Как царская «богатырка» стала советской «буденовкой. История создания шлема "богатырка-буденовка"

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 19 от 10 мая 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Горючее для бахвала. Ответ из 14 букв: САМОДОВОЛЬСТВО
4. Квадратно-гнездовой … посадки картофеля. Ответ из 6 букв: СПОСОБ
9. Кто «обеспечивает бессмертие после кончины» братьям нашим меньшим? Ответ из 12 букв: ТАКСИДЕРМИСТ
10. Языковая трансформация. Ответ из 7 букв: ПЕРЕВОД
12. Мыльная, но не опера. Ответ из 4 букв: ПЕНА
13. Искусство попадать движениями в ноты. Ответ из 5 букв: ТАНЕЦ
14. «Промчится … на дельфине, в рожок серебряный трубя». Ответ из 5 букв: ОТРОК
16. Сколько получил от Александра Корейко отступных Остап Бендер? Ответ из 7 букв: МИЛЛИОН
20. Кто над иноками поставлен? Ответ из 6 букв: ИГУМЕН
22. «Осиновое оружие» против вампиров. Ответ из 3 букв: КОЛ
23. «Хмуриться не надо, …!» Ответ из 4 букв: ЛАДА
27. Заготовка для вышибалы. Ответ из 5 букв: БУГАЙ
28. В какой из наших областных центров лежит путь через заграницу? Ответ из 11 букв: КАЛИНИНГРАД
31. Где мыши без еды точно не останутся? Ответ из 5 букв: АМБАР
32. Какая Марфа стала третьей женой Ивана Грозного? Ответ из 8 букв: СОБАКИНА
34. Фамилия папы Иоанна Павла II. Ответ из 7 букв: ВОЙТЫЛА
35. Какой цветок связан с богиней Дианой? Ответ из 6 букв: ЛАНДЫШ
39. Хрустяшка для сладкоежки. Ответ из 4 букв: БЕЗЕ
40. «У крупных неприятностей и … толще». Ответ из 5 букв: ШКУРА
41. «Искусственное прерывание» власти. Ответ из 9 букв: ПЕРЕВОРОТ
42. Юбка на Шоне Коннери по особо торжественным случаям. Ответ из 4 букв: КИЛТ
43. «У кого руки в навозе, у того на губах …» (финская пословица). Ответ из 3 букв: ЖИР
45. Сказочный трудяга, отплативший за скупость своему работодателю. Ответ из 5 букв: БАЛДА
46. Мультяшный лев, поехавший на каникулы в Африку. Ответ из 9 букв: БОНИФАЦИЙ
47. Откуда родом Раймонд Паулс? Ответ из 4 букв: РИГА
48. Какая ящерица когда-то была главным хищником Австралии? Ответ из 5 букв: ВАРАН
49. Что на бирже котируется? Ответ из 5 букв: АКЦИЯ
50. «Таксист без лицензии» на водительском жаргоне. Ответ из 7 букв: БОМБИЛА
51. «Гарантия» того, что вы будете держать язык за зубами. Ответ из 4 букв: КЛЯП
52. Игра метателей. Ответ из 5 букв: ДАРТС

По вертикали:

1. Потеря «в состоянии аффекта». Ответ из 12 букв: САМОКОНТРОЛЬ
2. Столовый протектор. Ответ из 8 букв: СКАТЕРТЬ
3. Русский художник, приложивший руку к созданию будёновки. Ответ из 8 букв: ВАСНЕЦОВ
5. Культовый фильм «… юрского периода». Ответ из 4 букв: ПАРК
6. Какой металл алхимики связывали с Сатурном? Ответ из 6 букв: СВИНЕЦ
7. Кто играет на саксофоне в фильме «Ландыш серебристый»? Ответ из 6 букв: БУТМАН
8. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье» (классический роман). Ответ из 5 букв: ИДИОТ
11. У какой европейской страны самая протяжённая в мире морская граница с Канадой? Ответ из 5 букв: ДАНИЯ
12. Жара в аду. Ответ из 5 букв: ПЕКЛО
15. Ночное состояние здорового мозга. Ответ из 5 букв: ПОКОЙ
17. Художественная эмаль. Ответ из 7 букв: ФИНИФТЬ
18. Сотрудник, помогающий «свести счёты». Ответ из 9 букв: БУХГАЛТЕР
19. Птица, что заглатывает добычу, не вынимая клюва из ила. Ответ из 5 букв: БЕКАС
21. «Кровавая сталь» из пушкинской «Чёрной шали». Ответ из 5 букв: БУЛАТ
22. «Ареал чиновника». Ответ из 7 букв: КАБИНЕТ
24. Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? Ответ из 11 букв: ДЕМОНОЛОГИЯ
25. Дымок над кипятком. Ответ из 3 букв: ПАР
26. Мускатные заросли. Ответ из 11 букв: ВИНОГРАДНИК
28. Из какого болотного растения маги делают «жезл властителя подлунного мира»? Ответ из 5 букв: КАМЫШ
29. Венецианский правитель. Ответ из 3 букв: ДОЖ
30. «Французский Спенсер Трейси», у которого случился бурный роман с Марлен Дитрих. Ответ из 5 букв: ГАБЕН
33. Кто «несёт свет людям»? Ответ из 8 букв: ЭЛЕКТРИК
36. «Сало на сковородке». Ответ из 7 букв: ШКВАРКА
37. Чем с крупье расплачиваются? Ответ из 5 букв: ЖЕТОН
38. На какой овощ не следует налегать при проблемах с почками? Ответ из 7 букв: ПОМИДОР
39. «Золотая столица» Сибири. Ответ из 7 букв: БОДАЙБО
41. Что «на ночь глядя» надевают? Ответ из 6 букв: ПИЖАМА
44. Какого Тома сыграл Мэтт Деймон в криминальной драме Энтони Мингеллы? Ответ из 5 букв: РИПЛИ
46. Декор косы. Ответ из 4 букв: БАНТ

Как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.

Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Из описания "богатырки": "Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном...."

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Статья с сайта "Крамола"

Здравствуйте дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня в этой статье можно посмотреть вопросы в кроссворде №19 "АиФ" 2017 и ответы на них. Ответы на кроссворд в газете Аргументы и Факты №19 за 2017 год можно посмотреть ниже, в скобках указано количество букв в слове и место слова в сетке кроссворда. Ответы на кроссворд можно посмотреть внизу статьи в компактном виде.

По горизонтали:

1. Горючее для бахвала (14 слово по горизонтали).
4. Квадратно-гнездовой … посадки картофеля (6 слово по горизонтали).
9. Кто «обеспечивает бессмертие после кончины» братьям нашим меньшим? (12 слово по горизонтали).
10. Языковая трансформация (7 слово по горизонтали).
12. Мыльная, но не опера (4 слово по горизонтали).
13. Искусство попадать движениями в ноты (5 слово по горизонтали).
14. «Промчится … на дельфине, в рожок серебряный трубя» (5 слово по горизонтали).
16. Сколько получил от Александра Корейко отступных Остап Бендер? (7 слово по горизонтали).
20. Кто над иноками поставлен? (6 слово по горизонтали).
22. «Осиновое оружие» против вампиров (3 слово по горизонтали).
23. «Хмуриться не надо, …!» (4 слово по горизонтали).
27. Заготовка для вышибалы (5 слово по горизонтали).
28. В какой из наших областных центров лежит путь через заграницу? (11 слово по горизонтали).
31. Где мыши без еды точно не останутся? (5 слово по горизонтали).
32. Какая Марфа стала третьей женой Ивана Грозного? (8 слово по горизонтали).
34. Фамилия папы Иоанна Павла 2 (7 слово по горизонтали).
35. Какой цветок связан с богиней Дианой? (6 слово по горизонтали).
39. Хрустяшка для сладкоежки (4 слово по горизонтали).
40. «У крупных неприятностей и … толще» (5 слово по горизонтали).
41. «Искусственное прерывание» власти (9 слово по горизонтали).
42. Юбка на Шоне Коннери по особо торжественным случаям (4 слово по горизонтали).
43. «У кого руки в навозе, у того на губах …» (финская пословица) (3 слово по горизонтали).
45. Сказочный трудяга, отплативший за скупость своему работодателю (5 слово по горизонтали).
46. Мультяшный лев, поехавший на каникулы в Африку (9 слово по горизонтали).
47. Откуда родом Раймонд Паулс? (4 слово по горизонтали).
48. Какая ящерица когда-то была главным хищником Австралии? (5 слово по горизонтали).
49. Что на бирже котируется? (5 слово по горизонтали).
50. «Таксист без лицензии» на водительском жаргоне (7 слово по горизонтали).
51. «Гарантия» того, что вы будете держать язык за зубами (4 слово по горизонтали).
52. Игра метателей (5 слово по горизонтали).

По вертикали:

1. Потеря «в состоянии аффекта» (12 слово по вертикали).
2. Столовый протектор (8 слово по вертикали).
3. Русский художник, приложивший руку к созданию будёновки (8 слово по вертикали).
5. Культовый фильм «… юрского периода» (4 слово по вертикали).
6. Какой металл алхимики связывали с Сатурном? (6 слово по вертикали).
7. Кто играет на саксофоне в фильме «Ландыш серебристый»? (6 слово по вертикали).
8. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье» (классический роман) (5 слово по вертикали).
11. У какой европейской страны самая протяженная в мире морская граница с Канадой? (5 слово по вертикали).
12. Жара в аду (5 слово по вертикали).
15. Ночное состояние здорового мозга (5 слово по вертикали).
17. Художественная эмаль (7 слово по вертикали).
18. Сотрудник, помогающий «свести счеты» (9 слово по вертикали).
19. Птица, что заглатывает добычу, не вынимая клюва из ила (5 слово по вертикали).
21. «Кровавая сталь» из пушкинской «Черной шали» (5 слово по вертикали).
22. «Ареал чиновника» (7 слово по вертикали).
24. Чему посвящен культовый трактат «Молот ведьм»? (11 слово по вертикали).
25. Дымок над кипятком (3 слово по вертикали).
26. Мускатные заросли (11 слово по вертикали).
28. Из какого болотного растения маги делают «жезл властителя подлунного мира»? (5 слово по вертикали).
29. Венецианский правитель (3 слово по вертикали).
30. «Французский Спенсер Трейси», у которого случился бурный роман с Марлен Дитрих (5 слово по вертикали).
33. Кто «несет свет людям»? (8 слово по вертикали).
36. «Сало на сковородке» (7 слово по вертикали).
37. Чем с крупье расплачиваются? (3 слово по вертикали).
38. На какой овощ не следует налегать при проблемах с почками? (7 слово по вертикали).
39. «Золотая столица» Сибири (7 слово по вертикали).
41. Что «на ночь глядя» надевают? (6 слово по вертикали).
44. Какого Тома сыграл Мэтт Деймон в криминальной драме Энтони Мингеллы? (5 слово по вертикали).
46. Декор косы (4 слово по вертикали).

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.


Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.


Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.


В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.
Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.


Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.
Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!