Избранные басни. Пересказ басни И.А

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Евгения Синотова
Конспект пересказа басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 комбинированного вида»

683030, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Зелёная роща, 6, тел. 24-38-08; 24-26-90

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область : Речевое развитие.

Базовый вид деятельности : Развитие речи

Пересказ басни И . А. Крылова «Ворона и лисица »

Воспитатель : Синотова Е. Е.

Г. ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКИЙ

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе

Тема : Пересказ басни И . А. Крылова «Ворона и лисица » при помощи мнемотаблица.

Цель : ознакомление детей с жанровыми особенностями басни , помочь оценить поступки героев басни «Ворона и Лиса » , учить выделять мораль басни , строить развернутые высказывания. Развивать творческое воображение, слуховое внимание.

Задачи :

Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, правильно оценивать нравственные качества героев. Учить детей пересказывать текст басни последовательно , без пропусков, повторений при помощи мнемотаблицы

Развивать связную речь. Развивать апатию, сопереживание . Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать чуткость к образному языку басни .

Материалы и оборудование : книга с баснями И . А. Крылова , портрет писателя, иллюстрации к басне (на экране, картинка вороны или игрушки .

Предварительная работа : знакомство с творчеством И. А. Крылова (работа с библиотекой : ООД «Знакомство с писателями баснописцами » , в книжном уголке выставка книг с баснями И . А. Крылова , чтение басен и просмотр мультфильмов по басням И . А. Крылова .

Словарная работа : басня , плутовка, лесть, жанр

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят в кругу с воспитателем

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним в каких произведениях героями могут быть животные, насекомые, птицы? –

Правильно : в стихотворениях, сказках, рассказах, загадках и т. д.

Дети :

А давайте с вами поиграем

Дидактическая игра : «Назови ласково» (Детям раздаются картинки с изображением)

Лиса – лисичка

Птица - птичка

Заяц - зайчонок

Медведь - медвежонок

Волк - волчонок

Стрекоза - стрекозочка

Муравей - муравьишка

Еж - ежонок

Белка – белочка

Ребята, а теперь послушайте пословицу : «Трусливому зайке и пенёк-волк» . О ком так можно сказать?

Дети : О животном (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Правильно, в этой пословице говорится о животном, но подразумевается человек.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а что такое басня ?

Дети : Это поучительный рассказ (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Это маленькая поучительная история, героями которой тоже бывают животные, птицы, насекомые, а подразумеваются люди. С какими баснями мы с вами уже познакомились?

Дети : «Стрекоза и муравей» и «Лебедь, щука и рак» , «Слон и моська» , «Мартышка и очки» (Индивидуальные ответы детей)

Все эти басни написал известный баснописец Ивану Андреевичу Крылову (показываем портрет на экране)

Воспитатель : Скажите, ребята, когда, в каких случаях и за что хвалят человека? Что значит хвалить?

Дети : Говорить приятные слова (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Верно, хвалить, значит говорить приятные слова, когда человек этого заслуживает, а если не заслужил и его хвалят - это называется лестью. И льстить не хорошо, также, как и просто обманывать.

Основная часть

Появляется ворона (картинка или игрушка)

Ворона : Здравствуйте, ребята, я прилетела к вам в гости и хочу рассказать вам какая приключилась со мной глупая история. Вот возьмите, почитайте, а я тоже послушаю. (Отдаёт воспитателю лист с историей.)

Воспитатель : Давайте, ребята, присядем и послушаем историю.

Воспитатель читает басню И . А. Крылова . (Иллюстрация на экране)

Воспитатель : А давайте, немного поиграем, и потом вернемся к нашей басне .

Физ. минутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики,-

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирает кругозор

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Воспитатель задает вопросы по басне

Воспитатель : Вот какая и правда глупая история случилась с вороной .

Кто и кому в этой истории льстил?

Дети : Лиса (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Для чего она это делала, как вы думаете?

Дети : хотела украсть сыр у вороны (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Почему сыр достался лисице , а не вороне ?

Дети : Лиса ее обманула (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Какой вам показалась в этой истории ворона ? Какими словами можно сказать о ней?

Дети : Несчастной, обиженной, наивной (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Что можно сказать о поведении лисы?

Дети : Хитрая, шустрая. (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель : Чему учит эта история?

Дети : Обманывать нельзя. (Индивидуальные ответы детей) \

Воспитатель : Нельзя верить лести нельзя ребята.

Воспитатель : Как вы понимаете слова : «И с ним была плутовка такова» ? Дети : она ушла довольная (Индивидуальные ответы детей)

А сейчас давайте превратимся в ворон .

Физ. минутка

Вот под елочкой зеленой

(Встали.)

Скачут весело вороны :

(Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.)

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали :

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.)

(Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями .)

И все вместе засыпают :

(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.)

(Хлопки над головой в ладоши.)

Ребята, кто готов рассказать басню , кто хорошо запомнил, но сначала мы с вами вспомним прибаутку :

Басня , басня , прибаутка

Рассказать её не шутка

Чтобы басенка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От неё не задремал (хором) .

Для того что бы вам было легче рассказывать, я приготовила для вам схему.

(1-2 рассказа)

Поощрения : Молодцы, ничего не пропустили, не перепутали , рассказали интересно.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко» , которую я вам приготовила.

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей

День и ночь неугомонно

Кар - кар, поет … (ворона )

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней

Пышный хвост - ее краса

Это зверь лесной …. (лиса)

Заключительная часть

Воспитатель : Ворона , тебе понравилось, как ребята рассказали басню ?

Ворона : Конечно

Ребята, нам пара прощаться с нашей гостьей.

Спасибо тебе, ворона , за интересную, поучительную историю.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию умений пересказа с помощью пространственной модели по сказке «Два жадных медвежонка» Цель: создание социальной ситуации развития посредством пересказа сказки с помощью пространственной модели. Создать условия для: - развития.

Фотоотчёт по проекту «Басни дедушки Крылова» в подготовительной группе. Подготовила Гаврилова Светлана Борисовна. Одним из направлений в.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе в форме пересказа рассказа Е. Чарушина «Ёж» Занятие по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж». Цель: обучение детей пересказу короткого литературного.

Задачи: учить детей рисовать лису, передавать особенности внешнего вида животного - строение тела и окраску; совершенствовать технику рисования.

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнёхонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»

Водопад и Ручей

Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.

Мальчик и Змея

Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря:
«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.
На сей раз бог простит; но берегись вперёд
И знай, с кем шутишь!»

Овцы и Собаки

В каком-то стаде у Овец,
Чтоб Волки не могли их более тревожить,
Положено число Собак умножить.
Что ж? Развелось их столько, наконец,
Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,
Но и Собакам надо ж есть.
Сперва с Овечек сняли шерсть,
А там, по жеребью, с них шкурки полетели,
А там осталося всего Овец пять-шесть,
И тех Собаки съели.

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно.
***
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Туча

Над изнурённою от зноя стороною
Большая Туча пронеслась;
Ни каплею её не освежа одною,
Она большим дождём над морем пролилась
И щедростью своей хвалилась пред Горою,
«Чтo? сделала добра
Ты щедростью такою? –
Сказала ей Гора. –
И как смотреть на то не больно!
Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
Ты б область целую от голоду спасла:
А в море без тебя, мой друг, воды довольно».

Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)

Лиса Крестьянину однажды говорила:
«Скажи, кум милый мой,
Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,
Что, вижу я, она всегда с тобой?
В довольстве держишь ты её и в холе;
В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;
А ведь из всех зверей
Едва ль она не всех глупей». –
«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –
Крестьянин отвечал. – Всё это суета.
Цель у меня совсем не та:
Мне нужно, чтоб она меня возила,
Да чтобы слушалась кнута».

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Сокол и Червяк

В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля и свобода?
И с веткой гнёшься ты, куда велит погода». –

«Тебе шутить легко, –
Червяк ответствует, – летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь, на высоте,
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоём другого не слыхать:
И можно ли тебе равняться в чём со мною?
Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:
Днём стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу».
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин, заводясь домком,
Купил на ярмарке подойник да корову
И с ними сквозь дуброву
Тихонько брёл домой просёлочным путём,
Как вдруг Разбойнику попался.
Разбойник Мужика как липку ободрал.
«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,
Меня совсем ты доконал!
Год целый я купить коровушку сбирался:
Насилу этого дождался дня».
«Добро, не плачься на меня, –
Сказал, разжалобясь, Разбойник.
И подлинно, ведь мне коровы не доить;
Уж так и быть,
Возьми себе назад подойник».

Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?»
Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» -
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
Ну, каково?
Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».-
«Ну, как теперь?» - «Все то ж». Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и - околела.

***
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6» Конспект ноод с элементами игрового тренинга по развитию коммуникативных навыков Пересказ басни И.А.Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации (подготовительная группа) Педагог-психолог Шеина Елена Викторовна Учитель - логопед Соколова Елена Владимировна Воспитатели: Холстинина Наталья Евгеньевна Нусс Анжела Евгеньевна г.Москва г. Троицк 2014 г. Конспект ноод с элементами игрового тренинга по развитию коммуникативных навыков Пересказ басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации Развивающие задачи:  Развивать эмпатию, сопереживание.  Формировать способы эффективного взаимодействия с другими людьми.  Развивать внимание, память, мышление.  Координировать речь с движениями.  Снятие эмоционального напряжения, преодоление коммуникативных барьеров. Обучающие задачи:  Развивать связную речь.  Упражнять в согласовании существительных и числительных.  Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/.  Активизировать употребление прилагательных, глаголов.  Учить подбирать определения к предмету, явлению.  Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.  Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову. Воспитательные задачи:  Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе.  Воспитывать уважение к труду. Материалы и оборудование: книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно.. Предварительная работа: беседа о жанре басни. Заучивание басни, чтение по ролям,рассматривание иллюстраций по теме. Ход ноод Организационный момент Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем. – Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей) – Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где героями выступают животные, растения и даже насекомые. И сейчас вы прослушаете басню, но о ком речь в ней пойдет речь, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. 1. Загадки. На ромашку у ворот Опустился вертолёт – Золотистые глаза Кто же это? … Стрекоза. В лесу у пня Весь день беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет …Муравьи. (Ответы детей) Вводная часть 2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья. (Дети рассаживаются, логопед читает текст басни) Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела: Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт. Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, к муравью ползёт она: “Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней прокорми и обогрей!” “Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?” – Говорит ей муравей. “До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас, Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”. “А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”. “Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!” Основная часть 3. Беседа, анализ произведения – Что я вам прочитала? – Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”. – А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни? – Иван Андреевич Крылов. – Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали? – Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”, “Квартет”. – Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала? – В басне говорится о стрекозе и муравье. – О каком времени года говорится в начале басни? – Вначале басни говорится о лете. – Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом? – Насекомые. 4.Релаксационная пауза « Мотыльки на лесной полянке» (Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.) – Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим какие насекомые есть еще на полянке. Для этого нам нужно закрыть глаза. (Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты) Летал мотылек,порхал мотылек, Присел отдохнуть на душистый цветок, Летал мотылек,порхал мотылек Присел подремать на прохладный пенек. (дети выполняют движения в соответствии со словами) 5. Игра “Кого сколько?” – На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?  Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.  Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв. 6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей” – А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз: – И как только вы можете жить без работы?! Одни развлечения да удовольствия у вас на уме. – Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.  У муравья не голова, а головища,  У муравья не спина, а спинища,  У муравья не усы, а усищи,  У муравья не глаза, а глазищи,  У муравья не ножки, а ножищи,  У муравья не дом, а домище,  У муравья не сила, а силища,  Это не муравей, а муравьище. 7. Психотехническая игра “Листопад” – Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень. А давайте мы с вами сделаем листочки из бумаги и превратим наш зал в прекрасный осенний лес. (Совместно с педагогом делают листочки и играют в « листопад») Заключительная часть. 10. Рассказывание басни по ролям. – Предлагаю разыграть вам басню по ролям. Дети пересказывают текст. 11. Подведение итогов. – О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей) – Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила? – Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым. – Делу время, потехе час!

Обучающие задачи:

  • Развивать связную речь;
  • Упражнять в согласовании существительных и числительных;
  • Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/;
  • Активизировать употребление прилагательных, глаголов;
  • Учить подбирать определения к предмету, явлению;
  • Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний;
  • Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову.

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Координировать речь с движениями;
  • Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе;
  • Воспитывать уважение к труду.

Материалы и оборудование : Книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно. Макет цветочной полянки.

Предварительная работа. Беседа о жанре басня. Заучивание басни, чтение по ролям. Заучивание четверостиший о временах года.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем.

– Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей )

– Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где в основном героями выступают животные, растения и даже насекомые.

1. Загадки. – Если вы отгадаете загадки, то сразу догадаетесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза
Кто же это? … Стрекоза.

В лесу у пня
Весь день беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет …Муравьи.

(Ответы детей)

Вводная часть

2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья.(Дети рассаживаются, логопед читает текст басни)

Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела:
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, к муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?”
– Говорит ей муравей.
“До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас,
Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”.
“А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”.
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”

– Что я вам прочитала?

– Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”.

– А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни?

Иван Андреевич Крылов .

– Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали?

– Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”,

“Квартет”.

– Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала?

– В басне говорится о стрекозе и муравье.

4. Фонетическая разминка.

– Какой третий звук в слове “стрекоза”?

– В слове “стрекоза” третий звук /Рь/.

– Охарактеризуйте мне его?

– В слове “стрекоза” звук /Рь/ – согласный, звонкий, мягкий.

– Какой третий звук в слове “муравей”?

– В слове “муравей” третий звук /Р/.

– Расскажите про него?

– В слове муравей третий звук /Р/ – согласный, звонкий, твёрдый.

– Сколько слогов в слове “стрекоза”, давайте посчитаем?

– В слове “стрекоза” три слога.

– А в слове “муравей”?

– В слове “муравей” три слога.

(Педагог словесно поощряет каждый правильный ответ детей)

Основная часть.

Анализ произведения.

– Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим, как же развивались события в истории про стрекозу и муравья! Для этого нам нужно закрыть глаза.

(Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты)

– О каком времени года говорится в начале басни?

– Вначале басни говорится о лете.

– Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом?

– Насекомые.

(Иллюстрации лета, иллюстрации насекомых. Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.)

5. Игра “Кого сколько?”

– На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?

  • Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.
  • Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв.

– Давайте послушаем, о чём разговаривают стрекозы?

– Как прекрасно наше лето!
Ярким солнцем всё согрето!
Будем весело порхать!
Нектар цветочный собирать!

6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей”

– А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз:

– И как только вы можете жить без работы?!

Одни развлечения да удовольствия у вас на уме.

– Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.

  • У муравья не голова, а головища,
  • У муравья не спина, а спинища,
  • У муравья не усы, а усищи,
  • У муравья не глаза, а глазищи,
  • У муравья не ножки, а ножищи,
  • У муравья не дом, а домище,
  • У муравья не сила, а силища,
  • Это не муравей, а муравьище.

7. Упражнение с мячом “Кто знает другое слово”

– Что делала летом попрыгунья – стрекоза?

– Пела, танцевала, веселилась, прыгала.

– Где любит стрекоза проводить своё время?

– Стрекоза порхает над водой, над лугом.

– Каким словом, можно заменить слово порхает?

Летает, кружится, вьётся.

– Что делал летом муравей?

– Трудился, работал.

– Придумайте другое слово, которое подходит по смыслу к тому, что я скажу.

(Даю ребёнку мяч, он отвечает и возвращает)

  • Работать – трудиться.
  • Порхать – летать,
  • Веселиться – радоваться
  • Солнечный – ясный
  • Пасмурный – хмурый
  • Печальный – грустный
  • Смешной – потешный

8. Физминутка “Стрекоза”

Летит стрекоза, (Дети бегут по кругу, расставив руки )
Как горошины глаза. (Руками показывают большие глаза)
Вверх – вниз,
Вверх – вниз. (Сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде )
Взад – вперёд,
Взад – вперёд. (Меняют направление бега)
Как прозрачный самолёт. (Свободно бегают по ковру)

9. Упражнение “Какой, какая, какое”

– Вдруг, летом на полянке, повстречал муравей стрекозу. И сейчас мы узнаем, кто как из них готовился к зиме.

Муравей:

– Я – муравей!
Трудолюбивей существа на свете нет.
Я сам работаю и всех зову работать.
В разгаре лета всем гулять охота.
Но помнить мы должны не только о веселье,
Построю дом, и будет новоселье!

Стрекоза:

– Дружочек, муравей!
Ты трудишься напрасно!
Мне дом не нужен летом,
Дом построю я потом.
Мечтаю я о том, чтоб лету не кончаться.
Мне каждый кустик дом и я хочу смеяться!
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Заботы чепуха!
Зачем мне работать? Я и так счастлива!

– Какая стрекоза?

– Стрекоза ленивая, весёлая, беззаботная, легкомысленная, глупая.

– Какой муравей?

– Трудолюбивый, работящий, серьёзный, запасливый, умный.

– Какое лето?

– Красное, тёплое, знойное, солнечное, чудесное, прекрасное.

– Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень.

(Иллюстрации осени. Звучит музыка. Дети читают стихотворение об осени)

– Летние денёчки быстро пролетели.
Жёлтые листочки на землю слетели.
Льётся дождик частый, ветер задувает.
На дворе ненастье,
Ох, как холодает!

10. Упражнение “Скажи наоборот”

– Что-то загрустила наша стрекоза! Каким словом можно заменить слово грустная?

– Невесёлая, печальная, нерадостная, скучная, опечаленная .

– Я буду называть слово, а вы скажите наоборот.

  • Трудолюбивый – ленивый
  • Умный – глупый
  • Серьёзный – легкомысленный
  • Лето – зима
  • Тепло – холодно
  • День – ночь
  • Весело – грустно
  • Добрый – злой
  • Сильный – слабый

11. Упражнение “Скажи по-другому”

– В басне много интересных слов и выражений.

– Как вы их понимаете?

  • “Оглянуться не успела” –
  • “Зима катит в глаза” –
  • “Помертвело чисто поле” –
  • “Злой тоской удручена” –

– Что же произошло с наступлением зимы?

– Стрекоза осталась без еды и без крова.

– О чём просила стрекоза муравья? (Ответы детей)

– Что ответил муравей? (Ответы детей)

Заключительная часть.

12. Рассказывание басни по ролям.

Предлагаю разыграть вам басню по ролям.

Дети пересказывают текст.

13. Подведение итогов.

– О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей)

– Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила?

– Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым.

– Делу время, потехе час!

– Какие задания мы выполняли?

– Что было особенно интересно делать?

– Кого похвалил (а) бы ты? (Обращаюсь к каждому ребёнку)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!