Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви. Борьба с гордостью начинается с малого, внешнего

1. Гордость есть отвержение Бога, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, отгнание помощи Божией, виновница падений, источник гнева, горький истязатель чужих дел, судья бесчеловечный, противница Богу, корень хулы.

2.Началогордости - укоренение тщеславия;средина- уничижение ближнего, бесстыдное проповедание о своих трудах, самохвальство в сердце, ненавидение обличения; аконец- отвержение Божией помощи, высокомерное упование на свое тщание, бесовский нрав.

3. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и велехвалившихся в мыслях своих. Ясное доказательство на сие представляет фарисей, когда он говорил:Боже, благодарю Тя(Лук. 18, 11).

4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость, ибо гордость есть предвестница падения.

5. Высокомудрый монах сильно прекословит; а смиренномудрый не только не прекословит, но и очей возвести не смеет.

6. Не преклоняется кипарис и не стелется по земле; так и высокосердый монах не может иметь смиренного послушания.

7. ЕслиБог гордым противится(Иак. 4, 6), то кто может помиловать их? - И еслинечист пред Богом всяк высокосердый(Прит. 16, 5), то кто может очистить его?

8. Отвергающий обличение обнаруживает страсть гордости; а кто принимает оное, тот разрешился от уз гордости.

9. Один мудрый старец увещевал горделивого брата; но сей, слепотствуя душой, сказал: "прости меня, отче, я совсем не горд". Тогда мудрый старец возразил: "чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не уверением, что нет в тебе гордости".

10. Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее, и прочитывать повествования о пагубных последствиях гордости и сверхъестественных уврачеваниях от оной.

11. Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал

тебе Бог, также как и самое рождение. - Если ты исправлял какие-нибудь добродетели без помощи ума, то пусть они только и будут твоими, потому что и самый ум дарован тебе Богом. - И если ты без тела показал какие-нибудь подвиги, то они только и были от твоего тщания; ибо и тело не есть твое, - оно творение Божие.

12. Не надейся на свои добродетели, пока не услышишь последнего о тебе изречения от Судьи; ибо в Евангелии видим, что и возлежавший уже на брачной вечери, был связан по рукам и по ногам, и во тьму кромешную извержен (Мф. 22, 13).

13. Да не престанем сами себя испытывать и сравнивать житие наше с житием прежде нас бывших Св. Отцов и светил; и найдем, что мы и шагу еще не сделали, чтобы идти по следам жизни сих великих мужей, - даже обета своего не исполнили как должно, но пребываем еще в мирском устроении.

14. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул, и в которой потопил всякого злого духа.

15. От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия.

16. Гордость есть убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что имеет свет.

17. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

18. Гордый не имеет нужды в бесе - искусителе; он сам сделался для себя бесом и супостатом.

19. В гордых сердцах рождаются хульные слова, а в смиренных душах - небесные видения.

20. Не знаю, как это бывает, что весьма многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия, и уже при исходе из сего мира усматривают свое убожество.

21. Кто пленен гордостью, тому необходимо нужна

чрезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие средства к спасению его безуспешны.

22. Хульные помыслы рождаются от гордости, гордость же не допускает открыть их духовному отцу. Почему часто случается, что сия бедственность повергает иных в отчаяние, истребив всю надежду их, подобно червю, истачивающему дерево.

23. Нет никаких помыслов, которые бы (по причине гордости) столь трудно было исповедать, как помысел хульный; посему нередко он во многих пребывает до самой старости. Но между тем ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедуем, но таим в сердце, - что питает их.

24. Никто не должен думать, что он виновен за хульные помыслы; ибо Господь есть сердцеведец и знает, что такие слова и помышления не наши, но врагов наших.

25. Научимся презирать духа хулы, и, отнюдь не обращая внимания на влагаемые им помыслы, говорить ему:иди за мною сатана; Господу Богу моемупоклоняюсь,и Томуединомупослужу;болезньже твоя и слова твоида обратятся на главутвою, ина верхтвой да снидет хула твоя, в нынешнем веке, и в будущем (Пс. 7, 17).

26. Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом намерен вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами - подобен старающемуся запереть ветры.

27. Когда начнет в нас процветать святое смирение, тогда начнем мы презирать всякую похвалу и славу человеческую. Когда же оно созреет, тогда не только за ничто станем мы почитать свои добрые дела, но и вменять их в мерзость, думая, что мы ежедневно прилагаем к бремени грехов своих неведомым для нас расточением добродетелей.

28. Покаяние прилежное и плачь очищенный от всякой скверны, воздвигая храм смирения в сердце, разрушают возгражденную на песке лачугу гордыни.

29. Признаки исчезновения гордости и водворения смирения суть - радостное подъятие поношений и уничижений, утоление ярости, и неверование своим добродетелям.

30. Конец всех страстей - тщеславие и гордость, для всякого не внимающего себе. Истребитель же их - смиренномудрие хранит сожителя своего невредимым от всякого смертоносного яда (страстей).

31. Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних.

32. К одному из рассудительнейших братий приступили бесы, и ублажали его. Но сей смиренномудрый сказал им: "если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то из отшествия вашего я заключил бы, что я велик; если же не перестанете хвалить меня, то из похвалы вашей вижу мою нечистоту; ибонечист пред Господом всяк высокосердый(Прит. 16, 5). Итак, или отойдите, чтобы я почел себя за великого человека; или хвалите, - и я приобрету чрез вас великое смирение". Сим обоюдоострым мечем рассуждения они так были поражены, что тотчас исчезли.

33. Иное дело превозноситься, иное - не превозноситься, и иное - смирение. Один целый день судит; другой ни о чем не судит, но и себя не осуждает; а третий, будучи неповинен, всегда сам себя осуждает.

34. Конь, когда бежит один, то ему кажется, что он скоро бежит; но когда находится в бегу с другими, тогда познает свою медленность. (Сравнивай себя с лучшими и избежишь самомнения).

35. Нечистые бесы тайно влагали похвалу в сердце одному внимательному подвижнику. Но он, будучи наставляем Божественным вдохновением, умел победить лукавство духов такой благочестивою хитростью: написал на стене своей кельи названия высочайших добродетелей, т.е. совершенной любви, Ангельского смирения, чистой молитвы, нетленной чистоты, и других подобных. Когда потом помыслы

начинали хвалить его, он говорил им: "пойдем на обличение", - и, подошедши к стене, прочитывал написанные названия, - и присовокуплял: "когда и все сии добродетели приобретешь, знай, что ты еще далек от Бога".

36. Хочешь ли стяжать неотступную любовь к молитве, прежде приобучи сердце не зазирать чужих согрешений, но предтечею сего должна быть ненависть к тщеславию.

37. Если хотим постигнуть себя, да не престанем сами себя испытывать и истязать; и если в истинном чувстве души будем держать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия не далека от нас.

38. Многие называют себя грешными, а может быть, и в самом деле так о себе думают; но сердце искушается уничижением (от других).

39. Кто говорит, что он ощущает благовоние смирения, - и во время похвал, хотя мало движется сердцем, тот да не прельщается, ибо он обманут.

40. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу , сказал некто в чувстве души (Пс. 113, 9); ибо он знал, что естество человеческое, будучи столь немощным, не может принимать похвалу безвредно. От Тебе похвала моя в Церкви велицей (Пс. 21, 26), - в будущем веке; а прежде того не могу принимать ее безопасно.

41. Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, вверх принимает ветви; а когда оные наклонят, то они скорее бывают плодоносны. - Стяжавший знание понимает это.

42. Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак, да дерзают падшие, уповая на Бога.

43. Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием.

44. Кто в беседе упорно желает защищать свое мнение, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим дьявольским недугом (гордостью); и, если он так

поступает в беседе с равными, то может быть обличение старших и исцелит его; если же он обращается так с большими себя и мудрейшими, то люди не могут исцелить сей болезни.

45. Однажды спросил я одного из искуснейших старцев, каким образом послушание имеет смирение? Он ответил: благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит; и избавления от браней достигнет, всегда думает, что это совершает молитва отца его духовного, - и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным старанием.

46. Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий; иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностью, и себе дашь повод к высокоумию.

47. Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не высказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким либо, ни гадательным знаком; во всем будь подобен братиям, чтоб избежать высокоумия.

48. От ложного умиления рождается возношение, а от истинного - утешение.

49. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем не плачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего, и убивающему им самого себя.

50. Если кто замечает, что он легко побеждается превозношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, - и захочет извлечь против сих врагов обоюдоострый меч кротости и незлобия, тот пусть поспешит вступить, как бы в белильню спасения, в собор братий, - и притом самых суровых, когда хочет совершенно избавиться от своих порочных навыков; чтобы там, потрясаемый досадами, уничижениями и треволнениями братий, и ударяемый ими

умственно, а иногда и чувственно удручаемый, попираемый и ударяемый пятами, он мог очистить ризу души своей - от сущей в ней скверны.

51. Видел я, что гордость бывает причиною смирения. Ибо плод надмения есть падение в грех; грехопадение же для желающих спастись часто бывает поводом к смиренномудрию.

52. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней.

53. Блудных могут исправлять люди, лукавых - Ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог.

54. Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую - прежде век Невидимый.

55. Неусыпно наблюдай душевным оком за гордостью; ибо между обольщениями нет ничего губительнее сей страсти.

56. Если вид погибели, т.е. гордости, есть то, когда кто возносится и малыми и незначительными делами; то спасительный признак смирения есть - иметь смиренный образ мыслей и при великих предприятиях и исправлениях.

57. Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце своем, внесенную в оное на раменах ее матери - тщеславия, связав обеих узами послушания, и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами они говорили: "мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало враждует на нас один из наших неприятелей - сокрушение сердца, рождаемое повиновением. Но кому-нибудь быть подчиненными, - сего мы терпеть не можем; посему-то мы и на небе, бывши начальниками, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, и непамятозлобия и

служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть одно нечто, чему мы не имеем силы противиться, - будучи сильно биемы тобою, мы скажем тебе и сие: - если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостью воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1), т.е. в бездну смирения".


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!

Психологи характеризуют понятие гордыня, как гипертрофированное чувство своей значимости. Такое качество человеческого характера с точки зрения религии является страшным грехом. Люди с таким пороком встречаются в обществе довольно часто. Им свойственно упрекать в чрезмерном высокомерии всех окружающих и при этом не замечать негатива в себе.

Высокомерие мешает личности адекватно воспринимать жизнь, этот порок сопровождается постоянным тревожным состоянием души и, как следствие, не позволяет человеку просто наслаждаться происходящими событиями. Так как избавиться от гордыни самостоятельно практически невозможно, таким людям для борьбы с ней может потребоваться квалифицированная помощь психолога.

Как зарождается высокомерие

Тщеславие и заносчивость являются производными понятиями чрезмерного высокомерия. Появляются такие черты характера чаще всего в тот период, когда у человека в жизни всё хорошо. Успех, благополучие, знаменитость способствуют разрастанию внутренней гордыни. Причём в этот период жизни этот порок трудно убрать, так как иллюзия собственного величия не позволяет личности правильно оценить обстановку. Следствием такого поведения, как правило, становится дистанцирование от общества и неминуемое разочарование.

Со временем тщеславие приводит к формированию внутреннего эгоизма. Высокомерное отношение ко всему обществу приводит к тому, что с человеком перестают общаться сослуживцы и даже близкие люди. Таким личностям стараются не доверять ответственных дел. По причине того, что от гордеца может последовать неадекватная реакция, люди не ведут с ним доверительных бесед и не делятся своими достижениями. Общение с тщеславным человеком нередко заканчивается непониманием и завистью.

Заявляя на весь мир о своей исключительности, человека совершено не беспокоит вопрос о том, как побороть гордыню. Наоборот, он стремится подняться в своём убеждении на самую высоту и оттуда повелевать миром.

Признаки проявления гордыни

Определить горделивого человека в обществе довольно просто. Надменность и зазнайство постепенно выстраивают в сознании человека определённую иерархическую систему, по которой происходит оценка всего окружающего. Себялюбие проявляется в каждом человеке достаточно индивидуально, но всё-таки такое явление имеет общие характерные признаки:

  • обвинение всех окружающих в своих проблемах и неприятностях;
  • необоснованная раздражительность и неуважительное отношение к людям;
  • непереносимость критики, неадекватная реакция на указываемые недостатки;
  • стопроцентная уверенность в своей правоте;
  • необходимость постоянного соперничества;
  • удовлетворение собой постепенно снижается, также происходит потеря внутренних ценностей;
  • эгоистичный человек постоянно даёт всем советы, пытаясь доказать свою исключительность

Горделивые люди не умеют искренне благодарить, оказанная услуга воспринимается как должное. Они считают такую необходимость унизительной для собственного самолюбия. Для повышения своего достоинства высокомерные люди стараются искать слабые места у других.

Эгоизм: как с ним бороться

При решении вопроса о том, как бороться с эгоизмом или как победить гордыню, в первую очередь необходимо активное участие человека, страдающего таким пороком. Признание в себе негативной черты характера значительно ускоряет процесс выздоровления.

Избавление от гордыни должно начинаться с осознания ответственности за свою жизнь. Как только человек усмирит своё высокомерие, он перестанет винить всех окружающих в своих бедах. Гордыню можно считать психическим заболеванием, потому излечение от такого недуга напрямую зависит от внутреннего стремления и желания.

Чтобы ускорить процесс избавления от эгоистической черты характера, нужно научиться извлекать пользу даже из негативных событий. Ко всему следует иметь философский подход.

Для того чтобы преодолеть психологический барьер, характеризуемый тщеславием и эгоизмом, необходимо научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Человек должен осознать своё предназначение в обществе и тщательно проанализировать своё поведение.

Человеку, попавшему в глубокую зависимость от собственного эгоизма, обязательно необходима профессиональная помощь, так как бороться с гордыней в одиночку довольно сложно. Для формирования адекватной самооценки необходимо взглянуть на себя со стороны и постараться убрать обнаруженный негатив. Очень важно при корректировке расстройства сохранить золотую середину и не потерять уважение к себе.

Проявление гордыни в семейных отношениях

Чрезмерное чувство своей значимости нередко встречается в семейных отношениях, причём наблюдается такой порок не только у мужа или жены, но и у детей. По статистике, половина всех разводов происходит по причине того, что супруги не смогли своевременно расставить приоритеты в семье, в результате чего произошёл социальный дисбаланс авторитетов.

Если изначально в семье большую часть мужских обязанностей выполняет женщина, то потеря мужского авторитета будет неизбежной. Для того чтобы семейной паре не пришлось со временем решать вопрос о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо с самого начала совместной жизни иметь чёткое распределение обязанностей. Кроме того, без взаимного уважения справиться с проблемой семейного эгоизма будет практически невозможно.

Довольно часто высокомерие и тщеславие мужчины растёт по причине того, что женщина имеет статус домохозяйки. Занимаясь материальным обеспечением, муж постепенно занимает привилегированное место в семье, в свою очередь жена становится своеобразной жертвой.

Для того чтобы остановить программу разрушения семейных отношений одному из партнёров нужно преодолеть свою гордыню и скорректировать поведение. Женщина должна внимательно изучить свои обязанности и постараться поднять авторитет мужа. В свою очередь мужчина, по мере роста уважения автоматически приступит к своим семейным обязанностям и пересмотрит своё отношение к супруге. В борьбе с эгоизмом очень важно взаимное желание.

Ошибки воспитания детей

Детский эгоизм является не лучшей чертой характера маленькой личности. Основная проблема такого поведения заключается в том, что с эгоизмом ребёнка довольно сложно справиться. Малыш с самых первых дней жизни пытается ставить свои интересы превыше всего. Если такая требовательность не будет своевременно скорректирована воспитанием, то справляться с гордыней и высокомерием в более старшем возрасте будет сложнее. Эгоизм дочери или сына не является врождённым, в психологии такое явление характеризуется как приобретённое, причём нередко причиной детского высокомерия становится чрезмерная опека любящих родителей.

При решении вопроса о том, как бороться с детским эгоизмом, потребуется применение различных тактик. В первую очередь родители должны понять, как вести себя с ребёнком, у которого проявляются негативные черты характера. С раннего детства необходимо приучать малыша к проявлению заботы. Кроме того, все близкие родственники должны соблюдать определённые правила поведения:

  • Собственным примером взрослые должны внушить ребёнку, что все члены семьи являются отдельными личностями, заслуживающими определённого уважения. Такая тактика ведёт к тому, что малыш начинает понимать, что в семье все равны и перестаёт стремиться к привилегированному положению.
  • Отношения в семье должны строиться на принципах взаимного уважения и заботы. Родители должны в общении с малышом быть максимально естественными.
  • Постепенно нужно помогать ребёнку развивать в себе самостоятельность. Внутренняя уверенность малыша поможет ему в дальнейшем справиться с чрезмерной гордостью.
  • Взрослеющая личность должна постоянно чувствовать поддержку и защиту со стороны родителей. Вера в свои силы способна победить любые трудности.
  • Бороться с возможным эгоизмом можно путём формирования в подсознании ребёнка правильных ценностей. Для этого родители должны научить малыша читать правильные книги и смотреть добрые фильмы.
  • В семье должна сохраняться здоровая эмоциональная атмосфера. Не стоит выяснять отношения в присутствии детей. Также нежелательно прилюдно осуждать и критиковать посторонних.

Бороться с гордыней нужно в любом возрасте, так как этот порок способен нанести непоправимый вред психике человека. Победить такой порок легче всего в самом начале развития, поэтому такая проблема требует своевременной диагностики.

В заключительной статье цикла публикаций о гордости мы предлагаем вам, дорогие читатели, подборки конкретных практических советов святых отцов и пастырей в борьбе с этой страстью. Для наглядности они разделены на четыре «блока» в связи с основаниями ее возникновения: внешними и духовными качествами, властью и могуществом, богатством, влиянием окружения. В заключение приводим критерии преодоления страсти согласно учению святых отцов. Надеемся, этот материал будет вам полезен!

Содержание:

· Природные и духовные дарования - дар Божий

· Внешние труды - средства к спасению

· Невидение своих добрых дел и понесенных подвигов

· Доброделание, совершаемое «втайне»

· Упование на Бога и предстояние пред Ним

· Преодоление самовластия

· Как встречать подчиненного и не возвышаться над ним

· Внимательное отношение к своим поступкам

· Богатство - дар Божий

· Богатство подается «взаймы»

· Доверие ближнему

· Преодоление обвинения и гнева против живущих неправедно

· Упование на Бога как средство преодоления гордости и приобретения радости

Научая преодолевать страсть гордости, основанную на внешних качествах и природных дарованиях , понесенных трудах и достигнутых добродетелях, святые отцы, прежде всего, возвращают человека к мысли о Боге, Который и является для каждого источником всяческих благ и дарований. При этом святые отцы также указывают, каким образом человек может не допустить в себе возношения.

В своих советах, посвященных тому, как преодолеть или избежать гордости людям, имеющим власть , святые отцы научают рассудительному отношению к власти, к постоянной памяти о Боге и упованию на Него, внимательному отношению начальствующих к своим поступкам и к людям, им вверенным.

Обладание богатством в Ветхом Завете расценивалось как особое благословение Божие человеку: Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл. 5:19). Однако неправильное понимание этого дара и недолжное отношение к нему приводят, по слову святых, к развитию гордости.

Человек по невниманию присваивает дары, данные ему Богом, и в душе возносится.

Мнение окружающих и неодобрение ими добродетельной жизни человека может стать причиной настоящего огорчения для него: «Пока ты не начал молиться, все любили тебя, а сейчас вдруг ты чувствуешь себя в доме как во вражеском лагере. Раньше ты пил и курил, понемножку воровал, сквернословил, прогуливал работу, делал многое противное Богу и людям. И все-таки тогда домашние любили тебя. А теперь, когда ты пошел по пути правды, благочестия и молитвы, все бросаются на тебя, как осы» .

Теперь рассмотрим сказанное подробнее.

Природные и духовные дарования - дар Божий

Руководствуя в борьбе с гордостью, преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй; ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, его же неси приял от Бога (1 Кор. 4:7)» . Забвение об этом лишает человека благодатной помощи Божией и он остается без того, обладателем чего мог бы стать: «Если не будешь ходить по Его заповедям и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою, и отдаст лучшему: и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила» .

Преп. Ефрем Сирин Так, если гордость развивается от осознания природных дарований, таких как способность к пению, чтению или рукоделию, которые, как указывает преподобный Нил Сорский, по сути своей есть «ничто», человеку следует убедить себя в том, что эти дарования он приобрел не своими усилиями. Такие дары он получил от Господа, и мысль об этом должна уберечь его от превозношения .

Примечательный пример можно найти в книге Слов преподобного Паисия Святогорца. На признание одной из сестер монастыря в том, что от всех добрых дел, которые она совершает, она впадает в гордость, старец отвечает, что так происходит по причине действия врага: «Как пасечник дымом затуманивает пчёл, а потом забирает у них мед, так и у тебя тангалашка дымом гордости затуманивает голову, крадёт весь твой духовный мед, а потом с радостью потирает руки» , а это в свою очередь происходит от того, что человек по невниманию «присваивает дары, данные ему Богом, и в душе возносится. Тогда лукавый диавол идёт и крадёт у человека эти дарования, потому что он вор» .

Следует отметить, что навык подобного благодарения Господа за имеющиеся способности, а не приписывание себе этих дарований, нужен и в преодолении гордости, развивающейся от успехов в доброделании и возвышении из-за обладания некими духовными качествами, успешностью в прохождении внешних трудов.

Внешние труды - средства к спасению

Святитель Феофан Затворник научает не забывать о том, что внешние труды являются только средствами ко спасению: «Внешние труды и подвиги суть средства: они ценны только тогда, как приводят к цели и ею требуются» . Вместе с тем святитель призывает, сколь бы успешно они не совершались, вовсе не останавливать на них внимания: «И мысли на них не останавливайте, как бы они что значили. Главное в чувствах и расположениях. На них и обратите все внимание, если уже установились во внешнем порядке жизни» .

Преподобный Ефрем Сирин напоминает, что совершение трудов возможно только с Божией помощью: «Постишься ли, проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много земных поклонов, говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается это, а не моей силой и не моим старанием» . Подобный совет дает и преподобный Максим Исповедник, свидетельствуя, что «гордость [истребляется] приписыванием Богу исправно делаемых дел» .

Невидение своих добрых дел и понесенных подвигов

Лествица По мысли святителя Феофана Затворника, всякое оценивание себя опасно, потому человеку нужно научиться вовсе не видеть свои добрые дела, которыми, как ему, возможно, и справедливо кажется, он обладает: «Душа, дающая себе цену, точь-в-точь ворона, уронившая сыр. Помоги вам Господи усовершиться в сем невидении своих дел и трудов» .

Также святитель Феофан называет общее правило, которому должно следовать в духовной жизни: «Хорошо делает, кто каждый день начинает, как бы дотоле совсем ничего не делал. Кто забывает свое заднее добро, есть самый мудрый человек. Дал бы Бог и нам умудряться в этом» .

Как опасного для души, считает святитель, нужно избегать исследования своих трудов: «Трудитесь, не ленитесь; но и незасматривайтесь на труды. Хуже всего сие последнее» .

Особо же внимательным, как можно заключить из письма святителя Феофана, следует быть тому, кто оказывается на пути совершения истинных добродетелей: «Вам же паче всего надо пещись о сей добродетели (смирении), потому что берете на себя подвиги, которые не спрячешь. Засмотревшись на них, потому что сами лезут в глаза, душа начинает трубить о них пред собою; а это начало гордости и последующих падений. Сохрани вас Матерь Божия Пречистая - превысокая и пресмиренная!» - отмечает подвижник, вместе с тем указывая на пример смирения, явленный Пресвятой Богородицей.

Такие умеренность и смирение должны стать основным законом духовной жизни, который позволит уберечься от страсти гордости. По слову святителя, важно также заботиться о том, чтобы совершаемые подвиги оставались неизвестными для окружающих .

Доброделание, совершаемое «втайне»

Действительно, для внутреннего смирения, по слову святых, необходимо совершать духовное делание незаметно для других. Преподобный Максим Исповедник говорит об этом: «Тщеславие истребляется скрытным действованием» .

Многие подобные наставления находятся в письмах святителя Феофана Затворника: «Так и вам надо, чтоб все видели, что вы, как все, ничего особенного не имеете. Надо прятать все. Ухитряйтесь. И в речи, и в походке, и в приемах - все должно быть, как обычно у всех» .

Всякое оценивание себя опасно, потому человеку нужно научиться вовсе не видеть свои добрые дела.

Дает святитель Феофан и некоторые другие советы, касающиеся трудов и добродетельной жизни. Так, по его словам, следует с особым вниманием и осторожностью относиться к слезам, свидетельствующим о покаянии и сокрушении сердечном, но опасным, если они становятся видны другим: «Что вам делать со слезами? Нельзя ли вам делать так, чтоб дома плакать, и наплакиваться вдоволь, а в церкви удерживать слезы, оставляя одно сокрушение сердечное? Помолитесь, чтоб так было, и сами понудьте себя на дело сие. А то беда не далеко. В сердце образуется чирей тщеславия; и не заметите, как зародится и разордеется. Так не лучше ли загодя уклониться от пути, на котором можно встретить такую язву?» . При этом «путь смиренного умеренного делания есть самый надежный» .

Святитель Феофан отмечает, что порой, когда человек чувствует, что труды и добродетели заставляют его гордиться, должно поступить противоположно, чтобы укорить себя и тем посрамить гордыню: «О смирении больше всего надобно заботиться. И не заметишь, как залезет гордыня. Да ведь она так многообразна и так многосплетна! Оттого у всех святых сколько предостережений против нее. Не присадиться в церкви, хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама» .

Скрываемым, по слову святых, должно быть все, что только может послужить основанием для превозношения: «Есть такие, которые и тем кичатся, что происходят от родителей известных в мире, или что родственников среди преимуществующих в славе мира имеют, или если кто-либо сам в каком-то сане или чести в миру был. И это - безумие. Ибо это скрывать подобает» .

В целом же, как указывают святые, всякое самомнение побеждается смирением, в том числе приобретаемым через внешнее ограничение себя.

Простые работы

Преподобный Нил Сорский указывает, что гордящимся следует «избирать всегда последнее место и на трапезах, и на собраниях среди братии, <…> постыдные труды и молчание любить, предварять, не ленясь, низким поклоном при встречах братию и не превозноситься в беседах, не быть любителем словопрений и бесстыдным, не выказывать себя и не желать свое слово вставить, хотя бы оно и казалось хорошим» .

Для внутреннего смирения, по слову святых, необходимо совершать духовное делание незаметно для других.

Мысль о важности «постыдных трудов» находится и в творениях святителя Феофана Затворника: «Работу надо непременно иметь; и чем грубее она, тем лучше. Чистые и щегольские работы слишком занимают, и внимание от главного дела отвлекают, и холодят» . С радостью святитель научает исполнять любое послушание: «Подметать церковь - доброе послушание. И смирительно, и назидательно. Какое благоговение обнимает душу, когда остаетесь одни в церкви, при глубокой тишине! Вот тут, если никто не видит, станьте где поудобнее и творите поклоны, сколько душе угодно» . Нельзя оставлять и «хлопот по келлии»: «Этот черный труд полезен особенно тем, что много сбивает спеси. Чернорабочесть в родстве с смиренным о себе мнением, а белоручество - с высокоумием. Не бросайте первого» .

Этих трудов, по слову святителя, не должно оставлять. Это те труды, совершением которых с помощью Божией и спасается человек.

Можно видеть, что советы святых отцов, подаваемые ими для уврачевания гордости, основанной на духовных качествах и добродетелях, во многом приближаются к их научению о смирении. Также они говорят об умалении себя: какой бы высоты духовной жизни человек не достиг, он должен видеть другого совершеннее и лучше. Эти советы святых близки тем, которые учат избегать гордости, основанной на власти и могуществе.

Преодоление самовластия

Важным для начальствующего является умение не допускать самовластия по отношению к подчиненным: «Надо действовать не борзясь, потихоньку» . Особо святитель Феофан предостерегает от страстности в принятии решений: «Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хотя малая тень страсти есть, там не жди проку. Тут прячется враг, и все перепутает. Когда взыскивать приходится, избегайте того движения сердца, по коему [начальствующий] известное нечиние считал бы оскорблением лично себе. Как он смел, когда я велел? Как он смел у меня на глазах так поступать? Надо “я” во всех его видах отбросить» .

Всякое решение должно приниматься и всякий труд совершаться не по своему произволу, но во исполнение заповедей и установлений Божиих: «Только не надобно никогда допускать: “я хочу”, а порядки того требуют, я же слуга ваш» .

Святитель Феофан советует начальствующим: «Не следует борзиться, не следует так: сказал и чтоб было… Люди свободны, а команда - неподходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа. Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя Господи! Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение… как смели, ведь “я” сказал» .

Как встречать подчиненного и не возвышаться над ним

Памятование о Господе и проживание жизни как пред очами Его - залог должного устроения порядков в трудах, важно при этом и постоянное согласование своих действий с волей Божией. Всякий, каков бы он ни был по положению, по мысли святителя Феофана, должен быть готов послужить ближнему: «Дела все - большие и малые - делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается. Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос да будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему» .

Служа достойным выполнением своих обязанностей Богу, по совету святителя Феофана, «главное - возлюбить надо братию и большую и малую и в духе любви действовать. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему» .

Какой бы высоты духовной жизни человек не достиг, он должен видеть другого совершеннее и лучше.

Всякому начальствующему не следует «заглушать», как указывает святитель Феофан Затворник, то есть подавить в себе человека-христианина. Перечисляя качества хорошего благочинного монастырей, святитель подает следующий совет: «Благочинный пусть не заглушает монаха. То чин случайный, а монах по обету и умрет монахом. Так монаха паче надо блюсти. Благочиние можно сбросить, а монаха куда сбросить?» .

Об этом говорит и святитель Николай Сербский. Утешая скромного чиновника, жалующегося на своего гордого друга, он обращается к последнему, который, по его словам, «потерялся в высоком кресле»: «Внезапно придут к тебе позор и погибель. Потому обратись, покайся, отрезвись, опомнись, стань человеком. Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов» .

Такой совет, как представляется, может быть применен и в монашеской жизни, и в повседневных отношениях в миру: любая должность и власть временны, в то время как высокое звание христианина остается самым важным.

Внимательное отношение к своим поступкам

Облеченным властью святитель Феофан советует быть строгими и взыскательными к своим поступкам: «Надо думать много, и каждый вечер суд над собою творить, - суд без милости» . «Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною с одним Господом. И тако отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою» . Такое собеседование с Богом и труд над собой, по мысли святителя Феофана, должны стать правилом начальствующего.

В целом же, не возвышаясь, всякий, как указывает святитель, должен избрать для себя такой путь: «Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в нем пребыванием - се производители жизни духовной» . Также, по слову святителя, важно помнить о том, что власть и положение - не повод для гордости, но призыв к еще большим трудам. Он научает принять «новое послушание как иго, которое тянуть надо вседневно, а не как крылья для возношения» .

Эту память о Боге стремящийся изжить гордыню и должен в себе восстановить, но прежде он должен осознать, что представление его о счастье в действительности является заблуждением.

Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком.

Святитель Николай Сербский обращается к «одному эгоисту»: «Ты считаешь себя совершенно счастливым и доказываешь, что это счастье ты создал своими руками, без помощи Бога и людей. И поэтому отрицаешь святое правило, которое предлагает Церковь: человек должен молиться и оказывать милосердие ближним. “Ни Богу молитвы, ни людям милосердия!” - сурово говоришь ты. И ты считаешь себя счастливым! Я не могу представить счастья без Бога и людей. Полагаю, что ты не знаешь, что такое счастье, и просто путаешь понятия, принимая за счастье сытость» .

Богатство подается «взаймы»

Гордыня проистекает от того, что богатый приписывает сопутствующий ему успех своей силе и своему труду, на что указывает и святитель Николай Сербский. Однако в действительности ничего не происходит не по воле Божией: «Ты скопил большое имение, ешь и пьешь вдоволь и в себялюбии думаешь, что тебе никто не нужен. Но запомни, что земля ничего не дает без воли Божией. И если тебе дала, - значит, дала по воле Его» .


Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Подобные слова, наставляющие против самомнения по причине достатка и богатства, можно встретить уже в посланиях апостольских: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения (1 Тим. 6:17).

При этом каждое дарование Господь подает человеку согласно Своему промыслу о нем: «Человек ничего не может получить, не представив за это ответ Создателю мира. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы. Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо.

Каждый день Господь испытывает нас этими дарами, а испытание это - проверка, сможет ли сохранить человек веру и милосердие, благочестие и добродетель, вспомнит ли человек, от Кого пришел ему тот или иной дар, и воздаст ли он славу и хвалу Подателю даров» .

Через богатство, как и всякий дар, Господь призывает человека ко спасению, достичь которого можно различными путями, которые и изъясняют святые. Так, святитель Иоанн Златоуст обращается к пастве с назиданием: «Бог сделал тебя богатым для того, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы своею щедростью к другим искупал собственные грехи; дал тебе богатство не для того, чтобы ты запер его на свою погибель, но чтобы расточил для своего спасения» .

Видение такого промышления Божия о себе должно подвигнуть его к должной скромности и надеянию на Бога, а не собственные силы.

Доверие ближнему

Часто человек просто может не видеть других хороших и благочестивых людей рядом с собой: «Жалуешься, что люди стали жестокосердными. Ни разу не встретился тебе добрый человек. Тебя удивляет, почему Бог терпит этот мир и не положит ему конец. Еще больше ты удивишься, если услышишь, что твой сосед сетовал мне на то же. И он говорит, что не осталось добрых людей и ему очень одиноко на пути к истине и добру. Это значит, что ты незнаком с ним, а он - с тобой. Если бы вы, два хороших человека, познакомились, вы изменили бы свое мнение о мире и ваша печаль обратилась бы в радость. Сказал Господь учениками Своим: “в мире скорбны будете, но печаль ваша обратится в радость”. Я назову тебе имя того человека, а ты найди его. И, когда вы вместе встанете на молитву, молитесь Господу, чтобы Он открыл вам и других хороших людей в вашем городе. Верю, что вам откроется множество людей, пока вам незнакомых» .

Через богатство, как и всякий дар, Господь призывает человека ко спасению, достичь которого можно различными путями, которые и изъясняют святые.

Святитель Николай Сербский научает не останавливаться на внимании к самому себе, с доверием относиться к ближнему. Он отмечает, что «люди подобны рудникам, а в рудники обычно приходится проникать глубоко, чтобы найти сокрытые в них сокровища. Таков порядок этой вселенной: чем драгоценнее сокровище, тем глубже сокрыто. Если бы праведный Лот сетовал на злых людей в Содоме, ему легко было бы поверить. Но трудно поверить, что в христианском городе, где проповедуется учение Христа и служится литургия, нет ни одного хорошего человека» .

Преодоление обвинения и гнева против живущих неправедно

По слову святителя Николая Сербского, гнев против людей неблагочестивых не является праведным: «Если ты познаешь истину глубже, чем знаешь ее сейчас, ты перестанешь обвинять тех, кто не любит тебя, поносит, высмеивает и мучает» . И поношение праведника не дает ему права на ответные обличения. Так, в качестве наставления обращающемуся к нему за советом, святитель Николай Сербский предлагает ему притчу: «Среди учеников одного древнего мудреца был один богатый и гордый юноша: из-за одного только недоброго слова он был готов биться до крови. Чтобы исцелить его от гордости и вспыльчивости, мудрец наложил на него такую епитимью: три года гордец должен был странствовать по свету и платить каждому, кто оскорбит его. Юноша покорился учителю и отправился в путь. Ходил по свету и платил всякому, кто соглашался оскорбить его. Когда прошло три года, он вернулся к учителю. Но при входе в город ему встретился рассерженный кем-то прежде страж и обрушил весь свой гнев на юношу. Тот, вместо того чтобы ответить ему оскорблением на оскорбление, улыбнулся. “Чему ты улыбаешься?” - спросил удивленный страж. И мудрый ученик ответил ему: “Три года я платил каждому, кто бы оскорбил меня хоть немного, а ты бесплатно изругал меня больше тех, кому я давал деньги”. Когда мудрец узнал о случившемся, то, встретив своего исправившегося ученика, радовался и перед всеми хвалил его» .

Упование на Бога как средство преодоления гордости и приобретения радости

Порицания и укоризны, как советует святитель Николай Сербский, должны переноситься им с радостью потому, что в этом случае на нем исполняются слова Евангелия: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:11-12) .

И, напротив, гордящиеся своими преступлениями и укоряющие праведного будут обличены, по слову Писания, самим Господом: «Знай, покаются твои гонители, насмешники умолкнут, а ты возрадуешься. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь. А те, кто гонит тебя, будут служить тебе. Это пророчество тысячи раз исполнялось и на тебе исполнится» .

Критерии преодоления страсти гордости:

Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении сего слова, без всяких ограничений; так что, коль скоро дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло криво. И опасно .

Как писал святитель Феофан, «чем грешнейшею себя чувствовать будете, тем путь ваш правее… Называете себя худшею всех сестер. Слава Богу, если это не один язык говорит. Но если какая сестра придет и разбранит вас, да еще понапрасну, что с вами будет? Если почувствуете, что этого мало, удесятерить следует, - это будет значить, что вы и в чувстве грешница; а если не будет сего, сердце значит полно чувства праведности. Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; так что коль скоро нет его, все не в прок. Заучите сие хорошенько» .

Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности.

Святитетель учил радоваться, когда встретится уничижение внешнее, невольное, и принимать его как особую милость Божию: «Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы себе цену давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя… Вы писали, что когда-то желали оскорблений и унижений. Это было прямое свидетельство смирения. А тут сказали вам: вы горда, - вы - оскорбляться, поперечить и отворачиваться от сказавшего. Такие действия не знак ли, что смирения нет: было, да испарилось, по крайней мере, на этот случай. Кто желает оскорблений, тому, сколько их ни делай, все мало. Так и смиренный думает, что ему все мало унижений» .

Таким образом, общее стремление к святости, к жизни по заповедям, внутренней духовной чистоте, смирению - вот что следует иметь человеку, вставшему на путь борьбы со страстями, в особенности же, со страстью гордости, которая дает свои ростки в каждом из нас.

Для более просто навигации по материалам о гордости, представляем Вашему вниманию список предыдущих статей.

монах Кирилл (Попов)

Ключевые слова: гордость, советы по преодолению, труды, упование на Бога, доброделание, власть, могущество, богатство, качества, окружение.

Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Конкретное духовное руководство. О молитве особо. Духовникам и благочинным монастырей, протоиереям. - М.: Правило веры, 2012. - С. 22.

Нужно постараться понять, что свои грехи-самые тяжкие и ужасные, учиться во многом усмирять себя (этому хорошо пост помогает), учиться милосердию (творить милостыню, жалеть обездоленных, больных, стараться помогать им)..

    • harlem_
    • March 29, 2009
    • 22:04

    Как распознать в себе Гордость?

    На вопрос: «Как распознать в себе гордости?»- Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

    «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не, по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается, прежде всего, не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

    Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

    Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

    Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко».

    Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что ЕС-Ли на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

    И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает те добродетели, которых в нем нет».

    • oxen197810
    • March 30, 2009
    • 00:35

    "Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. - Благословите кленущия вы (Мф. 5, 44), - говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие: потерпевший бесчестие здесь не подвергнется ему в том веке. Прият сугубы грехи своя (Ис. 40, 2). Твой мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис. 26, 12)."

    Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.

    • koppers3437
    • March 30, 2009
    • 00:41

    Спаси Господи.

    • connoisseur8756
    • March 30, 2009
    • 02:27
    • 87=gambia_9
    • March 30, 2009
    • 03:39

    Ребята, спасибо.

    Насчет поста. В нем есть такая опасность, что можно возгордиться, что его держишь.

    И еще, насчет Иоанна Кронштадтского. Он говорил про малую степень гордыни. А ведь есть такая гордыня, при которой никакие насмешки не клюют. С этим справиться сложнее.

    Дима, спасибо за описание симптомов. Точь-в-точь!

    • oxen197810
    • March 30, 2009
    • 23:36

    Цитата: И еще, насчет Иоанна Кронштадтского. Он говорил про малую степень гордыни.

    Думаю, что он говорил про корень-гордыню, про суть. Разрастись же она может действительно очень сильно. Что ж делать? Во-первых - поставить диагноз, т.е. признать, что действительно есть гордыня. Во-вторых, решиться на борьбу с ней. В-третьих пойти на исповедь и выслушать (а потом делать), что посоветует священник для уязвления гордыни. Главное - это вместе с духовником найти способ воздействия на гордыню.

    В-червёртых, самому стараться побольше уязвлять гордыню. Например любит человек парадные выходы, красивую одежду, лесть.... Вот и заставить себя идти чёрным ходом, в замусоленных джинсах и втихомолку подтрунивать над собой, когда льстят (может попросить подругу/друга).

    Заниматься душеполезным чтением. И не просто читать, вникать в написаное. Молиться и поститься, просить Бога об избавлении от гордыни. Говорят гордыня - мать всех грехов.

    • 87=gambia_9
    • March 31, 2009
    • 01:04

    Екатерина, этот этап с одеждой и черным ходом уже пройден.

    Не действует.

    Говорю я себе "вот на меня все смотрят, наверное, смеются, блузка-то мятая, голова бритая, я посмешище". А голос внутри отвечает: "А на*рать, надо будет - голышом в перьях пойду".

    Только словами Иоанна Лествичника в сообщении #4 вскрываю в себе гордыню: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней». Видно, был он большой специалист по гордыне, симптом - точнейший.

    • 87=gambia_9
    • March 31, 2009
    • 01:34

    И есть еще один у меня вопрос.

    Что такое гордость? Отличается ли она чем-то от гордыни?

    • connoisseur8756
    • March 31, 2009
    • 04:33

    Насколько я понимаю, дело обстоит как-то так...

    Гордыня - это состояние, в котором человек считает себя чем-то самосотоятельным, отдельным от Бога, не видит своей греховности и необходимости к исправлению и покаянию. Поэтому-то она и начало всех других зол, потому что это сам корень греха - отрыв от Бога.

    Гордость - это состояние, в котором человек считает себя чем-то значимым, он рисует себе свой образ и защищает его.

    Тщеславие - это состояние, при котором человек принимает на себя Божью славу, считая, что сам что-то смог сделать, ищет людской похвалы. Именно поэтому Лествичник говорит о ней:

    "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху".

    В гордыне человек защищает своё мнимое превосходство, считает себя замкнутой самодостаточной системой, а в тщеславии ищет похвалы (в т.ч. и от себя).

    • manicure199408
    • March 31, 2009
    • 07:41

    И всегда помни о том, как будешь перед Господом ответ держать. Молитву Господню всегда держи на готове. Только заберутся мысли лукавые, обращай мысли к Богу. Может быть нам и не по силам страсти некоторые побороть, но Богу все возможно. Проси помощи, плач о грехах своих.

    • oxen197810
    • March 31, 2009
    • 23:52

    Екатерина, как я уже писала: Главное - это вместе с духовником найти способ воздействия на гордыню.

    Т.е. для борьбы с грехом мало только нашего желания и наших сил. Вот если "возложить свою печаль на Господа", поверить, что Его служитель даст разумный совет и СМИРЯСЬ (отметая своё мудрование) пытаться выполнять предписанное, то дело сдвинется с мёртвой точки.

    Это так сказать общий совет, а подробнее может сказать только тот, кто лучше знает вашу душу.

    • ^79hierarchal7
    • April 21, 2009
    • 14:53

    Спаси Бог! Главное не возгордиться, когда получается с ней бороться))

    • koppers3437
    • April 21, 2009
    • 14:58

    Катюха Сандлер, респект!

    • oxen197810
    • April 21, 2009
    • 15:30

    "Тебе нужно или какое-нибудь несчастие, или потрясение. Моли Бога о том, чтобы случилось это потрясенье, чтобы встретилась тебе какая-нибудь невыносимейшая неприятность на службе, чтобы нашёлся такой человек, который сильно оскорбил бы тебя и опозорил так в виду всех, что от стыда не знал бы ты, куда сокрыться, и разорвал бы за одним разом все чувствительнейшие струны твоего самолюбья. Он будет твой истинный брат и избавитель. О, как нам бывает нужна публичная, данная в виду всех, оплеуха!"

    Николай Васильевич ГОГОЛЬ

    • bronchiolar2792
    • April 23, 2009
    • 00:39

    обычно сама судьба дает нам подзатыльники за гордость, он же юношеский максимализм. Тем и лечится....переосмысливаешь потом все и уже стараешься избегать)

    • requisition198510
    • April 24, 2009
    • 22:34

    По себе знаю, что не могу сама себя смирять. Молиться надо. Тогда и люди найдутся, которые тебя пристыдят, и обстоятельства не позволят гордиться.

    • 87=gambia_9
    • April 28, 2009
    • 14:49

    Господа и товарищи, а как определить, побеждена ли гордыня?

    И еще один вопрос: существует ли гордость (в хорошем смысле)?

    • motorcade3300
    • April 28, 2009
    • 17:51

    По-моему, тщеславие и гордыня - самые неискоренимые грехи, везде пролезут. Только молитвой...

  • Человек – это эмоциональная личность, у которой сложились свои жизненные правила. У него огромный энергетический запас, через свои чувства он выражает собственное отношение к окружающим и миру, но какой энергией наделены мысли этого человека, и что за эмоции он проявляет при общении с другими людьми, зависит исключительно от него и его желаний. Что такое гордыня, и почему она является грехом для людей – попробуем выяснить далее.

    Гордыня – что это?

    Гордыня – ощущение полного превосходства своей личности над другими. Она является неадекватной оценкой личностной важности. Проявление гордыни очень часто приводит к глупым ошибкам, из-за которых страдают окружающие. Этот грех проявляется в высокомерии, не выказывании уважения к другим людям, их жизни и переживаниям. У людей, с обострённым чувством гордыни, повышенное желание хвастаться своими достижениями. Свой успех они считают только своей заслугой, не принимая во внимание помощь окружающих и высших сил в обычных жизненных ситуациях, не признают помощь и поддержку окружающих.

    На латынь «гордыня» переводится как «superbia». Она является грехом, потому что каждое качество человека, заложено Творцом. И считать себя источником всех своих достижений в жизни и что все окружающее – это результат личного труда в корни неверно. Критика действий и речи других людей, обвинение в несостоятельности, грубые насмешки – очень забавляет людей с гордыней, приносит им несказанное удовольствие.

    Очень часто человек даже не осознаёт, что подчиняется гордыне и думает это какое-то иное качество его характера. Но дальше это все усугубляется – в результате человек полностью погружается в этот грех. Как его можно различить в себе самом и других людях, чтобы вовремя остановиться и уберечься от греха? Для этого необходимо ознакомиться и научиться различать такие признаки греха:

    Именно эти признаки часто путают с самой гордыней , иногда принимают эти признаки в качестве добродетелей, но только в том случае, когда они занимают первое место в характере человека и начинают им руководить. После этого человек неспособен контролировать самого себя, а это неизбежно ведёт к причинению вреда себе и окружающим людям.

    Есть разные виды этого греха. Это может быть возрастной вид гордыни. Когда взрослые с пренебрежением относятся к маленьким, поскольку те ещё очень глупы и наивны в силу возраста. Или, наоборот, молодёжь считает, что пожилые люди ничего не понимают в современных тенденциях и их взгляды на жизнь устарели.

    Есть гордыня знаний . Когда человек считает себя самым умным, а всех вокруг дураками.

    Гордыня красоты. В основном этот грех на женщинах, которые считают себя самыми красивыми, а других женщин недостойными комплиментов и любви.

    Национальная гордыня . Люди считают, что их нация превосходит другие, а некоторые нации даже не имеют права на существование. Примером этого греха можно считать взгляды немцев на еврейскую нацию во время Второй мировой войны? Чем это не показатель проявления гордыни в полной мере и не результат полного овладения грехом некоторыми немцами.

    Видов гордыни достаточное количество, каждый вид проявляется в той или иной сфере жизни и деятельности человека.

    Результаты этого греха

    Гордыня в основном выступает в роли источника плохих размышлений и эмоций, которые негативно отражаются на состоянии и манере поведения людей, иначе говоря, мешают им жить «правильной» жизнью, поскольку завышенное чувство важности своего «Я» становится отправной точкой агрессии к окружающим людям. Другие представления о мире порождают внутри вспышку следующих эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и жалости. Они в первую очередь ведут к абсолютному разрушению психического здоровья человека, соответственно, и его сознания.

    Гордыня и психология

    Этот грех часто становится признаком неверного воспитания. В раннем возрасте родители часто говорят своему ребёнку, что он лучше других. Однако получать похвалу и поддержку малыш должен, но только по конкретному, реальному поводу. Ложная похвала будет формировать завышенную самооценку, что неизменно приведёт к гордыне. Такие дети, повзрослев, не смогут реально оценивать собственные недостатки. Примером этому то, что они не знают с детства о критике в их адрес, и они будут не способны воспринимать её, будучи взрослыми.

    Как правило, такой грех приносит разлад в общение – ведь поддерживать дружескую связь с горделивым человеком сомнительное удовольствие. Никто не захочет с самого начала чувствовать себя приниженным, слушать длинные монологи о чьем-то совершенстве и правоте, отсутствие шагов к компромиссу не приведёт ни к чему хорошему. Горделивый человек никогда не признаёт таланты и способности другого.

    Гордыня в православии

    Это главный грех в православии, поскольку именно он является источником иных пороков человека: жадности, злости. Спасение души человека основывается на понятии – Господь превыше всего. Затем необходимо полюбить ближнего, принеся в жертву свои интересы и желания. Но гордыня не принимает долг перед другим человеком, ей не свойственно чувство жалости. Добродетель, которая искореняет гордыню, смирение.

    Нынешнее общество навязывает мнение о том, что женщина вполне может обойтись без представителя мужского пола. Гордыня у женщин не признаёт семью, в которой мужчина главный и его мнение основное. Женщины в подобных отношениях не признают правоту мужа, постоянно проявляют свою самостоятельность,как доказательство, и пытаются подчинить мужчину себе. Для таких женщин важно быть лидером и победителем, не отступая от своих принципов. Идти на жертвы ради собственной семьи для такой женщины не является возможным. Подобные картинки рисует нам современное общество .

    Тотальный контроль, привычка «капать на мозг» и женская раздражительность – отравляют семейную жизнь. Каждая ссора заканчивается только после того, когда мужчина признаёт собственную неправоту и Эго женщины побеждает. Принуждение мужчины, превозносить женщину по каждой мелочи, принижают чувство собственного достоинства, поэтому любовь умирает. И мужчина хочет разорвать всякие отношения.

    Избавиться от этого греха

    Когда человек понимает какой грех он несёт в себе , и появляется желание от него избавиться, то сразу возникает вопрос: как от него избавиться? Нельзя сказать, что сделать это очень просто. Ведь чтобы избавиться от плохого качества характера необходимо пройти долгий и сложный путь, осознать источники появления греха, и самое важное – приложить все усилия к избавлению, поскольку борьба будет идти с самим собой.

    Освобождение от этого греха – путь к познанию самого себя и Бога, каждый последующий шаг должен быть обдуманным и уверенным. Чтобы это сделать необходимо помнить такие правила:

    1. любить окружающий мир таким, каков он есть;
    2. научиться воспринимать любую ситуацию, происходящую в жизни без обид и возмущений, каждый раз выказывать благодарность Богу за посланное им, потому что все обстоятельства – это что-то новое и полезное;
    3. уметь видеть положительные стороны в любом положении, хоть далеко не всегда заметные по первому взгляду, поскольку часто осознание приходит спустя некоторое время.

    Боремся с гордыней

    Бывают такие ситуации , когда человек сам уже не может ничего с собой сделать, чтобы преодолеть гордыню. В такой ситуации следует попросить помощи у «старших товарищей», послушать их мудрые наставления и суметь не отказаться от них. Это поможет встать на путь истинный, путь сопротивления, а также даст возможность шагать далее в пути самопознания.

    Самый эффективный метод при борьбе с грехом – служение родным, социуму, миру и Богу. Отдавая себя другим, человек меняется, поскольку окружающая среда становится другой – чище, светлее и праведнее. Не зря мудрецы говорят: «Изменись сам – изменится все вокруг».



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!