Извержение вулкана на филиппинах 1991. Непляжные Филиппины: полет над кратером вулкана Пинатубо

Наступило раннее утро, и мы уже были готовы в путь! Следуем до вулкана Пинатубо…

Пинатубо (тагальск. Pinatubo) - действующий вулкан, расположенный на филиппинском острове Лусон в 93 км к северо-западу от столицы Манилы. Его высота сегодня составляет 1486 м, а до извержения в 1991 году она составляла 1745 м.

Извержение Пинатубо в июне 1991 года произошло после длительного 611-летнего перерыва. От извержения и его последствий погибло как минимум 875 человек.

Последствия извержения были ощутимы по всему миру. Было зарегистрировано падение температуры на 0,5 °C и чрезмерное сокращение озонового слоя, в частности, образование особо крупной озоновой дыры над Антарктидой.

Огромный кратер диаметром 2,5 км, образованный извержением 1991 года, является центральным. В кратере образовалось озеро с дождевым питанием.


На самом деле, можно было скопировать всю статью из Википедии, но, уверена, этого достаточно, чтоб вы сами заинтересовались и прочитали про этот вулкан.

Там написано про озеро в кратере вулкана. Вот туда мы и устремились. Первым делом, мы нашли джипни (вариант общественного транспорта) до города Angeles (или сразу до Capas, уже не помню). Далее, дело не легкое, на трицикле (да-да, мотоцикл с люлькой, только самодельной и, кстати, рассчитанной на одного человека) доехать до города Santa Juliana. Поверьте, это был наитруднейший час пути: мы глотали пыль, теснились на невероятно узком сидении (даже ноги негде было поставить) и все время боялись, что «люлька» отвалится. Но, к счастью, мы добрались целыми и невредимыми, по крайней мере внешне!

Теперь все проще - купить экскурсию и отправиться напрямую к вулкану. Там есть всего два агентства, и только одно устраивает обычные экскурсии (второе предлагает прокатиться до вулкана на квадроциклах). Короче, агентство мы выбрали сразу, но цена за автомобиль нас слегка удивила. Всякие фи и разрешения нам обошлись в полторы тысячи песо, а вот машина стоит аж 3000 песо! Решили подождать, может еще будут желающие и тогда вместе поедем, но нет. Время было уже около 9 утра, и все желаюшие давно уехали. Заплатили все 4500 песо за экскурсию самостоятельно.

За нами приехал открытый джип на 2 персоны с лавочками в кузове. Не знаю почему, но мы прыгнули именно в него. Не скажу, что уж сильно об этом пожалели, но было тяжко! Дорога до самого вулкана - это около 20 км на машине по абсолютному бездорожью! Но, друзья мои, дорога - это самая невероятная часть путешествия! Мы ехали среди последствий одного из самых сильных извержения вулкана в мире!

Окрестности вулкана были опустошены пирокластическими потоками и лахарами. Извержение было признано одним из самых сильных в XX веке (6 баллов по шкале извержений).

Не легко описать, ведь это действительно поражает своим масштабом! Было такое ощущение, что мы едем по Марсу, только серому. Сгустки пепла местами образовывали несколько-метровые горы, на которых сейчас уже виднеется легкая растительность. Огромные валуны, как будто их только что сюда выкинуло, недвижимым грузом лежат посреди пустынной равнины. И представьте такой пейзаж на протяжении 25 километров (последние 5 км мы шли пешком)! Потрясает!? Несколько раз мы пересекали горную речку, которая берет начало как раз в кратере вулкана. Собственно, вся дорога тянулась вдоль этой самой речки. Стоит добавить, что какие-то 20 км на джипе мы преодолели где-то за час, не меньше! Потом выгрузились, и наш техничный гид (который побеспокоился защитить свое лицо от палящего солнца, в отличие от нас) повел нас дальше. Это были САМЫЕ тяжелые 5 километров в моей жизни! По дороге есть три беседки - это единственные источники тени на всем пути, поэтому мы считали долгом перед своим телом отдохнуть там. До первой тени мы дошли играючи - первые полтора км всегда даются легко! До второй - уже тяжелее! После третьей я уже не могла идти. Мы прошли еще 10 метров, и я чувствовала, что мне снова нужен отдых. Потом муж забрал у меня рюкзак, и я шла только с фотоаппаротом, но чувство того, что дальше я не смогу сделать и шага, ни на минуту не покидало меня, но я все шла. У самого подножия кратера есть еще место для отдыха и восстановления сил, там есть туалет и источник воды, отличный от естественного - бутилированная холодная вода! Здесь я отдыхала минут 20, ибо тело напрочь отказывалось шевелиться. Но последний рывок был неизбежен и мы продолжили путь, а когда я увидела указатель в 1500 метров до вулкана - коленки слегка подкосило! Я уже серьезно начала думать, что «может я подожду мужа здесь?». Однако, муж так не думал и "подпинывал" меня двигаться дальше, и огромное ему спасибо за это! Это было уже не так утомительно, зато стремительно, стремительно вверх! Кое-кто уже спускался, а так как движение там в одну линию, то образовывалась пробка, все из-за нас. Когда же мы добрались до верха, я упала под дерево и минут 30 просто лежала и успокаивала свое сердцебиение. Даже великолепный пейзаж озера в кратере вулкана не вернул мне сил!

А какой это был вид! Потрясающий! Великолепный! Шикарный! Восхитительный! Обалденный! Головокружительный! Сумасводящий! Если ко всему описанному добавить понимание, что ты находишься в кратере активного вулкана, последним извержением которого в опасности оказались жители замечательной Новой Зеландии и желанной Австралии, то мурашки не просто появляются, а носятся взад и вперед по всему твоему телу не переставая!

Продолжение следует…

Извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах стало одним из самых мощных в 20-ом веке. 2 базы ВВС и ВМС США были уничтожены, 40 км зона вокруг была покрыта пеплом. Сегодня в кратере вулкана находится невероятно красивое озеро с водой нежно бирюзового цвета. В этом репортаже я расскажу о полете над вулканом на небольшом легком самолете Cessna-172.

Полетать на маленьком спортивном самолете можно практически везде, однако значительно интереснее это сделать в очень идейном месте. Именно поэтому увидев возможность слетать к кратеру вулкана Пинатубо на Филиппинах, я думал недолго:).

Пинатубо - действующий вулкан, расположенный на филиппинском острове Лусон в 93 км к северо-западу от столицы Манилы и 26 км к западу от города Анхелес. Его высота сегодня составляет 1486 м, а до извержения в 1991 году она составляла 1745 м. До этого извержения вулкан считался потухшим.

Спонсор поста: Музыканты на свадьбу : Кавер группа «Версия любви» – это прекрасное музыкальное сопровождение любого праздника, от проведения скромной вечеринки в кругу друзей, до шикарной свадьбы на огромное количество гостей, или любого другого мероприятия!

1. Последнее извержение Пинатубо произошло в июне 1991 года, впервые за 611 лет. От извержения и его последствий погибло 875 человек. Извержение уничтожило стратегическую базу ВВС США Кларк, расположенную в 18 км от Пинатубо и военно-морскую базу США. Извержение было признано одним из самых сильных в XX веке (6 баллов по шкале извержений) . Развитие активности Пинатубо происходило весьма стремительно. Первые признаки активности обнаружились в апреле 1991 года. После подземных толчков над вершиной появился столб пара. Власти Филиппин приняли решение о незамедлительной эвакуации населения в радиусе 20 км (около 40 тысяч жителей) от вулкана. 7 июня над вершиной вулкана начал образовываться купол вязкой магмы, выдавливаемой давлением газов внутри горы.

2. Извержение продолжалось с 12 по 17 июня 1991 года. Максимальная высота эруптивной колонны составила 34км. Пепел, выброшенный этим извержением, закрыл непроницаемой завесой участок небосвода площадью 125 000 км². Территория на этой площади на несколько часов погрузилась в полный мрак. Пепел выпадал во , Камбодже и Малайзии. За несколько дней извержения было выброшено около 10 км³ горных пород (по этому показателю оно уступает в XX веке только извержению Катмай-Новарупта в национальном парке Катмай на Аляске).

4. Последствия извержения Пинатубо были ощутимы по всему миру. Оно привело к самому мощному выбросу аэрозолей в стратосферу со времён извержения вулкана Кракатау в 1883 году. На протяжении следующих месяцев в атмосфере наблюдался глобальный слой сернокислотного тумана. Было зарегистрировано падение температуры на 0,5 °C и чрезмерное сокращение озонового слоя, в частности, образование особо крупной озоновой дыры над Антарктидой. Другое заметное влияние пыли в атмосфере стало появление лунных затмений. Обычно даже в середине затмения луна остается видимой, но в течение года после извержения Пинатубо, луна оставалась едва заметна во время затмений из-за гораздо большего поглощения солнечного света пылью в атмосфере. По меньшей мере шестнадцать коммерческих самолетов получили повреждения после столкновения с облаком пепла. В общей сложности 10 двигателей были повреждены и заменены, в том числе все четыре двигателя одного Боинга 747.

5. Огромный кратер диаметром 2,5 км, образованный извержением 1991 года, является центральным. Извержение не сопровождались сходом обломочных лавин с вершины и склонов горы. В кратере образовалось озеро с дождевым питанием, уровень которого постепенно поднимался (до 1 м в месяц), пока в 2008 году большая часть воды из кратера была спущена с целью предотвращения затопления окрестностей в случае резкого подъёма уровня в сезон дождей. Первоначальная температура воды в озере была +43С, сейчас +26С.

6. Есть два варианта увидеть вулкан: однодневный трекинг к вулкану, включающий проводника, все пермиты, проезд на джипе к точке начала восхождения. Стоимость 60-80 долларов. В самом озере в кратере при этом можно покупаться! Второй вариант - это посмотреть на Пинатубо сверху из маленького легкого одномоторного самолета. Взлетно-посадочная полоса и облака над горным массивом, именно там находится Пинатубо

7. Полет длится 1 час на двухместном или четырехместном самолетах Cessna-152 или Cessna-172. Подробнее о авиабазе и о самолетах читайте тут. Стоимость 100 долларов. Лучшее время года для полета - ноябрь-март (сухой сезон), с наибольшей вероятностью облачность будет минимальной рано утром и после обеда. Я забронировал полет на 9.00, светило ясное солнышко и единичные облака проплывали надо мной… однако горный массив и Пинатубо был плотно затянут облаками. Погода быстро менялась и вскоре все небо затянуло… Небо стало сравнительно ясным только после полудня, вылетел я в 16.00 (!) вместо запланированных 9.00.

8. Перед полетом пилот проводит проверку согласно чек-листа

10. Авиабаза Omni Aviation сверху

11. Чтобы как-то вернуть людей на опустошенные территории после извержения Пинатубо правительство Филиппин установило тут специальную экономическую зону (Clark Free Port Zone), аренда земли была практически бесплатной, однако не стоит забывать, что всю эта землю нужно было очистить от слоя вулканического пепла, который было покрыто все в радиусе 40км. На месте бывшей американской военной база Кларк был построен лоу-кост аэропорт (Код аэропотра CRK).

14. Диспетчерское управление полетами как маленьких легких самолетов, так и больших пассажирских и грузовых осуществляется с вышки аэропорта Кларк.

15. Я летал на четырехместном самолете Cessna-172, он был в данный момент свободен, хотя в этот день туристом был я один. В самолете достаточно шумно, но в плотных наушниках шумоизоляция велликолепна и слышно все переговоры с вышкой.

16. Какой-то старый самолет внизу

17. Автодром

18. И начинаются горы

20. Русло реки, которое образовано пирокластическими потоками после извержения

24. И вот сам вулкан. Невероятно красиво как в на месте, так и на фотграфии

27. Что хорошо в маленьком самолете - это возможность открыть окно, но оно открывается в вертикальной плоскости, поэтому для съемки общего плана все равно нужно снимать через стекло. А еще можно поросить пилота "чуть левее, правее, выше, ниже…" 🙂

Поход на Пинатубо (Mount Pinatubo)- сравнительно легкий способ увидеть активный вулкан и просто очень красивое место даже для тех кто не имеет подобного опыта. При этом, лучше немного узнать его историю перед походом, чтобы проникнуться стойкостью местного населения, которое непременно повстречается на пути, и почувствовать энергетику этого необычного места, стоя на берегу умиротворенного кратерного озера, посреди развороченного самым сильным извержением 20го века жерла вулкана.

Пинатубо современным жителям Лусона, на котором он находится в 87км от Манилы, был до 1991 был мало известен. Вулкан был покрыт густым лесом и ничем не отличался от соседних пиков (был всего лишь на 200м выше их), населяла его склоны народность Aetas - потомки активно сопротивлявшихся испанской экспансии коренных жителей Лусона.


Однако, в 1991г вулкан заявил о себе всей мощью взрывного извержения, подняв столб пепла на высоту 24км и изменив окружающий ландшафт до неузнаваемости горами пепла. Хорошие новости заключаются в том, в этом случае наука сумела предсказать извержение и массовых жертв удалось избежать благодаря объявленной заранее эвакуации. Извержение совпало с очередным тайфуном и это обернулось пепельными дождями, под которыми проламывались крыши, а также разрушительными лахарами.

Итогами катастрофы стали 847 потерянных жизней, эвакуация и закрытие целой авиационной базы США в Кларке (ради которой даже провели операцию с очередным красивым названием) а также последующее закрытие их военно-морской базы. Также были зафиксированы одни из первых случаев отказа двигателей самолетов при взаимодействии с пеплом в воздухе.

Кратер диаметром 2км заполнила вода, и впоследствии пришлось пробить небольшую брешь в кратерном кольце, чтобы спустить воду, так как были опасения, что стенки кратера не выдержат давления и поток воды сметет близлежащие селения.

Теперь это озеро - популярный объект туризма, и любителям подобного отдыха ему есть что предложить.

Стартовать лучше из Кларка (Clark), т.к. последний джип в сторону вулкана стартует в 10 утра и из Манилы успеть довольно-таки трудно. Плюс надо учесть то, что идти часть пути нужно будет пешком по пустынной местности, где нет естественной тени - еще один повод начать поход по раньше. Как правило, люди покупают готовый тур: вас забирают из отеля в Кларке и через час-полтора привозят на точку старта джипов. Погрузившись в старенькие 70-е крузеры далее вас ждет веселый райд по пустынно-каменистой местности в течении еще минут сорока.

Интересность участка пути на джипах зависит от того когда здесь прошли очередные дожди. Иногда джип переезжает вброд каменистые реки и, иногда, эти реки довольно-таки глубоки. Нас джипик заглох в одной из таких переправ и было весело, когда вода захлестывала через порог. Течение в этих речушках не слабое..

Все эти горы вулканической породы очень податливый материал и каждый сильный тайфун, который добирается до Лусона меняет местность и корректирует туристический маршрут. За год до нашего приезда джипы доезжали до почти до самого кратера, сокращая пешую часть до 20мин, вместо 90.



Как-то не сразу дошло, что эти едва поросшие травой холмы ничто иное как горы пепла и вулканической породы выброшенных при извержении. Удивительно как вулкан полностью изменил ландшафт вокруг себя фактически за считанные дни. Река, которою джипам то и дело приходится пересекать - это вода вытекающая их кратерного озера на вершине.


Доехав до площадки, где начинается пешая часть маршрута, мы наконец увиели нашего гида на оставшуюся часть (гид был вроде как обязателен).

Но спустя 5 мин после начала пути он впохватился, что оставил наш скудный ланч на стоянке и побрел обратно, по этому основную часть пути мы проделали без него, что особо не беспокоило, ведь он почти не говорил по английски.

Как уже было сказано, в этом новоявленном каньоне активно процветает эрозия склонов, иногда она принимает причудливые формы свисая над тропой (что страшновато), иногда такое впечатление что склоны аккуратно срезали бритвой.


Солнце нещадно палило, но в целом уклон не шибко крутой и в основном это походило на прогулку нежели чем на какое-то восхождение.

После таблички с названием вулкана, рядом с которой есть туалет и источник воды, ходу всего 15-20мин по более приличному уклону к кратерному озеру.




Вулкан Пинатубо – это действующий вулкан, расположенный на острове Лусон в 87 км от Манилы. Последний раз вулкан извергался в 1991 году, хотя до этого считался потухшим, поскольку «спал» больше 600 лет. До извержения его высота составляла 1745 метров, а сегодня – 1486 метров.

В 16 веке, когда на Лусоне появились испанские конкистадоры, покрытый густым лесом Пинатубо был убежищем для скрывавшихся туземцев из племени аэта.

В апреле 1991 года ученые заметили первые признаки приближающегося извержения Пинатубо – после подземных толчков над вершиной вулкана появился столб пара. Немедленно были эвакуированы жители всех городов и поселков, расположенных в радиусе 20 км. Первый взрыв произошел 12 июня, подняв на высоту 19 км черное пепловое облако. Следующий взрыв, более мощный, произошел 14 часов спустя. Самое большое извержение случилось 15 июня – высота волны составила 34 км, а выброшенный пепел покрыл участок небосвода площадью 125 тысяч кв.км! Территория на этой площади на несколько часов погрузилась во мрак. В дальнейшем более слабые извержения происходили вплоть до 17 июня. В результате погибло около 900 человек, были уничтожены база ВВС США Кларк и военно-морская база США. Извержение было признано одним из самых сильных в 20 веке – оно получило 6 баллов по шкале Рихтера.

Интересный факт: бывший президент Филиппин Рамон Магсайсай, уроженец провинции Замбалес, назвал свой личный самолет «Пинатубо». В 1957 году самолет потерпел крушение, в результате которого погибло 25 человек, в том числе и сам президент Магсайсай.

На протяжении последних 20 лет в районе Пинатубо регулярно происходят подземные толчки, из-за которых строительство здесь невозможно. Ученые считают, что вулкан еще проявит свой норов, и извержение может быть гораздо сильнее, чем в 1991 году. Однако сегодня вулкан Пинатубо является одним из самых популярных на Филиппинах объектов горного туризма. Сюда организуются многочисленные туры, в рамках которых можно пройти на плоту по кратерному озеру и сплавиться на рафте.

В окрестностях вулкана расположена деревушка Аэта, представляющая этнографический интерес. А в городке Капас по пути к Пинатубо можно посетить Национальный Монумент, посвященный печально знаменитому Маршу Смерти. Здесь находился лагерь, в котором японцы во время Второй Мировой войны содержали тысячи американских и филиппинских пленных солдат, захваченных после битвы при Батаане. В этом лагере умерло 2200 американских и 27 тысяч филиппинских солдат. Мемориал состоит из парка площадью 54 га, часть которого засажена деревьями по количеству погибших. В 2003 году на территории парка возвели обелиск высотой 70 метров, обнесенный черной мраморной стеной с именами похороненных военных.

Последнее извержение Пинатубо произошло 15 июня 1991 года, впервые за 611 лет. От него и его последствий погибло не меньше 875 человек. Своевременные прогнозы ученых вулканологов и эвакуация населения при первых подземных толчках по меньшей мере спасли около 5000 филиппинских жизней.

Вулкан Пинатубо, 15 июня 1991 года.Филиппинский фотокорреспондент Альберт Гарсиа фиксирует на пленку то, что позже будет рассматриваться как один из величайших кадров XX-го века.

Фото R.L. Rieger. Военная база США Кларк

Была разрушена база ВВС США находившаяся в 18 км от вулкана. Вот так вот случается от оседания тяжелого и горячего пепла на хвост пассажирского лайнера.

Окрестности были опустошены пирокластическими потоками и селевыми сходами почвы. Извержение было признано одним из самых сильных в ХХ веке – 6 баллов по шкале извержений.

После извержения в кратере диаметром 2,5 км, образовалось дождевое озеро уровень которого постепенно поднимался, пока в 2008г. большая часть воды не была спущена с целью предотвращения затопления окрестностей в случае резкого подъёма уровня воды в сезон дождей. Позже после извержения в мире было зафиксировано понижение температуры на 0,5 градуса и чрезмерное сокращение озонового слоя. Пепел выпадал во Вьетнаме, Камбодже и Малайзии. Сейчас вулкан является одним из самых популярных туристических мест на острове Лусон.

Подъезжаем к городу Анжелес Сити. На Фоне Гора Араят.

Итак мы добрались до города Анжелес Сити. Тут по близости находится аэропорт Кларк (Clark). Если ехать из Манилы то с автобусного терминала Кубао и Мегамол до Анжелес Сити ходят автобусы. Из Аэропорта Кларк можно добраться на джипни. Джипни базируются в аэропорту и вот в этом месте в Анжелес Сити. Цена около 100 песо, время в поездке 10 мин. Такси белого и желтого цвета как в Маниле я вообще в городе не видел, так что только так. В городе есть прокатные салоны автомобилей и мотобайков. Машины нужно заранее резервировать, мы хотели взять но их просто не было в наличии и при дальних поездках цена увеличивается в два раза.

Встретив друзей в Анжелесе прилетевших в аэропорт Кларк мы отправились пообедать, а затем двинулись в сторону нашей первой точки. Отсюда до вулкана по прямой около 16 км. Подъезд к вулкану осуществляется с северной стороны и по этому наш путь лежал через городок Сан Рафаэль(San Rafael)и Капас (Capas) немного в объезд вулкана.

Вообще это мое второе путешествие к вулкану так как первое в начале 2012 года оказалось неудачным! На фото часть офиса по продаже билетов к вулкану в последнем населенном пункте Санта Джулиана на пути к Пинатубо, это фото первого неудавшегося похода к вулкану 9 месяцев назад. Тогда мы приехали немного позже около 13 часов дня когда все джипы уже отправились в сторону вулкана и добрые филиппинцы не смогли отказать туристам, выдали вот такую машинку с ведущими только задними колесами. Когда отправились в дорогу мы завязали в вулканической почве окрестностей вулкана и под палящим солнцем с туристами из Америки и Норвегии выталкивали этот двух тонный пикап раз пять или шесть пока до определенного момента не плюнули и пошли пешком. Через пять минут прогулки по камням и рекам поняли что дойти будет непросто и даже если бы и дошли то путешествие не показалось бы нам приключением скорее кроссом на выживание. Так что наш гид остановил уже возвращающиеся джипы и мы расстроенные отправились обратно в офис вернуть наши деньги! Вот несколько фото из той веселой поездки:

Веселый кадр конечно, отдать должное нашей подруге Эмили которая была фотографом в этой поездке, – американец норвежец и русский толкают пикап, а филиппинец идет рядом!

очередной завяз

По пути нам встречается то самое коренное малорослое негроидное население Филиппин из племени Аэта – “негритосы” – испанское в уменьшительной форме слово “негро”(черный). Дал этой маме 50 песо в благодарность за терпеливое позирование на камеру.

Лендве – приятель из Норвегии, я, Анжелефель и негритосы Аэта. Нравятся мне эти настоящие филиппинцы, прямо как африканские племена какие то. Чистая кровь в жилах этих Аэта доставшаяся от африканских предков.

Форсаж реки

Сели на мель днищем

Возвращаясь к началу нашего второго восхождения к вулкану, в Санта Джулиане когда мы прибыли уже темнело и нам пришлось искать ночлег там чтобы уже утром двинуться в путь. Походили в округе в поисках жилья. Цены нас неприятно удивили – по 500 песо на человека за маленькую комнатку с общим душем для всех постояльцев. Мы решили немножко прогуляться и поговорить с местными жителями, может кто нибудь согласится приютить на одну ночь четверых туристов.

В первом же доме наши поиски увенчались успехом, местные жители выделили нам две комнаты по 200 песо на человека.

Пока хозяева подготавливали комнаты для заселения мы отправились чего нибудь перекусить, а я еще и попить пивка.

Для меня оно оказалось немного тяжеловатым, после вчерашнего возлияния больших объемов пива.

Дети не спускали с нас глаз, ну очень им интересны белые дядьки.

Санта Джулиана очень маленький городок.

Завтрак супом быстрого приготовления с булкой, вареным яйцом и консервами из тунца, больше в городке утром есть нечего!

Оплата билетов (800 песо), посадка на старенький джип и в дорогу. На этот раз мы покорим этот вулкан.

Первые пятнадцать минут двигаемся вдоль русла реки напоминающего пустыню.

Чего-то водитель там забыл подкрутить

В итоге после получасовой тряски с преодолением рек, камней, песка и пыли мы прибыли на стоянку от которой все желающие посетить этот вулкан отправляются в семи километровый трек вдоль реки по валунам и холмам прямо в жерло вулкана.

Гид попросил нас не создавать громкие звуки и не кричать, так как эти холмы имеют свойства обваливаться, иногда даже попадались довольно опасные места прямо под нависающей вулканической породой и валунами которые мы быстренько пробегали стараясь не сорваться с камушков и тропинок по которым шли.

Предприимчивая часть населения организовывает вот такие хижины остановки в которых можно купить ледяную воду всего за 100 песо. Так что водой надо запасаться заранее около 1,5 – 2 литров на человека. Ядерное солнышко и ходьба с препятствием вытягивают много воды из организма.

Вулканический песок очень горячий и тяжелый как крошки металла.

Вот еще один водопой

Станция для отдыха и финишная прямая, точнее кривая по тропинке в зарослях.

На табличке написано остался один километр, молодые преодолеют эту тропинку за 15 мин, люди среднего возраста за 18, а товарищи почтенного возраста за 20 минут. Добавлю, что до этой таблички еще проползти надо 6 км. Пожилым сюда вообще лучше не соваться!

Ну вот и он, спящий великан, спокойный и казалось бы безмятежный пока.

Пару фоток как полагается на память на фоне. Погода чего то не благоволит для съемки. Солнца маловато.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!