Иван Алексеевич Бунин. «Все лес и лес

«Все лес и лес. А день темнеет…» Иван Бунин

Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей
Горит в их дебрях вековых.

Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…»

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и «божий мужичок», добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, - многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием - «Из сказки». Действительно, образный строй произведения во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова «лес» в начальной строке - своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки. Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: «темнеет», «синеют», «седой». Вечерняя картина завершается пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной порой, - «серой совы». Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон. Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент - беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце - с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья «вереницей идут». Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира - волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении «Псковский бор». Стихотворения различаются позицией лирического «я»: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и «сказочными тропами». Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.

Иван Алексеевич Бунин

Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей
Горит в их дебрях вековых.

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и «божий мужичок», добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, — многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием — «Из сказки». Действительно, образный строй произведения во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова «лес» в начальной строке — своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки. Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: «темнеет», «синеют», «седой». Вечерняя картина завершается пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной порой, — «серой совы». Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон. Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент — беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце — с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья «вереницей идут». Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира — волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении «Псковский бор». Стихотворения различаются позицией лирического «я»: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и «сказочными тропами». Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и “божий мужичок”, добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, – многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием – “Из сказки”. Действительно, образный строй произведения во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова “лес” в начальной строке – своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки. Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: “темнеет”, “синеют”, “седой”. Вечерняя картина завершается

пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной порой, – “серой совы”. Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон. Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент – беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце – с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья “вереницей идут”. Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира – волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении “Псковский бор”. Стихотворения различаются позицией лирического “я”: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и “сказочными тропами”. Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает...
  2. Покорная сирота и злая мачеха, коварная сноха и недалекая свекровь – женские образы бунинской лирики навеяны русскими фольклорными мотивами. На их фоне выделяется образ Аленушки...
  3. Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски,...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!