Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.
Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.
Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.
На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.
Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.
Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.
Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.
В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.
Евгения Синотова
Конспект пересказа басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 комбинированного вида»
683030, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Зелёная роща, 6, тел. 24-38-08; 24-26-90
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область : Речевое развитие.
Базовый вид деятельности : Развитие речи
Пересказ басни И . А. Крылова «Ворона и лисица »
Воспитатель : Синотова Е. Е.
Г. ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКИЙ
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе
Тема : Пересказ басни И . А. Крылова «Ворона и лисица » при помощи мнемотаблица.
Цель : ознакомление детей с жанровыми особенностями басни , помочь оценить поступки героев басни «Ворона и Лиса » , учить выделять мораль басни , строить развернутые высказывания. Развивать творческое воображение, слуховое внимание.
Задачи :
Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, правильно оценивать нравственные качества героев. Учить детей пересказывать текст басни последовательно , без пропусков, повторений при помощи мнемотаблицы
Развивать связную речь. Развивать апатию, сопереживание . Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать чуткость к образному языку басни .
Материалы и оборудование : книга с баснями И . А. Крылова , портрет писателя, иллюстрации к басне (на экране, картинка вороны или игрушки .
Предварительная работа : знакомство с творчеством И. А. Крылова (работа с библиотекой : ООД «Знакомство с писателями баснописцами » , в книжном уголке выставка книг с баснями И . А. Крылова , чтение басен и просмотр мультфильмов по басням И . А. Крылова .
Словарная работа : басня , плутовка, лесть, жанр
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети стоят в кругу с воспитателем
Воспитатель : Ребята, давайте вспомним в каких произведениях героями могут быть животные, насекомые, птицы? –
Правильно : в стихотворениях, сказках, рассказах, загадках и т. д.
Дети :
А давайте с вами поиграем
Дидактическая игра : «Назови ласково» (Детям раздаются картинки с изображением)
Лиса – лисичка
Птица - птичка
Заяц - зайчонок
Медведь - медвежонок
Волк - волчонок
Стрекоза - стрекозочка
Муравей - муравьишка
Еж - ежонок
Белка – белочка
Ребята, а теперь послушайте пословицу : «Трусливому зайке и пенёк-волк» . О ком так можно сказать?
Дети : О животном (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Правильно, в этой пословице говорится о животном, но подразумевается человек.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а что такое басня ?
Дети : Это поучительный рассказ (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Это маленькая поучительная история, героями которой тоже бывают животные, птицы, насекомые, а подразумеваются люди. С какими баснями мы с вами уже познакомились?
Дети : «Стрекоза и муравей» и «Лебедь, щука и рак» , «Слон и моська» , «Мартышка и очки» (Индивидуальные ответы детей)
Все эти басни написал известный баснописец Ивану Андреевичу Крылову (показываем портрет на экране)
Воспитатель : Скажите, ребята, когда, в каких случаях и за что хвалят человека? Что значит хвалить?
Дети : Говорить приятные слова (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Верно, хвалить, значит говорить приятные слова, когда человек этого заслуживает, а если не заслужил и его хвалят - это называется лестью. И льстить не хорошо, также, как и просто обманывать.
Основная часть
Появляется ворона (картинка или игрушка)
Ворона : Здравствуйте, ребята, я прилетела к вам в гости и хочу рассказать вам какая приключилась со мной глупая история. Вот возьмите, почитайте, а я тоже послушаю. (Отдаёт воспитателю лист с историей.)
Воспитатель : Давайте, ребята, присядем и послушаем историю.
Воспитатель читает басню И . А. Крылова . (Иллюстрация на экране)
Воспитатель : А давайте, немного поиграем, и потом вернемся к нашей басне .
Физ. минутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь пальчики,-
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирает кругозор
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Воспитатель задает вопросы по басне
Воспитатель : Вот какая и правда глупая история случилась с вороной .
Кто и кому в этой истории льстил?
Дети : Лиса (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Для чего она это делала, как вы думаете?
Дети : хотела украсть сыр у вороны (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Почему сыр достался лисице , а не вороне ?
Дети : Лиса ее обманула (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Какой вам показалась в этой истории ворона ? Какими словами можно сказать о ней?
Дети : Несчастной, обиженной, наивной (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Что можно сказать о поведении лисы?
Дети : Хитрая, шустрая. (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : Чему учит эта история?
Дети : Обманывать нельзя. (Индивидуальные ответы детей) \
Воспитатель : Нельзя верить лести нельзя ребята.
Воспитатель : Как вы понимаете слова : «И с ним была плутовка такова» ? Дети : она ушла довольная (Индивидуальные ответы детей)
А сейчас давайте превратимся в ворон .
Физ. минутка
Вот под елочкой зеленой
(Встали.)
Скачут весело вороны :
(Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.)
Целый день они кричали,
(Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали :
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.)
(Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают
(Машут руками как крыльями .)
И все вместе засыпают :
(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.)
(Хлопки над головой в ладоши.)
Ребята, кто готов рассказать басню , кто хорошо запомнил, но сначала мы с вами вспомним прибаутку :
Басня , басня , прибаутка
Рассказать её не шутка
Чтобы басенка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не задремал (хором) .
Для того что бы вам было легче рассказывать, я приготовила для вам схему.
(1-2 рассказа)
Поощрения : Молодцы, ничего не пропустили, не перепутали , рассказали интересно.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко» , которую я вам приготовила.
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей
День и ночь неугомонно
Кар - кар, поет … (ворона )
Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней
Пышный хвост - ее краса
Это зверь лесной …. (лиса)
Заключительная часть
Воспитатель : Ворона , тебе понравилось, как ребята рассказали басню ?
Ворона : Конечно
Ребята, нам пара прощаться с нашей гостьей.
Спасибо тебе, ворона , за интересную, поучительную историю.
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию умений пересказа с помощью пространственной модели по сказке «Два жадных медвежонка» Цель: создание социальной ситуации развития посредством пересказа сказки с помощью пространственной модели. Создать условия для: - развития.
Фотоотчёт по проекту «Басни дедушки Крылова» в подготовительной группе. Подготовила Гаврилова Светлана Борисовна. Одним из направлений в.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе в форме пересказа рассказа Е. Чарушина «Ёж» Занятие по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж». Цель: обучение детей пересказу короткого литературного.
Задачи: учить детей рисовать лису, передавать особенности внешнего вида животного - строение тела и окраску; совершенствовать технику рисования.
Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
Чиж и Голубь
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Волк и Пастухи
Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнёхонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»
Водопад и Ручей
Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.
Мальчик и Змея
Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря:
«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.
На сей раз бог простит; но берегись вперёд
И знай, с кем шутишь!»
Овцы и Собаки
В каком-то стаде у Овец,
Чтоб Волки не могли их более тревожить,
Положено число Собак умножить.
Что ж? Развелось их столько, наконец,
Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,
Но и Собакам надо ж есть.
Сперва с Овечек сняли шерсть,
А там, по жеребью, с них шкурки полетели,
А там осталося всего Овец пять-шесть,
И тех Собаки съели.
Петух и жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно.
***
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Туча
Над изнурённою от зноя стороною
Большая Туча пронеслась;
Ни каплею её не освежа одною,
Она большим дождём над морем пролилась
И щедростью своей хвалилась пред Горою,
«Чтo? сделала добра
Ты щедростью такою? –
Сказала ей Гора. –
И как смотреть на то не больно!
Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
Ты б область целую от голоду спасла:
А в море без тебя, мой друг, воды довольно».
Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)
Лиса Крестьянину однажды говорила:
«Скажи, кум милый мой,
Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,
Что, вижу я, она всегда с тобой?
В довольстве держишь ты её и в холе;
В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;
А ведь из всех зверей
Едва ль она не всех глупей». –
«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –
Крестьянин отвечал. – Всё это суета.
Цель у меня совсем не та:
Мне нужно, чтоб она меня возила,
Да чтобы слушалась кнута».
Лисица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Сокол и Червяк
В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля и свобода?
И с веткой гнёшься ты, куда велит погода». –
«Тебе шутить легко, –
Червяк ответствует, – летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь, на высоте,
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»
Собака и Лошадь
У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоём другого не слыхать:
И можно ли тебе равняться в чём со мною?
Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:
Днём стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу».
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».
Мышь и Крыса
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Крестьянин и Разбойник
Крестьянин, заводясь домком,
Купил на ярмарке подойник да корову
И с ними сквозь дуброву
Тихонько брёл домой просёлочным путём,
Как вдруг Разбойнику попался.
Разбойник Мужика как липку ободрал.
«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,
Меня совсем ты доконал!
Год целый я купить коровушку сбирался:
Насилу этого дождался дня».
«Добро, не плачься на меня, –
Сказал, разжалобясь, Разбойник.
И подлинно, ведь мне коровы не доить;
Уж так и быть,
Возьми себе назад подойник».
Лягушка и вол
Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?»
Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» -
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
Ну, каково?
Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».-
«Ну, как теперь?» - «Все то ж». Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и - околела.
***
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6» Конспект ноод с элементами игрового тренинга по развитию коммуникативных навыков Пересказ басни И.А.Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации (подготовительная группа) Педагог-психолог Шеина Елена Викторовна Учитель - логопед Соколова Елена Владимировна Воспитатели: Холстинина Наталья Евгеньевна Нусс Анжела Евгеньевна г.Москва г. Троицк 2014 г. Конспект ноод с элементами игрового тренинга по развитию коммуникативных навыков Пересказ басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" с элементами драматизации Развивающие задачи: Развивать эмпатию, сопереживание. Формировать способы эффективного взаимодействия с другими людьми. Развивать внимание, память, мышление. Координировать речь с движениями. Снятие эмоционального напряжения, преодоление коммуникативных барьеров. Обучающие задачи: Развивать связную речь. Упражнять в согласовании существительных и числительных. Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/. Активизировать употребление прилагательных, глаголов. Учить подбирать определения к предмету, явлению. Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову. Воспитательные задачи: Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе. Воспитывать уважение к труду. Материалы и оборудование: книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно.. Предварительная работа: беседа о жанре басни. Заучивание басни, чтение по ролям,рассматривание иллюстраций по теме. Ход ноод Организационный момент Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем. – Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей) – Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где героями выступают животные, растения и даже насекомые. И сейчас вы прослушаете басню, но о ком речь в ней пойдет речь, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. 1. Загадки. На ромашку у ворот Опустился вертолёт – Золотистые глаза Кто же это? … Стрекоза. В лесу у пня Весь день беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет …Муравьи. (Ответы детей) Вводная часть 2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья. (Дети рассаживаются, логопед читает текст басни) Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела: Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт. Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, к муравью ползёт она: “Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней прокорми и обогрей!” “Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?” – Говорит ей муравей. “До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас, Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”. “А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”. “Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!” Основная часть 3. Беседа, анализ произведения – Что я вам прочитала? – Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”. – А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни? – Иван Андреевич Крылов. – Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали? – Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”, “Квартет”. – Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала? – В басне говорится о стрекозе и муравье. – О каком времени года говорится в начале басни? – Вначале басни говорится о лете. – Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом? – Насекомые. 4.Релаксационная пауза « Мотыльки на лесной полянке» (Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.) – Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим какие насекомые есть еще на полянке. Для этого нам нужно закрыть глаза. (Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты) Летал мотылек,порхал мотылек, Присел отдохнуть на душистый цветок, Летал мотылек,порхал мотылек Присел подремать на прохладный пенек. (дети выполняют движения в соответствии со словами) 5. Игра “Кого сколько?” – На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько? Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз. Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв. 6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей” – А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз: – И как только вы можете жить без работы?! Одни развлечения да удовольствия у вас на уме. – Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает. У муравья не голова, а головища, У муравья не спина, а спинища, У муравья не усы, а усищи, У муравья не глаза, а глазищи, У муравья не ножки, а ножищи, У муравья не дом, а домище, У муравья не сила, а силища, Это не муравей, а муравьище. 7. Психотехническая игра “Листопад” – Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень. А давайте мы с вами сделаем листочки из бумаги и превратим наш зал в прекрасный осенний лес. (Совместно с педагогом делают листочки и играют в « листопад») Заключительная часть. 10. Рассказывание басни по ролям. – Предлагаю разыграть вам басню по ролям. Дети пересказывают текст. 11. Подведение итогов. – О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей) – Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила? – Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым. – Делу время, потехе час!
Обучающие задачи:
- Развивать связную речь;
- Упражнять в согласовании существительных и числительных;
- Обогащать экспрессивную речь существительными с суффиксами /ищ/;
- Активизировать употребление прилагательных, глаголов;
- Учить подбирать определения к предмету, явлению;
- Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний;
- Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову.
Развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Координировать речь с движениями;
- Развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- Формировать представления о правах и обязанностях человека в обществе;
- Воспитывать уважение к труду.
Материалы и оборудование : Книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне, иллюстрации времён года. Магнитофон, аудиозапись звуков природы. Предметные картинки насекомых. Маски насекомых (муравья и стрекозы). Речевой материал. Мяч. Наборное полотно. Макет цветочной полянки.
Предварительная работа. Беседа о жанре басня. Заучивание басни, чтение по ролям. Заучивание четверостиший о временах года.
Ход занятияОрганизационный момент
Дети входят в группу, здороваются, встают в круг с воспитателем.
– Дети, знаете ли вы, что такое басня? (Ответы детей )
– Да, это сказка в стихах, нравоучительная сказка, где в основном героями выступают животные, растения и даже насекомые.
1. Загадки. – Если вы отгадаете загадки, то сразу догадаетесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза
Кто же это? … Стрекоза.В лесу у пня
Весь день беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет …Муравьи.
(Ответы детей)
Вводная часть
2. Чтение басни. – А сейчас, я предлагаю вам пройти присесть и послушать знакомую историю про стрекозу и муравья.(Дети рассаживаются, логопед читает текст басни)
Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела:
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт: и кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, к муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето?”
– Говорит ей муравей.
“До того ль голубчик, было в мягких муравах у нас,
Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило”.
“А, так ты..” – “Я без души лето целое всё пела”.
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
– Что я вам прочитала?
– Вы прочитали басню “Стрекоза и муравей”.
– А кто назовёт имя знаменитого русского баснописца, автора этой басни?
– Иван Андреевич Крылов .
– Верно! – А какие ещё басни Крылова мы с вами читали?
– Ещё мы читали басни “Ворона и лисица”, “Кукушка и петух”,
“Квартет”.
– Кто главные герои басни (о ком говорится в басне), которую я вам сейчас прочитала?
– В басне говорится о стрекозе и муравье.
4. Фонетическая разминка.
– Какой третий звук в слове “стрекоза”?
– В слове “стрекоза” третий звук /Рь/.
– Охарактеризуйте мне его?
– В слове “стрекоза” звук /Рь/ – согласный, звонкий, мягкий.
– Какой третий звук в слове “муравей”?
– В слове “муравей” третий звук /Р/.
– Расскажите про него?
– В слове муравей третий звук /Р/ – согласный, звонкий, твёрдый.
– Сколько слогов в слове “стрекоза”, давайте посчитаем?
– В слове “стрекоза” три слога.
– А в слове “муравей”?
– В слове “муравей” три слога.
(Педагог словесно поощряет каждый правильный ответ детей)
Основная часть.
Анализ произведения.
– Давайте, перенесёмся на лесную полянку и посмотрим, как же развивались события в истории про стрекозу и муравья! Для этого нам нужно закрыть глаза.
(Звучит музыка. Время звучания 1-2 минуты)
– О каком времени года говорится в начале басни?
– Вначале басни говорится о лете.
– Муравей, стрекоза, как можно их назвать одним словом?
– Насекомые.
(Иллюстрации лета, иллюстрации насекомых. Звучит аудиозапись со звуками леса, насекомых.)
5. Игра “Кого сколько?”
– На лесной полянке много разных насекомых! Предлагаю посчитать, кого сколько?
- Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз.
- Один муравей, два муравья, три муравья, четыре муравья, пять муравьёв.
– Давайте послушаем, о чём разговаривают стрекозы?
– Как прекрасно наше лето!
Ярким солнцем всё согрето!
Будем весело порхать!
Нектар цветочный собирать!
6. Игра с лупой “Жил на свете старый муравей”
– А вот мы видим старого муравья, он ворчит, глядя на стрекоз:
– И как только вы можете жить без работы?!
Одни развлечения да удовольствия у вас на уме.
– Оказывается, под лупой маленький муравей выглядит огромным. Пошутим над муравьём, превратим его из маленького в большого?! Вспомним, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы (логопед приводит пример). Я начинаю предложение, передаю кому-то из вас лупу, и тот продолжает.
- У муравья не голова, а головища,
- У муравья не спина, а спинища,
- У муравья не усы, а усищи,
- У муравья не глаза, а глазищи,
- У муравья не ножки, а ножищи,
- У муравья не дом, а домище,
- У муравья не сила, а силища,
- Это не муравей, а муравьище.
7. Упражнение с мячом “Кто знает другое слово”
– Что делала летом попрыгунья – стрекоза?
– Пела, танцевала, веселилась, прыгала.
– Где любит стрекоза проводить своё время?
– Стрекоза порхает над водой, над лугом.
– Каким словом, можно заменить слово порхает?
– Летает, кружится, вьётся.
– Что делал летом муравей?
– Трудился, работал.
– Придумайте другое слово, которое подходит по смыслу к тому, что я скажу.
(Даю ребёнку мяч, он отвечает и возвращает)
- Работать – трудиться.
- Порхать – летать,
- Веселиться – радоваться
- Солнечный – ясный
- Пасмурный – хмурый
- Печальный – грустный
- Смешной – потешный
8. Физминутка “Стрекоза”
Летит стрекоза, (Дети бегут по кругу, расставив руки )
Как горошины глаза. (Руками показывают большие глаза)
Вверх – вниз,
Вверх – вниз. (Сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде )
Взад – вперёд,
Взад – вперёд. (Меняют направление бега)
Как прозрачный самолёт. (Свободно бегают по ковру)
9. Упражнение “Какой, какая, какое”
– Вдруг, летом на полянке, повстречал муравей стрекозу. И сейчас мы узнаем, кто как из них готовился к зиме.
Муравей:
– Я – муравей!
Трудолюбивей существа на свете нет.
Я сам работаю и всех зову работать.
В разгаре лета всем гулять охота.
Но помнить мы должны не только о веселье,
Построю дом, и будет новоселье!
Стрекоза:
– Дружочек, муравей!
Ты трудишься напрасно!
Мне дом не нужен летом,
Дом построю я потом.
Мечтаю я о том, чтоб лету не кончаться.
Мне каждый кустик дом и я хочу смеяться!
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Заботы чепуха!
Зачем мне работать? Я и так счастлива!
– Какая стрекоза?
– Стрекоза ленивая, весёлая, беззаботная, легкомысленная, глупая.
– Какой муравей?
– Трудолюбивый, работящий, серьёзный, запасливый, умный.
– Какое лето?
– Красное, тёплое, знойное, солнечное, чудесное, прекрасное.
– Так и лето пролетело! У кого-то в делах, в заботах (муравей построил дом). У кого-то в удовольствиях, да веселье! За летом пришла осень.
(Иллюстрации осени. Звучит музыка. Дети читают стихотворение об осени)
– Летние денёчки быстро пролетели.
Жёлтые листочки на землю слетели.
Льётся дождик частый, ветер задувает.
На дворе ненастье,
Ох, как холодает!
10. Упражнение “Скажи наоборот”
– Что-то загрустила наша стрекоза! Каким словом можно заменить слово грустная?
– Невесёлая, печальная, нерадостная, скучная, опечаленная .
– Я буду называть слово, а вы скажите наоборот.
- Трудолюбивый – ленивый
- Умный – глупый
- Серьёзный – легкомысленный
- Лето – зима
- Тепло – холодно
- День – ночь
- Весело – грустно
- Добрый – злой
- Сильный – слабый
11. Упражнение “Скажи по-другому”
– В басне много интересных слов и выражений.
– Как вы их понимаете?
- “Оглянуться не успела” –
- “Зима катит в глаза” –
- “Помертвело чисто поле” –
- “Злой тоской удручена” –
– Что же произошло с наступлением зимы?
– Стрекоза осталась без еды и без крова.
– О чём просила стрекоза муравья? (Ответы детей)
– Что ответил муравей? (Ответы детей)
Заключительная часть.
12. Рассказывание басни по ролям.
– Предлагаю разыграть вам басню по ролям.
Дети пересказывают текст.
13. Подведение итогов.
– О чем мы говорили на занятии. (Ответы детей)
– Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль, чему она вас научила?
– Можно гулять, развлекаться, но обязательно надо думать о том, что настанут трудные времена и к ним всегда надо быть готовым.
– Делу время, потехе час!
– Какие задания мы выполняли?
– Что было особенно интересно делать?
– Кого похвалил (а) бы ты? (Обращаюсь к каждому ребёнку)