История России (кратко). Ну вот! Об этом нетрудно догадаться

Лучшие книги по истории России позволяют русскому человеку узнать судьбу своего государства и проникнуться духом тех времен. Доступным и ясным языком выдающихся авторов описываются главнейшие военные, религиозные и политические события, связанные с одной из великих держав мира. В список вошли не только научные труды, но и художественные произведения исторического жанра, которые являются не менее значимыми с исторической точки зрения. Это подтверждают и многие критики, анализировавшие эти колоссальные труды.

А. С. Трачевский

(А. С. Трачевский) открывает десятку лучших книг, посвященных истории России. Научный труд автора представляет собой двухтомник, который был создан по всем канонам тех писателей, которые были его предшественники. Среди них Карамзин, Соловьев и другие. Тщательно продуманная и написанная монументальная работа повествует об основных и исторически значимых событиях, происходивших в российском государстве. В первой части освещается история древних времен до середины 17 столетия. Вторая часть повествует о событиях вплоть до конца 19 века.

А. Н. Толстой

(А. Н. Толстой) - исторический роман, который не был закончен автором в связи с его смертью. Однако этот факт не лишает это произведение исторической значимости для русского народа. Писатель успел закончить только первые две книги, третья была начата и доведена до события самого начала 18 столетия. Роман написан в духе соцреализма и являлся эталоном исторического романа в советские времена. Толстой в своем произведении старается провести параллели между Петром Первым и Иосифом Сталиным. Он пытается оправдать все то насилие, которое творилось при двух этих величайших правителях за всю историю России. Писатель начинает повествование с реальных исторических событий 17 века.

В. С. Пикуль

(В. С. Пикуль) - один из лучших исторических романов, который посвящен трагическим событиям, происходившим в России во время Русско-турецкой войны. Крепость Баязет, вошедшая в историю под названием «Славное баязетовское сидение» находилась под обороной немногочисленного русского гарнизона. В произведении описываются самые знаменательные политические события того времени, а также мужество и патриотизм бойцов, стоявших на защите своей Родины.

Л. Милов

(Л. Милов) - одна из лучших книг по истории России. В работе освещаются масштабно важные вопросы, касающиеся исторической судьбы нашего государства. Особенностью этого исторического труда в первую очередь выступает его структура и способ рассмотрения проблемы не свойственные такого типа научным монографиям. Первая часть труда включает в себя фронтальное исследование крестьянского хозяйства. В основу работы лег научный материал 18 века. На сбор нужной, достоверной информации и ее проработки у автора ушло не одно десятилетие.

Л. Н. Гумилев

(Л. Н. Гумилев) - один из самых значительных трудов писателя, в котором он освещает этническую историю своего Отечества. Труд фактически является продолжением его предыдущей работы «Древняя Русь и Великая Степь). В своем громадном труде он делает обобщения, которые позволяют по-новому взглянуть исторические факторы. События, начиная с первого века, заканчивая 18 столетием, описаны живым и очень интересным языком. Основной задачей автора было увлечь читателя, понять главную мысль и заставить дочитать книгу до конца. Объемная работа Гумилева включает три части: «Киевская держава», «В союзе с Ордой», «Царство Московское».

В. Д. Иванов

(В. Д. Иванов) представляет собой роман-хронику, в котором он повествует об исторических событиях, разворачивавшихся в России в 16 веке. Этот период знаменуется временем развития славянства и выхода Киевской Руси на европейский политический уровень.

Балашов Д. М.

(Балашов Д. М.) - включает в себя серию книг, посвященных истории России. Первая из них под названием «Младший сын» повествует о борьбе за власть, которая разворачивается между двумя братьями Дмитрием и Александром Невским. Также в книге рассказывается об усилении Московского княжества, которому способствовал младший сын престола - Даниил Невский. Во второй книге под названием «Великий стол» описывается противостояние Москвы и Твери в первой половине 14 века. Это один из самых противоречивых периодов в истории России. Всего многотомный труд Балашова включает в себя 11 книг.

Лажечников И. И.

(Лажечников И. И.) - художественный роман, вобравший в себя много исторических фактов, связанных с историей России. Действие книги разворачивается в начале 40-х годов 18 века в городе Санкт-Петербург. Один из главных персонажей Волынский испытывает трепетные чувства к молдаванской княжне Мариорице Лелемико. В то же время между ним и любимцем императрицы Анны Иоанновны - Бироном происходят распри. В ходе развернувшихся интриг погибает возлюбленная Волынского, а затем и он сам. После его смерти на свет появляется ребенок, которого рожает жена Волынского. Она возвращается из ссылки вновь в Петербург. Возведенный ледяной дом по приказу Анны Иоанновны рушится, а уцелевшие льдины местные жители свозят к себе в погреба.

Г. П. Данилевский

(Г. П. Данилевский) представляет собой роман, в котором присутствует множество исторических фактов, связанных с Россией. В центре произведения княжна Тараканова, которая объявила себя наследницей российского престола. Первая часть художественного труда - дневник офицера флота, который стал участником ареста главной героини романа. Данилевский описывает «политическую самозванку» и ее жизнь, но не дает однозначного ответа на то, кем же была на самом деле эта женщина: дочерью императрицы Елизаветы Петровны от ее тайного брака или просто иностранной авантюристкой.

Н. М. Карамзин

(Н. М. Карамзин) - лучшая книга по истории России. В многотомном труде автор описывает историю нашего государства, начиная с древнейших времен до «смутного времени». Именно это сочинение Карамзина было взято за основу другими авторами при написании книг по российской истории. Писатель трудился над своей работой до последнего вздоха, но так и не успел ее закончить. Труд включает в себя 12 томов, последний из которых обрывается на главе под названием «Междоцарствие 1611-1612». Карамзин задумывал довести свое сочинение до момента начала правления династии Романовых, но планам писателя так и не суждено было сбыться.

Сергей Михайлович Соловьев



В оформлении обложки использованы фрагменты миниатюры из рукописи «История Петра I», XVIII век

Предисловие
(к «Истории России с древнейших времен»)

Русскому историку, представляющему свой труд во второй половине XIX века, не нужно говорить читателям о значении, пользе истории отечественной; его обязанность предуведомить их только об основной мысли труда.

Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, – вот обязанность историка в настоящее время, как понимает ее автор предлагаемого труда.

Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особенного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней Средней и Южной России. Здесь главный вопрос для историка состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии; как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала – непосредственно и посредством другого начала – дружины, и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда. Замечаем именно могущественное влияние этого быта, замечаем другие влияния, влияние грекоримское, которое проникает вследствие принятия христианства от Византии и обнаруживается преимущественно в области права. Но, кроме греков, новорожденная Русь находится в тесной связи, в беспрестанных сношениях с другим европейским народом – с норманнами: от них пришли первые князья, норманны составляли главным образом первоначальную дружину, беспрестанно являлись при дворе наших князей, как наемники участвовали почти во всех походах, – каково же было их влияние? Оказывается, что оно было незначительно. Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть речи о господстве норманнов, о норманнском периоде.

Выше замечено, что быт племен, быт родовой могущественно действовал при определении отношений между правительственным началом и остальным народонаселением. Этот быт долженствовал потерпеть изменения вследствие влияния новых начал, но оставался еще столько могущественным, что, в свою очередь, действовал на изменявшие его начала; и когда семья княжеская, семья Рюриковичей, стала многочисленна, то между членами ее начинают господствовать родовые отношения, тем более что род Рюрика, как род владетельный, не подчинялся влиянию никакого другого начала. Князья считают всю Русскую землю в общем, нераздельном владении целого рода своего, причем старший в роде, великий князь, сидит на старшем столе, другие родичи смотря по степени своего старшинства занимают другие столы, другие волости, более или менее значительные; связь между старшими и младшими членами рода чисто родовая, а не государственная; единство рода сохраняется тем, что когда умрет старший или великий князь, то достоинство его вместе с главным столом переходит не к старшему сыну его, но к старшему в целом роде княжеском; этот старший перемещается на главный стол, причем перемещаются и остальные родичи на те столы, которые теперь соответствуют их степени старшинства. Такие отношения в роде правителей, такой порядок преемства, такие переходы князей могущественно действуют на весь общественный быт Древней Руси, на определение отношений правительственного начала к дружине и к остальному народонаселению, одним словом, находятся на первом плане, характеризуют время.

Начало перемены в означенном порядке вещей мы замечаем во второй половине XII века, когда Северная Русь выступает на сцену; замечаем здесь, на севере, новые начала, новые отношения, имеющие произвести новый порядок вещей, замечаем перемену в отношениях старшего князя к младшим, ослабление родовой связи между княжескими линиями, из которых каждая стремится увеличить свои силы за счет других линий и подчинить себе последние уже в государственном смысле. Таким образом, чрез ослабление родовой связи между княжескими линиями, чрез их отчуждение друг от друга и чрез видимое нарушение единства Русской земли приготовляется путь к ее собиранию, сосредоточению, сплочению частей около одного центра, под властию одного государя.

Первым следствием ослабления родовой связи между княжескими линиями, отчуждения их друг от друга было временное отделение Южной Руси от Северной, последовавшее по смерти Всеволода III. Не имея таких прочных основ государственного быта, какими обладала Северная Русь, Южная Русь после татарского нашествия подпала под власть князей литовских. Это обстоятельство не было гибельно для народности югозападных русских областей, потому что литовские завоеватели приняли русскую веру, русский язык, все оставалось постарому; но гибельно было для русской жизни на югозападе соединение всех литовскорусских владений с Польшею вследствие восшествия на польский престол литовского князя Ягайла: с этих пор ЮгоЗападная Русь должна была вступить в бесплодную для своего народного развития борьбу с Польшею для сохранения своей народности, основою которой была вера; успех этой борьбы, возможность для ЮгоЗападной Руси сохранить свою народность условливались ходом дел в Северной Руси, ее самостоятельностью и могуществом.

Здесь новый порядок вещей утверждался неослабно. Вскоре по смерти Всеволода III, по отделении Южной Руси от Северной, явились и в последней татары, опустошили значительную ее часть, наложили дань на жителей, заставили князей брать от ханов ярлыки на княжение. Так как для нас предметом первой важности была смена старого порядка вещей новым, переход родовых княжеских отношений в государственные, отчего зависело единство, могущество Руси и перемена внутреннего порядка, и так как начала нового порядка вещей на севере мы замечаем прежде татар, то монгольские отношения должны быть важны для нас в той мере, в какой содействовали утверждению этого нового порядка вещей. Мы замечаем, что влияние татар не было здесь главным и решительным. Татары остались жить вдалеке, заботились только о сборе дани, нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя все как было, следовательно, оставляя на полной свободе действовать те новые отношения, какие начались на севере прежде них. Ярлык ханский не утверждал князя неприкосновенным на столе, он только обеспечивал волость его от татарского нашествия; в своих борьбах князья не обращали внимания на ярлыки; они знали, что всякий из них, кто свезет больше денег в Орду, получит ярлык преимущественно перед другим и войско на помощь. Независимо от татар обнаруживаются на севере явления, знаменующие новый порядок, – именно ослабление родовой связи, восстания сильнейших князей на слабейших мимо родовых прав, старание приобрести средства к усилению своего княжества на счет других. Татары в этой борьбе являются для князей только орудиями, следовательно, историк не имеет права с половины XIII века прерывать естественную нить событий – именно постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные – и вставлять татарский период, выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений.

Борьба отдельных княжеств оканчивается на севере тем, что княжество Московское вследствие разных обстоятельств пересиливает все остальные, московские князья начинают собирать Русскую землю: постепенно подчиняют и потом присоединяют они к своему владению остальные княжества, постепенно в собственном роде их родовые отношения уступают место государственным, удельные князья теряют права свои одно за другим, пока, наконец, в завещании Иоанна IV удельный князь становится совершенно подданным великого князя, старшего брата, который носит уже титул царя. Это главное, основное явление – переход родовых отношений между князьями в государственные – условливает ряд других явлений, сильно отзывается в отношениях правительственного начала к дружине и остальному народонаселению; единство, соединение частей условливает силу, которою новое государство пользуется для того, чтобы победить татар и начать наступательное движение на Азию; с другой стороны, усиление Северной Руси вследствие нового порядка вещей условливает успешную борьбу ее с королевством Польским, постоянною целию которой становится соединение обеих половин Руси под одною державою; наконец, соединение частей, единовластие, окончание внутренней борьбы дает Московскому государству возможность войти в сношения с европейскими государствами, приготовлять себе место среди них.

В таком положении находилась Русь в конце XVI века, когда пресеклась Рюрикова династия. Начало XVII века ознаменовано страшными смутами, грозившими юному государству разрушением. Крамолами людей, питавших старинные притязания, нарушена была духовная и материальная связь областей с правительственным средоточением: части разрознились в противоположных стремлениях, Земля замутилась; своекорыстным стремлениям людей, хотевших воспользоваться таким положением дел для своих выгод, хотевших жить на счет государства, открылось свободное поприще. Несмотря, однако, на страшные удары, на множество врагов внутренних и внешних, государство спаслось; связь религиозная и связь гражданская были в нем так сильны, что, несмотря на отсутствие видимого сосредоточивающего начала, части соединились, государство было очищено от врагов внутренних и внешних, избран государь всею Землею. Так юное государство со славою выдержало тяжкое испытание, при котором ясно выказалась его крепость.

С новою династиею начинается приготовление к тому порядку вещей, который знаменует государственную жизнь России среди европейских держав. При первых трех государях новой династии мы видим уже начало важнейших преобразований: является постоянное войско, обученное иностранному строю, приготовляется, следовательно, важнейшая перемена в судьбе древнего служивого сословия, так сильно отозвавшаяся в общественном строе; видим начатки кораблестроения; видим стремление установить нашу торговлю на новых началах; иностранцам даются привилегии для учреждения фабрик, заводов; внешние сношения начинают принимать другой характер; громко высказывается необходимость просвещения, заводятся училища; при дворе и в домах частных людей являются новые обычаи; определяются отношения церкви к государству. Преобразователь воспитывается уже в понятиях преобразования, вместе с обществом приготовляется он идти только далее по начертанному пути, докончить начатое, решить нерешенное. Так тесно связан в нашей истории XVII век с первою половиною XVIII, разделять их нельзя. Во второй половине XVIII века замечаем новое направление: заимствование плодов европейской цивилизации с исключительною целию материального благосостояния оказывается недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело , как выражались лучшие люди эпохи. Наконец, в наше время просвещение принесло свой необходимый плод – познание вообще привело к самопознанию .

Таков ход русской истории, такова связь главных явлений, в ней замечаемых.


Русская летопись для первоначального чтения

Предисловие

Еще в 1846 году профессор Редкин предложил мне поместить в издаваемой им Новой Библиотеке для воспитания несколько статей по русской истории, приспособленных к понятиям тех читателей, для которых назначалось его издание. Я не нашел ничего, более соответствующего этой цели, как представить извлечения из древней русской летописи до половины XIII века на новом русском языке, но с возможным сохранением формы и духа памятника, извлечения не отрывочные, но с характером непрерывного повествования. Начиная этот труд, я руководился следующими побуждениями: во‑первых, я думал, что нет ничего доступнее для молодых читателей, как простое и вместе с тем живое повествование древних наших летописцев, повествование безыскусственное о делах юного народа, только что начавшего общественную жизнь с ее первоначальными, простыми отношениями; во‑вторых, я считал полезным познакомить молодых русских читателей с самым важным памятником нашей древней литературы, тем более что многие из них, по своим специальным занятиям, будут не в состоянии познакомиться с ним в подлиннике, в‑третьих, наконец, я имел в виду пользу, какая могла произойти от моего труда для изучения того периода русской истории, который всего более затрудняет юношество в сухих учебниках; причины же, по которым я избрал именно только древнюю русскую летопись до половины XIII века, надеюсь, будут понятны всякому, кто знаком с источниками нашей древней истории: известно, что летописи после половины XIII века теряют уже те живые краски, которыми отличаются летописи древние.


Профессор Сергей Соловьев

Глава I

О том, как началась Русская земля и кто были первые князья в Киеве


Вот повесть о том, откуда пошла Русская земля, кто начал первый княжить в Киеве и как стала Русская земля.

Мы так начнем эту повесть. После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и запад Афету; от племени Афетова пошел народ славянский. Спустя много времени славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле многие народы и назвались каждый своим именем, где кто сел на каком месте; так, например, одни поселились на реке именем Морава и назвались моравами, и другие назвались чехами; а вот тоже славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу: так одни пришли и сели на Висле и прозвались ляхами; от этих ляхов пошли поляки, лутичи, мазовшане, поморяне. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах; а некоторые стали между Припетью и Двиною и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки именем Полоты, которая впадает в Двину. Те, которые поселились около озера Илменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так разошелся славянский народ.

Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте с своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили как звери. Между полянами были три брата: одному имя Кий, другому Щек, третьему Хорив, сестру их звали Лыбедью. Они построили город и назвали его, по имени старшего брата, Киевом. По смерти этих братьев древляне и другие окольные народы стали притеснять полян; тогда пришли к ним козары и сказали: «Платите нам дань». Поляне подумали и дали им по мечу от каждого дома. Козары принесли мечи к князю своему и старшинам и сказали: «Вот мы нашли новую дань». Старшины спросили: «Откуда вы это взяли?» «Да вот там, в лесу, на горе, над рекою Днепровскою», – отвечали они. Тогда старцы козарские сказали: «Ох, не хороша эта дань, князь! мы воюем саблями, острыми с одной только стороны, а у этого народа мечи с обеих сторон острые: будут они брать дань и на нас, и на других странах». – Так и сбылось, как предсказали старцы: русские и до сих пор владеют козарами.

В то время, как поляне, северяне и другие племена платили дань козарам, по белке с каждого дома, варяги изза моря брали дань на славянах новгородских, на кривичах, также на чуди и мери. Скоро, однако, эти народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань и начали владеть сами собою. Но прогнав варягов, они никак не могли уладиться друг с другом и начали междоусобные войны. Тогда они стали говорить между собою: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо»; – отправили послов к варягам к руси; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собою всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск; от нихто и прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор; Рюрик один принял всю власть и роздал города приближенным к себе людям. Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти ко Царюгороду. Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок и спросили: «Чей городок?» Жители отвечали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив; онито и построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань козарам». Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов и начали владеть полянами; а Рюрик княжил в Новгороде.

В 866 году пошли Аскольд и Дир на греков, при царе Михаиле. Царь в их время пошел было войною на аравитян, но, получив весть, что русь идет на Царьград, возвратился. Между тем Аскольд и Дир вошли в Константинопольскую гавань, перебили множество христиан и с двумястами кораблей обступили город. Царь с патриархом всю ночь молились в церкви Влахернской и потом, вынесши ризу богородицы, погрузили ее в воду. До того времени море было тихо; вдруг поднялась буря с ветром, встали волны и разбили русские корабли; очень немногие из Аскольдовых воинов спаслись от такой беды и возвратились в свою землю.

Между тем умер Рюрик, он передал княжение Олегу, своему родственнику, поручив ему и сына своего Игоря, который был еще дитя. Собрав много войска, пошел Олег к Смоленску, взял этот город и посадил в нем своих мужей. Оттуда пошел вниз, взял Любеч и посадил в нем также своих мужей. Пришедши к горам Киевским и видя, что Аскольд и Дир княжат, Олег скрыл часть воинов своих в лодках, других оставил позади, а сам пришел, неся малютку Игоря на руках. Он послал сказать Аскольду и Диру: «Мы купцы; идем в Грецию от Олега и Игоря; придите повидаться с нами». Аскольд и Дир пришли. Тогда воины повыскакали из лодок, и Олег сказал киевским князьям: «Вы не князья, не княжеского рода, но я княжеского рода, и вот сын Рюриков». Аскольда и Дира убили, понесли на гору и погребли там. Олег сел княжить в Киев и сказал: «Это будет мать русским городам», – после чего начал строить города и установил дани. Сперва Олег воевал с древлянами и заставил их давать дань по черной кунице. Потом он пошел на северян; победив их, он наложил на них дань легкую, а козарам давать дань запретил, сказавши: «Я неприятель им, а с вами у меня нет никакой вражды». Послал и к радимичам спросить: «Кому даете дань?» Они отвечали: «Козарам». Олег сказал им: «Не давайте козарам, а давайте лучше мне». Радимичи согласились.

В 907 году пошел Олег на греков, а Игоря оставил в Киеве; взял с собою варягов множество, и новгородцев, и чуди, и кривичей, и других народов. Со всеми с ними пошел Олег на конях и в кораблях и пришел к Царюгороду: греки замкнули гавань и затворили город. Олег вышел из корабля, велел корабли вытащить на берег и повоевал городские окрестности. Русские перебили множество греков, разорили дома, пожгли церкви, одним словом, поступили так, как обыкновенно поступают неприятели. Греки, видя все это, испугались, выслали к Олегу из города и сказали ему: «Возьми дани сколько хочешь». Олег согласился и возвратился в Киев, неся золото, драгоценные ткани, плоды и вина. Народ прозвал его Вещим .

По смерти Олега начал княжить Игорь, древляне затворились от него; Игорь пошел на них, победил и наложил дань больше, чем Олег. В 941 году пошел Игорь на греков. Болгары послали весть к императору, что идет русь на Царьгород. Русские опустошали азиатские берега до тех пор, пока не пришли греческие воеводы с востока и окружили их со всех сторон. Русские, посоветовавшись, вышли на греков, и, после злой сечи, греки едва могли одолеть. Русские сели ночью в лодки и побежали; но греческий воевода встретил их в лодках с огнем и начал пускать его трубами на русские лодки, так что было страшно смотреть. Русские, увидав пламень, пометались в морскую воду, чтоб уйти какнибудь, и таким образом возвратились домой. Пришедши, каждый рассказывал своим о чудесном огне. «У греков в руках точно молние небесное, которое они пускали и жгли нас; вот почему и не одолели мы их», – говорили воины Игоря. Игорь же, пришедши, начал собирать большое войско и послал звать варягов изза моря: он опять хотел идти на греков. В 944 году Игорь в самом деле отправился к Царюгороду в лодках и на конях. Корсунцы, услыхав об этом, послали сказать императору Роману: «Идет русь; кораблей у них множество; покрыли все море корабли». Также и болгары послали весть: «Идут русские, наняли и печенегов». Тогда царь послал к Игорю лучших бояр с просьбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег; придам и еще к той дани». Игорь, дошедши до Дуная, созвал дружину и стал думать с нею о предложении царя. Дружина сказала: «Если царь так говорит, то чего же нам еще больше; без битвы возьмем золото, серебро и дорогие ткани. Ведь неизвестно, кто одолеет – мы или они? с морем нельзя заранее уговориться; теперь мы не по земле ходим, но по глубине морской: здесь одна смерть грозит нам всем». Игорь послушался дружины и велел печенегам воевать Болгарскую землю; а сам, взявши у греков золото и ткани на всех воинов, возвратился назад в Киев.

Вслед за князем пришли назад и послы русские и привели с собой послов от греческого царя Романа. Игорь призвал к себе греческих послов и спросил их: «Скажите, что же вам говорил царь?» Послы отвечали: «Вот царь послал нас к тебе; он очень рад миру, хочет мир иметь и любовь с русским князем: твои послы водили наших князей к присяге, и нас послали привести тебя и мужей твоих также к присяге». Игорь обещался исполнить это. На другой день он призвал послов и пошел на холм, где стоял Перун: поклали перед идолом оружие, щиты и золото, и клялись Игорь и все люди его, сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви св. Илии, что над ручьем; то была соборная церковь, потому что многие варяги были уже христиане. Игорь, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их звериными шкурами, рабами и воском. После этого Игорь начал княжить мирно в Киеве; когда же пришла осень, начал задумывать поход на древлян, желая взять с них еще больше дани. Дружина сказала ему: «Наши товарищи, которые с Свенельдом, богаты оружием и платьем, а мы наги; пойдем, князь, с нами за данью; и ты добудешь, и мы». Игорь послушался: пошел к древлянам за данью и начал обижать их; побравши дань, пошел было назад в свой город, однако на дороге раздумал и сказал дружине: «Ступайте вы с данью домой, а я возвращусь назад, похожу еще». Как сказал, так и сделал: отпустил дружину домой, а сам с немногими возвратился назад, желая взять еще больше с древлян. Те, услыхав, что Игорь опять идет, начали советоваться с князем своим Малом; они говорили: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его; так теперь и с нами: если не убьем Игоря, то всех нас погубит». После совещания они послали сказать Игорю: «Зачем идешь опять, ведь ты уже взял всю дань». Но Игорь не послушался их; тогда древляне вышли из города и убили Игоря и дружину его, потому что ее было очень мало.

Это книга для тех, кто любит родную историю.

Чем прославился фельдмаршал Суворов?

Чем знаменит Кутузов?

Почему и в рассказах своих, и в легендах, и в песнях народ бережно хранит имя Степана Разина?

Почему и сейчас, много поколений спустя, мы вспоминаем Петра Первого?

Кто такие декабристы, за что они боролись?

Велика наша Родина.

Много сложного и нелегкого было в ее истории.

Много прекрасного и великого.

У нас есть что вспоминать и чем гордиться.

Перед вами рассказы о том, что было.

О нашем Отечестве и народе.

РАССКАЗЫ О СТЕПАНЕ РАЗИНЕ, КАЗАКАХ И ВОССТАВШЕМ НАРОДЕ

Отряд верховых ехал крестьянским полем. Поднялись всадники на пригорок. Смотрят‑что за диво? Мужик пашет землю. Только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать - старуха да сын - малолеток.

Потянут люди соху, потянут, остановятся и снова за труд.

Подъехали конные к пахарю.

Главный из них кинул суровый взгляд:

Ты что же, такой - сякой, людишек заместо скотины!

Смотрит крестьянин - перед ним человек огромного роста. Шапка с красным верхом на голове. Зеленые сапоги на ногах из сафьяна. Нарядный кафтан. Под кафтаном цветная рубаха. Нагайка в руках крученая.

«Видать, боярин, а может, и сам воевода», - соображает мужик.

Повалился он знатному барину в ноги, растянулся на борозде.

Сироты, сироты мы. Нету коня. Увели за долги кормильца.

Лицо всадника перекосилось. Слез он на землю. Повернулся к крестьянину.

Мужик попятился вскочил - и бежать с испуга.

Да стой ты, пеший! Стой ты! Куда?! - раздался насмешливый голос.

Мужик несмело вернулся назад.

На, забирай коня. - Человек протянул мужику поводья.

Опешил крестьянин. Застыли жена и старуха мать. Раскрылся рот у малого сына. Смотрят. Не верят такому чуду.

Конь статный, высокий. Масти сизой, весь в яблоках. Княжеский конь.

«Шутит барин», - решает мужик. Стоит. Не шелохнется.

Бери же. Смотри, передумаю, - пригрозил человек. И пошел себе полем.

Верховые ринулись вслед. Лишь один молодой на минуту замешкался, обронил он случайно кисет с табаком.

«Всевышний, всевышний послал», - зашептал обалдело крестьянин.

Повернулся мужик к коню. И вдруг испугался. Да не колдовство ли все это? Потянулся к нему. Конь и дернул его копытом.

Схватился мужик за ушибленное место.

Настоящий! - взвыл от великого счастья. - Кто вы, откуда?! - бросился он к молодому парню.

Люди залетные. Соколы вольные. Ветры весенние, - загадочно подмигнул молодец.

Да за кого мне молиться? Кто ж такой тот, в шапке?

Разин. Степан Тимофеевич Разин! - уже с ходу прокричал верховой.

СТРЕЛЕЦКИЕ СТРУГИ

Разин, Разин идет!

Степан Тимофеевич!

1670 год. Неспокойно в государстве Российском. В огромной тревоге бояре и царские слуги. Восстал, встрепенулся подневольный, угнетаемый люд. Крестьяне, казаки, башкирцы, татары, мордва. Сотни их, великие тысячи.

Ведет крестьянское войско лихой атаман донской казак Степан Тимофеевич Разин.

Слава Разину, слава!

Восставшие подступили к Царицыну. Остановились чуть выше города, на крутом берегу Волги. Устроили лагерь.

Нам бы, не мешкая, Царицын брать, - пошли среди казаков разговоры.

Вечером в темноте явились к Разину горожане:

Приходи, батюшка, властвуй. Ждут людишки тебя в Царицыне. Стрельцов немного, да и те не помеха. Откроем тебе ворота.

Бери, бери, атаман, Царицын, - наседают советчики.

Однако Разин не торопился. Знал он, что сверху по Волге движется на стругах к Царицыну большое стрелецкое войско.

У стрельцов пушки, мушкеты, пищали, пороху хоть отбавляй. Стрельцы ратному делу обучены. Ведет их знатный командир голова Лопатин. «Как же с меньшими силами побить нам такую рать? - думает Разин. - В городе тут не схоронишься. Разве что дольше продержишься. А нам бы под корень. В полный казацкий взмах».

Все ближе и ближе подплывает Лопатин к Царицыну.

Бери, атаман, твердыню! - кричат казаки.

Не торопится, мешкает атаман.

Каждый день посылает Лопатин вперед лазутчиков. Доносят они начальнику, как ведут себя казаки.

Стоят на кручах. Город не трогают.

«Дурни, - посмеивается голова Лопатин. - Нет среди них доброго командира».

Батюшка, батька, отец, Царицын бери, - умоляют восставшие своего атамана.

Молчит, словно не слышит призывов, Разин.

Тем делом лопатинский караван поравнялся с казацкими кручами. Открылась оттуда стрельба.

«Стреляйте, стреляйте, - язвит Лопатин. - То‑то важно, кто победное стрельнет».

Доволен Лопатин. Потирает руки.

И вдруг… Что такое?! С царицынских стен посыпались ядра. Одно, второе, десятое. Летят они в царские струги. Наклоняются, тонут струги, как бумажные корабли.

На высокой городской стене кто‑то заметил широкоплечего казака в атаманском кафтане.

Разин, Разин в Царицыне!

Разбойники в городе!

Стой, повертай назад!

Но в это время, как по команде, и с левого и с правого берега Волги устремились к каравану челны с казаками. Словно пчелы на мед, полезли разинцы на стрелецкие струги.

Бей их! Круши!

Голову руби голове!

Сдались стрелецкие струги.

Хитер, хитер атаман, - восхищались после победы восставшие. - Ты смотри - обманул голову. До последней минуты не брал Царицына.

У головы - голова, у Разина - две, - долго шутили разинцы.

НЕ ОСУДИТ

Боярин Труба - Нащекин истязал своего крепостного. Скрутили несчастному руки и ноги, привязали вожжами к лавке. Стоит рядом боярин с кнутом в руке, бьет по оголенной спине крестьянина.

Так тебе, так тебе, племя сермяжное. Получай от меня, холоп. Научу тебя шапку снимать перед барином.

Ударит Труба - Нащекин кнутом, поведет ремень на себя, чтобы кожу вспороть до крови. Отдышится, брызнет соленой водой на рану. И снова за кнут.

Батюшка, Левонтий Минаич, - молит мужик. - Пожалей. Не губи. Не было злого умысла. Не видел тебя при встрече.

Не слушает боярин мольбы и стонов, продолжает страшное дело.

Теряет крестьянин последние силы. Собрался он с духом и молвил:

Ужо тебе, барин. Вот Разин придет.

И вдруг…

Разин, Разин идет! - разнеслось по боярскому дому.

Перекосилось у Трубы - Нащекина лицо от испуга. Бросил он кнут. Оставил крестьянина. Подхватил полы кафтана, в дверь - и бежать.

Ворвались разинские казаки в боярскую вотчину, перебили боярских слуг. Однако сам хозяин куда‑то скрылся.

Собрал Разин крестьян на открытом месте. Объявил им волю. Затем предложил избрать старшину над крестьянами.

Косого Гурьяна! Гурку, Гурку! - закричали собравшиеся. - Он самый умный. Он справедливее всех.

Гурку так Гурку, - произнес Разин. - Где он? Выходи- ка сюда.

Дома он, дома. Его боярин люто побил.

Оставил Разин кнут, пошел к дому Косого Гурьяна. Вошел. Лежит на лавке побитый страдалец. Лежит, не шевелится. Спина приоткрыта. Не спина - кровавое месиво.

Гурьян, - позвал атаман крестьянина.

Шевельнулся тот. Чуть приоткрыл глаза.

Дождались. Пришел, - прошептал несчастный. На лице у него появилась улыбка. Появилась и тут же исчезла. Умер Гурьян.

Вернулся Разин к казацко - крестьянскому кругу.

Где боярин?! - взревел.

Чтобы писать об истории и увлекательно, и поучительно, необходим незаурядный талант. Прав был Самуил Маршак: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». Это относится и к историкам. Мы вспомнили десять ярких книг, которыми в разное время зачитывались дети. Из этих книг мы получали первые знания о прошлом России. Некоторые из них связаны с идеологическими тенденциями - без идеологии, как известно, ни одна пушка не выстрелит. Иногда с авторами хотелось поспорить, но именно они показали нам, что и в прошлом можно совершать открытия.

Александра Ишимова
«История России в рассказах для детей»

Перед последней дуэлью Александр Пушкин читал именно Ишимову. Она открыла для России жанр детской исторической хроники. Важно, что это не беллетристика, а своего рода занимательный учебник. Разумеется, историческая правда у неё перемешана с легендами, многие эпизоды трактуются в сентиментальном духе. Сразу видно, что книга предназначена не только для мальчиков. Хотя поразительно умение Ишимовой бойким живым слогом рассказывать детям о политических решениях и генеральных сражениях. В литературном отношении книга Александры Ишимовой и сегодня не выглядит динозавром. Как будто двухсот лет не бывало.

Юрий Герман
«Рассказы о Дзержинском»

Железный Феликс был одним из любимых героев советских мальчишек - своего рода наш Шерлок Холмс, проницательный и неутомимый. Талантливое перо писателя Юрия Германа оживило первого чекиста страны. Кроме приключений здесь есть ещё и колорит эпохи. Ощущается вкус чёрствого хлеба Гражданской войны. Дети получили благородного героя и несколько десятков остросюжетных приключений с чекистским оттенком.

Евгений Осетров

«Твой Кремль»

Настоящая детская энциклопедия патриотизма. Разговор с кремлёвскими башнями, включая Тайницкую, самую загадочную. Евгений Осетров написал немало просветительских книг - о русской старине, которая живёт в традициях, в культуре. В этой книге он рассказал об истории нашего государства, о его символах, о зодчем Аристотеле Фиораванти, о русских мастерах, о двух парадах, состоявшихся на Красной площади в 1941-м и 1945-м. Осетров показал красоту, силу и мощь России. Мне эта книга попалась в очень раннем возрасте - и она крепко на меня повлияла. С тех пор люблю Кремль и неприемлю снобистского отношения к нашей стране. В сердцах читателей Осетрова выстроена Тайницкая башня. А в ней бьёт родник.

Наталья Кончаловская
«Наша древняя столица»

Детские поэты нередко обращались к историческим темам - и Самуил Маршак, и Сергей Михалков. Но самую основательную поэму о прошлом нашей страны написала жена Михалкова Наталья Кончаловская. Получилось искренне, увлекательно, остроумно. Через историю Москвы открывается история русского народа. Проверено: детям стихи Кончаловской нравятся. А ведь она писала не только об известных, парадных эпизодах нашей истории. Про Василия Шуйского, например, многие из нас узнали именно от Кончаловской.

Мария Прилежаева
«Жизнь Ленина»

О Ленине в СССР писали много и высокопарно, в том числе и для детей. Можно вспомнить и рассказы Михаила Зощенко - изящные, остроумные. Но Прилежаева охватила жизнь Ленина «от и до» и написала настоящий «детский детектив» с приключениями конспираторов. Современному читателю многие страницы этой книги, наверное, покажутся безмерно слащавыми, однако тогда к Ленину относились как к некоему идеалу «самого человечного человека», а историческое полотно, предлагаемое Прилежаевой, для многих стало первым шагом в познании противоречивой, извилистой истории ХХ века.

Михаил Брагин
«В грозную пору»

Правдист, военный корреспондент и историк, Михаил Брагин был влюблён в русских героев 1812 года. Он написал несколько научно-популярных книг о Михаиле Кутузове и его современниках, но, пожалуй, самая известная его книга - «В грозную пору». Детская занимательная (и немного нравоучительная) хроника Отечественной войны. Смоленск, Бородино, гибель Петра Багратиона, борьба стратегий, сожжённая Москва, наконец, победы поздней осени и декабря 1812-го… Написано так, что мальчишки не могли оторваться - читали днём и ночью, читали вместо уроков и прихлёбывая суп. Книга и в ХХI веке не умерла, переиздаётся и будет переиздаваться.

Сергей Алексеев
«Сто рассказов из русской истории»

Алексеев начал с учебной книги, а потом выработал собственную сказовую интонацию, по которой легко узнать любую его миниатюру. Первая из его незабываемых книг - «Небывалое бывает». Рассказы о петровском времени. А затем пошли как бойцы в строю: «История крепостного мальчика», «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-слава» (о войне 1812 года), «Грозный всадник» (о Степане Разине!)… Читаются эти книги взахлёб, многие нынешние маститые историки выросли из читателей Алексеева. И в каждой детской библиотеке алексеевские книги - среди самых зачитанных и потрёпанных. Заслуженные книги!

Анатолий Митяев
«Книга будущих командиров»

Анатолий Митяев - настоящий классик жанра. Можно вспомнить и другие его книги: «Ветры Куликова поля», «Книга будущих адмиралов», «Рассказы о русском флоте», «Тысяча четыреста восемнадцать дней: Герои и битвы Великой Отечественной войны»… Но всё-таки в первую очередь на память приходит «Книга будущих командиров», которую во многих семьях берегут как драгоценность. Митяев вооружает нас знанием, незаметно учит любить армию, ценить храбрость и расчётливость. Князь Святослав и Александр Суворов становятся нашими добрыми знакомыми, героями детских игр и мечтаний. Как это важно - не пройти мимо книг Митяева. Без них и детство не в радость.

Александр Дегтярёв, Игорь Дубов
«От Калки до Угры»

Особый жанр - научно-популярная литература для детей. Да-да, и такое бывает. Конечно, эта книга не для младших, но подростки читают её увлечённо, и для многих она стала «вратами учёности». Повествование о героической борьбе Руси с монгольскими ордами не просто заряжает патриотическим настроем, но и учит анализировать факты, сопоставлять причины и следствия, размышлять.

Александр Торопцев
«Мировая история крепостей и замков»

Современный писатель Александр Торопцев открывает детям мир истории. Он написал десяток книг в жанре занимательной энциклопедии. Герои, войны, цивилизации, ремёсла… Обо всём написано азартно, история проплывает перед ребятами как в кино. Такие книги приобщают к историческому знанию шибче учебников.

Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] Гуц Александр Константинович

Каковы источники древней русской истории?

Летописи, своды, списки

Полезно окунуться в терминологию, которой пользуются историки.

Летопись - рукописное произведение, в котором повествование ведется по годам. Рассказ о событиях в летописи обычно начинался словами «в лето». Большинство летописей дошло в виде летописных сводов, в которых соединены в единое целое повествования отдельные летописные записи, акты, повести, жития святых и пр. (МСЭ, 1959. Т. 5). Летописи многократно переписывались различными монахами - так появлялись многочисленные списки летописи.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2. Как в свое время была создана ныне общепринятая версия русской истории Почему основоположники русской истории - иностранцы? Выше, следуя Ключевскому , мы рассказали о первых шагах написания русской истории. Повторим вкратце два момента.1) XVI век - это эпоха

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2. История создания традиционной версии Русской истории Почему все основоположники Русской истории - иностранцы Выше, следуя Ключевскому , мы рассказали о первых шагах написания русской истории. Повторим вкратце два момента. XVI век - это эпоха обширного

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ Хронология дописьменной истории основана на радиокарбонных датах (по С-14) и относительной археологической хронологии (т. е. последовательности и примерно определяемой продолжительности археологических слоев). Абсолютная хронология III

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

ИТОГИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ Итак, нам предстоит еще раз окинуть взором мир древней истории - чтобы, наконец, подвести итоги и перевернуть последнюю страницу.Началом дней и точкой отсчета истории человечества было освоение земледелия и скотоводства - Неолитическая

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава I. Источники по истории Древней Греции В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика,

Из книги Другая история Российской империи. От Петра до Павла [= Забытая история Российской империи. От Петра I до Павла I] автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Источники русской истории В российской истории важный пласт текстов связан с личностями Словена и Руса.Их фигуры достаточно значимы, чтобы их просто так игнорировать. Тем не менее, произошло именно это: по словам Валерия Дёмина: «…в угоду господствующей идеологии и

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Кто, когда и зачем изменил освещение древней Русской истории? Эпоха Ивана Грозного 7.1. Странности правления Грозного Как произошло изменение нашего взгляда на русскую историю? Кто это сделал? С какими целями? Когда?В нашей отечественной истории есть одно совершенно

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Продолжение истории Есфири в XVII веке Великая Смута в русской истории История Есфири закончилась в XVII веке Великой Смутой на Руси. По сути дела, произошел разгром старой Руси-Орды. Великая = «Монгольская» Империя раскололась на несколько самостоятельных частей и

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 1 Источники по истории Древней Греции ФАКТ И ИСТОЧНИК Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

О ранней истории Древней Руси Итак, русское государство началось с Рюрика. Был ли он норманном или из славян? Нормандская версия появилась из-под пера Миллера.Ломоносов сразу же восстал против такой версии, и в результате предпринятых им действий Миллеру запретили

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

«Три столпа» древней истории Астрономическая хронология» представляет собой каркас научной концепции египетской истории и, следовательно, истории всего древнего мира. Внутри этого каркаса размещены по столетиям династии Манефона, Исторических фараонов пытались

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

13. Отражение истории Есфири, то есть русской истории XVI века, в ветхозаветной книге Судей Оказывается, в Ветхом Завете есть еще одно отражение «истории Есфири», причем яркое. Речь идет о гибели полководца Сисары, изложенной в 4-й главе книги Судей. Для лучшего понимания

Из книги Образование Российской Империи в XVIII в. как уничтожение Великой Орды автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

III. Сличение двух редакций «истории» России - «допетровской» и «екатерининской» как метод восстановления реальных событий русской истории до XIX в. Несмотря на то, что реальная история военного покорения Сибири Екатериной II еще практически неизвестна, изложенные факты

Из книги Новая Хронология Носовского-Фоменко за 1 час автора Молот Степан

2.15.1. Романовы - заказчики современной версии древней русской истории. В 1605 году на Руси началась Великая Смута. В 1613 году произошёл резкий перелом русской истории - на престол взошла западническая династия Романовых - Захарьиных - Юрьевых. Они–то и написали

Из книги Пискаревский летописец. Происхождение, источники, авторство автора Хазанова Софья Игоревна

1) Источники Пискаревского летописца, от ранней русской истории до середины XVI в. (862–1552 гг.) Ранние сведения летописца являются его неотъемлемой, органичной частью, которые мы не можем исследовать в отрыве от всего летописца. Поскольку в работе он рассматривается как

Из книги Том 1. Философские и историко-публицистические работы автора Киреевский Иван Васильевич

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!