Изложение шолохов судьба человека. Судьба человека краткое изложение

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.

Задачи:

Предметные:

Совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
- закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;

Выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус

Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Методические приемы : выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Оборудование: Тексты, презентация

Ход урока.

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.

Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.

А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.

2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.

3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей - не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать -
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…

1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

III. Работа с текстом

1. Прослушивание текста.

2. Беседа по тексту.

О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного - в диалогах.)

Какова композиция текста?

Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза...;

Какое впечатление произвёл на вас текст?

Чем интересно его содержание?

Какова тема текста?

Каково построение текста? Сколько в нём частей?

Назовите микротемы.

Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

Объясните слова, помеченные звёздочкой.

3. Чтение задания на с.62.

Что означает термин выборочное изложение?

Какую работу нам предстоит выполнить?

Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

4. Составление плана.

    Первое впечатление.

    Внешность (лицо, одежда и т.д.)

    Характерные действия.

Сколько абзацев у вас получится?

Каково первое впечатление от героев отрывка?

Что вы напишите в первом абзаце?

Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» - Как называется такой приём? (сравнение)

Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

- «Белёсые брови» - какого они цвета?

Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов

7. Повторное чтение текста.

V. Написание изложения. (используя причастия).

Домашнее задание (по выбору):

Повторить §§ 9-22; дописать изложение

Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что……

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой"……

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956-1957 годах. Центральным героем данного произведения является русский шофер, участник Великой Отечественной войны - Андрей Соколов.

Рассказчик повстречался с главным героем и его приёмным сыном на берегу речки Еланки. В своем случайном собеседнике Соколов увидел «своего брата шофера». Закурив вместе с рассказчиком, он завел разговор о войне.

Вид собеседника сильно удивил писателя: сам Андрей был одет в грубо залатанную одежду, а вот вид мальчика в длиннополой куртке и сапожках никак не соответствовал образу его отца. Тогда Шолохов решил, что у собеседника плохая жена, которая заботится исключительно о ребенке, либо он и вовсе является вдовцом.

Неожиданно Соколов начал рассказывать о себе своему собеседнику, разговор начался каким-то ненавязчивым образом. Андрей рассказал о своей семье: жене Ирине, сыне Анатолии, дочках Настеньке и Олюшке.

Жизнь главного героя в повествовании показана в виде обычной жизни простого советского человека: работа - дом. Это мирное существование омрачило известие о войне.

Как и всех годных к служению в армии, на фронт мобилизовали и Андрея Соколова. С горечью в сердце вспоминал он момент расставания с семьей, жена все говорила о том, что они больше не увидятся и оказалась права. А сам Андрей, посчитав ее слова просто истеричной болтовней испуганной женщины, даже не принял их в расчет.

Андрей уехал на фронт, воевал на Украине. По воле рокового случая попал он в плен, перевозя снаряды. Вместе с пленными советскими солдатами их отвели в церковь для ночлега. Этой ночью Соколов спас от расправы взводного, молодого паренька, убив предателя Крыжнева.

Находясь в плену, Соколов постоянно в мыслях своих думал о побеге, что и предпринял однажды, трудясь в Познанском лагере. Однако слишком далеко уйти ему не удалось, немцы, настигнув пленного, преподали ему урок, едва не отдав на растерзание собакам, да и сами беспощадно избили Андрея.

Однажды Андрей высказался против тяжелой и трудной работы, которую заставляют делать фашисты военнопленных. На него донесли, а самого Соколова привели к коменданту лагеря Мюллера. Соколов решил, что смерть за ним пришла, он хотя и не хотел умирать, но мысленно стал прощаться с родными. Однако, благодаря своей отваге и мужеству, он не только остался в живых, но смог добыть пропитания в виде хлеба и сала своим товарищам.

Андрей никогда не забывал о побеге, несмотря на то, что первая попытка оказалась безуспешной. И удача улыбнулась ему. Соколов в качестве шофера попал в расположение немецкого инженера, который проектировал строительство дорог. Когда они прибыли в Полоцк на линию фронта, Андрей, предварительно добыв для себя немецкую форму, оглушил инженера и рванул на машине к передовой, к советским войскам.

Вначале его приняли за немца и хотели пленить в качестве «языка», однако вскоре всем стало известно, что советский солдат Соколов бежал из плена, Андрея приняли полковники и офицеры, располагающихся близ половецкой линии фронта частей.

Попав в госпиталь, Андрей решил сразу же сообщить родным, что он жив и здоров, а в ответ получил от соседа письмо, в котором тот писал о гибели жены и дочерей. Соколову вспомнился момент расставания с женой, как он оттолкнул ее тогда, ее белое лицо…

После выписки из госпиталя он поспешил посетить то место, где некогда стоял их дом. Несмотря на такую трагическую потерю, его сын Анатолий был жив. Но и сына живым Соколову не посчастливилось увидеть: в великий день Победы Анатолия убил снайпер.

Оставшись один, Андрей начал работать шофером в Урюпинске и начал ежедневно выпивать. Он, вероятно, и вовсе бы спился, но однажды он повстречал маленького оборвыша, который настолько покорил израненное болью сердце Соколова, что тот решил взять мальчика себе, назвавшись его отцом.

Лишившись из-за наезда на корову шоферской карточки, Андрей решает уехать вместе с сыном из насиженных мест в поисках новой лучшей жизни. В пути они и встречаются с рассказчиком.

Андрей Соколов - сильный и волевой человек, несмотря на все невзгоды судьбы, которые пришлись на него, он не упал духом, старался всеми силами изменить свою злую участь - вырваться из плена мучительной вины перед Ириной и детьми и встретиться с родными. Смерть семьи стала большим потрясением для этого человека, Андрей считал себя в ней косвенно виноватым, однако он не сломился и стал верной опорой для такого же потерянного, как и сам, мальчишке.

«Судьба человека»

Андрей Соколов

Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно - снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка. Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофёром рассказчик переплывает реку на какой-то полуразвалившейся лодке. Шофёр подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис, сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.

Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить - но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды, выпивки и курева - как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался. Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофёра - из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофёром, только на грузовой машине. Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.

Гаврильева Оксана Павловна, учительница русского языка и литературы МОУ «ХСОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых».

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М. Шолохова «Судьба человека.

Цель урока: 1. Совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия.
2. Закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему.
I. Целеустановка. Сегодня мы с вами напишем выборочное изложение «Отец и сын». Ваша задача из прочитанного выбрать только описание человека и составить сравнительную характеристику двух человек: отца и сына.
II. Вступительное слово учителя. Перед вами рассказ М. Шолохова «Судьба человека», где повествуется о судьбе простого русского человека – Андрея Соколова. Шолохов показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое и щедрое сердце русского солдата. Название рассказа носит обобщенный характер, перед нами судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной дом, семью. Андрей Соколов усыновляет Ваню, и мы вместе с автором верим, что будущее Вани будет светлой и счастливой.
Рассказ состоит из трех частей: 1. Вступление. Встреча автора с отцом и сыном.
2. Рассказ Андрея Соколова.
3. Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани.
III. Словарная работа. Объясняются значение и употребление слов: браток, папанька, латка, наживлена. теплынь. Разбирается вопрос, почему автор использует просторечные слова.
IV. Чтение текста. Во время чтения текста учителем учащиеся следят за чтением по книге.
V. Анализ текста. – Какова тема текста?
-Что представляет собой отрывок по типу речи?
- Как вы думаете, почему описание отца и сына дано
Шолоховым в начале рассказа?
VI. Составление плана: Когда мы описываем человека на что обращаем внимание?
После ответов учащихся согласно содержанию вырабатывается следующий план:

· 1. Общее впечатление.
2. Речь, поведение.
3. Руки.
4. Глаза.
5. Одежда.
VII. Сбор и систематизация материала. Заполняется таблица.
План.
Отец
Сын

1. Общее впечатление
Высокий, сутуловатый.
Маленький. Лет пяти-шести.

2. Речь, поведение.
Приглушенный басок, устало сел, устало присаживаясь, положил руки на колени, сгорбился.
Чуть-чуть улыбаясь, смело протянул ручонку, с трогательной детской доверчивостью прижался к коленям, катал снежки.

3. Руки.
Большие, темные, черствые.
Холодные розовые ручонки

4. Глаза.
Словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертельной тоской, в них трудно смотреть.
Светлые, как небушко, глядя прямо в глаза, приподнял бровки.

5. Одежда
Прожженный в нескольких местах ватник, небрежно грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах наживлена широкими мужскими стежками. На спине тощий вещевой мешок, свернутый малиновый шелковый потертый кисет, почти новые солдатские ботинки, плотные шерстяные носки изъедены молью.
Одет просто, но добротно, длиннополая курточка, подбитая легкой поношенной цигейкой, крохотные сапожки сшиты с расчетом надевать на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве, все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

VIII. Анализ языковых средств. Обращается внимание на то, что описание сына и отца дается параллельно в резкой контрастности. Создавая детский портрет автор использует слова эмоциональной оценки с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.
Делается вывод о том, что с одной стороны надо дать портрет взрослого, много пережившего мужчины, с другой стороны только вступающего в жизнь маленького мальчика.
IX. Повторный просмотр рабочих материалов, составление устного пересказа.
X. Написание изложения.

Имя Михаила Александровича Шолохова Известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время ВОВ перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель замысел произведения, события тем временем уходили в прошлое, а потребность высказаться всё увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпогея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, так как слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистицизмом и указывало на предначертанность человеческой жизни, на власть роковых обстоятельств над людьми. Это рассказ о великой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду.
Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны … от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли»). При этом можно сравнить последние слова («… аромат недавно освободившейся из-под снега земли») с освобождением русской земли от фашистского гнета.
Но вернёмся к рассказу. Далее автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого вояку-шофёра. На этом заканчивается первая часть рассказа, то есть подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость повествования лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких тяжёлых испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, свалившегося на него и не сломиться, не пасть духом.
А что же читатель узнаёт из первых строк об этом человеке: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту- лет пяти- шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском…».
Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что- то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаём о его счастливой довоенной семейной жизни: жена- «смирная, весёлая, угодливая, умница…» и, как признаётся Андрей Соколов: «… не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и нет…», а дети- радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»
До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений; зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа- ценности, воспитавшие в герое чувство ответственности за тех, кто находится рядом.
Всё, казалось бы, хорошо и жизнь славно идёт своим чередом, но всё же огромной чёрной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматичной сценой является сцена прощания Андрея, уходящего на фронт, с домом и семьёй «… Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочери Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом…», «- Скажи хоть слово на прощание. «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: - Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… на этом свете…». Оттолкнул я её легонько в плечи и кричу ей: - Да разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!»
Война сломала все надежды и мечты. Главный герой уходит на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала.». Менее года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 года он проявляет недюжую отвагу, когда пытается доставить боеприпасы для гаубичной батареи. На этот раз удача отвернулась от героя – его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в чувство, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.
Таким образом, Соколов попал в план. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные муки, тяготы, терзания («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, ставшей тюрьмой для пленников в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, рисуемый Шолоховым, ёмко отражает степень разрушений, принесённый двадцатым веком на русскую землю. Здесь читатель встречает четырёх героев, олицетворяющих собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, пытающегося купить себе жизнь, выдав своего командира и самого взводного, безропотно ждущего своей участи, истово верующего солдата-христианина, ставшего невольно причиной гибели ещё четырёх человек. Этим трём героям противопоставляется четвёртый- военврач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, пытаясь облегчить хоть немного страдания пленных («… и он дальше пошёл в темноте. Потихоньку спрашивает: «- Раненые есть?». Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал.»).
Действия Соколова в данной ситуации очевидны- он убивает предателя и спасает жизнь взводному. Крыжнев- первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единственным верным оправданием является то, что в момент, когда для спасения необходимо быть с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.
Соколов терпеливо сносил удары судьбы и сам наносил ответные, проявляя таким образом редкую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в столь тяжелых для него условиях – это мысли о родной семье, о доме, о том, что он вернется и будет снова жить по-прежнему. Герой не сломлен и пытается бежать из Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова вскоре переводят. Побег оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живот … живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь Б-14, недалеко до Дрездена. Вскоре от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь из-за огромной нормы выработки «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит…» говорит рассердившийся Соколов в своём эшелоне и «какой-то подлец» донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова. Именно после этого доноса состоится психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества сильно удивляют коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не задирает его безрассудно. Можно провести параллель между пиром немцев по поводу взятия Сталинграда и нравственной победой Соколова. Выводом является то, что емкий образ Соколова, вместившего в себя весь русский народ, одерживает победу.
«В 1944 году своротили Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезговать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего постройками укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как бы мне к своим на Родину сбежать…»). Соколов придумывает хитроумный план побега и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполнив свою задумку, Соколов преодолевает границу боев вместе с немецкими инженерами, находящимися без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.
Вскоре главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепого рока». Все, что строилось в течение многих лет рухнуло для него в один миг.
После убийства сына Андрея немецким снайпером, совершенно одинокий он едет в Урюпинск к другу и там обустраивается. Главный герой ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Не смотря на своё горе Соколов приобретает сам и дарует счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.
С этого момента читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом повествование главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа – завершение автором своего произведения.
Мальчик – сирота, которого приютил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, - и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить – народ бессмертен!
Глубокой, светлой верой проникнут рассказ М.А.Шолохова, писатель осознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!