Как еще можно назвать науку языкознание. Языкознание как наука

Языкознание как наука.

Языкознание – наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях.

Языкознание – одна из древнейших отраслей знаний.

Возникло с появлением школ ок. 3 тыс. до н.э.

Возникновение первых словарей, грамматик.

Подлинной наукой становится в 19 в.

Первый метод изучения языка.

Доказательство родства языков, системность языка, законы развития и т.д.

Лингвистика в настоящее время – высокоразвитая наука.

Язык – один из существеннейших признаков человека.

Основной объект изучения – язык.

Язык – 1. Знание о языке вообще, как универсальная характеристика человека, способность общаться.

2. Знание о конкретном языке. Различные коммуникативные системы.

Лингвистика (языкознание) – Наука о естественном человеческом языке вообще, и обо всех языках мира, как индивидуальных его представителях.

Языкознание делится на 2 основных раздела:

Общее языкознание – рассматривает свойства, присущие любому языку. Изучает проблемы происхождения языка, язык и мышление, язык и общество, строение языка, классификации языков мира.

Частное языкознание – обращается к изучению отдельных языков и групп родственных языков. Может быть описательным (факты языка в конкретный исторический момент) и историческим (Развитие языка в течение времени).

Фонетика, морфология, синтаксис, лексикология, словообразование, пунктуация – так же разделы языкознания.

В языкознании имеются 2 аспекта – фундаментальный и прикладной.

Фундаментальные исследования направлены на получение нового знания о языке. Теория лингвистики. Разрабатываются методы и приемы исследования.

Прикладная лингвистика решает конкретные практические задачи – перевод, обучение письму и чтению, культура речи, создание искусственных языков, разработка терминологии, расшифровка древних текстов, лингвистическая экспертиза текстов, идентификация личности по почерку и т.д.

Оба аспекта находятся в постоянном взаимодействии.

Направления, родившиеся на стыке наук:

Психолингвистика,

Социолингвистика,

Лингвокультурология,

Когнитивная лингвистика (язык и процесс познания мира),

Политическая лингвистика,

Этнолингвистика.

Задание:

Ознакомиться с учебниками по введению в языкознание.

Язык, как объект лингвистики.

Сущность, природа языка.

Объект – область изучения.

Человеческий язык – объект изучения в лингвистике.

Предмет исследования – одна из сторон изучаемого объекта.

Вопрос о том, что такое язык – вопрос о его сущности. До конца этот вопрос не решен.

Язык – природное явление , так как человек не влияет на язык.

Данная точка зрения была популярна в середине 19 века, так как активно развивались естественные науки «Язык есть организм природы». (Август Шлейхер – «Теория Дарвина и языкознание»).

По мнению Шлейхера, среди языков так же существует эволюция и естественный отбор. Ученый лингвист – естествоиспытатель. Языкознание должно быть основано на точном наблюдении.

Терминология зародилась именно в этот период.

Язык – явление психологическое , так как является достоянием человека.

Тогда это одна из способностей, психики человека, функция мозга. Возникает с развитием сознания человека. Законы языка – законы психики.

Вильгельм фон Гумбальдт – первый заметил связь психики человека и языка. «Язык народа – это его дух».

А.А. Потебня: «Язык – средство выявления психологии говорящего».

И. А. Бодуэн де Куртенэ. «Язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов».

Язык – явление социальное , так как существует в обществе, коллективе.

Данная точка зрения возникала еще в 17 веке, но обоснована с научной точки зрения была только в конце 19 – начале 20 века в связи с развитием социологии.

Фердинанд де Соссюр – «Язык социален, так как его развитие обусловлено развитием общественной жизни».

Антуан Мейе – «Язык – средство общения в коллективе. Каждая группа людей использует особым образом свойства языка».

Язык – необходимое условие существования самого общества.

Язык относится к системам связи.

Все средства связи имеют знаковый характер (Жесты, свет, звуковой сигнал, цвет).

Знак – носитель информации.

Слова – языковые знаки.

Язык – одна из знаковых систем, обслуживающих общество.

Вывод:

Язык содержит в себе и биологические, и психологические и социальные аспекты.

ЯЗЫК – естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система. Ее основное свойство – социальная предназначенность.

Возможные темы доклада:

Август Шлейхер: натурализм в языкознании.

Вильгельм фон Гумбальдт – Язык народа – это его дух.

Психологическое направление.

Жан Вандриес – язык есть явление социальное.

Язык, как знаковая система.

Тема семинара № 2: для чего возник язык.

Речевые жесты.

Жестовые языки.

Язык человека и язык животных.

Происхождение языка.

Вопрос о возникновении языка остается до конца не решенным.

Как появился язык? Когда и где он возник?

На эти вопросы невозможно ответить стопроцентно точно.

Имеется несколько гипотез по этому вопросу:

    На ранней стадии развития человечества существовала Логосическая (от лат. Logos) теория. В основе зарождения мира лежало духовное начало. Слово – творящая сила, создавшая мир и человека в этом мире. Гердер, Лессинг, Платон эту идею поддерживали. Далее Бог преподнес дар слова человеку.

    Теория природного происхождения языка . Она близка идее Логосической теории. Эту гипотезу высказывал Гераклит. Он говорил, что язык появился в природе. Т.н. теория Фюсель. Слова выражают сущность обозначаемых предметов, их суть, идею. Название и вещь неразрывно связаны между собой. Накладывание табу на определенные слова, чтобы не навлечь гнев богов, судьбы.

    Язык начинает рассматриваться как продукт деятельности человека. Возникает теория Общественного (социального) договора. Эту гипотезу развивал Демокрит и его сторонники. Теория Тесей. Связь между названиями и предметами условна. Для каждой вещи создается символические обозначения для каждой вещи, и пользуются ими. Эта теория была популярна до 18 века.

    Междометная теория. Первые слова произошли от непроизвольных выкриков древних людей. Постепенно они образовали полноценные слова. Впервые эту мысль высказал Эпикур. Дарвин считал эту теорию вполне достоверной. Гумбольдт так же поддерживал ее. Потебня – туда же. Чувственное восприятие мира.

    Звукоподражательная теория. Первые имена возникли в результате подражания звукам природы. Арестотель высказывал такую точку зрения. Во всех языках существуют такие словах.

    Звукосимволизм – в слове отражается звуком впечатления от явления. Сократ высказывал такую мысль. С некоторыми звуками языка связаны определенные ассоциации, связи.
    Журавлев А.П.: «Звук и смысл».

    Жестовая теория. Язык древних людей был безмолвный язык жестов. Теорию развивал Овсяников-Куликовский. Он считал, что на протяжении многих тысяч лет люди общались исключительно жестами. Есть мнение, что звуки так же были частью языка, но не были первичными. Позже жесты ушли на второй план. Современные психолингвисты придерживаются этой теории.

    Лепетная теория. В 19 веке полагали, что язык возник из детского лепета (мама-папа).

    Эволюционная теория развития языка . Связывает зарождение языка с развитием мышления. Иоганн Готфрид Гердер: «Исследование о происхождении языка» 1770г. Первоначально язык возник не для общения.. Внутренняя речь – язык разума, речь для себя. Формирующийся человек начал выделять отдельные предметы, запоминать их по определенным признакам, и создавать внутренние слова для этих приметов. Их совокупность образовала язык разума – речь для себя. Возникновение «Языка для других» - следующий этап эволюции языка. Гумбольдт писал о внутренней потребности человека в языке. Потебня: «Язык есть переход от бессознательности к сознанию». Мышление – язык – разум.

    Трудовая концепция развития языка. В 19 веке было обращено внимание на связь между возникновением речи и началом его трудовой деятельности. Теория трудовых команд и выкриков. Спонтанные звуки превращались в символы для обозначения видов деятельности. Изначально эти крики были инстинктивными. Первыми словами были глаголы. По названию орудий труда можно восстановить историю человечества. Трудовая теория Энгельса предполагала так же связь труда в эволюции человека и возникновении языка. Язык является продуктом совместного труда людей. Язык сразу возникает, как средство общения. В советской лингвистике эта теория долгое время была основной.

Происхождение языка – явление многофакторное , и решить эту проблему только при помощи лингвистики невозможно.

Язык, как изменяющееся явление.

С момента возникновения, язык не перестает развиваться, он – исторически развивающееся явление. Развитие его неограниченно, подобно живому существу.

Методик реконструкции первобытной речи нет.

По своему звучанию, речь первобытного человека была негармоничной – высокие писки, визги, хрипы. Это связано с тем, что форма ротовой полости была другой. Звуков было мало. Полагают, что древняя речь была слоговой – взрывной согласный + гласный звук. Частей речи, как таковых, не было. Единицами общения были нерасчлененные комплексы – слова-предложения. Их сравнивают с детской речью. Их было мало (предположительно, от 500 до 1000). Речь сопровождалась речью, мимикой, телодвижениями.

Появился ли один язык, или несколько.

Теория полигенеза – существовало множество племенных языков, диалектов. Первичная языковая непрерывность.

Теория моногенеза – на данном этапе эта теория более популярна. Язык возник из одного источника. Далее, по причине расселения людей, он видоизменился.

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

В 1703 г. Писал, что язык создан под влиянием желания, чтобы быть понятым, сохранения памяти. Слова закрепляют мысли и сообщение ее.

Слова – метки и знаки.

Кондильяк.

Опыт о происхождении человеческих знаний.

«Язык имеет целью обозначение или сообщение людьми друг другу своих мыслей, по этой причине люди снабжают имена сочетаниям идей, которые часто употребляются в жизни, оставляя другие разрозненными и оставляяя без имен». Понятие частотной лексики.

Иоганн фон Гердер (18 в.).

Так же подвергает сомнению божественное явление. Предполагает, что изначально природа языка человека сходна с природой языка животных. Первыми словами были глаголы – слова действия, которые позже породили существительные. Изначально язык – выражение чувств, эмоций. Человек невозможен без языка.

Предложил эволюционную теорию языка.

Язык животных сугубо функционален, инстинктивен. Он не является показателем интеллекта. Знаковые системы животных закрытии и не развиваются.

Глоттогенез – теория происхождения языка.

Жестовые языки и речевые жесты.

Жестовые языки имеют два аспекта – мануальный и немануальный.

В первую очередь, жестовый язык – язык для общения с глухонемыми. Нет точной информации, создан он самими глухонемыми или человеком слышащим и знающим звуковой язык.

Жест должен быть конкретным, чтобы передать его смысл. Он так же должен быть образным – изображать обозначаемый объект.

Язык жестов аморфен – не имеет склонений, спряжений и окончаний.

Кинесика – наука о речевых жестах.

Жесты подсознательно показывают наши эмоции.

    Жесты приветствия и прощания.

    Жесты желания, состояния.

    Восклицания и вопрошания.

    жесты оценки.

Независимо от того, был изначально один или несколько языков, в любом случае, они не сохранились. Все языки, существующие поныне находятся на достаточно равном этапе развития, и нельзя с точностью сказать, какой из них является древнейшим.

Основные тенденции развития языков:

    Дифференциация – язык дробится на диалекты. Контакты между диалектами ослабевает, и образуются новые языки.

    Интеграция – слияние, смешение языков.

Данные процессы происходят постоянно. В некоторые периоды преобладает один процесс, в другие периоды – другой.

До 15 века преобладали процессы дифференциации. Полагают, что именно тогда было наибольшее количество языков на земле.

После и до сих пор количество языков непрерывно уменьшается. Преобладает процессы интеграции.

Ежегодно исчезает около 10 языков, и процесс этот ускоряется.

Изменяется не только количество, но и внутренняя структура языков. Иногда эта изменчивость заметна обычным носителям языка.

Понимание изменений языка, как его порча – ненаучно. Изменения неизбежны. Изменчивость – способ эволюции, жизни языка.

Языковые изменения происходят постепенно, так как изменения не должны мешать взаимопониманию между поколениями.

Качественные изменения языка занимают 2-3 столетия.

Для изменений необходимы минимум 3 поколения.

Изменение языка происходит по нескольким причинам:

    Внешние факторы :

    1. развитие цивилизации, знаний, науки и техники,

      распространение просвещения, развитие культуры, как духовной, так и материальной,

      наличие или отсутствие письменности – быстрее меняются бесписьменные языки,

      численность носителей,

      переселение, миграция носителей языка,

      политические изменения.

    Внутриязыковые факторы :

    1. «давление системы» - внутри языка происходят системно-структурные преобразования, действуют внутриязыковые законы, возникают противоречия.

      Усложнение структуры языка – увеличение лексических единиц.

      Появление стилистических норм.

Язык изменяется по всем уровням, но скорость их изменения разнятся. Наиболее подвижна лексика , хотя базовый лексический фонд изменяется равномерно, скорость примерно одинакова для всех языков. На основе анализа коэффициента сохраняемости можно сказать, когда языки пошли по разным путям развития. Грамматика изменяется медленнее . Тенденция такова, что скорость речи увеличился во всех языках – аллегризация фонетики . Причина – изменение скорости мышления, ускорение темпа жизни. Увеличилась скорость артикуляции – необходимость передать большее количество информации на единицу времени. Увеличилась абстрактность мышления.

Так же действует тенденция к сохранению языка в коммуникативной пригодности. Происходят процессы торможения.

Таким образом, язык и подвижен и устойчив одновременно. Это связано с тем, что это функционирующая система.

Появление языка нельзя назвать случайным – это необходимый этап в развитии истории человечества.

Язык и мышление.

Язык и мышление тесно взаимосвязаны. Речемыслительная деятельность. В историческом отношении, язык – продукт мышления . Начало мышления возникло в доязыковой период, но с возникновением языка поток мысли расчленялся на языковые единицы. Слово – форма для мысли.

Отсутствие прямого соответствия. Мышление – процесс внутримозговой. Единицы языка и единицы мышления – не одно и то же. Мысль может быть оформлена разными предложениями. Посредством слова мы не передаем свои мысли другим людям, но лишь пробудить в нем его собственные. Мышление народов, говорящих на разных языках едино по своей сущности, не имеет национального характера, однако содержание мышления специфично.

Человек может мыслить и без помощи языка. Исследования нейрофизиологов показали относительную самостоятельность языковой и мыслительной деятельности человека. Утверждается, что дети понимают речь, хотя не владеют языком. Мышление может осуществляться на базе других знаковых систем.

Границы мышления и языка не совпадают. Охват мысли безграничен. Область речеобразования – лишь светлая точка сознания, маленькая сцена, на которой не могут поместиться все действующие лица, но за ней – сгущенные мыслительные массы. Многие мысли вообще не выражаются словесно. Нередко понимание возникает без словесной оболочки. Процесс мышления невербален. Мысль, в отличие от языка, речи, нелинейна.

Функции языка.

Функции языка – проявление его сущности и его назначения.

Язык двунаправлен – связь с работой сознания (когнитивная функция ), направленность на общение (Коммуникативная функция ).

Подфункции когнитивной фукнции :

    Номинативная – замена предметов их именами в процессе мышления.

    Конструктивная – в процессе мышления складываются конструкции, из них и состоит внутренняя речь.

    Аккумулятивная – накопление знаний при помощи знаний.

Коммуникативная функция – язык, как средство передачи информации другим людям.

Факультативные функции языка:

    Фатическая функция – язык, как средство установления контакта.

    Регулятивная функция – функция воздействия на другого человека.

    Психотерапевтическая, магическая.

    Метаязыковая функция – использование языка, как описание самого себя. Объяснение языковых явлений. Перевод с одного языка на другой.

    Эстетическая и поэтическая функции. Изобразительные функции языков, средство создания поэтических образов.

    Конспиративная и т.д.

Языки мира.

Одни языки исчезают, другие – появляются. Считать ли мертвые языки?

Не всегда легко отличить диалект от самостоятельного, родственного языка.

Есть территории, слабо изученные в языковом отношении.

Считается, что сейчас на земле около 7000 живых языков, однако, мнения по этому вопросу расходятся.

Наиболее распространенные языки:

    Китайский.

    Испанский и английский.

    Арабский.

    Хинди и бенгали.

    Португальский.

Языки разнятся не только по форме, но и по функции. Существуют языки международного общения, племенной, официальный и неофициальный и т.д.

Классификации языков.

Первые попытки классификации языков относятся к 16в.

Генеалогическая классификация языков мира.

Данная классификация объединяет родственные языки в языковые семьи.

Каждая семья – объединение языков, которые были диалектами единого праязыка.

Праязыки не зафиксированы письменно, они реконструируются при помощи сравнительно-исторического метода.

Внутри каждой семье есть более или менее близкие друг другу, и поэтому семья делится на группы, ветви, подгруппы.

Схематически языки и их отношения в языковой семье изображаются в виде древа.

Генеалогическая классификация – группировка языков мира на основании родственных связей между ними.

Существует около 28 языковых семей.

Основные семьи:

    Индоевропейская языковая семья. Языки этой семьи происходят от близкородственных диалектов, носители которых жили в 3 тысячелетии до н.э. Все языки восходят к индоевропейскому праязыку. Памятниками письменности не зафиксирован, реконструируется. Наиболее старые памятники письменности сохранились от 2 тысячелетия до н.э. – Веды (санскрит), клинопись хетто-лувийская, Письмо острова Крит. В индоевропейскую языковую семью входит 7 групп:

    1. Индоарийская группа. Распространены в северной и центральной части Индии. К языкам относятся санскрит, хинди, урду, бенгали, цыганский.

      Иранская группа. Распространена в Иране, Афганистане, Турции. Языки: Иранский (древнеперсидский), персидский, таджикский, фарси, древние скифские языки, осетинский язык, татский, талышский, курдский, пушту.

      Славянская группа.

      Балтийская группа – близка к славянским языкам. Литовский, латышский.

      Германская группа. Делится на северную и западную подгруппы. Северная – скандинавские языки: шведский, датский, норвежский, исландский. Западная подгруппа – немецкий, английский, нидерландский, люксембургский, африкаанс, идиш. Ранее существовала восточная группа – готские, бургундский и др.

      Романская группа – латинский язык, румынский, молдавский, итальянский, французский, испанский, португальский.

      Кельтская группа. Ирландский, шотландский, бриттонский и т.д.

      Хетто-лувийская группа – полностью вымерла..

      Древнегреческий и греческий язык, албанский, армянский.

    Китайско-тибетская семья. Включает в себя несколько сот как национальных, так и племенных, слабоизученных языков.

    1. Китайская ветвь. Представлена китайским языком и его диалектами, дунганский язык – северокитайский диалект, выделяемый как отдельный язык. Наблюдается процесс дифференциации китайских диалектов. Тайские языки относят сейчас к отдельной языковой семье, однако, раньше их относили к китайской ветви.

      Тибето-бирманская ветвь. Тибетский язык – язык церкви, бирманский язык и др.

    Австронезийская языковая семья. Регион Индонезии до Мадагаскара. Насчитывается около 800 языков.

    1. Индонезийская ветвь - Малайские языки, малайзийский, индонезийский язык, группа филиппинские языки.

      Полинезийская ветвь – гавайский язык, таити, самоа, ронго-ронго.

      Меланезийская ветвь – фиджи, на территории распространены папуасские языки, не относящиеся к этой ветви.

      Микронезийская ветвь – маршалльский, кивибати.

    Австро-азиатская семья. Население юго-восточной Азии, южной Азии.

    1. Вьетмыонская группа - вьетнамского и близких к нему языков, мыонский.

      Группа языков пигмеев - Семанг-сакай.

      Монгхмерская группа – кхмерский язык, монский.

      Палаунг-ва – южные границы Китая.

      Никобарская группа – на никобарских островах.

    2. Мунда – западная Индия. Язык сантали.

      Нагали – язык был распространен на территории Индии. Язык истребленного племени.

    Африканские языки (ок. 800). Языки народов, обитающих южнее Сахары. Сложны для изучения – нет старых текстов, мало сведений. Тропическая северная. Выделяют 3 макросемьи:

    1. Нило-сахарская макросемья. Языки территории центральной и восточной Африки. Носители – скотоводы, качевники. Языки маа, канури.

      Конго-кордофанская макросемья. Языки Банту – крупное объединение языков. Суахили – изначально, язык торговли. Зулу.

      Бушменская (койсанская) макросемья. Вероятно, язык коренного населения юга Африки. Включает бушменские язык – обладает сложной, необычной фонетикой. Готтентотские языки.

    Австралийские языки – языки коренного населения австралии.

    Семито-хамитская, афразийская семья. Север Африки, Аравийский полуостров.

    1. Семитская ветвь – ассирийский, древнееврейский и пр. древние языки, арабский.

      Египетская ветвь – древнеегипетский язык, коптский.

      Берберская ветвь – языки северной Африки. Ливийский,.

      Чадская ветвь – хауса.

      Кушитская ветвь – сомали, орома.

    Кавказская языковая семья. Языки коренного населения Кавказа. Около 40 языков.

    1. Западная группа – абхазский, адыгейский, кабардинский.

      Южная группа – ибериские языки. Грузинский и близкие к нему.

      Восточная – нахская подргуппа (чеченский, ингушский, бацбийский), дагестанские языки (аварский, цезский, андийский, даргинский, лезгинский).

    Уральская макро-семья. Финно-угорская, самодийская (языки крайнего севера России – ненецкий, энецкий,) семьи.

    1. Пермская группа – коми, удмуртский.

      Волжская – мордовский, марийский.

      Прибалтийско-финская – Эстонский, финский, карельский.

      Угорская группа – венгерский, ханты, манси.

      Саамский язык.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

По учебнику Вендиной Т.И. Введение в языкознание: учеб. пособие / Т.И. Вендина.- 2е изд., исп. и доп. – М. : Высшая школа, 2005. – 391с.

Тема: «Языкознание как наука»

Языкознание - это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и разви­тия всех языков мира. В мире существует от 2,5 до 6 тысяч язы­ков (хотя народов по данным на 1983 г. около 1 тыс.), 1 при этом распространение языков по земному шару очень неравномерно: на обширной территории Китая, например, говорят в основном на мандаринском наречии, а на о. Новая Гвинея и прилежащих к нему маленьких островах говорят на 1000 различных языков. При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:

1) каждый язык является достоянием отдельного коллектива (народа, нации), в связи, с чем любой язык (даже самый нео­бработанный) выполняет в жизни этого коллектива разные фун­кции, среди которых важнейшими являются две - быть средством познания и быть средством человеческого общения;

2) каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком, с помощью которых формируются слова и выражаются мысли, поэтому любой язык имеет по крайней мере два коррелятивных класса образований - слово и предложение;

3) любое высказывание в том или ином языке членится на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний;

4) каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

Предметом языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действи­тельности, типы языков, организация их языковых уровней,

Эта диспропорция между количеством языков и количеством народов, на них говорящих, постепенно увеличивается, кроме того, расхождение меж­ду общим числом языков вызвано трудностями разграничения языка и диа­лекта, в особенности, когда речь идет о бесписьменных языках. Общее же количество языков и диалектов на Земле достигает 30 тыс.

функционирование и историческое развитие, классификация языков и др.

Внутри языкознания условно можно выделить общее языкоз­нание и частное. Предметом изучения общего языкознания явля­ются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологичес­кое языкознание, изучающее языки в сопоставительном аспекте с целью выявления общих закономерностей их развития и функ­ционирования. Типологическое языкознание устанавливает язы­ковые универсалии, т.е. положения, которые действительны для всех языков мира (т.н. абсолютные универсалии) или для их зна­чительного большинства (т.н. статистические универсалии).



К абсолютным универсалиям относятся, например, следую­щие: 1) во всех языках мира существуют гласные и смычные со­гласные (хотя соотношение их может быть разным); 2) в каждом языке речевой поток членится на слоги, среди которых обяза­тельно встретится структура «согласный + гласный»; 3) во всех языках мира есть имена собственные и местоимения; 4) в грам­матической системе любого языка различаются имя и глагол; 5) в каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды че­ловека; 6) если в языке есть категория падежа или рода, то в нем есть и категория числа; 7) если в языке есть противопоставление роду у существительных, то оно есть и у местоимений; 8) если в языке определение стоит перед именем (как в словосочетании новый дом), то и числительное тоже будет стоять перед именем (один дом, первый дом) ; 9) на всех языках мира люди говорят пред­ложениями, при этом все языки различают вопросительные и утвердительные предложения; 10) во всех языках мира в предло­жении, как правило, имеется субъект действия и его объект, пред­мет и его признак, те или иные временные и пространственные отношения и т.д.

Из числа статистических универсалий можно привести, на­пример, такие: 1) в большинстве языков мира существует не ме­нее двух различающихся гласных (исключение составляет лишь язык аранта в Австралии, имеющий только один гласный); 2) в большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков - яванский, в котором в местоимениях ед.ч. и мн.ч. не раз­личаются). Частное языкознание обращено к изучению отдельных язы­ков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.). Частное языкознание может быть описательным (синх­ронным < др.-греч. syn "вместе" и chronos "время", т.е. относящийся к одному времени), описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (причем не только современный, но и взя­тый в каком-либо ином временном отрезке) или историческим (диахронным < др.-греч. dia "через, сквозь" и chronos "время", т.е. относящийся к движению во времени), прослеживающим раз­витие языка на протяжении большего или меньшего отрезка вре­мени (например, древнерусского языка на протяжении XII-XIII вв.). К диахроническому языкознанию относится и сравнитель­но-историческое языкознание, обращенное к изучению истори­ческого прошлого языков.

Языкознание как наука включает множество дисциплин, сре­ди которых:

1) дисциплины, связанные с изучением внутренней органи­зации языка, устройства его уровней (например, лексикология, грамматика);

2) дисциплины, связанные с изучением исторического раз­вития языка, с формированием его уровней (например, истори­ческая фонетика, историческая грамматика, историческая лек­сикология);

3) дисциплины, описывающие функционирование языка в обществе (социолингвистика, диалектология, лингвогеография), изучающие широкий комплекс проблем, отражающих соци­альную природу языка, его общественные функции, роль в жиз­ни общества и т.д.

4) дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами, возникающими на стыке наук (психолингвистика, математичес­кая и инженерная лингвистика);

5) прикладные лингвистические дисциплины (эксперимен­тальная фонетика, лексикография, палеография, дешифровка неизвестной письменности и т.д.).

Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка - это ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие языковые уровни: фонем­ный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический).

Фонемный уровень языка представляют следующие лингвис­тические науки:

фонетика - наука о звуковом уровне языка. Предметом ее изучения являются звуки речи во всем их многообразии, описа­ние их артикуляционных и акустических характеристик и пра-нил употребления в языке;

фонология - раздел языкознания, изучающий звуковую сто­рону языка, но с функциональной и системной точек зрения. Предметом изучения является фонема, ее фонологические при­знаки и функции;

морфонология - раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы. Предметом морфонологии является фонемная структура морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др. вопросы).

Фонетике, фонологии, морфонологии, описывающим звуковую сторону языка, противостоят семантически ориентиро­ванные разделы языкознания, изучающие значение как отдель­ного слова, так и целого класса слов, объединенных общностью грамматического или словообразовательного значения.

С лексическим уровнем языка связаны следующие науки:

лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лек­сического состава языка, пути его пополнения и развития, ха­рактер системных отношений внутри или между группами лек­сики;

семасиология, исследующая лексическую семантику, соотне­сенность слова с выражаемым им понятием и обозначаемым предметом действительности;

ономасиология, изучающая вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его чело­веком.

Морфологический уровень языка описывают следующие науки: морфология, изучающая структуру слова, его морфемный со­став и формы словоизменения (классификацию систем форм словоизменения), части речи и принципы их выделения;

словообразование, описывающее строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функциониро­вания в языке.

Синтаксический уровень языка представляет синтаксис - раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов (и форм слов) в словосочета­ния и предложения, типы синтаксических связей слов и пред­ложений, т.е. те механизмы языка, которые способствуют фор­мированию речи.

1) Языкознание (лингвистика, языковедение), наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке - в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

2) Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное (практическое). Частное языкознание - это наука об отдельном языке; например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке, украинистика - наука об украинском языке и т.д. Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью: 1) определить природу языка, его сущность; 2) установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, - морфологию, лексикологию и т.п.; 3) дать систематику языков, создать классификацию языков; 4) разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания. При всём различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание , или общая лингвистика, состоит из трёх основных разделов: внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции; поэтому её называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой), внутренней лингвистики и сравнительного языкознания (компаративистики ).Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка, её единицы и категории, её уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание - вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка. Объектом её становятся письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой строй языка, грамматический строй языка, его словарный состав. Основными разделами этой науки являются грамматология, фонетика, лексикология и грамматика. Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык и речь с точки зрения семиотики. Более часто используется термин письмо - как обозначение самого предмета изучения, а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности). Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке (например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию. Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причём различно на разных коммуникативных участках. Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка. Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения. Так возникает ещё одна наука - стилистика. Стилистика изучает способы использования и выбора языковых средств в зависимости от характера и целей высказывания и условий общения, а также сами стили, которые возникли в результате функционального расслоения языка. Стилистика имеет дело прежде всего со словарным составом языка, а также синтаксисом, хотя в морфологии и орфоэпии тоже есть стилистическая вариантность и правила её стилистической оценки и синонимического сближения. Поскольку стилистика изучает функциональные стили как социальные разновидности языка, она становится предметом социальной лингвистики.Наличие разделов общего языкознания - общего и частного языкознания, теоретического и прикладного языкознания - даёт возможность современной науке о языке глубоко и всесторонне исследовать частные (отдельные), общие и всеобщие свойства языков, их функционирование и развитие, решать все те разнообразные задачи, которые ставит перед языковедением и языковедами современная жизнь.

Прикладное я-е… практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

  • Лексикография - наука о составлении словарей;
  • Вычислительная лингвистика (машинная, инженерная лингвистика), которая применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм;
  • , которая опирается на результаты изучения и описания языков;
  • Логопедия - исправление дефектов речи.

3) Языкознание взаимосвязано с рядом наук и научных дисциплин, на которые опираются некоторые важные языковедческие науки и дисциплины. С другой стороны, лингвистика способствует развитию ряда других наук. Ниже перечисляются некоторые смежные науки и приводятся соответствующие им лингвистические дисциплины.

Социальные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними

История

История языка - наука об историческом развитии языков и языковых единиц.
Этимология (гр. etimon ) - наука о происхождении слов.

География

Ареальная лингвистика - наука об изучении распределения языков и диалектов.
Диалектология - наука о говорах и диалектах определенного языка.

Этнография

Этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.

Социология

Социолингвистика - наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.

Философия, логика, психология

Психолингвистика - наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии ).

Филология, литературоведение

Лингвостилистика - наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.

Педагогика

Методика обучения иностранным языкам


Языкознание (лингвистика) – это наука о языке, научное исследование языка [Лайонз 1978]. Объект науки о языке – естественный человеческий язык. Как отмечает Дж Лайонз, основная трудность перед тем, кто начинает заниматься лингвистикой, заключается в том, что нужно сформировать непредвзятый взгляд на язык. Язык привычен, естественен, мы не задумываемся о нем. Каждый человек владеет материнским языком, имеет интуитивное представление о языке, изучает грамматику в школе. Сложность заключается также в том, что такие слова, как предложение, буква, слово и др. используются как лингвистами, так и не лингвистами. Лингвисты используют эти слова как лингвистические термины. Кроме того лингвистика располагает и специальной терминологией, как и любая другая наука (сема, семема, концептема, изоморфизм, полисемия и др.).
Французский лингвист Эмиль Бенвенист подчеркивал, что нет и не может быть общества, народа, которые не имели бы языка. Нет и самого человека без языка. Общество возможно только благодаря языку, и только благодаря языку возможен индивид [Бенвенист 1974]. Сущность человека покоится в языке. Человек не был бы человеком, если бы ему было отказано в том, чтобы говорить - непрестанно, всеохватно, обо всем, в многообразных разновидностях. Мы существуем прежде всего в языке и при языке. Эти мысли о языке принадлежат немецкому философу М. Хайдегеру.
Великий немецкий ученый В.фон Гумбольдт подчеркивал, что человек является человеком только благодаря языку [Гумбольдт 1984].
Никакая сила не сравнится с силой языка, которая столь малым достигает многого. Нет силы более высокой, и, по сути дела, все могущество человека проистекает из нее [Бенвенист 1974]. Каков же источник этой таинственной силы, которая заключена в языке? Почему существование общества и индивида основано на языке? На этот вопрос пытается дать ответ наука о языке – языкознание (лингвистика).
Американский ученый Эдвард Сепир отмечал, что мы не знаем ни одного народа, который бы не обладал вполне развитым языком. Самый культурно отсталый южноафриканский бушмен говорит при помощи богатой формами символической системы, которая, по существу, вполне сопоставима с речью образованного француза. В языке дикарей, по словам Сепира, нет богатой терминологии, нет тонкого различения оттенков, отражающих высшую культурную ступень, не полно представлены более абстрактные значения, но подлинный фундамент языка – законченная фонетическая система, ассоциирование речевых элементов со значениями, сложный аппарат формального выражения отношений – все это мы находим во всех языках во вполне выработанном и систематизированном виде. Многие первобытные языки, по словам Сепира, обладают богатством форм и изобилием выразительных средств, намного превосходящим формальные и выразительные возможности языков современной цивилизации [Сепир 1993].
Язык представляет собой безмерно древнее достояние человеческого рода. Возникновение языка, вероятно, предшествует даже самому начальному развитию материальной культуры. Само развитие культуры не могло иметь места, пока не оформился язык, инструмент выражения значения [Сепир 1993]. Сепир определял язык как “чисто человеческий, не инстинктивный способ передачи мыслей, эмоций и желаний посредством специально производимых символов” [Сепир 1993].
Французский лингвист Жозеф Вандриес подчеркивал, что язык как социальное явление мог возникнуть только тогда, когда мозг человека был достаточно развит, чтобы пользоваться языком [Вандриес 1937].
Язык определяется как знаковая система формирования и словесного выражения мысли, служащая для общения в человеческом обществе. Это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных знаков, предназначенная для когнитивной деятельности человека и целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Язык служит передаче сообщений, информации, знаний о внешнем и внутреннем мире. С помощью языка люди организуют свою совместную деятельность. Язык участвует в упорядочении полученной извне информации, в мыслительной деятельности по осознанию мира.

Язык – чрезвычайно сложное социо-психологическое явление. Язык – это всегда язык какого-то народа, и в то же время это язык каждого отдельного индивида. Язык связан со всеми проявлениями человеческой жизни – с трудовой, познавательной деятельностью людей.
Величайшее достояние людей (язык) вызывает постоянно неослабный интерес. Язык – предмет внимания многих наук – философии, логики, психологии, социологии и многих других. Для языкознания язык – единственный объект исследования. Языкознание изучает язык во всех его проявлениях.
Лингвиста интересуют все языки. Любой язык, каким бы «отсталым» ни был говорящий на нем народ, оказывается сложной и высокоорганизованной системой. Нет абсолютно никакой связи между различными стадиями культурного развития общества и типами языка, используемого на соответствующих стадиях. К исследованию всех языков надо подходить c одних и тех же позиций [Лайонз 1978]. Число противопоставлений, возможных при членении окружающей действительности в принципе бесконечно. Поэтому в словаре языка получают выражение лишь те противопоставления, которые играют важную роль в жизни данного общества. Дж. Лайонз считает, что ни об одном языке нельзя сказать, что он внутренне «богаче», чем любой другой. Каждый язык приспособлен для удовлетворения коммуникативных потребностей его носителей.
Интерес лингвиста ко всем языкам обусловливается общей задачей лингвистики – создание научной теории, объясняющей структуру естественного языка. Любой языковой факт должен найти место и объяснение в рамках общей теории языка.

Цитированная литература:

Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с фр. М., 1974.

Вандриес Ж.Язык. Лингвистическое введение в историю. Пер. с фр. М., 1937.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. М., 1984.

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ. М., 1978.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. Пер. с англ. М., 1993.

3. Cвязь языкознания с другими науками

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками. Лингвистика изучает язык, принимая во внимание его отношения и связи с такими проявлениями человеческой жизни, как общество, сознание, мышление, культура, поэтому лингвистика связана со всеми главными разделами современной науки – с социальными (гуманитарными) и естественными науками, с медицинскими, техническими науками.
Самые тесные и самые древние связи существуют у языковедения с филологией . Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и лингвистику (грамматику). Филология в настоящее время понимается как комплексная наука, объединяющая литературоведение и языкознание. Языкознание связано с литературоведением (теорией литературы, историей литературы, литературной критикой). Филология – это наука, изучающая культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. На стыке языкознания и литературоведения находится поэтика – раздел теории литературы, занимающийся вопросами построения художественных текстов, изучающий звуковую, синтаксическую, стилистическую организацию поэтической речи, систему эстетических средств. Следует отметить, что между литературоведческим и лингвистическим подходом к изучению художественного текста имеются существенные различия. Литературовед изучает язык как компонент художественной формы и в связи с идейным содержанием. Языковед изучает художественный текст как проявление речевой деятельности автора, как факт языковой нормы и функционального стиля.
Лингвистика связана также с герменевтикой. Герменевтику и лингвистику занимают вопросы построения и толкования текстов, расшифровка и чтение древних текстов. Герменевтика – наука, изучающая процессы понимания текста. Человек повсюду имеет дело с текстами. В человеческой деятельности важное место занимает производство текстов и понимание текстов. Понимание текстов играет большую роль в общественной жизни, индивидуальной судьбе, организации обучения. Понимание регулирует освоение действительности через текст. А это воплощается в принятии решений, формировании взглядов, оценках, самооценках, в коммуникации всех типов. Цель филологической герменевтики – помочь коммуникации людей в разнообразнейших ситуациях, преодолеть непонимание человека человеком.
Такие же древние связи у языкознания сфилософией . В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Обе эти науки интересуются такими проблемами, как “язык и сознание”, “язык и мышление”, “язык и общество”, “язык и культура”, “соотношение понятия и значения в слове” и т.д. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека, сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка.

С ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 гг. до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку. Логика и лингвистика рассматривают проблемы связи языка и мышления, соотношения логических форм мышления и их выражения в языковых категориях.
Языкознание связано с историей. История – наука о развитии человеческого общества, о процессах, связанных с изменением социальных структур общества. История языка является частью истории народа. Связь языкознания с историей двусторонняя: данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение явлений языка, а данные языкознания являются одним из источников при изучении исторических проблем этногенеза, развития культуры народа, контактов с другими народами и т.п. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, которая характеризовалась широкими экономическими, торговыми и культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал значительное влияние западноевропейских языков.
Языкознание связано с археологией, этнографией, антропологией. Археология изучает историю по обнаруживаемым при раскопках вещественным источникам, памятникам материальной культуры – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и.т.п. Лингвистика совместно с археологией занимается изучением вымерших языков и определением миграции их носителей. Этнография изучает быт и культуру народа. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для выявления областей распространения тех или иных языков. Теснее всего лингвистика связана с этнографией при изучении диалектного словаря – названий крестьянских построек, утвари, одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремесел. Связь языкознания с этнографией проявляется не только в изучении материальной культуры, но и в исследовании отражения в языке народного самосознания. Среди общих проблем лингвистики и этнографии следует отметить проблему функционирования языка в обществах разного типа.
На стыке лингвистики и антропологии возникла этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.
Благодаря археологическим раскопкам обнаружены многие памятники письменности: таблички с ассирийскими текстами, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода, Торжка и др. В Торжке найдено большое количество берестяных грамот, которые относятся к 12 в., в том числе и один из самых больших берестяных документов, длина которого 55,5 см., ширина 9 см. Это был не документ и не деловая запись, а литературный текст, извлечение из литературного произведения. Новоторжская грамота - редкий случай дошедшего до нас из глубины веков записанного литературного текста. Это проповедь, с которой священник обращался к своей пастве [см. Вопр. языкозн. 2002. №2].
На стыке лингвистики с дисциплинами исторического цикла возникла палеография, которая изучает создание знаков письменности и их развитие.
Лингвистика (вместе с антропологией) пытается ответить на вопрос о происхождении человека и языка и о ранних этапах их развития. Антропология – наука о происхождении человека и его рас, об изменчивости человека во времени. Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков.
С социологией лингвистику объединяют такие проблемы, как социальная природа языка, его общественные функции, механизмы воздействия социальных факторов на язык, роль языка в жизни общества и др. На стыке лингвистики и социологии возникла социолингвистика , посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества, социальных структур. В социолингвистике рассматриваются вопросы языковой ситуации, языковой политики.
Лингвистика связана с психологией . Психология и лингвистика занимаются проблемами речеобразования и восприятия речи (кодировании и декодировании речевых сигналов системой мозга), речевой организации человека. Какая психологическая работа сознания стоит за каждым шагом развертывания речи и каковы эти шаги – вот один из главных вопросов психолингвистики . Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко манифестируется с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами изучается психолингвистикой.
В начале ХХ в. возникла лингвосемиотика, появление которой связывают с именем швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913). Семиотика – наука о знаках, любых знаковых системах – телеграфных кодах, флажковой сигнализации, дорожных знаках, жестовых знаках и проч. Язык - главная, наиболее сложная знаковая система, поэтому семиотика изучает язык в ряду других знаковых систем.
Лингвистика связана не только с социальными, но и с естественными наукам: физикой, биологией, физиологией, математикой, кибернетикой, информатикой, медициной и др.
Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка. Особенно важной для лингвистики является рефлекторная теория речевой деятельности русских ученых-физиологов И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Слова, которые слышит и видит человек, представляют собой вторую сигнальную систему – специфически человеческую форму отражения действительности. Вторая сигнальная система – это сигналы сигналов.
Тесная связь существует у лингвистики с неврологией – наукой о высшей нервной деятельности человека. Стык этих двух наук образовал новую дисциплину – нейролингвистику , которая изучает языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии. Изучение речевых расстройств (афазий) очень много дает лингвистам не только для понимания речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.
Связь языкознания с биологией несомненна, так как обе эти науки дают ответ на вопрос об эволюции человека и языка, позволяют реконструировать древнейшие состояния. Методы реконструкции праиндоевропейского языка и определения времени его распада оказались аналогичны сходным процедурам в молекулярной теории эволюции. Ученые обнаружили структурное сходство генетического кода и кода естественного языка.
Лингвистика связана с медициной , которую интересуют зоны и функции центральной нервной системы. Их можно изучать на основании лингвистических данных.
С психиатрией лингвистика связана при изучении бессознательных речевых ошибок, патопсихологических речевых нарушений, связанных с умственной отсталостью, или речевых отклонений, связанных с нарушением сенсорных систем (у глухих и глухонемых).
Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат предпосылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкие открытые территории содействуют, как правило разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению; моря и океаны служили в древности препятствием для широких языковых контактов. На стыке лингвистики и географии возниклалингвогеография, изучающая территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.
Лингвогеографический характер носит и топонимика – раздел лексикологии, изучающий различные географические названия (гор, морей, океанов, озер, рек, населенных пунктов и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные исторические сведения о расселении племен, миграции народов, особенностях жизненного уклада людей в различные эпохи.
Лингвистика связана с физико-математическими и техническими науками. Связь языкознания сфизикой, прежде всего с акустикой, привела к созданию экспериментальной фонетики. В конце ХХ в. образовался тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания.
На стыке математики и лингвистики возникла математическая лингвистика, которая разрабатывает формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении языка статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику. Математика позволяет разрабатывать статистическую теорию языка, проводить количественные исследования различных языковых явлений, их классификацию, создавать частотные словари, изучать формальную сочетаемость языковых единиц, вычислять статистические характеристики речи методами математической теории информации, моделировать процессы порождения и восприятия речи и др.
В числе математических дисциплин, контактирующих с лингвистикой, находится и теория информации , или информатика , изучающая язык как одно из средств хранения, переработки и передачи информации. Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.
Тесно связано современное языкознание и с кибернетикой – наукой об управлении и месте информации в процессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.
Современное языкознание представляет собой разветвленную, многоаспектную науку, имеющую широкие связи практически со всеми областями современного знания. Связь языкознания с другими науками не отрицает самостоятельности его как особой науки.
Основная тенденция научного прогресса в современном мире – взаимопроникновение наук, бурное развитие новых научных дисциплин, возникающих на стыках традиционных областей исследования. Возникла тенденция синтезирования наук, имевшая следствием стыковые науки, такие, как: физическая химия, биофизика, биохимия и др.
В результате взаимодействия языкознания с другими науками возникают комплексные (стыковые) науки, такие, как социолингвистика, нейролингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика, этнолингвистика и др. Комплексные научные дисциплины, возникающие на стыке двух и более наук, свидетельствуют о процессе синтеза научного знания.
С другой стороны идет процесс дифференциации научных областей. Из объекта лингвистики как целостной дисциплины выделяются такие области, которые отходят к сфере психолингвистики или социолингвистики как к самостоятельным наукам. Многие современные открытия сделаны лингвистами, работающими на стыке наук.
Успехи кибернетики, информатики, математической лингвистики, инженерной лингвистики вызвали к жизни новые лингвистические проблемы, дали в руки языковедам возможность исследовать язык новыми методами, которые дополняют и совершенствуют старые. Машинный перевод, использование ЭВМ, машинный поиск информации, автоматическая обработка текстов и др. потребовали пересмотреть или по-новому посмотреть на некоторые лингвистические понятия.
А.А.Реформатский отметил, что лингвистика должна быть верна своему предмету и его онтологии, хотя она может вступать в любые соотношения со смежными ей науками.
Языкознанию принадлежит ведущее место в системе наук о человеке – Человековедении.

4. Общее и частное языкознание

Лингвистика имеет два объекта – язык и языки. Лингвистика – наука о языке и языках. Человеческий язык представляет собой уникальное явление действительности. Он реально существует во множестве отдельных, конкретных языков. В наши дни науке известно около 5 тысяч языков (По некоторым данным количество языков и диалектов на Земле около 30 тысяч. Количество народов на Земле – около 1 тысячи). 180 языков являются родными для 3,5 миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них – уникальное творение людей.
Язык как человеческая способность, как универсальная и неизменная характеристика человека, не то же самое, что отдельные, постоянно изменяющиеся языки, в которых реализуется эта способность. Человеческий язык реально дан нам в опыте во множестве отдельных конкретных языков.
Каждый из отдельных языков в чем-то отличается от других, будучи неповторимым, индивидуальным явлением. Но, вместе с тем, он имеет немало общих черт с другими языками, а в самом существенном – со всеми языками мира, на которых люди говорят в настоящее время и которые уже перестали существовать, оставив о себе память в письменных текстах.
Общее и существенное в различных языках, а также частное и отдельное в конкретных языках служит основой выделения внутри языкознания общего и частного языкознания. Общее языкознание рассматривает свойства человеческого языка вообще, языка как инварианта, который реально существует в виде конкретных этнических языков.
Общее языкознание (общая лингвистика) – это наука, изучающая естественный человеческий язык, его происхождение, свойства, функционирование и развитие. Предметом общего языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, языка и культуры, типы языков, классификация языков, историческое развитие языков и др. Общее языкознание должно объяснить, опираясь на уже имеющиеся знания и проверяя вновь выдвигаемые гипотезы, природу и сущность человеческого языка вообще, т.е. ответить на вопросы о месте языка в ряду явлений мира, о его отношении к человеку и его жизнедеятельности, к мышлению, познанию, сознанию, к окружающей человека действительности, к его биологической и психологической природе. Общее языкознание включает также методологию лингвистических исследований, т.е. систему исследовательских принципов, методов, процедур и приемов.
Частное языкознание имеет своим предметом какой-либо конкретный язык или группу языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Те разделы языкознания, которые посвящены отдельным языкам, получают название от своего языка, например, русистика, англистика, полонистика, литуанистика и др. При изучении группы родственных языков название раздела языкознания дается по названию группы, например, германистика, романистика и др. Частное языкознание может изучать семьи языков, и тогда оно получает название по изучаемой семье языков, например, индоевропеистика.
Частное языкознание призвано зафиксировать, инвентаризировать и обстоятельно описать все множество существующих или существовавших на Земле языков. Частное языкознание является по своей природе описательным, эмпирическим, оно интересуется тем, как устроен данный язык, как он функционирует, как развивался.
Решение проблем частного языкознания может быть эффективным, если оно опирается на общее языкознание, которое предлагает свой концептуальный аппарат. По отношению к частному языкознанию общее языкознание выступает как дисциплина теоретическая, объяснительная. Оно представляет собой теорию, объектами которой являются универсальные, общие для всех человеческих языков законы их строения, функционирования, развития. Эти законы обязательны для всех языков, но реализуются они в каждом из конкретных языков по-своему.
С другой стороны, общие закономерности устройства и развития языка можно познать, лишь исследуя отдельные живые или мертвые языки.
Два раздела языкознания – общее и частное языкознание дополняют друг друга. Общее языкознание способствует лучшему пониманию специфики конкретных языков, оно играет роль теоретического фундамента для частных лингвистик, описывающих конкретные языки. Частное языкознание использует концепции, идеи, положения общего языкознания, применяя их к конкретному языку.

Языкознание (языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них -индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Языковедческая традиция насчитывает около 3000 лет. В V в. до н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка - грамматика Пнини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке - в Мессопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков - они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка (связывая их чаще всего с возникновением самой жизни), о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

­ Конец страницы 6 ­

¯ Начало страницы 7 ¯

Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке начиналась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств - риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.

Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином "грамматика" считалось одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения в школе.


Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами- природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языкознания многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке.

Общее и существенное в различных языках, а также частное, отдельное в конкретных языках служат основой выделения внутри языкознания общего и частного языковедения. Общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков изучаются общим языкознанием. Как бы ни разли-

­ Конец страницы 7 ­

¯ Начало страницы 8 ¯

чались между собой отдельные языки, у них есть много общих признаков, свойств, качеств, являющихся объектом исследования общего языкознания. Важным аспектом таких исследований выступает выявление языковых универсалий, то есть положений, действительных для всех Языков мира (абсолютные универсалии) или для ряда языков (статистические универсалии).

Частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Теоретически возможно существование 5000 частных лингвистик - по числу известных науке языков. Но на практике лишь 500 языков исследованы достаточно хорошо, 1500 изучены в малой степени, об остальных же имеются лишь те или иные сведения. Те разделы частного языкознания, которые посвящены отдельным языкам, нередко и название получают от своего языка, например: русистика, белорусистика, украинистика, полонистика, литуанистика (изучает литовский язык) и т.д. При изучении группы родственных языков название раздела языкознания дается по названию группы, например: славистика изучает славянские языки, германистика -германские, романистика - романские и т.д. Кроме того, каждой языковой семье (исторически родственным группам языков) посвящается одна обширная область лингвистики. Такой областью является, например, индоевропеистика, которая названа так потому, что народы, говорящие на ряде родственных языков, живут на огромной территории от Индии до Европы.

Таким образом, лингвистика делится на две отрасли - общее и частное языкознание. Было бы, однако, ошибкой считать, что эти два раздела одной науки могут обойтись друг без друга. Общее всегда познается через частное, конкретное. Общие закономерности устройства и развития языка можно познать, лишь внимательно исследуя отдельные живые и мертвые языки. В свою очередь, частное языкознание использует концепции, идеи, положения общего языкознания, применяя их к конкретному языку.

В зависимости от целей исследования - решение теоретических или прикладных задач языкознание делится на теоретическое (общее) и прикладное. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использовани-

­ Конец страницы 8 ­

¯ Начало страницы 9 ¯

ем языка. Она решает как частные проблемы, касающиеся одного языка, так и вопросы, приложимые к любому языку: обучение неродному языку, создание алфавитов и усовершенствование письма, автоматическая обработка текста с применением ЭВМ, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых, стандартизация научно-технической терминологии, автоматическое распознавание и синтез речи и т.д.

Языкознание делят также на внешнюю и внутреннюю лингвистику. Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка: внутреннем, направленном на исследование структуры языка как самостоятельного явления, и внешнем (экстралингвистическом), сущность которого заключается в изучении внешних условий и факторов развития и функционирования языка.

Внешняя лингвистика занимается прежде всего проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, территориальным распространением языков, соотношением языка и культуры народа и многими другими проблемами. Под этим названием обобщено множество научных направлений, которые, в свою очередь, имеют собственные обозначения - социолингвистика, лингвогеография, этнолингвистика и некоторые другие.

Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления. Внутренняя лингвистика является чрезвычайно разветвленной областью языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин в зависимости от членения самого языка на уровни: фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование. Фонетика изучает звуки, из которых состоит наша речь, фонология - функциональную роль звуков. Лексикологию интересует слово как единица языка, семасиологию - значения слов и законы изменения значений. Изучением грамматического строя языка занимаются два раздела грамматики - морфология и синтаксис. К грамматике тесно примыкает словообразование, изучающее строение слов и законы, по которым слова образуются. Таковы некоторые науки, рассматривающие внутреннее устройство языка. Обозначенное членение внутренней лингвистики на области исследования остается актуальным для любого национального языкознания, независимо от того, как на-

­ Конец страницы 9 ­

¯ Начало страницы 10 ¯

циональная научная традиция сформировала структуру науки о языке.

Еще одно деление; языкознания как науки соответствует направлениям, школам и методам исследования языка и дает такие варианты лингвистики, как описательная лингвистика, сравнительно-историческое языкознание, или компаративистика, логическое языкознание, психологическое языкознание, структурное языкознание, трансформационная грамматика и т.д.

Говоря об особенностях членения языкознания как науки, следует иметь в виду, что каждая страна характеризуется своей лингвистической традицией и дает свой вариант науки о языке. В каждом из национальных с языкознании могут выделяться и различные структурные области науки о языке, поддерживаемые собственной языковедческой традицией. Например, в русском и белорусском языкознании очень четко различаются в качестве самостоятельных областей лингвистики фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование, стилистика. Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень сильные и влиятельные американские школы дескриптивной лингвистики и трансформационной грамматики не дали отчетливого различения наук, соответствующих основным структурным областям языка. Дескриптивная лингвистика в основном все свела к своеобразно понимаемой морфологии, трансформационная грамматика а - к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!