Иван леонтьевич шаховской. Шаховской, князь иван леонтьевич

Недавно известный эмигрант, философ Никита Струве в одном из интервью заявил, что отрицательно относится к проекту строительства в Париже русского православного комплекса. Он выразил мнение, что Русская церковь зависима от государства, а эмиграция стремится быть независимой “от постсоветской России”. По словам Н.Струве, идею такой обособленности разделяют очень многие представители эмиграции, “но есть и небольшая группа, человек десять, которая хочет объединения с Москвой”.

О том, как на самом деле относятся представители русской эмиграции к современной России, Русской церкви и возвращению в ее лоно находящихся во Франции русских храмов, Елене Малер-Матьязовой специально для “Интерфакс-Религия” рассказал князь Иван Шаховской – представитель одного из древнейших русских княжеских родов, внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского Иоанна. И.Шаховской родился в Париже, а в сознательном возрасте переехал жить в Россию.

– Что тут можно сказать? Конечно, в свое время Никита Алексеевич сделал многое для сохранения русской культуры – достаточно вспомнить деятельность возглавляемого им издательства “YMCA-press”, Вестник РСХД (Русского студенческого христианского движения) или книгу “Христиане в СССР”. Но то, что он начал говорить и писать о современной России, выглядит совсем неадекватно: в принципе, он всегда высказывался против Московской патриархии, но, судя по его последнему выступлению, потерял чувство здравого смысла и логики.

– По словам Никиты Струве, его взгляды разделяет абсолютное большинство представителей русской эмиграции, а приверженцами противоположной позиции являются десяток человек, мало сведущих в церковных делах. Насколько это соответствует реальности?

– На самом деле, совершенно не соответствует. Сейчас люди, выступающие за воссоединение с Московским патриархатом – члены приходов, любой из которых уже насчитывает больше десяти человек. А если бы их действительно был десяток, никто с ними и не спорил бы, их бы попросту не замечали. То же касается и его упрека в том, что все они – титулованные, да еще и малосведущие в церковных делах. Это далеко не так. Очень похоже на какое-то презрение к представителям дворянства, вполне соответствующее его политическим либеральным взглядам. Понимаете, Струве имеет в виду очень хорошо мне известных людей, среди которых и профессора Свято-Сергиевского богословского института, и специалисты по богословию и церковной истории, и священнослужители – каким же образом они могут хуже него разбираться в церковных делах? Видимо, мало сведущими он просто называет тех, кто не разделяет его взгляды.

– С чем же связана такая настороженность по отношению к современной России определенной части русской эмиграции? Читая их высказывания о “постсоветской России”, “постсоветской Церкви” и неискоренимой “советской ментальности”, складывается впечатление, что они все еще существуют во времена СССР и продолжают бороться с ним в лице России.

– Причины этой настороженности действительно связаны с критичным отношением к Советскому Союзу, которое со временем стало для них “традиционным” и, как мы видим, сохранилось до сих пор. Но это относится только к части русской эмиграции, потому что даже к советской России такое отношение было не у всех. Так, были эмигранты первого поколения, которые вынужденно и с большой болью покинули страну и, несмотря на враждебный режим, при первой же возможности были готовы в нее вернуться. А особенно отношение к России потеплело во время войны: ряд эмигрантов были на стороне Советского Союза, свидетельством чего является то, что сразу после войны некоторые из них вернулись обратно даже в те тяжелейшие условия – потому, что не могли не разделить участь своей страны.

Я думаю, что если бы изменения в России произошли на двадцать, тридцать лет раньше, то еще были бы живы родители тех, кто сегодня выступает против воссоединения с Москвой. Вот тогда их реакции были бы совершенно другими. А наблюдаемая нами критичность появилась у поколения, выросшего уже в эмигрантской среде – в общем-то, не знающего Россию и не чувствующего с ней органическую связь. И если в 1940-50-х годах они еще считали себя русскими, то сегодня большинство из них уже называют себя французами, при этом являющимися носителями русской культуры и помнящими русские традиции.

– Насколько мне известно, как сам процесс эмиграции из России, так и переход русских приходов под юрисдикцию Константинополя являлись исключительно вынужденными и временными событиями, в связи с чем в 2003 году вышло известное послание патриарха Алексия II к “приходам русского церковного рассеяния” с призывом вернуться в лоно Московского патриархата.

– Получилось так, что в XX веке, в результате происходящих в это время событий, эмигрантская Церковь как бы разделилась на три русла.

Вкратце напомню: существовали приходы образовавшейся после революции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Часть приходов по решению митрополита Евлогия перешла в юрисдикцию Константинополя и, кстати, после войны, до кончины митрополита Евлогия, на короткое время вернулась под омофор Москвы. Наряду с этим продолжали существовать и зарубежные приходы Московского патриархата: таким приходом с момента его основания в 1931 году было Трехсвятительское подворье в Париже, основанное как главный храм Западного экзархата Московского патриархата. Кроме того, можно упомянуть Свято-Троицкую церковь в Ванве, настоятелем которой, кстати, был архимандрит Сергий (Шевич) – родной дядя Никиты Алексеевича Струве. С моей точки зрения, не вникая в канонические подробности, на тот момент все три линии были вполне здравыми.

Но, конечно, это внутрицерковное разделение воспринималось как временное и вынужденное. И послание Святейшего патриарха Алексия II было сделано не как призыв, а как ответ тем зарубежным приходам, которые к тому моменту потянулись к воссоединению. И это был не результат какого-то давления, а действительно их личный выбор.

А в 2007 году, как все мы помним, произошло очень важное историческое событие – воссоединение с Московским патриархатом приходов РПЦЗ, после которого можно говорить о том, что большинство русских зарубежных приходов из всего их числа преодолели этот вынужденный раскол и стали частью единой Русской церкви. В оппозиции же остались приходы, часть прихожан которых сохранила русский язык, но утеряла надежду на русское возрождение. А в основном это люди нерусского происхождения, которые лишь недавно и по разным, иногда чисто мирским, причинам приняли православие или были искусственно к ним приписаны, чтобы обеспечить большинство голосов на собраниях.

– Почему такой протест вызывает, казалось бы, естественный процесс возвращения русских храмов – в частности, Свято-Никольского собора в Ницце? Ведь некогда именно русская эмиграция ратовала за освобождение России от “советского ига”, а когда это произошло, ее часть отказалась обновленную Россию принять?

– В России началось духовное возрождение. И, на мой взгляд, единственная нормальная реакция для русского верующего человека – не только это возрождение поддерживать, но и постараться примкнуть к нему и принять в нем участие. Вот что было бы абсолютно логично. Получается, что реакция, выраженная Струве, прямо противоположная: он считает самым главным во что бы то ни стало сохранить независимость от современной России. И связана она с тем, что со временем в ряде зарубежных приходов устоялась своя жизнь, образовался определенный круг людей, сформировалась своя атмосфера. Некоторые из этих приходов – например, храм Александра Невского в Париже – начали все больше напоминать места собраний, клубы по интересам, куда люди приходят пообщаться друг с другом. Это их сложившийся мирок, к которому они привыкли и который очень не хотели бы менять. И поэтому воссоединение с Московской патриархией воспринимается ими как какое-то потустороннее вмешательство.

– Иван Дмитриевич, как человек, живущий в нашей стране, считаете ли Вы, что современная Россия находится в каком-то невероятном духовном кризисе, о чем постоянно говорят некоторые представители русской эмиграции?

– Мне не очень понятно, о каком духовном кризисе России можно говорить. В XX веке Россия была страной, в которой на протяжении десятилетий велась настоящая духовная борьба, священнослужители и миряне которой были готовы умирать – и умирали – за веру. Русская церковь, оказавшись в гонимом состоянии, была вынуждена вести борьбу, и эта борьба ее духовно закалила и сделала более сильной. Ведь это и есть исполнение тех пророчеств, о которых писали святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский: о страшных гонениях, которые будет невозможно избежать, но у которого будет смысл – возродить в России утраченную духовность. И мы видим начало этого духовного возрождения.

А вот самый реальный духовный кризис можно наблюдать как раз на Западе – например, в той же Франции, где христианство постепенно вымирает, где храмы стоят пустыми и за ненадобностью либо сдаются, либо разрушаются. Вот где можно видеть настоящую духовную нищету. В связи с этим мне вспомнилось, как после визита в Париж президент Дмитрий Медведев в интервью прессе отметил, что самым большим его впечатлением было то, что он смог поклониться Терновому венцу Спасителя в Нотр-Даме. Я думаю, сегодня мы бы не смогли услышать такого ни от одного западного президента.

Елена Малер-Матьязова

Член Государственного Совета, генерал от инфантерии; родился в 1776 г. и еще в детстве, в 1786 г., записан в службу в л.-гв. Измайловский полк, затем был переведен в л.-гв. Семеновский и 18 лет от роду переведен капитаном в Херсонский гренадерский полк. В 1794 г. участвовал в польской войне, находился в делах при Крутицах, Брест-Литовске, местечке Кобылке и при штурме Праги, за каковой и награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В 1803 г. назначен командиром л.-гв. Егерского полка, а в следующем произведен в генерал-майоры. В 1809 г. назначен шефом 20-го Егерского полка. В Отечественную войну обратил на себя внимание в делах под Витебском, под Красным и в Бородинском бою, за что и был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й ст. В кампании 1813 г. принимал участие в сражениях: при Калише, где за выдающееся мужество и распорядительность награжден орденом св. Георгия 3-й ст., при Люцене, Бауцене, Пирне, Кульме и Лейпциге; за отличие в этом последнем произведен в генерал-лейтенанты. Во время похода 1814 года в пределах Франции, участвовал в сражениях при Бар-сюр-Об, Троа, Фершампенуазе и при взятии Парижа, за что получил орден св. Александра Невского. В 1817 г. назначен начальником 2-й гренадерской дивизии, а в 1823 г. получил в командование гренадерский корпус и на этом посту обратил особенное внимание на Новгородские военные поселение и способствовал их благоустройству. В 1826 г. был произведен в генералы от инфантерии. В 1831 году со своим корпусом принял деятельное участие в подавлении польского мятежа; участвовал в сражениях при Белоленке, Грохове, Остроленке и при штурме Варшавы и везде своим примером и беззаветной храбростью способствовал успеху нашего оружия; за эту кампанию получил орден св. Георгия 2-й степени, а за преследование неприятеля до прусской границы - Владимира 1-й степени. В октябре того же года был назначен шефом Екатеринославского полка; в 1836 г. - председателем генерал-аудиториата, в 1839 г. - членом Государственного Совета. В 1843 г. награжден орденом св. Андрея Первозванного за долговременную, ревностную и полезную службу. В 1856 г. начальствовал ополчением Петербургской губ. Умер в 1860 году 20-го марта в С.-Петербурге. "Подвигами общественной деятельности - говорит о кн. И. Л. автор биографической заметки в "Месяцеслове", он приобрел себе право занять место на страницах истории славной для отечества эпохи, а подвигами любящей души своей снискал всеобщее уважение. Любовь связывала его с молодым поколением, которому он вполне сочувствовал во всем, что есть в нем благородного и доброго, и с любознательностью следил до самых последних минут своей жизни за историческим ходом всего современного".

"Русский Инвалид", 1860 г., № 66; "Месяцеслов" на 1861 г., стр. 118-119; Леер, "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII, СПб., 1896 г., стр. 330; Ф. Смит, "История польского восстания и войны 1830-1831 гг.", перев. капит. Квитницкого, СПб., 1864 г., в 3-х томах; "Словарь" Ларусса, XIV, 335; "Справочный энциклопедический словарь" К. Крайя, XII, 222―223.

Н. Тычино.

{Половцов}

Шаховской, князь Иван Леонтьевич

генерал от инфантерии, председатель генерал-аудиториата, в 1839 г. член Госуд. совета, в 1848 г. председатель Департамента военных дел; р. 1776 г., † 20 марта 1860 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Государственная академия промышленного менеджмента вот уже несколько лет изучает свою историю и жизнь Николая Петровича Пастухова, имя которого носит. Основатель одного из лучших до революции учебных заведений Ярославля - Пастуховского технического училища, известный на всю Россию купец и промышленник, Николай Петрович Пастухов был кроме того главой большой семьи, многочисленные ответ-вления которой в результате бурных событий двадцатого века оказались в разных странах. Энтузиасты академии разыскивают их по всему свету, уже вышло две изданных ими книги интереснейших документов, живых свидетельств и фотографий. Только что появилась третья книга под названием «Прошу детей моих жить в мире и согласии». Это цитата из завещания Николая Петровича, которому, как прозвучало на презентации, Пастуховы всех поколений всегда старались следовать.

На презентации присутствовали Мария Павловна Науменко из США, Екатерина Беляева-Редали из Швейцарии и гости из Франции, из Парижа - князья Шаховские: Дмитрий Михайлович с супругой Тамарой Георгиевной и их сын Иван Дмитриевич, которые тоже, оказывается, родственники Пастуховых. Деталь любопытная сама по себе. Николай Петрович Пастухов - купец, дворянское звание получил не по праву родства, а за свои заслуги. Если бы он узнал, что его род породнится с Шахов-скими, наверное, это стало бы ещё одним подарком его честолюбию. К сожалению, это произошло уже после его смерти.

Для старшего из париж-ских гостей Пастуховы были бабушкой и дедушкой. Шаховской стала мама Дмитрия Михайловича после замужества, с тех пор княжеский титул, как и положено, передаётся по наследству. В ответ на вопрос «Северного края» о самом ярком впечатлении от первой встречи с Ярославлем Дмитрий Михайлович сказал, что у него здесь был ещё более дальний предок - князь Фёдор Ростиславович Чёрный, живший в XIII веке. Постепенно род Фёдора Чёрного множился и дробился, из него происходят такие князья, как Белосельские, Бельские, Львовы, Прозаровские и Шаховские тоже.

Первый раз Дмитрий Михайлович оказался в Ярославле в 1998 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Он вспоминает, как ему довелось тогда увидеть мощи первых ярославских князей Фёдора, Давида и Константина. По его словам, вопреки церковной традиции он увидел их в музее «нагими». Сопровождавший его священник прикрыл их, но Дмитрий Михайлович успел увидеть «лицо, сохранившееся, несмотря на прошедшие столетия». Встреча лицом к лицу со своими далёкими пращурами - такое не забывается.

Ярославль - это наши корни, - продолжил он. - Я слышал о Ярославле от матери. Слышал и о Пастухове, о том, как он вместе с братом начал чугунно-литейное дело в Ростове-на-Дону. Но о том, что Николай Петрович Пастухов сделал для Ярославля, я раньше ничего не знал. Я очень благодарен ректору академии Нине Николаевне Аниськиной за то, что она собрала нас всех здесь вместе, что познакомила нас с другими потомками, о которых нам до сих пор тоже не было известно. Увлекла дальнейшими поисками. Со своей стороны мне удалось узнать о документах, которые хранятся у моего племянника в Лондоне. Мы их передадим вам, сюда, потому что уверены: с вашей помощью они послужат и нашему потомству.

Самое удивительное, - дополнил рассказ Дмитрия Михайловича его сын Иван Дмитриевич Шаховской, - что отец не только филолог и историк, но и генеалог, председатель родословной комиссии Союза русских дворян в Париже. Но историей пастуховской ветви своего рода он никогда не занимался, считая, что информация о ней слишком скудная. Теперь мы убедились, что на самом деле она безгранична.

В книге, которая сейчас передо мной, разбросано множество интереснейших частностей, деталей и картинок из жизни семьи в России и за рубежом. Приведу несколько.

Дмитрий Шаховской:

Из-за начавшейся Первой мировой войны семья застряла в Швейцарии, куда приехала провести лето. «Мама вспоминала, что жилось очень трудно. Однажды они оказались вообще без ничего, и их выручила случайная находка: в кармане бабушка нашла затерявшийся золотой, который и помог продержаться».

«Позднее мамина семья Пастуховых переехала в Брюссель. Дед Дмитрий Александрович скончался в старческом доме (в 1927 году, Т.Е.), бабушка и мама переехали в Париж, где жизнь была тоже нелёгкой. Бабушка из верёвочек и кусочков материи делала маленькие русские куколки в 5-6 сантиметров, которых продавала. Две из них долго у нас лежали, и я их так хорошо помню...»

Екатерина Беляева-Редали:

О бабушке Елене Ивановне Беляевой, урождённой Пастуховой. «Папа помогал ей вести счета. Он мне рассказывал, что много лет бабушка рассчитывалась с долгами - за шляпы, которые она накопила, когда ещё не знала, что они разорены из-за революции».

О бабушкиной сестре Глафире Ивановне. «Она мне рассказывала, что была ещё в Санкт-Петербурге, когда разразилась революция, и как ей удалось бежать, выдавая себя за мужика, своровавшего (свою же!) шубу».

«Она дожила до 101 года. Внимательно следила за событиями, смотрела телевизор и читала «Пари Матч». Однажды летом, когда мои родители уезжали из Женевы, она провела месяц в доме для пожилых людей. Когда я везла её домой, крайне уверенным голосом мне было сказано: «Передай своей маме, что больше никогда я не поеду в это место, с этими стариками, которые даже не читают Солженицына». Во время своего пребывания она сама прочитала там «Раковый корпус».

В книге, впрочем, есть имя, которое по-настоящему ещё не привлекло внимания исследователей. Михаил Дмитриевич Шаховской вскользь замечает, что в детстве бабушка водила его в церковь и читала сказки Пушкина. А сестра Дмитрия Михайловича Елизавета, родившаяся в 1937 году, вышла в свое время замуж за барона Алексея Николаевича Тизенгаузена. Стоит вспомнить, что эту фамилию носила внучка М. И. Кутузова Екатерина Фёдоровна, петербургская приятельница Пушкина с конца 1820 - по 1830-е годы. Так что кто знает, какие находки ещё могут всплыть в семейных архивах потомков Пастухова!

Мученика за веру, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г., и его жены Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик, - собрала полный зал.

Первый раздел книги «Путь к Богу» начинается с писем, датированных концом 1911 года, - к этому времени Михаил Владимирович (будущий о. Михаил) знаком с Наталией Дмитриевной около 3 лет, и завершается в 1918 г., когда Михаил принимает крещение и женится на Наталии. Также первый том содержит переписку и дневниковые записи между арестом и ссылкой в Турткуль уже дьякона Михаила (рукоположен в 1925 г. митрополитом Петром (Полянским)). Книга вышла в издательстве Культурно-просветительского фонда «Преображение» и имеет гриф Издательского совета Русской православной церкви.


Открыл презентацию , председатель Преображенского братства, по инициативе которого издана книга.

Преображенское братство считает честью, что нам довелось работать над этой книгой и способствовать ее выходу, - сказал он. - Когда читаешь переписку, поначалу охватывает неловкость, что ты прикасаешься к интимным отношениям двух людей, но поскольку в этих же письмах они говорят не только о том, что происходит в их сердцах и умах, но и о том, что происходит в стране, эта переписка - свидетельство времени. Она о том, как сохранить живую веру, живой разум, как сохранить главные вещи в своей жизни во время, когда, казалось бы, все сдвигается со своих мест и не остается камня на камне. Поэтому эта книга ценна для всей нашей церкви и всего нашего народа.

На презентацию пришли представители нескольких поколений семьи Шиков-Шаховских, начиная со старшего сына о. Михаила и Наталии Дмитриевны Сергея Михайловича и заканчивая правнуками. рассказал о том, как развивались отношения отца и матери с 1911 года, делился воспоминаниями о жизни семьи: о верности Богу, мужестве и стойкости Наталии Дмитриевны, которая, болея туберкулезом, смогла родить и воспитать пятерых детей; о священническом служении о. Михаила, про которого говорили, что во время богослужения он не просто служит, а «предстоит перед Богом»; об их любви друг к другу и последней встрече в вагоне поезда в 1937 году, когда арестованный о. Михаил переписывался с Наталией Дмитриевной знаками на заиндевевших стеклах.

Внуки о. Михаила и зачитали сохранившиеся воспоминания детей о. Михаила и Наталии Дмитриевны Дмитрия Михайловича и Марии Михайловны, а также жены Владимира Ивановича Фаворского Марии Владимировны, бабушки Ивана Дмитриевича. Такой портрет о. Михаила и Наталии рисовала в своих воспоминаниях Мария Владимировна Фаворская: «Миша был широк в плечах, огромные глаза, нос с горбинкой: ему было хорошо играть ассирийца… Когда одел рясу и отпустил бороду - голова Иоанна Крестителя с картины Иванова. Наталья была очень легкая, вся была как горящая свечечка, маленькая головка с типичным лицом русской крестьянки, хотя она не была крестьянкой, брови еле-еле обзначались над маленькими ямками глазниц, безбровое лицо кажется чистеньким, хорошо промытым, выступающий подбородок - признак сильного характера… Наружностью они были прямая противоположность друг другу - он типичный яркий еврей, она - типичная русская».


Смысл христианского брака о. Михаил и его жена видели в служении Господу, в воспитании детей и в очень большом внимании друг другу. Из писем после поездки Наталии Дмитриевны в Турткуль: «Только тогда мы сможем стать хорошими по-христиански супругами и родителями, если наши руки будут протянуты друг к другу выше крыши нашего дома. Если сердца будут соединяться в поклонении Кресту. И оттуда переходить к кроваткам наших младенцев».

Редактор книги сообщила, что в издательстве КПФ «Преображение» готовится к публикации второй том «Непридуманных судеб на фоне ушедшего века», в работу над которым включились Сергей Михайлович Шик и Иван Дмитриевич Шаховской.


Зачастую о новомучениках и исповедниках в архивах хранится только сухая информация, поэтому живой опыт Шиков-Шаховских оказался востребованным. , главный режиссер дирекции документального кино Первого канала, генеральный директор студии «Встреча», показала кинозарисовку о семье Шиков-Шаховских, основанную на материалах нового фильма о новомучениках и исповедниках веры, съемки которого начались больше года назад. Она рассказала, что стремилась в первую очередь показать какое отношение жизнь новомучеников и исповедников имеет к нашей повседневной жизни, как мы связаны.

Очень сложно было найти живые опыт и веру и перенести на нашу жизнь. И я искала как раз такие свидетельства. Сначала я познакомилась с Елизаветой Михайловной, увидела большие детские глаза и увидела в них живую веру, перечитала все письма [о. Михаила и Наталии Дмитриевны], по 6-8 часов по ночам, и увидела здесь тот опыт, который абсолютно применим к нашей жизни. Ведь в нашем современном мире без духовных основ семью не удержать, не удержать глубинной связи с детьми. Без него у нас не будет чего-то общего, которое цементирует, и дальше свяжет нас с внуками.


Все выступавшие вспоминали о том, что выход книги был бы невозможен без многолетней работы , дочери о. Михаила и Наталии Дмитриевны (1926-2014). Она расшифровала и перепечатала всю переписку на машинке, а потом в 75 лет, овладев компьютером, перевела их в электронную форму, снабдила примечаниями и комментариями, полностью проработала с редактором Ольгой Борисовой первый том.

Когда мы начали работу над письмами стало понятно, что он требует комментариев, чтобы картина была более полной, чтобы был задан фон времени, раскрывающий события для читателя не очень владеющего реалиями XX века и был показан круг людей, подвижников, неравнодушных к тому, что происходило вокруг них и радеющих о преображении жизни, - вспоминала Ольга Борисова.

Елизавета Михайловна всего несколько месяцев не дожила до выхода первого тома. Последние месяцы перед смертью Елизавета Михайловна отказывалась от участия в конференциях, считая главным делом работу над изданием переписки. и Ольга Борисова с благодарностью вспоминали об общении с Елизаветой Михайловной.

Я помню, когда Елизавета Михайловна появилась в нашем братстве - это был взрыв духа. Все стремились на встречи с ней, отменяли дела, слушали записи встреч. И это было обосновано, потому что она открыла новый мир, рассказывала о семье, воспитании детей… Елизавета Михайловна была человеком ответственным и трудолюбивым, заражала всех оптимизмом, и ее приходы были праздником для всех сотрудников. Мы всегда ждали с нетерпением обеденного времени, в ходе которого всегда узнавали от нее что-то новое, и всегда это была духовная беседа.

По словам , выход книги - дань памяти не только о. Михаилу и Наталии Дмитриевне, но и Елизавете Михайловне.

В этих письмах содержится свидетельство о том внутреннем, духовном, сердечном труде по поиску своего места в жизни, отношении друг ко другу, том участии в общественной и исторической жизни, без которого невозможно никакое возрождение и невозможно никакое созидание, никакое строительство. То, что все ищут, есть в этом опыте есть… Эта переписка - свидетельство того, что может сделать вера, надежда и любовь, - подытожил .

25 мая презентация книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века» состоится в Санкт-Петербурге.

Иван Леонтьевич Шаховской

Именно отсюда – от смоленских князей-мономаховичей – ведут свою родословную князья Шаховские. Князь смоленский Федор Ростиславич, взяв в жены дочь и единственную наследницу ярославского князя Василия Всеволодовича Марию, получил и Ярославское княжество. Вскоре после смерти супруги ему пришлось вступить в борьбу с немалым числом тех, кто желал сам княжить в Ярославле. Сил у князя было недостаточно, и он, отправившись в Орду, обратился за помощью к хану. Верно служил Федор Ростиславич хану и даже взял в жены ханскую дочь. Он не только вернул Ярославль, но и стал участником многих междоусобных войн, поддерживая всегда сторонников золотоордынского владыки. Меч его нес большие беды народу русскому, и не раз был проклят Федор Ростиславич за свое предательство, получив прозвание «Черный». Дети же его и золотоордынской царевны, Давид и Константин, жизнью своей молили у народа прощение за деяния отца. Впоследствии они стали почитаться как святые и были канонизированы православной церковью.

Фамилию Шаховских род получил в XV веке. Один из потомков Федора Черного, князь ярославский Константин Глебович, имел прозвание Шах, что и стало родовой фамилией.

И так распорядилась история, что большинство представителей этого рода, жизнь и деяния которых остались в ее анналах, выдвинулись в XVIII–XIX веках. Пожалуй, лишь Смутное время ненадолго придвинуло Шаховских чуть ближе к высоким чинам и постам, да и пора было заявить о себе – род древний, а от царя и престола далек.

Самой известной фигурой начала XVII века был князь Григорий Петрович Шаховской. Он упоминается как польский пленник в 1587 году. Вернувшись из плена, Шаховской был воеводой в Туле, Белгороде и Рыльске. Здесь, в Рыльске, он встретил Лжедмитрия I и примкнул к его войску. Григорий Петрович участвовал в сражениях с московской ратью и заслужил доверие Лжедмитрия, заняв при нем высокий пост. Смерть Лжедмитрия разрушила честолюбивые замыслы Шаховского, а новый правитель Василий Шуйский отправил его на воеводство в далекий Путивль. Тогда Шаховской решил распустить слух, что царь Дмитрий жив, что он скрывается и копит силы. Путивль восстал против Шуйского, а вслед за ним и вся Северская земля. Шаховскому был нужен Дмитрий, чтобы подтвердить свои слова. И тогда Григорий Петрович решил использовать для интриги Ивана Болотникова, выдав его за посланца царя Дмитрия. Войска Болотникова пошли к Москве, а Шаховской остался в Путивле. Болотников, продержав некоторое время столицу в осаде, все-таки проиграл, и перед Шаховским снова встал вопрос о «неубиенном царе». В это время на Дону появился новый самозванец – «сын» покойного царя Федора Иоанновича, Петр. Шаховской вступил с ним в союз и пошел на помощь к Болотникову. Новая неудача в Туле, и «всей крови заводчик» Шаховской ссылается в заточение на Кубенское озеро. Из заточения он был освобожден поляками, и сразу же явился в лагерь к Лжедмитрию II, от которого получил звание боярина. Но и с Лжедмитрием II ничего не вышло. Снова поражение и смерть самозванца. А Шаховскому очень хочется играть первые роли, и он опять бросает вызов судьбе, перейдя в ополчение Ляпунова, освобождавшего Москву от поляков. Последние сведения, имеющиеся о Григории Петровиче Шаховском, рассказывают, что он пытался внести разлад между ополченцами Пожарского и отрядами казаков Трубецкого, но и здесь потерпел неудачу.

Шаховские, не давшие в то время видных государственных деятелей, оставили заметный след на литературном поприще. Современник Григория Петровича, Семен Иванович Шаховской, был известным духовным писателем. Женат Семен Иванович был четыре раза. Первый брак длился три года, последний – чуть более полугода. Все семейные и жизненные неудачи Семен Шаховской объяснял своей греховной жизнью и, как человек набожный, покорно принимал удары судьбы. За борьбу против Шуйского он был сослан в деревню, затем прощен и призван на службу в Москву. Воевал против Лжедмитрия II, потом на его стороне, перешел к королю Сигизмунду, а вернувшись в Россию, сражался против поляков. Опала рода Шаховских коснулась и Семена Ивановича. Он был обвинен в недоносительстве и укрывательстве и сослан, но в том же году прощен и возвращен в Москву. До конца дней своих Шаховского преследовали периоды царской немилости и прощения «грехов». В историю русской литературы он вошел как знаток литературы духовной, как писатель, имевший большой авторитет в делах веры. Многочисленные произведения Семена Ивановича отличаются большим разнообразием. Любимая тема писателя Шаховского – тема наказания человека за грехи. Интерес представляют его послания к различным духовным лицам, где князь излагает свои религиозные взгляды. Ряд произведений Шаховского посвящен исторической тематике.

Семен Иванович был далеко не единственным представителем рода Шаховских, кто получил известность как литератор. Александр Александрович Шаховской – драматург, литературный и общественный деятель, занимает почетное место среди них. Родился он в 1777 году, учился в пансионе и начал с военной службы, которую очень скоро оставил, получив небольшой чин. Мечтая блистать в обществе, Александр Шаховской стал писать салонные стихи и мадригалы, развивая свои поэтические способности. В Петербурге он знакомится с сыновьями известного в то время писателя Княжнина, которые сделали Александра Александровича заядлым театралом. Мир кулис повернул жизнь Шаховского, сделав его драматургом. В 1795 году была поставлена его первая комедия «Женская шутка», снискавшая одобрение императора Павла I. В театре Шаховскому предложили место члена репертуарной части. Затем он был отправлен в Париж для ангажемента парижской труппы и, конечно, не упустил возможность познакомиться с театральным искусством Европы. С поручением Александр Александрович справился прекрасно, заслужив тем самым звание камер-юнкера.

Трудолюбие, глубокое знание театра, энергия и талант сделали Александра Шаховского выдающимся театральным деятелем своего времени. Кроме произведений для сцены он писал работы по теории театра, критические статьи, занимался режиссурой, поиском молодых талантливых актеров, преподаванием театрального искусства. Он был принят в литературное общество «Беседа любителей русского слова», а Российская академия избрала Шаховского своим членом.

Войну 1812 года Шаховской встретил в ополчении в Москве, став начальником одного из полков. В следующем году он возвращается в Петербург, где снова вступает в сражение, но на сей раз на литературном фронте. Классицизм, а именно его представителем был Шаховской, стал уступать новому течению – романтизму. Молодые литераторы, создавшие кружок «Арзамас», наградили князя прозвищем «брюхастого стиходея». Александр Александрович не оставался в долгу, разя «противников» едкой иронией.

В 1819 году из-за ссоры с директором театров Шаховской подает в отставку. Через 5 лет он снова приглашается на службу в дирекцию театров и еще 20 лет служит русскому театру и русской литературе, ведя беспощадную борьбу против иностранного влияния на русскую культуру.

Среди князей Шаховских были и другие известные литераторы. Федор Яковлевич Шаховской сотрудничал с Московским университетом и считался лучшим, кто мог переводить с французского языка. Литературными переводами занимался Алексей Александрович Шаховской. Он выступал и как писатель, но ранняя смерть – скончался он в возрасте 30 лет – не позволила ему добиться широкого признания. А в различных журналах первой половины XIX века печатались произведения Екатерины Александровны Шаховской, представительницы романтического течения в русской литературе.

XVIII и XIX столетия выдвинули из рода Шаховских не только деятелей культуры, но и прославленных воинов, достигших высоких генеральских чинов. Самым знаменитым из них по праву может считаться генерал от инфантерии князь Иван Леонтьевич Шаховской. Он прожил долгую и славную жизнь, и, подводя ее итог, автор биографической заметки о князе в «Месяцеслове» писал: «Подвигами общественной деятельности он приобрел себе право занять место на страницах истории славной для отечества эпохи, а подвигами любящей души своей снискал всеобщее уважение. Любовь связывала его с молодым поколением, которому он вполне сочувствовал во всем, что есть в нем благородного и доброго, и с любознательностью следил до самых последних минут своей жизни за историческим ходом всего современного».

Действительно, Шаховской жил в славную эпоху. Он родился в 1776 году. Через 11 лет был записан в полк, и 18 лет от роду – уже капитан Херсонского гренадерского полка. Начавшаяся война с Польшей призвала его на поле боя. Кто знает, может быть, в этом была некая историческая закономерность, что потомок смоленских князей, города столь много претерпевшего от оружия Речи Посполитой, первые боевые отличия получил именно на польском театре военных действий?

Молодой капитан участвует в боях при Крутицах, Брест-Литовске, местечке Кобылке. И – в штурме Варшавы в 1794 году.

Итогом этого штурма, предпринятого Суворовым, стало падение города, победоносное окончание войны, а для Шаховского – награждение орденом Св. Георгия 4-й степени. Как было сказано в официальной бумаге, «за отличное мужество, оказанное 24 октября при взятии приступом Варшавского предместья Праги, где первым овладел бастионом и, быв послан с охотниками, отбил пушку и, поражая оною мятежников, принудил сдаться до 300 человек».

Совсем неплохо для начинающего, по сути, службу офицера. Вся атмосфера тогдашней армии способствовала выковыванию подобных личностей. Главное, было бы желание учиться у более опытных и умудренных годами и схватками товарищей.

Шаховской хотел, и служба его шла успешно. Уже в 1803 году он назначается командиром лейб-гвардии егерского полка, через год производится в генерал-майоры. Участвовал в Отечественной войне: отличился под Витебском, при Бородино, под Красным, за что получил ордена Св. Анны 1-й степени и Св. Владимира 2-й.

Заграничные походы русской армии вновь дали возможность проявить себя шефу 20-го егерского полка (каковым Шаховской пребывал с 1809 года).

1 февраля русский корпус под командованием одного из наиболее смелых партизан, действовавших наряду с Денисом Давыдовым, Фигнером и Сеславиным, генерала Винценгероде подошел к селениям Коканину, Павловску и Боркову (что в шести верстах от города Калиш), где его разъезды обнаружили беспечно отдыхающего неприятеля корпуса Ренье. Корпус этот состоял из саксонцев, главная квартира которых (где пребывал и сам Ренье) располагалась в Калише.

Винценгероде сразу же по выявлении неприятеля послал в обход селений – для предотвращения отхода и нарушения связи между отдельными отрядами саксонской пехоты – свой авангард под началом генерал-майора Ланского: 3 казачьих и 2 гусарских полка с ротой конной артиллерии.

Ланской быстрым маневром выполнил приказ, а вскоре подошла и русская пехота, ведомая принцем Евгением Вюртембергским, в составе которой находился и 20-й егерский полк во главе со своим шефом.

Саксонцы недолго противились русскому напору, так что скоро деревни были от них очищены, защитники же их частью были переколоты, частью – причем гораздо большей – сдались в плен. Ренье тем временем подослал на помощь своей пехоте кавалерию из Калиша, но русская пехота и ее обрекла на незавидную участь, в чем не преминули особо отличиться егеря, точными залпами поражавшие неприятеля.

Не теряя времени, Винценгероде стремительно двинулся к городку – на сближение с Ренье. Подступив к Калишу, русский корпус обрушил на него сильную канонаду, после чего пехота пошла вперед. Неприятель держался в предместьях до ночи, но затем все же был принужден отступить, подталкиваемый меткими залпами и штыками.

За этот бой генерал-майор Шаховской был награжден Георгием 3-й степени. Потом были бои при Люцене, Бауцене, Пирне, Кульме, Лейпциге, который сделал князя генерал-лейтенантом. Далее – Бар-сюр-Об, Труа, Фершампенуаз, Париж.

По окончании войны Шаховской продолжал служить, так что 1831 год, когда ему вновь пришлось вдохнуть пороховой дым на поле брани, встретил уже генералом от инфантерии и командиром гренадерского корпуса, во главе которого и двинулся на польскую войну.

Принимал участие в сражениях при Белоленке, Грохове, Остроленке. И вновь – у стен Варшавы, где, как и 37 лет назад, проявит столь беззаветное мужество, что будет отмечен еще одним Георгием – уже 2-й степени.

Казалось, ничего не изменилось за эти годы – тот же город, та же задача, точно такое же отчаянное сопротивление осаждаемых и неукротимая решимость атакующих.

Штурм начался утром 25 августа. К этому дню осаждаемые варшавяне готовились долго, так что город превратился в мощнейшую крепость, защищаемую воодушевленными идеей независимости войсками. Укрепления представляли собой цепь бастионов и люнетов с мощными валами, артиллерийскими батареями, волчьими ямами и рвами впереди. Но уже ничто не могло спасти гарнизон – даже мужество могло лишь отсрочить неизбежное.

Наступающие колонны миновали волчьи ямы, преодолели ров и, используя штыки в качестве ступенек для подъема, неудержимо полезли на бруствер.

Взяв первый ряд укреплений, они, не останавливаясь, двинулись к следующему. В 11 часов утра Воля – один из узлов обороны Варшавы – была уже взята. В плен попали 30 офицеров и 1200 солдат. Начальник обороны Воли генерал Савинский, давший слово, что, пока он будет жить, русские не войдут в предместье, сдержал его: гренадеры, ворвавшись в костел, который был превращен в один из элементов обороны, в отчаянной рукопашной закололи генерала и его людей прямо у алтаря.

В этот момент к карабинерам с подкреплением прибыл князь Шаховской. Оценив обстановку и отдав должное мужеству противника и упорству своих людей, он сам становится во главе штурмовой колонны, никого не упрекая словом, но лишь увлекая примером и помыслом.

Карабинеры пошли в третью контратаку. На этот раз настолько удачную, что поляки утратили отныне всякую надежду отбить Волю, потеряв в этом деле множество храбрецов. Предпринимали они контратаки и в других местах, но везде они окончились с тем же итогом.

Бой тем временем начал стихать понемногу, но каждый понимал, что это лишь прелюдия и основные сражения разгорятся завтра – 26 августа, в канун годовщины Бородинского сражения.

В этот день по диспозиции под начальством князя Шаховского были полки: императора Австрийского, короля Прусского, принца Павла Мекленбургского и Екатеринославский. Всего 7 батальонов – 3400 человек, которых ему предстояло вести лично на приступ.

Он наступал со своими людьми на левом фланге. В Вольском предместье князь увидел гренадер колонны Палена, которая в начале сражения была по диспозиции впереди его полков. Главная улица предместья простреливалась картечью чрезвычайно жестоко, что вынудило гренадер вытянуться влево между домами и садами. Видя это, Шаховской все же решил продолжать наступление.

Встав во главе полка принца Мекленбургского, он повел солдат по Большой Вольской улице. Движение происходило под градом пуль и картечи, под шипение конгревовых ракет.

Три раза князь доводил полк до перекрестка недалеко от Вольской заставы, и трижды поляки, осыпая его спереди с обеих сторон картечью и пулями в упор, заставляли подаваться назад. В конце концов генерал взял правее и повел людей между дворов и садами. Здесь его поддержали гренадеры генерал-лейтенанта Набокова, и Шаховской все же оттеснил поляков до городского вала вблизи Вольской заставы, а затем завладел и самим валом.

Другие штурмовые колонны действовали не менее решительно. Мужество русских солдат послужило лучшим аргументом сейму, принявшему решение сдать Варшаву. Так что спустя некоторое время Шаховской, вспоминая молодость, вновь прошелся по ее улицам победителем. И с новыми наградами – Георгием 2-й степени за Варшаву и с Владимиром 1-й степени – за преследование неприятеля до прусской границы.

Потом были еще награды и еще должности – за долгую службу их, как правило, и бывает немало. А служба у князя Ивана Леонтьевича Шаховского была долгой, ибо он не разделял жизнь и служение и, может быть, благодаря этому дожил до почтенного возраста – 84 лет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!