«Измерение размеров малых тел. Тренировочные задания и вопросы

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 2. Л. р. № 2 «Измерение размеров малых тел»

7 класс

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 2. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

- научить выполнять измерения способом рядов;

Продолжить формирование представлений о методах научного познания;

Воспитание культуры умственного труда: работа в парах, ведение записей при выполнении измерений.

Оборудование:

1. Презентация «7кл Л.р. № 2. « Измерение размеров малых тел».

2. Лабораторное оборудование: линейка, горох, пшено, иголка учебник.

Ход урока

I . Повторение.

Что вы знаете о строении вещества?

Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки? (Привести примеры с объяснением)

Почему тела нам кажутся сплошными?

Можно ли увидеть молекулы?

II . Постановка учебной задачи.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Задача урока: научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

III . Новый материал.

Слайд 2.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки - 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков. Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм. Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен. Этот способ называется способ рядов.

Слайд 3.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии.

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

IV . Выполнение лабораторной работы «Определение размеров малых тел способом рядов».

1. Работа с учебником стр. 160-161 и подготовка записей для отчета.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Приборы и материалы:

Таблица измерений.

Вывод.

2. Выполнение работы

V . Подведение итогов.

Вопросы:

Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?

2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?

3. Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?

VI . Домашнее задание:

§§ 7, 8 – повторить.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки - 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.


Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль

или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.

27 мм: 25 шт = 1,08 мм

На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм: 25 шт = 1,1 мм

При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.

Пример выполнения работы:


Вычисления:

где d - диаметр

l - длина ряда

n - число частиц в ряду

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок № 7 Тема урока: Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

ФИО(полностью): Чиликова Дарья Андреевна

Место работы: МОУ «СОШ №2 УИП им. В.П. Тихонова» г. Саратов, Саратовская область

Должность: Учитель физики

Предмет: физика

Класс : 7а, 7б

Тип урока: урок-практикум, урок-лабораторная работа

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Базовый учебник

А.В. Перышкин, «Физика» , 7, Дрофа, 2014

Цель урока:

познакомить учащихся со способами измерения размеров малых тел, их вычислением

повторить перевод единиц измерения.

Задачи

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

    сформировать понятие измерения размеров малых тел, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величин;

    продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента;

    сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;

    развивать умение анализировать учебный материал;

    развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания;

    воспитать умения и навыки коллективной работы;

    содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока лабораторная работа с применение ЭОР.

Формы работы учащихся: беседа, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование рабочий лист, материал к опытам: линейка, пшено, горох, нитка, волос, тонкая проволока.

ХОД УРОКА:

Организационный момент. (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем урок.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проведем лабораторную работу. На столах у Вас находятся рабочие листы.

Давайте прочитаем тему и цель лабораторной работы. Посмотрите на оборудование, проверьте, все ли на столах находится.

Выполнение работы:

1. Выполнение заданий:



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Температура м/с

Скорость м

Площадь м3

Объем. кг

1. Работа с оборудованием.


2. Определите диаметр пшена, гороха, нитки, волоса, иголки, тонкой проволоки.

опыта

Тело

Количество частиц в ряду

Длина ряда, мм

Размер частицы, мм

Тонкая проволока

Рассмотрите фотографию молекулы в учебнике. Определите размеры частиц, если увеличение составляет 70000 раз, количество 10 молекул и занимают они длину 2,8 см.



Экспериментальное задание.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов.

Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

Сделайте вывод своей работы.

Вывод работы:
V. Сдайте рабочие листы. Урок закончен.

7 класс
Рабочий лист к лабораторной работе
Определение размеров малых тел .
Оборудование: линейка, пшено, горох, нитка, волос, тонкая проволока.
Тренировочные задания и вопросы:
1. Как с помощью линейки можно измерить диаметр волоса, нитки, тонкой проволоки? Приведите пример.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Стопка монет состоит из 30 штук, длина стопки составляет 32 см. Чему равна толщина монеты?(мм, см, м)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Сопоставьте физические величины и их единицы:

Температура м/с

Скорость м

Площадь м3

Объем. кг

ПЛАН РАБОТЫ:

I. Работа с оборудованием.

1. Определите цену деления линейки Ц.д.=_____ мм
2. Определите диаметр пшена, гороха, нитки, волоса, тонкой проволоки.
3. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 2 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц.
4. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины, используя формулу (1-ая величина+2-величина)/2
5. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу:

опыта

Тело

Количество частиц в ряду

Длина ряда, мм

Размер частицы, мм

Среднее значение размера частицы

Тонкая проволока

ВЫЧИСЛЕНИЯ:_______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Рассмотрите фотографию молекулы в учебнике. Определите размеры частиц, если увеличение составляет 70000 раз, количество 10 молекул и занимают они длину 2,8 см.
Количество частиц в ряду _________шт.
Длина ряда __________ мм = ______________см = ________________ м

Диаметр частицы на фото ___________мм = ___________ см = _____________ м
Увеличение при фотографировании __________ раз
Реальный размер частицы ________мм = ____________ см = ______________ м
Экспериментальное задание.
Как можно измерить толщину листа в книге?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеют размеры малых частиц точное или приближенное? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод работы: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: _________Дата:__________Работу проверил(а):___________

« Измерение размеров малых тел».

Цель урока: Р - р азвивать навыки практической деятельности, закрепить навык по определению размеров малых тел, делать вывод по результатам работы;

Д - нау чить учащихся обращаться с измерительными приборами, уметь оформить отчёт по лабораторной работе;

В - воспитывать взаимопонимание при работе в паре, бережное отношение к оборудованию.

План урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел».

Цель урока: Р - развивать навыки практической деятельности, закрепить навык по определению размеров малых тел, делать вывод по результатам работы;

Д - научить учащихся обращаться с измерительными приборами, уметь оформить отчёт по лабораторной работе;

В - воспитывать взаимопонимание при работе в паре, бережное отношение к оборудованию.

План урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Инструктаж по технике безопасности.

3. Выполнение лабораторной работы.

  1. Проверка знаний:

1. Как определить размеры малых тел?

3. можно ли измерить размеры малых тел точно? Почему?

  1. Измерение размеров малых тел.

Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы: линейка, дробь (или горох), иголка.

Указания к работе

1. Положите вплотную к линейке несколько (20-25 штук) дробинок (или горошин) в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки.

2. Определите таким же способом размер крупинки пшена (или зёрнышка мака). Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспользуйтесь иголкой. Способ, которым вы определили размер тела, называют способом рядов .

3. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии (рис. 199, увеличение равно 70 000).

4. Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу.

Малые тела

Длина ряда, l, см

Число малых тел в ряду, n

Диаметр или толщина малого тела, d, см

Пшено

Горох

Проволока

Лист книги

Молекулы

5. Определите и запишите погрешности измерений.

Погрешность: абсолютная- Δ d = Δи d + Δо d = ... (см )

относительная - ε = Δ d / d пр. *100% = … % (d пр = d )



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!