлениям.

В нашей школе существует детская общественная организация «Доброград». Вместе с этим объединением сохранились пионерские и кадетские отряды.

Среднее количество участников таких объединений составляет от 50 до 80 человек.

Если ученическое самоуправление по возрастному составу больше опирается на старшую школу (от 100% - 55%) – период социального становления личности, то детские общественные формирования – на среднюю школу (от 100% - 73%) – период творческого развития личности.

Общую координацию деятельности детского общественного объединения и организации, также как и ученического самоуправления, находящихся на базе школы осуществляет муниципальный Дом Детского Творчества. Организационно-методическую работу ведут в основном педагоги школы и учреждения дополнительного образования.

Основными формами работы детской общественной организации являются: конкурсы, презентации и клубные дни по тематическим направлениям, турслёты; фестивали: экологические «Родная Земля», «Чистая вода», «Живая природа», театральные «Дети детям», «Мир Дому твоему», «Пусть всегда будет солнце», журналистские, различные военно-патриотические и гражданско-патриотические и т. д.

Стали уже традиционные мероприятия: День детского общественного объединения, Весенняя неделя добра, акции «Нет наркотикам!» и «За здоровый образ жизни», акции «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» и журналистские, спартакиады для школьников.

Взаимодействие с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления.

Работа по методическому сопровождению деятельности органов ученического самоуправления и детских общественных объединений, поддержке деятельности школьных вожатых осуществляется центрами по взаимодействию с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением.

Свою работу «Доброград» организует по следующим направлениям: поддержка и развитие органов ученического самоуправления; подготовка и обучение детского актива; добровольческое движение; организация и проведение мероприятий и конкурсов разработка и реализация программ перспективного развития ученического самоуправления.

Активизация деятельности ученического самоуправления, расширение работы с детскими объединениями и старшими вожатыми требует увеличения численности сотрудников.

Работа «Доброграда» строится на основе лидерских смен в каникулярное время, смены также проводятся в зимние, осенние и весенние каникулы. На каждую смену разрабатывается тематическая программа.

Развивается участие подростков в работе смен – в том числе в качестве помощников вожатых – инструкторов с последующим привлечением старшеклассников к работе в школах с активом младших классов. Таким образом, создается непрерывная цепочка передачи опыта и традиций.

Необходимым условием успешного развития системы ученического самоуправления является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала педагогических работников, курирующих работу.

Учитывая недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки старших вожатых приоритетным направлением является повышение их квалификации и оказание систематической методической помощи.

Ещё одним важным направлением в работе с вожатским корпусом является подготовка вожатских педагогических отрядов для работы в детских лагерных лидерских сменах из числа студентов педагогических вузов. Благодаря такой направленности в деятельности педагогических отрядов студенты во время летней педагогической практики получают навыки работы с ученическими активами и учась на старших курсах начинают свою педагогическую деятельность в качестве старших школьных вожатых.

Серьёзной поддержкой в работе старшего вожатого является наличие у него закрепленной комнаты, помещения.


Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных организаций. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку .

Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Детская молодежная организация - форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности: разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам; эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственными законами. Детские организации имеют большие воспитательные возможности, включаясь в деятельность молодежных организаций как общественных, так и политических .

Характерным признаком современного развития детского и молодежного общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 организаций, предусматривают фиксированное членство, 27 организаций представляют из себя ассоциации объединений, движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство. По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены от 46% до 87% подростков и школьников, и 12-44 % молодых людей. Наиболее слабо объединительные процессы в молодежной среде представлены в малых городах и в сельской местности.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на начало 2012 года зарегистрировано 89 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. По состоянию на 1 января 2012 года, в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, который ведется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», включены 58 организаций: 14 детские, 44 молодежные; 28 общероссийских, 28 межрегиональных, 2 международных .

Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

В середине 90-х годов прошлого века началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующих с соблюдением принципов выборности и легитимности. На начальном этапе двигателем движения была спонтанная инициатива снизу, которая далеко не всегда находила поддержку власти и широких молодежных кругов.

Сегодня уже в более чем трети субъектов Российской Федерации на региональном уровне существуют молодежные парламентские структуры. В ряде российских регионов консультативно-совещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики. Молодежный парламентаризм активно развивается и на международном уровне .

Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это - отражение позиции государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма . молодежный движение организация воспитание

Сегодня молодежное парламентское движение представлено различными формами: молодежное правительство; молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения; молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти, имеющие разные статусы: научно - консультативного, совещательно - консультативного, совещательно - исполнительного органа .

Таким образом, этап формирования молодежного и детского общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе невозможен: эта идея не популярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям

«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве» . Так же создавались ученические организации, «Артели тружениц», товарищества. «На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус. В России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елизаветино Псковской губернии, вернувшейся из Великого княжества Финляндского, помещицей Е.Е. Вагановой. Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9-11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов)» . В начале XX века в ряде Российских городов начало действовать международное движение «сетлемент» - посёлков культурных людей среди бедного населения. В Москве его организовал в 1906 году педагог Станислав Теофилович Шацкий. «В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» .

Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов. Один из первых скаутов А.М. Вязьмитинов вспоминает, что ещё до официального появления детского движения в Российской Империи, «подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному» .

«В 1906 г. полковник Р. Баден - Пауль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный разведчик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи» . И 30 апреля 1909 года в Павловске под Петербургом штабс-капитан О.И. Пантюхов организовал первое скаутское звено из 7 мальчиков. Этот день официально считается датой основания первого скаутского движения в Российской Империи. «На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее - «Будь готов» . В 1910 году в Москве Г.А. Захарченко, написавший первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик», основал «Московскую дружину юных разведчиков». В 1911 году в Петербурге Янчевицкий организовал «Легион юных разведчиков». Дружины скаутов стали возникать во многих городах Российской Империи: в Киеве и Анапе, Астрахани и Архангельске, Воронеже и Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске и др.

«Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории» . Скаутмастером (руководителем отряда) мог быть только человек, достойный подражания. День для скаута не должен был проходить в праздности: он должен был оказывать нуждающимся помощь. Так же отряды организовывали праздники для детей из бедных семей. «Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы» . В 1915-16 годах проходили Всероссийские съезды скаутов. Так же они выезжали на летние сельскохозяйственные работы отрядом до 200 человек.

«После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга» . «В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров» . «В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение было разгромлено» .

«Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации» . «В Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Так возникла пионерская организация, носившая до 1924 года имя Спартака» . Были созданы первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». Весной 1923 года в Москве, а летом-осенью и в других регионах страны, при пионерских отрядах стали возникать группы младших детей - октябрят. «В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров)» . «Пионерская организация заимствовала многое у скаутов - организацию по отрядам, институт вожатых, церемониал, клятву, сборы у костра, элементы символики. С 1934 года начался переход пионерской организации в школу. Были введены должности старших вожатых - руководителей пионерских дружин. С тех пор пионерия строилась по принципу «класс - отряд», «школа - пионерская дружина».

В 1930-х годах повсеместно открывались детские спортивные школы и стадионы, появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома детской книги, картинные галереи, киностудии» .

По мнению Грибанова В.В. и Теплова Э.П. «Тимуровское движение» в развитии детского движения в Советском Союзе стоит особняком. «Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации. В военные годы пионерская организация был активным помощником государству в тылу и на фронте. Так в 1942 году пионеры Москвы передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 танков), построенную на заработанные пионерами Москвы деньги. Известны имена пионеров-героев, удостоенных звания Героев Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне: Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.» .

«В стенах школы пионерская организация постепенно потеряла свою специфику и со временем стала частью советской государственно-бюрократической системы, в её работе появился формализм. Основные принципы деятельности детского сообщества - добровольное вхождение в организацию, самодеятельность и активное участие - сохраняли внешкольные разновозрастные коллективы, создававшиеся в домах пионеров, пионерских лагерях, ученических производственных бригадах, школах пионерского актива» . Но она, «тем не менее, оставалась для многих школьников школой социализации, умением жить и трудиться в коллективе, получить навыки управления, местом общения сверстников по интересам, местом формирования романтических идеалов» . «После «перестройки» пионерия отказалась от политической окраски и взяла новый девиз: «За Родину, добро и справедливость». На десятом Всесоюзном слёте пионеров осенью 1990 года преемником пионерской организации стал Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО), независимый от политических партий и движений. За всё время существования Всесоюзной пионерской организации в её рядах побывало более 210 млн человек» .

«На пороге 80-х - 90-х годов получили развитие следующие тенденции:

· Развитие вариативности в детском движении (коммунары, скауты). В ноябре 1990 г. в Институте молодёжи был проведён учредительный съезд Ассоциации возрождения российского скаутинга. 65 делегатов из разных городов России, а также Украины и Молдовы приняли в нём участие.

· Демократизация и обогащение деятельности пионерской организации; создание перспективных и содержательных новых программ, форм и видов деятельности; проведение на демократической основе слета Всесоюзной пионерской организации в Артеке (сентябрь 1990 г.), создание программы обновления пионерской организации;

· Создание национальных детских организаций в Прибалтике и на Украине, ознаменовавших собой начало распада единой Всесоюзной пионерской организации;

· Начало процесса деполитизации пионерской организации, придание её деятельности гуманистического характера, обращение не к интересам партии и государства, как главной цели, а к интересам личностей членов организации» .

«Коренным образом изменилось законодательство: на смену партийным постановлениям, регулирующим и регламентирующим деятельность организаций, пришли государственные акты о поддержке детского движения в России. Отказ от жёсткого общественно-государственного контроля способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. С 1990-х годов в России создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения» .

«В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных организаций и объединений возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми» . Но вовлечение молодёжи и детей в общественные объединения является минимальным. «По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83% учащихся 4-11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7% детей являются участниками туристических объединений, 5% - члены детских общественных организаций, а ещё 5% входят в неформальные движения» .

«Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов» . Между тем, деятельность около половины детских общественных формирований характеризуется как разнонаправленная. «Деятельность большинства объединений направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.» . Объединения «берут на себя «защиту прав и интересов своих членов», «заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив», «обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности». Каждое десятое объединение важнейшей целью считает формирование национального самосознания своих членов» .

Исходя из вышеизложенного, развитие детских объединений в нашей стране можно условно разделить на четыре этапа:

«1 этап - 10-е годы ХХ века - возникновение детского движения как специфической социальной реальности;

2 этап - 20-е - начало 30-х годов ХХ века - становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания;

3 этап - 30-е - 80-е годы - развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации - специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап - 90-е годы ХХ века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в многообразии форм, видов, целевой и содержательной направленности в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества как субъекта социализации детей и юношества» .

«В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.» .

Разделы: Социальная педагогика

Мы все созданы для взаимодействия.
М. Аврелий.

Введение.

Успешное решение задачи создания в России демократического государства неразрывно связано с процессами формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.

Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.

Определение общественного объединения чётко сформулировано в статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это добровольное некоммерческое формирование, создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В соответствии с направлениями деятельности общественных организаций и объединений выделяют различные их группы: общественные организации спортивные, занимающиеся военно – патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций, организации социальной направленности.

Деятельность общественных формирований регламентируется нормативно-правовыми документами: на уровне государства- Декларацией прав человека, конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законами РФ «Об общественных объединениях» «О гарантиях прав ребёнка в РФ «Об общественных объединениях», « О гарантиях прав ребёнка в РФ», « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об образовании»; на муниципальном уровне – нормативными актами, которые позволяют на основании вышеперечисленных документов взаимодействовать с общественными объединениями (к ним относятся договоры о совместной деятельности, постановления, программы деятельности и развития, уставы общественных организаций и т.д.).

Социально ориентированные объединения как фактор личностной успешности

В современном обществе всё более востребованной становится ориентированная деятельность людей. Поэтому необходимо уже в школьные годы приобщать растущего человека к накоплению опыта социально ориентированной деятельности. Такая деятельность организованно осуществляется в социально ориентированных объединениях школьников.

В учреждениях дополнительного образования создаются разнообразные объединения воспитанников, которые не только расширяют сферу деятельности своих членов, но и дают возможность осваивать опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества.

К социально ориентированным объединениям детей можно отнести различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования. Разнообразны задачи, решаемые таким социально ориентированным объединением:

включение детей в социальную практику с целью обеспечения условий для приобретения ими опыта субъектной самореализации, успешной адаптации к социальной среде; удовлетворение и развитие разнообразных, в том числе и социально ориентированных, потребностей и интересов воспитанников; защита прав, достоинства, интересов воспитанников, в том числе и от встречающегося негативного влияния окружающей этих детей социальной среды.

Детские объединения социально-педагогический феномен, имеющий собственную специфику функционирования и педагогического руководства. В частности, нормы, зафиксированные в уставе объединения, носят самообязывающий характер, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому детское общественное объединение правомерно рассматривать как начальную школу демократии.

Общественно-ориентированные объединения детей и подростков, существующие в настоящее время в нашей стране – организованные по инициативе детей и взрослых, возникающие целенаправленно или спонтанно, призваны не только удовлетворять потребность людей в передаче и усвоении опыта позитивного социального взаимодействия, но и обеспечивать условия успешной личностной самореализации, включение в процесс социально ориентированной деятельности, обусловливающий, как это ни громко звучит, существование и прогрессивное развитие нашей цивилизации.

Жизнедеятельность объединения воспитанников во многом определяют принципы, т.е. руководящие положения, регулирующие деятельность и взаимоотношения членов объединения. Успех деятельности социально-ориентированного объединения детей определяется способностью решать поставленные задачи. В силу этого объединению следует развиваться, опираясь в своей жизнедеятельности на следующие принципы:

  • принцип социализации , определяющий непрерывность и открытость освоения воспитанниками социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи и его место в социальной среде в целом и школьной среде в частности;
  • принцип гуманизации , обеспечивающий объединение и личности в нём самоценное существование;
  • принцип демократизации , гарантирующий воспитаннику осуществлению его прав и предусматривающий его ответственность в деятельности объединения, а также, гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип индивидуализации , признающий учёт и развитие индивидуальной личности и своеобразие объединения;
  • принцип сотрудничества , обусловливающий субъектное взаимодействие как внутри, так и вне объединения, а также гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип гармонизации , определяющий согласованность интересов личности и общества;
  • принцип интеграции , обусловливающий объединение усилий всех членов организации в целях её успешной деятельности.

Построенная на указанных выше принципах жизнедеятельность социально ориентированного объединения детей предполагает осуществление последовательных взаимосвязанных процедур: стратегического целеполагания, программирования, диагностики, конструирования деятельностного, информационного, коммуникативного, эмоционального и личностного пространства, анализа, синтеза, принятия решения, ориентированного на дальнейшее движение к цели объединения как условие его прогрессивного развития.

В зависимости от направленности и содержания деятельности различают следующие объединения:

  • расширяющие общий кругозор воспитанников на основе их интересов и потребностей (клубы: весёлых и находчивых, интеллектуальные, волонтёрские и др.). В них дети приобретают и накапливают новые знания и умения, расширяют свои интеллектуальные, эмоционально- коммуникативные возможности, обмениваются интересующей их информацией, приобретёнными умениями, осваивают практику личностной самореализации. Такие объединения имеют относительную социальную направленность, так как большей частью ограничивают свою деятельность рамками учреждения, в котором находятся.
  • предполагающие воспитанника различные виды социально ориентированной деятельности как форму социальной практики (патриотические, спортивные, краеведческие, экологические, миротворческие, вожатские объединения органы самоуправления и др.);
  • нацеленные на создание специальных ценностно – ориентированных организаций, союзов, сообществ.

Детские объединения в значительной мере выполняют функции учреждений и структур дополнительного образования. Среди этих функций выделяют деятельностно – активизирующую, мотивационно- потребностную, прогностическую. В детских объединениях воспитанники включаются в разнообразные виды деятельности на основе своих интересов и потребностей, что несомненно, расширяет границы реализации их личностных возможностей в системе общественных отношений. В объединениях воспитанники удовлетворяют свою потребность в неформальном общении, в активной самореализации овладевают умением прогнозировать своё будущее, осознавать общественное предназначение. Объединения осуществляют защиту прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды, расширяют социальные права (сравнительно с теми, что имеет ученик в школе и в семье).

Социально ориентированное объединение воспитанников имеет свою специфику. Во-первых, объединение привлекает всех желающих независимо от того, как человек учится в школе, как к нему относятся педагоги, есть ли у него отклонения в поведении. Эта специфика объединения определяется как его гуманистическая направленность, проявляющаяся в свободе субъектной самореализации всех членов. Во-вторых, объединение воспитанников реализует свою общественную направленность, тем самым, помогая каждому члену объединения развивать свои «социальные чувства» характеризующие человека как зрелого социального субъекта. Наконец, социально ориентированное объединение детей успешно в том случае, если сформировано сообщество единомышленников. Общеизвестно, что подростки и юноши придают большое значение коллективу сверстников, его установкам, мнениям, оценкам. Именно поэтому так важна в объединении совместная деятельность. Если объединение воспитанников социально ориентированно, то оно выступает как сообщество, объединённое стратегической общественно значимой целью жизнедеятельности, со своим распределением полномочий внутри объединения, взаимоотношениями ответственности, зависимости, взаимодействия.

Ориентиром в деятельности объединений детей и подростков служат принципы устройства и функционирования детских общественных объединений, осмысления практики детского движения в целом. Значительное место здесь занимают:

  • самостоятельность как личностная ориентация;
  • самореализация как смысл включённости личности в объединение;
  • самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
  • самодеятельность как способ существования объединения и субъектной самореализации его членов;
  • самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
  • социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
  • участие и поддержка со стороны взрослых как их ответственность за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
  • возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ их личностного становления в детском объединении.

Успешность деятельности социально ориентированного объединения во многом определяется соблюдением законов субъектной самореализации. Такие законы имеют общую направленность: самореализация во благо себе и другим людям.

Закон правды : запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра : будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы : прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви : любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйтесь его.

Закон милосердия : тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе. Сохрани эту память, передай другим.

Закон уважения : хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.

Закон старости : помни, что старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.

Закон свободы : каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости : пусть вчера струсил, помни, что мы всегда с тобой рядом. Впредь будь смел.

Закон чести : помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Честь - самая высшая сила.

Социально ориентированные объединения обычно создаются для определенной деятельности и дают возможность ребятам в них самореализоваться. Как добиться успеха в деятельности такого объединения, как умножить свои достижения, как самосовершенствоваться, развиваться, помогая и другим делать это?. Существует немало способов, приёмов, индивидуальных вариантов достижения личностной успешности в деятельности, успешной организации жизнедеятельности социально ориентированного объединения.

Рассмотрим условия личностной успешности воспитанников в деятельности социально ориентированного объединения.

Первое условие – ДЕЙСТВУЙТЕ!

Мы стоим на верном пути!
Мы стоим на верном пути!!
Мы стоим на верном пути!!!
Мы стоим, а надо ИДТИ!!!
А.М. Моисеев

Второе условие – ИЗУЧАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, ПОНИМАЙТЕ

Боишься по-настоящему лишь того, чего не понимаешь.
Явления, события, людей.
И.С. Тургенев

Третье условие – ПРИОБРЕТАЙТЕ И НАКАПЛИВАЙТЕ свой опыт!

Нельзя съесть яблоко за другого.
Народная мудрость

Четвёртое условие – ДЕЛИТЕСЬ накопленным опытом с другими!

Истинно щедр тот, кто даёт из того,
Что принадлежит ему самому.
Сенека Младший

Пятое условие - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!

Верь сам в себя наперекор вселенной…
Р. Киплинг

Шестое условие – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ!

Мы видим себя входящими в грядущие времена…
Ю.А. Яковлев

Седьмое условие – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ с единомышленниками!

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего люди.
А. С Макаренко

Социальная практика воспитанников МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник»

В МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник» занимаются 210 ребят в возрасте от 6 до 35 лет. Ежегодно проводятся более 25 мероприятий, которые охватывают около 500 детей и взрослых. Разрабатываются образовательные и воспитательные программы различной степени сложности, ориентированных на индивидуальные возможности и способности ребёнка. Работа подросткового клуба «Ровесник» направлена не только на культурно – досуговый характер, но и на определение помощи интеграции ребёнка в обществе, помощь в его развитии, воспитании, дополнительном образовании, профессиональном становлении – помощь в социализации ребёнка, поэтому педагогический коллектив клуба «Ровесник» ставит перед собой задачи – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям.

Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, сборы в подъездах. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. С этой целью в клубе «Ровесник» разработана комплексная программа социально – педагогической помощи «ОБЕРЕГ» для подростков, которая включает в себя три блока: работа с подростками, родителями, педагогами.

Деятельность учреждения дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрирует те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

В связи с социальными потребностями нашего современного общества была организована волонтёрская группа из активных и желающих воспитанников клуба «Ровесник», деятельность, которой направлена на реализацию программы «Оберег». Содержанием программы является: организационно-практическое (проведение социально-ориентированных акций), спортивно-развлекательных игр, информационное (создание информационного фотостенда «Это мы можем».

В течение двух лет наш подростковый клуб «Ровесник» сотрудничает с УСОШ №2. п. Уренгой. Участие педагогов и волонтёров клуба в правовом турнире «Каждый правый имеет право», проводимом в рамках районной профилактической акции «Правовая пропаганда», 14.04.2009г., политическая игра «Политическая палитра», организаторами, которой являлись педагоги подросткового клуба «Ровесник», октябрь 2008г., на базе клуба прошла акция «Задумайся сейчас», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, поселкового уровня, 1 декабря 2008 г. А также волонтёры Юля Бобрышева, Татьяна Польща под руководством Э.М. Проценко являлись участниками окружного семинара-тренинга «Волонтёрское движение – эффективный путь в молодёжной среде» в г. Ноябрьск, сентябрь 2008г. Рисунок 1; 2;3;4;5.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Политическая игра «Политическая палитра», октябрь 2008г.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11;

Поездка на окружной семинар воспитанников волонтёрского объединения в г. Ноябрьск под руководством Проценко Э.М.

Рисунок 12

Ожидаемая и реальная социальная практика, показывает, что подростки максимально ориентированы на успешную социальную самореализацию. Эта ориентация осуществляется в ходе продуктивного взаимодействия процессов ожидаемой и реальной практики ребят, профессиональной постоянной педагогической поддержки, определяющей сущность педагогического процесса как культурной, социально ориентированной деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!