Иван Фефелов: «Свобода – это осознание того, как много ты можешь. Что самое важное для тебя в путешествиях

Иван Фефелов выходит на сцену и произносит: «Дорогие друзья, небольшое объявление - мы начинаем через 15 минут». А затем, вновь поднимаясь, представляется стихотворением:

Мой поезд глотает рельс железо,
Воздух иссечен самолетами бумажными.
Пути ведут от сердца сердцу.
От моего - к вашим.
В степную пыль или в море,
Холодное как украинский студень,
В какой бы не несло меня город —
Помню, ждут меня
Любимые люди.

Иван уже посетил 5 городов и приехал к нам не столько из столицы, сколько из недалекой Самары. 11 стихотворений, он решился прочесть в 11 городах, за 11 дней. Такой порыв.

На деле Фефелов познакомил нас не только с программой “Кислород” , но и прочел свои предыдущие работы, из сборника стихотворений “Луч” . Это такая небольшая книжечка, и как убеждает автор: как у каждой девушки должно быть маленькое черное платье, у поэта должна быть маленькая черная книга.

Уфимский поэтический клуб “15:31” представил его творчество так:

Только честная позиция, только настоящее чувство, только вера в неизбежность светлого.

В самом начале выступления, вы, наверное, заметили, Иван обратился к зрителям - друзья. Как он объяснил, это некий переход на ты, в плоскость откровений. И ручаемся, в этом не было никакой вульгарности. Мы, как приличные люди, в самом начале знакомства слушали о погоде. А дальше, как всегда, о любви.

Одной из популярных тем была - транспортная. А еще, многие работы Фефелов анонсировал, говоря при этом, что стихи должны сами говорить за себя, и объяснять их не нужно. Но… вот вам два факта: 2 года назад проезд в московском метрополитене стоил 28 рублей, в еще в Москве есть жутко помпезный и пафосный танцевальный клуб “Рай”:

…Мне сегодня, увы, не до смеха,
Ухмылки судьбы нет в мире злей:
Чтобы с джигитом до рая доехать,
Двадцати восьми не хватило рублей…

И мало ему было такого противоречия. Иван Фефелов сказал: «Если когда-нибудь вы придете еще раз на поэтический вечер и какой-то негодяй стоящий перед вами, начнет читать стихи с листочков, смартфонов или планшетов, вытаскивайте заранее заготовленные помидоры из сумок и кидайте в него, стараясь попадать ему в рот, чтобы он заткнулся. Однако. Мы с вами были незнакомы, поэтому я возьму шпаргалку - у вас же нет помидор.»

Хочется, вставить здесь свои две копейки и выразить личное мнение по поводу кислородных стихотворений. Шпаргалка была именно для этого блока и оказался он куда более тяжелым для восприятия, но главное, чувствовалось, что душа автора при написании этих стихов болела куда сильнее.

Я читаю стихи тишине назло,
Осмелев после пятого шота.

Я вонзаю в тебя сталь своих слов,
Чтобы ты, сволочь, чувствовал
Хоть что-то.

Но что тебе чувство?
Удел слабых дур,
За ним пустота, искривлённые губы.

Разве в молочном дыму тёмного клуба
Родятся созвездия литератур?

К сердцу на выстрел не допуская,
Вернись домой.
Сожми, как крест, пульт.

Не думай о стихах - жестокая, звериная стая;
Того и гляди,
Убьют.

На перекуре, а мы все небезгрешны, Иван обмолвился, что если хотя бы одного человека, тронуло услышанное, значит вечер прошел не зря. И ладно бы одного, таких было большинство. И даже критики, которые нарисовались неизвестно откуда, нам хочется думать, выступали именно потому, что не остались равнодушны.

Вообще, в самом начале обсуждения, чувствовалось напряжение, но потихоньку и оно сошло на нет. Поэта интересовало, что происходит с молодой поэзией в городе Уфа. А уфимцев - музыка, которую он предпочитает, возможность заработать на поэзии, его отношение к насилию, Вере Полозковой и еще много всякой ерунды.

Но на этом нужно остановиться по-подробнее, потому что Иван раскрыл часть своего характера, даже в этом незаурядном диалоге с публикой.

Во-первых, будучи физиком или еще Бог знает по каким причинам, он слушает математический рок. Во-вторых, он боится стать тщеславным и остаться одиноким. В третьих, Верочку Полозкову, он называл Вера Николаевна и обмолвился, что не понимает женской поэзии.

Я забавно читаю стихи, я смотрю на текст и ставлю себя на место лирического героя. Но я же не женщина, поэтому я не могу понять женскую поэзию. Какие-то литературные приемы, да. А это нет.

О насилии:

Человек превращается в зверя, когда у него появляется искреннее желание убить. Когда на тебя нападает рама два на два и втыкает в тебя отвертку, а ты ему кадык вырываешь - это самозащита. Но когда ты ходишь по району и ищешь таких рам, чтобы убить - это уже зверство. Желание крови и насилия для меня неприемлемо.

О тусовках:

Я терпеть не могу тусовки. Там кто-то с кем-то общается очень близко, кто-то с кем-то вообще спит, кто-то кому-то готов набить морду - это нормально. Но в Москве все возводится в куб и четвертую степень. И все это похоже на большой клуб целующихся змей.

О литературе:

Неприемлемо делать из искусства дойную корову. Я не зря отучился 5 лет и зарабатываю другими вещами. Поэзия позволяет разложить по полкам мысли, разобраться в себе. Я пишу, чтобы в людях загорался свет, чтобы они перестали заниматься инфантильной ерундой. Я хочу, чтобы у каждого человека было свое дело, в которое он будет влюблен.

О фильме “Географ глобус пропил”:

Костю Хабенского я люблю. А смотря Географа, я ощутил ту самую русскую безысходность, из которой выходят настоящие герои. Там ведь главный герой не учитель и его любовные перипетии, а земля, природа, атмосфера.

О фильме “Облачный атлас”:

У меня шикарное отношение к “Облачному атласу”. Я понял его так: На всех нас, на все человечество есть одна душа и одна жизнь.

Об Уфе:

В вашем городе куча строек, новых зданий, видно, что он живет, что он богатый. Я оцениваю города по 2 факторам: если машины дорогие - значит у города есть деньги. А в Уфе не нужно за этим наблюдать. У вас краны, краны, краны. А второй фактор - это как ни странно, девушки. Потому что они хранительницы домашнего очага. Если они ходят красивые и улыбаются, значит, у них все хорошо. А когда все хорошо у женщины, все хорошо в доме. С этой точки зрения все в Уфе отлично.

О стихотворении:

Два небольших факта, по образованию я физик, и у меня есть младшая сестра. Однажды, был серый дождливый вечер, я шел к ней в гости и у меня в голове кружились физические категории, большие взрывы, космология, физика элементарных частиц и прочая лабуда. В кармане было 50 рублей и стоял моральный выбор. Мне хотелось что-то выпить горячительного: купить либо пиво, либо шоколадку. Дело в том, что всегда, когда я прихожу к сестренке, я дарю ей шоколадку. Я шел и очень сильно мучился, что скоро какие-то экзамены, а я думаю исключительно о полтиннике и черт еще знает о чем. В общем, то выбор был сделан… И сделан вот так:

Вселенной не требовались акушеры,
Но мы усложним.
Нам это важно.
Мы продолжаем жить в пещерах,
Но камень теперь обрёл этажность.

Мы бесконечность разбили в минуты,
Нещадно их тратим.
Денно и нощно.
Мы никогда не поверим в чудо,
Потому что нет ничего
Проще.

Тянет напиться.
Выпить – уж точно,
И поверить идее Большого Взрыва:

Мы ведём начало
Из маленькой точки,
А значит, мы все – родные.

Столица измотана
В хаотичном беге,
И бежать не хочется за ней вдогонку.

Я покупаю на последние деньги
Не пиво, а шоколадку.
Сестрёнке.

Как сказал Фефелов, о любви - это просто. Потому что любовь это только начало.
И тут из зала прозвучала фраза: “По-моему Одесса просто” (о стихе).

Фефелов: “Одесса просто? Попробуйте выразить ту боль, которую испытываете, просто?”

Невозможно это объяснить, но Иван каким-то немыслимым образом втирается в доверие. Вот он снова, утверждает, что терпеть не может политику в литературе и рассказывает про Иосифа Сталина и Украину.

В воскресенье, 27 апреля, в стенах арт-пространства FREEDOM звучали стихи. Два исключительных представителя современной поэзии, Крис Аивер и Иван Фефелов приехали дать совместный концерт вне проектов.

Мероприятия, в программе которых преобладает чтение стихов принято называть «поэтическими вечерами». Но это словосочетание чаще всего вызывает образ безликих романтичных барышень или алкогольно-агрессивных юношей. В лучшем случае. То, что делают современные молодые поэты и, в частности, Крис Аивер и Иван Фефелов, не имеет к этому никакого отношения.

Сильный голос московского поэта Ивана Фефелова с легкостью раскатывался по всем уголкам двухэтажного камерного зала арт-пространства FREEDOM. В первой части выступления Иван говорит о любви, а зрители хотят стихов о науке (!). Ведь поэт Фефелов – физик. Однако сочетание серьезной науки и поэзии в образе автора – гармонично.

Пока публика улыбалась забавной шутке Ивана, он резко стал серьезным. Следующие семь текстов, по его просьбе, слушались в тишине. В них выражалась основная литературная идея поэта.

«ты чувствуешь.
время скачет бешено, рьяно,
с пеной у рта, хрипя на весь ипподром.
твой будильник звенит так рано,
так рано,
что ещё не открыто метро.
этот звон в ушах глухим гулом,
по рубашке шипением утюга.
мы хотели нести в себе литературу,
хотя я бы не верил ногам».

После небольшого перерыва, к зрителям вышла Крис Аивер. Тонкая и хрупкая, обладающая огромной внутренней силой, пишущая серьезные, нередко ироничные стихи, она оставляет неизгладимое впечатление у любого человека.

Ее стихи, как очень точно заявлено в описании встречи – это сказка, вернувшаяся за повзрослевшими героями. Здесь и Тотошка из «Волшебника изумрудного города», и детство, и радость путешествий и многое другое. А рядом с этим – страшные сказки о предательстве, серьезные о времени, разлуке и других самых сложных вещах на свете.

«Год идёт за пять.
Проснёмся слегка за тридцать
В тесной двушке ли, в хоромах ли на Тверской,
Боже! Кроме десятка слов, будет нечем гордиться:
Вдох запахнет кварцем, постель — гробовой доской;

Бог, в которого я не верю, добр из мести:
Он идёт по Вернадке с архангелом на плече,
И всё враньё, будто я не хочу постареть вместе —
Дело в том, что я не желаю стареть вообще…»

Как уже было отмечено, концерт прошел вне проектов. Сейчас Крис и Иван активно занимаются своими программами. Крис Аивер совместно с поэтом Никитой Болотовым выпускает спектакль «Бар Параллель» в конце мая в Москве. А Иван Фефелов буквально на днях уезжает в большой тур со своей новой программой «Кислород».

Текст: Василиса Владимирская

Во время Дня рекламиста в Алтайском техническом университете Иван провел большой мастер-класс со студентами, на кратко представил типичные заблуждения о радиорекламе, развеял их и объяснил, что нельзя идти на поводу клиента до конца. И надо держать уровень качества рекламы в городе.

Иван ФЕФЕЛОВ , продакшн-студия FM-Продакшн:

Клиенты часто не понимают специфику производства ролика. Конечно, это в первую очередь зона ответственности рекламного агентства. Мы должны убеждать клиента и объяснять, как сделать лучше. Вокруг радиорекламы сложились свои мифы, которые мешают создавать эффективные ролики.

Во-первых, заблуждения «О дешевом ролике» и «Хронометраже». Если мы сэкономим на продакшн, это всегда отразится на результате. А думать что, чем длиннее ролик, тем он эффективнее – это миф. Ролик, в который все влезло, аудитория не слышит. Он воспринимается как дешевая реклама. И махину в виде длинного ролика нужно сокращать.

Другой миф связан с заблуждением, что можно использовать текст газетного объявления. Радио – не газета и не интернет! Радиоролик должен быть кратким, легко восприниматься на слух, не теряться в рекламном блоке. Обязательно помнить об адресном плане и дисклеймере – это текст, который проговаривают в быстром темпе. У нас есть ролики, которые приносят клиенты, в них так бывает: 5 секунд ролика и 20 секунд дисклеймера – бесполезного эфира, который не работает. Или – клиент дает текст, а там – два телефона и адрес «Проспект Коммунистический, семьдесят четыре, дробь Б два». Представляете, как этот адрес тяжело и коряво воспринимается на слух! Еще история: клиент говорит у меня четыре направления бизнеса, давайте все четыре в один ролик поместим? Мы такие тяжелые случаи переделываем.

«Миф о Нарциссе» – это склонность говорить в радиоролике о себе, выбирать язык фактов, а не язык выгод для потребителя, забывая об УТП. Например, «Аэропорту Внуково – 60 лет». Какие преимущества в этом для клиента? Никаких! Поэтому в радиоролике надо продавать не зубную пасту, а белые зубы.

Важно отходить от шаблона! Есть стандартное требование: названием компании ролик начинается и заканчивается. Или название нужно упомянуть минимум три раза. Телефон и организацию сказать три раза. А если вы видите ролик с таким текстом: «Комбинат имени Мажерского предлагает железобетон от производителя по ценам производителя для юридических лиц»?

Еще распространенное заблуждение «Клиент услышит радиоролик и сразу купит все». Называем это попыткой сразу продать дом. Реклама не продает сразу, она может проинформировать и привести человека к маленькому действию – к звонку.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!