История России. XX век

Каждое из столетий России на ее тысячелетнем пути имело свою особую драматургию, определившуюся завоевательными войнами и вражескими нашествиями, смутами и восстаниями, периодами экономического роста и застоя, духовными исканиями и реакцией. Не преувеличим, если выделим в этом ряду XX век как один из наиболее ярких и трагичных, когда многие потери и приобретения сошлись на ограниченном историческом пространстве. Этот век вместил ряд экономических скачков, три революции, поочередную передачу эстафеты власти от «верхов» к «низам» и наоборот, разные типы политического устройства (от демократии до тоталитаризма), ряд крупных поражений и убедительных военных побед.

На небосклоне ярких личностей сияли звезды величайших ученых и шарлатанов от науки, народолюбцев и диктаторов, смелых реформаторов и смиренных искателей безболезненных путей к прогрессу, великих полководцев и великих инквизиторов, а бескомпромиссной схватке сталкивались теоретические концепции общественного развития и политические программы, различные модели переустройства российского и мирового сообщества, партии и общественные движения. Много дорог было пройдено, много идей испытано и отброшено, много напрасных жертв принесено. При взгляде на крупномасштабную карту века голова может закружиться от обилия красок, событий. И чем ближе к концу столетия, тем сильнее звучат вопросы: почему Россия должна платить столь тяжелую цену за исторический прогресс? Может быть, народ несет в себе собственный ген разрушений, необизданных страстей и желаний, азарта и романтизма? Или страна в силу специфики новейшего времени попала в какие-то огромные жернова общемирового движения, которые, постоянно тяжело вращаясь, неустанно крушат, мнут, формуют, переделывают на какой-то только им ведомый лад природу и характер российского общества, которое при этом пытается еще сохранить свое национальное лицо? История России XX века - очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент многогранной общемировой цивилизации?

С начала века отечественная и мировая наука бьется над этими непростыми вопросами. Продвигаясь вперед, обобщая пройденные исторические ступени, она затем вновь отступает перед очередным, кажущимся неожиданным поворотом. Пожалуй, в наиболее трудном положении среди тех, кто напряженно размышляет над прихотливой вязью развития страны, находятся историки. На каждом очередном повороте истории именно историков выводят среди первых на эшафот, пытаясь сделать персонально ответственными за коллективное прошлое, требуя покаяния, очередной «перестройки», коленопреклонения перед неясным настоящим и обязательно светлым будущим.

Насколько российская история XX века была богата переменами, настолько историография, посвященная столетию, была изменчива. Пишется это не в укор прошлым и настоящим поколениям историков, а с целью напомнить об особой общественной функции этой отрасли знаний, откуда каждое новое поколение граждан страны почему-то (?!) очень избирательно черпает так называемый «исторический опыт», предъявляя свой социальный заказ исследователям. Это затрудняет, но не исключает права и обязанности ученых нести эстафету научного знания и о современном обществе.

В этой книге авторский коллектив сделал очередную попытку охарактеризовать пройденный Россией - СССР столетний путь. Для читателя очевидно, что главная трудность, вставшая перед исследователями, состояла в нахождении той связующей линии, которая позволила бы за чередой разных, порой противоположных по общественному смыслу событий увидеть общую, единую линию движения. И развитие, если понимать под общественным развитием не только прямолинейное «вперед и выше»2, но и творческий поиск, эксперимент, попытку (нередко неудачную) целого народа заново переосмыслить и время, и себя в нем.

Видимо, формула российского движения может быть понята и описана не через механическое сравнение с другими (передовыми и отсталыми) странами, не через логику самодвижения или попытку кого-то сделать целый народ заложником своих амбиций. Авторский коллектив предлагает свой вариант описания драмы столетия. Он сводится, если формулировать кратко, к освещению лихорадочных попыток Российского государства достойно ответить на исторический вызов, брошенный ему современной цивилизацией, с ее новыми технологией, формами государственного устройства, видами вооружения и орудий массового уничтожения, общественными идеалами. Огромное отставание огромной державы, обнаружившееся на рубеже XIX и XX вв., требовало и гигантских усилий по его преодолению. Усилий от центральной власти, от всего общества, от многочисленных народов и социальных групп, от каждого гражданина. Опыт аналогичных «скачков», совершенных в XVI-XVIII вв., подсказывал, что они сопровождались энтузиазмом, самопожертвованием, ограничениями, многочисленными жертвами. Цена общегосударственных приобретений каждый раз оказывалась исключительно высокой с позиции судеб тысяч и миллионов людей. Взлеты и обогащения одних совершались на фоне падения и. разорения других. И так раз за разом...

В этой цепочке событий XX век выступает очередным целостным (может быть, еще и незаконченным) этапом, в рамках которого решались глобальные задачи цивилизованного рывка. И в то же время - это совокупность разно-направленных движений, каждое из которых укладывалось в свои временные рамки, имело различную динамику, различных участников, преследовало разные цели. Самостоятельными (но не изолированными друг от друга) блоками выступали периоды ограниченного реформаторства Николая II, Великой российской революции, ленинско-сталинского эксперимента по строительству социализма, соревнования социализма и капитализма в форме «холодной войны», исчерпания потенциала и загнивания сложившейся общественной системы, очередной крутой ломки устройства страны в конце века. В каждом из этих блоков действовали свои особые механизмы управления общественными делами, социальной активности населения, взаимодействия с внешним миром.

По-разному представала роль человеческой личности и коллективного «я». Каждый раз возникали своеобразные сочетания между общегосударственными, общенациональными и групповыми, региональными, социальными, национальными, профессиональными интересами. При этом непременно складывалась некоторая целостность, включавшая все стороны общественного развития. В рамках каждого такого этапа возникала определенная группа противоречий, которая увлекала общество вперед, заставляя использовать все новые и новые принципы самоорганизации. Вялотекущий процесс эволюционного развития сменялся тотальным взрывом; на смену ему, после короткого (нэповского) «затишья» приходила полоса насилия; в послевоенное время (вслед за второй мировой войной) - снова замедление темпа и снова очередной взрыа (после « перестройки»). Есть ли в этих мелькающих ярких кадрах российской (и одновременно мировой) хроники внутренние пружины движения или все эти, вроде бы случайные конвульсии явились лишь проявлением «загадочной русской души», «непонятности» российской истории?

Авторы стремятся сделать шаг к осмыслению особенностей каждого из этапов и одновременно причин движения в рамках всего века. Как показывают источники (многие из которых впервые вводятся в оборот), свои мазки на протяженном историческом полотне накладывали и политические лидеры, и народные вожди, и сами «низы» в своем самоутверждении и поиске лучшей доли. Через эти столкновения разных побуждений проявлялись и мощные импульсы сплочения, мобилизации, и столь же сильные противоположные импульсы торможения, распада страны. Постоянно меняющееся соотношение того и другого определяло насыщенную хронику событий истории России в XX веке.

Как никогда в прошлом, страна демонстрировала и свою целостность, и свою разность. Она выдерживала труднейший экзамен на прочность со своими огромными территориальными приобретениями, невероятной протяженностью границ, многонациональностью, сочетанием разных географических и хозяйственных зон, многочисленными яркими очагами культурного и исторического прошлого, разными конфессиями и сферами влияния соседних государств и многим, многим другим, что вмещает в себя понятие «Россия».

В. А. Поцелуев

ИСТОРИЯ РОССИИ XX столетия

Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

ББК 63.3(2)521 П64

Рецензенты: док. ист. наук, проф., член-корреспондент Российской академии естественных наук,В.А.Дунаевский (Московский государственный открытый педагогический университет); кафедра методики преподавания истории Московского педагогического университета(зав. кафедрой, доц.А.Н.Фукс)

Поцелуев В.А. П64 История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с: илл. ISBN 5- 691-00004-7

В пособии канд. ист. наук, доц. кафедры истории России Российского университета дружбы народов проанализированы основные программные вопросы по курсу истории РоссииXX века: истоки, сущность, диалектика, взаимосвязь. Вопросы и рекомендации дают возможность студенту расширить фактический материал сделать более полный анализ и представить свои выводы. Для этого в конце изучения каждого вопроса указаны литература и источники, наиболее актуальные проблемы истории России XX в.

Лучшему запоминанию материала способствуют контрольные вопросы и перечень основных событий и дат. В приложении даны схемы систем государственного управления, синхронистическая таблица, включающая имена государственных и политических деятелей Российской империи, Советской России, СССР и Российской Федерации.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Читателю предлагается учебник, созданный профессиональным лектором, историком, остро чувствующим назревшую необходимость предоставить студентам возможность получить ориентиры в изучении отечественной истории XX века.

Исследователи истории России всегда стремились освещать ее с учетом изменений в обществе и последних достижений научной мысли.

Так было и в начале века, когда том за томом стал издавать свой фундаментальный труд «Курс русской истории» В.О.Клю-

чевский (1-й - в 1904 г., 2-й - в 1906 г., 3-й - в 1908 г., 4-й - в 1910 г.), где он, отказавшись от концепции так называемой государственной школы и периодизации по царствованиям, изложил свою историческую концепцию развития России. В вводной лекции «Курса» он отмечал: «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жития человечества в его развитии и результатах»1 , а «человеческое общежитие» определяли, по Ключевскому:

человеческая личность, людское общество и природа страны. Не трудно заметить, что В.О.Ключевский сказал новое слово в исторической науке, которое не могло не оказать влияния на российскую историографию.

И тем не менее, на новом витке исторического развития России, после Великой Октябрьской революции Ключевского стали рассматривать как эпоху нашего научного прошлого, эпоху предреволюционную. Первый историк-марксист М.Н.Покровский положил в основу своей «Истории России в самом сжатом очерке» иную концепцию, базирующуюся на теории «торгового капитала». Эта теория и концепция были резко раскритикованы в условиях форсированного строительства социализма в

СССР. Они были отринуты как близкие к вульгарно-экономи- ческому марксизму.

Новый этап и новое видение истории РоссииXX века в советской историографии неразрывно связаны с концепцией ста-

"Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т. I. M. 1987. С. 34. 2 Там же. С. 40.

линского «Краткого курсй истории ВКП(б)», опубликованного в 1938 году. Эта концепция формационного развития человеческого общества и ведущей роли большевистской партии при построении социализма надолго стала официальной исторической концепцией в СССР. При тоталитарном режиме, политическом терроре и строгой цензуре она не изменялась, да и не могла измениться вплоть до провозглашения и начала гласности

в связи с курсом Горбачева на перестройку общества. За полвека существования советской исторической концепции сложилась советская историческая школа, которой удалось, несмотря на жесткий цензурный режим, достигнуть немалого. Шло накопление большого фактографического материала, получили свое развитие многие проблемы истории, разрабатывались новые направления в изучении исторического пути развития России, в том числе периода империализма.

Особую роль в изучении истории XX века сыграли историкишестидесятники, которые разрабатывали исторические сюжеты

в условиях хрущевской «оттепели» 1960-х годов. Через отрицание сталинизма и новое прочтение Ленина, на основе большого

архивного материала группа ученых во главе с директорами Института истории АН СССР А.Л.Сидоровым и П.В.Волобуевым прошла большой путь к формированию широких самостоятельных взглядов на теорию исторического процесса, особенно

в условиях империализма. Они получили название«нового направления» в исторической науке. К.Н.Тарновский - генератор новых идей с И.Ф.Гиндиным заложили концептуальные основы этого нового направления. Их идеи, как и их труды,

заблокированные в годы «застоя», получили современное признание1 . Среди них: концепция многоукладности, российскопрусского типа капитализма в России, специфически-обратного по сравнению с Западом формирования капитализма, классов и партий в России, теория «второго эшелона», догоняющего развития, катастрофическое для страны наложение одной эпохи на другую и т.д.

После объявленных в стране перестройки и гласности примерно с 1987 года начался новый этап в историографии России,

в основе которой - плюрализм мнений, выдвижение иных, чем формационный, подходов к изучению человеческого общества и прежде всего - цивилизационного и социо-культурного. Вновь всплыла евразийская идея, связанная с особостью геопо-

"См.: Советская историография. М., 1996. С. 158, 372, 373, 376. 4

логического и географического положения России, занимающей срединное положение между Западом и Востоком на Евразийском континенте. Распад Союза ССР, устранение советской власти и власти КПСС, становление новой, многопартийной государственности дали возможность по-новому осветить исторический процесс, по которому шла Россия вXX веке. Страну захлестнула масса публикаций историко-публицистического характера - нередко плодов горячего воображения и стремления перечеркнуть все, что было в стране после Октября. Вместо «белых пятен», которыми изобиловала российская история, стали появляться «черные дыры». Это очернительство собственной истории, не делающее чести авторам, приостановилось, когда после многочисленных дискуссий и«круглых столов» слово взяли профессионалы-историки. Переосмысление исторических событий, изучение новых архивных данных сделало возможным появление монографических разработок, целью которых было

Дать не тенденциозное, а по возможности объективное освещение основных проблем истории России, освободить страницы истории от стереотипов и штампов. Начатый процесс продолжается, хотя он и осложнен экономическими трудностями издательств и плохим финансированием науки академической и вузовской.

Известно, что вузовский курс истории отражает уровень достижений исторической науки. В стране создалось труднейшее положение с вузовскими учебниками. В связи с острой практической необходимостью обучения истории в школах и при поступлении в вузы один за другим стали выходить школьные учебники и пособия для абитуриентов. Вузовские учебники не создавались. Каждый лектор получил право читать свойав торский курс. В эти годы в стране стали переиздаваться многие труды зарубежных авторов и среди них- историков: Николя Верта, Эдварда Карра, Боффа Джузеппе и др. Книга Н.Верта «История Советского государства. 1900-1991» была рекомендована Комитетом по высшей школе в качестве учебного пособия российским вузам. Очевидно, был учтен подход к изложению событий, примененный автором: деилогизация, деполитизация прошлого, рассмотрение в качестве объекта анализа не только политической власти и средств ее осуществления(Государства, Партии и Идеологии), но и экономических и общественных факторов. Разумеется, что этим учебником, написанным по традиционной схеме, не может быть удовлетворена потребность вузов России. Создание новых учебников - актуаль-

нейшая задача педагогов и ученых. Подготовленный В.А.Поцелуевым учебник идет навстречу решения этой задачи.

«История России XX столетия. (Основные проблемы)» является результатом многолетнего педагогического опыта и труда исследователя, внимательно изучающего новейшие достижения исторической науки и самостоятельно разрабатывающего многие аспекты российской истории. Его перу принадлежит ряд оригинальных трудов - о геральдике, внешней политике, трудовой активности советских людей, героях страны. Осмысление исторического опыта Советской страны нашло отражение в его обстоятельной статье о периодизации истории советского общества1 . Насыщенное содержание учебника, оригинальная методика изложения материала, неординарность поставленной автором задачи, сопровождение текста контрольными вопросами, а также перечнем проблем для самостоятельного изучения, - все это позволяет видеть в издаваемой работе учебник нового поколения, так необходимый для современного студента.

В.А.Поцелуев поставил перед собой весьма сложную задачу: не столько изложить исторические события по программным вопросам, сколько обозначить главные проблемы истории России XX века, привлечь внимание студентов к изучению ключевых моментов исторического развития страны. Здесь среди вопросов для самостоятельного изучения автор ставит весьма острые(как например, русские в национальных республиках, волевые ад- министративно-территориальные изменения и т..п), ответ на которые может быть дан только на основании специально проведенного сбора материала, его трактовки и анализа. Автор идет на это намеренно, справедливо отмечая в своем заключении, что возникшие при изучении вопросов различные точки зрения должны стать стимулом для самостоятельного исторического поиска и научного анализа.

Структурно-методическое построение учебника таково, что изложение материала прерывается вопросами: почему так произошло? каковы результаты? а были ли альтернативы данным явлениям? каковы политические судьбы упомянутых деятелей?

"См.: Поцелуев В.А. Гербы Советского Союза. М. 1987;он же. Внешняя политика СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. М. 1985;он же. Зарождение новых производственных отношений и социалистических форм организации труда. 1917-1928. М. 1987;он же. О периодизации истории советского общества// Историография, источниковедение отечественной истории. Сб. научных трудов. М. 1993;он же. Некоторые проблемы кратологии в истории России(советский период) // Россия и мировая цивилизация, М, 1996 и др.

и т.д. Это необычное построение учебника также нацелено на побуждение интереса у обучаемых.

Учебник имеет богатый научно-справочный материал. Каждая глава его сопровождена перечнем основных событий и дат, контрольными вопросами, списком источников и литературы - таким образом студенту вручается ключ к изучению истории страны. В тексте приводятся статистические таблицы, схемы битв, географические карты. В виде приложений даны схемы управления России в различные периоды ее истории, схемы политико-государственного деления страны. Составлен перечень персоналий, куда внесены лица, стоявшие во главе России: царского правительства, Временного правительства, Совнаркома, ВЦИК Советов, большевистской и эсеровской партий, КПСС, а также вошедшие в ГКЧП.

Нельзя не приветствовать появление такого оригинального учебника. Его автор, напутствуя молодых людей, изучающих историю великой России, призывает их расширять исторические познания, свой научный и жизненный кругозор, судить о прошлом строго, но по справедливости с тем, чтобы сделать свой выбор с чистой совестью и максимальным знанием нашего бытия. Смею надеяться, что работа студентов с новым учебником поможет им в достижении этой цели.

Т.Батаева, академик Международной Академии Наук высшей школы, профессор, доктор исторических наук.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы стали появляться учебные издания, которые не только излагают краткую историю России, но и активизируют, мобилизируют сознание учащихся и, что особенно важно, вызывают интерес к предмету, тягу к познанию неведомого. Хорошо и то, что учебники, а в основном они для школьников,

разные, хотя все еще в чем-то очень похожи друг на друга. Учебников для студентов почти нет, не считая учебных пособий, в них также, как правило, дана краткая история России2 .

В отличие от имеющихся учебников и учебных пособий в настоящем издании рассмотрены основные проблемы истории России XX столетия. Исходя из программных требований курса «История России», автор показывает динамику исторического процесса, выявляет закономерности и особенности развития российского общества. Главная задача, которую поставил перед собой автор, состоит в том, чтобы не исчерпать поставленные проблемы, а обозначить наиболее актуальные, акцентируя внимание обучающихся на ключевых моментах их изучения.

"См.: Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг.: Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М, 1992;Островский В.Л., Старцев В.И., Старков Б.А, Смирнов Г.М. История Отечества, 1939-1991

гг.: Учебник для 11 класса средней школы. М., 1992; История Отечества: Новые подходы к содержанию предмета: Учебное пособие / Сост. и науч. ред. проф. Е.И.Иванов. Псков, 1994; Долуцкий И.И. Отечественная история РоссииXX века: Учебник для старших классов. Ч. 1. М., 1994;Дмитренко В.П., Еса-ков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобраз. школ. М., 1995;Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобраз. учреждений. М., 1995;Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учеб. для общеобраз. учеб. заведе-

ний. М, 1995.

2 БоффаДж. История Советского Союза. Т. 1-2, М., 1990;Карр Эд. История Советской России. Т. 1-2, кн. 1. М., 1990; История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1-2. М, 1991; Наше Отечество: Опыт политической истории. Т. 1-2. М., 1991;Верш Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992; История Отечества / Мунчаев Ш. и др. М., 1993. Ч. 1-2; Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993;Хоскинг Д. История Советского Союза. 1995; История современной России. 1985-1994: Экспериментальное учебное пособие. / Под общ. ред. В.Журавлева. М., 1995; История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. Т. 2. / М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов. М., 1995.

Вопросы и рекомендации значительно расширяют текстовые рамки учебника. Студенты с обязательным использованием минимума рекомендуемой новейшей исторической литературы и особенно источников, а также хронологических и биографических справочников1 , делают самостоятельный научный анализ изучаемой проблемы, приходят к своим оригинальным выводам.

Для концентрированного запоминания основных моментов истории России в конце каждой главы дан перечень основных событий и дат, а в целях самопроверки изучаемого материала и его усвоения - контрольные вопросы.

Особого внимания заслуживают предлагаемые проблемы для самостоятельного изучения.

Хронологические рамки учебника объясняются тем, что XX столетие -- период наиболее противоречивого общественного развития России, история которой хранит не только много тайн, но и необъективных толкований известного прошлого. Именно XX век, начавшийся с мирового социально-экономи- ческого кризиса, который не миновал и Россию, разразился мировой войной, падением российской монархии и крутым изменением общественного курса на мифический коммунизм. Именно российские коммунисты более70 лет вели огромную державу - Союз Советских Социалистических Республик к «светлому будущему», обещая «златые горы и реки, полные вина». Как и почему сотни миллионов людей шли за мечтателями, верили авантюристам и аферистам, остается загадкой, разга-

"См.: Коммунистический Интернационал в документах. М., 1993; Сборник программ российских политических партий1917-1957. Клайпеда, 1989; Документы внешней политики. М., 1957-1990; Архив русской революции. Т. 1-10.

М., 1991-1993; Похлебки» В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах. Вып. 1. М., 1992; Неизвестная Россия. XX век. Кн. 1-4. М.: 1992-1994; Военные архивы России. Вып. 1. М., 1993; История Отечества в документах. 1917-1993. Ч. 1-4. М.} 1994-1995; Сталинское политбюро 30-х годов: Сб. док. М., 1995; Деятели СССР и революционного движения в России: Энциклопедический словарь Гранат. М., 1989; Политические деятели России 1917 г.: Биографический словарь. М., 1993; Хронология русской истории: Энциклопедический справочник / Под рук. Ф.Конта; Пер. с фр. Я.Богданова. М., 1994;Вронская Д. Чугуев В. Кто есть кто в России и бывшем СССР. М., 1994; ВЧК ГПУ. Документы и материалы/ Ред.-сост. Ю.Фельштинский. М., 1993; История Отечества. XX век: Документы. Материалы. Комментарии: В 3 кн. Пермь, 1993; Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И.Коваленко и др, М., 1993; Хрестоматия по истории России первой половины XX века / Сост. И.С.Хромова. М., 1995; Хрестоматия по истории России. 1917-1940 / Сост. М.Главацкий и др. М., 1995; История Отечества в портретах политических и государственных, деятелей. Вып. 4-5. М.;

Брянск, 1994-1995.

дать которую невозможно без знаний исторического прошлого, очищенного от конъюнктуры, эмоций и прикрас. Разобраться в истории должен каждый, и каждый должен определить свою истину, ибо истина ведет к вере, а вера - это катализатор нашей деятельности, залог нашего благополучия и процветания. Не страшитесь, что неодинаковая истина породит борьбу противоположностей. Бойтесь того, чтобы истину доказывали насилием. Истина проявляется лишь по истечении времени, о чем и свидетельствует история безумногоXX столетия несчастной России.

История Отечества. XX век. 11 класс. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А.

6-е изд., стер. - М.: 2002. - 608 с.

Пособие открывается изложением истории Отечества на рубеже XIX-XX вв. и заканчивается событиями 1998 г. Понять и осмыслить сложные и противоречивые проблемы развития России на протяжении всего XX в., избежать односторонних оценок помогут вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы. Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в состав Федерального перечня учебников.

Формат: pdf / zip

Размер: 23 Мб

Скачать: 02 .03.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Дрофа" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
К школьникам 3
Глава I Российская империя в начале XX века
§ 1. Нарастание социальной напряженности 5
§ 2. Русско-японская война 16
§ 3. Первая российская революция 20
§ 4. От революции к реформам 29
§ 5. Россия в первой мировой войне 49
Вопросы и задания 60
Глава II 1917 год: от Февраля к Октябрю
§ 6. На пороге революции 62
§ 7. Свержение самодержавия 64
§ 8. Рождение революционной власти 68
§ 9. Революция продолжается 73
§ 10. Радикализация масс 77
§ 11. Сущность и особенности революции 79
§ 12. Кризисы власти 82
§ 13. Проба сил 87
§ 14. Корниловский мятеж 91
§ 15. Раскол в революционном лагере 95
§ 16. Октябрьская революция 101
Вопросы и задания 107
Глава III Дорогами гражданской войны
§ 17. Первые шаги пролетарской диктатуры 111
§ 18. Разгон Учредительного собрания 117
§ 19. Аграрно-крестьянская революция 125
§ 20. Национально-освободительное движение 132
§ 21. «Красногвардейская атака» на капитал 138
§ 22. Выход Советской России из мировой войны 144
§ 23. Этап гражданской войны 150
§ 24. «Военный коммунизм» 159
Вопросы и задания 164
Глава IV От кризиса к кризису: альтернативы 20-х годов
§ 25. Победа, обернувшаяся поражением 167
§ 26. Переход к нэпу 173
§ 27. Засуха и голод 176
§ 28. Первая выставка 181
§ 29. Прорыв дипломатической и экономической блокады 183
§ 30. Образование СССР 186
Вопросы и задания 196
Глава V Сталинский поворот
§ 31. Восстановление отсталости 198
§ 32. «Капиталистическое окружение» 203
§ 33. Новый индустриальный рывок 209
§ 34. Раскрестьянивание деревни 214
§ 35. Коллективизация 221
§ 36. Большой террор 232
Вопросы и задания 244
Глава VI Накануне войны
§ 37. Политическая система советского общества 246
§ 38. Развитие экономического потенциала. 252
§ 39. Обострение международной обстановки 257
§ 40. Накануне суровых испытаний 266
Вопросы и задания 277
Глава VII В годы Великой Отечественной войны
§ 41. Нападение гитлеровской Германии 279
§ 42. Оборонительные сражения летом и осенью 1941 г 287
§ 43. Разгром гитлеровских войск под Москвой 293
§ 44. Создание военной экономики 299
§ 45. Коренной перелом в войне 305
§ 46. Единство фронта и тыла 317
§ 47. Наука и культура в годы войны 322
§ 48. Изгнание фашистских захватчиков 329
§ 49. На завершающем этапе войны 337
Вопросы и задания 348
Глава VIII Послевоенные трудности
§ 50. Переход от войны к миру 350
§ 51. Международное положение в послевоенный период 355
§ 52. Восстановление и развитие народного хозяйства. Общественно-политическая жизнь страны 360
Вопросы и задания 370
Глава IX Первые попытки либерализации
§ 53. Начало десталинизации 371
§ 54. Новый курс в деревне 382
§ 55. XX съезд: исторические решения 388
§ 56. «Оттепель» в духовной жизни 399
§ 57. Противоречия национальной политики 405
§ 58. Страна на пороге НТР 412
§ 59. Реформы Н. С. Хрущева 418
§ 60. Финал «великого десятилетия» 427
Вопросы и задания 436
Глава X Кризис системы
§ 61. Смена политического курса 438
§ 62. Перерождение правящей элиты 446
§ 63. Изменения в общественной жизни 451
§ 64. Реформы А. Н. Косыгина: замыслы и итоги 460
§ 65. Рост оппозиционных настроений 467
§ 66. Несостоявшаяся разрядка 474
Вопросы и задания 483
Глава XI Крах советской системы
§ 67. Перестройка М- С. Горбачева 485
§ 68. Пробуждение общественного сознания 498
§ 69. Нарастание социальной напряженности 506
§ 70. Российская Федерация провозглашает свой суверенитет 517
§ 71. Последний этап перестройки 523
§ 72. На крутом переломе 527
Вопросы и задания 534
Глава XII Становление новой российской государственности
§ 73. Трудное начало 536
§ 74. Стабилизация конституционного строя 554
§ 75. Российское общество: между прошлым и будущим 574
Примерные темы рефератов по курсу 592
Темы сочинений-рассуждений 593
Заключение 595
Основные понятия и термины 597

Пособие открывается изложением истории Отечества на рубеже XIX-XX вв. и заканчивается событиями 1998 г. Понять и осмыслить сложные и противоречивые проблемы развития России на протяжении всего XX в., избежать односторонних оценок помогут вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы. Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в состав Федерального перечня учебников.

Нарастание социальной напряженности.
На пороге века. Вступая в XX век, Россия все еще мучительно искала путь своего исторического развития, который не был до конца определен ни Великими реформами Александра II, ни контрреформами Александра III. Позиция революционеров, либералов и консерваторов тоже не давала реалистической модели включения страны в общемировой цивилизационный (индустриальный) поток. Экономический рывок 1890-х гг. обернулся нарастанием социальной напряженности в обществе. Николаю II, принявшему на себя ответственность за судьбу империи в 1894 г., предстояло сделать судьбоносный выбор.

К началу XX в. развитие мировой цивилизации резко ускорилось. Научно-технические открытия и достижения меняли облик стран и народов. Изобретение братьев Люмьер во Франции открыло эру кино - нового вида искусства и информации. Аэроплан братьев Райт позволил приступить к массовому производству самолетов - принципиально нового транспортного средства. Ф. Цеппелин (Германия) построил первый дирижабль жесткого типа, с помощью которого можно было перевозить грузы и вести научные исследования. Во Франции стали проводиться автомобильные гонки, которые выявили преимущества машин с двигателем внутреннего сгорания. Об успехах в строительстве свидетельствовали небоскребы, выраставшие в американских городах. Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к Всемирной промышленной выставке в Париже, стала символом достижений технической и инженерной мысли.

ОГЛАВЛЕНИЕ
К школьникам 3
Глава I Российская империя в начале XX века
§ 1. Нарастание социальной напряженности 5
§ 2. Русско-японская война 16
§ 3. Первая российская революция 20
§ 4. От революции к реформам 29
§ 5. Россия в первой мировой войне 49
Вопросы и задания 60
Глава II 1917 год: от Февраля к Октябрю
§ 6. На пороге революции 62
§ 7. Свержение самодержавия 64
§ 8. Рождение революционной власти 68
§ 9. Революция продолжается 73
§ 10. Радикализация масс 77
§ 11. Сущность и особенности революции 79
§ 12. Кризисы власти 82
§ 13. Проба сил 87
§ 14. Корниловский мятеж 91
§ 15. Раскол в революционном лагере 95
§ 16. Октябрьская революция 101
Вопросы и задания 107
Глава III Дорогами гражданской войны
§ 17. Первые шаги пролетарской диктатуры 111
§ 18. Разгон Учредительного собрания 117
§ 19. Аграрно-крестьянская революция 125
§ 20. Национально-освободительное движение 132
§ 21. «Красногвардейская атака» на капитал 138
§ 22. Выход Советской России из мировой войны 144
§ 23. Этап гражданской войны 150
§ 24. «Военный коммунизм» 159
Вопросы и задания 164
Глава IV От кризиса к кризису: альтернативы 20-х годов
§ 25. Победа, обернувшаяся поражением 167
§ 26. Переход к нэпу 173
§ 27. Засуха и голод 176
§ 28. Первая выставка 181
§ 29. Прорыв дипломатической и экономической блокады 183
§ 30. Образование СССР 186
Вопросы и задания 196
Глава V Сталинский поворот
§ 31. Восстановление отсталости 198
§ 32. «Капиталистическое окружение» 203
§ 33. Новый индустриальный рывок 209
§ 34. Раскрестьянивание деревни 214
§ 35. Коллективизация 221
§ 36. Большой террор 232
Вопросы и задания 244
Глава VI Накануне войны
§ 37. Политическая система советского общества 246
§ 38. Развитие экономического потенциала 252
§ 39. Обострение международной обстановки 257
§ 40. Накануне суровых испытаний 266
Вопросы и задания 277
Глава VII В годы Великой Отечественной войны
§ 41. Нападение гитлеровской Германии 279
§ 42. Оборонительные сражения летом и осенью 1941 г 287
§ 43. Разгром гитлеровских войск под Москвой 293
§ 44. Создание военной экономики 299
§ 45. Коренной перелом в войне 305
§ 46. Единство фронта и тыла 317
§ 47. Наука и культура в годы войны 322
§ 48. Изгнание фашистских захватчиков 329
§ 49. На завершающем этапе войны 337
Вопросы и задания 348
Глава VIII Послевоенные трудности
§ 50. Переход от войны к миру 350
§ 51. Международное положение в послевоенный период 355
§ 52. Восстановление и развитие народного хозяйства. Общественно-политическая жизнь страны 360
Вопросы и задания 370
Глава IX Первые попытки либерализации
§ 53. Начало десталинизации 371
§ 54. Новый курс в деревне 382
§ 55. XX съезд: исторические решения 388
§ 56. «Оттепель» в духовной жизни 399
§ 57. Противоречия национальной политики 405
§ 58. Страна на пороге НТР 412
§ 59. Реформы Н. С. Хрущева 418
§ 60. Финал «великого десятилетия» 427
Вопросы и задания 436
Глава X Кризис системы
§ 61. Смена политического курса 438
§ 62. Перерождение правящей элиты 446
§ 63. Изменения в общественной жизни 451
§ 64. Реформы А. Н. Косыгина: замыслы и итоги 460
§ 65. Рост оппозиционных настроений 467
§ 66. Несостоявшаяся разрядка 474
Вопросы и задания 483
Глава XI Крах советской системы
§ 67. Перестройка М- С. Горбачева 485
§ 68. Пробуждение общественного сознания 498
§ 69. Нарастание социальной напряженности 506
§ 70. Российская Федерация провозглашает свой суверенитет 517
§ 71. Последний этап перестройки 523
§ 72. На крутом переломе 527
Вопросы и задания 534
Глава XII Становление новой российской государственности
§ 73. Трудное начало 536
§ 74. Стабилизация конституционного строя 554
§ 75. Российское общество: между прошлым и будущим 574
Примерные темы рефератов по курсу 592
Темы сочинений-рассуждений 593
Заключение 595
Основные понятия и термины 597.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История Отечества, XX век, 11 класс, Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

История Отечества. XX век. 11 класс. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А.

К школьникам 3
Глава I Российская империя в начале XX века
§ 1. Нарастание социальной напряженности 5
§ 2. Русско-японская война 16
§ 3. Первая российская революция 20
§ 4. От революции к реформам 29
§ 5. Россия в первой мировой войне 49
Вопросы и задания 60
Глава II 1917 год: от Февраля к Октябрю
§ 6. На пороге революции 62
§ 7. Свержение самодержавия 64
§ 8. Рождение революционной власти 68
§ 9. Революция продолжается 73
§ 10. Радикализация масс 77
§ 11. Сущность и особенности революции 79
§ 12. Кризисы власти 82
§ 13. Проба сил 87
§ 14. Корниловский мятеж 91
§ 15. Раскол в революционном лагере 95
§ 16. Октябрьская революция 101
Вопросы и задания 107
Глава III Дорогами гражданской войны
§ 17. Первые шаги пролетарской диктатуры 111
§ 18. Разгон Учредительного собрания 117
§ 19. Аграрно-крестьянская революция 125
§ 20. Национально-освободительное движение 132
§ 21. «Красногвардейская атака» на капитал 138
§ 22. Выход Советской России из мировой войны 144
§ 23. Этап гражданской войны 150
§ 24. «Военный коммунизм» 159
Вопросы и задания 164
Глава IV От кризиса к кризису: альтернативы 20-х годов
§ 25. Победа, обернувшаяся поражением 167
§ 26. Переход к нэпу 173
§ 27. Засуха и голод 176
§ 28. Первая выставка 181
§ 29. Прорыв дипломатической и экономической блокады 183
§ 30. Образование СССР 186
Вопросы и задания 196
Глава V Сталинский поворот
§ 31. Восстановление отсталости 198
§ 32. «Капиталистическое окружение» 203
§ 33. Новый индустриальный рывок 209
§ 34. Раскрестьянивание деревни 214
§ 35. Коллективизация 221
§ 36. Большой террор 232
Вопросы и задания 244
Глава VI Накануне войны
§ 37. Политическая система советского общества 246
§ 38. Развитие экономического потенциала. 252
§ 39. Обострение международной обстановки 257
§ 40. Накануне суровых испытаний 266
Вопросы и задания 277
Глава VII В годы Великой Отечественной войны
§ 41. Нападение гитлеровской Германии 279
§ 42. Оборонительные сражения летом и осенью 1941 г 287
§ 43. Разгром гитлеровских войск под Москвой 293
§ 44. Создание военной экономики 299
§ 45. Коренной перелом в войне 305
§ 46. Единство фронта и тыла 317
§ 47. Наука и культура в годы войны 322
§ 48. Изгнание фашистских захватчиков 329
§ 49. На завершающем этапе войны 337
Вопросы и задания 348
Глава VIII Послевоенные трудности
§ 50. Переход от войны к миру 350
§ 51. Международное положение в послевоенный период 355
§ 52. Восстановление и развитие народного хозяйства. Общественно-политическая жизнь страны 360
Вопросы и задания 370
Глава IX Первые попытки либерализации
§ 53. Начало десталинизации 371
§ 54. Новый курс в деревне 382
§ 55. XX съезд: исторические решения 388
§ 56. «Оттепель» в духовной жизни 399
§ 57. Противоречия национальной политики 405
§ 58. Страна на пороге НТР 412
§ 59. Реформы Н. С. Хрущева 418
§ 60. Финал «великого десятилетия» 427
Вопросы и задания 436
Глава X Кризис системы
§ 61. Смена политического курса 438
§ 62. Перерождение правящей элиты 446
§ 63. Изменения в общественной жизни 451
§ 64. Реформы А. Н. Косыгина: замыслы и итоги 460
§ 65. Рост оппозиционных настроений 467
§ 66. Несостоявшаяся разрядка 474
Вопросы и задания 483
Глава XI Крах советской системы
§ 67. Перестройка М- С. Горбачева 485
§ 68. Пробуждение общественного сознания 498
§ 69. Нарастание социальной напряженности 506
§ 70. Российская Федерация провозглашает свой суверенитет 517
§ 71. Последний этап перестройки 523
§ 72. На крутом переломе 527
Вопросы и задания 534
Глава XII Становление новой российской государственности
§ 73. Трудное начало 536
§ 74. Стабилизация конституционного строя 554
§ 75. Российское общество: между прошлым и будущим 574
Примерные темы рефератов по курсу 592
Темы сочинений-рассуждений 593
Заключение 595
Основные понятия и термины 597



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!