Из тувинцев кто где живет сколько. Тувинцы

Туви́нцы (самоназвание - тыва, устаревшее - сойоты, урянхайцы, танну-тувинцы) - народ в Российской Федерации, основное население Тувы (249 тысяч человек, 2010), всего в Российской Федерации 263 тысячи человек (2010). Живут также в Монголии (25 тысяч), в Синьцзяне (3 тысячи). Верующие тувинцы - ламаисты.

В прошлом тувинцев называли сойотами, сойонами, урянхайцами, танну-тувинцами. Тувинцы делятся на две этнографические группы: западные тувинцы (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточные, или тувинцы-тоджинцы (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы). Численность тувинцев-тоджинцев - 1, 85 тысячи человек (2010), но в переписях многие из тоджинцев записываются тувинцами. Для тувинцев характерен центральноазиатский монголоидный расовый тип.

Тувинский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, имеет диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский). Письменность тувинцев создана на основе кириллической графики. Верующие тувинцы в основном ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм. Основным видом хозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство в сухих степях центральной и юго-западной Тувы. В качестве подсобной отрасли хозяйства в ограниченных размерах практиковалось земледелие. Тувинцы степных районов разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, коз и верблюдов.

У тувинцев-тоджинцев северных и северо-восточных лесных районов Тувы преобладающими отраслями хозяйства были охота и связанное о ней верховое оленеводство. Оленеводство северо-восточных районов Тувы имело пастбищный характер. Основной земледельческой культурой тувинцев было просо, которое высеивали недалеко от последней зимней стоянки. Рыболовство являлось подспорьем в хозяйствах лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой.

У тувинцев степных районов жилищем служила войлочно-решетчатая юрта. У тувинцев таежных районов жилищем служил конический шалаш-алачик, подобный чуму. Зимой он покрывался оленьими шкурами, летом - берестой, кусками коры лиственницы. Наиболее характерной частью одежды тувинцев был длинный халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой), подпоясанный матерчатым кушаком. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями. У тувинцев-тоджинцев основным материалом для одежды служили шкура и замша. Местами у них сохранялась одежда, напоминающая промысловую одежду эвенков.

В пищевом рационе тувинцев основное место принадлежало молочно-кислым и мясным продуктам. Особой любовью пользовался напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока - «хойглак», а также различные виды продуктов из створоженного молока (коровьего, оленьего, овечьего, козьего). Мясо большой частью употребляли в вареном виде, приготовляли мясные и кровяные колбасы. Зимой варили мясную похлебку, добавляя в отвар просо. Из проса варили каши, поджаренные зерна проса ели с чаем. Чай пили с молоком, сливками, сыром и солью.

В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины - семейно-родственные группы, включавшие обычно от трех до пяти-шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причем в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920-х годов среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многоженства. Сохранялся институт калыма.

В верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно-родового культа, который проявляется в почитании домашнего очага. У тувинцев сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное деление мира. Долгое время сохранялись черты промыслового культа, в частности проведение у восточных тувинцев «медвежьего праздника».

Респу́блика Тува́, (Тува́, тув. Тыва Республика) - субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь республики - 168 604 км², население - 315 532 чел. (2016).

Столица - город Кызыл.

Республика Тува расположена в Южной Сибири, в географическом центре Азии. Граничит с субъектами Российской Федерации - Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Бурятия.

Самая протяжённая юго-восточная и южная граница Республики Тува с Монголией является государственной границей Российской Федерации».

Тува находится в Западном Саяне, соседствует с Хакасией, но по сути на отшибе планеты, окружена горами, рядом нелюдимые местности… Обширная территория с довольном малочисленным населением, главные достопримечательности края — природные.

Особенности региона (смесь религий, своеобразные красоты природы, интересные культура, творчество, народ, история) ярко отличают его от других российских регионов.

«Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык».

Тувинцы — монголоидные народы.

Религия и культура тувинцев

Своеобразие религии и верований местного населения откладывает отпечаток и на природу республики и на все восприятие Тувы. Леса, окутанные тайной духов… Здесь есть и православные верующие, и старообрядцы, и протестанты, но их мало.

«Местные верования тувинцев – интересный микс буддизма и языческого шаманизма – ставят в ступор религиоведов».

У Тывы очень богатое историческое и религиозное прошлое, только момент того, что в 1758 — 1911 Тува была провинцией Китая — заслуживает большого внимания. Вполне закономерно появление буддизма, он начал обосновываться здесь еще в 13-м веке. А вот шаманство — первая, кровная — так скажем, религия тувинцев. Туву, Кызыл смело можно назвать одним из центров шаманизма.

«Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.

Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана».

К тувинским шаманам едут не только со всей России, а, бывает, даже из-за границы… Хоть и христианством шаманизм не одобряется, мало того — считается бесовским учением (однако не стоит забывать про столь популярную толерантность) — надо отдать должное «профессионализму» местных духовников.

Настоящие шаманы — люди проникающие в суть вещей и явлений без колдовства, они входят в транс, особую волну, измерение, для ритуалов нередко используются всякие натуральные психотропные препараты вроде отвара разных грибов, трав, порошков. В общем — это экстрасенсорика, основанная на животных инстинктах, без шарлатанства и пафоса. Правда, все равно русскому человеку справедливо чужды подобные обряды.

Танцы, ритуалы здесь сопровождают все процессы жизни: рождение, свадьбу, болезнь, смерть, похороны, праздники и т.д. Также вызов природных явлений, исцеление, упокоение души умершего нередко происходят под руководством шамана.

Что главенствует в Туве — буддизм или шаманство — понять сложно, действительно симбиоз религий..

По основной версии:

«Традиционная религия тувинцев - тибетский буддизм, который сочетается с элементами древнего шаманизма. В сентябре 1992 года Далай-лама XIV, являющийся духовным лидером буддистов, совершил в республику трёхдневный визит».

Документальный фильм «Тува. Свободные люди»:

Несмотря на «здоровый» образ жизни мужчин-добытчиков, показанный в фильме:

«По данным сессии совместного общего собрания РАН и РАМН за 2004 год, опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук», только Республика Тыва попала в число территорий с низким уровнем здоровья, тогда как все регионы России разместились в группах с повышенным и средним уровнем здоровья населения».

Среди культурных достижений тувинцев выделяются — тувинское камнерезное искусство, тувинское горловое пение:

«Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. В частности, этот вид пения исполняет национальный оркестр.

Среди других символов - тувинское камнерезное искусство».

В Туве множество буддийских организаций, храмов и монастырей. Некоторые храмы и монастыри (например, Устуу-Хурээ) — крупные достопримечательности, культурные объекты Тувы.

Также в Туве несколько учреждений культуры: театры, музеи, филармония.

Одной из значительных археологических достопримечательностей Тувы является: Пор-Бажын (развалины крепости на острове посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне республики Тывы).

«Представьте себе озеро в степи, гладкое, как зеркало. В центре его – несколько островов, где на самом большом из них высится древняя крепость. Это и есть Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом»».

«Традиционная культура тувинцев, основного населения республики, это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению - отсутствию железных дорог, горам, окружающим территорию со всех сторон - в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства.

Традиционным для тувинцев является разведение овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и охота как основные занятия населения».

«Большую популярность приобрела археология Тувы. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера VIII века до н. э., обнаруженная при раскопках кургана Аржан-1. В 2001 году при раскопках кургана Аржан-2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века».

«Республика обладает богатым историко-культурным наследием, сохранившейся этнической культурой: традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), национальная кухня, народные промыслы и ремёсла (фигурки из агальматолита), национальные виды искусства (горловое пение хоомей), национальные виды спорта (борьба «хуреш», конные скачки), уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма, быт русских староверов.

Ежегодный праздник животноводов Наадым, фестиваль «Устуу-Хурээ» и празднование национального Нового года Шагаа - красочные и популярные мероприятия, привлекающие туристов».

Быт тувинцев также создается вокруг основ народного мировоззрения: шаманизма-буддизма. Артибуты верований есть почти в каждом доме, шаман на праздниках, в гостях — само собой разумеющийся факт.

Тувинцы могут жить в юртах, кочевать, основной способ прокорма семьи схож с первобытными моделями поведения: охота, рыбалка, разведение домашних животных (оленей).

Природа Тувы

83% республики — леса, а вокруг горы. О Туве часто говорят как о кладезе природных красот, памятников, неизведанных мест, девственной природе, но в действительности — желающих полюбоваться достопримечательностями Тувы и приезжающих в республику туристов — немного.

«Тыва обладает значительным туристическим потенциалом, что определяется большим разнообразием природно-климатических зон (горные тундры, тайга, степи и полупустыни), наличием живописных пейзажей, богатством фауны и флоры, сохранностью национальных традиций и уникальных памятников истории.

По результату Национального Туристического Рейтинга (№1), опубликованного проектом «Национальный Рейтинг» в декабре 2015 года, Республика Тыва заняла последнее, 85-е место».

В Туве 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника.

Природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» — памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

«Находится в самом северном крупном замкнутом водном бассейне Центральной Азии, входящем в состав Монголии (район озера Убсу-Нур) и России (заповедник Убсунурская котловина) и является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га».

В близлежащих местностях в изобилии растут сосны, ели, находятся альпийские луга, ледники, тундра, тайга, пустыни — здесь встречаются совершенно разные природные, климатические зоны и здесь по-настоящему красиво.

Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест Тувы, для кого-то самое красивое. Благодаря столь бурным климатическим контрастам — здесь много животных, птиц, совершенно «разношерстных».

Однако территория не совсем российская: большая часть заповедника находится все-таки в Монголии, а не в России… Это памятник не только природных красот, но и вечного родства Монголии и Тувы.

Убсунурская котловина, Республика Тыва:

«На территории заповедника зарегистрировано 359 видов птиц. В фауне заповедника насчитывается около 80 видов млекопитающих. Основные виды — это жители гор, тайги и тундры, такие как ирбис, алтайский улар, марал, рысь и росомаха.

Степные виды - монгольский жаворонок, журавль-красавка, суслики, дрофа и песчанки. Заповедник является охраняемой территорией, и многие виды, исчезнувшие в иных местах, можно встретить здесь.

Географическое положение Тувы на стыке восточно-сибирских таёжных и центрально-азиатских полупустынных ландшафтов определяет богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляет собой охотничьи угодья.

Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга. Здесь же обитает и снежный барс, занесённый в Красную книгу России.

С 2011 года каждое лето проводятся Археолого-географические экспедиции «Кызыл - Курагино»».

Ирбис (или нежный барс) — жемчужина данного заповедника, этот редкий вид животных, занесенный в Красную Книгу, на грани исчезновения, на территории заповедника снежных барсов — несколько десятков особей (20-30).

Ирбис — легенда заснеженных гор :

В Туве процветает горно-добывающая промышленность, республика богата запасами древесины, термальными карбонатными источниками, минеральными водами.

Регион, окутанный неизвестностью — почему так воспринимают россияне Туву? Некоторые действительно очень мало знают о республике, а те, которые что-то знают — не более чем фрагментарно. Единицы были в Туве и много знают о ней.

Приезжающие сюда журналисты поражаются красотами природы, самобытностью и загадочною этого региона: «краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и старинных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность».

Тыва является сейсмоопасным регионом: здесь часто происходят землетрясения, к подземным толчкам в 3-4 балла все уже привыкли, в декабре 2011 года было одно из самых крупных за последние годы землетрясений силой 9,5 баллов и магнитудой 6,7. Повторное землетрясение было зафиксировано 27 февраля 2012 года. Помимо этого были мелкие толчки.

Но Тува помимо природных красот, загадочности, шаманизма, необычности имеет ряд и нехороших черт, не считаем частые землетрясения: Тува — один из самых криминальных регионов в России, по количеству убийств на первом месте в России.

Убийства происходят в основном на бытовой почве, на фоне застолий, пьет около половины населения, не работает только официально пятая часть, но на деле гораздо больше, либо имеют неудовлетворительный заработок. Многие тувинцы носят с собой ножи, нравом отличаются буйным (говорят, что что это в предков: войны Чингисхана были беспощадны), при провокации сдачи дают с лихвой…

Осложняет все и оторванность от «большой земли»: до Тувы не так просто добраться, ж/д транспорта нет, есть как основной вид связи с остальным миром — автодорога. Ездят автобусы из сибирских регионов, возможно добраться на самолете, вертолете, летом можно на теплоходе.

Так что, учитывая криминальность региона и частые землетрясения, смотреть на красоты Тувы стоит с осторожностью… но все-таки стоит, потому что в горах, вдали от суеты, в заповедниках — это очень красивый регион.

Территория республики Тыва расположена на высокогорном плато между отрогами Саянских гор. Сюда ведут только две автомобильные дороги из России и одна из Монголии. Такая труднодоступность позволила тувинцам сохранить не только первозданную природу, но и свою национальную самобытность.

Хан и солёный чай
Тувинская кухня шокирует каждого, кто в первый раз приобщается к кулинарным традициям этого народа. Самое распространённое угощение для гостей – это хан, блюдо из целого барана, после приготовления которого от животного остаются только шкура, рога и копыта.

Тувинцы с большим уважением относятся к животным. Они считают, что хан получится только из барана, который не боялся смерти. Если животное испытывает страх, это портит вкус его крови. Поэтому перед убиением барана вводят в транс: кладут его на спину, копытами вверх. Кровь – важная составляющая хана, и она не должна вытекать из тела. Для этого животное убивают молниеносно, в одну секунду перерезая ему трахею.

При разделке туши в отдельную ёмкость собирают всю кровь для приготовления кровяной колбасы. Затем тщательно промываются кишки – череме, наполняются кровью и варятся на костре в большом казане. После варят мясо. Примечательно, что в насыщенный бульон не добавляют никаких специй, кроме лука и соли.

Удивительный напиток – тувинский хан-чай. Собственно чая там немного: в большой казан с кипящим молоком добавляют пару горстей чёрного или зелёного чая. А вот вместо сахара кладут соль и иногда добавляют топлёное масло. Тувинцы говорят, что такой напиток освежает в жару.

Горловое пение
На весь мир знаменито тувинское горловое пение – хоомей. Звуки извлекаются не при помощи голосовых связок, а благодаря сокращению диафрагмы. Профессиональные хоомейджи редко живут долго: из-за постоянного дрожания внутренних органов они быстро изнашиваются.

Только несколько лет назад исполнение песен в национальной манере в Тыве было признано профессией, и теперь тувинские хоомейджи получают государственную пенсию.

Человеческое ухо не в состоянии услышать весь диапазон звуков, издаваемых мастерами горлового пения. Однако ультразвук слышат некоторые животные, также они могут воздействовать на подсознание человека.

Самым первым известным хоомейджи считается Соловей-разбойник – тот самый монгольский воин, от свиста которого замертво падали лошади.

Буддийский календарь
Тувинцы живут по тибетскому лунному календарю. Новый год – Шагаа – у них празднуется обычно в феврале. Каждый житель республики отлично ориентируется в тибетском гороскопе и очень серьёзно к нему относится.

От того, родился человек в год Крысы или Собаки, зависит вся его жизнь. Также этот фактор учитывается в бытовых вопросах. Например, разливать спиртные напитки могут лишь те, кто родился в год Лошади, тогда застолье пройдет мирно.

При выборе даты для крупных событий и торжеств тувинцы обязательно советуются с ламами. Буддийские монахи подскажут лучшее время для свадьбы или дальней поездки.

Шаманизм и анимализм
Официальная религия – буддизм – в тувинском сознании прекрасно сочетается с шаманизмом, который в республике весьма развит. Причем в отличие от других «шаманских» регионов здесь нет артистов, пляшущих с бубном на потеху публике.

Шаман – очень важный человек в Тыве. К нему ходят, если нужно поправить здоровье, найти потерянную вещь, узнать прошлое и будущее, пообщаться с умершими родственниками и даже заказать погоду на определённый день.

У каждого тувинского рода есть свой звериный покровитель – волк или ястреб, змея или лиса. Вообще, тувинцы близко общаются с миром дикой природы. Некоторые чабаны даже умудряются приручать снежных барсов. А обитатели отдалённых пастбищ «договариваются» с местными волчьими стаями, чтобы те не нападали на их скот.

Детские скачки
По преданию, мать Чингисхана была тувинкой, да и могилу его до сих пор ищут где-то здесь, в Саянах. Тувинцы свято чтят это историческое родство. С малолетства тувинские мальчишки воспитываются как мощные борцы, поэтому монголы называют Тыву «землей богатырей». Одно из подтверждений тому – двукратный чемпион мира по борьбе сумо тувинец Аяс Монгуш. А национальная борьба – хуреш – очень популярна среди тувинских пацанов.

Еще одна страсть тувинцев – лошади. Каждый год в Туве проводятся скачки, в которых может принять участие любой желающий. Этот вид спорта настолько популярен, что победителям достаются действительно дорогие призы, например, автомобили.

Но самое удивительное – это жокеи. Средний возраст всадников – три-четыре года. Ведь чем легче наездник, тем быстрее скачет конь.

Место в раю за пятерых
В Туве немало странных обычаев. Например, девушки выходят замуж только в «нечетном» возрасте – 17, 19, 21 год. При этом если она забеременеет вне брака – это не порицается.

Тувинцы очень любят детей и стремятся к многодетности. Считается, что если женщина родила пятерых, ей автоматически достается место в раю. Это правило распространяется и на приёмных детей, поэтому в Тыве беспризорников вообще нет.

Интересны и похоронные традиции. Только в XX веке в Тыве появились обычные кладбища. Ранее покойных в землю не закапывали, а оставляли в степи, соорудив над телом каменный курган. Покойников принято провожать аплодисментами, чтобы отогнать злых духов.

Если ребенок, играя, хлопал в ладоши, то его руки разводили в стороны, плевали три раза на ладони и сажей чертили крестики (в ладоши хлопают при плохих вестях). Поэтому хлопанье в ладоши, а тем более бурные рукоплескания для выражения восторга совершенно чужды тувинцам.

Тувинцы — это тюркский народ, который заселяет земли Тывы (Россия). Себя же этот народ называет тываларами. Разговаривает на своем, тувинском родном языке. Вероисповедание — буддизм, а также традиционная вера (шаманизм).

Численность

В мире насчитывается чуть больше 300 тысяч тувинцев. В основном, они проживают на территории РФ (264 тыс), а также в Монголии (5 тыс) и КНР (4 тыс). Среди российских земель тувинцы встречаются в таких административных округах:

  • Тыва (250 тыс);
  • Красноярск (3 тыс);
  • Иркутск (1,6 тыс);
  • Новосибирск (1,2 тыс);
  • Томск (980 чел);
  • Хакасия (930 чел);
  • Бурятия (910 чел);
  • Кемерово (720 чел);
  • Москва (680 чел);
  • Приморье (630 чел);
  • Барнаул и Алтай (540 чел);
  • Хабаровск (400 чел);
  • Омск (350 чел);
  • Амурщина (310 чел);
  • Якутия (200 чел);
  • Горный Алтай (160 чел).

Описание народности

По характеру тувинцы жесткие люди, они прирожденные воины, вспыльчивые и не редко лезут в драку. Но помимо этого они берегут семейные ценности, любовь и уважение к людям. Придерживаются всех обычаев своих дедов-прадедов и до нашего времени практически ничего не изменилось в обрядах, что большая редкость в сравнении с другими народами. Это представители монголоидной расы. Поэтому, у них зауженные темные глаза, круглое или овальное лицо, темные волосы.

Языковые группы

Тувинский язык относят к саянской группе тюркского происхождения алтайской семьи.

Сам же народ разделяют на 2 группы:

  • восточные;
  • западные (тоджинцы).

Тувинцы, кроме родного языка могут разговаривать на монгольском или русском. Некоторые поселения говорят только на монгольском языке (преимущественно южные поселения). Среди диалектов различают:

  • западный;
  • тоджинский (северо-восточный);
  • юго-восточный;
  • центральный.

Происхождение народа и речи

На формирование современных тувинцев повлияли кетоязычные, тюркоязычные и монголоязычные племена ( , теленгиты, ). Некоторые исследователи упоминают и индоевропейские племена. Датируется все в начале первого тысячелетия, когда тюркоязычное племя () эмигрировало на земли Тувы.

Среди самоназваний популярны урянхайцы, сойоты, сойоны или танну-тувинцы. Родственными народами считаются и .

Письменность — кириллица, за основу взят русский язык.

Религия

В большинстве случаев тувинцы — буддисты-ламаисты. Это верование принесли монголы, которое основано на постоянной борьбе со злыми духами, разными заклинаниями и другим. Часть населения сохранило доббудийский культ, занимаясь шаманством.

Образ жизни

В основном этот народ вел полукочевой образ жизни, выращивая коров (вернее яков), верблюдов и лошадей. Лишь на западных землях растили разную растительность, но зачастую зерно.

Кухня

Предки тувинцев были кочевым народом и занимался скотоводством, то в кулинарии традиционно используют мясо и молоко. Сахажа, череме и ужа — национальные мясные блюда. Из теста готовят бууза, быжырган далган и хуужуур. Любят специи: кулча (измельченное соцветие лука) и койнут (дикий укроп) — это народные приправы. Тарак и ааржы — традиционные молочные продукты. Среди напитков популярна молочная водка — арага.

Традиции и обряды

У тувинцев очень много обычаев, которыми они пользуются и верят в их силу с древних времен. Дерево, которому могут поклоняться и считается особым, называется лиственница. Считалось, что если деревья имеют неправильную форму или как-то не так срослись, то это духи хотят что-то передать людям.

Тувинцы очень гостеприимные. Для них большое счастье, если кого-то встретят у дома. Они обязательно незнакомца пригласят в дом, напоят, накормят, расскажут обо всем и обменяются новостями. Угощения всегда самые лучшие.

По особым дням устраивали праздники, когда приносили в жертву животное и просили для людей мирного неба и благополучия. После проведенного ритуала все танцевали, пели, веселились.

Если с одной семьи в другую передавали подарки, то вторая никогда не отпускала от себя с пустыми руками. Подарки и гостинцы символизируют любовь и уважение.

  • Хакасия Хакасия :
    936
  • Бурятия Бурятия :
    909
  • Кемеровская область Кемеровская область :
    721
  • Москва Москва :
    682
  • Приморский край Приморский край :
    630
  • Алтайский край Алтайский край :
    539
  • Хабаровский край Хабаровский край :
    398
  • Омская область Омская область :
    347
  • Амурская область Амурская область :
    313
  • Якутия Якутия :
    204
  • Республика Алтай Республика Алтай :
    158
  • Монголия Монголия :(перепись 2010 г.)тувинцы 5 169

    Китай Китай :
    4 000 (оценка 2000 г.) Язык тувинский , русский (в России), монгольский (в Монголии) Религия буддизм , шаманизм Родственные народы Саянская подгруппа

    Туви́нцы (самоназвание - тыва , множ. число - тывалар ; устар. названия: сойоны , урянхайцы , танну-тувинцы , таннутувинцы ) - тюркский народ, коренное население Тывы (Тувы) .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Тувинцы (рассказывает Марат Сафаров)

      ✪ Тувинцы - элитный спецназ Чингис хана.

      ✪ Варвары Аттилы тувицы во время ВОВ. Первая союзница СССР не Англия а Тува.

      ✪ Тува и Тувинцы до присоединения России.

      ✪ Тувинцы и енисейские кыргызы яблоко раздора в вопросе границы между Китаем и России.

      Субтитры

    Название

    Название тувинского народа «тыва» упоминается в летописях Суйской (581-618 гг.) и Танской (618-907 гг.) династий Китая в форме дубо, тубо и тупо. Также название «туба» упоминается в 239-ом параграфе Сокровенного сказания монголов . В более ранний период они были известны под названием урянхайцы (XVII-XVIII вв), в более поздний (XIX- начало XX в.) - сойоты. По поводу других этнонимов - урянхи, уряихаты, урянхайцы, сояны, сойоны, сойоты - в целом можно утверждать, что такое название им дали соседние народы, а для самих тувинцев эти этнонимы нехарактерны. Тюрколог Н. А. Аристов заключает, что «урянхаи так называются монголами, сами же зовут себя туба или тува, как отуреченные самоеды северных склонов Алтая и Саянского хребта; именуют их также сойотами, соитами, сойонами». «Название урянхи дают этому народу монголы, а сами же себя зовут туба или тува» - пишет Г. Л. Потанин . Этническое название «тыва» было зафикиксированы в русских источниках 60-80 гг. XVII в. (История Тувы 2001:308) и сами тувинцы никогда не называли себя урянхайцами. Соянами называли и до сех пор называют тувинцев алтайцы и хакасы . Известно, что сойотами и урянхайцами ошибочно называли тувинцев монголы, а вслед за ними другие народы.

    Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания «тувинцы», которым именовали себя все Саянские племена. Наряду с ним употреблялось другое название - «сойоты », То есть по-монгольски «саянцы», «сойоны». Тождество этнонимов «тувинцы» и «сойоты» не подлежит никакому сомнению, поскольку, как справедливо утверждает Б. О. Долгих, этноним «тувинцы» образован из самоназвания и является общим для всех саянских племен. Не случайно именно на землях Прибайкалья, Хубсугула и Восточной Тувы , где кочевали в VI-VIII вв. ранние предки тувинцев - племена тубо, теленгиты, токуз-огузы, шивэи из конфедерации теле, русские встретились с племенами, называвшими себя тувинцами. Этноним «Тыва», фиксируется в русских документах г., свидетельствуя о существовании тувинской народности. Вполне возможно, что данное самоназвание бытовало в среде тувинских племен ещё задолго до появления русских землепроходцев у Байкала . Однако для полной консолидации тувинских племен ещё не было объективных условий.

    Численность

    Общая численность тувинцев - около 300 тыс. чел.

    Численность по данным всесоюзных и всероссийских переписей (1959-2010)
    Перепись
    1959 года
    Перепись
    1970 года
    Перепись
    1979 года
    Перепись
    1989 года
    Перепись
    2002 года
    Перепись
    2010 года
    СССР 100 145 ↗ 139 338 ↗ 166 082 ↗ 206 629
    РСФСР /Российская Федерация
    в том числе в Тувинской АО / Тувинской АССР / Республике Тыве
    99 864
    97 996
    ↗ 139 013
    ↗ 135 306
    ↗ 165 426
    ↗ 161 888
    ↗ 206 160
    ↗ 198 448
    ↗ 243 422
    ↗ 235 313
    ↗ 263 934
    ↗ 249 299

    Культура тувинцев

    Из культурной жизни в Тыве популярны:

    • родной язык и литература – почти каждый прекрасно говорит на тувинском языке ;
    • тувинское горловое пение – самые техничные мастера в Тыве, они поражают разнообразием всех стилей "хөөмея" : каргыраа, хөректээр, хөөмей, сыгыт, борбаңнадыр, эзеңгилээр, хову каргыраазы и т.д.;
    • праздник животноводов "Наадым" – самое важное мероприятие в Тыве, проводится в конце лета;
    • "Шагаа", новый год по лунному календарю, – праздник встречи нового года;
    • борьба "Хүреш" – поэтому из Тывы столько чемпионов по вольной борьбе и сумо с мировым именем (многие борцы Хүреша – чемпионы Мира по сумо);
    • конкурсы красоты "Даңгына" (среди девушек) и конкурсы мужества "Тажы" (среди парней);
    • традиционная тувинская национальная одежда и её современные варианты;
    • скачки на лошадях;
    • шахматы (обычно шахматы с национальными фигурками);
    • камнерезное искусство;
    • почет к добровольцам Великой Отечественной Войны тувинцам-фронтовикам – сейчас в центре г. Кызыла строится памятник фронтовикам ВОВ тувинцам-добровольцам;
    • традиционное бережное отношение к природе;
    • традиционный уклад жизни;
    • и т.д.

    Борьба "Хуреш"

    Тувинцы, где бы ни были, всегда борются – проводят соревнования среди парней по хурешу. В Тыве, благодаря работе ведущих борцов и Федерации национальной борьбы "Хуреш", в настоящее время ежемесячно проводятся соревнования республиканского уровня, где измеряются рейтинги и даются борцовские титулы. Главным из этих соревнований является турнир во время праздника Наадым, где все борцы поделены на 2 категории: до 18 лет включительно, 19 и старше.

    Национальная одежда

    Национальная одежда сейчас очень востребована в Тыве – носят на праздниках, на различных традиционных соревнованиях (хуреш, стрельба из лука, конные скачки, и т.д.), на конкурсах красоты и мужества, при получении дипломов, на свадьбах и в обычные дни.

    Современную национальную одежду можно купить во всех крупных торговых центрах Кызыла, многие сами шьют.

    Студенты за пределами Тывы постоянно проводят конкурсы красоты и мужества "Тажы биле Даңгына" (с тувинского "Принц и Принцесса" ) – красочное мероприятие студенческой жизни, где могут участвовать студенты из представителей всех народов Республики Тыва.

    Этнические группы и родственные народы

    Родо-племенное деление

    Тувинцы Республики Тува

    Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев.

    Тофалары

    Проживающие на территории Тофаларии - Нижнеудинского района Иркутской области тофалары , являются осколком тувинского народа, который остался в составе Российской империи после вхождения основной части Тывы в состав Китайской империи в 1757 г. Они испытали значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских, вследствие своей малочисленности и оторванности от основной массы тувинцев .

    Сойоты

    Близкими тувинцам являются сойоты , проживающие в Окинском районе Бурятии . Сейчас сойоты монголизированы, но принимаются меры по возрождению сойотского языка, близкого тувинскому .

    Тувинцы в Монголии

    Также тувинцами являются проживающие на территории Монголии урянхайцы-мончак и цаатаны . В своей общей массе, тувинцы в Монголии проживают в Баян-Улэгейском районе, Увс, Сэлэнгэ и Ховдинском.

    Тувинцы-мончак

    Тувинцы-мончак (урянхайцы-мончак) пришли в Монголию в середине 19 века из Тувы.

    Цаатаны

    Цаатаны проживают на северо-западе Монголии в Дархадской котловине. Преимущественно занимаются оленеводством . Живут в традиционных жилищах - урц (чум) - круглый год.

    Тувинцы в Китае

    Следует заметить, что преобладание в антропологическом типе местных жителей монголоидных черт исследователи связывают именно с периодом вторжения в Туву III веке до н. э. хуннов , которые постепенно смешавшись с местным населением, повлияли не только на язык, но и внешний облик последних .

    Главное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры , создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз, Уйгурский каганат , сокрушили Тюркский каганат , завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка . Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы , населявшие Минусинскую котловину , в IX веке подчинили уйгуров . Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения.

    О принадлежности тубинцев в прошлом к самодийскоязычной группе народов свидетельствует сам этноним «туба». Георги , конечно, неправ, полагая, что тубинцы получили своё наименование от названия реки Тубы . Напротив, река эта получила название Тубы от русских именно потому, что по ней жили тубинцы. Известно, что раньше, в XVII веке, эта река именовалась Упсой. Этноним «туба» является не случайным, а, напротив, древним этническим термином, который впервые стал известен ещё по китайским летописным хроникам в форме «дубо» и в V веке в летописи Вэйской династии он встречается в качестве названия одного из поколений гаогюйцев-теле. В летописи Танской династии (618-907) это поколение Дубо отнесено к древним тюркам-тугю, причём к «лыжным тугю», к лесным обитателям, являвшимся восточными соседями хагясов китайских летописей, которых принято отождествлять с древними енисейскими киргизами . Приведём это место по уточнённому переводу: "Реки все текут на северо-восток. Пройдя это государство, соединяются, и на севере входят в море (то есть озеро Косогол , как и отмечает переводчик Иакинф). На востоке достигают (говорится о путешественнике) трёх поколений цзюэ Мума (мума значит буквально: деревянные лошади, то есть лыжи) или лыжных тупо; называются Дубо, Милегэ и Эчжн. Их старшины все являются Ся-цзинь (Гиегины в транскрипции Иакинфа). «Берёзовую корою покрываются дома. Много хороших лошадей. Обычно ездят на деревянных лошадях (мума), бегая по льду. Досками подпирают (подставляют) ноги; если на кривое дерево (палку) упереть подмышку, то внезапно с силою устремляются на 100 шагов». Летопись сохранила краткое, но выразительное описание быта Дубо: «Разделялось на три аймака, из коих каждый управлялся своим начальником. Они не знали годовых времён (не имели календаря): жили в шалашах из травы; ни скотоводства, ни землепашества не имели. У них много сараны : собирали её коренья и приготовляли из них кашу. Ловили рыбу, птиц, зверей и употребляли в пищу. Одевались в соболье и оленье платья, а бедные делали одежду из птичьих перьев. При свадьбах богатые давали лошадь, а бедные приносили оленьи кожи и саранные коренья» и т. д. Из этого описания видно, что этноним Дубо относился к таёжным охотничьим племенам, зависимым от тупо, бывшим у них на положении киштьшов. Быт древних Дубо до деталей сходен с бытом охотников-звероловов самодийскоязычных племён Саяно-Алтайского нагорья XVII-XIX веков, разводивших и верхового оленя . Характерно, что именно у таких по образу хозяйства и жизни охотничьих племён горной тайги Саяно-Алтайского нагорья сохранился в качестве самоназвания этноним Дубо в форме «туба». Напомним, что термином «туба» называют себя карагасы -охотники-оленеводы и потребители сараны, затем северо-восточные тувинцы, среди которых особенно тоджинцы являются охотниками-оленеводами и собирателями сараны и северные алтайцы - туба кижи или тубалар - охотники и звероловы.

    Общий уровень культуры племён тюкю и наиболее развитых племен теле (уйгуры), этих ранних исторических предков тувинцев, был довольно высоким для тогo времени, о чём свидетельствует наличие у них рунической письменности и общего для всех тюркоязычных племён письменногo языка.

    Культура и быт населения Тувы в рассматриваемый период имели общность форм с соседними племенами и народами. Многие их черты сохранились с того времени на протяжении нескольких веков вплоть до нынешнего времени, отражая генетическую связь и преемственность культуры и быта тувинцев с их далёкими историческими предками. Это, например, шаманство , календарь с 12-летним животным циклом, сохранившиеся доселе обычаи, а также целый ряд географических названий древнетюркскогo происхождения и т. д. Вряд ли приходится сомневаться в том, что древнетюркские черты культуры и быта современных тувинцев связаны с непрерывным участием их предков в этногенетических процессах в историческом взаимодействии племён, образовавших тувинскую народность.

    Проживавшие на востоке Тувы тумат-монголы (түмэд), чрезвычайно воинственное племя, первыми в 1217 году восстали против монголов, отчаянно дрались с большой армией, посланной Чингисханом. Во время одной из битв был убит опытный полководец Борагул-нойон. После расправы с восставшими в 1218 году монгольские сборщики дани потребовали для своих правителей туматских девушек, что глубоко оскорбило туматов. Вновь вспыхнуло восстание, которое было под­держано енисейскими кыргызами , отказавшимися дать монгольскому командованию войска. Для подавления восстания, охватившего почти всю территорию Тувы, Минусинской котловины и Алтая, Чингисханом была послана большая армия во главе с Джучи. Передовые части армии возглавлял многоопытный Буха-нойон. Войска Джучи, жестоко подавляя восставших, покорили кыргызов, ханьхасов, теляньу, родовые группы хоин и иргэн, лесные племена урасутов, теленгутов, куштеми, обитавших по лесам страны кыргызов, и кем-кемджиутов.

    XVII - XVIII века

    Тувинские племена, находившиеся под владычеством хотогойтских Алтан-ханов , кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, вплоть до Кобдо, и восточнее - до озера Хубсугул.

    После победы маньчжурских войск над джунгарами тувинские племена раздробились и вошли в состав различных государств. Основная часть их осталась в Джунгарии , неся воинскую повинность; например, в 1716 году тувинские войска в составе армии джунгаров участвовали в рейде в Тибет .

    Проникший в Туву в XIII-XIV веках тибетский буддизм при маньчжурах глубоко пустил свои корни в тувинскую почву, сросшись с тувинским шаманизмом, представляющим собой систему древних религиозных верований, в основе которой лежит вера в добрых и злых духов, окружающих человека, населяющих горы, долины леса и воды, небесную сферу и подземный мир, влияющий на жизнь и судьбу каждого человека. Пожалуй, как нигде, в Туве сложился своего рода симбиоз буддизма и шаманизма. Буддийская церковь не стала применять метод насильственного уничтожения шаманизма; наоборот, она, проявляя терпимость к древним верованиям и обрядам тувинцев, причислила к буддийским богам добрых и злых небесных божеств, хозяев-духов рек, гор и лесов. К новогоднему местному празднику «шагаа» буддийские ламы приурочила свой «праздник 16 чудес Будды», во время которого, как и прежде, совершались языческие обряды жертвоприношения. Моление духам-хранителям предшествовало молениям в честь высших буддийских божеств.

    XX век

    В конце XIX века Россия и её сосед Китай, представлявший собой полуколонию западных держав, были озабочены судьбами сопредельных территорий, приобретенных ими ещё в ХVIII веке военным или мирным путём.

    В начале ХХ века в российских деловых кругах был поставлен вопрос о принадлежности Урянхайского края, имеющего исключительно важное для России стратегическое значение. С по 1911 год обстоятельно изучали Урянхай и сопредельные территории военно-разведывательные и научные экспедиции, возглавляемые В. Поповым, Ю. Кушелевым, А. Барановым, В. Родевичем.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!